Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИНСКИХ ПРОДУКТОВЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ЭМБАРГО И ПАНДЕМИИ COVID-19'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИНСКИХ ПРОДУКТОВЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ЭМБАРГО И ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ФИНЛЯНДИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ЭМБАРГО / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС / ПРОДУКТОВЫЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лагойко Анастасия Геннадьевна, Егорова Александра Игоревна

Статья охватывает период с 2014 по 2021 г., осложненный непростой геополитической ситуацией на фоне украинского кризиса 2014 г. и последующей пандемией новой коронавирусной инфекции. Особой проблемой, с которой столкнулись финские продуктовые компании и к которой им пришлось приспосабливаться в 2014 г., стали российские контрсанкции и продовольственное эмбарго. Кроме того, на их работу также повлияла пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19. Следовательно, помимо базовой необходимости учета предпочтений российского потребителя, нужно принять во внимание произошедшие за последние годы многочисленные изменения, к которым компании были вынуждены адаптироваться. Для этого важно понимать, какими способами компании сохраняли позиции на рынке. Цель данной работы - изучить особенности положения финских продуктовых компаний на российском рынке в условиях продовольственного эмбарго и пандемии коронавирусной инфекции. Рассмотрены как изменения, произошедшие в работе компаний после введения продовольственного эмбарго, и их последствия, так и влияние пандемии COVID-19 на работу финских продуктовых компаний. Особое внимание в статье уделено реальным кейсам крупнейших финских продуктовых компаний, таких как Valio, Fazer, Atria. Выводы. Введенные Россией контрсакционные оказались для Финляндии неожиданными. Кроме финансовых потерь, вызванных кризисом для производителей, продовольственное эмбарго имело и косвенный эффект, который привел к нарушению работы внутреннего рынка и снижению цен производителей. Нестабильная обстановка на российском рынке значительно усложнила положение финских продуктовых компаний на рынке. Вследствие чего компании несли миллионные убытки. Пандемия COVID-19, в свою очередь, несмотря на необходимость адаптации к новым условиям, нанесла меньший ущерб финским продуктовым компаниям на российском рынке, чем контрсанкции 2014 г. Компании инвестировали в развитие существующих товаров, а также в расширение ассортимента, наиболее соответствующего новым рыночным реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIO-ECONOMIC SITUATION OF FINNISH PRODUCT COMPANIES IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE EMBARGO AND THE COVID-19 PANDEMIC

The article covers the period from 2014 to 2021, complicated by the difficult geopolitical situation against the backdrop of the Ukrainian crisis in 2014 and the subsequent pandemic of a new coronavirus infection. Finnish food companies had to adjust to Russian counterclaims and the food embargo in 2014. In addition, their work has also been affected by the COVID-19 pandemic. In addition to the basic need to consider the preferences of the Russian consumer, it was necessary to consider the numerous changes that have occurred in recent years, to which companies have had to adapt. To do this, it was important to understand how companies have maintained their positions in the market. The purpose of the research is to examine the peculiarities of the position of Finnish food companies in the Russian market in the context of the food embargo and the coronavirus pandemic. Particular attention is paid to the real cases of the largest Finnish food companies such as Valio, Fazer, Atria. Conclusions. The Russian counterclaims turned out to be unexpected for Finland. In addition to financial losses caused by the crisis for producers, the food embargo also had an indirect effect, which led to disruption of the domestic market and lower producer prices. The unstable situation in the Russian market has significantly complicated the position of Finnish food companies in the market. As a result, companies suffered millions in losses. The COVID-19 pandemic, in turn, despite the need to adapt to new conditions, caused less damage to Finnish food companies in the Russian market than the counterclaims of 2014. Companies have invested in the development of existing products, as well as in the expansion of the range, the most consistent with the new market realities.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИНСКИХ ПРОДУКТОВЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ЭМБАРГО И ПАНДЕМИИ COVID-19»

5.4.2 Экономическая социология

Economic Sociology

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-6-95-101

Социально-экономическое положение финских продуктовых компаний в России в условиях продовольственного эмбарго и пандемии COVID-19

А.Г. Лагойкоа ©, А.И. Егороваb ©

Высшая школа международных отношений

Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

a E-mail: anastasia.lagoyko@gmail.com b E-mail: alexandra.ego@mail.ru

Аннотация. Статья охватывает период с 2014 по 2021 г., осложненный непростой геополитической ситуацией на фоне украинского кризиса 2014 г. и последующей пандемией новой коронавирусной инфекции. Особой проблемой, с которой столкнулись финские продуктовые компании и к которой им пришлось приспосабливаться в 2014 г., стали российские контрсанкции и продовольственное эмбарго. Кроме того, на их работу также повлияла пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19. Следовательно, помимо базовой необходимости учета предпочтений российского потребителя, нужно принять во внимание произошедшие за последние годы многочисленные изменения, к которым компании были вынуждены адаптироваться. Для этого важно понимать, какими способами компании сохраняли позиции на рынке. Цель данной работы - изучить особенности положения финских продуктовых компаний на российском рынке в условиях продовольственного эмбарго и пандемии коронавирусной инфекции. Рассмотрены как изменения, произошедшие в работе компаний после введения продовольственного эмбарго, и их последствия, так и влияние пандемии COVID-19 на работу финских продуктовых компаний. Особое внимание в статье уделено реальным кейсам крупнейших финских продуктовых компаний, таких как Valio, Fazer, Atria. Выводы. Введенные Россией кон-трсакционные оказались для Финляндии неожиданными. Кроме финансовых потерь, вызванных кризисом для производителей, продовольственное эмбарго имело и косвенный эффект, который привел к нарушению работы внутреннего рынка и снижению цен производителей. Нестабильная обстановка на российском рынке значительно усложнила положение финских продуктовых компаний на рынке. Вследствие чего компании несли миллионные убытки. Пандемия COVID-19, в свою очередь, несмотря на необходимость адаптации к новым условиям, нанесла меньший ущерб финским продуктовым компаниям на российском рынке, чем контрсанкции 2014 г. Компании инвестировали в развитие существующих товаров, а также в расширение ассортимента, наиболее соответствующего новым рыночным реалиям.

Ключевые слова: Россия, Финляндия, продовольственное эмбарго, пандемия, коронавирус, продуктовые компании

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-6-95-101

The Socio-economic Situation of Finnish Product Companies in Russia in the Context of the Embargo and the COVID-19 Pandemic

A.G. Lagoyko3 ©, A.I. Egorovab ©

Higher School of International Relations of the Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russian Federation

a E-mail: anastasia.lagoyko@gmail.com b E-mail: alexandra.ego@mail.ru

Abstract. The article covers the period from 2014 to 2021, complicated by the difficult geopolitical situation against the backdrop of the Ukrainian crisis in 2014 and the subsequent pandemic of a new coronavirus infection. Finnish food companies had to adjust to Russian counterclaims and the food embargo in 2014. In addition, their work has also been affected by the COVID-19 pandemic. In addition to the basic need to consider the preferences of the Russian consumer, it was necessary to consider the numerous changes that have occurred in recent years, to which companies have had to adapt. To do this, it was important to understand how companies have maintained their positions in the market. The purpose of the research is to examine the peculiarities of the position of Finnish food companies in the Russian market in the context of the food embargo and the coronavirus pandemic. Particular attention is paid to the real cases of the largest Finnish food companies such as Valio, Fazer, Atria. Conclusions. The Russian counterclaims turned out to be unexpected for Finland. In addition to financial losses caused by the crisis for producers, the food embargo also had an indirect effect, which led to disruption of the domestic market and lower producer prices. The unstable situation in the Russian market has significantly complicated the position of Finnish food companies in the market. As a result, companies suffered millions in losses. The COVID-19 pandemic, in turn, despite the need to adapt to new conditions, caused less damage to Finnish food companies in the Russian market than the counterclaims of 2014. Companies have invested in the development of existing products, as well as in the expansion of the range, the most consistent with the new market realities.

Key words: Russia, Finland, food embargo, pandemic, coronavirus, food companies

ВВЕДЕНИЕ

После присоединения Крыма Россией в 2014 г. Коалицией западных стран (ЕС, США, Канада и их союзники) был введен ряд санкций против России, ограничивающих торговлю с Россией. Целью санкций стало оказание определенного влияния на проводимую Россией политику в отношении Украины в 2014 г. и ее изменение, либо прекращение вовсе. Изначально ограничения коснулись только конкретных граждан и организаций, затем торговли военной техникой и оборудованием для нефтегазовой отрасли. Финляндия также осудила меры России в Крыму и заявила, что будет придерживаться общей позиции ЕС касаемо этого вопроса. Тем не менее, сотрудничество с Россией оставалось важной частью экономики Финляндии. В июле 2014 г. Финляндия призвала исключить приграничное сотрудничество из-под санкций, затем настаивала на том, чтобы европейские дочерние компании российских компаний были исключены из-под санк-

ций. В список санкций Европейского союза в начале сентября были добавлены три производителя энергии и три производителя оружия, сами санкции продлеваются каждые полгода, начиная с 2014 г. На момент марта 2019 г. в санкционный список были занесены уже 44 организации и 170 человек [1:100].

В ответ на санкции, введенные в 2014 г. США, Канадой, Австралией, Норвегией и государствами Европейского союза из-за событий на Украине 2014 г., 7 августа 2014 г. Россия также ввела ограничения на импорт ряда товаров этих стран. Тогда в список вошли фрукты, овощи, мясо, колбасы, молоко и молочные продукты, включая сыр. Санкции сильно ударили по экспорту продуктов. Если в 2013 г. в Россию было импортировано продуктов примерно на 330 млн евро, то через 7 лет, в 2020 г., эта сумма сократилась больше чем в 4 раза [2]. Экспорт различных продовольственных товаров из Финляндии в Россию сократился в целом примерно на 80% уже в августе 2014 г. [1: 111]. С 2014 г. Россия неоднократно продляла срок действия продовольственного

эмбарго и расширяла список продуктов, попавших под импортные ограничения. Наиболее крупные импортируемые из Финляндии товарные группы, попавшие под ограничения - это сыр и творог (41,3%) и сливочное масло CN0405 (26,6%). Другими важными группами являются свинина (8,5%), пахта, простокваша и сливки, йогурт и кефир CN0403 (4,8%), молоко и сливки неконцентрированные СШ401 (4,4%)" [3: 142].

ФИНСКИЙ ЭКСПОРТ В УСЛОВИЯХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ЭМБАРГО

В Финляндии производство молока всегда являлось значимой отраслью сельскохозяйственного производства, на которую приходилась примерно половина дохода от всего сельского хозяйства. В стране около 80% поступающей на полки магазинов говядины является продуктом собственного финского производства. В то же время, по данным 2018 г., примерно такой же процент из этой отечественной говядины является побочным продуктом молочного производства в стране и не происходит от специально выращиваемых для забоя быков и коров [1: 114-115]. Для компаний, занимающихся производством продуктов питания животного происхождения, таких как, мясные, молочные продукты и пр., важным вопросом является обеспечение наиболее подходящих для сохранения качества и свежести этих товаров в течение наиболее долгого времени из возможно достигаемого при хранении и транспортировке, что приводит к дополнительным затратам. Для Финляндии, географически близко расположенной с Россией, экономически выгодно было экспортировать такие продукты питания в соседнюю страну. Это способствовало сокращению расходов на транспортировку и хранение продуктов в течение всего периода транспортировки, поддержанию уровня рентабельности, получению экономических выгод и экспортного преимущества, эффективного для продуктов с небольшим сроком хранения. По данным Министерства финансов от 2019 г., совокупное прямое воздействие запрета на импорт на ВВП Финляндии составляет около 0,1%. Экспорт продуктов питания составлял около 10% из всего экспорта продуктов Финляндии в Россию, а из экспорта Европейского союза, на Россию из которого приходилось 32%, доля Финляндии была 13% [Там же: 115-116].

После Норвегии, которая была одним из основных экспортеров рыбы, стоимостью на 800 млн евро ежегодно в Россию и стала одной из наиболее пострадавшей от санкции страной, Финляндия находилась на втором месте. Сумма экспортируемой рыбы составляла 283,4 млн евро [Там же: 116].

До введения продовольственного эмбарго доля Финляндии в мировом экспорте творога и сыра в Россию составляла 7%, а в рамках экспорта ЕС чуть больше 19% молочных продуктов питания. В Россию из этих 19% экспортировалось около 80% сыров и сливочного масла. Только в экспорте сливочного масла доля Финляндии представляла 57% от всего экспорта ЕС [Там же]. Таким образом, наиболее от российского эмбарго пострадали продуктовые компании, производящие молочные продукты и экспортирующие их.

Контрсанкции России застали Финляндию врасплох. Помимо финансовых потерь, вызванных кризисом для производителей, запрет на импорт продуктов питания также имел косвенный эффект, поскольку это привело к нарушению работы внутреннего рынка и снижению цен производителей. Из-за закрытия рынка для импортируемых товаров образовался избыток молока в мире, цены были понижены, что негативно сказалось на спросе на молочные продукты [Там же]. При увеличении количества предложений, цены, как правило, падают.

ФИНАНСОВЫЕ УБЫТКИ ОТ ПОТЕРИ РОССИЙСКОГО РЫНКА

Финская компания Valio, занимающаяся производством молока и прочих молочных продуктов, получила больший урон от контрсанкций в сравнении с другими компаниями страны. Экспорт составлял 35% товарооборота, тогда как в Россию экспортировалась дорогостоящая брендовая продукция, стоимость которой в 2013 г. составила 242 млн евро и по прогнозам должна была составить 400 млн евро на 2014 г., а рентабельность составляла примерно 50 млн евро в год [1: 117]. Согласно отчету о корпоративной ответственности финской молочной компании Valio за 2015 г. Россия была крупнейшим экспортным рынком Valio до введения ограничений на импорт товаров из государств Европейского союза. Закрытие российского рынка для импортируемых молочных продуктов сократило чистые продажи Valio почти на 20%. В 2014 г. выручка компании уменьшилась на 9%, в 2015 г. - на 12,3%, в 2016 г. - на 11,7% [4]. Осенью 2016 г. компания была вынуждена закрыть завод в городе Тампере в южной части Финляндии, который открылся только за день до введения санкций. Кроме того, Valio пришлось сократить работников московского отделения, 200 человек из 500 потеряли работу. В Финляндии под сокращение попали 530 сотрудников. Цены компании упали примерно на 4 цента за литр, и первый прибыльный год Valio наступил только через 3 года после введения санкций, в 2017 г. [Там же]. Однако этих улучшений было недостаточно, чтобы полностью исправить положение компании и вернуть ее к досанкционному. В 2017 г. Markkinaoikeus, специальный суд Финляндии, занимающийся рассмотрением различных судебных и административных вопросов в области рыночного права, оштрафовал компанию Valio на 70 млн евро в связи с ценообразованием на молоко, точнее понижением цен на свою продукцию. В суде рассматривался вопрос, злоупотребляла ли компания Valio, занимающая доминирующую позицию на финском рынке, и пыталась ли она с помощью низких цен вытеснить конкурирующую датско-шведскую компанию Arla, которая также занимается производством молочных продуктов [5]. Valio не имеет возможности экспортировать в Россию никакие молочные продукты, включая даже сухое молоко. Тем не менее, у Valio были определенные договоренности с производителями молока. В 2017 г. компания заявила, что несмотря на все ограничения, она сможет выполнить договоренности и принять все молоко, но не раскрыла свои планы по его реализации

в производстве, сославшись на коммерческую тайну. Valio оказалась в невыгодном положении. Рынок России был главным рынком экспорта молочных продуктов для Valio, но с 2014 г. он закрылся для импортных товаров из этой сферы питания, затем власти Финляндии запретили продажу дешевого молока на собственных рынках.

Значительно пострадал также экспорт мяса. В 2012 г. в Россию из Финляндии было экспортировано мяса на 16 млн евро, в 2013 г. - 20 млн евро, тогда как в 2014 г. эта сумма составляла только 6,2 млн евро, в 2015 г. - 0,2 млн евро, а в 2018 г. сократилась уже до 0 [6: 153].

Из-за санкций также пострадала компания Atria, выпускавшая в России различные мясные продукты, в особенности, различные колбасные изделия под брендами «Пит-Продукт» (Pit-Produkt) с 2005 г., Кам-поМос (CampoMos) с 2008 г. В годовом отчете компании за 2014 г. отмечается, что из-за ослабления рубля по отношению к евро на 59,6% и к доллару на 81,3% Atria понесла большие убытки в России. Оборот снизился на 22,7 млн евро до 98,8 млн евро, а сокращение нерентабельных групп товаров также привело к снижению объемов продаж. Убыток составил 6,3 млн евро, что почти в два раза больше, чем в предыдущем году. Это связано с понижением покупательной способности населения, ростом цен на мясное сырье, затраты на которое выросли более чем на 50% по сравнению с 2013 г., и повышением производственных затрат [7: 23]. По данным годовых отчетов 2012-2018 гг., выручка Atria в России в 2014 г. составила 98,8 млн евро [Там же: 1], в 2015 г. - 75,1 млн евро [8: 2], в 2016 г. -71,8 млн евро [9: 2], в 2017 г. - 85,7 млн евро [10: 2], в 2018 г. - 75,1 млн евро [11: 3]. Тогда как в 2013 г. выручка составила 121,5 млн евро [12: 1], а в 2012 г. -126,3 млн евро [13: 5], что больше значения 2011 г. на 2,7%. Сократилось также количество работников в регионе: в 2012 и 2013 гг. число персонала составляло 1384 [13: 8] и 1151 [12: 1] человек соответственно, в 2014 г. цифра уменьшилась до 1004 [7: 1], а в 2015 г. -до 812 [8: 2]. В 2016, 2017 и 2018 гг. число работников немного возросло до 819 [9: 2], 860[10: 3], 869 [11: 3] человек соответственно, однако, так и не восстановилось до прежнего значения, а в 2020 г., сократилось еще больше - до 739 человек [14: 5].

Летом 2018 г. Россия закрыла импорт бразильского мяса в Россию, в результате цены на сырое мясо возросли на 30% [15]. Ситуация осложнила положение Atria, компания не могла увеличить цену собственной продукции из-за огромного роста цен на мясо. Россия возобновила импорт мяса из Бразилии только в конце года, в декабре.

В годовом отчете за 2014 г. Fazer, производящая хлебобулочные и кондитерские изделия, также отметила спад на основных рынках компании из-за нестабильной ситуации, вызванной ситуацией на Украине и последующими санкциями. В июне 2014 г. закрыли Васи-леостровскую пекарню в Санкт-Петербурге, пекарни в Улвила и Хювинкяя в Финляндии. Однако по сравнению с другими компаниями положение Fazer ухудшилось, но не критично, компании удалось сохранить основные позиции на рынке. По сравнению с 2013 г. выручка компании в 2014 г. понизилась только на 2,8%

и составила 1647,7 млн евро (в 2013 г. - 1695,7 млн евро) [16: 9, 30]. К 2017 г. потребление хлеба в России сместилось в сторону более дешевых сегментов. Кроме того, довольно жаркое лето также оказало негативное влияние на потребление хлеба. В 2019 г. компания Fazer в ежегодном отчете за 2019 г. отметила снижение потребления хлеба в Санкт-Петербурге и Москве, а также уменьшение доли Fazer на российском рынке [17: 15].

Нестабильная обстановка на рынке, вызванная ситуацией на Украине в 2014 г., значительно усложнила положение финских продуктовых компаний на рынке. Однако если некоторым концернам и крупным компаниям, как Valio, Fazer и Atria, удалось сохранить определенное влияние и позиции на рынке, то последствия для деятельности других компаний оказались более значительными.

В 2016 г. холдинговая компания Kesko Oyj сообщила о продаже своих продуктовых магазинов в России из-за убытков в 14 млн евро, согласно словам исполнительного директора Kesko Микко Хеландера, из-за необходимости в больших инвестициях для ведения дальнейшего продуктового бизнеса в стране [18]. Около 11 магазинов приобрела сеть гипермаркетов «Лента». Тем не менее, даже такие крупные компании испытали определенные сложности на российском рынке.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 также негативно отразилась на выручке финских компаний в регионе. Компания Atria заявила об уменьшении количества предоставляемых сетью быстрого питания услуг и продаваемого фастфуда в апреле и мае 2020 г., что было связано с введением карантинных мер по стране и подготовке к ним. В то же время продажи продуктов питания в розничных магазинах стали пользоваться большей популярностью среди потребителей. Несмотря на жесткие ограничения, вызванные пандемией, уже в течение второго квартала года рынку удалось восстановиться, а в третьем квартале Atria отчиталась о положительных результатах во всех сферах бизнеса и росте чистых продаж на 12%. Общая сумма чистых продаж Atria Russia составила 19,7 млн евро, чему способствовала продажа розничных продуктов питания и даже фастфуда ее сети ресторанов быстрого питания дочерней компании Sibylla [Там же]. Четвертый квартал оказался еще более удачным из-за увеличения количества продаж на 30%, а число продаж Sibylla даже выросло к его концу и превысило показатели 2019 г. на 15% [19].

Пандемия COVID-19 оказала определенное влияние также на деятельность компании Fazer. По заявлению Владимира Калявина, генерального директора компании в России, начало локдауна и введение прочих мер по предотвращению распространения инфекции негативно повлияли на рынок хлебобулочных изделий [20]. Снизилась покупательная способность населения, изменились предпочтения потребителей в выборе товаров. Россияне стали чаще делать выбор в пользу более доступных товаров, что повлияло на доходность компании и число расходов. В частности, возросло количество затрат на разрешение различных логистических проблем из-за оттока населения загород, появились

дополнительные затраты, связанные с поддержанием здоровья сотрудников, например маски. Также из-за закрытия точек быстрого питания компании пришлось искать замену этой отрасли. Кроме того, из-за введения в Москве пропускного режима, возникали проблемы со своевременным прибытием сотрудников на рабочие места, что мешало трудовому процессу.

Тем не менее, Fazer довольно быстро приспособился к новым реалиям и разработал ряд мер по поддержанию компании на рынке в стране. Во-первых, даже во время карантина производственные площадки продолжали работать круглосуточно для поддержания бесперебойности поставок в розничные сети. Во-вторых, было принято решение о создании онлайн-магазина на сайте компании для жителей Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы люди могли самостоятельно заказывать, а затем забирать выбранный ими продукт из магазинов Fazer. Эта мера потребовала переобучения части сотрудников на онлайн-продажи.

Особым шагом стало расширение ассортимента. Летом 2020 г. компания выпустила новую линейку замороженной выпечки Fazer Bake-it Easy [20]. Приготовление продукции этой линейки не требует никакой особой подготовки перед выпеканием из-за использования технологии Probake. Достаточно положить хлебобулочное изделие в духовку без предварительной размороз-ки и отстаивания при комнатной температуре. Такой продукт хорошо отражает способность компании Fazer адаптироваться к новым изменениям на рынке: с пандемией резко возросло количество россиян, занимающихся приготовлением пищи самостоятельно дома. Кроме того, новинка оказалась удобным решением для кофеен и ресторанов, которым компания предложила более 60 видов замороженных изделий, готовых к быстрому выпеканию [21]. Для выпекания не требуется никакого особого оборудования, подходят печи различных видов. Также благодаря возможности более долгого хранения и быстроте приготовления кафе, рестораны и прочие гастрономические заведения получали экономическую выгоду, экономили трудовые ресурсы и время.

Несмотря на все принятые меры, проблемой стал рост цен на сырье для производства хлебобулочных изделий, таких как пшеница более чем на 25%, и рожь более чем на 40%, что значительно усложнило поддержание цен компанией и понизило рентабельность уже в 2020 г. [20]. В 2021 г. Fazer в отчете совета директоров выделил рост цен на сырье на российском рынке как отдельную проблему, влияющую на развитие пекарен Fazer Bakeries, отвечающей за выпечку Fazer, в регионе.

Занимающийся производством молока и молочной продукции концерн Valio за время пандемии увеличила свою выручку, только за первое полугодие 2020 г. она увеличилась более чем 10% [23]. В начале пандемии, в марте-апреле, спрос на молоко и молочные продукты резко вырос в связи с началом локдауна и стремлением людей сделать дополнительные запасы продуктов питания. Ситуация нормализовалась после ослабления локдауна, спрос опустился на уровень до введения ограничений. В целом, можно отметить, что пандемия COVID-19 не внесла существенных изменений в стратегию развития концерна. Valio инвестировал в развитие пользующихся популярностью на российском рын-

ке товаров, таких как сыр Oltermanni, продукты серии Viola, сливочное масло и плавленый сыр и безлактоз-ное молоко Valio Eila [Там же].

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно констатировать, что положение финских продуктовых компаний на российском рынке осложнилось после ответных санкций Россией в 2014 г. на введение санкций против нее из-за присоединения Крыма. Контрсанкции запретили европейским странам экспорт в Россию ряда товаров, например молока, молочных продуктов, мяса. Также санкции спровоцировали рост цен на некоторые продукты, используемые в качестве сырья, что тоже способствовало ухудшению положений компаний. Для сохранения собственных позиций на рынке России и адаптации к новым реалиям компаниями были разработаны новые стратегии развития. Кроме того, компании активно расширяли ассортимент представленных в России товаров, занимались развитием бренда, повышением его узнаваемости среди потребителей. Эти меры способствовали повышению рентабельности и увеличению прибыли компаний к 2017 г., хоть им и не удалось вернуться к прежним уровням дохода. Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19, начавшаяся в 2020 г., стала новым препятствием на пути развития. Тем не менее, многие финские продуктовые компании довольно быстро адаптировались к новым изменениям и смогли поддерживать и развивать свой бизнес на территории России. Этому способствовал выпуск новой продукции, а также приобретение новых каналов сбыта, как интернет-магазины и онлайн продажи. Несмотря на невозможность полного восстановления положения финских продуктовых компаний до уровня 2014 г., большинство из них смогло успешно приспособиться к изменениям, произошедшим за последние 8 лет. Из-за невозможности экспортировать уже заготовленные для экспорта товары компании были вынуждены искать новые рынки сбыта и существенно трансформировать бизнес в России под сложившуюся ситуацию. Компании долгое время несли убытки, так как рынок России для многих финских пищевых компаний был одним из крупнейших экспортных рынков, только к 2017 г. их положение немного улучшилось, они начали получать прибыль.

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 оказала определенное негативное влияние на такие крупные финские компании, как Atria, Fazer и Valio, но также способствовала поиску новых путей развития на российском рынке. В качестве наиболее значимых из основных проблем, вызванных пандемией, можно отметить повышение цен на сырье, необходимое для производства продуктов питания, понижение покупательной способности населения, закрытие фастфуда, что побудило компании к поиску новых мест и способов сбыта продукции. Необходимость адаптации к новым условиям побудила компании инвестировать в развитие существующих товаров, а также к расширению ассортимента, наиболее соответствующими новым рыночным реалиям. Тем не менее, пандемия COVID-19 нанесла меньший ущерб финским продуктовым компаниям на российском рынке, чем санкции и контрсанкции 2014 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российский рынок сбыта для многих финских продуктовых компаний всегда являлся одним из наиболее крупных и выгодных, благодаря своей географической близости с Финляндией, что способствовало снижению затрат на логистические услуги и хранение

ЛИТЕРАТУРА

1. Hyytiainen M., Lehtonen J.-M. Talouspakotteet ja niiden onnis-tuminen: case Venaja // Tiede Ja Ase. 2019. No. 1. Pp. 100-126.

2. Kukkonen L. Venaja-pakotteet loivat Suomen ruokaviennin polvilleen, nyt Kiinasta on tulossa vauhdilla "uusi Venaja" // Helsingin sanomat. 14.7.2021. URL: https://www.hs.fi/talous/ art-2000008113659.html (data of accesses: 21.11.2022).

3. HelwigN., Jokela Ju., Portela C. Sharpening EU sanctions policy for a geopolitical era // Publications of the Government's analysis, assessment and research activities. 2020. No. 31. 206 p.

4. Finnish dairy company Valio to close plant due to Russian food embargo // The Moscow Times. 01.06.2016. URL: https://www. themoscowtimes.com/2016/06/01/finnish-dairy-company-valio-to-close-plant-due-to-russian-food-embargo-a53120 (data of accesses: 19.11.2022).

5. Valio pakotteista: Menetyksia tulee, mutta kaikki maito pysty-taan ostamaan tuottajilta // Yle. 07.08.2014. URL: https://yle. fi/uutiset/3-7398595 (data of accesses: 29.11.2022).

6. Russian trade policy: Achievements, challenges and prospects. S.F. Sutyrin, O.Y. Trofimenko, A.G. Koval (eds.). London: Rout-ledge, 2019. 332 p.

7. Vuosikertomus 2014. Atria. 117 p. URL: https://www.atria.fi/ contentassets/5161fd982040413795c39b1c838232e0/2014-vuosikertomus.pdf (data of accesses: 30.11.2022).

8. Vuosikertomus 2015. Atria. 121 p. URL: https://www.atria. fi/contentassets/8b30520e97c14421a2396e117ad678f1/ vuosikertomus-2015/atria-oyj-vuosikertomus-ja-tilinpaatos-2015.pdf (data of accesses: 30.11.2022).

9. Vuosikertomus 2016. Atria. 124 p. URL: https://www. atria.fi/globalassets/atriagroup/taloustieto/atria_ vuosikertomus-2016_final.pdf (data of accesses: 30.11.2022).

10. Vuosikertomus 2017. Atria. 67 p. URL: https://www.atria.fi/ globalassets/atriagroup/yritys/vuosikertomus-2017/atrian-vuosikertomus_tilinpaatos-2017.pdf (data of accesses: 30.11.2022).

11. Vuosikertomus 2018. Atria. 63 p. URL: https://www.atria.fi/ globalassets/atriagroup/yritys/raporttilandari/atria-vuosiker tomus-ja-tilinpaatos_2018.pdf (data of accesses: 30.11.2022).

12. Vuosikertomus 2013. Atria. 123 p. URL: https://www.atria.fi/ contentassets/faea3d4496cc4dd49f05fbf5ade2a513/wkr0006. pdf (data of accesses: 30.11.2022).

13. Vuosikertomus 2012. Atria. 139 p. URL: https://www.atria.fi/ contentassets/188eaa3c76454695a9a3f782fa474810/atria_ vuosikertomus12_fi.pdf (data of accesses: 30.11.2022).

14. Vuosikertomus 2020. Atria. 140 p. URL: https://www.atria.fi/ globalassets/atriagroup/yritys/vuosiraportointi-2020/atria_ vuosikertomus_2020_final_.pdf (data of accesses: 30.11.2022).

15. "Voittoa Venajalta?" - Atrian yhteenlasketut tappiot itanaapu-rissa 50 miljoonaa euroa // Maaseudun Tulevaisuus. 13.02.2019. URL: https://www.maaseuduntulevaisuus.fi/uutiset/3b9c5d12-0f38-58a7-89db-e4e4dc294f61 (data of accesses: 03.12.2022).

16. Fazer-konsernin vuosikatsaus 2014. Fazer. 49 p. URL: https:// www.fazergroup.com/globalassets/global/fazergroup/re-ports--governance/reports--presentations/fi/fazer_vsk14_fi_ final.pdf (data of accesses: 05.12.2022).

17. Fazer-konsernin vuosikatsaus 2019. Fazer. 69 p. URL: https:// www.fazergroup.com/globalassets/global/fazergroup/ reports--governance/reports--presentations/fi/fazer_group_ annual-review_2019_fi_links.pdf (data of accesses: 20.11.2022).

18. Atrian liikevaihto ja tulos kasvoivat Venajalla kolmannella nel-janneksella // Suomalais-Venalainen kauppakamari. 22.10.2020. URL: https://www.svkk.fi/uutishuone/atrian-liikevaihto-ja-

различных пищевых товаров, особенно скоропортящихся. Доходы от экспорта и сбыта товаров на территории Россия являлись значимой частью экономики Финляндии, по этой причине поиск новых рынков сбыта, способных восполнить финансовые потери, для финских компаний, может оказаться довольно долгим.

REFERENCES

1. Hyytiainen M., Lehtonen J.-M. Talouspakotteet ja niiden onnis-tuminen: case Venaja. Tiede Ja Ase. 2019. No. 1. Pp. 100-126.

2. Kukkonen L. Venaja-pakotteet loivat Suomen ruokaviennin polvilleen, nyt Kiinasta on tulossa vauhdilla "uusi Venaja". Helsingin sanomat. 14.7.2021. URL: https://www.hs.fi/talous/ art-2000008113659.html (data of accesses: 21.11.2022).

3. HelwigN., Jokela Ju., Portela C. Sharpening EU sanctions policy for a geopolitical era. Publications of the Government's analysis, assessment and research activities. 2020. No. 31. 206 p.

4. Finnish dairy company Valio to close plant due to Russian food embargo. The Moscow Times. 01.06.2016. URL: https://Www. themoscowtimes.com/2016/06/01/finnish-dairy-company-valio-to-close-plant-due-to-russian-food-embargo-a53120 (data of accesses: 19.11.2022).

5. Valio pakotteista: Menetyksia tulee, mutta kaikki maito pysty-taan ostamaan tuottajilta. Yle. 07.08.2014. URL: https://yle.fi/ uutiset/3-7398595 (data of accesses: 29.11.2022).

6. Russian trade policy: Achievements, challenges and prospects. S.F. Sutyrin, O.Y. Trofimenko, A.G. Koval (eds.). London: Rout-ledge, 2019.332 p.

7. Vuosikertomus 2014. Atria. 117 p. URL: https://www.atria.fi/ contentassets/5161fd982040413795c39b1c838232e0/2014-vuosikertomus.pdf (data of accesses: 30.11.2022).

8. Vuosikertomus 2015. Atria. 121 p. URL: https://www.atria. fi/contentassets/8b30520e97c14421a2396e117ad678f1/ vuosikertomus-2015/atria-oyj-vuosikertomus-ja-tilinpaatos-2015.pdf (data of accesses: 30.11.2022).

9. Vuosikertomus 2016. Atria. 124 p. URL: https://www.atria. fi/globalassets/atriagroup/taloustieto/atria_vuosikertomus-2016_final.pdf (data of accesses: 30.11.2022).

10. Vuosikertomus 2017. Atria. 67 p. URL: https://www.atria.fi/ globalassets/atriagroup/yritys/vuosikertomus-2017/atrian-vuosikertomus_tilinpaatos-2017.pdf (data of accesses: 30.11.2022).

11. Vuosikertomus 2018. Atria. 63 p. URL: https://www.atria.fi/ globalassets/atriagroup/yritys/raporttilandari/atria-vuosiker tomus-ja-tilinpaatos_2018.pdf (data of accesses: 30.11.2022).

12. Vuosikertomus 2013. Atria. 123 p. URL: https://www.atria.fi/ contentassets/faea3d4496cc4dd49f05fbf5ade2a513/wkr0006. pdf (data of accesses: 30.11.2022).

13. Vuosikertomus 2012. Atria. 139 p. URL: https://www.atria.fi/ contentassets/188eaa3c76454695a9a3f782fa474810/atria_ vuosikertomus12_fi.pdf (data of accesses: 30.11.2022).

14. Vuosikertomus 2020. Atria. 140 p. URL: https://www.atria.fi/ globalassets/atriagroup/yritys/vuosiraportointi-2020/atria_ vuosikertomus_2020_final_.pdf (data of accesses: 30.11.2022).

15. "Voittoa Venajalta?" - Atrian yhteenlasketut tappiot itanaapu-rissa 50 miljoonaa euroa. Maaseudun Tulevaisuus. 13.02.2019. URL: https://www.maaseuduntulevaisuus.fi/uutiset/3b9c5d12-0f38-58a7-89db-e4e4dc294f61 (data of accesses: 03.12.2022).

16. Fazer-konsernin vuosikatsaus 2014. Fazer. 49 p. URL: https:// www.fazergroup.com/globalassets/global/fazergroup/re-ports--governance/reports--presentations/fi/fazer_vsk14_fi_ final.pdf (data of accesses: 05.12.2022).

17. Fazer-konsernin vuosikatsaus 2019. Fazer. 69 p. URL: https:// www.fazergroup.com/globalassets/global/fazergroup/ reports--governance/reports--presentations/fi/fazer_group_ annual-review_2019_fi_links.pdf (data of accesses: 20.11.2022).

18. Atrian liikevaihto ja tulos kasvoivat Venajalla kolmannella nel-janneksella. Suomalais-Venalainen kauppakamari. 22.10.2020. URL: https://www.svkk.fi/uutishuone/atrian-liikevaihto-ja-

tulos-kasvoivat-venajalla-kolmannella-neljanneksella/ (data of accesses: 11.11.2022).

19. Atria переориентируется в России на растущий рынок быстрого питания // Финско-российская торговая палата. 16.02.2021. URL: https://www.svkk.ru/novosti/atria-prodaet-dochernjuju-kompaniju-v-rossii-i-pereorientiruetsja-na-rastushhij-rynok-bystrogo-pitanija (дата обращения: 15.11.2022).

20. Первая волна стала хорошим краш-тестом // Коммерсантъ. 30.10.2020. URL: https://Www.kommersant.ru/ amp/4548691 (дата обращения 15.11.2022).

21. В условиях пандемии Fazer запустил на российском рынке новую категорию продукции // Финско-российская торговая палата. 02.12.2020. URL: https://www.svkk.ru/ novosti/v-uslovijah-pandemii-fazer-zapustil-na-rossijskom-rynke-novuju-kategoriju-zamorozhennoj-produkcii/ (дата обращения: 15.11.2022).

22. Hallituksen toimintakertomus 2021 // Fazer. URL: https://www. fazergroup.com/fi/tietoa-fazerista/hallinto-ja-johtaminen/ hallituksen-toimintakertomus-2021/ (data of accesses: 18.11.2022).

23. Кипенева Е. В будущем выиграют те, компании, которые будут предлагать инновационные продукты для здоровья // Milknews. Новости и аналитика молочного рынка. 31.03.2021. URL: https://milknews.ru/interviu-i-blogi/elena-kipeneva-valio.html (дата обращения: 18.11.2022).

tulos-kasvoivat-venajalla-kolmannella-neljanneksella/ (data of accesses: 11.11.2022).

19. Atria refocuses on growing fast food market in Russia. Finnish-Russian Chamber of Commerce. 16.02.2021. (In Rus.) URL: https://www.svkk.ru/novosti/atria-prodaet-dochernjuju-kompaniju-v-rossii-i-pereorientiruetsja-na-rastushhij-rynok-bystrogo-pitanija (data of accesses: 15.11.2022).

20. The first wave has been a good crash test. Kommersant. 30.10.2020. (In Rus.) URL: https://www.kommersant.ru/ amp/4548691 (data of accesses 15.11.2022).

21. During the pandemic, Fazer launched a new product category on the Russian market. Finnish-Russian Chamber of Commerce. 02.12.2020. (In Rus.) URL: https://www.svkk.ru/ novosti/v-uslovijah-pandemii-fazer-zapustil-na-rossijskom-rynke-novuju-kategoriju-zamorozhennoj-produkcii/ (data of accesses: 15.11.2022).

22. Hallituksen toimintakertomus 2021. Fazer. URL: https://www. fazergroup.com/fi/tietoa-fazerista/hallinto-ja-johtaminen/ hallituksen-toimintakertomus-2021/ (data of accesses: 18.11.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Kipeneva E. Valio. In the future, those companies that offer innovative health products will win. Milknews. Dairy market news and analytics. 31.03.2021. (In Rus.) URL: https://milknews.ru/ interviu-i-blogi/elena-kipeneva-valio.html (data of accesses: 18.11.2022).

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 98,97%

Рецензент: Погодин С.Н., доктор исторических наук, профессор; директор Высшей школы международных отношений Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого

Статья поступила в редакцию 08.11.2022, принята к публикации 15.12.2022 The article was received on 08.11.2022, accepted for publication 15.12.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Лагойко Анастасия Геннадьевна, старший преподаватель Высшей школы международных отношений Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого. Санкт-Петербург, Российская Федерация. SPIN-код: 7140-4545; ORCID: https://orcid. org/0000-0002-2562-5897; E-mail: anastasia.lagoyko@ gmail.com

Егорова Александра Игоревна, студентка Высшей школы международных отношений Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: alexandra.ego@mail.ru

ABOUT THE AUTHORS

Anastasia G. Lagoyko, senior lecture at the Higher School of International Relations of the Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University. Saint Petersburg, Russian Federation. SPIN: 7140-4545; ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-2562-5897; E-mail: anastasia. lagoyko@gmail.com

Aleksandra I. Egorova, student at the Higher School of International Relations of the Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University. Saint Petersburg, Russian Federation. E-mail: alexandra.ego@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.