Научная статья на тему 'Инсулиновый спрос. Обзор российского рынка инсулинов в 2012 г'

Инсулиновый спрос. Обзор российского рынка инсулинов в 2012 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САХАРНЫЙ ДИАБЕТ / ИНСУЛИН / РОССИЙСКИЙ РЫНОК ИНСУЛИНОВ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГЕННОИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСУЛИН / ШПРИЦ-РУЧКА / DIABETES MELLITUS / INSULIN / RUSSIAN INSULIN MARKET / HUMAN GENETICALLY ENGINEERED INSULIN / PREFILLED SYRINGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Инна

Согласно официальным данным, в России более 3 млн пациентов, больных сахарным диабетом, однако многие специалисты отмечают, что реальная их численность гораздо выше показателей официальной статистики. Рост количества льготников напрямую влияет на рост объемов рынка инсулинов — пептидных гормонов, снижающих уровень глюкозы в крови.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMAND FOR INSULIN. RUSSIAN INSULIN MARKET IN 20121

According to the official data, more than 3 million people suffer from diabetes in Russia. However, a number of specialists admit that the real number is much higher than the formal statistics. The growth in the number of beneficiaries directly affects the growth of the market of insulin — peptide hormone that decreases blood glucose levels.

Текст научной работы на тему «Инсулиновый спрос. Обзор российского рынка инсулинов в 2012 г»

ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ИНСУЛИНОВ В 2012 г.

28 РШЩЦЦМ

РОССИИСКИИ И зарубежный рынки

Инна СИДОРОВА, «Ремедиум»

Инсулиновый спрос

Согласно официальным данным, в России более 3 млн пациентов, больных сахарным диабетом, однако многие специалисты отмечают, что реальная их численность гораздо выше показателей официальной статистики. Рост количества льготников напрямую влияет на рост объемов рынка инсу-линов — пептидных гормонов, снижающих уровень глюкозы в крови.

Ключевые слова: сахарный диабет, инсулин, российский рынок инсулинов, человеческий генно-инженерный инсулин, шприц-ручка

В 2012 г. объем российского рынка инсулинов, по данным аналитической компании IMS Health, вырос на 3% в натуральном выражении до 7,2 млн упаковок (рис. 1). В денежном выражении этот сегмент рынка практически остался неизменным на уровне 8,5 млрд рублей (в оптовых ценах; рис. 2). Основная доля продаж как в рублях, так и в упаковках приходится на сегмент льготного лекарственного обеспечения (ОНЛС). Здесь реализуется 89,5% всех инсулинов в стоимостном выражении и 84,1% в натуральном выражении (рис. 3). При этом по сравнению с 2011 г. доля этого сегмента в упаковках выросла на 4%, а в рублях — примерно на 2%.

На сегодняшний день российский рынок инсулинов контролируют всего несколько компаний, лидером среди которых является компания Novo Nordisk, занимающая около 40% рынка в денежном выражении и 46,7% в натуральном выражении (рис. 4 и 5). Продажи компании Sanofi занимают долю около 34,4% в рублях и 14,5% в упаковках. Также в тройку сильнейших игроков входит Eli Lilly, продажи которой в денежном выражении составляют 19,2%, в упаковках — 27,1%. На долю крупнейшего отечественного производителя «Фармстандарт» приходится около 4,9% от объемов рынка в стоимостном выражении. В натуральном выражении его доля выше и составила 7,7%. В портфель компании входят человеческий генно-инженерный инсулин короткого действия Биосулин Р и инсулин средней продолжительности

действия Биосулин Н, а также специальные металлические инъекционные ручки Биоматик Пен, разработанные для самостоятельного простого и безопасного введения этих препаратов. По итогам 2012 г. продажи инсулинов производства «Фармстандарт» выросли до 0,6 млн упаковок, причем больше половины всех проданных упаковок пришлось на Биосулин Н. Отметим, что по результатам продаж в упаковках именно инсулины короткого действия и средней продолжительности действия занимают самые емкие сегменты рынка — 38% и 34,8% соответственно (рис. 6). В денежном выражении самым емким оказался сегмент группы инсулинов длительного действия (беспиковых) — здесь реализуется более 38% всех инсулинов в денежном выражении.

Key words: diabetes mellitus, insulin, Russian insulin market, human genetically engineered insulin, prefilled syringe

According to the official data, more than 3 million people suffer from diabetes in Russia. However, a number of specialists admit that the real number is much higher than the formal statistics. The growth in the number of beneficiaries directly affects the growth of the market of insulin — peptide hormone that decreases blood glucose levels. Inna SIDOROVA, Remedium. DEMAND FOR INSULIN. RUSSIAN INSULIN MARKET IN 2012.

По данным IMS Health, объем реализации инсулинов короткого действия (длительность порядка 3—5 часов) по итогам 2012 г. достиг 2,8 млн упаковок на сумму 2,5 млрд руб. Лидирующую позицию среди инсулинов короткого действия занимает аналог человеческого инсулина Новорапид Флекспен (Novo Nordisk), представленный в одноразовых шприц-ручках. Его доля выросла с 17,3 до 18% в стоимостном выражении (табл. 1).

Следует подчеркнуть, что инъекционные ручки набирают все большую популярность среди диабетиков — по итогам 2012 г. доля инсулинов, реализуемых в шприц-ручках, выросла с 36,4 до 39,4% в рублях и с 17,9 до 19,6% в упаковках (рис. 7). К преимуществам данной формы инсулинов можно отнести гарантированную точность дозы и безопасность проведения инъекций, удобство в применении, которое позволяет больному быстро сделать инъекцию при любых условиях и в любой обстановке. Благодаря столь удобному средству введения сегмент предзаполненных шприц-ручек растет и будет расти не только в России, но и во всем мире. Доля инсулинов короткого действия производства компании Eli Lilly Хума-лог (инсулин ультракороткого действия) и Хумулин Регуляр в денежном выражении снизилась до 17,5% и, соответственно, до 14,6%. Продажи инсулинов в сменных картриджах Актрапид НМ Пенфилл и Новора-пид Пенфилл занимают доли свыше 14% в денежном выражении. Несмотря на относительно малые доли, отечественные инсулины Биосулин Р («Фарм-стандарт») и Росинсулин Р («Медсин-тез») демонстрируют существенный прирост продаж как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Инсулин человека короткого действия производства компании Sanofi — Инсуман Рапид ГТ занимает 8-е место с долей 5,9% в рублях и 4,25% в упаковках.

ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ИНСУЛИНОВ В 2012 г.

рщшиим 29

рисунок Г 2 Объем продаж инсулинов

в стоимостном выражении

10 8,46 8,51

Объем продаж, млрд руб. 2468 -

0 ' | 1 1

2011 2012

Источник: IMS Health

рисунок гз Долевое соотношение

каналов распределения инсулинов

100 5,9

7,8

80 -

60 - 84,1 89,5

%

40 -

20 - 8,1 4,6

0 ,

в упак. в руб.

□ - - госпитальный Ц — ОНЛС | | — розничный

Источник: IMS Health

рисунок Г4 Основные производители инсулинов по объемам продаж в стоимостном выражении

1 — Novo Nordisk, 39,49% 4 — Pharmstandart, 4,87%

2 — Sanofi-Aventis, 34,43% 5 — другие, 2,0%

3 — Eli Lilly, 19,18%

Источник: IMS Health

рисунок Гз Основные производители инсулинов

по объемам продаж в натуральном выражении

5 у! >

1 — Novo Nordisk, 46,67% 4 — Pharmstandart, 7,72%

2 — Eli Lilly, 27,06% 5 — другие, 4,1%

3 — Sanofi-Aventis, 14,49% Источник: IMS Health

рисунок Г 6 Долевое соотношение различных групп инсулинов

100

80

60

40

20

15,5

11.7

34.8

в упак.

38,0

38,4

11,0 20,7

29,9

в руб.

□ — A10AB [Инсули-ны и их аналоги короткого действия]

□ — A10AC [Инсулины и их аналоги средней продолжительности действия]

□ — A10AD [Инсулины и их аналоги средней продолжительности действия в комбинации с инсулинами короткого действия]

□ — A10AE [Инсулины и их аналоги длительного действия]

Источник: IMS Health

0

30 j» MMfHUUM

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНКИ

таблица Ti Рейтинг торговых наименований инсулинов и их аналогов короткого действия

№ Торговое наименование Компания Доля в руб., % Прирост в руб., % Доля в уп.,% Прирост в уп., %

2011 2012 2011 2012

1 Новорапид Флекспен NOVO NORDISK 17,29 18,02 -2 10,04 10,70 6

2 Хумалог ELI LILLY 18,83 17,46 -13 11,44 11,89 3

3 Хумулин Регуляр ELI LILLY 15,00 14,61 -9 18,55 18,03 -3

4 Актрапид HM Пенфилл NOVO NORDISK 15,03 14,29 -11 16,88 15,97 -6

5 Новорапид Пенфилл NOVO NORDISK 10,54 11,81 5 7,47 8,33 11

6 Актрапид HM NOVO NORDISK 7,07 7,17 -5 17,95 17,29 -4

7 Биосулин Р «ФАРМСТАНДАРТ» 5,56 6,75 14 8,02 8,72 8

8 Инсуман Рапид ГТ SANOFI 5,99 5,90 -8 4,43 4,25 -5

9 Росинсулин Р «МЕДСИНТЕЗ» 1,51 1,81 13 1,73 2,04 17

10 Апидра SANOFI 1,18 1,04 -18 0,51 0,52 1

таблица Гг Рейтинг торговых наименований инсулинов и их аналогов средней продолжительности действия

№ Торговое наименование Компания Доля в руб., % Прирост в руб., % Доля в уп., % Прирост в уп., %

2011 2012 2011 2012

1 Хумулин НПХ ELI LILLY 32,41 32,30 -6 31,22 31,40 0

2 Протафан HM Пенфилл NOVO NORDISK 28,15 26,86 -10 23,67 23,02 -3

3 Биосулин Н «ФАРМСТАНДАРТ» 11,76 13,78 11 11,91 12,66 6

4 Инсуман Базал ГТ SANOFI 11,04 10,98 -6 6,06 6,02 -1

5 Протафан HM NOVO NORDISK 10,54 10,73 -4 20,15 20,20 0

6 Росинсулин С «МЕДСИНТЕЗ» 2,62 3,64 32 2,26 3,03 34

7 Генсулин Н BIOTON S.A. 0,76 0,71 -12 0,67 0,60 -11

8 Ринсулин НПХ «НАЦИОНАЛЬНЫЕ БИОТЕХНОЛОГИИ» 0,52 0,54 0 1,38 1,24 -11

9 Инсуран НПХ ИБХ РАН 2,20 0,47 -80 2,69 1,82 -33

таблица Гз Рейтинг инсулинов и их аналогов средней продолжительности действия в комбинации с инсулинами короткого действия

№ Торговое наименование Компания Доля в руб., % Прирост в руб., % Доля в уп., % Прирост в уп., %

2011 2012 2011 2012

1 Новомикс 30 Пенфилл NOVO NORDISK 36,75 38,66 20 31,21 32,95 27

2 Новомикс 30 Флекспен NOVO NORDISK 33,33 33,97 16 24,83 25,26 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Хумулин M3 ELI LILLY 27,00 25,69 9 40,88 40,00 17

4 Генсулин M30 BIOTON S.A. 1,20 0,85 -19 1,70 1,14 -19

5 Хумалог Микс 25 ELI LILLY 1,72 0,81 -46 1,38 0,61 -46

6 Росинсулин M Микс «МЕДСИНТЕЗ» 0,00 0,02 - 0,00 0,03 -

7 Хумалог Микс 50 ELI LILLY 0,00 0,00 - 0,00 0,00 -

таблица Рейтинг инсулинов и их аналогов длительного действия

№ Торговое наименование Компания Доля в руб., % Прирост в руб., % Доля в уп., % Прирост в уп., %

2011 2012 2011 2012

1 Лантус Солостар SANOFI 55,58 57,24 10 50,73 49,48 10

2 Левемир Флекспен NOVO NORDISK 20,19 21,21 12 29,06 31,06 20

3 Лантус SANOFI 23,77 20,92 -6 19,63 18,68 7

4 Левемир Пенфилл NOVO NORDISK 0,46 0,63 49 0,58 0,78 51

ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ИНСУЛИНОВ В 2012 г.

РЩЩЦЦМ ИЮН3 31

рисунок Г 7 Долевое соотношение различных форм выпуска инсулинов

и их аналогов по объемам продаж в стоимостном и натуральном выражении

100

10,3 26,8

80 - | | — картриджи 19,6 | | — шприц-ручки

^ 60 - 39,4

40 - | | — флаконы

20 0 - 50,3 53,6 Р 1

в уп. в руб. Источник: IMS Health

Завершает этот топ-10 инсулинов короткого действия препарат Апидра (Sanofi) — аналог инсулина быстрого действия без содержания цинка, имеющий короткую продолжительность действия. Его продажи за прошедший год снизились в стоимостном выражении на 18%.

Инсулины средней продолжительности действия хуже растворяются и медленнее всасываются из подкожной жировой клетчатки, их продолжительное действие достигается наличием специального пролонгатора (адъюванта) — протамина (изофан, протафан, базал) или цинка (суспензия цинк-инсулина, инсулин-ленте и др.). Объем их реализации в 2012 г. составил около 1,8 млрд руб. и 2,5 млн упаковок. Среди инсули-нов средней продолжительности действия 1-е место в рейтинге принадлежит рекомбинантному инсулину человека ТН Хумулин НПХ с продолжительностью действия 18—20 часов (табл. 2). В прошлом году было реализовано почти 800 тыс. упаковок этого препарата на сумму 569 млн руб. Инсулины с аналогичной продолжительностью действия и пролонгатором, выпускаемые в России, — Ринсулин НПХ и Инсуран НПХ — занимают доли менее 0,5% в денежном выражении от общего объема инсулинов этой длительности действия. В сегменте комбинированных инсули-нов объем реализации за прошлый год составил 0,8 млн упаковок на сумму 937 млн руб. в оптовых ценах. Первые строчки рейтинга комбинированных инсулинов по объемам продаж в рублях

принадлежат двум формам инсулина Новомикс: в форме картриджей (Ново-микс Пенфилл) и в шприц-ручках (Новомикс Флекспен; табл. 3). Их суммарная доля составила более 72% в денежном выражении и 58% в натуральном выражении от объема реализации этой группы инсулинов. Еще четверть рынка по продажам в денежном выражении занимает Хумулин МЗ. К инсулинам длительного действия относятся инсулины Лантус (Sanofi) и Ле-вемир (Novo Nordisk). Оба инсулина выпускаются в 2-х формах — в форме шприц-ручек и сменных картриджей. Суммарная доля этих торговых наименований среди всех проданных инсули-нов в упаковках достигла 15,5%, что составляет 1,1 млн упаковок. В денежном выражении объем этого сегмента составил 3,3 млрд руб.

Подводя итог, можно сказать, что российский рынок инсулинов находится в фазе медленного роста за счет увеличения потребления инсулинов населением. При этом отмечается увеличение спроса в сторону наиболее удобных инъекционных форм — инсулинов в шприц-ручках. С появлением новых разработок способы доставки инсули-нов станут еще более удобными в применении (инсулиновые помпы, инсулин в виде пленки, назального спрея, пластырей, ингаляторов и др.), что напрямую отразится на качестве жизни больных диабетом, а это, в свою очередь, повлияет на весь рынок инсулиновых лекарственных средств.

кроме того...

Глава Минздрава выступила за запрет рекламы лекарств в СМИ

Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в ходе очередной пресс-конференции выразила мнение о целесообразности полного запрета рекламы лекарственных средств в СМИ. Ранее подобную точку зрения высказывала директор департамента государственного регулирования обращения ЛС Елена Мак-симкина.

Эти заявления прозвучали после того, как правительство РФ поручило Минздраву, Федеральной антимонопольной службе и органам исполнительной власти проработать вопрос о запрете рекламы лекарств в печатных и электронных СМИ. В настоящее время законом разрешено рекламировать только препараты,отпускаемые без рецепта врача. Продвижение рецептурных ЛС допустимо лишь в изданиях для медицинских и фармацевтических специалистов.

Кроме того, Скворцова выступила за ужесточение контроля биологически активных добавок. По ее мнению, само юридическое понятие БАДов введено с нарушениями, из-за чего они фактически оказались вне законодательного поля, сообщает Агентство экономической информации «Прайм». Таким образом, министр согласилась с инициативой зампреда комитета Госдумы по вопросам собственности Антона Белякова, ставшего автором законопроекта об ужесточении требований к рекламе БАД. В настоящее время этот документ находится на рассмотрении нижней палаты парламента. «На российском рынке в настоящее время производители БАД и рекламораспространители в обход установленного законом «О рекламе» запрета стремятся создавать впечатление, что такая добавка является лекарством, прибегают к различным уловкам, чтобы потребитель поверил, что биологически активные добавки, к примеру, способствуют профилактике онкозаболеваний или восстановлению иммунной системы», — пояснил свою позицию депутат.

Традиции и инновации

32 20ТЬ ршшццм

РОССИИСКИИ И зарубежный рынки

Ирина ФИЛИППОВА, «Ремедиум»

«НОВО НОРДИСК»

Фармацевтическая компания «Ново Нордиск», созданная по инициативе лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине датчанина Августа Крога как предприятие по производству инсулина, в феврале 2013 г. отметила свое 90-летие. В отличие от других крупных фармкомпаний, производящих инсулин в ряду разнообразных лекарственных средств, компания «Ново Нордиск» с 1923 г. следует выбранной специализации и принятому девизу «Жить, побеждая диабет!».

За 90-летнюю историю в лабораториях компании было совершено немало выдающихся открытий в области лечения сахарного диабета, разработано большое количество новых препаратов. Сегодня «Ново Нордиск» занимает лидирующие позиции в мире в области разработки и производства средств лечения сахарного диабета, являясь единственной компанией с полным портфелем современных инсулинов.

• ИНСУЛИНОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ «НОВО НОРДИСК»

Проблема контроля над диабетом, или, вернее, проблема самоконтроля, зачастую является проблемой для пациентов даже в странах с развитой системой здравоохранения. Опрос, проведенный в 2010 г. в восьми странах с участием 3 тыс. респондентов, показал, что треть опрошенных пропускает назначенное врачом введение инсулина, при этом 9 из 10 опрошенных для эффективного контроля диабета хотели бы использовать инсулин реже одного раза в день. Поэтому специалисты компании постоянно заняты поиском и разработкой новых улучшенных препаратов, удовлетворяющих индивидуальные потребности пациентов на любых стадиях заболевания. Освоение генно-инженерных технологий способствовало созданию портфеля современных инсулинов (аналогов), которые позволяют эффективно и безопасно достигать и поддерживать целевой уровень глюкозы крови с учетом особенностей забо-

левания и мировых и национальных рекомендаций.

Строгий контроль уровня сахара в крови необходим для снижения риска развития серьезных осложнений и более эффективного лечения. Кроме того, на успех лечения влияют особенности метаболизма людей разных рас и национальностей. Например, обнаружено, что у представителей некоторых азиатских стран бета-клетки поджелудочной железы более хрупкие и, следовательно, потребность в инсулине у таких людей может также отличаться. Для начала инсулинотерапии руководства по лечению рекомендуют или современный инсулин длительного действия, или, в некоторых странах, предварительно смешанный двухфазный инсулин, который удовлетворяет потребность организма в инсулине во время еды и между приемами пищи. Инсулинотерапия может быть интенсифицирована двумя способами: с помощью современного предварительно смешанного инсулина или путем добавления во время приема пищи к инсулину длительного действия аналога инсулина короткого действия. Портфель компании отличается тем, что позволяет варьировать лечение и применять индивидуальные схемы инсулино-терапии:

♦ Левемир® — современный инсулин длительного действия, для однократного ежедневного введения (а при необходимости — двукратного), предназначенный для лечения сахарного диабета 1 и 2 типов. Использование препарата Левемир® при начале инсу-линотерапии позволяет достичь хоро-

шего гликемического контроля и оказывает меньшее влияние на массу тела. Это важно, потому что введение инсулина долгое время ассоциировалось с увеличением массы тела, что, по мнению экспертов, являлось барьером к началу инсулинотерапии.

♦ НовоРапид® — наиболее распространенный в мире инсулин ультракороткого действия для приема во время еды. Это самый назначаемый инсулин короткого действия при сахарном диабете 1-го и 2-го типа. Кроме этого, он одобрен для беременных и кормящих женщин.

Пациентам с недостаточным контролем уровня сахара при терапии ба-зальным инсулином для достижения целей лечения рекомендуется интенсификация при помощи инсулина НовоРапид®.

♦ НовоМикс® 70/50/30 — двухфазный современный инсулин, который удовлетворяет потребность организма в инсулине во время еды и между приемами пищи. Его можно использовать либо для начала, либо для усиления инсулинотерапии. Главным образом используется людьми с диабетом 2-го типа.

Инсулины Левемир® и НовоМикс® в 2010 г. вышли на уровень блокбасте-ров: продажи каждого из них превысили уровень 1 млрд долл. за 12 месяцев. Инсулин НовоРапид® стал двойным блокбастером, т. е. его продажи составили более 2 млрд долл. за год. Все современные инсулины компании «Ново Нордиск» были исследованы в рандомизированных двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях, безопасность их применения контролируется при помощи постмаркетинговых наблюдений. В 2010 г., по мнению R&D Directions magazine, авторитетнейшего издания, анализирующего самые успешные бизнес-стратегии и решения в области фармацевтики и биотехнологии, «Ново Нордиск» второй год подряд была признана компанией, обладающей «самым лучшим портфелем разработок для лечения диабета».

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ «НОВО НОРДИСК»

рщщиим ™ 33

• ГЛЮКАГОНОПОДОБНЫЙ ПЕПТИД 1 — НОВЫЙ КЛАСС СРЕДСТВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ДИАБЕТА

Противодиабетический портфель датской компании не ограничивается ин-сулинами.

При сахарном диабете 2-го типа первым шагом терапии является изменение образа жизни пациента и применение таблетированных препаратов или ГПП-1 (Виктоза®). При недостаточной эффективности этих мер пациенту может быть назначен инсулин. С запуском препарата Виктоза® в 2009 г. компания «Ново Нордиск» вошла в новый сегмент рынка средств для лечения диабета: аналогов ГПП-1. Виктоза® обладает 97%-ным сходством с естественными гормонами желудочно-кишечного тракта. Виктозу® вводят один раз в день, и как естественный ГПП-1 препарат стимулирует бета-клетки в поджелудочной железе к выделению инсулина только при повышении уровня сахара в крови.

Терапия ГПП-1 — главная инновация в лечении диабета 2-го типа, поскольку вызываемое препаратом снижение уровня глюкозы крови практически не сопровождается риском развития гипогликемии. Виктоза® разрешена к применению взрослыми с диабетом 2-го типа в тех случаях, когда целевой уровень глюкозы крови не достигается с помощью изменения образа жизни и мет-формина — самого распространенного средства лечения сахарного диабета 2-го типа. Менее чем за два года Виктоза® стала ведущим препаратом в классе ГПП-1 в мире и сегодня присутствует на более чем 60 рынках; ее используют более 700 тыс. человек. В 2011 г. уровень продаж Виктозы® превысил 1 млрд долл., т. е. новый препарат стал блокбастером.

• ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Основная цель исследований компании в области диабета — найти новые способы лечения, безопасно и эффективно

снижающие глюкозу крови, при этом сокращая риск низкого содержания сахара в крови (гипогликемии). Новейшие препараты инсулина, которые уже зарегистрированы в Японии и ряде стран Евросоюза, обладают повышенной продолжительностью и плоским профилем действия, снижающим риск развития гипогликемии. «Ново Нордиск» в дополнение к новым и улучшенным инъекционным инсулинам разрабатывает формы инсулина, принимаемые перорально в виде таблеток. В 2012 г. были достигнуты обнадеживающие результаты, но остается еще много технологических вопросов.

Сохраняя верность своему девизу, для улучшения качества медицинской помощи пациентам с диабетом компания «Ново Нордиск» сотрудничает с медицинскими учреждениями, диабетическими общественными организациями и конкретными людьми по всему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.