Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЕГИОНА'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИКА / СТАТИСТИКА / ИННОВАЦИИ / ПРОИЗВОДСТВО / МИГРАЦИЯ / РОЖДАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселёв П.В., Монгуш О.Н.

Важное место отведено статистическим показателям, методологией оценки социально-экономических показателей. В данной работе рассматриваются перспективы развития Республики Тыва, которые также анализируются для определения состояния республики и возможных направлений ее пути. Из-за обширности тем, не все возможности данного региона исследованы равномерны, некоторые заявления можно поставить под сомнения или оспорить, поскольку некоторые показатели могут быть субъективны, но данная работа имеет системную методологию, структуру, комплексность исследования вытекающих общественных и экономических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC POTENTIAL AS AN ASSESSMENT OF THE STATE OF THE REGION

The features of socio-economic potential are revealed by defining its economic category as an object of statistical study. An important place is given to statistical indicators, the methodology for assessing socio-economic indicators. This paper examines the prospects for the development of the Republic of Tyva, which are also analyzed to determine the state of the republic and possible directions of its path. Due to the vastness of the topics, not all the possibilities of this region have been studied uniformly, some statements can be questioned or disputed, since some indicators may be subjective, but this work has a systematic methodology, structure, and complexity of the study of the resulting social and economic problems.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЕГИОНА»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ

РЕГИОНА

П.В. Киселёв, магистр экономики О.Н. Монгуш, канд. экон. наук Тувинский государственный университет (Россия, г. Кызыл)

001:10.24412/2411-0450-2023-3-2-37-43

Аннотация. Важное место отведено статистическим показателям, методологией оценки социально-экономических показателей. В данной работе рассматриваются перспективы развития Республики Тыва, которые также анализируются для определения состояния республики и возможных направлений ее пути. Из-за обширности тем, не все возможности данного региона исследованы равномерны, некоторые заявления можно поставить под сомнения или оспорить, поскольку некоторые показатели могут быть субъективны, но данная работа имеет системную методологию, структуру, комплексность исследования вытекающих общественных и экономических проблем.

Ключевые слова: оценка, потенциал, экономика, статистика, инновации, производство, миграция, рождаемость.

Социально-экономический потенциал является предпосылкой для разработки надежных научных программ для развития экономики этого региона. В методологии развития социально-экономического потенциала наиболее важным моментом является определение его экономической категории и как объекта статистического исследования.

Целью данного исследования является анализ социально-экономического потенциала региона как важного компонента благосостояния населения.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

1. Изучена методология оценки социально-экономического потенциала региона;

2. Рассмотрены потенциалы для разработки программы развития региона;

3. Проанализированы трудовой, производственный, инновационный, инфраструктурные и социальные потенциалы.

4. Изучена стратегия развития социально-экономического потенциала региона до 2030 года.

В этой функции заложен социально-экономический потенциал региона-наличие рабочей силы, логистики, финансов, природных ресурсов и др., благодаря чему обеспечиваются максимальные усло-

вия для реализации или производства товаров и услуг для достижения наиболее удовлетворительного удовлетворения.

Задача Красстата, как и Росстата, заключается в разработке методики оценки социально-экономического потенциала и вышеперечисленных его составляющих, чтобы в полной мере раскрыть информацию о его динамике, анализе, факторах роста и производительности.

Для наращивания возможностей региона существуют две основные группы -экстенсивные и интенсивные.

К первому рост объема трудовых, материально-технических, финансовых, природных, и других носителей потенциала, а к второму увеличение качественных степеней, а также эффективность в целом.

Региональный аспект статистики населения обусловлен наличием соответствующих показателей, где отражены численность, состав населения региона и демографические процессы.

Кроме того, для сбора и обработки данных учитываются и другие аспекты - уровень субъектов.

Общие положения демографической статистики разрабатывают методы статистического наблюдения и таких демографических событий как рождаемость, смертность, брачность и разводимость.

Таким образом, статические данные региона являются главным составляющей трудовых ресурсов - она должно своевременно и объективно обновляться, потому что, по учитываемым особенностям конкретизирует показатели, учитывая интересы управления региональной экономики.

Результаты исследования. Всего по Республике Тыва муниципально-террито-риальное деление Республики Тыва на 1 января 2022 года по данным Реестра муниципальных образований Российской Федерации составляет 143 муниципальных образований, в том числе, муниципальные районы - 17, городские округа - 2, поселения - 124, городские - 4,сельские - 120.

По методологии оценки социально-экономического потенциала трудовые ресурсы являются самой важной категорией, таким образом, по данным выборочного обследования рабочей силы на 3 квартал 2022 года численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше составила 128,4 тыс. человек или 57,5% общей численности населения республики соответствующего возраста, в их числе 116,7 тыс. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью, 11,7 тыс. человек - как безработные, соответствующие критериям Международной организации труда (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней).

Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше в 3 квартале 2022 г. составил 52,3%, в том числе среди мужчин -52,6, женщин - 52,0, городского населения - 58,1, сельского - 44,4%. Удельный вес женщин в численности населения занятого населения в возрасте 15 лет и старше составил 53,4%.

Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше составил 9,1%. В том числе уровень безработицы среди мужчин в данном возрасте составил 11,2%, женщин 7,2, городского населения - 9,0, сельского - 9,3%. Доля молодежи до 25 лет среди безработных составляла 22,1% лиц в возрасте 50 лет и старше - 7,6%. Средний возраст безработных составил 33,3 года.

Зарегистрированные безработные по данным министерства труда и социальной политики Республики Тыва к концу сентября 2022 года численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, составила 7,0 тыс. человек, из них 6,1 тыс. человек имели статус безработного, в том числе 3,4 тыс. человек получали пособие по безработице.

Уровень официально зарегистрированной безработицы в процентах от численности рабочей силы на конец сентября 2022 г. составила 4,8%.

Рис. 1. Показатели естественного движения населения: рождаемость, смертность по январь-август 2022

По сравнению с прошлым годом есть снижение, если в 2021 году на 100 человек населения число родившихся приходилось

с коэффициентом 19,7, то в 2022 году 18,1, число умерших в 2021 - 8,9, то в 2022 году 8,6.

Рис. 2. Показатели естественного движения населения: брачность, разводимость по январь-август 2022

В этом году можно наблюдать значительный прирост браков, и снижение раз-водимости по сравнению с 2020 годом.

Таким образом, динамику естественного движения можно увидеть в данных рисунках, теперь рассмотрим механическое движение.

Оно отражает все миграционные процессы, связанные со сменой места жительства и меняют ситуация как выбывшие и прибывшие.

На 2022 года число прибывших по сравнению с 2021 годом имеет прирост на 295 человек, в пределах России на 695, международная миграция имеет снижение - 400, внешняя миграция республики имеет прирост 295. По межрегиональной миграции из прироста 695 из федеральных округов: 71 - Центральный, 40 - СевероЗападный, 489 - Сибирский, 89 - Дальневосточный. Международная миграция показывает как раз таки снижение на 400 человек.

9000 &0G0 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000

-1000 о?

Ж

#

ж

¿я

1 Число прибывших Число выбывших

Прирост:

снижение

Рис. 3. Общие итоги миграции населения

Динамика численности населения является показателем экономического благополучия, когда сокращение численности населения представляет собой состояние социально-экономического кризиса, быстрый приток иммигрантов является результатом экономического роста, слабая выживаемость иммигрантов из-за образа жизни с нулевым миграционным балансом и высокий уровень рождаемости в старой экономике - это проблема работы. Согласно статистике, текущая ситуация в стране, во всем мире, меняется в миграционном процессе.

По производственному потенциалу индекс промышленного производства в январе-сентябре 2022 г. по сравнению с январем-сентябрем 2021 г. составил 133,9%

Индекс промышленного производства исчисляется по видам деятельности: «Добыча полезный ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром», «Водоснабжение», в соответствии с Официальной статистической методологией.

Сельское и лесное хозяйство является важной производственной сферой Республики Тыва. Объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в январе-сентябре 2022 года по предварительным данным, составил 4728,3 млн. рублей или 99,8% к январю-сентябрю 2021 г.

На конец сентября 2022 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий, по расчетам, составляло 191,8 тыс. голов. Поголовье овец и коз составляло 1280,4 тыс. голов, птицы - 22,2, свиней - 10,3 тыс. голов.

В сельскохозяйственных организациях на конец сентября 2022 года по сравнению с 2021 г. поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 1,9%, из него коров - на 2,1%. Поголовье свиней увеличилось на 29,3%, овец и коз - уменьшилось на 2,3%.

В январе - сентябре 2022 года. По сравнению с январем-сентябрем 2021 г. уменьшилась продаж сельскохозяйственными организациями скота и птицы, молока.

В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, утвержден-

ной Министерством экономического развития Российской Федерации на 2022 г. выделены ассигнования в размере 916,0 млн. рублей на 5 объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимости и реализацию мероприятий. Из общего количества объектов на 2 намечено провести только проектные и изыскательные работы.

По состоянию на сентябрь 2022 года населением введено в эксплуатацию 166 единиц жилья. Строительные организации не эксплуатировали жилые дома.

В январе-сентябре 2022 года организациями всех форм собственности эксплуатировалось 84 жилых дома, населением -1217 жилых помещений. Всего было введено в эксплуатацию 1614 квартир.

Общая площадь жилья в многоквартирных домах, построенных индивидуальными застройщиками, составляет 105 000 квадратных метров, что составляет 85,2% от общей площади жилья, введенного в эксплуатацию в январе-сентябре 2022 года.

Транспорт и связь являются важными компонентами потенциала инфраструктуры. Немаловажную роль играет и оснащение территории.

В январе-сентябре 2022 года, по предварительным данным, автобусами перевезено 8,4 миллиона пассажиров, что на 15,5% больше уровня января-сентября

2021 года, грузооборот вырос на 13,5% и составил 165,1 миллиона пассажиров.-километр.

Оборот розничной торговли в сентябре

2022 года составил 3048,8 млн рублей.

По состоянию на сентябрь 2022 года 91,6% оборота розничной торговли приходилось на организации розничной торговли и индивидуальных предпринимателей, занимающихся внерыночной деятельностью, доля розничных рынков и ярмарок составляла 8,4%.

Оптовая выручка в сентябре 2022 года составила 928,6 млн рублей, что на 106,6% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. 87,3% составили организации, осуществляющие основную хозяйственную деятельность «оптовая торговля, исключая оптовую продажу меха-

нических транспортных средств и мотоциклов», и составили 6175,1 млн рублей, или 98,4%.

С точки зрения инновационного потенциала в Республике Тыва инновационная активность организаций и предприятий снижается. Согласно стратегии социально-экономического развития республики, значительные проблемы системы образования до 2030 года связаны с невозможностью полного удовлетворения спроса работодателей на высококвалифицированную рабочую силу. Одной из задач развития образования является:

- Увеличение спроса на профессиональные технические компетенции высокого уровня в условиях низкого престижа среднего профессионального образования;

- Отсутствие инвестиционных ресурсов для модернизации системы среднего профессионального образования;

- Потребность в непрерывном профессиональном развитии в условиях превосходства традиционных «длинных» программ среднего профессионального образования;

- Преобладающее предпочтение профессорско-преподавательского состава и исследователей старше 45 лет;

- Недостаточное увеличение числа молодых преподавателей и молодых ученых. Проблема нехватки высококвалифицированных рабочих и специалистов существует практически во всех сферах экономики республики, и решить ее можно только при тесном сотрудничестве учебных заведений, органов власти и руководителей предприятий, организаций и бизнесменов.

В течение последних нескольких лет правительство Республики Тыва совместно с административными органами, муниципалитетами, работодателями, предпринимателями ежегодно формировало государственный заказ на подготовку кадров в Республике Тыва. Согласно профориента-ционному тесту, проведенному для учащихся 8-11 классов в 2021 году в 16 муниципальных образованиях Республики Тыва, профессии, связанные с медицинским, наиболее отборными являются образовательные специальности и правоохранительные органы. Сельское хозяйство по-

прежнему остается самой популярной сферой. Выпускники общеобразовательных учреждений делают профессиональный выбор, во многом опираясь на устоявшиеся традиции: врачи, юристы, учителя, экономисты. Современное развитие Республики Тыва характеризуется отставанием параметров социально-экономических процессов, уровня жизни и качества населения от среднероссийских показателей и показателей Сибирского федерального округа. Недостаточная поддержка финансовых ресурсов и бюджетов приведет к задержке уровня заработной платы и дохода на душу населения.

Основным принципом долгосрочной политики, главным приоритетом стратегического развития будет примат социального развития, создание комфортной и благоприятной среды обитания с повышением уровня жизни, устранение задержек в уровне жизни, сокращение бедности до среднего по стране, создание условий для самореализации, проявления творческих, интеллектуальных, духовный потенциал жителей района.

Таким образом, приоритетами общественного развития, обеспечивающими всестороннее развитие человека, должны быть: приумножение человеческого капитала, рост благосостояния, формирование комфортной среды обитания.

Необходимо признать приоритеты экономического развития республики на предстоящий период:

1) решение проблемы транспортной изоляции республики от внутреннего и международного рынка;

2) сокращение дефицита энергоснабжения экономики и социальной сферы;

3) реиндустриализация экономики на основе формирования новой экономики, основанной на достижениях современной науки и производстве продукции с высокой добавленной стоимостью;

4) развитие основных бюджетообразующих отраслей, обеспечивающих рост вклада в экономику региона: горнодобывающей промышленности, агропромышленного комплекса и деревообработки с целью сокращения бюджетных дотаций Республики;

5) создать условия для трансформации экономической модели региона от сырьевой преимущественно к индустриально-инновационному развитию на основе опережающего развития образования и науки и инноваций с использованием новых инструментов регионального развития.

Для достижения стратегической цели необходимо решить следующие задачи: в области социального развития:

1) улучшение человеческого капитала региона за счет развития систем образования, здравоохранения и социальной поддержки, физической культуры и спорта, культуры, искусства и духовного развития;

2) развитие жилищной инфраструктуры путем содействия строительству социального и коммерческого жилья;

3) поддерживать и улучшать качество предоставляемых людям услуг: государственных, социальных, коммунальных, транспортных и бытовых;

4) обеспечить благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность населения.

В области экономического развития:

1) обеспечение устойчивого экономического роста; увеличение доли сырьевых отраслей с высокой долей добавленной стоимости в региональном ВВП;

2) интенсивное развитие отраслей реального сектора экономики на новом технологическом уровне;

3) динамичное развитие традиционных секторов экономики на основе модернизации с использованием инновационных технологий.

Области инфраструктуры и территориального развития:

1) Обеспечить, чтобы республика имела доступ к внутренней транспортной инфраструктуре и международным коммуникационным маршрутам;

2) Корректировка уровня социально-экономического развития административных районов Республики и существующих экономических районов;

3) Интеграция реализации кластерных

укрепление экономических связей крупных российских и зарубежных компаний и крупнейших предприятий республики;

4) Создание и укрепление логистической инфраструктуры для формирования межрегиональных центров хранения, переработки и распределения сельскохозяйственной продукции.

В 2017 году ожидаемая продолжительность жизни в Тыве составляла 66,3 года, а в 2007 году - всего 58,8 года (в среднем по России - 72,7 года). Положительная тенденция, среди прочего, позволит модернизировать медицинский сектор, расширить доступ населения к социальным услугам и внедрить здоровьесберегающие меры в Республике Тыва.

Несмотря на богатый природно-ресурсный потенциал республики, по уровню жизни населения Тыва отстает от других субъектов Российской Федерации со значительно менее скромными ресурсами. По уровню дохода на душу населения Республика Тыва занимает 85-е место среди субъектов Российской Федерации и, наконец, а среди СФО - последнее место.

Среднеденежная номинальная невыплаченная заработная плата работников республиканской организации в январе-августе 2022 года составила 48729,2 рубля, увеличившись на 12,1% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года и на 11,9% по сравнению с июлем 2022 года.

Заключение. Таким образом, уровень жизни населения, его благосостояние дает прогноз или представление о возможных путях развития региона, где имеются все условия, которые позволяет реализовать материальные и духовные потребности населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свою очередь благосостояние населения показывает, насколько обеспечены потребности населения всеми соответствующими материальными и социальными благами, которая в первую очередь прямо пропорционально зависима от доходов населения.

инициатив и развития экономики Тувы и

Библиографический список

1. Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.npa.rtyva.ru/sites/default/files/638.docx.

2. Бадарчи Х.Б., Севек В.К. Анализ приграничных регионов Сибирского федерального округа России по уровню социально-экономического развития (на примере Республики Тыва) // АВУ. - 2019. - №4 (183).

3. Севек В.К., Бадарчи Х.Б., Севек Р.М., Манчык-Сат Ч.С., Чульдум А.Э. Исследование сценария развития Республики Тыва в системе территории опережающего развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 6. - С. 43-58.

4. Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krasstat.gks.ru/.

5. Балакина Г.Ф., Монгуш О.Н. Тенденции социально-экономического развития Республики Тыва в краткосрочной перспективе // Природные ресурсы, среда и общество. -2020. - №3 (7).

6. Управление человеческими ресурсами: учебник и практикум для вузов / О. А. Лапшова [и др.]; под общей редакцией О. А. Лапшовой. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. -406 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-9916-8761-4.

SOCIO-ECONOMIC POTENTIAL AS AN ASSESSMENT OF THE STATE OF THE

REGION

P.V. Kiselev, Master of Economics O.N. Mongush, Candidate of Economic Sciences Tuvin State University (Russia, Kyzyl)

Abstract. The features of socio-economic potential are revealed by defining its economic category as an object of statistical study. An important place is given to statistical indicators, the methodology for assessing socio-economic indicators. This paper examines the prospects for the development of the Republic of Tyva, which are also analyzed to determine the state of the republic and possible directions of its path. Due to the vastness of the topics, not all the possibilities of this region have been studied uniformly, some statements can be questioned or disputed, since some indicators may be subjective, but this work has a systematic methodology, structure, and complexity of the study of the resulting social and economic problems.

Keywords: assessment, potential, economy, statistics, innovation, production, migration, fertility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.