Научная статья на тему 'Социально-экономический портрет населения через призму качества жизни: по итогам социологического исследования в Республике Татарстан'

Социально-экономический портрет населения через призму качества жизни: по итогам социологического исследования в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / НАСЕЛЕНИЕ / ВОЗМОЖНОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ / ЭКОНОМИЯ / ПИТАНИЕ / ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / SOCIAL AND ECONOMIC PORTRAIT / QUALITY OF LIFE / POPULATION / OPPORTUNITIES / LIFE DIFFICULTIES / SAVINGS / NUTRITION / HOUSING CONDITIONS / PAID SERVICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махиянова Алина Владимировна, Мавлюдов Альберт Асхадович

В статье представлены результаты авторского социологического исследования, проведенного в 2016 г. в Республике Татарстан, которые демонстрируют оценку населением своих возможностей питаться, одеваться, проводить свободное время и отдыхать в период отпуска. Произведена детализация показателей относительно жилищных условий респондентов. Изучены жизненные обстоятельства, которые осложняют жизнь семей и служат препятствием для улучшения их качества жизни в целом. Проанализированы виды платных услуг, которыми респонденты и члены их семей пользовались в течение последних трех лет. Составлен перечень продуктов, которые подлежат экономии. Представлены оценка респондентами степени личного воздействия, а также влияния внешних обстоятельств на возможности обновлять свой гардероб и улучшать свои жилищные условия. На основе совокупности полученных данных по различным параметрам качества жизни построен социально-экономический портрет населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social and economic portrait of the population through the prism of the quality of life: according to the results of a sociological survey in the Republic of Tatarstan

The article presents the results of the authors’ sociological research conducted in 2016 in the Republic of Tatarstan, which demonstrate the population’s assessment of its ability to eat, dress, spend leisure time, and relax during the holiday. The paper describes the housing conditions of the respondents in detail, examines the circumstances that makes the life of families difficult and serve as an obstacle to improving their quality of life in whole. Besides, it analyzes the types of paid services that respondents and their family members have used during the last three years. A list of the food basket that is subject to savings is drawn up as well. Moreover, the study provides the respondents’ assessment of their forces and capabilities, as well as the influence of external circumstances on the ability to update their wardrobe, improve their housing conditions. Based on the data obtained according to various parameters of the quality of life, the social and economic portrait of the population is built.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический портрет населения через призму качества жизни: по итогам социологического исследования в Республике Татарстан»

УДК 303.1:316.342.6(470.41)

https://doi.org/10.24158/spp.2017.7.1

Махиянова Алина Владимировна

доктор социологических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент» Казанского государственного энергетического университета, ведущий научный сотрудник

Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

Мавлюдов Альберт Асхадович

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Философия и история науки» Казанского национального исследовательского технологического университета, старший научный сотрудник

Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ: ПО ИТОГАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Makhiyanova Alina Vladimirovna

D.Phil. in Social Science, Assistant Professor, Management Department, Kazan State Power Engineering University, Leading Research Associate, Center of Advanced Economic Research in the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

Mavlyudov Albert Askhadovich

PhD, Assistant Professor, Philosophy and History of Science Department, Kazan National Research Technological University, Senior Research Associate, Center of Advanced Economic Research in the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

THE SOCIAL AND ECONOMIC PORTRAIT OF THE POPULATION THROUGH THE PRISM OF THE QUALITY OF LIFE: ACCORDING TO THE RESULTS OF A SOCIOLOGICAL SURVEY IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Аннотация:

В статье представлены результаты авторского социологического исследования, проведенного в 2016 г. в Республике Татарстан, которые демонстрируют оценку населением своих возможностей питаться, одеваться, проводить свободное время и отдыхать в период отпуска. Произведена детализация показателей относительно жилищных условий респондентов. Изучены жизненные обстоятельства, которые осложняют жизнь семей и служат препятствием для улучшения их качества жизни в целом. Проанализированы виды платных услуг, которыми респонденты и члены их семей пользовались в течение последних трех лет. Составлен перечень продуктов, которые подлежат экономии. Представлены оценка респондентами степени личного воздействия, а также влияния внешних обстоятельств на возможности обновлять свой гардероб и улучшать свои жилищные условия. На основе совокупности полученных данных по различным параметрам качества жизни построен социально-экономический портрет населения.

Ключевые слова:

социально-экономический портрет, качество жизни, население, возможности, жизненные трудности, экономия, питание, жилищные условия, платные услуги.

Summary:

The article presents the results of the authors' sociological research conducted in 2016 in the Republic of Tatarstan, which demonstrate the population's assessment of its ability to eat, dress, spend leisure time, and relax during the holiday. The paper describes the housing conditions of the respondents in detail, examines the circumstances that makes the life of families difficult and serve as an obstacle to improving their quality of life in whole. Besides, it analyzes the types of paid services that respondents and their family members have used during the last three years. A list of the food basket that is subject to savings is drawn up as well. Moreover, the study provides the respondents' assessment of their forces and capabilities, as well as the influence of external circumstances on the ability to update their wardrobe, improve their housing conditions. Based on the data obtained according to various parameters of the quality of life, the social and economic portrait of the population is built.

Keywords:

social and economic portrait, quality of life, population, opportunities, life difficulties, savings, nutrition, housing conditions, paid services.

Качество жизни представляет собой достаточно широкое понятие. Для его характеристики используются разнообразные показатели: жилищные условия, качество питания, возможности одеваться, отдыхать в период отпуска, организация свободного времени и досуга, а также достаточно широкий спектр платных услуг, которыми может воспользоваться респондент [1].

В 2016 г. было проведено авторское социологическое исследование, основная цель которого заключалась в составлении социально-экономического портрета населения. Сбор эмпирической информации осуществлялся посредством анкетирования с использованием целевой вы-

борки, объем которой составил 700 респондентов. Использовалась квотная выборка, при формировании которой была произведена разбивка генеральной совокупности на квоты по полу, возрасту, району проживания респондента [2, с. 230-231; 3, с. 193-194].

В качестве вводного участникам опроса был задан вопрос о жизненных обстоятельствах, которые в настоящее время больше всего осложняют жизнь их семей (рис. 1). Ответы на него призваны раскрыть специфику жизни населения.

невозможность дать детям хорошее образование

плохое жилье

бытовые трудности

безысходность, отсутствие перспектив

плохое здоровье, трудности с лечением

недостаток свободного времени

опасения потерять работу

усталость, переутомление

низкие доходы, нехватка денег

5,2% 7,1% 12,3% 14,9% 14,9% 16,2% 18,2%

27,9%

59,7%

0% 20% 40% 60% 80% Рисунок 1 - Обстоятельства, которые осложняют жизнь респондентов

В ответах большинства респондентов прозвучали такие факторы, как нехватка денег и низкие доходы (59,7 %), 27,9 % пожаловались на переутомление и усталость. На плохое здоровье, трудности с лечением, а также безысходность и отсутствие перспектив посетовали по 14,9 % респондентов. Недостаток свободного времени отягчает жизнь 16,2 %, тогда как опасения потерять работу свойственны 18,2 % опрошенных. Бытовые трудности осложняют жизнь 12,3 % респондентов. Переживают невозможность дать детям хорошее образование 5,2 % опрошенных, плохими жилищными условиями обеспокоены 7,1 % респондентов.

Респондентам было предложено рассказать, какими видами платных услуг они и члены их семей пользовались в течение последних трех лет, расходуя на это только собственные денежные средства (рис. 2).

туристические или образовательные поездки за рубеж одного из членов семьи

платные оздоровительные услуги для детей

платные оздоровительные услуги для взрослых

платные образовательные услуги для детей

строительство или покупка жилья

не пользовались ничем из вышеперечисленного

платные образовательные услуги для взрослых

платные медицинские услуги

4,5% 6,5%

11,2% 12,3% 14,3%

21,4%

31,1% 31,3%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% Рисунок 2 - Виды платных услуг, которыми пользовались респонденты

или члены их семей

Выяснено, что каждый третий участник опроса пользовался платными медицинскими услугами (31,3 %). Чуть меньшее количество опрошенных отметили, что оплачивали платные образовательные услуги для взрослых, куда входят курсы повышения квалификации или переквалификации, занятия с репетиторами, обучение в вузе (31,1 %).

Такие варианты, как строительство или покупка жилья, платные оздоровительные услуги для взрослых, включая санатории и дома отдыха, отметили 14,3 и 11,2 % респондентов. Что касается оплаты оздоровительных процедур для детей, то здесь довольно низкие показатели (6,5 %). Обучение в платных детских образовательных организациях и другие услуги для детей (детские сады, занятия с репетиторами, музыкальную школу, кружки и секции) оплачивали 12,3 % опрошенных.

Наименьшее количество респондентов признались, что члены их семьи совершали туристические или образовательные поездки за рубеж (4,5 %). Каждый пятый высказался, что ни одним из вышеперечисленных видов платных услуг он не воспользовался (21,4 %).

В ходе опроса респондентам было предложено оценить их возможности питаться, одеваться, проводить досуг и отдыхать в период отпуска, а также жилищные условия по шкале от 1 до 3 баллов, где 1 означает «плохо», 2 - «средне», 3 - «хорошо» (рис. 3).

Рисунок 3 - Оценка респондентами основных параметров качества жизни

Согласно полученным данным, возможность хорошо питаться имеют 44,2 % респондентов, 7,1 % оценивают свое питание как плохое. Остальные считают, что их питание можно назвать средним (48,7 %). Возможность хорошо одеваться есть почти у каждого пятого (21,4 %), в то время как 27,5 % респондентов оценили ее как плохую. Большая часть опрошенных оценивает возможность покупать новую одежду на среднем уровне. Хорошо проводить свободное время и отдыхать в период отпуска могут позволить себе 16 и 12,1 % респондентов. Большинство опрошенных поставили средние оценки данным показателям качества жизни (57,8 и 41,6 % соответственно). Плохие условия для организации отдыха и свободного времени имеют 36,4 и 16,2 % респондентов. Каждый второй участник опроса оценил свои жилищные условия как удовлетворительные (50,6 %), оценку «плохо» поставил каждый третий (34,4 %), а каждый десятый считает их хорошими (14,9 %).

Несмотря на то что возможность хорошо питаться по сравнению с другими компонентами качества жизни оценивалась достаточно высоко, детализация этого аспекта жизни респондентов показала следующую картину.

Более половины опрошенных признались, что им приходится экономить на продуктах питания (59,1 %). Если подробнее остановиться на перечне продуктов, на которых большинству приходится экономить, то среди них лидируют рыбные и мясные изделия, а также готовая продукция в виде салатов и выпечки (по 36,4 %) (рис. 4). Далее в списке экономии значатся колбасы и полуфабрикаты (28,6 и 23,4 % соответственно). Каждому пятому опрошенному приходится отказываться от покупки фруктов и кондитерских изделий (22,1 и 17,5 % соответственно). Если на молочной продукции экономят только 9,1 %, то на сливочном масле и сырах - в два раза больше респондентов, 14,3 % от общего числа опрошенных. Можно сделать вывод, что участники опроса практически не отказываются от хлебобулочных изделий, круп и макарон, так как экономят на

данных продуктах только 1 и 1,3 % респондентов. В том, что вынуждены экономить на алкоголе, сознались 31,8 % опрошенных.

хлебобулочные изделия -|<уо крупы, макароны 13% молочная продукция сливочное масло, сыры кондитерские товары фрукты, овощи полуфабрикаты колбаса

9,1%

14,3%

17,5%

22,1% 23,4%

28,6%

алкоголь

31,8%

готовая продукция мясо, рыба

36,4% 36,4%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% Рисунок 4 - Рейтинг продуктов, на которых население экономит

Следующий блок вопросов касался оценок респондентами степени личного воздействия, а также влияния внешних обстоятельств на рассмотренные параметры качества жизни. В частности, каждый второй опрошенный считает, что возможность покупать определенные продукты питания зависит в равной мере от них самих и внешних обстоятельств (51,9 %). Полностью возлагают ответственность на внешние обстоятельства 20,8 %, в то время как полагаются только на себя 27,3 % респондентов.

Детализация такого компонента качества жизни, как жилищные условия, показала следующую картину. Каждый пятый опрошенный проживает на съемной квартире (22,1 %), каждый десятый - в общежитии или в служебном жилье (13,6 %). Для меньшей части респондентов местом проживания является одно- или двухкомнатная квартира (8,4 и 10,4 % соответственно). В коммунальной квартире живут 5,8 % участников опроса.

На возможность улучшить свои жилищные условия, по мнению 58,4 % опрошенных, влияют как внешние обстоятельства, так и их личные усилия. Ответственность только на себя возлагает каждый четвертый (24 %), а на внешние обстоятельства - каждый пятый респондент (17,5 %) (рис. 5).

Рисунок 5 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы полагаете, Ваша возможность улучшить свои жилищные условия зависит от Вас или от внешних обстоятельств (других людей, руководства и т. п.)?»

Большинство опрошенных отметили, что временами они вынуждены откладывать покупку необходимой одежды (44,8 %). Редко сталкивалась с такой проблемой треть респондентов (31,2 %). Достаточно часто откладывают покупку новой одежды, даже если нуждаются в ней, 14,3 % опрошенных. Остальные 8,4 % признались, что всегда откладывают покупку одежды даже при острой необходимости, так как у них не хватает денег (рис. 6).

от внешних обстоятельств 17,5%

в равной мере от меня и внешних обстоятельств

58,4%

редко

время от времени

достаточно часто

всегда

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50% Рисунок 6 - Распределение ответов респондентов на вопрос, насколько часто они откладывают покупку необходимой одежды

Каждый второй участник опроса считает, что возможность обновлять свой гардероб в равной мере зависит от него самого и внешних обстоятельств (50,6 %). Соотношение тех, кто возлагает ответственность за наличие данной возможности только на себя, и обвиняющих внешние обстоятельства составляет 29,9 к 17,5 % соответственно.

Проведенный анализ позволил выявить несколько характеристик социально-экономического портрета населения. Нехватка денег и низкие доходы являются ведущими факторами, отягчающими жизнь населения. Такие проблемы, как переутомление и усталость, плохое здоровье, безысходность, страх потерять работу и недостаток свободного времени, имеют место, но не выходят по количеству выборов в число приоритетных.

Среди платных услуг наибольшим спросом пользуются медицинские и образовательные услуги для взрослых, к которым прибегала треть респондентов. Только каждый десятый респондент может воспользоваться оздоровительными услугами для взрослых в санаториях, домах отдыха, образовательными услугами для детей. При этом каждый пятый признался, что не пользуется платными услугами.

В оценках возможностей питаться, одеваться, проводить досуг, отдыхать в период отпуска, а также жилищных условий лидировали средние значения. Однако более трети населения считают свои жилищные условия, возможности одеваться и проводить свободное время плохими. Меньше негативных ответов присутствует при оценке параметров отдыха в период отпуска и возможности питаться.

В списке продуктов, подлежащих экономии, лидируют рыбные и мясные изделия, готовая продукция в виде салатов и выпечки, алкоголь. Для каждого пятого респондента в список деликатесов попадают колбасы и полуфабрикаты, фрукты и кондитерские изделия.

Треть опрошенных имеет плохие жилищные условия, так как проживает либо на съемной квартире, либо в общежитии или в служебном жилье. Практически половина респондентов вынуждена откладывать покупку необходимой одежды.

По всем представленным параметрам качества жизни респондентам предлагалось не только произвести оценку их состояния, но и определить соотношение между влиянием внешних обстоятельств и их собственной ролью в сложившейся ситуации. Практически по всем представленным параметрам лидировало мнение о равном воздействии внешних обстоятельств и собственных действий. Численность опрошенных, считающих, что возможности обновлять свой гардероб, улучшать свои жилищные условия и покупать определенные продукты зависят только от них, незначительна, но превышает количество тех, кто возлагает ответственность лишь на внешние обстоятельства.

Ссылки:

1. Николаев Н.И. Качество жизни населения как научная категория наук об обществе и человеке // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2009. Т. 1, № 21. С. 157-160 ; Sirgy M.J., Meadow H.L., Samli A.C. Past, Present and Future: An Overview of Quality of Life Research in Marketing // Quality-of-Life Research / ed. by M.J. Sirgy, A.C. Samli. Westport (Connecticut), 1995. P. 335-364.

2. Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. 4-е изд., стер. М., 2006. 480 с.

3. Терещенко О.В. Выборка квотная // Социология : энциклопедия / сост. А.А. Грицанов [и др.]. Минск, 2003. 1312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.