Научная статья УДК 332.14
doi:10.22394/1818-4049-2022-100-3-25-32
Социально-экономическое развитие городского округа «Город Хабаровск»: состояние и перспективы
Сергей Анатольевич Кравчук
Администрация города Хабаровска, Хабаровск, Россия cityhall@khv27.ru
Аннотация. В статье представлен анализ социально-экономического состояния жизнедеятельности города Хабаровска по основным направлениям, определенным полномочиями органов местного самоуправления для городского округа. Представлен анализ динамики важнейших макроэкономических показателей, обеспечивающих устойчивость развития городского хозяйства и социальной сферы, инвестиционную привлекательность в различных видах экономической деятельности. Обоснована стратегическая приоритетность доступности жилья и обеспечения комфорта в жилищных условиях под потребности жителей города, особенно молодых семей, реализации проектов по расселению жителей из аварийного жилищного фонда. Дана оценка решению задачи содействия развитию предпринимательства как полноценного и устойчивого сектора экономики города, программным мерам по оказанию государственных и муниципальных мер поддержки субъектам малого и среднего бизнеса. Актуализирована задача по оптимизации бюджетной политики муниципалитета средствами программно-целевого метода. Показано, что образование, включая дошкольное, физическая культура и спорт, формирование культурного облика горожан, комфортной городской среды, являются безусловными приоритетами деятельности администрации города. Отмечено, что в последние годы существенный импульс развитию гражданского общества городского округа получило вовлечение горожан в решение вопросов местного значения посредством институализации территориального общественного самоуправления Приоритетными для развития города и удовлетворения потребностей жителей остаются услуги общественного транспорта, ЖКХ и других объектов муниципального сектора экономики. В статье обозначены основные приоритеты деятельности органов местного самоуправления городского округа, направленные на достижение национальных целей развития, утвержденных Указом Президента Российской Федерации, по реализации национальных проектов и строительству социально-значимых объектов.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, городской округ «Город Хабаровск», приоритетные направления, экономика и социальная сфера
Для цитирования: Кравчук С. А. Социально-экономическое развитие городского округа «Город Хабаровск»: состояние и перспективы // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 3 (100). С. 25-32. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-100-3-25-32
Socio-economic development of the urban district the city of Khabarovsk: state and prospects
Sergey A. Kravchuk
The Administration of the city of Khabarovsk, Khabarovsk, Russia cityhall@khv27.ru
Abstract. The article presents the analysis of socio-economic state of life of the city of Khabarovsk in the main areas determined by the powers of local governments
for the urban district. Analysis of the dynamics of the most important macroeconomic indicators ensuring the sustainability of development of the urban economy and the social sphere, investment attractiveness in different types of economic activity is presented. Strategic priority of housing affordability and providing comfort in housing conditions to the needs of city residents, especially the young families, the implementation of the projects to resettle residents from the emergency housing stock is justified.. An assessment of the solution to the problem of promoting the development of entrepreneurship as a full-fledged and sustainable sector of the city's economy, program measures to provide the state and municipal measures to support small and medium-sized businesses was made. The task of optimizing the budget policy of municipality by the means of software-targeted method has been updated. It has been shown that education, including preschool, physical education and sports, formation of the cultural appearance of citizens, a comfortable urban environment are unconditional priorities of the city municipality. It was noted that in recent years, a significant impetus for the development of civil society in the urban district has received involvement of the citizens in solving issues of local importance through the institutionalization of territorial public self-government. Public transport services, housing and communal services and the other objects of municipal sector of the economy remain priority for development of the city and meeting the needs of residents.The article outlines the main priorities of activities of the local self-government bodies of the urban district, aimed at achieving the national development goals, approved by the Decree of the President of the Russian Federation, for implementation of the national projects and creating of the socially significant facilities.
Keywords: socio-economic development, the Khabarovsk urban district, priority directions, economy and social sphere
For citation: Kravchuk S. A. Socio-economic development of the urban district the city of Khabarovsk: state and prospects // Power and Administration in the East of Russia. 2022. No. 3 (100). Pp. 25-32. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-100-3-25-32
Введение
Важнейшими факторами успешности городов являются качество жизни их населения, благополучие каждой семьи, высокий уровень развития культуры, комфорта среды жизнедеятельности, са-мореализованности и чувства защищенности каждого жителя.
Успешность социально-экономического развития г. Хабаровска определяется эффективной экономической и социальной политикой администрации города. Она направлена на закрепление и развитие позитивных тенденций и во многом зависит как от органов местного самоуправления, так и от консолидации усилий общественности города, делового сообщества, мобилизации имеющихся у них возможностей.
Несмотря на проблемы, обусловленные распространением коронавирусной инфекции, санкционной политикой коллективного Запада против Российской
Федерации, в Хабаровске сохраняется общественная стабильность и конструктивные отношения власти, бизнеса и гражданского общества, что обеспечивает его динамичное развитие.
Обеспечение макроэкономической стабильности
Обеспечение макроэкономической стабильности является приоритетом деятельности всех уровней власти в стране. В городе Хабаровске сохранена положительная динамика важнейших макроэкономических показателей, созданы условия для устойчивого функционирования жизнеобеспечивающих отраслей экономики и развития социальной инфраструктуры города, обеспечены политическая стабильность и благоприятный инвестиционный предпринимательский климат. Достижения города Хабаровска признаны и экспертным сообществом России [В 2021 году Хабаровск..., 2022].
На территории города осуществля-
ют деятельность 68% организаций от их общего числа в Хабаровском крае1. Итоги социально-экономического развития города Хабаровска за прошедшие годы свидетельствуют о результативности реализации важнейших направлений развития муниципального образования. В 2018-2021 гг. среднегодовые темпы роста оборота средних и крупных организаций составили 110,0%, объема отгруженных товаров и услуг по промышленным видам экономической деятельности - 105,5%, розничного товарооборота и оборота общественного питания2 в среднем - 113%.
Наибольший удельный вес в обороте организаций города Хабаровска приходится на: оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств -43%, транспортировку и хранение - 21%, обрабатывающие производства - 7%, электроэнергетику - 8%.
Стратегиями социально-экономического развития г. Хабаровска и Хабаровского края на период до 2030 года, определены приоритетные направления по формированию благоприятных условий для привлечения инвестиций посредством: развития ТОСЭР «Хабаровск», индустриальных парков, обеспечения конкурентных условий для участия бизнеса, использования механизмов муниципально-частного партнерства и эффективного использования потенциала инвестиционных ресурсов3.
Создана необходимая нормативная правовая база, способствующая улучшению инвестиционного климата города Хабаровска, которая предусматривает различные виды поддержки бизнеса, гарантирует прозрачность всех процедур и
обеспечение равных прав инвесторам.
В результате на территории города Хабаровска успешно реализуются инвестиционные проекты в различных сферах экономической деятельности. Две трети организаций города (68%) являются прибыльными, среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал за последние 4 года составил около 20%.
Жилищная политика
Обеспечение доступности жилья, а также соответствие объема комфортного жилищного фонда потребностям жителей Хабаровска является важнейшей целью стратегического развития жилищной сферы и основным направлением деятельности администрации города. За три последних года введено в эксплуатацию более 500,0 тыс. кв. метров жилья, в 2022 г. планируем ввести в эксплуатацию около 255,0 тыс. кв. метров жилья.
Кроме того, эффективно решаем проблему расселения граждан из ветхого жилья. В городе реализуются программы развития застроенных территорий, по условиям которых инвесторы сначала расселяют жильцов ветхих домов и только после этого начинают воплощать в жизнь свои проекты. В 2019-2021 гг. из аварийного жилищного фонда расселено 236 квартир, где проживало 661 человек.
Для молодежи реализуется программа «Жилье для молодых семей», в рамках которой социальные выплаты на улучшение жилищных условий за четыре последних года получили 419 семей. В текущем году по муниципальной программе смогут улучшить свои жилищные условия еще 43 молодые семьи. Краевой центр - единственный город на Дальнем Востоке, где учителям дают служебное
1 В статье использованы статистические данные текущего архива отдела экономического анализа и территориального развития управления экономического развития администрации города Хабаровска.
2 Постановление Администрации города Хабаровска от 31 августа 2020 г. № 2703 «О внесении изменений в постановление администрации города Хабаровска от 15.06.2017 № 1954 «Об утверждении Прогноза социально-экономического развития городского округа «<Город Хабаровск» на период до 2030 года». URL: garant.ru/#/document/74582122/paragraph/1/doclist/1667/ showentries/0/highlight/Постановление%20Администрации%20города%20Хабаровска%20 от%2031%20августа%202020%20г.
3 Постановление Администрации города Хабаровска от 8 декабря 2021 г. № 4680 «<Об инвестиционном климате города Хабаровска: состояние и перспективы развития». URL: garant. ru/#/document/4031 78093/paragraph/1/doclist/1705/shouentries/0/highligM/Постановле-ние%о20Администрации%20города%о20Хабаровска%о20от%208%20декабря%202021%>20г.
жилье [Лучшие педагоги..., 2021].
В городе Хабаровске активно ведется комплексное развитие жилищного строительства в микрорайоне «Ореховая сопка», продолжается строительство жилых комплексов «Ю-сити», «Березки», освоение территории Гупровского городка.
Позитивные ожидания развития отрасли жилищного строительства связаны с планируемой реализацией на территории города проекта «Дальневосточный квартал», который подразумевает комплексную застройку больших масштабов. В ближайшей перспективе определено приоритетное направление строительства в северо-восточной части города Хабаровска.
Содействие развитию предпринимательства
Первостепенная задача администрации города - стимулировать развитие частной инициативы как основы реализации стратегических целей города по созданию его прочной экономической платформы. При этом речь идет не только о крупном бизнесе4. В Хабаровске сформирован полноправный, устойчиво работающий предпринимательский сектор экономики, который обеспечивает до 40% общего оборота организаций города, 30% налоговых доходов бюджета города и занятость практически каждого третьего работника от экономически активного населения.
В настоящее время на поддержку предпринимательства работают 4 городские программы, по которым ежегодно оказывается поддержка более тысячи субъектам малого и среднего бизнеса. Внедрены новые формы содействия развитию предпринимательства - предоставление субсидий на открытие своего дела для самозанятых, на ведение деятельности и обеспечение занятости отдельных категорий граждан социальным предприятиям. Продолжаем оказывать помощь предпринимателям по оплате электроэнергии, компенсируем часть затрат, связанных с приобретением, модернизацией, строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом основных средств.
В 2020 г. в условиях локдауна на осуществление предпринимательской деятельности в сфере услуг на муниципальном уровне организована работа Ситуационного центра по мониторингу экономической ситуации в бизнесе. В этот центр на паритетных началах вошли представители региональных деловых объединений и структурных подразделений администрации. При этом мы решили следующие задачи: организовали мониторинг состояния бизнеса и выбор оптимальных решений для поддержки; обеспечили информирование и обратную связь [Голик, 2021. С. 72-74].
В работу центра активно включился Совет по предпринимательству при Мэре города. Это дало возможность вовлечь в процесс очень широкий круг представителей бизнес-сообщества. Все предложения и решения по мерам поддержки исходили от самих предпринимателей, при их непосредственном участии. В результате на муниципальном уровне реализованы более 15 мер, направленных на поддержку хабаровских предпринимателей, в том числе: имущественные, финансовые, налоговые меры поддержки; мораторий на проведение муниципального контроля; введение упрощенного порядка предоставления веранд для размещения летних пунктов общественного питания; размещение в открытом доступе списка свободных вакансий в муниципальных учреждениях и предприятиях города. Это позволило малому и среднему бизнесу Хабаровска оптимизировать свои расходы на сумму более 500,0 млн рублей. Реальную помощь получил каждый четвертый предприниматель.
В целях оказания практической поддержки субъектам малого предпринимательства до 35% муниципального заказа выполняется субъектами малого предпринимательства, оказывается содействие в открытии новых объектов потребительского рынка и услуг. В 2021 г. для субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в наиболее пострадавших от пандемии корона-вируса отраслях, была снижена ставка
4 Муниципальные услуги для бизнеса. URL: https://khv27.ru/projects/podderzhka-biznesa/ munitsipalnye-uslugi/
по налогу на землю на 30%.
Усиление мер поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе и прямое бюджетное финансирование, позволяют реально решать проблемы его развития. На 01 января 2022 г. в городе осуществляли свою деятельность 32833 субъекта малого и среднего предпринимательства, а это 101,1% к началу 2021 г. На территории города зарегистрировано 13 тысяч самозанятых - в 3,5 раза больше, чем в начале 2021 г.
Бюджетная политика Бюджетная политика муниципалитета города имеет открытый характер, и с ней может ознакомиться любой житель5. Рациональное использование средств бюджета города для решения наиболее острых проблем обеспечивает программно-целевой метод планирования расходов. В городе Хабаровске реализуются 27 муниципальных программ с ежегодным объемом финансирования из бюджета города на уровне около 15,0 млрд рублей.
Мы усиленно работаем над поиском новых, адаптированных к велению времени методов управления, основанных на стимулировании притока дополнительных ресурсов в экономику города.
Жители Хабаровска активно участвуют в реализации национальных проектов и привлекают дополнительное финансирование из вышестоящих бюджетов. Так, с 2019 по 2021 гг. всего дополнительно привлечено 7,4 млрд руб. Все это позволяет формировать достойную среду проживания. Хабаровчане обеспечены качественными жизнеобразую-щими услугами.
Социальная и инфраструктурно-рекреационная сфера
Образование, включая дошкольное, физическая культура и спорт, формирование культурного облика горожан, молодежная политика - все это было и есть в безусловных приоритетах деятельности администрации города.
За последние четыре года введены в эксплуатацию социально-значимые объекты: 3 детских сада (650 мест), два лицея (1600 мест), стадион для спортивных игр, спортивный комплекс «Самбо»,
4 торговых центра: МТЦ «Счастье», ТЦ «Броско Молл», ТРЦ «Стрелка», строительный гипермаркет «Леруа Мерлен».
В целях развития рекреационных зон благоустроено 18 скверов, выполнено благоустройство 413 дворовых территорий, отремонтировано и приведено в нормативное состоянии более 200 км дорожной сети, обеспечено строительство двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «Авангард» до автомобильной дороги по ул. Новой и другие общественные пространства города [Эволюция., 2022]
Значимую роль в инфраструктурном развитии отводим муниципально-частному партнерству: реализуем концессионные соглашения. В результате наш город получил дополнительные плавательные бассейны, благоустроенные парковые территории.
В настоящее время реализуется 7 концессионных соглашений, общий объем инвестиций по которым составляет 152 млн рублей.
Продолжается работа по развитию горнолыжного комплекса «Хехцир» и созданию парка Патриот в районе ул. Промышленной.
Реализуются проекты по развитию инженерной инфраструктуры микрорайона «Ореховая сопка»: введен в эксплуатацию магистральный канализационный коллектор и магистральный водопровод от Воронежского шоссе до ул. Совхозной.
Введен в эксплуатацию многофункциональный центр «Космопорт» в парке им. Гагарина. Он стал еще одним местом для семейного комфортного отдыха, адаптированного под нужды маломобильного населения.
Территориальное общественное самоуправление
Активное развитие получила еще одна форма участия населения в решении вопросов местного значения - территориальное общественное самоуправление [Организация ТОС..., 2021].
На территории города функционируют 170 ТОСов, из них только в 2021 г. создано 94. За последние 2 года по количеству ТОС мы с последнего места выш-
5 Открытый бюджет города Хабаровска. иЯЬ: https://budget.khabarovskadm.ru/Menu/Page/439
ли на 3-е в Хабаровском крае. Ключевая задача, которую мы для себя определили, - это 500 ТОС в Хабаровске к 2025 г.
Дополнительным импульсом в развитии ТОС стало решение о финансовой поддержке из бюджета города проектов по благоустройству и улучшению социально-бытовых условий. В 2021 г. по двум конкурсам на реализацию 43 проектов-победителей направлено 19,4 млн руб. средств городского и краевого бюджетов, с учетом вклада жителей - 36 млн рублей.
В рамках внедренного механизма грантовой поддержки программ и проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, направленных на создание системы взаимодействия общественности и администрации города, 12 организаций получили гранты на общую сумму 4,8 млн рублей6.
Транспортное обеспечение
Хабаровск имеет развитую маршрутную сеть, транспортная доступность обеспечена во все районы города7.
За последние четыре года за счет средств городского бюджета приобретено 23 автобуса, работающих на газомоторном топливе. Более 200 автобусов приобретено коммерческими перевозчиками. В 2020 г. вышли на линию 20 троллейбусов, переданных городу мэрией Москвы.
Сегодня на маршруты города выходит 340 автобусов со сроком эксплуатации менее 7 лет, что составляет 69% от общего числа подвижного состава.
Посредством специализированных порталов и мобильных приложений ведется информирование населения о работе транспорта в режиме онлайн.
На ряде маршрутов введена система скидок, действует семейная транспортная карта, льготная карта для членов малоимущих семей с детьми, бесплатный
проезд для членов организации общества слепых города Хабаровска.
В Хабаровске, в одном из первых городов Дальневосточного федерального округа, введена автоматизированная электронная система учёта и оплаты проезда в общественном транспорте «Электронный проездной - Хабаровск».
Муниципальный сектор экономики
Город Хабаровск один из немногих городов России, который сохранил муниципальные предприятия8. Выполнение функций по обеспечению жителей города жилищно-коммунальными услугами (тепло- и водоснабжением, водоотведе-нием), транспортными услугами, услугами по благоустройству, реконструкции и развитию дорожной сети возложено на 21 муниципальную производственную организацию, ведущую хозяйственную деятельность в семи отраслях городского хозяйства, с общей численностью работающих 4,6 тыс. человек.
Общая сумма активов предприятий муниципального производственного сектора экономики составляет 25 млрд руб., в том числе 4,7 млрд руб. - оборотные средства, ежегодное отчисление налогов в бюджеты всех уровней составляет практически 2,5 млрд руб.
За 2021 г. муниципальными предприятиями города произведено работ и услуг на сумму 9,9 млрд руб., что на 2,1% выше уровня 2020 г.
До 1 января 2025 г. планируется реорганизация муниципальных предприятий в другие организационно-правовые формы в соответствии с действующим федеральным законодательством. В прежней организационно-правовой форме на рынке оказания услуг останется 3 муниципальных предприятия: Водоканал, Тепловые сети и Городской электрический транспорт.
6 Решение Хабаровской городской Думы от 25 декабря 2018 г. № 987 «Об отчете мэра города Хабаровска за 2018 год». URL: garant.ru/#/document/47744026/paragraph/1/doclist/1712/ зЪошепХпез/0/ЫдЫ{дМ/4,3%%20Решение%20Хабаровской%20городской%20Думы%20от%2025%20 декабря%202018%20г.
7 Об утверждении муниципальной программы городского округа «<Город Хабаровск»» «Повышение качества транспортного обслуживания пассажиров на территории городского округа «Город Хабаровск» на 2018 - 2030 годы»(с изменениями на 10 марта 2022 года).URL: https://docs.cntd.ru/ document/465348015
8 Экономика Хабаровска. 12.03.2021 г. URL: https://khabara.ru/14314-yekonomika-xabarovska.html
Заключение
Жители и гости города отмечают, что Хабаровск заметно похорошел, меняется облик города, меняются люди, меняется отношение хабаровчан к родному городу. О том, что мы находимся на правильном пути, свидетельствует высокая авторитетная оценка деятельности администрации Хабаровска российским и международным сообществом. Ежегодно город Хабаровск завоевывает призовые места более чем в 300 всероссийских и международных конкурсах.
Два года подряд (2020-2021 гг.) эксперты Минстроя Российской Федерации дают высокую оценку социально-экономическому развитию города. По результатам Индекса качества городской среды Хабаровск признан самым комфортным среди городов Дальневосточного федерального округа [Кравчук, 2021. С. 32-35].
Дальнейшее развитие Хабаровска зависит от ускоренной модернизации всех сфер городского хозяйства и экономики, поэтому мы ставим перед собой новые задачи и ищем современные пути их эффективного решения, чтобы через системное развитие города достичь реального улучшения благополучия жителей.
Действия администрации города на предстоящую перспективу направлены на решение важнейших задач по развитию экономики, общественной инфраструктуры, транспортной, социальной и других сфер.
Основные приоритеты нашей деятель-
ности направлены на достижение национальных целей развития, утвержденных Указом Президента Российской Федера-ции9, важным фактором при этом станет максимальное участие города Хабаровска в реализации национальных проектов и строительство социально-значимых объектов.
В среднесрочной перспективе планируем:
- выполнить целевой показатель нац-проекта «Безопасные и качественные дороги» и довести долю дорожной сети города Хабаровска, находящейся в нормативном состоянии до 85%;
- обеспечить строительство 5 общеобразовательных учреждений;
- продолжить развитие спортивно-туристического комплекса «Хехцир»;
- продолжить газификацию частных домовладений и подключение к городской системе канализации домов в различных районах города;
- благоустроить общественные территории с учетом пожеланий жителей города;
- продолжить развитие цифровой экономики, внедряя новые цифровые технологии в городском управлении; жилищно-коммунальном хозяйстве; при предоставлении государственных и муниципальных услуг; в транспортной и туристической отраслях, социальной сфере, экологии и окружающей среде, при обеспечении безопасности.
Направим все силы на сохранение положительной динамики основных макроэкономических показателей.
Список источников:
1. В 2021 году Хабаровск показал положительную динамику по всем макроэкономическим показателям. 10.01.2022 г. URL: https://khab-vesti.ru/ news/society/v_2021_godu_khabarovsk_pokazal_polozhitelnuyu_dinamiku_po_vsem_ makroekonomicheskim_pokazatelyam/
2. Голик С. Л. Хабаровск: тратить, чтобы получать // Бюджет. 2021. № 11 (227). С. 72-74.
3. Кравчук С. А. Выполняя геостратегическую задачу России // Бюджет. 2021. № 7 (223). С. 32-35.
4. Лучшие педагоги Хабаровска получили ключи от квартир. 05.10.2021 г. URL: https: //news.rambler.ru/education/47326090-luchshie-pedagogi-habarovska-
9 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 <О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».иЕЬ: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038
poluchili-klyuchi-ot-kvartir/
5. Организация ТОС в Хабаровске. URL: https://khv27.ru/projects/territorialnoe-obshchestvennoe-samoupravlenie/
6. Надсадин С. А. Пандемия открыла новые возможности для роста // Бюджет. 2021. № 4 (220). С. 44-47.
7. Эволюция общественных пространств: новая площадь на Дальнем Востоке притягивает к себе внимание. URL: https://news.rambler.ru/games/49386560-evolyutsiya-obschestvennyh-prostranstv-novaya-ploschad-na-dalnem-vostoke-prityagivaet-k-sebe-vnimanie/
References
1. V 2021 godu Khabarovsk pokazal polozhitel'nuyu dinamiku po vsem makroeko-nomicheskim pokazatelyam [In 2021, Khabarovsk showed a positive trend in all mac-roeconomic indicators]. 01/10/2022 URL: https://khab-vesti.ru/news/society/v_2021_ godu_khabarovsk_pokazal_polozhitelnuyu_dinamiku_po_vsem_makroekonomicheskim_ pokazatelyam/
2. Golik S. L. (2021) Khabarovsk: spend to receive Byudzhet [Budget]. No. 11 (227): 72-74.
3. Kravchuk S. A. (2021) Fulfilling the geostrategic task of Russia Byudzhet [Budget]. No. 7 (223): 32-35.
4. Luchshiye pedagogi Khabarovska poluchili klyuchi ot kvartir [The best teachers of Khabarovsk received the keys to the apartments]. October 05, 2021 URL: https://news. rambler.ru/education/47326090-luchshie-pedagogi-khabarovska-poluchili-klyuchi-ot-kvartir/
5. Organizatsiya TOS v Khabarovske [Organization of TOS in Khabarovsk]. URL: https://khv27.ru/projects/territorialnoe-obshchestvennoe-samoupravlenie/
6. Nadsadin S. A. (2021) The pandemic has opened up new opportunities for growth Byudzhet [Budget]. No. 4 (220): 44-47.
7. Evolyutsiya obshchestvennykh prostranstv: novaya ploshchad' na Dal'nem Vostoke prityagivayet k sebe vnimaniye [The evolution of public spaces: a new square in the Far East attracts attention]. 09/22/2022 URL: https://news.rambler.ru/games/49386560-evolyutsiya-obschestvennyh-prostranstv-novaya-ploschad-na-dalnem-vostoke-prityagi-vaet-k-sebe-vnimanie/
Статья поступила в редакцию 28.08.2022; одобрена после рецензирования 12.09.2022; принята к публикации 15.09.2022.
The article was submitted 28.08.2022; approved after reviewing 12.09.2022; accepted for publication 15.09.2022.
Информация об авторе
С. А. Кравчук - глава городского округа - мэр города Хабаровска, руководитель администрации города Хабаровска.
Information about the author
S. A. Kravchuk - Head of city district-mayor of the city of Khabarovsk, head of the administration f the city of Khabarovsk