19 Котов П.П. К вопросу о реформе 1863 г. на Севере // Изучение аграрной истории Европейского Севера СССР на современном этапе. - Сыктывкар: Коми НЦ УрО АН СССР, 1989. - С. 78-83.
20 Котов П.П. Хозяйство удельных крестьян Севера середины XIX в. // Хозяйство северного крестьянства в XVIII - начале XX вв. - Сыктывкар: Пермский ун-т, 1987. - С. 21-29.
УДК 94
Кузьмичёв Иван Александрович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА ГАЛИЧА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVII ВЕКА
Галич в период Смутного времени неоднократно подвергался военному нападению и разорению, что серьёзно отразилось на социально-экономическом развитии города в период правления первых Романовых. Значительный рост оброчных платежей при отсутствии позитивных изменений в материальном положении галич-ского посадского тяглового населения красноречиво свидетельствует о государственных приоритетах новой династии.
Ключевые слова: Смутное время, Галич, посадское население, Дозорная книга, оброк, ремесленники.
11 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила Фёдоровича Романова на царство. С этим событием принято связывать окончание Смутного времени. Однако представителям новой династии ещё долгие годы пришлось преодолевать тяжелейшие последствия Смуты. Многие города русского государства серьёзно пострадали во время военных действий. Не избежала этой участи и Га-личская земля, древний центр которой - город Галич - был разорен войсками Лисовского в 1609 г., польскими и литовскими отрядами в 1613 г. и в 1619 г. соответственно.
На основе сохранившихся письменных источников (писцовые книги и царские грамоты) [см. подробнее: 1; 2; 3] постараемся оценить последствия Смутного времени в хозяйственной жизни города и на его примере показать особенности экономической политики новой династии.
В первой четверти XVII века город Г алич представлял собой крепость с прилегающими к ней территориями: посадом, торгом, рыбной слободой. В кольце укреплений на площади около 18440 кв. сажен (28028,8 м2) располагались дворы
служилых, посадских людей, дворян и духовенства, всего 123 двора жилых, 57 дворов пустых и 25 мест, отведенных под строительство новых дворов. Внутри острога находился также соборный храм Преображения Спасова.
Основное население города проживало за пределами крепостных стен на посаде и в рыбной слободе. Уязвимые в силу своего расположения, посадские дворы в первую очередь подвергались нападению, а, следовательно, и больше других пострадали во время Смуты и первые годы царствования Михаила Федоровича от войск Лжедмит-рия II и разбойничьих литовских отрядов.
Как уже отмечалось выше, период Смуты отмечен катастрофическим разорением большинства российских городов. В таких условиях правительство вынуждено было проводить так называемые «дозоры» по городам, главной задачей которых были: «фиксация состояния тягла городского населения, выяснение степени убыли и разорения города, выявление в городе реальных и потенциальных возможностей для восстановления выплаты «государевых платежей» в прежнем объеме» [6, с. 342-343].
Таблица1
Социальная структура и количественное соотношение владельцев осадных дворов и мест по Дозорной книге 1620 года [3, с. 82-84]
В остроге Дворы Пустоты Места
Знатных людей 108 20
Духовенства 4 4
Посадских людей 11 57 1
© Кузьмичёв И.А., 2011
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011
235
Рис. 1. Схема укреплений третьей галичской крепости [4, с. 453]
Сохранившаяся Дозорная книга по Галичу 1620 года подробно описывает состояние посадских дворов города, дифференцируя их по платёжеспособности. Наибольшее тягло несли чёрные посадские дворы, в которых проживали «молод-шие люди», платившие с каждого двора по 10 алтын оброка в год. Бобыли несли половинный оброк в размере 5 алтын с каждого двора в год. С нищих и пустых дворов оброк вовсе не собирался по причине неплатежеспособности одних и отсутствия жителей в других. Особняком описывались белые дворы, которые не принадлежали тяглому посадскому населению и, соответственно, с них также не платился оброк.
Дозор 1620 года по Галичу прямо указывает на причину обнищания и запустения большинства посадских дворов «.. .в Г аличе же на посаде на чёрной на тяглой земле, а живут в избах, которые посадские люди обнищали и вдовы нищие, а мужни их и дети посечены в приход литовских людей в прошлом во «127» году... а иные посадские люди разбрелись порознь безвестно по розным городом и в понизовые городы» [3, с. 87-89].
Особенно сильно пострадало ремесленное и торговое население посада. Полностью исчезли 12 ремесленных специальностей. Нищих и бо-быльских ремесленных дворов было 11 и 51 соответственно (табл. 3). Из 34 торговых лавок, платящих оброк, 7 принадлежало не посадским людям.
Сильно сократилось посадское землевладение. Было заброшено 19 сенных покосов, которые давали 75% от общего количества заготавливаемого сена [3, с. 96].
Проведение комплексных мероприятий по восстановлению государственного контроля над посадским тяглым населением в городах, пострадавших в годы Смуты, в том числе и с целью улучшения его экономического положения связано с деятельностью отца Михаила Федоровича - патриарха Филарета, освобождённого из польского плена лишь в 1619 году. Именно к этому времени относится «Царская окружная грамота, в Г алич, губному старосте Перелешину. о соборном постановлении касательно новой переписи городов .», в которой не только объясняются причины проведения дозора, но и обозначаются первоочередные меры по восстановлению городского хозяйства: «А которых украенных городов посадские люди живут на Москве и по городом, и тех сыскивая отсылать в те городы, где они преж сего жили, и льготы им дать смотря по разорению. А которые посадские и уездные люди зало-жились за Митрополитом и за весь священный собор, и за монастыри, и за всяких бояр, и за околь-ничех и за всяких чинов людей, и тем всем указати есмя по прежнему где были за передь сего; а на тех людех, за кем они жили, приговорили есмя со всеми людми, сыскать счетчи доправити наши всякия подати за прошлие годы» [2, с. 21].
Таким образом, государство стремилось к восстановлению численности посадского населения, которое было бы способно исправно пополнять государственную казну через оброчные и иные налоговые выплаты. Выполнить подобную задачу было довольно непросто. И если численность посадского населения можно было увеличить путём принудительного возвращения людей на прежние места жительства, то восстановление их материального положения, активной ремесленной и торговой деятельности затянулось на многие годы.
Данные Писцовой книги 1628 года позволяют нам судить об относительных успехах и неудачах в деле восстановления экономики города Г алича.
Таблица2
Посадское население Галича в 1620 году [3, с. 85-93]
На посаде Белых Чёрных Бобыльских Нищих Пустых
Количество дворов и мест 98 35 62 42 258
Таблица 3
Ремесленники галичского посада (1620 год)1
Примечания:
1 Отрывок из Дозорной книги Галича 1620 г. // Костромская земля. Краеведческий альманах Костромского филиала Российского фонда культуры. Вып. 4. - Кострома, 1999. - С. 85-95.
2 В большинстве дворов проживают вдовы ремесленников, убитых в 1619 году «литовцами».
3 Среди посадских ремесленников не встречаются дворы колчаника, зеленика и серебреника, упоминание о которых мы находим в описании лавок и лавочных мест на торговой площади.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011
237
Таблица4
Посадское население Галича в 1628 году [5, с. 105-106]
На посаде Белых Чёрных Бобыльских Нищих Пустых
Количество дворов и мест 89 38 192 131 258
За 8 лет, прошедших с ревизии города 1620 года, общая картина социально-экономического положения посадского населения не изменилась. Численность жителей посада пополнилась главным образом за счёт бобылей и нищих, что давало лишь экстенсивное увеличение собираемого оброка, который вырос по сравнению с 1620 годом на 20 рублей 13 алтын и 2 деньги. Количественный, но не качественный рост посадского населения объясняется во многом привлечением на государственную службу «лучших» людей - наиболее состоятельных представителей посадской общины. «А лучших и середних посадских людей в Г аличе на посаде нет; а которые лутчие люди были, и те взяты к Москве в гостиную и в суконную сотню, а иные померли» [цит. по: 5, с. 105].
Таким образом, как мы можем видеть из сохранившихся описаний Г алича начала XVII века, сильнейший урон был нанесен посадскому тяглому населению - основному налогоплательщику, от которого собственно и зависело общее хозяйственное благополучие города. Запустение значительной части посадских дворов, обнищание оставшегося населения привело к исчезновению многих ремесленных специальностей. Ситуация также осложнялась соперничеством посадского населения с крупными землевладельцами (монастырями, детьми боярскими, дворянами) и столичными купцами [см. подробнее: 3, с. 93]. Помещики и монастыри, используя бедственное положение посадских людей, скупали дворы, доходные промыслы и торги. Судя по документам первой четверти XVII века, представителями новой династии были предприняты некоторые шаги в поддержку посадского населения, однако добиться успеха им не удалось. Объясняется такая неудача отсутствием полного контро-
ля над удалёнными землями Московского государства, которые были подвластны Михаилу Фёдоровичу лишь формально. Недавно избранный молодой царь не мог гарантировать защиту своим подданным от многочисленных разбойничьих польских и литовских отрядов, продолжавших совершать грабительские набеги. Кроме того, помощь посадскому населению носила противоречивый характер. С одной стороны, предписывалось возвращать в провинциальные города ушедшее население, а с другой - правительство само использовало людской потенциал малых городов для пополнения столичного чиновничьего корпуса новыми кадрами, нёсшими казенную службу в гостиной и суконной сотнях.
Библиографический список
1. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографической экспедицией императорской академии наук. Т. III. - СПб., 1836. - 496 с.
2. Материалы для Костромской губернии. Сообщены членом Костромской губернской уч. архивной комиссии И.Д. Преображенским. - Кострома, 1907. - 38 с.
3. Отрывок из Дозорной книги Галича 1620 г. // Костромская земля. Краеведческий альманах Костромского филиала Российского фонда культуры. Вып. 4. - Кострома, 1999. - С. 79-97.
4. Очерки русской культуры ХШ-ХУ веков. Ч. 1: Материальная культура. - М., 1969. - 480 с.
5. Смирнов П.П. Древний Галич и его важнейшие памятники // УЗ МГПИ им. В.П. Потёмкина. - Т. IX. - Вып. 1. - С. 81-112.
6. Тимохина Е.А. Дозорные книги городов первой трети XVII в. как источник по истории средневекового города Европейской России: Дис. ... канд. ист. наук. - М., 2005. - 473 с.