Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие Мурманской области: стратегия 2025'

Социально-экономическое развитие Мурманской области: стратегия 2025 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2456
638
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / КОНЦЕПЦИЯ / МИРОВОЙ КРИЗИС / РЕАЛИЗАЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ / STRATEGY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES / CONCEPTION / WORLD CRISIS / REALIZATION / RESULTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларичкин Ф. Д., Башмакова Е. П., Дидык В. В., Рябова Л. А.

Освещены некоторые аспекты разработки «Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года», выполнявшейся Кольским научным центром по государственному контракту в 2008 г.: организация и этапы выполнения работ, теоретико-методические подходы, применяемые при разработке проекта Стратегии, краткое изложение концепции Стратегии и ожидаемых результатов ее реализации. Также затронут вопрос отражения в Стратегии влияния мирового финансово-экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие Мурманской области: стратегия 2025»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: СТРАТЕГИЯ - 2025

Ф.Д. Ларичкин, д.э.н.; Е.П. Башмакова, к.т.н.; В.В. Дидык, к.э.н.; Л.А. Рябова, к.э.н.

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН

Аннотация

Освещены некоторые аспекты разработки «Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года», выполнявшейся Кольским научным центром по государственному контракту в 2008 г.: организация и этапы выполнения работ, теоретикометодические подходы, применяемые при разработке проекта Стратегии, краткое изложение концепции Стратегии и ожидаемых результатов ее реализации. Также затронут вопрос отражения в Стратегии влияния мирового финансово-экономического кризиса.

Ключевые слова:

стратегия, социально-экономическое развитие, теоретико-методологические подходы, концепция, мировой кризис, реализация, результаты.

Abstract

Some aspects regarding “The Strategy of socio-economic development of the Murmansk region to the year of 2025” worked out by the Kola Science Centre against a state contract in 2008 (organization and stages of the work, theoretical and methodological approaches applied for elaboration of the Strategy draft, brief description of the Strategy conception and expected realization results) are revealed. The question of financial world crisis influence is also dealt with in the Strategy.

Keywords:

strategy, socio-economic development, theoretical and methodological approaches, conception, world crisis, realization, results.

В марте 2008 года в соответствии с государственным контрактом, заключенным Департаментом экономического развития

Мурманской области (в настоящее время Министерство экономического развития

Мурманской области) с Кольским научным центром РАН, началась разработка «Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года» (далее Стратегия). В декабре 2008 г. работа была завершена. Проект Стратегии представлен на официальном интернет-портале правительства Мурманской области [1] для широкого обсуждения общественностью и предусматривает последующее утверждение областной Думой.

Техническое задание к контракту на разработку Стратегии устанавливало 5 этапов выполнения данной работы в сроки, представленные в табл.1. По каждому из этапов предусматривались самостоятельный перечень подлежащих разработке вопросов, а также представление отчетов с полной процедурой их сдачи заказчику, что, по сути, означало необходимость их выполнения как ряда самостоятельных, но взаимосвязанных научноисследовательских работ. С учетом сжатых сроков, большого объема и высокой ответственности работы надлежащее выполнение требований контракта представляло определенную сложность и явилось своеобразным вызовом для Кольского научного центра.

Таблица 1

Этапы разработки «Стратегии социально-экономического развития Мурманской области на период до 2025 года»

№ этапа Срок исполнения

Наименование этапов работ по Техническому

заданию

1 Комплексная оценка потенциала, основных факторов и проблем социальноэкономического развития области, определение перспектив и целей развития на долгосрочный период 15.04.2008 г.

2 Разработка сценариев, приоритетов и основных направлений социальноэкономического развития области на долгосрочную перспективу 15.06.2008 г.

3 Разработка приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственного управления, обеспечивающих социально-экономическое развитие области в соответствии с выбранным целевым сценарием 15.09.2008 г.

4 Разработка механизма реализации и мониторинга Стратегии 30.10.2008 г.

5 Представление положений Стратегии заинтересованным лицам, органам государственной власти (на основе подготовки полного и краткого варианта Стратегии) 15.12.2008 г.

Выполнение работ по контракту было организовано в соответствии с Распоряжением Председателя Президиума Кольского научного центра РАН № 21 от 04.04.2008 г. «О выполнении контракта на научноисследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке «Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года», а непосредственными исполнителями большинства разделов всех представляемых отчетов явились сотрудники Института экономических проблем им. Г.П.Лузина КНЦ РАН.

Основными теоретико-методологическими подходами, примененными при разработке Стратегии, явились:

1) концепция устойчивого развития как теоретическая основа формирования Стратегии и такие ее главные принципы, как экономическая эффективность, социальная справедливость и экологическая сбалансированность развития в интересах нынешнего и будущих поколений;

2) социальная и инновационная ориентированность; применение данных принципов - объективное требование современного этапа мирового и национального общественного развития. Их использование обеспечивает соответствие целей Стратегии целевым ориентирам Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.);

3) максимальный учет специфики Мурманской обл. как региона Российского Севера. Здесь использован подход, основанный на отношении к Северу не только как к важнейшему источнику ресурсного обеспечения развития страны, но и как к уникальному макрорегиону, население которого в экстремальных условиях создает значительную долю валового национального продукта, опережая по его производству на душу населения большинство регионов страны и обеспечивая стратегическое присутствие России на Севере и в Арктике. Такой, во многом новый, подход к развитию Российского Севера предполагает преодоление тенденций использования труда работников с психологией «временщиков» и перенос акцента на «обживание» Севера, создание комфортных условий для постоянной жизни людей, активное развитие и системное воспроизводство человеческого потенциала. Он особенно уместен для применения в Мурманской обл. - одном из наиболее обжитых, транспортно доступных и промышленно развитых регионов Крайнего Севера России. Однако имеется ряд требующих незамедлительного решения проблем в сфере уровня и качества жизни населения, вызванных как трансформацией всей социально-экономической системы России, так и особенностями развития экономики региона.

1. Учет процессов глобализации, обострения всех форм конкуренции (принцип глобальной ориентированности). В условиях глобализации и усиления конкурентной борьбы между регионами приобретает все большее значение достижение ими уровня лучших мировых стандартов социального развития, что обусловлено стремительным возрастанием роли человеческого потенциала как фактора экономического развития и конкурентоспособности регионов. Исходя из этого, ориентирами роста уровня и качества жизни населения области в Стратегии избраны стандарты качества жизни, достигнутые странами Северной Европы -ближайшими соседями Мурманской обл., которые включают высокий уровень физического здоровья, образования, благосостояния, обеспеченности жильем, высокие доступность и качество социальных услуг, высокий уровень качества окружающей среды.

2. Применение проблемно-ориентированного межсекторного подхода. Его суть в том, что решение социальных, экономических или экологических проблем базируется на комплексном подходе, взаимоувязывающем действия по развитию различных отраслей социальной сферы и экономики, специальные политики в отношении разных социальных групп, секторов и отраслей экономики. Такой подход основан на стимулировании взаимодействия различных уровней управления и секторов общества (государства, бизнеса, гражданского общества) для реализации общих интересов и достижения общих целей.

С учетом указанных общих методологических подходов, а также на основе комплексного анализа существующих проблем, определяемых особенностями региона, внутренними и внешними факторами развития, анализа возможных сценариев и выбора целевого сценария, в качестве которого избран сценарий инновационного социально ориентированного развития региона, в проекте Стратегии Мурманской области сформулирована следующая система целей, приоритетов и задач социально-экономического развития на период до 2025 года.

Генеральная цель - рост человеческого потенциала и качества жизни населения Мурманской обл. на основе ее инновационного, устойчивого социального, экономического и экологически сбалансированного развития, обеспечивающего статус области как конкурентоспособного региона, опорного центра России на Европейском Севере и в Арктике, с качеством жизни на уровне стандартов стран Северной Европы.

Главный критерий достижения генеральной цели - продолжительность жизни населения области в 2025 г., соответствующая уровню стран Северной Европы (75-77 лет).

С учетом установленной генеральной цели приоритетами социально-экономического развития Мурманской области в долгосрочной перспективе определены:

• развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни населения;

• повышение конкурентоспособности экономики области;

• формирование эффективных институтов развития региона.

В качестве основных подцелей и задач, обеспечивающих достижение генеральной цели, а также критериев достижения целей выступают:

1. Сохранение и развитие человеческого потенциала, рост уровня и качества жизни населения: преодоление бедности, снижение уровня бедности в 3 раза (до 5-6% доли населения с доходами ниже

прожиточного минимума), ликвидация экономической бедности;

повышение уровня здоровья населения, развитие приверженности населения здоровому образу жизни, сокращение уровня распространенности основных факторов риска (высокого артериального давления, употребления алкоголя, табакокурения, наркотиков) в 2-4 раза;

усиление преимущества региона, достигнутого по уровню образования населения в сравнении со средним по стране; повышение удельного веса населения с профессиональным образованием до 70%;

сохранение для населения экономических преимуществ жизни в регионе; достижение уровня средней заработной платы, в 5-6 раз превышающего величину прожиточного минимума.

2. Улучшение демографической ситуации в регионе:

снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте (не менее чем на 30%), сокращение в 2 раза младенческой смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни не менее чем на 8 лет; рост рождаемости и достижение естественного прироста населения;

преодоление миграционной убыли и достижение на этой основе стабилизации численности населения.

3. Улучшение среды обитания населения области: сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 30%;

повышение доли населения, проживающего в местах с благоприятной экологической обстановкой, до 95% за счет уменьшения площади зон загрязнения.

4. Повышение качества и доступности социальных услуг, оказываемых населению (здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, социального обслуживания, культуры и спорта):

обеспечение высоких стандартов качества и доступности социальных услуг (здравоохранения, жилищнокоммунального хозяйства и др.), рост доли населения, удовлетворенного качеством и доступностью социальных услуг до 70-80%;

повышение уровня государственных расходов на здравоохранение в Мурманской обл. до 7-8% от ВРП; достижение среднего уровня обеспеченности жильем 30-40 кв.м. на человека.

5. Повышение уровня конкурентоспособности экономики региона, ее диверсификации, формирование производственных кластеров:

развитие новых для области отраслей промышленности и транспорта - нефте-, газодобычи и переработки, трубопроводного транспорта, производства редкометалльной и редкоземельной продукции;

формирование не менее 6 производственных кластеров (транспортно-логистического, горнометаллургического, горно-химического, нефтегазового, рыбопромышленного, туристического);

рост числа малых и средних предприятий, повышение доли постоянно занятых на малых и средних предприятиях до 25%, развитие малого инновационного предпринимательства;

развитие агропромышленного комплекса, повышение уровня обеспечения продовольствием за счет собственного (внутрирегионального) производства;

обеспечение ускоренного развития отраслей производственной инфраструктуры.

6. Повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала, деятельности традиционных отраслей экономики области на основе внедрения технологических инноваций, обеспечивающих комплексность использования сырья и экологическую безопасность производства:

рост доли промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации до 40-50%; увеличение доли инновационной продукции в общем объеме выпуска до 30-40%;

повышение комплексности переработки сырья, рост энергоэффективности экономики, снижение энергоемкости ВРП не менее чем на 30%.

7. Повышение производительности труда, рост инвестиций в человеческий капитал и расширенное воспроизводство основных производственных фондов на новой технико-технологической основе:

достижение среднего темпа роста производительности труда по показателю ВРП на одного занятого в экономике, превышающего 8% в год;

снижение доли работников, занятых во вредных и опасных (не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам) условиях, не менее чем в 2 раза, повышение доли капитальных вложений в ВРП до 23-25%.

8. Совершенствование и повышение эффективности функционирования институтов развития области: повышение эффективности деятельности органов власти на региональном и муниципальном уровнях; укрепление существующих и создание новых региональных институтов развития, в том числе Фонда

стратегического развития Мурманской обл., Агентства развития производственных кластеров, Агентства развития инвестиционной деятельности;

развитие институтов гражданского общества и различных форм участия населения в управлении регионом.

Особенность предлагаемой к реализации Стратегии-2025, по сравнению с утвержденной в 2001 г. Стратегией экономического развития Мурманской области на период до 2015 года, состоит в тщательной проработке социальных аспектов развития области. Одной из главных черт предстоящего периода является усиление социальной составляющей развития в решении задач построения социально-ориентированной экономики региона. В связи с этим важнейшим направлением деятельности становится социальная политика, т.е. система

мер, направленных на повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения, развитие отраслей социальной сферы. Основными субъектами социальной политики в регионе являются законодательный и исполнительный органы государственной власти области, представительные и исполнительные органы местного самоуправления, работодатели, общественные организации, социальные группы и отдельные индивиды.

В перспективном периоде социальная политика органов власти Мурманской обл. будет представлять собой комплекс мер по реализации одного из трех стратегических приоритетов региона, являющегося одновременно и основным приоритетом социальной политики и состоящего в развитии человеческого потенциала, повышении качества жизни населения.

Его реализация будет осуществляться на основе достижения следующих основных целей, совпадающих с основными целями развития области и ранжированных по степени приоритетности: 1) сохранение и развитие человеческого потенциала, рост уровня и качества жизни населения; 2) улучшение демографической ситуации в регионе; 3) повышение качества и доступности социальных услуг, оказываемых населению (здравоохранения, образования, социального обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта); 4) улучшение среды обитания населения.

Специфической чертой предстоящего периода является то, что региональные органы государственного управления будут проводить активную социальную политику, заключающуюся в интенсивном развитии человеческого потенциала, существенном повышении эффективности деятельности отраслей социальной сферы, кардинальном улучшении качества жизни населения области.

В Стратегии приоритетными целями и направлениями социальной политики определены те, что обеспечивают решение наиболее острых социальных проблем региона. При разработке целей и расстановке приоритетов долгосрочной социальной политики области нами использованы результаты научного анализа, направленного на выявление наиболее острых для региона социальных проблем, материалы социологических опросов населения Мурманской обл. по определению социального самочувствия жителей региона (мониторинговые опросы населения Мурманской обл. проводятся Отделом социальной политики ИЭП КНЦ РАН с 2005 г. два раза в год, общий объем выборки 1500 чел.), результаты анкетного опроса экспертов (ученых КНЦ РАН, специалистов Департамента экономического развития Мурманской обл., представителей бизнеса и общественных организаций) по определению проблем и целей развития области.

Основными принципами региональной социальной политики в предстоящем периоде будут:

• приоритетность интересов и потребностей жителей области при учете федеральных интересов;

• проблемная ориентированность, т.е. переход от узкого функционально-отраслевого подхода, при котором в центр управленческих действий ставится развитие отрасли, к проблемно-ориентированному межсекторному подходу, направляющему усилия различных уровней управления и секторов общества (государства, бизнеса, гражданского общества) на решение проблем населения; концентрация усилий и ресурсов в проблемных и перспективных сферах социальной жизни;

• выполнение всех социальных обязательств государства перед гражданами, в том числе в период финансовоэкономического кризиса;

• оптимальное сочетание социальной, экономической и экологической эффективности;

• стимулирование развития социальной ответственности бизнеса в регионе;

• демократизация управления социальными процессами, т.е. переход от доминирующего вертикального контракта к развитию горизонтальных соглашений в сфере социальной политики, максимальное включение в управление населения, структур гражданского общества как субъектов социальной политики;

• гласность и открытость, общественный контроль над деятельностью органов власти;

• глобальная ориентированность, т.е. адекватность решений в сфере социальной политики процессам, происходящим в мировом масштабе и в возрастающей степени влияющим на развитие области и ее местных сообществ.

Достижение целей социальной политики будет осуществляться через систему взаимосвязанных и скоординированных политик, т.е. комплекс мер, инициируемых и осуществляемых администрацией области в сотрудничестве с другими субъектами социальной политики в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, социально-трудовых отношений, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта, городской среды, а также посредством проведения демографической, семейной, экологической, молодежной политики и политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, проживающих в области.

Основными составляющими социальной политики, осуществляемой органами власти Мурманской области в перспективном периоде, будут следующие специальные политики и их направления:

Политика повышения благосостояния и качества жизни населения области. Ее целью является сохранение и развитие человеческого потенциала, рост уровня и качества жизни населения Мурманской области. Здесь основными направлениями деятельности будут преодоление бедности (значительное сокращение социальной и полная ликвидация экономической бедности); повышение уровня здоровья населения; усиление преимущества, достигнутого регионом по уровню профессионального образования населения; сохранение для населения экономических преимуществ жизни в регионе. Это наиболее комплексное направление, прямо направленное на реализацию главного приоритета социальной политики региона, задающее вектор для других политик в социальной сфере.

Демографическая политика. Ее цель - улучшение демографической ситуации в регионе. Демографическая политика включает следующие направления: снижение уровня смертности населения; увеличение ожидаемой продолжительности жизни; повышение уровня рождаемости; преодоление миграционной убыли.

Политика в сфере здравоохранения. Здесь цель - обеспечение высоких стандартов качества и доступности медицинской помощи на основе модернизации системы здравоохранения области. Основными направлениями являются: осуществление комплекса мероприятий по повышению качества и доступности медицинской помощи; совершенствование организационно-экономического потенциала здравоохранения; усиление профилактической составляющей в здравоохранении.

Политика в сфере образования. Целью этой политики является повышение доступности и качества услуг образования в области. Ее основные направления: создание условий для обеспечения доступности и повышения качества образовательных услуг; совершенствование института государственно-общественного партнерства в сфере образования; реализация мер по обеспечению потребностей региональной экономики в высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадрах; создание условий для включенности региона в единое национальное и мировое образовательное пространства

Политика в сфере социальной защиты. Целью деятельности в этой сфере является достижение высоких стандартов социальной защиты населения области. Основными направлениями здесь являются: осуществление мер по повышению эффективности адресной системы социальной помощи; обеспечение высокого уровня охвата социально уязвимых групп населения мерами социальной защиты; развитие системы социального обслуживания.

Политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ее цель - повышение качества жилищного фонда и услуг жилищно-коммунального хозяйства. Основные направления: модернизация жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры; создание условий для повышения комфортности жилья.

Политика в сфере культуры и искусства. Целью развития этой сферы является расширение возможностей для культурно-духовного развития жителей области. Основными направлениями являются: создание условий для обеспечения и повышения качества услуг в сфере культуры и искусства; создание условий для накопления и передачи будущим поколениям культурного и духовного достояния области, развитие культурного пространства региона.

Политика в области физической культуры и спорта. Здесь цель - повышение доступности и привлекательности занятий физической культурой и спортом для населения. Основными направлениями деятельности являются: обеспечение доступности и привлекательности занятий физической культурой и спортом для всех групп населения; проведение мероприятий, направленных на увеличение вклада области в формирование резерва российского спорта высших достижений.

Политика по улучшению среды проживания в населенных пунктах. Целью работы по этому направлению является повышение качества среды проживания в населенных пунктах области. Главными направлениями здесь являются: проведение системных мероприятий по улучшению атмосферного воздуха городских поселений; совершенствование системы обеспечения населения водой питьевого качества; повышение комфортности среды проживания в населенных пунктах; осуществление мероприятий по уменьшению численности безнадзорных животных, повышению качества ветеринарных услуг.

Экологическая политика. Цель экологической политики органов государственной власти области -поддержание и улучшение окружающей среды региона. Основные направления действий: реализация комплекса мер по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду; модернизация системы вывоза и утилизации бытовых отходов; создание условий для сохранения устойчивости природных экосистем и биологического разнообразия; обеспечение экологической безопасности; развитие экологического образования; осуществление мер по сохранению агроценозов и повышению плодородия почв; создание условий для развития муниципальной природоохранной инфраструктуры.

Молодежная политика. Ее цель состоит в повышении включенности молодежи в социально-экономическую, политическую, культурную жизнь общества. Главными направлениями в перспективном периоде являются: содействие самореализации молодежи; создание условий для ее гражданского становления; обеспечение поддержки социально незащищенной молодежи и молодой семьи.

Политика в отношении коренных малочисленных народов Севера, проживающих в области. Ее цель - создание условий для устойчивого развития этих этнических групп, проживающих на территории Мурманской области. Основные направления в перспективном периоде: создание институциональной среды (в том числе развитие региональной законодательной базы), обеспечивающей возможности реализации интересов коренных народов Севера; повышение уровня и качества их жизни; обеспечение коренным народам Севера возможностей по сохранению своих этнических особенностей.

Наряду с социальной политикой в Стратегии-2025 определены основные направления, принципы и задачи экономической политики (включая такие ее составляющие, как инвестиционная, энергетическая, кластерная), а также бюджетной политики и политики формирования региональных институтов развития. Предложена система мер органов государственного управления по достижению целей и реализации приоритетов как социального, так и экономического развития области в увязке звеньев «цель - задачи - комплексы мер» [1].

В проекте Стратегии представлены основные перспективные точки экономического роста, способствующие переходу области к инновационному социально ориентированному развитию.

Реализация ряда крупных инвестиционных проектов, в особенности группы проектов по комплексному развитию Мурманского транспортного узла, мегапроекта по освоению Штокмановского газоконденсатного

месторождения, наряду с проектами реконструкции действующих и строительства новых предприятий горнопромышленного комплекса, энергетики и других отраслей, может качественно преобразовать социальноэкономическое положение области и уровень жизни ее населения, обеспечить динамизм развития региона в долгосрочной перспективе и способствовать переходу экономики области к инновационному развитию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольшее влияние на развитие региона способен оказать проект комплексного освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, который имеет стратегическое значение в целом для России, поскольку создает мощную основу для будущего освоения углеводородных ресурсов Арктики. Он включает подводную добычу природного газа, строительство завода по производству сжиженного газа в районе пос.Териберка, а также строительство магистрального газопровода через территорию Мурманской обл. В рамках осуществления проекта запланирована газификация населенных пунктов области, что обеспечит положительный социально-экономический и экологический эффект.

Освоение морских объектов сырья - это высокотехнологичный процесс, определяющий инновационное развитие целых отраслей и регионов, формирование новых конкурентоспособных кластеров. Следовательно, несмотря на «сырьевую» направленность, освоение месторождений шельфа Арктических регионов полностью соответствует стратегической линии перевода экономики региона на инновационный путь развития.

Стратегическое значение имеет также реализация проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», в результате осуществления которого приобретет новое качество транспортно-логистическая сеть Российской Арктики. В рамках проекта планируется строительство новых портовых перегрузочных комплексов на западном берегу Кольского залива (по перегрузке нефти и нефтепродуктов, угля, генеральных грузов), строительство морского контейнерного терминала, дистрибутивного логистического терминала, координационного логистического центра, развитие сети подъездных железнодорожных и автомобильных дорог, а также других объектов.

Важным условием позитивного мультипликативного влияния планируемых инвестиционных проектов на экономику области является обеспечение максимального вовлечения в реализацию проектов местных поставщиков и подрядчиков, формирование на базе крупных проектов территориально-производственных кластеров.

Мировой и лучший отечественный опыт показывает, что формирование производственных кластеров является важнейшим средством достижения динамичного экономического развития региона, повышения конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций, внедрения инноваций. Создание на территории области полноценных кластеров будет способствовать развитию точек экономического роста как важного фактора достижения целей Стратегии. Хорошие предпосылки существуют для формирования на территории области таких кластеров как транспортно-логистический, нефтегазовый, горно-химический, горно-металлургический, рыбопромышленный, туристский.

Мурманская область располагает необходимыми условиями для создания кластеров, так как имеет ряд крупных конкурентоспособных компаний, причем конкурентных не только на национальном рынке, но и на мировом, значительный научно-технический потенциал, квалифицированную рабочую силу, развитые внешнеэкономические связи, дееспособные общественные организации и ассоциации предпринимателей.

Формирование и функционирование производственных кластеров в Мурманской области позволит обеспечить достижение долгосрочных конкурентных преимуществ для предприятий региона и экономики в целом, сформировать новый, более эффективный сетевой принцип организации регионального пространства.

Созданию и развитию кластеров может способствовать наделение отдельных территорий, предприятий и видов деятельности статусом особых экономических зон с соответствующими механизмами стимулирования бизнеса, что в совокупности с другими мерами повышения инвестиционной привлекательности региона обеспечит приток средств отечественных и иностранных инвесторов и будет существенным вкладом в реализацию целей и задач социальноэкономического развития области.

Стратегические инвестиционные проекты, промышленные кластеры, особые экономические зоны генерируют спрос на организационные, технологические и социальные инновации, что формирует мощные импульсы для становления и развития инновационной социально ориентированной экономики региона, определяет повышение роли и значения научно-технического, образовательного и инновационного комплексов, которые рассматриваются как базовые компоненты развития региона до 2025 г.

Развитие инновационной системы Мурманской обл. в перспективе будет направлено на всестороннее стимулирование инновационных проектов общенационального значения, а также реализацию следующих приоритетных направлений исследований и разработок:

• разработка технологий добычи, транспортировки и переработки нефтегазовых ресурсов арктического шельфа, научно-техническое сопровождение проекта по отработке Штокмановского месторождения;

• разработка технологий комплексного использования многокомпонентного минерального сырья, обеспечивающего развитие Кольского горнопромышленного и металлургического комплексов, а также формирование и поддержание государственного резерва стратегических материалов;

• развитие промышленных технологий строительства крупногабаритных подземных сооружений с повышенной степенью защиты от динамических воздействий и сверхглубоких карьеров для оптимизации отработки месторождений, составляющих основу минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых региона (России);

• развитие биотехнологий двойного назначения и методов предотвращения негативного воздействия промышленного комплекса на морские экосистемы Баренц-региона;

• исследование социально-экономических и гуманитарных проблем устойчивого развития регионов Севера и Арктики;

• исследование перспектив развития грузопотоков в западном секторе Российской Арктики и на трассе Северного морского пути для определения перспектив развития Мурманского транспортного узла;

• создание новых методов добычи, переработки и воспроизводства морских биологических ресурсов, включая нетрадиционные;

• разработка научно обоснованной концепции региональной системы морского хозяйства в Мурманской обл. и развитие прибрежной зоны;

• разработка и внедрение новых решений, направленных на повышение энергоэффективности экономики области;

• изучение особенностей специфической геофизической среды высокоширотных зон и развитие методов оценки и прогноза состояния атмосферы и околоземного космического пространства;

• биоресурсные мониторинговые исследования;

• исследование и развитие нанотехнологий и материалов на их основе.

Следует отметить, что преобладающий объем работы по разработке Стратегии (включая подготовку «Концепции Стратегии ...») был выполнен в соответствии с Техническим заданием к 15 сентября 2008 г. Мировой финансовый кризис, признаки которого хотя и наблюдались на финансовых рынках, экономику России и Мурманской обл. к этому времени еще не затронул. Его влияние в реальном секторе экономики страны и региона проявилось начиная с октября 2008 г. Так, если в сентябре 2008 г. индекс производства в экономике страны к соответствующему месяцу 2007 г. составлял 106.3%, то в октябре он понизился до 100.6%, а в ноябре и декабре до 91.3 и 89.7% соответственно. В Мурманской обл. соответствующие помесячные индексы производства в 2008 г. составляли: в сентябре - 102.2%, в октябре - 95.7%, в ноябре 81.7%, в декабре - 87.0% [2].

С учетом изменившихся условий, несмотря на то, что основные идеи и целевые показатели Стратегии были определены к сентябрю 2008 г., в процессе продолжения работы над итоговыми документами (краткий и полный варианты Стратегии) в конце 2008 г. разработчики постарались в максимальной степени учесть изменившиеся условия.

Во-первых, было подчеркнуто, что в условиях мирового экономического кризиса актуальность реализации Стратегии еще более возрастает. Ухудшение стартовых условий для ее реализации и крайняя нестабильность внешней среды во время мирового экономического кризиса обусловливают необходимость осуществления региональными органами власти в период 2009-2010 гг. комплекса антикризисных мер, что должно обеспечить скорейшую стабилизацию ситуации и достижение поставленных в Стратегии целей развития.

Во-вторых, были внесены коррективы в сценарий развития области и характеристики внешних угроз, принимая во внимание то, что некоторые из потенциальных угроз превращаются в реальные. Это привело к изменению предполагаемых сроков реализации ряда запланированных инвестиционных проектов.

В-третьих, ключевым содержанием первого этапа реализации Стратегии, рассчитанного на 2009-2013 гг., была определена необходимость принятия комплексной региональной программы преодоления негативных последствий кризиса в экономике области. Такая программа должна увязываться с федеральными антикризисными мерами и предусматривать совместные действия с муниципалитетами. Она должна включать, прежде всего, комплекс мер по оптимизации бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях, обеспечивая при этом сохранение социальных обязательств государства, усиление поддержки сферы занятости. Важнейшие направления антикризисных мер - сдерживание негативных проявлений в финансовом и производственном секторах, поддержание социальной стабильности в коллективах организаций, обеспечение более широкого использования механизмов социального партнерства.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что указанные корректировки не изменили главных целей, приоритетов и намеченных целевых показателей долгосрочного развития Мурманской обл., определенных в сентябре 2008 г. (до появления признаков кризиса). Такая установка полностью соответствует принятому в Концепции подходу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной в ноябре 2008 г. [3].

Можно сделать вывод, что мировой финансово-экономический кризис хотя и ухудшает стартовые условия для реализации Стратегии, не перечеркивает возможности достижения ее долгосрочных целей. Реализация региональными органами власти комплекса антикризисных мер, увязанных с Федеральной антикризисной программой, должна обеспечить стабилизацию ситуации. Одновременно осуществление органами власти стратегических мер социальноэкономической политики и координация усилий всего регионального сообщества должны обеспечить достижение поставленных целей развития области к 2025 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года (Проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economics.gov-murman.ru/ekonomika_oblast/ostrategiya_soci/. 2. Федеральная служба государственной статистики. Центральная база статистической информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi. 3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.