Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие регионов Севера: значимость государственного регулирования'

Социально-экономическое развитие регионов Севера: значимость государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕР / РЕГИОНЫ / РЕСУРСЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степкина А.С.

В статье показано значение государственного регулирования в развитии регионов российского Севера. Рассмотрены основные приоритетные направления деятельности государства в северных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие регионов Севера: значимость государственного регулирования»

- существуют дисбалансы в создании и функционировании организаций инновационной инфраструктуры, связанные с неудовлетворительным качеством взаимодействия объектов инновационной инфраструктуры, что сказывается на уровне предоставляемых ими услуг. Список использованной литературы:

1. Грицков Ю.В., Шмидт А.Н. Инвестиционная культура в ситуациях коммуникативной деятельности // Человеческий капитал. 2012. № 1 (37). С. 50-52.

2. Евсеев О.С., Коновалова М.Е. Развитие инновационной инфраструктуры в условиях модернизации национальной экономики // Фундаментальные исследования. - 2012. - №9-1. - С.220-224.

3. Исмагилов Н., Мухамедьяров А., Хабибрахманова Ю. Инновационная инфраструктура и ее элементы: опыт систематизации // Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан. Электронный доступ, - http://www.bagsurb.ru/about/journal/Part%205_articles.pdf

4. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 832.

5. Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

6. Райхлина А.В. Формирование и развитие инфраструктуры инновационной деятельности // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Ярославль 2012 г.

7. Семке Ю.С. Сущность и основные элементы инновационной инфраструктуры // Высшая школа экономики, управления и предпринимательства Забайкальского государственного университета, -Электронный доступ: http://vseup.ru/static/articles/Semke_1.pdf

8. Сергеев Л.И., Писаренко М.Ю. Исследование понятия инновационной инфраструктуры, - Электронный доступ: http://vuzirossii.ru/publ/issledovanie_ponjatija_innovacionnoj_infrastruktury/34-1-0-154

9. Соколов Д.С. Перспективы развития инновационных кластеров в России // Альманах "Наука, инновации, образование". - Вып. 12, 2012 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.riep.ru/almanac-science-innovations-education/11000008/

10. Федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике», принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г., одобренный Советом Федерации 23 декабря 1999 г. и отклоненный Президентом Российской Федерации 3 января 2000 г.

© Соколов Д.С., Томилина Н.С., 2016

УДК 338.47

А.С. Степкина

Магистрант, институт экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ СЕВЕРА: ЗНАЧИМОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация

В статье показано значение государственного регулирования в развитии регионов российского Севера. Рассмотрены основные приоритетные направления деятельности государства в северных регионах.

Ключевые слова Север, регионы, ресурсы, государственное регулирование.

В международной практике с середины ХХ века наряду с процессами глобализации экономики, стали

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

усиливаться и процессы ее регионализации. Особенно важное значение они имеют в государствах с федеративным устройством, в том числе и России. Очевидно, что на региональном уровне осуществляются важные функции государственного регулирования. В силу огромных пространств и федеративного устройства формы и методы государственного регулирования экономики должны учитывать социальные, экономически, природные, исторические, этнические и другие особенности тех или иных территориальных социально-экономических систем.

В основе государственного регулирования регионального развития должна лежать региональная политика, разработанная с учетом специфики развития тех или иных групп регионов. Согласно первому подходу, природные ресурсы главный, но не единственный фактор в поступательном развитии северных территорий [см., например,1]. В первую очередь, это место постоянного проживания населения, среда обитания которых должна быть сохранена.

В основе второго подхода к развитию ресурсодобывающих регионов Севера, рассматривающего ресурсы Севера на фоне системного кризиса экономики России, лежат принципы либерализма, в соответствии с которыми природа рассматривается как объект интенсивной эксплуатации. Сторонниками данной концепции Север воспринимается исключительно как поставщик сырья, источник валютных поступлений и пополнения государственного бюджета.

Как представляется, исходит из первого концептуального подхода, в соответствии с которым Север -это не только место добычи природных ресурсов, он должен развиваться и быть местом постоянного проживания населения в долгосрочном периоде. Государство должно взять на себя ответственность за дальнейшее поступательное развитие регионов Севера, для чего у него имеется достаточно методов и инструментов, не давая в тоже время возможности развиться негативным явлениям, особенно в богатых ресурсами регионах [2].

В настоящее время приоритетами в области государственного регулирования регионов российского Севера, позволяющими выйти на траекторию устойчивого территориального развития в длительном периоде, становятся [3, 4]:

• Повышение государственного протекционизма по отношению к сферам и отраслям экономики Севера, функционирование которых не может осуществляться только на принципах рыночной конкуренции и требующих на определенных этапах нерыночной организации.

• Создание условий для проживания и развития традиционных видов деятельности КМНС, особенно в местах освоения природных ресурсов.

• Повышение роли государства в регулировании экономики, как в связи со стратегическим значением северных территорий, так и их ролью в хозяйственном комплексе страны.

• Реструктуризация и диверсификация экономики, позволяющие сгладить негативные последствия ее моноотраслевой направленности.

Таким образом, государство должно не только создавать благоприятную институциональную среду для нормального развития регионов Севера, но и при необходимости прямо или косвенно регулировать их развитие.

Список использованной литературы:

1. Ларченко Л.В., Ахобадзе Д.Т. Туризм как фактор устойчивого развития регионов российского Севера: стратегия реализации (на примере Ненецкого автономного округа)// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 23. С. 15-20.

2. Ларченко Л.В., Гуляева В.Б. Экономико-правовые механизмы противодействия коррупции в сфере госзаказа//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 42. С. 2-10.

3. Север и Арктика в пространственном развитии России: научно-аналитический доклад. Апатиты: изд-во КНЦ РАН, 2010. С.12.

4. Ларченко Л.В Стратегические интересы субъектов региональной экономики регионов Севера: анализ и согласование противоречий//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Т. 10. № 64. С. 107-114.

5. Ларченко Л.В. Разграничение прав собственности на природные ресурсы в контексте перехода России

к устойчивому развитию//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 140. С. 78-84.

© Степкина А С. , 2016

УДК 331.57

И.А. Султанов

курсант 3 курса факультета правоохранительная деятельность Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел России

ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН И СПОСОБЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

На сегодняшний день проблема безработицы и занятости является наиболее острой проблемой существующей в России. От уровня безработицы зависит уровень жизни каждого человека, уровень миграции, а также наличие квалифицированной рабочей силы. Кроме того от состояния безработицы зависит и криминогенная ситуации в государстве. Именно поэтому данная проблема является актуальной и требует более детального изучения.

Безработица - это социально- экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг [1, с. 32]. Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране.

Уровень безработицы - одна из самых главных характеристик, отражающих экономику страны или региона. Практически всегда считается, что чем выше уровень безработицы, тем хуже экономическая ситуация и ниже уровень жизни населения.

По данным Росстата в январе 2015 года безработица в России составила 5,5% экономически активного населения, в феврале 2015 г. 5,8%, в ноябре 2015 г. 5,5%. [3, с. 3]

Очень остро проблема безработицы стоит и в Республике Башкортостан.

По данным Министерства труда РБ [4, с. 10] по состоянию на ноябрь 2015 года: уровень общей безработицы (в соответствии со стандартами МОТ) — 6,1% . Как показывают данные статистики, уровень безработицы в регионе на целых 0.6% выше уровня безработицы в целом по России.

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать на активные и пассивные.

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. По мнению Г.Р. Игбаевой, институт страхования как уникальный экономический инструмент, имеет целью защиту интересов в случае наступления неблагоприятных последствий [6, с. 86 ].

В целях снижения безработицы в республике принимаются определенные меры, направленные на снижение уровня безработицы. Так в частности было принято Постановление Правительства Республики Башкортостан №182 «О программе «Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2015 году» [7, с. 238].

Принятие данного постановления главным образом направлено на снижение общего количество безработных граждан за счет взаимодействия во время трудоустройства. Кроме того планируется, что региональные власти будут привлекать к работе частные агентства по трудоустройству. Через них в приоритетном порядке будет оказываться содействие гражданам, испытывающим трудности в поиске

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.