УДК 332.145
Гусев Дмитрий Викторович
аспирант кафедры управления и маркетинга Волго-Вятской академии государственной службы тел.: (831) 412-41-64
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Gusev Dmitry Viktorovich
post-graduate student of the chair of management and marketing, Volga-Vyatka Academy of State Service tel.: (831) 412-41-64
SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIAN FEDERATION ON THE EXAMPLE OF VOLGA FEDERAL DISTRICT
Аннотация:
Сбалансированное социально-экономическое развитие регионов достигается в результате проведения государственной региональной политики, нацеленной на создание благоприятных условий для реализации потенциала развития каждого региона путем преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, содействия развитию человеческого потенциала, улучшения координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, структур гражданского общества.
Ключевые слова:
принципь государственной политики регионального развития, зоны опережающего экономического роста, инфраструктурный эффект, задачи и потенциал.
The summary:
The balanced social and economic development of regions is achieved as a result of the state regional policy aimed at creating favorable conditions for realizing the potential of each region by overcoming infrastructural and institutional constraints to promote human development, improve the coordination of state authorities, local government, business, civil society structures.
Keywords:
principles of state policy of regional development, zones of advanced economic growth, infrastructure effect, tasks and potential.
Сбалансированное социально-экономическое развитие регионов как один из целевых ориентиров развития Российской Федерации характеризуется уменьшением дифференциации в уровне и качестве жизни населения в различных регионах.
Это достигается в результате проведения государственной региональной политики, нацеленной на создание благоприятных условий для реализации потенциала развития каждого региона путем преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, содействия развитию человеческого потенциала, улучшения координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, структур гражданского общества.
Государственная политика регионального развития в долгосрочной перспективе будет формироваться, исходя из следующих основных принципов:
- скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию зон опережающего экономического роста на территории страны с учетом конкурентных преимуществ каждого региона;
- оказание дополнительной финансовой поддержки регионам на условиях сокращения дифференциации уровня социально-экономического развития регионов и проведения преобразований, предусмотренных государственной политикой в соответствующих сферах деятельности федеральных органов исполнительной власти;
- применение механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов российской Федерации и органов местного самоуправления к эффективному осуществлению их полномочий и созданию максимально благоприятных условий для комплексного социальноэкономического развития регионов.
Инновационный и социальный векторы долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в региональном разрезе проявляются:
- в развитии научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;
- в формировании территориально-производственных кластеров (не менее 6-8 до 2020 г.), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях российской экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;
- в формировании территориально-производственных кластеров, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии на ранее неосвоенных территориях;
- в образовании и развитии туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;
- в развитии крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста с постепенной ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы;
- в значительном снижении межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, сближении стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением.
Инновационно- и социально-ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития. Конфигурация пространственного развития становится более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым и финансовым зонам развития, появляются новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала.
В период до 2012 г. региональное развитие будет определяться, в основном, уже сформировавшимися зонами экономического роста, к которым относятся:
- крупнейшие российские агломерации с наиболее динамичным экономическим ростом, обеспечивающим приток населения и инвестиций;
- крупные города-центры регионов, рост которых обеспечивается концентрацией сервисных функций и индустриальных производств (с растущей долей обрабатывающих отраслей, ориентированных преимущественно на внутренние рынки), но пока еще недостаточно поддерживается притоком населения и инвестициями;
- территории, на которых сосредоточена добыча полезных ископаемых и их переработка, рост которых менее устойчив и зависит от конъюнктуры цен, но значительные бюджетные ресурсы позволяют поддерживать человеческий капитал и инфраструктуру;
- порты центральной и южной части России, через которые проходят основные грузо- и пассажиропотоки;
- территории юга России с развитой инфраструктурой, выходом к морскому побережью, уникальными рекреационными ресурсами.
При этом большое значение будет иметь «инфраструктурный эффект» формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, образовательной и инновационной инфраструктуры. На востоке страны такой сценарий даст выборочный толчок развитию городов с самым значительным объемом накопленного инновационного потенциала.
В период, начиная с 2012 г., существенный вклад в региональное развитие будут вносить перспективные зоны опережающего экономического роста, к которым относятся:
- индустриальные зоны Поволжья и Урала, на территории которых развиваются ресурсодобывающие и перерабатывающие высокотехнологичные отрасли;
- города Сибири с более высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики, портовые города Севера и Дальнего Востока;
- новые зоны освоения природных ресурсов на Европейском Севере, в Восточной Сибири и на Сахалине, их переработки в Нижнем Приангарье, Южной Якутии, Читинской области, зоны добычи и переработки водных биоресурсов на Дальнем Востоке;
- туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, богатым историко-культурным наследием.
Для реализации инновационно- и социально-ориентированного сценария регионального развития, экономического потенциала регионов, опирающегося на зоны опережающего экономического роста, принципиально важно решить следующие задачи:
1. Развитие федеральной транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры с учетом пространственной организации зон опережающего экономического роста.
2. Применение особых режимов тарифного, финансово-кредитного, налогового (в исключительных случаях - таможенного) регулирования для особо депрессивных или геополитически значимых территорий.
3. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
4. Рост территориальной мобильности населения и преодоление депопуляции [1].
Преимущества Приволжского федерального округа определяются сравнительно благоприятными климатическими условиями, географическим положением, развитой инфраструктурой, развитой диверсифицированной производственной базой и сетью поселений, наличием квалифицированных кадров и системы их воспроизводства.
Ограничения развития Приволжского федерального округа связаны с недостатком ресурсной базы, напряженной экологической ситуацией, технологической отсталостью и высоким износом традиционно имеющей ключевое значение для экономики регионов округа индустриальной базы, недостатка мостовых переходов через р. Волгу.
Развитие северной части Приволжского федерального округа (Пермский край, Республика Удмуртия и Кировская область) определяется потенциалом традиционных отраслей специализации (машиностроительный комплекс, включая оборонные отрасли, лесопромышленный комплекс, химия и нефтехимия). Эти базовые специализации дополняются отдельными центрами черной и цветной металлургии, ядерно-энергетического комплекса, горнодобывающей промышленности. Сложившиеся интеграционные связи со Свердловской областью (горнорудная база, транспортный транзит, машиностроение), а также перспективные связи с ресурсными регионами северо-запада - республикой Коми и Архангельской областью (ресурсная база) во многом определят дальнейшие направления развития этой части территории округа. Наилучшие предпосылки для формирования новой экономики сосредоточены в Пермской агломерации, где активно развиваются машиностроение, химия и нефтехимия, научно-образовательный комплекс, транспортно-логистический комплекс.
В качестве отдельных зон округа выделяются республики Татарстан и Башкортостан. Центрами опережающего развития республики Татарстан являются Казанская агломерация с развитым авиастроением, нефтехимией, транспортно-логистическим комплексом и научнообразовательной сферой (Казанский университет и отраслевые институты), а также восточный промышленный узел (Елабуга, Набережные Челны, Менделеевск), основными секторами экономики которого являются нефтехимическая и химическая промышленность, имеющий особые перспективы автомобилестроительный кластер.
Потенциал экономического развития республики Башкортостан определяется традиционными специализациями Уфимской агломерации (нефтепереработка, нефтехимия, машиностроение), инновационное развитие которых будет опираться на научно-образовательный комплекс, а также промышленной агломерации Стерлитамак - Салават - Ишимбай с ориентацией на химическую и нефтехимическую промышленность и оборонное машиностроение. При этом экономика восточной части республики Башкортостан тесно интегрирована с экономикой Челябинской области, опирающейся на горнорудно-металлургический комплекс и туризм.
В каждой республике традиционно развитое сельское хозяйство определяет формирование современного агропромышленного кластера.
Потенциал юга Приволжского федерального округа определяется развитием Самарско-Тольяттинской агломерации с развитым автомобилестроением, авиационно-космическим машиностроением, станкостроением, нефтедобычей, нефтепереработкой, нефтехимией, транспортно-логистическим узлом, научно-образовательным комплексом, опирающимся на систему отраслевых исследовательских институтов, и туристско-рекреационным сектором.
Приволжские территории Саратовской области (Саратов, Балаково) становятся зоной опережающего развития юго-запада Приволжского федерального округа со специализацией на машиностроение, химию, обеспечение транспортного транзита, агропромышленный комплекс. Центрами роста становятся Ульяновск, в котором будут развиваться машиностроение и высокотехнологичный ядерно-промышленный комплекс, и Пенза со специализацией на машиностроение.
Основу развития юго-восточной части Приволжского федерального округа (Оренбургская область) составляют металлургия, добыча нефти и газа, газопереработка, а также сельское хозяйство.
Многофункциональным центром развития северо-западной части округа (Нижегородская область, республики Мордовия, Чувашия, Марий Эл) является Нижегородская агломерация, экономика которой сочетает как традиционные отрасли (все виды транспортного машиностроения, металлургия, химия и нефтехимия, научно-образовательный комплекс, транспортнологистический узел), так и секторы новой экономики (информационные технологии, фармацев-
тика, туризм, инновационные транспортные технологии). Центрами роста становятся также Саранск (электротехника), Чебоксары (машиностроение), Йошкар-Ола (ВПК) [2].
Ссылки:
1. Министерство экономического развития 1 .
Российской Федерации. URL:
http://www.economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 15.09.2011).
2. Министерство регионального развития 2.
Российской Федерации. URL:
http://www.minregion.ru/activities/territorial_planning/str ategy/federal_development/privolg_dev/ (дата обращения: 15.09.2011).
References (transliterated):
Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya
Rossiyskoy Federatsii. URL:
http://www.economy.gov.ru/minec/main (date of access: 15.09.2011).
Ministerstvo regional'nogo razvitiya
Rossiyskoy Federatsii. URL:
http://www.minregion.ru/activities/territorial_planning/ strategy/federal_development/privolg_dev/ (date of access: 15.09.2011).