ИСТОРИЯ НАРОДОВ ДОНА И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
© 2005 г. С.Г. Гарунова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ДАГЕСТАНЕ К МОМЕНТУ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К РОССИИ
Антиколониальное и антифеодальное движение горцев Дагестана 2050-х гг. XIX в. было подавлено, царское правительство получило возможность более интенсивно, последовательно и целенаправленно проводить в крае политику административного и экономического управления горцами. Такое управление мыслилось как возможное совмещение интересов Российской империи и местного населения «замиренного» края [1].
Степень развития социально-экономических отношений к интересующему нас периоду в различных частях Дагестана одинаковой не была.
Приморская часть Дагестана, занимающая наиболее выгодное положение на оживленных путях, связывающих Запад и Восток, и несравненно более богатая землей, пригодной для пашен, чем другие части горного края [2], в социально-экономическом отношении была наиболее развитой. На этой территории располагались засулакские бийства, шамхальство Тарковское, часть ханства Мехтулинского, плоскостные районы Кайтага и Табасарана. Более развитыми были здесь и феодальные отношения, сословно-классовая структура общества была проявлена более отчетливо [3].
Достаточно глубоко зашел процесс развития феодальных отношений в Казикумухском и Аварском ханствах. Однако степень феодализации общества здесь проявлялась менее рельефно по сравнению с социально-политическими организациями Северного Дагестана, его приморской части, значительно заторможена была она и в результате антиколониальной и антифеодальной борьбы горцев.
Отношения господства и подчинения между феодальной верхушкой и крестьянскими массами проявлялась здесь слабее, значительная часть уз-денства окончательно закабалена не была, сословная градация зависимого населения проявлялась менее отчетливо [4].
Высокогорье Верхнего и Западного Дагестана было наиболее отсталым в экономическом и социальном отношениях районом. Отгонное овцеводство и долинное земледелие были главными занятиями населения [5]. В равнинной части Дагестана господствовало пашенное земледелие на обширных, естественных, орошаемых, неудобряемых полях с преобладанием пшеницы из зерновых, развитым (но не специализированным) садоводством и виноградарством. Земледелие здесь было тесно связано со скотоводством, в котором преобладало выгонно-стойловое животноводство, обусловленное стационарным земледельческо-скотоводческим хозяйством.
Для горной части Дагестана (хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев и отгонных скотоводов) были характерны глубокие земледельческие традиции при слабом зерновом потенциале. Полеводство здесь не отличалось ни развитием, ни масштабами, хотя высокая культура терас-сирования полей и принадлежность местного земледелия к ареалу зарождения производящего хозяйства дают исследователям возможность говорить о пашенных земледельцах и отгонных скотоводах горного Дагестана.
В высокогорье (хозяйственно-культурный тип скотоводов и земледельцев) пашенное земледелие (богарное) носило характер не террасного, а склонового типа с применением удобрения. Здесь скотоводство преобладало над земледелием и было слабо связано с последним [6].
К традиционным видам хозяйства народов Дагестана относились также ремесла и промыслы.
Такие факторы, как господство полунатуральных форм хозяйства, земельный голод, большая плотность населения задолго до начала второй половины XIX в. привели к развитию в крае домашних промыслов [7]. Эти же причины обусловили и появление с последующим развитием отходничества [8].
Вместе с тем в Дагестане задолго до XIX в. сформировались ремесленные и кустарные центры, производство которых было спроецировано преимущественно на рынок. Весьма примечательно при этом, что центры эти сложились преимущественно в среднегорье, частично - в высокогорье: Акуша, Анди, Ахты, Балхар, Гоцатль, Карата, Кумух, Салта, Унцукуль и др. Особенно высокого развития достигли в Дагестане производство сукна, ковров, бурок, оружейное, ювелирное, медно-чеканое дело и др. Изделия мастеров этих производств пользовались спросом внутри Дагестана, на Кавказе, в России, за рубежом [9].
Таким образом, традиционное хозяйство народов Дагестана, земледелие и скотоводство, а также промыслы и ремесла характерны были для всех его частей, микрорегионов, ареалов. Специфика хозяйствования населения различных ареалов определялась соотношением этих отраслей, их экономической приоритетностью, обусловленной естественно-географическими условиями. Развитие сельского хозяйства в сторону товарного производства, активное перерастание промыслов в ремесла, а ремесленного производства - в мелкотоварное - это явления, характерные для экономики Дагестана преимущественно последних десятилетий XIX в., первых десятилетий XX в. Ко второй половине XIX в. мы можем говорить либо о тенденциях прогрессирования (хотя и замедленного) отдельных отраслей сельского хозяйства Дагестана, начавшихся в более ранний период, либо о тенденциях его развития, только обозначившихся к интересующему нас периоду.
К окончанию Кавказской войны и присоединению Дагестана к России во вновь образованной области сложилась следующая социальная картина.
К господствующему сословию относились: шамхал, ханы, уцмий, май-сум, табасаранский кадий, беки, бии (засулакские), часть чанков, у кумы-
ков, кроме того, уарачи-бии, гомринские беки, сала-уздени, сюда же относилась и часть духовенства.
Ханы (шамхал, уцмий, майсум, табасаранский кадий) были наследственными, полновластными верховными правителями на подвластных им территориях. Таковыми же были и бии (князья) Засулакской Кумыки.
Беки Дагестана делились на несколько категорий, так называемые «коренные» беки происходили от равных браков хана (шамхала и др.) с представительницами ханского же или бекского рода. Дети от неравных браков, например хан-узденя, назывались чанками или чанка-беками. Они могли рассчитывать только на часть наследства отца, переданной им по дарственному акту (назру).
Крестьянская масса Дагестана состояла из узденей, из категории зависимых крестьян-раят, чагар, теркемейцев и бесправного сословия рабов-лагов, кулов.
Уздени - это основные производители в дагестанском обществе, доминирующие по численности (почти 90 % населения) над всеми остальными социальными сословиями и прослойками.
В 1861 г. в Дагестане насчитывалось 4830 рабов обоего пола [10]. Значительного развития рабство в Дагестане не получило, оно достигало уровня так называемого «домашнего», «патриархального» рабства.
Итак, в рассматриваемый период мы встречаем производителя от феодала - от сословной неполноценности и крепостнических отношений до рабства.
Взаимоотношения между правительственными властями и духовенством носили противоречивый характер. Царское правительство не могло не считаться с огромным влиянием духовенства в дагестанской среде. Официальные власти не вмешивались в вопросы накопления, распределения ва-куфной собственности, в вопросы обучения подрастающего поколения, в частности обучения арабской грамоте и Корану. Однако к сфере уголовных дел духовенство не допускалось. Его представители, за исключением его высшей части, были обложены налогами наравне с узденями. Таким образом, авторитет духовенства был подорван [11].
Царская администрация укрепляла позиции феодальных кругов Дагестана по отношению к рядовому узденству, способствовала умножению и укреплению местной имущей верхушки и в то же время приводила к массовому обеднению горского крестьянства, дополнительно обременяемого новой властью податями и повинностями. В такой обстановке обострение классовых противоречий было закономерным последствием, что вылилось в целую серию антиправительственных выступлений 60-70-х гг. XIX в.
Таким образом, ко второй половине XIX в. социальная структура Дагестана претерпела значительные изменения. С вхождением края в состав России и введением административно-управленческих и хозяйственных реформ было положено начало исчезновению определенных социальных категорий, групп населения и возникновению новых, начало ликвидации зависимых
отношений. В социальных и имущественных отношениях растут и крепнут отдельные проявления, черты капиталистических отношений. В поземельных отношениях главное место занимали индивидуально-мулковая и общинная формы земельной собственности.
Аграрная политика царского правительства не принесла облегчения крестьянским массам Дагестана. Дробление и без того незначительных участков пахотной и покосной земли, процесс обезземеливания, получивший в новых условиях заметное ускорение, усиление гнета со стороны беков и разбогатевшей зажиточной части узденства, поборы и повинности в пользу официальной власти ухудшали положение крестьянских масс, которые начинали расценивать новую администрацию как основного виновника уз-денских бед и невзгод.
Литература и примечания
1. См.: Гасанов М.Р. Дагестан в составе России (вторая половина XIX века). Махачкала, 1999. С. 189; Шихабудинов Д.М. Россия и народы Северо-Восточного Кавказа в 20-50-е гг. XIX века. Махачкала, 2004. С. 289, 297.
2. См.: История Дагестана: В 4 т. Т. 2. М., 1968. С. 132.
3. См.: ХашаевХ.-М. Общественный строй Дагестана в XIX в., М., 1981. С. 194-219.; Гаджиева С.Ш. Кумыки: Историко-этнографическое исследование. М., 1961. С. 163-191.
4. См.: ХашаевХ.-М. Указ. соч. С. 134-167; История Дагестана: В 4 т. Т. 2. Махачкала, 1968. С. 54-61; Развитие феодальных отношений в Дагестане: Сб. ст. Махачкала, 1980; Генезис, основные этапы и особенности развития феодализма и народов Северного Кавказа: Регион. науч. конф.: Тез. докл. Махачкала, 1980. С. 11-13; 32-34; 53-54 и др.
5. См. статьи Агаларова М.А., Акимовой Б.М., Гаджиева Г.А., Лугуева С.А., Маго-медова Д.М., Мусаевой М.К. // Народы Дагестана. М., 2002; Гасанов М.Р. Указ. соч. С. 56.
6. Характеристики и особенности хозяйственно-культурных типов Дагестана в XIX в. здесь и далее см.: ОсмановМ.О. Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана (с древнейших времен до нач. XX века). Махачкала, 1996. С. 126-196; 243-246.
7. См.: ХашаевХ.-М. Занятия населения Дагестана в XIX в. Махачкала, 1959; Он же. Общественный строй Дагестана в XIX в. С. 96-109.
8. См.: РамазановХХ. Отходничество Дагестана во второй половине XIX в. // ВИЭД. Махачкала, 1972. Вып. 3.
9. См.: ХашаевХ.-М. Занятия населения Дагестана в XIX в.С. 32-66; Он же. Общественный строй Дагестана в XIX в. С. 97; История Дагестана: В 4 т. Т. 2. С. 185-190; Рамазанов Х.Х. Сельское хозяйство и промышленность Дагестана в пореформенный период (1861-1900 гг.). Махачкала, 1972. С. 115-131.
10. РамазановХ.Х. Сельское хозяйство и промышленность Дагестана ... С. 76.
11. См.: Иванов А.И. Национально-освободительное движение в Чечне и Дагестане в 60-70-е годы XIX в. // Исторические записки АН СССР. М., 1941. Т. 12. С. 71-73; Гаджиев А.М. К вопросу о причинах и социальной сущности антиколониальных восстаний горцев Дагестана в 60-70-е годы XIX в. Махачкала, 1997. С. 58-59.
Дагестанский государственный университет 8 июля 2005 г.