УДК 94(470.66)
Шахбанова Хадижат Магомедовна
преподаватель кафедры уголовного права Дагестанского государственного института народного хозяйства [email protected]
Мусаева Асма Гаджиевна
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства [email protected]
Социально-экономическое
ПОЛОЖЕНИЕ ДАГЕСТАНА В ПЕРИОД КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ
Hadizhat M. Shakhbanova
lecturer at the Department of criminal law Dagestan State Institute of National Economy [email protected]
Asma G. Musayeva
associate professor of state and
legal disciplines Dagestan State Institute of
National Economy
Socio-economic position of
DAGESTAN DURING THE CAUCASIAN WAR
Аннотация. Изучение основных закономерностей развития общества, освещение истории перехода от одной общественно - экономической формации к другой, раскрытие уровня развития является важнейшей проблемой, стоящей перед современной исторической наукой. Изучение феодальной эпохи в истории народов Дагестана имеет важное значение для разработки научной концепции общественного развития у коренных народов, для выяснения общего и специфичного в этом процессе. Подлинное изучение истории Дагестана невозможно без тщательного рассмотрения социально - экономической структуры феодальных владений, занимавших значительную часть территории края и игравших важную роль в его политической и экономической жизни.
Annotation. The study of the basic laws of development of society, the elucidation of the history of the transition from one socio-economic formation to another, the disclosure of the level of development is the most important issue facing the modern historical science. The study of the feudal era in the history of the peoples of Dagestan is important for the development of the scientific concept of social development of the indigenous peoples, to determine the general and specific in this process. A genuine study of the history of Dagestan is impossible without careful consideration of the socioeconomic structure of feudal estates, which occupied a considerable part of the territory of the region and played an important role in its political and economic life.
Ключевые слова: Дагестан, Кавказская война, социальное и экономическое положение, народы Дагестана, горцы, государственныйин-ститут, Имамат.
Keywords: Dagestan, the Caucasus war, social and economic situation, the peoples of Dagestan, the mountain Institute, the Imamate
Изучение основных закономерностей развития общества, освещение истории перехода от одной общественно - экономической формации к другой, раскрытие уровня развития является важнейшей проблемой, стоящей перед современной исторической наукой. Изучение феодальной эпохи в истории народов Дагестана имеет важное значение для разработки научной концепции общественного развития у коренных народов, для выяснения общего и специфичного в этом процессе. Подлинное изучение истории Дагестана невозможно без тщательного рассмотрения социально -экономической структуры феодальных владений, занимавших значительную часть территории края и игравших важную роль в его политической и экономической жизни.
Социально-экономическое положение - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических инсти-
тутов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества. В их ряду можно отметить особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций.
Социально-экономическая система неизбежно локализована в экономическом времени и пространстве, а также по отношению к ее альтернативным вариантам. Она имеет определенные исторические, географические, этнические, духовные, поли-
207
тические и экономические границы. Это, в свою очередь, означает, что она может воплощаться в конкретных государственно-политических образованиях или в форме иных, меньших по масштабу, общественно-хозяйственных организаций. Этим обуславливается историчность исследования: любая изучаемая система, с одной стороны, неизбежно исторически обусловлена, а, с другой, исторически обусловлены все категории и законы этой системы.
Для выяснения причин и условий возникновения именно такого уникального государственного института, как Имамат, необходимо обратиться к социально-экономическому положению народов Северного Кавказа периода Кавказской войны 20-50-х гг. XIX в. Род занятий населения Северного Кавказа находился в прямой зависимости от природных факторов. Почвенно-^иматические условия Дагестана и Чечни характеризовались большим разнообразием. Горные хребты с отдельными вершинами, поднимающимися выше 4000 метров, сменяются низменностями, опускающимися ниже уровня океана. Край делится на три отличающиеся между собой зоны: низменную, предгорную и горную. Население края, преодолевая неимоверные трудности, поистине титаническим трудом отвоевывало средства для своего существования у суровой природы, занимаясь разносторонней трудовой деятельностью. Основными занятиями людей были земледелие, скотоводство, народные промыслы, отходничество. Адаты и шариат довольно четко установили разделение трудовых обязанностей между мужчинами и женщинами, наиболее тяжелые трудовые обязанности лежали на мужчинах (пахота, пастьба скота, изготовление орудий труда, кошение сена и т.д.).
Между народами существовали тесные торговые связи, экономическая зависимость горной и равнинной частей.
Имевшие место набеги на соседей были явлением эпизодическим, их организаторами, как правило, выступали феодалы и старшины лишь некоторых районов Дагестана. Что же касается подавляющего большинства населения края, то оно не имело никакого отношения к набегам и занималось разносторонней трудовой деятельностью.
Земледелием горцы занимались повсеместно, но более оно было развито на равнине, чем в горах.
Продолжало существовать террасное земледелие. Горцы, несмотря на все свои старания, не могли повсеместно получать высокие и устойчивые урожаи.
Заметную роль в экономике ряда аулов равнины и горной части Северо-Восточного Кавказа играло садоводство. Создавались крохотные сады на горных склонах и в глубоких ущельях. В ряде мест Дагестана и Чечни леса изобиловали дикорастущими фруктами, большими ореховыми рощами, где собирали фрукты и орехи. Виноградарством занимались лишь в ограниченных масштабах. Оно в основном имело потребительский характер. Еще меньше было развито овощеводство.
Скотоводство являлось одним из основных и древних занятий на Северо-Восточном Кавказе. Им занимались в каждом ауле горной и равнинной частей края. В горах были и такие аулы, которые не имели своих пастбищ, но, тем не менее, занимались овцеводством на арендованных у соседей пастбищах. У горцев существовала достаточно эффективная система эксплуатации пастбищ в зависимости от времени года и травостоя.
В Дагестане социальные отношения были выражены более четко, чем в Чечне. К господствующему классу в Дагестане относились ханы, шамхалы, уцмии, майсумы, князья, беки, чанка-беки, сала-уздени. На вершине феодально-иерархической лестницы стояли ханы. Они были главными собственниками земли, полновластными правителями. В их пользу поступали подати, налоги, штрафы. Существовал несложный административный аппарат, состоящий из вооруженных нукеров, сборщиков податей, лиц, ведавших расходами, и палачей.
Беки следовали за ханами. В подавляющем большинстве беки вели свой род от ханов. Они имели земли, получали с крестьян подати, взимали штрафы с провинившихся, отправляли в суд. Беки вступали в брак с равными себе. Женитьба на женщине другого сословия осуждалась. Обычное право при решении кровных дел ставило беков в привилегированное положение.
Чанка-беками называли тех, чей род ведет к ханам, бекам, женившимся на женщинах «простого сословия». Они считались людьми знатного происхождения, но не могли в равной степени с «чистокровными» беками наследовать землю отца и получали только «чанка-пай». В своих владениях чанка-беки пользовались теми же правами, что и беки.
Крестьянство Северо-Восточного Кавказа состояло из нескольких категорий и групп. Главенствующее место в социальном пейзаже Чечни и Дагестана занимали независимые уздени, которые жили свободно на своей земле. Они не находились в прямом смысле в экономической и внеэкономической зависимости, межузденские, межаульные, семейно-бытовые дела решали на основе адатных и шариатских норм.
Уздени обеих групп не представляли из себя в экономическом смысле однородную массу населения. В результате имущественно-социального расслоения в узденстве выделились богатые, малоимущие и бедные. Разбогатевшая узден-ская верхушка сосредоточила у себя много земли и скота, нередко прибегала к наемному труду.
Раяты отличались от узденей тем, что не имели своей земли. Они были прикреплены к феодальной земле, но беки не имели права купли и продажи раят, с которых взимали многочисленные подати и повинности.
Чагары - бывшие рабы, поселенные на владельческой земле. Бек не мог безнаказанно убить чага-ра. Но мог продать его, подарить. Слово «чагар» имело унизительно-оскорбляющее значение. Если чагар вступал в брак с узденкой, то дети от такого брака считались чагарами, а дети от брака узденя с чагаркой - узденями.
208
Литература:
1. Агларов МЛ. Территории сельских обществ и их союзов горного Дагестана. Гаджиев В.Г. Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII - начале XIX вв. Махачкала. 1981.
2. Асхабалиев Р.Х. исторические условия и причины возникновения государства Имамат в Дагестане. Вестник ДГУ. ГН. Выл. 6. 1999. С. 21
3. Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. Махачкала. 1996. С. 13.
4. Мусаева АТ. Преобразования хозяйственноэкономической структуры горцев Нагорного Дагестана в XIX -нач. )0< вв. автореф. дисо. ... канд. ист. наук. Махачкала. 1998. 58 с.
5. Мусаева АТ. Становление и развитие адат-но-правовой системы у горских народов Дагестана. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 10. С. 314-317.
Literature:
1. Agalarov M.A. The territory of the rural societies of mountainous Dagestan and of their unions; Ga-dzhiev V.V. The Social structure of unions in rural communities of Dagestan in the XVIII - beginning of XIX centuries. Makhachkala, 1981.
2. Askhabaliev R.Kh. Historical conditions and causes of state Imamate emergence in Dagestan // Bulletin of the DSU. Issue 6. 1999. P. 21.
3. Ramazanov A.Kh. Reformist activities of the great Imam Shamil. M, 1996. P. 13.
4. Musaeva A.G. Transformation of the economic structure of the mountaineers of Dagestan in the XIX - early XX centuries: author. diss. ... cand. hist. Sciences. Makhachkala, 1998. P. 58.
5. Musayeva A.G. Formation and development of adatno-legal system in the mountain people of Dagestan. Actual problems of humanitarian and natural sciences. 2014. № 10. Page 314-317.
209