Научная статья на тему 'Социально-экономическое обоснование внедрения системы централизованного лекарственного обеспечения'

Социально-экономическое обоснование внедрения системы централизованного лекарственного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
172
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лозовая Г. Ф., Дмитрюк Т. М., Мухамедьярова З. А.

Переход отечественной экономики к рыночным отношениям привел к появлению большого количества фармацевтических организаций, занимающихся поставками лекарственных средств, и, следовательно, к децентрализации их закупок. Для обеспечения гарантий обязательного удовлетворения потребностей населения в лекарственных средствах в рыночные отношения включается механизм государственного управления и регулирования. Одним из рычагов данного механизма является централизация средств на приобретение лекарственных препаратов для больных социально-значимыми заболеваниями. К таким заболеваниям относятся сахарный диабет I типа и психические расстройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое обоснование внедрения системы централизованного лекарственного обеспечения»

Г.ФЛОЗОВАЯ, Т.М.ДМИТРЮК, З.А.МУХАМЕДЬЯРОВА,

Башкирский государственный медицинский университет,

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан

Социально-

экономическое

обоснование внедрения

СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО

ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Переход отечественной экономики к рыночным отношениям привел к появлению большого количества фармацевтических организаций, занимающихся поставками лекарственных средств, и, следовательно, к децентрализации их закупок. Для обеспечения гарантий обязательного удовлетворения потребностей населения в лекарственных средствах в рыночные отношения включается механизм государственного управления и регулирования. Одним из рычагов данного механизма является централизация средств на приобретение лекарственных препаратов для больных социально значимыми заболеваниями. К таким заболеваниям относятся сахарный диабет I типа и психические расстройства.

В целях рационального, экономного и организованного использования бюджетных средств по инициативе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан с 1997 г. в республиканском бюджете были централизованы средства для обеспечения больных сахарным диабетом I типа ин-сулинами, а с 2000 г. для обеспечения больных психиатрического и неврологического профиля. Централизованное лекарственное обеспечение — это обеспечение лекарственными препаратами амбулаторных больных, имеющих льготы в оплате лекарств, за счет финансовых средств, аккумулированных в республиканском бюджете.

Впервые порядок централизованного обеспечения инсулинами больных сахарным диабетом I типа был определен Решением Коллегии Министерства здравоохранения РБ от 13.02.97 г. В расходах на содержание подведомственных учреждений МЗ РБ были централизованы средства в размере 8 млн. руб.

Предпосылками для внедрения системы централизации средств для обеспе-

One of the instruments ensuring the satisfaction of population’s needs in drugs is a centralized procurement of drugs for patients with socially-significant diseases. The authors demonstrate that the system will enable to improve the quality of outpatient treatment, to use more extensively new efficacy drugs, as well as to ensure the budget cost cutting.

G.F. Lozovaya, T.M. Dmitryuk, Z.A. Mukhamedyarova. Bashkir State Medical University, Ministry of Health of the Republic of Bashkortostan. Social and Economic Grounds of Introducing a Centralized System for Drug Supply.

42

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

чения инсулинами больных сахарным диабетом явилось следующее:

1. При децентрализации средств больные сахарным диабетом приобретали инсулин по рецептам врачей самостоятельно в аптеках.

2. Экономическая ситуация 1996—1997 гг. не позволяла администрациям городов и районов республики своевременно производить оплату за лекарственные средства, отпущенные больным на льготных основаниях.

3. Аптечные организации из-за отсутствия оборотных средств и невозможности заключения прямых валютных контрактов не могли произвести закупку крупных партий качественных инсули-нов с целью получения скидок и своевременно обеспечить больных сахарным диабетом I типа.

Все вышеперечисленные факторы могли привести к ущербу здоровью больных сахарным диабетом, неблагоприятному социальному эффекту и удорожанию процесса лечения.

Для реализации Решения Коллегии МЗ РБ нами впервые была разработана программа и создана база данных о больных сахарным диабетом I типа, которая по состоянию на 01.01.2003 г. включала сведения о 5120 больных с указанием типа и количества инсулина для конкретного больного в размере суточной и годовой потребности. Также был определен порядок закупок и получения инсулинов лечебно-профилактическими учреждениями и разработаны формы учета и отчетности. Централизация средств для приобретения инсулинов позволила гарантированно снабжать больных сахарным диабетом высококачественными инсу-линами, что обеспечило их социальную защищенность и улучшило качество жизни. Данная форма организации социальных гарантий сделала ее адресной и получила положительную оценку у больных и медицинских работников. Учитывая положительный опыт централизации средств, в 1998 г. МЗ РБ было принято решение о централизованном обеспечении психотропными лекарственными препаратами больных психиатрического и неврологического профиля. Приказом МЗ РБ был определен ответственный поставщик ЛП, утверж-

ден перечень ЛС для амбулаторного лечения больных, определен объем финансирования, разработан порядок приобретения и распределения психотропных препаратов, а также формы учета и отчетности.

В целях оптимизации закупок психотропных препаратов нами впервые были разработаны и утверждены к использованию макеты формирования информации по лекарственным препаратам для каждой территории Республики Башкортостан, включающие заявку на конкретный препарат с указанием разовой и квартальной потребности (годовая потребность формируется автоматически), сводную заявку по всем препаратам, отчет за предыдущий период. Это позволило сформировать базу данных по конкретной территории (город, район), по каждому больному, нуждающемуся в соответствующем препарате, и получать итоговые сведения по количеству больных и потребность в конкретном препарате. В настоящее время база данных программы насчитывает более 100 000 больных.

На основании имеющихся данных была составлена годовая заявка, сформирован государственный заказ. По мере закупки препаратов главным психиатром составляются разнарядки, и ответственный поставщик доставляет эти препараты в лечебно-профилактические учреждения республики. Получение психотропных лекарственных средств производится ответственным лицом на основании доверенности. Отпуск препаратов амбулаторным больным психиатрического и неврологического профиля осуществляется через профильные кабинеты и фиксируется в амбулаторной карте и в «Журнале учета выдачи лекарственных средств» по установленной форме.

В сводной смете расходов Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на 2003 г. были предусмотрены 105,0 млн. руб. на централизованное приобретение лекарственных средств и медицинских изделий для льготного обеспечения амбулаторных больных инсулинами, психотропными препаратами, эндокринологическими препаратами, белковыми гидролизатами, препаратами для лечения онкогематологи-

ческих больных и детей, больных муко-висцидозом.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНСУЛИНАМИ

В 2003 г. в Республике Башкортостан на учете состояло 5120 инсулинзависимых больных сахарным диабетом, в т. ч. 550 детей, получающих только пен-фильные формы инсулинов, т.е. с использованием шприц-ручек. Ежегодный прирост больных сахарным диабетом I типа в среднем составляет 5%, поэтому централизация средств для обеспечения больных инсулинами остается актуальной.

Подбор типа инсулина осуществляется врачами-эндокринологами с учетом индивидуальных особенностей каждого больного сахарным диабетом, т. к. в отличие от других ЛС инсу-лины не только лечат, а ежедневно предотвращают гибель больного, поэтому от их качества и индивидуального подбора марки инсулина для каждого конкретного больного зависит жизнь человека.

Как свидетельствует реальная клиническая практика, препараты с различными торговыми названиями, имеющие в своей основе одинаковое действующее вещество, могут существенно отличаться по своей терапевтической эффективности и безопасности. Соответственно, чтобы разобраться в том, какой именно из дженериковых препаратов терапевтически эквивалентен оригинальному, необходимо обладать объективной информацией. На практике наиболее подходящим методом для подтверждения терапевтической эквивалентности является определение биоэквивалентности сравниваемых лекарственных препаратов. В рамках ВОЗ проведена большая работа по выявлению оригинальных препаратов, которые могут использоваться в качестве «золотого стандарта» при определении биоэквивалентности. На основе информации, собранной ВОЗ, составлен «Перечень препаратов сравнения».

В указанный перечень включены под оригинальными названиями следующие инсулины:

[таблица i| Перечень наименований препаратов, закупаемых у фирм-производителей по состоянию на 01.01.2003 г.

Фирма- производитель Наименование Цена, долл. США Скидка, %

Novo Nordisk Актрапид НМ 100 ЕД/мл 10 мл 16,3 14

Протафан НМ 100 ЕД/мл 10 мл 16,3 14

Актрапид НМ 3 мл № 5 (картриджи) 35 14

Протафан НМ 3 мл № 5 (картриджи) 35 14

Микстард 30 НМ 3 мл № 5 (картриджи) 35 14

Новорапид 3 мл № 5 (картриджи) 55 14

Eli Lylli Хумулин Р 100 ЕД/мл 10 мл 19,5 21

Хумулин НПХ 100 ЕД/мл 10 мл 19,5 21

Хумулин Р 3 мл № 5 (картриджи) 37,8 19

Хумулин НПХ 3 мл № 5 (картриджи) 37,8 19

Хумулин М 3 3 мл № 5 (картриджи) 37,8 19

Хумалог 3 мл № 5 (картриджи) 55 8,3

Aventis Инсуман Рапид 100 ЕД/мл 5 мл 7,66 10

Инсуман Базал 100 ЕД/мл 5 мл 7,66 10

Инсуман Комб 100 ЕД/мл 5 мл 7,66 10

Инсуман Рапид 3 мл № 5 (картриджи) 38,11 10

Инсуман Базал 3 мл № 5 (картриджи) 38,11 10

таблица г| Размеры скидок, полученные при закупке инсулина у инофирм

Фирма- произво- дитель Получено инсулинов на сумму, долл. США Сумма скидки, долл. США % скидки Экономия, млн. руб.

2000 г.

Novo Nordisk 602 410,00 107 229,00 17,8 3,00

Eli Lylli 442 149,50 78 092,64 17,7 2,19

2001 г.

Novo Nordisk 725 633,00 117 283,14 16,2 3,40

Eli Lylli 589 921,93 96 323,93 16,3 2,79

2002 г.

Novo Nordisk 986 140,00 137 932,40 14,0 4,34

Eli Lylli 530 889,00 104 166,49 19,6 3,28

Итого: 3 877 143,33 641 027,6 19,00

♦ Хумулин Р (р-р д/ин., 40, 100 ЕД/мл), компания-производитель Eli Lylli;

♦ Хумулин НПХ (сусп. д/ин. 40, 100ЕД/мл) — Eli Lylli;

♦ Актрапид (р-р д/ин., 40, 100 ЕД/мл) — Novo Nordisk;

♦ Протафан (сусп. д/ин. 40,100 ЕД/мл) — Novo Nordisk, которые закупаются МЗ РБ.

Централизация средств на инсулины сделала возможным приобретение их

по прямым контрактам от фирм-произ-водителей (таблицы 1, 2), таких как Novo Nordisk, Eli Lylli, Aventis, в больших объемах, позволяющих получить большие скидки. В том числе: Novo Nordisk — 6 видов инсулинов; Eli Lylli — 6 видов; Aventis — 5 видов.

Из таблицы 2 следует, что экономия бюджетных средств при закупке инсулинов по прямым контрактам для централизованного обеспечения амбула-

торных больных республики за период 2000—2002 гг. составила 19 млн. руб., которые также были направлены на закупку инсулинов. Дополнительным аргументом поставок по прямым контрактам является качество поставляемой продукции, защита от фальсификации товара.

К тому же следует учитывать и термолабильный характер инсулинов. Их транспортировка осуществляется в рефрижераторах напрямую от производителя к ответственному поставщику, минуя посредников, что также гарантирует качество поставляемых инсулинов. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о целесообразности централизованного обеспечения инсулинами амбулаторных больных РБ.

Однако главный аргумент в пользу централизованного обеспечения больных сахарным диабетом высококачественными генно-инженерными (человеческими) инсулинами мировых производителей Novo Nordisk и Eli Lylli — это улучшение качества жизни больных.

Бесперебойное наличие высококачественных инсулинов улучшило контроль за течением заболевания, позволило сократить среднее пребывание больного диабетом в стационаре в среднем с 26,5 до 17,3 койко-дня, а также:

« резко снизились частота экстренной госпитализации (за 7 лет в 2,3 раза) и количество острых осложнений;

« количество поздних осложнений (ампутаций конечностей) в 3 раза ниже, чем по России (по РБ — 2,4 случая на 1000 больных, по РФ — 8 случаев на 1000 больных);

« общая летальность больных сахарным диабетом по РБ в 1,6 раза ниже российских показателей (по РБ — 1,2 на 100 выбывших из стационара, по РФ — 2,1);

+ отсутствуют осложнения инсулино-терапии, т. к. закупаются только высококачественные человеческие инсу-лины;

+ появилась возможность расширить показания для перевода на инсулин больных сахарным диабетом второго типа, что позволяет снизить уровень кардиоваскулярных осложнений и смертельных исходов;

44 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2005 январь-февраль немоднім

таблица з| Условный экономический эффект централизации

закупок психотропных лекарственных средств (за 2002 г.)

Наименование Условия закупа Сумма отпуска, руб. Макс. цена, руб. Мин. цена, руб. Сумма эффекта, руб.

Депакин-хроно 0,5 №30 ед. источник, скидка 5306 647,5 324,47 295,925 373 484,9

Финлеп-син 0,2 №50 ед. источник, скидка 9048 433,6 114,95 91,96 1 551 798,0

Амитриптилин 0,25 №50 открытый тендер 967 628,7 31,53 18,29 607 133,4

Галоперидол деканоат №5 открытый тендер 1600 029,9 198 179,70 141 395,8

Клопиксол-депо 1 мл №10 запрос котировок цен 266 365,6 1 882,18 1 555 37 373,9

Клопиксол-акуфаз 1 мл №5 запрос котировок цен 261 388,5 1 206,3 988,01 48 974,8

Итого: 1745 493,8 2 760 161,0

« применение генно-инженерных ин-сулинов дает возможность использовать шприц-ручки, с помощью которых обеспечивается точность дозировки, безболезненность введения инсулина (в т. ч. многократно в течение суток), что позволяет проводить интенсифицированную инсулинотерапию и является одной из современных технологий в мировой диабетологии.

Социально-экономическая нестабильность в обществе в последние годы, связанная с радикальными изменениями в стране, массовые этнические конфликты, безработица, нищета, ослабление семейных социальных связей, утрата ощущения стабильности и привычного жизненного уклада вызвали беспрецедентный рост психических и психосоматических расстройств.

Учитывая важность социально-экономического аспекта проблемы, а также с целью улучшения психического здоровья и психосоциального благополучия общества Министерством здравоохранения осуществляется централизованное обеспечение лекарственными препаратами амбулаторных больных психиатрического и неврологического профиля.

Централизация средств позволила значительно расширить диапазон медикаментов для оказания гарантированной лекарственной помощи больным психиатрического и неврологического профиля.

Расширение диапазона медикаментов, в первую очередь за счет централизации средств, позволило снять многолетнее напряжение, связанное с их недостатком, позволило учитывать потребности ЛПУ, а бесперебойное наличие препаратов дало возможность врачам более дифференцированно осуществлять лечение с учетом клинических особенностей больного. Использование в лечении ЛС пролонгированного действия способствует длительной поддержке ремиссии и, следовательно, снижению уровня госпитали-

зации. Так, если в 1997 г. было зафиксировано около 3700 повторных госпитализаций в психиатрические стационары республики, то по данным 2003 г. таких случаев 2900.

В таблице 3 представлен анализ экономического эффекта централизации средств на примере закупки ряда психотропных лекарственных средств, таких как Депакин-хроно 0,5 №30, Фин-лепсин 0,2 №50, Амитриптилин 0,25 №50, Галоперидол деканоат №5, Кло-пиксол-депо 1 мл №10, Клопиксол-аку-фаз 1 мл №5.

Для закупки Амитриптилина и Галопе-ридола деканоата по минимально возможной цене проводились открытые торги. В результате был закуплен Амит-риптилин по цене 18,29 руб., сумма отпуска составила 967 628,70 руб. В случае, если бы закупали по максимальной цене, предлагаемой на фармрынке — 31,53 руб., то сумма отпуска составила бы 1 574 762,1 руб., полученная выгода составила 607 133,4 руб. При закупке Галоперидола деканоата скидка составила 141 395,8 руб.

Таким образом, организация централизованного обеспечения лекарственными препаратами больных психиатрического и неврологического профиля позволила улучшить качество лечения в амбулаторных условиях, шире применять в лечебной практике новые эффективные психотропные препараты, а также обеспечила экономию ограниченных бюджетных средств.

¡ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Внедрена система централизации средств на приобретение инсулинов и психотропных ЛС и проведен анализ экономической эффективности централизованного обеспечения больных.

2. Установлено, что экономия бюджетных средств при закупке инсулинов по прямым валютным контрактам за период 2000—2002 гг. составила 19 млн. руб.

3. Централизация средств на приобретение ЛС больным социально значимыми заболеваниями позволила обеспечить закупки качественной продукции, защиту от фальсификации ЛС, контроль за течением заболевания, а также сократить среднее пребывание больного сахарным диабетом I типа в стационаре в среднем с 26,5 до 17,3 койко-дня и улучшить качество жизни больных.

4. Организация централизованного обеспечения ЛС больных психиатрического и неврологического профиля позволила повысить качество лечения в амбулаторных условиях, а также обеспечила экономию ограниченных бюджетных средств, которая в 2002 г. составила 2 760 161,0 руб.

Ф

Список использованной литературы Вы можете запросить в редакции.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ■ БОЛЬНЫХ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ■ И НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.