Научная статья на тему 'Социально-экономический механизм управления современным образованием'

Социально-экономический механизм управления современным образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЗНАНИЯ / МЕХАНИЗМ / СОЦИАЛЬНОЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкесова Диана Шахмуратовна

Данная работа посвящена анализу социально-экономического механизма управления современным образованием. Система образования оказывает большое воздействие на социальную и экономическую сферы жизни общества, что определяет ее особое положение. В статье определены понятие «управление» и сущность управления системой образования, раскрыты роль и особенности социально-экономического механизма управления современным образованием. Использованы методы теоретического анализа, сравнения и аналогии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черкесова Диана Шахмуратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический механизм управления современным образованием»

Литература

1. Полат Е. С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика [Текст] / под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 168 с. (Педагогическая мастерская).

2. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. [Текст] / А. Н. Щукин М.: Филоматис, 2006. 475с.

3. Алексеева И. С. Профессиональный тренинг переводчика. [Текст] / И. С. Алексеева. СПб.: Союз, 2005. 284 с.

4. Полат Е. С. Педагогические технологии XXI века. [Текст] / Е. С. Полат М.: Просвещение, 1997. 256 с.

5. Петрова Ф. Н. Словарь иностранных слов / под. ред. Ф. Н. Петрова. М.: Советская энциклопедия, 1964. 784 с.

6. Беспалько В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста: Учебно-методическое пособие [Текст] / В. П. Беспалько М.: Высшая школа, 1989.

Социально-экономический механизм управления современным

образованием Черкесова Д. Ш.

Черкесова Диана Шахмуратовна / ^erkesova Diana Shahmuratovna - магистрант, факультет экономики и управления, кафедра экономики и менеджмента, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

Аннотация: данная работа посвящена анализу социально-экономического механизма управления современным образованием. Система образования оказывает большое воздействие на социальную и экономическую сферы жизни общества, что определяет ее особое положение. В статье определены понятие «управление» и сущность управления системой образования, раскрыты роль и особенности социально-экономического механизма управления современным образованием. Использованы методы теоретического анализа, сравнения и аналогии. Ключевые слова: управление, система образования, знания, механизм, социальное, экономическое.

Система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Образование в современном обществе должно быть ориентировано на обеспечение возможностей самоопределения личности, создания условий ее гармоничного развития, укрепления правового государства, обеспечивать соответствующий мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формировать у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира, обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формировать человека и гражданина, консолидированного с современным ему обществом и нацеленного на совершенствование этого общества.

В России система образования является одной из подсистем общества, которая имеет собственную внутреннюю организацию и функциональную взаимосвязь с другими подсистемами.

Роль социально-экономического механизма управления современным образованием определяется новым видом экономических ресурсов для современного общества - знаниями. Основополагающим фактором экономического

роста мировых держав и мировой экономики в целом выступает объем накопленных и используемых знаний [4, с. 172].

Особенности социально-экономической природы системы образования определяют свойства знаний. Индивид, носитель знания, в процессе их использования систематизирует, обрабатывает и анализирует накопленную информацию, тем самым углубляя ее и получая новую. Образовательное учреждение, продавая образовательную услугу, имеет возможность неограниченно совершать сделки купли-продажи с конкретным объемом знаний. Лимит таких сделок может ограничиваться только числом потенциальных потребителей, но никак не в самом объеме знаний [2, с. 78].

Таким образом, результаты функционирования системы образования потенциально безграничны. В процессе передачи знаний у передающего субъекта их количество не уменьшается (не рассматривая информацию с авторскими правами на использование), а у получающего субъекта объем общих знаний увеличивается.

Система образования, являясь социальной системой, нуждается в эффективной организации своей деятельности, в наличии управляющих органов. Управляющие органы системы образования РФ так же образуют самостоятельную систему управления, имеющую по форме внешнее обособление. Система образования и управляющие органы системы образования имеют единые цели своего функционирования и находятся в диалектическом единстве.

Для правильного понимания функционирования системы управления образованием необходимо определить понятие «управление». В теории управления многие исследователи рассматривают управление современными организациями как процесс. Ведь работа по достижению целей организации характеризуется серией систематических, связанных действий. Это процессный подход к пониманию сущности управления.

Управление социальными системами - это сознательное организационное и регулирующее воздействие людей на свою общественную, коллективную и групповую деятельность [1, с. 166]. Осуществляется данное воздействие непосредственно в форме самоуправления и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения).

Особенности социально-экономического механизма управления современным образованием обусловлены ее особым положением, выделяющимся в социальной и экономической структуре общества. Результат образовательного процесса представляет собой нематериальное благо, однако, если посмотреть с другой стороны результат образовательного процесса в экономическом смысле можно рассматривать как товар, обладающий потребительской ценностью [3, с. 251]. С какой бы точки зрения не рассматривался результат функционирования системы образования, он будет выступать объектом интереса как отдельной личности, так общества в целом и самого государства.

Таким образом, мы пришли к выводу, что образование в современном обществе является важной системой, формирующей развитую личность и гражданина своего государства. Аристотель признавал образование и воспитание общественным, не частным делом, мощным средством достижения экономических, социальных и политических целей государства. Управление системой образования становится важной функцией государства и общества в целом. Благодаря грамотному функционированию системы образования государство и общество может достичь высоких результатов социально-экономического развития страны.

Литература

1. Панферова Н. Н. Управление в системе образования. Ростов н/Д: Феникс, 2013.

312 с.

2. Рудакова И. А. Основы управления педагогическими системами: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 280 с.

3. Рубин Ю. Б. Современное образование: качество, стандарты, инструменты. М.: Маркет ДС, 2011. 189 с.

4. Шамова Т. И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2010. 384 с.

Организация методической работы РМО учителей информатики

Сорокина Н. Е.

Сорокина Наталия Евгеньевна /БогоИпа МаЫуа Evgen'evna - заместитель директора, Муниципальное бюджетное учреждение Информационно-методический центр Железнодорожного района, руководитель,

Районное методическое объединение учителей информатики Железнодорожного района,

г. Екатеринбург

Аннотация: в статье представлен опыт работы РМО, позволяющий оптимально и эффективно организовать методическую работу РМО учителей информатики. Ключевые слова: РМО, учителя информатики, мероприятия, повышение квалификации, консультации.

Целью деятельности методического объединения учителей информатики является объединение усилий учителей информатики для апробации и внедрения инновационных педагогических идей, разработки и обобщения методического опыта, изучения новых педагогических технологий, подготовки к аттестационным мероприятиям.

В рамках деятельности РМО планомерно проводится работа по повышению педагогического мастерства членов методического объединения - организация районных семинаров, мастер-классов, круглых столов и участие в городских мероприятиях, по вопросам подготовки обучающихся и педагогов к итоговой аттестации. Так, в 2015-2016 учебном году состоялись следующие районные мероприятия: семинар «Подготовка к ОГЭ по информатике» (Сковородченко Н. П., ОО 170), Мастер-класс «Урок для обучающихся начальной школы: Перворобот, Legoробот Wedo» (Шелеметьева Н. Д. и Сафина-Маркова З. Р., ОО 104), Семинар «Основы объектно-ориентированного программирования в школьном курсе информатики» (Ковалевич И. Л., ОО 208), Семинар «Преподавание объектно-ориентированного программирования в старшей школе» (Ясашных А. Л., ОО 83).

Учителя информатики Железнодорожного района активно принимают участие в педагогических чтениях, в областных и городских конкурсах и конференциях.

С целью повышения педагогического мастерства ежемесячно проводятся заседания РМО, на которых учителя могут задать свои вопросы и получить консультацию. На каждом заседании РМО учителя получают информацию о курсах повышения квалификации, графике проведения городских и областных мероприятий, приглашаются представители организаций Екатеринбурга. Так, в частности, в 20152016 учебном году были приглашены на заседания РМО представители Дворца молодежи. Заседания РМО обеспечивают индивидуальное непрерывное самообразование и рост профессиональной культуры учителя информатики [1]:

• изучение учебных программ и записок к ним, Положения о проведении аттестации педагогов;

• изучение методической и общепедагогической литературы;

• постоянное отслеживание новых программ и методических пособий по предмету;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.