Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В КРАТКОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ'

ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В КРАТКОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЫ РОСТА / ТЕНДЕНЦИИ / ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА ТЫВА / GROWTH RATES / TRENDS / DYNAMICS OF SOCIO-ECONOMIC PROCESSES / REGION / TYVA REPUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балакина Галина Федоровна, Монгуш Ольга Николаевна

В статье рассматривается динамика макроэкономических показателей развития Республики Тыва, отраженная в прогнозе социально-экономического развития на 2020 г. и плановый период до 2022 г. Отмечаются сложившиеся в 2018-2019 гг. тенденции динамичного роста объемов жилищного строительства, стабильных темпов увеличения валового регионального продукта, розничного товарооборота, поголовья скота, и, вместе с тем, снижения объема инвестиций в основной капитал, промышленного производства, добычи угля, стагнационных явлений в сельском хозяйстве, снижения уровня реальных доходов населения. Рассматриваются основные параметры прогноза. Проводится сравнение с темпами роста основных показателей социально-экономического развития по России в целом. Делается вывод, что для динамики социально-экономических процессов в Туве будут характерны умеренные темпы развития, что обусловлено стагнационными процессами в годы кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TYVA REPUBLIC IN THE SHORT TERM

The article examines the dynamics of macroeconomic indicators of Tyva Republic, reflected in the forecast of socio-economic development for 2020 and the planning period until 2022. The tendencies of dynamic growth within 2018-2019 in the volume of housing construction, stable rates of increase in gross regional product, retail turnover, livestock, and at the same time a decrease in investment in fixed assets, industrial production, coal mining, stagnation in agriculture, a decrease in real income population are noted. The main parameters of the forecast are considered. A comparison is made with the growth rates of the main indicators of socio-economic development in Russia as a whole. It is concluded that the dynamics of socio-economic processes in Tuva will be characterized by moderate rates of development due to stagnation processes during the years of the crisis.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В КРАТКОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ»

РАЗДЕЛ II

ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ [ECONOMICS. SOCIOLOGY. PSYCHOLOGY]

УДК: 338.22

DOI: 10.24411/2658-4441-2020-10023

Г.Ф. БАЛАКИНА 1, О.Н. МОНГУШ 2

1 Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл, Россия) 2 Тувинский государственный университет (Кызыл, Россия)

ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В КРАТКОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

В статье рассматривается динамика макроэкономических показателей развития Республики Тыва, отражённая в прогнозе социально-экономического развития на 2020 г. и плановый период до 2022 г. Отмечаются сложившиеся в 20182019 гг. тенденции динамичного роста объёмов жилищного строительства, стабильных темпов увеличения валового регионального продукта, розничного товарооборота, поголовья скота, и, вместе с тем, снижения объёма инвестиций в основной капитал, промышленного производства, добычи угля, стагнационных явлений в сельском хозяйстве, снижения уровня реальных доходов населения. Рассматриваются основные параметры прогноза. Проводится сравнение с темпами роста основных показателей социально-экономического развития по России в целом. Делается вывод, что для динамики социально-экономических процессов в Туве будут характерны умеренные темпы развития, что обусловлено стагнационными процессами в годы кризиса.

Ключевые слова: темпы роста, тенденции, динамика социально-экономических процессов, регион, Республика Тыва. Табл. 3. Библ. 7. назв. С. 27-33.

G.F. BALAKINA1, O.N. MONGUSH 2

1 Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of SB RAS (Kyzyl, Russia) 2 Tuvan State University (Kyzyl, Russia)

TRENDS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TYVA REPUBLIC IN THE SHORT TERM

The article examines the dynamics of macroeconomic indicators of Tyva Republic, reflected in the forecast of socio-economic development for 2020 and the planning period until 2022. The tendencies of dynamic growth within 2018-2019 in the volume of housing construction, stable rates of increase in gross regional product, retail turnover, livestock, and at the same time a decrease in investment in fixed assets, industrial production, coal mining, stagnation in agriculture, a decrease in real income population are noted. The main parameters of the forecast are considered. A comparison is made with the growth rates of the main indicators of socio-economic development in Russia as a whole. It is concluded that the dynamics of socio-economic processes in Tuva will be characterized by moderate rates of development due to stagnation processes during the years of the crisis.

Keywords: growth rates, trends, dynamics of socio-economic processes, region, Tyva Republic.

Tables 3. References 7. P. 27-33.

1. Оценка исходного состояния социально-экономических процессов

в Республике Тыва В 2019-2020 гг. в экономике России и регионов наблюдаются стагнационные процессы. По мнению ряда экспертов, эта стагнация продлится «как минимум ещё два-три года» (Аганбегян, 2019, с. 4). В стране разработаны и реализуются приоритетные национальные проекты, призванные повысить темпы экономического роста, стабилизировать динамику улучшения показателей уровня и качества жизни населения.

В Республике Тыва в 2019 г. оборот организаций по всем видам экономической деятельности составил 59,7 млрд р. или 99,2 % к уровню 2018 г. в действующих ценах. Объём промышленного производства достиг 27,5 млрд р. с индексом промышленного производства 99,7 %, в добывающей промышленности — 94,3 %. Объём инвестиций в основной капитал за 2019 г. составил 9,8 млрд р., включая 4,8 млрд р. внебюджетных средств. Необходимо отметить, что с 2014 г. происходит снижение инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования. В среднем на одного жителя республики приходилось инвестиционных вложений за 5 лет 28,3 тыс. р., что в 3,0 раза ниже среднероссийского. Наибольший удельный вес в структуре инвестиций занимают инвестиции добывающих производств (31 %), при этом наблюдается снижение доли обрабатывающих производств с 3,7 до 1,2 %, что говорит об усилении сырьевой специализации экономики республики и снижении доли выпускаемой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Анализ структуры инвестиций и её динамики за последние 5-6 лет позволяет сделать вывод, что освоение инвестиционных вложений по видам деятельности республики не вполне соответствуют задачам её перспективного развития (Гончарова, Халин, 2019). Для реализации стратегических целей развития необходимо достичь значительного роста доли инвестиций в обрабатывающие производства, а также роста удельного веса сельского хозяйства, транспорта и связи, строительства, в том числе жилищного.

Таблица 1. Макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Тыва в 2018-2019 гг. (Социально-экономическое..., 2020)

Показатели 2018 г. 2018 г. в % к 2017 г. 2019 г. 2019 г. в % к 2018 г.

Валовой региональный продукт, млн р.* 62980,0 101,5 66290,0 101,5

Объём промышленного производства, млн р. 26476,3 98,3 26396,9 99,7

Добыча каменного угля, тыс. т 1766,4 98,5 1704,6 96,5

Инвестиции в основной капитал, млрд р. 10,5 97,5 9,8 93,3

Произв-во с.-х. продукции в хозяйствах всех категорий: скота и птицы на убой (в живом весе), тыс. т 22,2 98,0 21,5 96,9

молока, тыс. т 64,0 100,3 64,7 101,0

яиц, млн шт. 15,3 410,0 6,3 41,3

Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 93,1 92,1 108,8 116,9

Среднемес. зар. плата 1 работника: номинальная, р. 34836,8 114,5 38181,0 109,6

Численность официально зарегистрированных безработных на конец года, человек 4903 102,9 5050 103,0

Оборот розничной торговли, млн р. 23653,4 104,0 26217,1 107,0

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю), % х 103,8 х 103,3

Примечание. * — по оценке Министерства экономики Республики Тыва.

Объём валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличился с 6,065 млрд р. в 2018 г. до 6,301 млрд р. в 2019 г., то есть в сопоставимых ценах — рост на 0,7 %. Поголовье мелкого рогатого скота в республике достигло к концу 2019 г. 1 млн 180 тыс. голов с ростом к уровню 2018 г. на 4 %. Поголовье крупного рогатого скота (КРС) составило 170,6 тыс. голов с увеличением на 2 % к предыдущему году. Рост поголовья отмечается в основном в крестьянских фермерских хозяйствах, личных подсобных хозяйствах.

Сохранён достигнутый уровень объёма производства зерновых культур 2018 г., валовый сбор которых в 2019 г. — 14,8 тыс. т. Объём производства картофеля оценивается в 25 тыс. т, овощей — 3,3 тыс. т. Увеличение объёмов продукции растениеводства достигнуто за счёт оснащения сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой.

Общая площадь жилых помещений на начало 2019 г. составляет 4574,883 тыс. м2, в среднем на одного жителя приходится 13,5 м2 при среднероссийском значении 24,6 м2. За 2019 г. введено 108,8 тыс. м2 жилья. Планируется достичь показателей за счёт реализации федеральных и региональных программ обеспечения жильём молодых семей; обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

Среднемесячная заработная плата работников за 2019 г. оценивается в размере 38 181 р., с ростом к уровню предыдущего года на 9,6 %. Наряду с ростом оплаты труда ожидается рост размера дохода в среднем на душу населения: за 2019 г. показатель оценивается в размере 15 304 р., что на 4 % выше уровня 2018 г. (14 715,4 р.). Реальные располагаемые денежные доходы населения ожидаются на уровне 98,1 % (за 2018 г. — 97,9 %).

Для улучшения качества жизни населения и снижения бедности в республике в 2018-2019 гг. осуществлялись мероприятия республиканской комплексной программы по снижению бедности населения. Реализуются проекты для повышения уровня и качества жизни, занятости населения: губернаторские проекты «Дук», «Таёжное село», «Маршрут здоровья»; социальные проекты «Корова-кормилица», «Кыштаг для молодой семьи», «Чаа сорук», «Социальный картофель», «Социальный уголь»; региональные проекты «Шаги к благополучию», «В каждой семье — не менее одного ребёнка с высшим образованием», «Здоровое питание в Республике Тыва», «Финансово грамотная Тува».

Демография. В 2019 г. численность населения достигла 325,7 тыс. чел., т. е. увеличение естественного прироста населения до 12,2 на 1000 чел. населения против 11,4 в 2018 г. (рост на 7 %). Положительная динамика естественного прироста населения объясняется снижением смертности населения на 2,3 % и увеличением рождаемости на 3 %. Суммарный коэффициент рождаемости составил к концу 2019 г. 3,2 промилле, что позволило республике сохранить лидирующие позиции среди регионов России по естественному приросту населения.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, которая напрямую связана с уровнем смертности, имеет тенденцию к увеличению. В 2019 г. она составила 67,18 года, по сравнению с 66,5 за 2018 г. Росту продолжительности жизни способствовало обеспечение доступности качественной и эффективной медицинской помощи всем категориям граждан, снижение уровня заболеваемости и смертности, формирование навыков здорового образа жизни у всех категорий населения.

За 2019 г. общая численность безработных составила 18,5 тыс. чел., со снижением к уровню предыдущего года на 1,6 % (2018 г. — 18,8 тыс. чел.). Уровень общей безработицы составил 14,4 % против 14,8 % в 2018 г. На регистрируемом рынке труда республики следующая динамика: общая численность безработных, зарегистрированных в органах занятости, в среднем за 2019 г. составила 5050 чел., что превысило уровень 2018 г. на 3 %. Уровень регистрируемой безработицы оценивается в размере 3,9 %.

В 2019 г. продолжилась практика организации общественных работ для снижения напряжённости на рынке труда, временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поисках работы, в т. ч. занятие на временных работах несовершеннолетних и выпускников учебных заведений профессионального обучения. На временных и общественных работах до конца 2019 г. были заняты 6159 чел., что на 38,6 % ниже уровня 2018 г. Видами временных работ являлись благоустройство населённых пунктов, посадка рассады овощей для пришкольных участков, ремонт школьного инвентаря, помощь участникам войны и ветеранам труда. На постоянные рабочие места трудоустроены 4052 человека. Новым профессиям фер-

мер, охранник, машинист бульдозера, штукатур-маляр, парикмахер обучились 595 безработных граждан.

2. Параметры прогноза на 2020-2022 гг.

Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 г. и плановый период до 2022 г., утверждённый постановлением Правительства Республики Тыва № 519 от 31 октября 2019 г., разработан в трёх вариантах на основе основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. с учётом основных приоритетов, тенденций социально-экономического развития Республики Тыва за 2018 г. и ожидаемых итогов за 2019 г. (Прогноз..., 2019).

Консервативный сценарий (вариант 1) среднесрочного прогноза разрабатывается на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учётом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий.

Базовый сценарий (вариант 2) среднесрочного прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Данный сценарий характеризует развитие экономики в условиях реализации принятых дополнительных мер стимулирующего характера и предполагает активную государственную политику. Базовый сценарий (вариант 2) прогноза рекомендован для разработки параметров республиканского бюджета Республики Тыва.

Целевой сценарий (вариант 3) среднесрочного прогноза основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объёме достижение целей и задач стратегического планирования. Базируется на предположении о более позитивной экономической конъюнктуре, а также активизации инвестиционных процессов. Данный сценарий можно назвать оптимистическим. Данный вариант предполагает среднегодовое увеличение валового регионального продукта (далее — ВРП) Республики Тыва в прогнозном периоде на 2,3 % по сравнению с 2,1 % по базовому (табл. 2).

Таблица 2. Макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Тыва в сравнении с Российской Федерацией по базовому варианту

(в процентах к предыдущему году)*

Показатели Годы

2020 2021 2022

РФ РТ РФ РТ РФ РТ

Валовой региональный продукт 102,0 101,7 103,1 102,0 103,2 102,5

Промышленное производство 102,6 101,0 102,9 101,5 102,9 103,7

Продукция сельского хозяйства 101,5 102,5 101,8 102,6 101,9 103,0

Инвестиции в основной капитал 107,0 98,0 106,3 100,6 105,8 101,0

Оборот розничной торговли 102,1 101,4 102,5 103,2 102,6 103,8

Фонд оплаты труда 105,9 108,0 107,0 106,0 107,0 107,0

Реальные располагаемые денежные доходы 101,5 100,6 102,2 100,8 102,3 101,2

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) 103,8 103,8 104,0 104,0 104,0 104,0

Примечание. * — данные Министерства экономики Республики Тыва.

К 2022 г. целевыми ориентирами достижения основных параметров прогноза социально-экономического развития Тувы в рамках реализации государственных программ и привлечения частных инвестиций в экономику республики выбраны:

- стабильный экономический рост, включая сохранение бюджетной устойчивости в долгосрочном периоде, повышение эффективности социальных расходов и инвестиций;

- снижение напряжённости на рынке труда, создание условий самозанятости;

- поддержка предпринимательских инициатив, приводящих к увеличению объёма частных инвестиций;

- создание условий для стимулирования спроса на продукцию товаропроизводителей региона, способствующих продовольственной безопасности республики и повышению конкурентоспособности.

Прогноз инфляции на конец 2020 г. составляет 3,8 %. В дальнейшем инфляция будет сохраняться не более 4 %.

В структуре валового регионального продукта Республики Тыва основными видами экономической деятельности являются: образование — 11,5 %, здравоохранение — 11,1 %, строительство — 6,0 %, добывающая промышленность — 24,1 %, оптовая и розничная торговля — 8,5 %, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 5,7 %, транспорт и связь — 3,9 %.

Объём ВРП Республики Тыва по последним статистическим данным за 2017 г. составил 59,1 млрд р. с приростом на 6,3 млрд р. Индекс объёма ВРП относительно предыдущего года — 101,3 % (по России — 101,6 %, СФО — 102,3 %). По темпам прироста ВРП Республика Тыва занимает 6 место среди субъектов СФО. Несмотря на положительный темп прироста объёма ВРП, по показателю ВРП на душу населения Республика Тыва отстаёт от среднероссийских показателей. По Республике Тыва ВРП на душу населения составляет 184,6 тыс. р. при среднероссийском показателе 510 тыс. р., среднесибирском — 401,8 тыс. р.

Доля прибыли экономики в ВРП Республики Тыва составляет 37,6 %, оплата труда и налоги — 62 %. Увеличение доли валовой прибыли экономики в структуре ВРП — это основная задача на прогнозный период. По итогам 2019 г., темп роста ВРП прогнозируется на уровне 1,5 % в сопоставимых ценах, с учётом начала реализации национальных проектов.

В среднесрочной перспективе ожидается выход экономической динамики на более высокую траекторию, основным фактором является эффективная реализация национальных проектов, охватывающих ключевые направления социально -экономического развития, а также утверждение Правительством Российской Федерации Индивидуального плана социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2024 года (табл. 3; см. табл. 2). К 2022 г. объём ВРП прогнозируется в 75-77 млрд р. с ростом на 4,2-7,9 % в сопоставимых ценах.

Таблица 3. Прогнозные показатели социально экономического развития Республики Тыва на 2020 г. и на плановый период 2021-2022 гг. по базовому варианту*

№ Показатели Годы

2020 2021 2022

1 Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, тыс. р. 33 215 000 33 662 000 34 166 000

2 Объём производства продукции сельского хозяйства, тыс. р. 6 545 000 6 808 000 7 044 000

3 Объём ввода жилья, м2 125000 129000 133000

4 Фонд заработной платы, тыс. р. 35 100 002 37 200 000 39 432 001

5 Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства, чел. 16 111 17 174 18 535

6 Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, чел. 4 900 4 700 4 400

Примечание. * — данные Министерства экономики Республики Тыва.

В среднесрочной перспективе в структуре промышленного производства не ожидается существенных изменений. Рост промышленного производства предполагается преимущественно за счёт развития горнодобывающей отрасли. Основной вклад внесут угледобывающие компании ООО Угольная компания «Межегейуголь» — Ме-жегейское месторождение каменного угля и ООО «Тувинская горнорудная компа-

ния» — Каа-Хемское и Чаданское угольные месторождения. Объём добычи угля в республике возрастёт до 2000 тыс. т с ростом к уровню 2018 г. на 13,2 %.

В обрабатывающих отраслях промышленности положительные темпы роста ожидаются в отрасли пищевой перерабатывающей промышленности. В период 20192022 годов в базовом варианте развития экономики Республики Тыва темпы прироста промышленного производства составят ежегодно в среднем 102,1 %. В прогнозном периоде предусматривается модернизация и увеличение мощностей действующих цехов по переработке молока, модернизация убойных цехов, реконструкция и модернизация цеха по производству муки, реконструкция цеха по переработке дикоросов и создание заготовительных пунктов по приёму продукции леса, а также строительство мясокомбината и мини-завода мясокостной муки.

Предусматривается рост валовой продукции сельского хозяйства вследствие увеличения поголовья скота и развития растениеводства. В 2019 г. продукция отрасли составила 6301 млн р. (индекс физического объёма 100,7 %). К концу 2022 г. валовая продукция сельского хозяйства достигнет уровня 6818 млн р. по консервативному варианту (105,3 % к 2018 г.), по базовому варианту — 7044 млн р. (рост соответственно — 109,1 %), по целевому варианту — 7467 млн р. (рост на 114,9 %).

Предполагаемый объём инвестиций составит к 2022 г. 10,1-11,5 млрд р. по вариантам. В прогнозе не предусматривается динамичный рост объёма инвестиций в основной капитал, поскольку действие факторов сдерживания объёмов инвестиций будет продолжаться в 2020-2022 гг. в наиболее оптимистичном целевом варианте предполагается рост на 4,2 % к уровню 2018 г., по консервативному и базовому вариантам предполагается стагнация объёма инвестиций в сопоставимых ценах, то есть рост не выше уровня инфляции. Это ставит под сомнение достижение целевых параметров Стратегии развития республики до 2030 г. (Балакина, 2019, с. 26). Также в прогнозе заложен рост показателей динамики инвестиций в Туве ниже, чем по России, что усилит отставание среднедушевых инвестиций, которое и так значительно (Балакина, Бегзи, 2016, с. 197-198).

В среднесрочном периоде прогнозируется сохранение положительной динамики основных показателей, характеризующих уровень жизни населения. Среднемесячная заработная плата по республике к 2020 г. возрастёт на 6,0 % и составит 40959,4 р. по базовому варианту, по консервативному варианту рост составит 5,2 %. Среднемесячный доход от трудовой деятельности в 2020 г. достигнет 32 633 р. (рост на 2,7 %). Прогнозируется умеренный рост реальных располагаемых денежных доходов населения к 2022 г. на 101,2-101,3 % по базовому и целевому вариантам вследствие роста среднемесячной заработной платы в отраслях бюджетной сферы, доходов от предпринимательской деятельности, социальных выплат. Доля бедного населения в 2020 г. снизится до 34 % или 111,4 тыс. чел., или ниже на 6,5 процентных пункта уровня 2019 г.

В 2020 г. численность безработных граждан (по методологии МОТ) оценивается в 17,5 тыс. чел. по базовому сценарию. К 2022 г. показатель по отношению к 2018 г. снизится на 18,6 % по базовому варианту (до 15,3 тыс. чел.), на 19,2 % по целевому сценарию. Уровень общей безработицы составит 13,6 % в 2020 г., к 2022 г. показатель снизится на 3,1 процентных пункта к уровню 2018 г. и составит 11,7 % (по базовому сценарию).

В 2018 г. ожидаемая продолжительность жизни населения республики достигла 66,54 лет (по России в 2018 г. — 72,93 года). Ожидаемая продолжительность жизни на 2019 г. — 67,18 лет, к 2022 г. планируется достичь прогнозного значения показателя 69,54 лет по базовому варианту.

Итак, можно констатировать, что в республике продолжается переход к социальному типу устойчивого развития (Ойдуп, Балакина, 2013, с. 12), при котором предусматриваются снижение уровня безработицы и бедности, развитие отраслей реального сектора экономики. Прогноз до 2022 г., анализируемый в данной статье, скорее можно назвать прогнозом «выживания в кризис», при этом будут формироваться

условия для выхода Тувы на траекторию динамичного экономического роста, решения социальных проблем. В 2020-2022 гг. предполагается начать реализацию крупных инвестиционных проектов, Индивидуального плана социально-экономического развития Республики Тыва в 2020-2024 гг.

Выводы

1. Социально-экономическое положение Республики Тыва в 2018-2019 гг. характеризуется следующими тенденциями: динамичным ростом объёмов жилищного строительства, стабильными темпами увеличения валового регионального продукта, розничного товарооборота, поголовья скота, и вместе с тем снижением объёма инвестиций в основной капитал, промышленного производства, добычи угля, стагнационными явлениями в сельском хозяйстве, снижением уровня реальных доходов населения.

2. В 2020-2022 гг. для динамики социально-экономических процессов в Туве будут характерны умеренные темпы развития, что обусловлено стагнационными процессами в годы кризиса. Предполагается среднегодовое увеличение валового регионального продукта Тувы в прогнозном периоде на 2,1 %, умеренный рост объёмов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, увеличение ввода жилья более чем на 22 % при стагнации объёма инвестиций в основной капитал. В социальной сфере предусматривается повышение уровня жизни населения: рост реальных доходов населения, продолжительности жизни, потребительского спроса, снижение уровня безработицы.

3. Экономика Тувы, как и России в целом, находится в стагнации, что отражено в параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 г. и плановый период до 2022 г. Пандемия новой коронавирусной инфекции определяет пролонгацию тенденций замедления социально-экономических процессов.

4. В прогнозе отмечается возможность более динамичного развития республики вследствие реализации Индивидуального плана развития Республики Тыва в 2020-2024 гг., однако в расчёте прогнозных показателей данное обстоятельство отражено слабо.

ЛИТЕРАТУРА

Аганбегян А.Г. Что могут сделать регионы для преодоления стагнации и возобновления значимого социально-экономического роста // Регион: экономика и социология. - 2019. -№ 4 (104). - С. 3-23.

Балакина Г.Ф. Стратегические направления развития Республики Тыва в перспективе до 2030 года // Природные ресурсы, среда и общество: Электрон. науч. журн. [Электрон. ресурс]. -2019. - Вып. 2. - С. 25-32. - Режим доступа: http://tikopr-iournal.ru/, свободный. Балакина Г.Ф., Бегзи А.Д. Экономика Тувы: возможные стратегии развития / Отв. ред. докт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экон. наук Ю.Г. Полулях. - Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2016. - 380 с. Гончарова Н.А., Халин В.И. Философия инвестиционного подхода // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 5 (106). - С. 656-660. Ойдуп Т.М., Балакина Г.Ф. Социальный тип устойчивого развития региона // Вестн. Крас-

ГАУ. - 2013. - № 11. - С. 11-16. Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 г. и плановый период до 2022 г. [Электрон. ресурс]. - 2019. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/561626310, свободный. Социально-экономическое положение Республики Тыва в 2019 году [Электрон. ресурс]. - Кызыл: Красноярскстат, 2020. - Режим доступа: http://web.krasstat.gks.ru/doklad/Tuva/12/dok.htm, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.