Научная статья на тему 'Социальный портрет населения: сравнительный анализ высокодоходных и низкодоходных групп'

Социальный портрет населения: сравнительный анализ высокодоходных и низкодоходных групп Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
637
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ НАСЕЛЕНИЯ / ИНДЕКСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / УРОВЕНЬ ДОХОДА / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ / SOCIAL PORTRAIT OF THE POPULATION / INDEXES OF ECONOMIC ACTIVITY / LEVEL OF INCOME / FINANCIAL STATUS / ASSESSMENT OF THE ECONOMIC SITUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махиянова А.В.

В статье представлена авторская методика составления социального портрета населения, приводятся материалы прикладного социологического исследования, демонстрирующие ее апробацию. Исследование было проведено в сельских населенных пунктах и городах Республики Татарстан (за исключением Казани). Объем выборочной совокупности составил 1400 человек (по 700 респондентов из сельской и городской местности). В опросе приняли участие жители в возрасте старше 18 лет. Результаты опроса показывают оценку потребительских настроений, текущего состояния экономики и потребительские ожидания двух полярных по уровню дохода групп. Проводится сравнительный анализ показателей индексов экономической активности, оценок уровня жизни своей семьи, материального положения и экономики Республики в целом. Раскрываются тенденции, характеризующие трудовое поведение, мобильность трудовых ресурсов и оценку ситуации с занятостью и безработицей у респондентов в зависимости от уровня их дохода. Производится детальная оценка различных факторов, влияющих на индекс мобильности трудовых ресурсов, который демонстрирует степень уверенности в ситуации с занятостью и в возможности реализовать свой трудовой потенциал. Раскрывается мнение респондентов относительно обстоятельств своей жизни, перспектив развития Республики. Показана степень готовности населения возложить на себя ответственность за основные параметры своей жизни (и жизни района), а также готовности к принятию решений в зависимости от принадлежности к той или иной доходной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social portrait of population. The comparative analysis of highly-profitable and low-profit groups

The article provides the author ’s method in making social portrait of population, presents the materials of applied sociological research which demonstrates its approbation. The research was carried out in rural settlements and towns of the Republic of Tatarstan (excluding the city of Kazan). The study population was 1400 people (700 for rural and 700 for town areas). All the participants were more than 18. The results show an assessment of consumer sentiment, current state of economy and consumer expectancies of two polar groups according to the profit. The author has carried out the comparative analysis of economic activities ’ indices, family ’s life level ’s assessments and economic condition in the republic in general. The author has exposed tendencies, which characterize labor behavior, mobility of labor resources and situation assessment with employment and unemployment of focus group according to their level of income. The article evaluates in details different factors, which influence an index of labor resources mobility and demonstrates situation stability of employment and ability to realize one ’s labor potential. The paper exposes opinion of respondents concerning their assessment of their life circumstances and the republic ’s development perspectives in future. The paper shows the population s readiness to take a responsibility over the main features of their lives (districts ’ life) and also readiness to make a decision according to belonging to this or that income group.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет населения: сравнительный анализ высокодоходных и низкодоходных групп»

А.В. Махиянова, доктор социол. наук, доцент, кафедра менеджмента, Казанский государственный энергетический университет, ведущий научный сотрудник Центра перспективных экономических исследований АН РТ, г. Казань, Россия, socavm@rambler.ru

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ НАСЕЛЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫСОКОДОХОДНЫХ И НИЗКОДОХОДНЫХ ГРУПП

В статье представлена авторская методика составления социального портрета населения, приводятся материалы прикладного социологического исследования, демонстрирующие ее апробацию. Исследование было проведено в сельских населенных пунктах и городах Республики Татарстан (за исключением Казани). Объем выборочной совокупности составил 1400 человек (по 700 респондентов из сельской и городской местности). В опросе приняли участие жители в возрасте старше 18 лет. Результаты опроса показывают оценку потребительских настроений, текущего состояния экономики и потребительские ожидания двух полярных по уровню дохода групп. Проводится сравнительный анализ показателей индексов экономической активности, оценок уровня жизни своей семьи, материального положения и экономики Республики в целом. Раскрываются тенденции, характеризующие трудовое поведение, мобильность трудовых ресурсов и оценку ситуации с занятостью и безработицей у респондентов в зависимости от уровня их дохода. Производится детальная оценка различных факторов, влияющих на индекс мобильности трудовых ресурсов, который демонстрирует степень уверенности в ситуации с занятостью и в возможности реализовать свой трудовой потенциал. Раскрывается мнение респондентов относительно обстоятельств своей жизни, перспектив развития Республики. Показана степень готовности населения возложить на себя ответственность за основные параметры своей жизни (и жизни района), а также готовности к принятию решений в зависимости от принадлежности к той или иной доходной группе.

Ключевые слова: социальный портрет населения, индексы экономической активности, уровень дохода, материальное положение, оценка экономической ситуации.

Изучение социального портрета населения подразумевает использование ряда индикаторов, необходимых для эмпирического измерения. Выбор данных индикаторов зависит от исследовательских задач. Например, если изучается портрет каких-либо демографических групп, в центр анализа ставятся жизненные планы, оценка условий проживания, досуг и ценностные ориентации, а также характеристика разнообразных проблем, свойственных той или иной социальной группе (пенсионеры, молодежь и т.д.)1. Если исследуется социально-профес-

сиональная группа (врачи, учителя, студенты и пр.), то в качестве измерителей выступают условия профессиональной деятельности, представления о модусах ролевого поведения, отношение к профессии, оценка профессионального статуса, мотивация труда и пр.2

В исследовательском поле социальный портрет населения представлен также в качестве ценностно-нормативной системы (приоритетные модели поведения, идеалы и жизненные стратегии)3 или совокупности разнообразных социально-экономических

показателей (оценка условий жизни, матери- номических показателей. Впервые он был

ального благосостояния, социальное само- использован в США в 1946 году для ответа

чувствие, удовлетворенность жизнью)4. на практический вопрос - будет ли амери-

Авторская методика построения соци- канский потребитель тратить сбережения,

ального портрета населения основана на синтезе исследования характера социального расслоения населения и определения индексов социально-экономической активности. Эмпирическая апробация была осуществлена посредством прикладного социологического исследования, проведенного в ноябре-декабре 2015 года в более чем 80 населенных пунктах Республики Татарстан. Объем выборочной совокупности составил 1400 человек (по 700 респондентов из сельской и городской местности). В опросе приняли участие жители в возрасте старше 18 лет. Использовалась квотная выборка, основные пропорции которой соответствовали социально-демографическим показателям населения, проживающего в данных видах населенных пунктов5. Из общего объема опрошенных были отобраны две целевые группы. К первой отнесены респонденты, у которых личный ежемесячный доход не превышал 10000 рублей. Вторую составили респонденты с доходом свыше 50000 рублей в месяц. Численность каждой группы - 230 человек.

При составлении социального портрета населения проводилось измерение экономической активности населения на основе следующих индексов: потребительские настроения, текущее состояние экономики, потребительские ожидания, потребительская активность, самостоятельность-самоценность и мобильность трудовых ресурсов6.

Методика расчета основана на вычислении среднего арифметического значения из частных индексов. Частные индексы строятся по следующей процедуре: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить появление отрицательных величин. Индекс потребительских настроений относится к числу макроэко-

Индекс потребительских настроений у представителей низкодоходной группы составил 119,1 пункта, тогда как в высокодоходной - 139,8 пункта. Полученные результаты позволяют говорить о том, что у населения с высоким

уровнем дохода доминируют оптимистические прогнозы на будущее относительно как уровня жизни, так и экономики в целом.

накопленные во время второй мировой войны. В дальнейшем выяснилось, что индекс потребительских настроений может помочь получить ответ и на более общий вопрос: об уровне оптимизма в отношении экономического и социального развития в целом. Кроме того, опыт использования этого показателя свидетельствует, что данный индекс обладает значительным прогнозным потенциалом.

Индекс потребительских настроений рассчитывается на основе распределения ответов респондентов на пять вопросов, касающихся текущего материального положения семей и ожидания его изменения, перспектив развития экономики в целом и ситуации на потребительском рынке. Согласно полученным результатам, индекс потребительских настроений у представителей низкодоходной группы составил 119,1 пункта, тогда как в высокодоходной - 139,8 пункта. Полученные результаты позволяют говорить о том, что у населения с высоким уровнем дохода доминируют оптимистические прогнозы на будущее относительно как уровня жизни, так и экономики в целом. При этом респонденты вне зависимости от уровня своего дохода выше оценивают общее состояние экономики, чем личное материальное положение и возможности. Респонденты с высоким доходом имеют более позитивный настрой в отношении своих потребительских возможностей в плане крупных покупок для дома.

Индекс мобильности трудовых ресурсов характеризует оценку жителями возможностей, существующих в регионе, для реализации своего трудового потенциала. Он указывает на возможность роста (уменьшения) безработицы в регионе, а также на возможность внутренней миграции тру-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

риант «определенно уезжать» выбрал каждый десятый респондент вне зависимости от его принадлежности к доходной группе (9 и 12,1%), тогда как на варианте «определенно оставаться» остановил свой выбор каждый второй из высокодоходной и только каждый третий участник опроса из низкодоходной группы (51,5 и 37,3%). Нейтральную позицию выбрал каждый второй опрошенный с низким и каждый третий опрошенный с высоким уровнем дохода (53,7 и 36,4%). В целом индекс мобильности трудовых ресурсов в обеих анализируемых группах оказался схожим (123,0 к 123,8 пункта), что свидетельствует о том, что население вне зависимости от уровня дохода готово реализовать свой трудовой потенциал в пределах — Республики.

Индекс самостоятельности-самоценности демонстрирует готовность населения возложить на себя ответственность за основные параметры своей жизни (и жизни региона), отражает степень повседневной и хозяйственной самостоятельности. Со-ким уровнем дохода. гласно полученным дан-

Разница присутствовала и при отве- ным, индекс в обеих группах имеет среднее те на вопрос: «Стоит ли оставаться жить значение (100,3 и 102,8 пункта). Это свиде-и работать в нашей Республике или луч- тельствует о том, что в каждой из рассматри-ше уехать в другой регион России?». Ва- ваемых групп присутствует деление на две

довых ресурсов. В ходе ответа на вопрос: «Как Вы полагаете, в ближайшее 12 месяцев как изменится ситуация с безработицей в Республике?» около четверти опрошенных из высокодоходной группы спрогнозировали ее рост (23,9%), тогда как в низкодоходной группе таких было около трети (30,6%). В остальных вариантах особой разницы зафиксировано не было.

Большинство респондентов уверены, что уровень безработицы останется примерно на том же уровне (61,8 и 59,0% респондентов с высоким и низким уровнем дохода соответственно). Только каждый десятый выразил уверенность, что уровень безработицы будет уменьшаться (11,8 и 10,4% соответственно). Каждый третий житель считает, что сейчас хорошее время для того, чтобы приехать в Республику Татарстан и работать в ней (35,3 и 31,1% респондентов), а каждый десятый -что плохое (14,7 и 8,1% соответственно). Назвали данное время чем-то хорошим и чем-то плохим 50,0% респондентов с высоким и 60,8% с низ-

Большинство респондентов уверены, что уровень безработицы останется примерно на том же уровне (61,8 и 59,0% респондентов с высоким и низким уровнем дохода соответственно). Только каждый десятый выразил

уверенность, что уровень безработицы будет уменьшаться (11,8 и 10,4% соответственно).

подгруппы. Первая демонстрирует большую готовность к самостоятельному принятию решений, а также высокую оценку самостоятельности местных органов власти и их независимости от внешних обстоятельств. Представители второй группы в ряде случаев не готовы взять на себя ответственность за происходящее в регионе.

Таким образом, проведенный сравнительный анализ показал, что у населения с высоким уровнем дохода более оптимистичная оценка экономической ситуации, а также ее развития в будущем. Уровень потребительских ожиданий, который характеризует способность осуществлять крупные покупки, у представителей высокодоходной группы также выше. Однако вне зависимости от уровня дохода личное материальное положение семьи оценивается несколько ниже на фоне уверенности в возможности реализации своего трудового потенциала в пределах Республики. В обеих доходных группах присутствует внутренняя дифференциация, которая выражается в присутствии примерно равных долей респондентов: одной части респондентов свойственно

возлагать ответственность за происходящее в жизни на себя, а другие перекладывают ответственность на внешние обстоятельства.

т

Литература

1. Беляева Л. А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 31-42.

2. Ефименко С.А. Социальный портрет медицинских работников участковой терапевтической службы // Социология медицины. 2004. № 1. С. 15-19.

3. Рассадина Т. А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социологические исследования. 2006. № 9. С. 95-102.

4. Социокультурный портрет Республики Башкортостан / под общ. ред. Р.М. Валиахметова. Уфа: Гилем: Башкирская энциклопедия, 2013. 228 с.

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. URL: http://tatstat.gks. ru/ (дата обращения: 01.10.2015).

6. ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: http:// wciom.ru/about/aboutus/ (дата обращения: 27.09.2015).

SOCIAL PORTRAIT OF POPULATION

The comparative analysis of highly-profitable and low-profit groups

A.V. Makhiyanova, Doctor of Sociology, Docent, leading researcher, The department of management, Kazan State Power Engineering University,

Center of Advanced Economic Research in the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia, socavm@rambler.ru

The article provides the author's method in making social portrait of population, presents the materials of applied sociological research which demonstrates its approbation. The research was carried out in rural settlements and towns of the Republic of Tatarstan (excluding the city of Kazan). The study population was 1400 people (700 for rural and 700 for town areas). All the participants were more than 18. The results show an assessment of consumer sentiment, current state of economy and consumer expectancies of two polar groups according to the profit. The author has carried out the comparative analysis of economic activities' indices, family's life level's assessments and economic condition in the republic in general. The author has exposed tendencies, which characterize labor behavior, mobility of labor resources and situation assessment with employment and unemployment of focus group according to their level of income. The article evaluates in details different factors, which influence an index of labor resources mobility and demonstrates situation stability of employment and ability to realize one's labor potential. The paper exposes opinion of respondents concerning their assessment of their life circumstances and the republic's development perspectives in future. The paper shows the population s readiness to take a responsibility over the main features of their lives (districts' life) and also readiness to make a decision according to belonging to this or that income group.

Key words: social portrait of the population, indexes of economic activity, the level of income, financial status, assessment of the economic situation.

References

1. Beliaeva L.A. Sotsial'nyi portret vozrastnykh kogort v postsovetskoi Rossii [Social portrait of age cohorts in post-Soviet Russia]. Sotsiologicheskie issledova-niia - Sociological research, 2004, no. 10, pp. 31-42.

2. Efimenko S.A. Sotsial'nyi portret meditsinskikh rabotnikov uchastkovoi terapevticheskoi sluzhby [Social portrait of medical workers of the precinct therapeutic services]. Sotsiologiia meditsiny - Sociology of medicine, 2004, no. 1, pp. 15-19.

3. Rassadina T.A. Transformatsiia traditsionnykh tsen-nostei rossiian v postperestroechnyi period [Transformation of traditional values of Russians in the postperestroika period]. Sotsiologicheskie issledovaniia -Sociological research, 2006, no. 9, pp. 95-102.

4. Sotsiokul'turnyi portret Respubliki Bashkortostan / pod obshch. red. R.M. Valiakhmetova [Socio-cultural portrait of the Republic of Bashkortostan under the General editorship of R. M. Valiakhmetova]. Ufa, Gilem: Bashkirskaia entsiklopediia Publ., 2013. 228 p.

5. Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosu-darstvennoi statistiki po Respublike Tatarstan [Territorial body of Federal state statistics service in the Republic of Tatarstan]. Available at: http://tatstat.gks. ru/ (accessed 01.10.2015).

6. VTslOM [All-Russia centre of studying of public opinion]. Available at: http://wciom.ru/about/aboutus/ (accessed 27.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.