Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В 2018-2020 ГОДАХ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В 2018-2020 ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КРЫМ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Узнародов Дмитрий Игоревич

Рассматриваются особенности социально-экономического развития Республики Крым в 2018-2020 гг. При помощи анализа статистических данных выявляются наиболее и наименее экономически благополучные муниципальные образования Республики Крым. К проблемам, оказывающим отрицательное воздействие на социально-экономические процессы в республике, относятся: низкий показатель ВРП на душу населения, высокие цены на продовольственные товары, слишком быстрые темпы роста цен на коммунальные услуги, значительная дифференциация муниципальных образований республики по средним показателям заработной платы населения и уровню безработицы. Приводятся рекомендации по снижению общего уровня социальной напряженности в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF CRIMEA IN 2018-2020

The article examines features of the socio-economic development of the Republic of Crimea in 2018-2020; in the article the main problems that have a negative impact on the socio-economic processes in the republic are highlighted. Using the method of statistical data analysis, the most and least economically prosperous municipalities of the Republic of Crimea are identified. Problems, that have a negative impact on the socio-economic processes in the republic, include a low GRP per capita, high prices for food products, too fast growth rates of prices for utilities, significant differentiation of municipalities of the republic in terms of average wages of the population and the level of unemployment. In conclusion, in the article the recommendations for reducing the overall level of social tension in the republic are given.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В 2018-2020 ГОДАХ»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

УДК 332.1

doi 10.18522/2687-0770-2021-2-100-105

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В 2018-2020 ГОДАХ*

© 2021 г. Д.И. Узнародов а

а Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF CRIMEA IN 2018-2020

D.I. Uznarodov а

а Federal Research Center Southern Scientific Center, Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia

Узнародов Дмитрий Игоревич -

кандидат политических наук, научный сотрудник,

лаборатория социологии,

Федеральный исследовательский центр

Южный научный центр

Российской академии наук,

пр. Чехова, 41, г. Ростов-на-Дону,

344006, Россия

E-mail: [email protected]

Dmitry I. Uznarodov -

Candidate of Political Sciences, Researcher,

Laboratory of Sociology,

Federal Research Center

Southern Scientific Center,

Russian Academy of Sciences.

Chekhova Str., 41, Rostov-on-Don,

344006, Russia.

E-mail: [email protected]

Рассматриваются особенности социально-экономического развития Республики Крым в 2018-2020 гг. При помощи анализа статистических данных выявляются наиболее и наименее экономически благополучные муниципальные образования Республики Крым. К проблемам, оказывающим отрицательное воздействие на социально-экономические процессы в республике, относятся: низкий показатель ВРП на душу населения, высокие цены на продовольственные товары, слишком быстрые темпы роста цен на коммунальные услуги, значительная дифференциация муниципальных образований республики по средним показателям заработной платы населения и уровню безработицы. Приводятся рекомендации по снижению общего уровня социальной напряженности в республике.

Ключевые слова: Республика Крым, экономическое развитие, социально-экономические процессы, социальная напряженность.

The article examines features of the socio-economic development of the Republic of Crimea in 2018-2020; in the article the main problems that have a negative impact on the socio-economic processes in the republic are highlighted. Using the method of statistical data analysis, the most and least economically prosperous municipalities of the Republic of Crimea are identified. Problems, that have a negative impact on the socio-economic processes in the republic, include a low GRP per capita, high prices for food products, too fast growth rates of prices for utilities, significant differentiation of municipalities of the republic in terms of average wages of the population and the level of unemployment. In conclusion, in the article the recommendations for reducing the overall level of social tension in the republic are given.

Keywords: Republic of Crimea, economic development, socio-economic processes, social tension.

* Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН, № гр. проекта АААА-А19-119011190184-2.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

В настоящее время процесс интеграции Крымского полуострова в российскую экономическую систему нельзя назвать полностью завершенным. В рамках решения данной задачи властями Российской Федерации был принят ряд мер, которые имеют несомненно положительный характер. Например, к ним можно отнести создание Специальной экономической зоны на территории полуострова, а также ряд полезных инфраструктурных проектов, в частности строительство Балаклавской и Таврической ТЭС, обеспечивших энергетическую независимость республики. Нельзя не упомянуть и о проектах, способствовавших разрешению транспортной проблемы. Подобными проектами являются строительство транспортного моста через Керченский пролив, строительство нового аэровокзального комплекса аэропорта г. Симферополя (включает современный терминал для обслуживания 6,5 млн пассажиров в год), а также запуск автомобильной дороги федерального значения «Таврида» (Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь -Бахчисарай - Севастополь) [1, с. 102].

Несмотря на ряд принятых вышеназванных положительных мер, в настоящее время уровень социально-экономического развития в Республике Крым по-прежнему не является высоким. Об этом свидетельствуют многие статистические показатели. Например, по внутреннему региональному продукту (ВРП) Республика Крым занимает лишь пятое место в Южном федеральном округе (ЮФО), опережая только такие субъекты, как Республика Адыгея и Республика Калмыкия. Для сравнения: ВРП Краснодарского края превосходит ВРП Республики Крым в пять раз [2]. Если говорить о таком показателе, как ВРП на душу населения, то здесь Республика Крым и вовсе занимает последнюю позицию среди всех субъектов ЮФО.

Также одной из проблем является высокая степень зависимости Республики Крым от поступлений из федерального бюджета: если в Астраханскую область они составляют 24 % от общего объема бюджета региона, в Волгоградскую область - 25 %, в Краснодарский край -17 %, в Республику Калмыкия - 48 %, в Республику Адыгея - 46 %, то объем таких поступлений в Республику Крым находится на уровне 62 % от консолидированного бюджета всех муниципальных образований полуострова [2]. Кроме того, следует обратить внимание и на другие важные статистические показатели, которые также свидетельствуют о достаточно

сложном положении экономики Крымского полуострова в настоящее время.

Республика Крым продолжает оставаться лидером среди всех субъектов ЮФО по уровню цен на продовольственные товары [3, 4]. По идее, открытие моста через Керченский пролив в 2018 г. и железнодорожной его части в конце 2019 г. должно было повлиять в положительном плане на ценовую политику на полуострове, однако, к сожалению, этого не произошло. Конечно, нельзя не отметить, что цены в сравнении с периодом 2014-2018 гг. в определенной степени снизились, но они по-прежнему превышают цены в соседних регионах ЮФО. Разница в ценах между другими субъектами ЮФО в среднем составляет 36-40 %, в зависимости от категории товаров, но по ряду товаров разница доходит и до 60-80 % [4]. Причина более высоких цен в Крыму вызвана прежде всего тем, что крупные федеральные торговые сети никак не хотят рассматривать Крым как площадку для своего развития. Как известно, в торговых сетях, благодаря различным скидкам и акциям, цены бывают, как правило, ниже. Главная проблема состоит в стоимости аренды торговых площадей в Республике Крым, которая в несколько раз выше чем в Краснодарском крае. При этом количество объектов торговли превышает нормативные показатели в 1,6 раза (7 тыс. стационарных торговых точек).

Немаловажной проблемой для Республики Крым являются тарифы на коммунальные услуги. Особенно высоки темпы роста цен на электроэнергию. Вообще темпы роста тарифов в Республике Крым самые высокие из всех субъектов ЮФО. Например, в 2018 г., по сравнению с 2016 г., увеличение тарифов на электроэнергию составило 55 % [5, 6], а если сравнивать с 2015 г., то на 134,72 %. В свою очередь, с 2015 по 2016 г. рост тарифов составлял 30,56 % (с 1,44 до 1,88 кВт/ч); с 2016 по 2017 г. - 35,64 % (с 1,88 до 2,55 кВт/ч); с 2017 по 2018 г. -32,55 % (с 2,55 до 3,38 кВт/ч), а в период с 2018 по 2020 г. - на 22,78 %. Для сравнения: в Краснодарском крае с 2018 по 2020 г. рост тарифов на электроэнергию составил 8,89 %, в Ростовской области - 6,81 %, в Волгоградской области - 8,15 %, в Астраханской области - 6,14 %, в Республике Калмыкия - 10,46 %, в Республике Адыгея - 8,89 % [7]. В соответствии с приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым в 2021 г. рост тарифов будет не таким значительным, как в предыдущие го-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

ды, и составит в среднем 9 %, что, безусловно, является положительным моментом [8]. Кроме того, как и в предыдущие годы, в Республике Крым в 2021 г. будет действовать дифференцированная тарифная сетка на электроэнергию (при потреблении до 150 кВт/ч, от 150 до 800 кВт/ч, а также свыше 800 кВт/ч).

Также в настоящее время в Республике Крым остается открытой проблема низких зарплат в ряде муниципальных районов. В целом по уровню средней заработной платы Республика Крым занимает 55 место, а размер средней зарплаты по республике составляет 31 263 р. [9], что на первый взгляд не является каким-то неудовлетворительным показателем. Однако в ряде муниципальных образований (Джанкойский, Краснопе-рекопский, Красногвардейский районы) средняя зарплата составляет всего 24-25 тыс. р. [10], что находится на уровне некоторых наиболее отстающих по этому показателю российских субъектов, в частности Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии [11, 12]. В Республике есть и другие муниципальные районы, где показатели по заработным платам населения также находятся на довольно низком уровне (Сакский, Кировский, Раздольненский, Первомайский), где этот показатель колеблется от 27 до 28 500 р. [10].

Конечно, нельзя не отметить тот положительный момент, что в целом в сравнении с 2014 г. средние значения заработной платы населения муниципальных районов Республики Крым заметно выросли. В частности, за последние четыре года они возросли на 5-7 тыс. р. В то же время за прошедший период, в особенности 2020 г., наблюдаются определенные тенденции в некоторых районах по снижению других социально-экономических показателей.

В рамках исследования нами были определены наиболее и наименее развитые в социально-экономическом плане районы, проанализирован ряд показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития во всех муниципальных образованиях полуострова. За основу были взяты: уровень безработицы (по методологии Международной организации труда - МОТ), среднемесячная заработная плата, а также коэффициент напряженности на рынке труда. В качестве источниковой базы использовалась статистическая информация с официального сайта Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю.

Уровень безработицы по муниципальным районам был определен по формуле, применяе-

мой МОТ для расчета показателя общей численности безработных, в процентах к экономически активному населению:

где Ru - уровень безработицы, %; U - численность безработных в среднем за год; EАP - численность экономически активного населения (рабочей силы) в среднем за год (среднесписочная численность населения).

Численность экономически активного населения высчитывалась посредством суммирования среднесписочной численности занятых в экономике каждого отдельно взятого муниципального района, с одной стороны, и численности незанятых, официально зарегистрированных в органах службы занятости муниципальных образований в качестве ищущих работу, а также признанных безработными - с другой. Информация о численности безработных, а также о среднесписочной численности занятых была собрана из паспортов социально-экономического развития, которые регулярно размещаются на официальных сайтах муниципальных районов.

В результате проведенного анализа собранных статистических данных нами были выявлены наиболее развитые и наиболее проблемные в социально-экономическом аспекте муниципальные районы. Приходится констатировать, что в настоящее время в республике существует определенное расслоение между северной и южной частью по уровню социально-экономического развития. Большинство муниципальных образований с наиболее благоприятной социально-экономической ситуацией располагаются в южной части республики. К ним относятся городские округа Алушта, Евпатория, Керчь, Симферополь, Феодосия и Ялта, которые занимают первые места по уровню средней заработной платы населения, а также лидирующие позиции по уровню наиболее низкой безработицы и менее высокому коэффициенту напряженности на рынке труда. Помимо вышеназванных муниципальных образований одним из наиболее социально-экономически благополучных районов является также городской округ Саки, находящийся в центральной части Республики Крым (табл. 1). Следует учитывать и то, что сразу пять муниципальных образований Юга Крыма входят в десятку по уровню среднемесячной заработной платы (городские округа Ялта, Керчь, Феодосия, Алушта и Бахчисарайский район).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

Таблица 1

Наиболее социально-экономически развитые муниципальные образования Республики Крым [10] / The most socially and economically developed municipalities of the Republic of Crimea [10]

Район/городской округ Уровень безработицы (по методологии МОТ), % Коэффициент напряженности на рынке труда Среднемесячная заработная плата, р.

2018 2019 2020 2018 2019 2020 2018 2019 2020

Алушта 1,52 2,17 5,39 0,33 0,56 0,76 29 307 33 755 36 960

Бахчисарайский район 1,36 2,23 15,0 0,37 0,59 0,48 28 872 29 410 31 210

Евпатория 1,28 2,41 14,9 0,55 0,88 2,99 27 097 28 743 30 256

Керчь 1,23 0,83 16,52 0,37 0,16 0,33 31 846 33 916 34 112

Саки 1,00 0,82 7,38 1,6 5,8 2,1 27 839 29 566 29 858

Симферополь 0,2 0,74 5,81 0,27 0,09 0,7 37 717 41 100 43 400

Феодосия 1,27 1,78 5,31 0,4 0,1 0,47 30 625 32 824 33 018

Ялта 0,37 0,51 3,04 0,17 0,23 0,8 33 167 36 397 39 158

Наименее экономически развитые муниципальные образования находятся преимущественно в северной части полуострова. К ним относятся Джанкойский, Красноперекопский, Первомайский и Раздольненский районы. Помимо этого к муни-

ципальным образованиям с повышенной социальной напряженностью относятся районы центральной и южной части Крымского полуострова -Нижнегорский, Кировский, Красногвардейский и Сакский (табл. 2) [10].

Таблица 2

Наименее социально-экономически развитые муниципальные образования Республики Крым [10] / The least socially and economically developed municipalities of the Republic of Crimea [10]

Уровень безработицы (по Коэффициент напряжен- Среднемесячная заработная

Район методологии МОТ), % ности на рынке труда плата, р.

2018 2019 2020 2018 2019 2020 2018 2019 2020

Джанкойский 4,64 4,63 40,1 1,8 1,8 13,3 21 369 22 272 25 101

Кировский 6,01 14,43 57,6 0,56 0,91 2,2 25 255 27 517 28 558

Красногвардейский 1,81 1,80 30,1 0,74 0,8 5,9 28 887 25 174 24 389

Красноперекопский 12,04 28,08 69,97 3,2 1,05 23,3 22 089 23 860 24 138

Нижнегорский 12,4 7,00 30,38 1,2 0,33 1,43 24 395 26 633 29 432

Первомайский 9,02 7,85 10,2 1,6 1,9 1,7 23 572 24 248 28 521

Раздольненский 10,1 7,57 22,77 3,42 1,99 4,9 25 569 26 620 28 050

Сакский 6,52 7,72 44,09 0,35 0,86 8,5 25 615 26 806 27 251

В 2020 г. в связи с пандемией новой корона-вирусной инфекции СОУШ-19, повлекшей по всему миру многочисленные проблемы социально-экономического характера, в Республике Крым, как и в других регионах России, наблюдалось увеличение уровня безработицы в 9,2 раза на конец года [13], что является максимальным показателем среди всех субъектов ЮФО. В целом по России по итогам 2020 г. уровень безработицы вырос на 24,7 % и, по официальным данным, составил 5,9 % [14]. Рекордное увеличение уровня безработицы произошло в Красногвардейском и Симферополь-

ском районах - в 30 (с 1,8 до 30,1 %) и 47 раз (с 1,6 до 47,4 %) соответственно.

Если с 2015 по 2017 г. практически во всех муниципальных образованиях Крымского полуострова наблюдалось снижение уровня безработицы, то с 2018 г. ситуация начинает постепенно меняться. По сравнению с 2017 г. сразу в 11 муниципальных образованиях полуострова происходит увеличение уровня безработицы: городской округ Алушта (с 0,61 до 1,52 %), городской округ Армянск (с 2 до 3,8 %), городской округ Джанкой (с 1,57 до 3,05 %), городской округ Керчь (с 1,22 до 1,23 %), Кировский

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

район (с 4,48 до 6,01 %), Нижнегорский район (с 6 до 12,4 %), Первомайский район (с 5,14 до 9,02 %), Раздольненский район (с 9,81 до 10,1 %), городской округ Саки (с 0,89 до 1 %), Сакский район (с 5,86 до 6,52 %), городской округ Судак (с 2,3 до 3,93 %) [10]. В период с 2018 по 2019 г. увеличение уровня безработицы наблюдалось уже в 15 муниципальных образованиях: городской округ Алушта (с 1,52 до 2,17 %), Бахчисарайский район (с 1,36 до 2,23 %), Белогорский район (с 4,1 до 11,1 %), городской округ Евпатория (с 1,28 до 2,41 %), Кировский район (с 6,01 до 14,43 %), городской округ Красноперекопск (с 1,28 до 1,47 %), Крас-ноперекопский район (с 12,04 до 28,08 %), Ленинский район (с 4,04 до 6,91 %), Сакский район (с 6,52 до 7,72 %), городской округ Симферополь (с 0,2 до 0,74 %), Симферопольский район (с 1,4 до 1,6 %), городской округ Судак (с 3,93 до 5,03 %), городской округ Феодосия (с 1,27 до 1,78 %), Черноморский район (с 3,5 до 8,88 %), городской округ Ялта (с 0,37 до 0,51 %) [10].

Итак, следует отметить, что в настоящее время существует ряд нерешенных проблем, оказывающих негативное влияние на социально-экономическое развитие Республики Крым. К ним относятся: низкий показатель ВРП на душу населения, высокие цены на продовольственные товары, слишком быстрые темпы роста цен на коммунальные услуги, значительная дифференциация муниципальных образований республики (между наиболее отстающими северными районами и наиболее развитыми южными) по средним показателям заработной платы населения и уровню безработицы. Помимо этого серьезные опасения вызывают темпы роста уровня безработицы по итогам 2020 г. в ряде муниципальных образований республики, вызванные массовым снижением экономических показателей вследствие произошедшей пандемии коронавируса, что в свою очередь требует от правительства страны и республики принятия новых эффективных мер по восстановлению экономики в 2021 г. В качестве рекомендаций можно предложить следующие меры, способные, на наш взгляд, снизить общий уровень социальной напряженности в республике: 1) снижение налоговой ставки для предпринимателей до 2 % (как это было в период с 2015 по 2018 г.; в настоящее время и по 2022 г. ставка составляет 6 %, а с 2022 г. будет достигать 13,5 %); 2) введение фиксированного тарифа за оплату

коммунальных услуг, в частности снижение тарифа на электроэнергию до 1,44 кВт/ч (в настоящее время тариф составляет 4,15 кВт/ч, что также абсолютно несоразмерно доходам населения Крыма в настоящее время); 3) введение фиксированных цен на бензин на уровне 39 р. (т. е. на уровне Челябинской области, где на данный момент самые низкие цены на бензин в России; в настоящее время Республика Крым занимает 7-е место в России по стоимости бензина - 45,86 р. за литр).

Литература

1. Знаменщиков А.О. Республика Крым и Севастополь: первые итоги реализации государственных программ в экономической и социальной сферах // Управленческое консультирование. 2019. № 10. С. 100-109.

2. Швец А.Б., Вольхин Д.А. Крым в пространстве Юга России: приоритетные форматы и векторы межрегиональных взаимодействий // Геополитика и эко-геодинамика регионов. 2018. № 4. С. 319-336.

3. Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. URL: https://crimea.gks.ru/folder/27544 (дата обращения: 18.02.2021).

4. Индексы цен по Южному федеральному округу. Июнь 2018 г. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области. URL: http:// rostov.gks.ru/ wps/ wcm/connect/rosstat_ts/rostov/ru/statistics_fo/prices/efb9 d6804987f46eab68eb2d12c3261e (дата обращения: 18.02.2021).

5. Энерго 24. Справочная таблица тарифов на электроэнергию для населения Республики Крым на 2016 год. URL: https://energo-24.ru/tariffs/electro/ 2016/11010.html (дата обращения: 18.02.2021).

6. Энерго 24. Справочная таблица тарифов на электроэнергию для населения Республики Крым на 2018 год. URL: https://energo-24.ru/tariffs/electro/2018-elektro/12881.html (дата обращения: 18.02.2021).

7. Энерго 24. Справочная таблица тарифов на электроэнергию по субъектам Российской Федерации. URL: https://energo-24.ru/tariffs/electro.html (дата обращения: 18.02.2021).

8. В Крыму установлены тарифы на электроэнергию для населения на 2021 год // Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым. URL: https://gkz.rk.gov.ru/ru/article/show/1328 (дата обращения: 26.02.2021).

9. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации // Феде-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 2

ральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/sr-zarplata/t2.xlsx (дата обращения: 26.02.2021).

10. Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. Рынок труда и занятость населения. URL: https://crimea.gks.ru/folder/27542 (дата обращения: 26.02.2021).

11. Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу. Основные показатели социально-экономического положения муниципальных образований. Численность и заработная плата работников организаций Кабардино-Балкарской Республики (без субъектов малого предпринимательства) за январь -декабрь 2020 г. URL: https:// stavstat.gks.ru/ folder/37373 (дата обращения: 03.03.2021).

12. Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу. Основные показатели социально -экономического положения муниципальных образований. Численность и заработная плата работников организаций по КЧР за январь - сентябрь 2020 г. URL: https://stavstat.gks.ru/folder/41555 (дата обращения: 03.03.2021).

13. Число безработных в Крыму за 2020 год выросло в 9 раз // Новости Крыма. URL: https://crimea-news.com/society/2021/01/26/751668.html (дата обращения: 03.03.2021).

14. Росстат: число безработных в России в 2020 году выросло на 24,7 % // Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/10572707 (дата обращения: 11.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Znamenshchikov A.O. (2019). The Republic of Crimea and Sevastopol: the first results of the implementation of state programs in the economic and social spheres. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, No. 10, pp. 100-109. (in Russian).

2. Shvets A.B., Vol'hin D.A. (2018). Crimea in the space of the South of Russia: priority formats and vectors of interregional cooperation. Geopolitika i ekogeo-dinamika regionov, No. 4, pp. 319-336. (in Russian).

3. Department of the Federal State Statistics Service for the Republic of Crimea and Sevastopol. Available at: https://crimea.gks.ru/folder/27544 (accessed February 18, 2021). (in Russian).

4. Price indices for the Southern Federal District. June 2018. Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Rostov Region. Available at: http:// ros-

Поступила в редакцию / Received

tov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/ru/statistic s_fo/prices/efb9d6804987f46eab68eb2d12c3261e (accessed February 18, 2021). (in Russian).

5. Energo 24. Reference table of electricity tariffs for the population of the Republic of Crimea for 2016. Available at: https://energo-24.ru/tariffs/electro/2016/ 11010.html (accessed February 18, 2021). (in Russian).

6. Energo 24. Reference table of electricity tariffs for the population of the Republic of Crimea for 2018. Available at: https://energo-24.ru/tariffs/electro/2018-elektro/ 12881.html (accessed February 18, 2021). (in Russian).

7. Energo 24. Reference table of electricity tariffs for the subjects of the Russian Federation. Available at: https://energo-24.ru/tariffs/electro.html (accessed February 18, 2021). (in Russian).

8. In Crimea electricity tariffs for the population were set for 2021. State Committee on Prices and Tariffs of the Republic of Crimea. Available at: https:// gkz.rk.gov.ru/ru/article/show/1328 (accessed February 26, 2021). (in Russian).

9. Average monthly nominal accrued salary of employees for the full range of organizations in the subjects of Russian Federation. Federal State Statistics Service. Available at: https:// www.gks.ru/free_doc/new_site/ population/trud/sr-zarplata/t2.xlsx (accessed February 26, 2021). (in Russian).

10. Department of the Federal State Statistics Service for the Republic of Crimea and Sevastopol. The labor market and employment of the population. Available at: https://crimea.gks.ru/folder/27542 (accessed February 26, 2021). (in Russian).

11. Department of the Federal State Statistics Service for the North Caucasus Federal District. The main indicators of the socio-economic situation of municipalities. The number and salary of employees of organizations of the Kabardino-Balkar Republic (without small businesses) for January-December 2020. Available at: https:// stavstat.gks.ru/ folder/37373 (accessed March 3, 2021). (in Russian).

12. Department of the Federal State Statistics Service for the North Caucasus Federal District. The main indicators of the socio-economic situation of municipalities. Number and salary of employees of organizations in the KCR for January-September 2020. Available at: https:// stavstat. gks.ru/folder/41555 (accessed March 3, 2021). (in Russian).

13. The number of unemployed in Crimea in 2020 increased by 9 times. Novosti Kryma. Available at: https://crimea-news.com/ society/2021/01/26/751668. html (accessed March 3, 2021). (in Russian).

14. Rosstat: the number of unemployed in Russia in 2020 increased by 24.7 %. TASS News Agency. Available at: https://tass.ru/ekonomika/10572707 (accessed March 11, 2021). (in Russian).

_22 марта 2021 г. / March 22, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.