Научная статья на тему 'Социально-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия: региональный аспект'

Социально-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ECONOMIC MECHANISM / EXTERNAL ENVIRONMENT / INTERNAL ENVIRONMENT / MANAGEMENT / BUSINESS-PROCESS / ENTERPRISE / A COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов В. А.

В статье автор анализирует экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия в региональном разрезе. Эффективность деятельности промышленного предприятия в регионе неразрывно связана с развитием и совершенствованием деловой (внутренней и внешней) среды. Предлагаемая автором система показателей позволяет реализовать комплексный подход к оценке экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Павлов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC MECHANISM OF COMPETITIVE ENTERPRISE: A REGIONAL PERSPECTIVE

In the article an author analyses the economic mechanism of management the competitiveness enterprise in a regional cut. Efficiency of activity enterprise in a region is indissolubly related to development and perfection of business (internal and external) environment. The system of indexes offered an author allows to realize the complex going near the estimation of economic mechanism of management the competitiveness enterprise.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия: региональный аспект»

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия. Россия не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране.

2. Важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

3. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.

4. Устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков и инвесторов, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

.. .7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.

8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях9.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности государства напрямую связано с решением социально-экономических проблем.

В рамках данного исследования не представляется возможным

уделить должное внимание всем проблемам социально-экономического развития общества и государства. Основной акцент автором будет сделан на проблемах, связанных с обеспечением процесса воспроизводства вне зависимости от внешних факторов через механизм вовлечения сбережений населения в экономический оборот и условий для активизации инвестиционной деятельности.

Бесспорным является тот факт, что государство крайне заинтересовано в вовлечении сбережений населения в экономический оборот. Во-первых, используя сбережения населения государство получает огромный инвестиционный ресурс и в меньшей степени будет зависимо от иностранных инвестиций. Во-вторых, инвестиции, аккумулированные внутри страны, дадут большую стабильность государству в целом. В-третьих, население, получая дополнительный доход со своих сбережений, будет больше тратить, что, соответственно, приведет к увеличению совокупного спроса, в том числе и внутри страны, и будет способствовать экономическому росту и развитию экономики государства. В-четвертых, финансирование некоторых сфер и мероприятий, которые в настоящее время финансируются за счет государства, может быть переложено на плечи населения.

Приняв во внимание вышеизложенное, можно сказать, что рынок коллективных инвестиций имеет достаточно высокий потенциал при решении вышеуказанных проблем.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 26.04.1996 г. № 609 «О государственной стратегии экономической безопасности российской федерации (основных положениях)».

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. от 17.11.2008 г. № 1662-р.

3. Шарп У. Ф., Александер Г. Дж., Бэйли Дж. В. Инвестиции: Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.

5. Горнев С.А. Зарубежный опыт аккумулирования и инвестирования финансовых накоплений населения //Финансы и кредит.-2002.- №22 (112).- С104-108.

6. http://www.azipi.ru - официальный сайт Ассоциации по защите информационных прав инвесторов.

7. http://www.nlu.ru - официальный сайт Национальной лиги управляющих.

9 Указ Президента РФ от 26.04.1996 г. № 609 «О государственной стратегии экономической безопасности российской федерации (основных положениях)» //Информационно-правовая система Консультант Плюс

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИИ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Павлов В.А., соискатель ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет»

В статье автор анализирует экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия в региональном разрезе. Эффективность деятельности промышленного предприятия в регионе неразрывно связана с развитием и совершенствованием деловой (внутренней и внешней) среды. Предлагаемая автором система показателей позволяет реализовать комплексный подход к оценке экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия.

Ключевые слова: экономический механизм, внешняя среда, внутренняя среда, управление конкурентоспособностью, бизнес-процесс, промышленное предприятие).

SOCIO-ECONOMIC MECHANISM OF COMPETITIVE ENTERPRISE: A REGIONAL PERSPECTIVE

Pavlov V., the applicant, NNOU VPO Moscow Humanitarian University

In the article an author analyses the economic mechanism of management the competitiveness enterprise in a regional cut. Efficiency of activity enterprise in a region is indissolubly related to development and perfection of business (internal and external) environment. The system of indexes offered an author allows to realize the complex going near the estimation of economic mechanism of management the competitiveness enterprise.

Keywords: economic mechanism, external environment, internal environment, management, business-process, enterprise, a competitiveness.

Экономический механизм функционирует в условиях взаимодействия внешней и внутренней среды.

Внешняя среда включает в себя как факторы прямого воздействия -поставщики, потребители, конкуренты, посредники и государственное регулирование (законы и др.), так и факторы косвен-

ного воздействия, включающие природные факторы, демографические, социально-культурные, политические, экономические, ресурсные и научно-технические.

Внешняя среда - это совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосред-

Внешняя среда промышленного предприятия

Внешняя среда прямого воздействия

Внешняя среда косвенного воздействия

Рис. 1. Внешняя среда промышленного предприятия

Таблица 2. Внутренняя и внешняя среда промышленного

предприятия

Внешняя среда предприятия

Поставщики и потребители

Конкуренты

Акционеры

Местные и региональные органы

Правительственные (федеральные) органы

Географические условия

Научно-технический прогресс

Политическая и экономическая ситуация в регионе и стране

Особенности национальной культуры

Внутренняя среда предприятия

Миссия и цели

Стратегия

Корпоративная политика

Корпоративная культура

Производственные и управленческие структуры

Регламентирование

ственного влияния со стороны его менеджмента. Это, прежде всего, все те предприятия, а также люди, которые связаны с данным предприятием: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профсоюзы, торговые сети и т.д. Кроме того, существуют еще переменные внешней среды, которые предопределяют стратегически важные решения, принимаемые предприятием.

Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений, составляющих среду управления. Именно внешнее окружение диктует стратегию развития предприятия. Причем чем больше зависит предприятие от воздействий внешней среды, чем большее влияние она оказывает на предприятие, тем труднее ему быть гибче и подыскать другие варианты и возможности развития (например, единственный поставщик для сети магазинов).

На рис. 1 изображена внешняя среда прямого и косвенного воздействия промышленного предприятия.

Внутренняя же среда предприятия формируется под воздействием переменных, непосредственно влияющих на процесс преобразования (производства продукции, услуг).

В табл. 2 представлена внутренняя и внешняя среда предприятия.

Внутренняя и внешняя среда формируют деловую среду, т.е. деловая среда предприятия складывается под воздействием внешних и внутренних средовых факторов. Она охватывает сферу деятельности и характеризует ситуацию, в которой данное строительное предприятие, обладающее своей внутренней спецификой и опре-

Рис. 3. Экономический механизм управления конкурентоспо собностью на предприятии

деленным потенциалом реагирования на факторы внешней среды, функционирует и развивается.

Эффективность деятельности промышленного предприятия в регионе неразрывно связана с развитием и совершенствованием деловой среды. Следовательно, под деловой средой предприятия следует понимать среду, в которой предприятие ведет свой бизнес, и которая включает внутренние факторы, а также элементы, находящиеся за пределами предприятия, непосредственно взаимодействующие с ним и оказывающие прямое влияние на предприятие в целом или его отдельные части: потребителей, поставщиков, конкурентов, деловых партнеров, инфраструктуру, международный сектор. Такая трактовка понятия «деловая среда», по нашему мнению, позволяет четко сформулировать задачи менеджеров, направленные на раскрытие сущности факторов, влияющих на поведение персонала, и использование их в интересах эффективного управления предприятием.

Огромное влияние на формирование деловой среды предприятия имеют характеристики внешней среды, к которым относятся сложность, подвижность и неопределенность. В условиях рынка внешняя среда хозяйствования самоорганизующейся социально ориентированной системы предприятия характеризуется высокой нестабильностью. Взаимосвязанность, сложность, подвижность и неопределенность факторов внешней среды как прямого, так и косвенного воздействия, а также отмечаемое «усиление динамики» ее мнений обусловили особенности, усложняющие управленческую деятельность в современных условиях.

Для внутренней среды предприятия в первую очередь характерны:

• Системность — взаимосвязь составляющих предприятия

элементов (частей), которые называются подсистемами;

• Комплексность - дифференциация в рамках предприятия, которая включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней управления и степень территориального распределения подразделений предприятия;

• Формализация — разработка и установление правил и процедур, определяющих поведение работников. Одни предприятия минимально оперируют такими стандартными директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать;

• Определенное соотношение централизации и децентрализации - определение уровней, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения. Принятое соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления.

Экономический механизм управления конкурентоспособностью промышленного предприятия в регионе создается для реализации конкретных целей и представляет собой совокупность инструментов, методов, средств управления, а также экономических рычагов и стимулов, формирующие внутреннюю среду предприятия.

На рис. 3 представлена внутренняя среда функционирования экономического механизма управления конкурентоспособностью на предприятии.

Как следует из рис. 3 для комплексной оценки экономического механизма необходимо взаимоувязывать показатели финансовой деятельности, показатели бизнес-процессов предприятия и показатели материального стимулирования персонала.

Основные показатели финансовой деятельности предприятия

могут включать в себя производительность труда на одного работающего, рентабельность активов, прибыль на одного работающего, доходность чистых активов, добавленная стоимость на одного работающего, доходность активов, рентабельность строительных работ, денежный поток, отношение собственного капитала к общей сумме активов, себестоимость СМР.

Что касается показателей бизнес-процессов, то имеется в виду, что на предприятии внедрено процессное управление и сформированы бизнес-процессы. Показатели бизнес-процессов включают в себя показатели эффективности и результативности каждого бизнес-процесса с учетом функций бизнес-процессов. Дело в том, что бизнес-процессами нужно управлять, ориентируя их на достижение стратегической цели промышленного предприятия, а для этого нужна система показателей. Важно не просто создать такую систему, а добиться при помощи этой системы эффекта интеграции бизнес-процессов, ориентации их на конечный результат - продукт, который получают клиенты предприятия. Делать это нужно, как оптимизируя систему бизнес-процессов, так и систему показателей, используемых для управления ими.

Управление бизнес-процессами состоит из управления результатом и структурой бизнес-процесса, т.е. субпроцессами (функциями) бизнес-процессов. Именно показатели эффективности и результативности бизнес-процессов отражают результаты бизнес-процессов. Под результативностью процесса понимается его способность достичь желаемого результата, а под эффективностью процесса — соотношение достигнутых результатов и использованных ресурсов.

Показатели результативности каждого субпроцесса (функции) и нормативные показатели по каждому из них разрабатываются для контроля и эффективного управления процессами на предприятии, т.к. отклонение от нормативного уровня будет сигнализировать о необходимости анализа несоответствий и принятии корректирую-

щих воздействии.

Показатели эффективности каждого субпроцесса представляют собой относительный показатель - отношение результата к затратам.

Показатели материального стимулирования должны касаться компенсационной политики предприятия, призванной стимулировать активность специалистов задействованных в области конкурентоспособности Внимание должно быть обращено к вопросу комплексного, гармоничного сочетания стимулирующих воздействий и мотивационного управления специалистами рассматриваемой управляющей подсистемы механизма (службы управления конкурентоспособностью и других служб предприятия).

Предлагаемая система показателей позволяет реализовать комплексный подход к оценке экономического механизма управления конкурентоспособностью промышленного предприятия.

Что касается методов управления, то в основе программноцелевого метода и метода определения приоритетов лежат федеральные и региональные целевые программы, призванные определять основные цели и приоритеты в области экономики и обеспечивающие комплексное решение наиболее сложных экономических проблем путем применения таких методов управления, которые сочетают централизацию и децентрализацию управления, определяют уровень государственного регулирования в отрасли страны и региона.

Конкретно в отношении регионального комплекса приоритеты означают разработку целенаправленной промышленной политики государства, сочетающей с одной стороны планомерное постепенное списывание изношенных фондов, с другой - создание благоприятной обстановки в области налогообложения, кредитования, ценообразования. Что касается инструментов управления, то они включают в себя, прежде всего, цену и качество работ.

Системная сущность механизма управления конкурентоспособ-

Рис. 4. Рекомендуемый состав элементов компенсационного пакета специалиста службы управления конкурентоспособностью

регионального предприятия

ностью, предполагающая целенаправленность, системность использования организационных форм и экономических методов управления, вызовет необходимость разработки соответствующих элементов экономической составляющей механизма, способных стать экономической основой, гарантией работоспособности сформированной структуры.

В разрезе службы управления конкурентоспособностью центральным элементом экономической составляющей механизма, адекватным рыночным отношениям, должен стать компенсационный пакет менеджера, выступив не только унифицированной системой вознаграждения за результаты выполняемой работы, но и основным элементом его трудовой мотивации. Учитывая квалификационные и личностные характеристики менеджеров, изложенные рядом литературных источников, а также специфику их должностных обязанностей, объектом целенаправленной политики стимулирования должны выступить такие компетенции как: работоспособность, организованность, добросовестность, профессиональный рост, инициативность, креативность и настойчивость. Кроме того,

компенсационный пакет в целях привлечения и удержания менеджеров должен стать не только набором благ, необходимых для работы в силу ее специфики, но и приносящим им ощутимую выгоду.

Поскольку структура компенсационного пакета выступает определяющей доминантой мотивации и стимулирования менеджеров строительного предприятия к максимальной отдаче, состав его основных элементов был определен на основе изучения данной проблемы.

В результате при разработке компенсационного пакета менеджера по управлению конкурентоспособностью предприятия рекомендуется использовать следующий состав элементов (рис. 4).

Таким образом, рассмотрев формирование составляющих экономического механизма управления конкурентоспособностью промышленного предприятия, заметим, что обеспечение единства и взаимосвязи выявленных аспектов его построения позволит достичь целостности всех его элементов и обеспечить приобретение ими качественно новых свойств, позволяющих реализовать процесс управления конкурентоспособностью на практике.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ

Саютин В., соискатель, МАОК

В статье рассматриваются вопросы формирования механизма устойчивого развития экономики промышленных отраслей. Предлагается система управления устойчивым развитием экономики промышленных отраслей, включающая функции, этапы, подсистемы и режимы управления.

Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивость, промышленные отрасли, организационно-экономический механизм, управление, система управления.

FORMATION OF A MECHANISM FOR SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT OF INDUSTRIES

Sautin V., the applicant, MAOK

The article deals with the formation of a mechanism for sustainable development of economy and industry. The system of governance for sustainable economic development of industries, including the functions, steps, sub-systems and management regimes.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: sustainable development, sustainability, industries, organizational and economic mechanism, management and control system.

В настоящее время можно встретить десятки определений понятия «устойчивое развитие». Но все-таки при любом раскладе наиболее общими являются определения, предложенные в докладе «Наше общее будущее».

Устойчивое развитие- это такое развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения и не ставит под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять их собственные потребности1 (МКОСР, 1987).

В международном учебнике приведено такое определение: «устойчивое развитие - это процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений»2. Однако, закрепляя традиционную экономическую цель «удовлетворение человеческих потребностей и устремлений», автор разъясняет, что «имеется в виду, прежде всего, обеспечение неубывающего во времени - от поколения к поколению - качества жизни людей и природного капитала.

Ближе к первоначальному смыслу как представляется определение другого известного экономиста: «устойчивое развитие - такое общественное развитие, при котором не разрушается его природная основа, создаваемые условия жизни не влекут деградации человека, и социально-деструктивные процессы не развиваются до масштабов, угрожающих безопасности общества»3 .

Существуют следующие основные научные подходы к управлению устойчивым развитием: процессный подход, системный подход, комплексный, маркетинговый, динамический, поведенческий, количественный, административный, ситуационный, интегральный, нормативный, сценарный. При этом различные научные подходы не следует противопоставлять; наоборот, они должны дополнять друг друга.

Обеспечение устойчивого развития возможно при преимущественном использовании маркетингового рыночного подхода, а также системного и сценарного методов, обуславливающих в первую очередь реализацию принципов и требований управления устойчивым развитием экономики промышленных отраслей, учитывающих сложившуюся конъюнктуру рынка: спрос, предложение, цены, емкость рынка, качество продукции и т.п. Практическая реализация указанных подходов к управлению устойчивым развитием предполагает единство организационно-экономического механизма и методов управления, которые формируют систему управления устойчивым развитием экономики промышленных отраслей.

Реализацию указанной системы управления следует осуществлять в четыре этапа(см. рис. 1).

Система управления устойчивым развитием экономики промышленных отраслей - это комплекс взаимосвязанных элементов,

1-ый этап

Анализ достигнутого уровня устойчивого развития

I

П-ой этап

Определение целей и задач управления устойчивым развитием

I

Ш-ий этап

Формулировка функций управления устойчивым развитием

I

IV- ый этап

Формирование организационно-экономического механизма

Рис. 1. Основные этапы формирования системы управления устойчивым развитием экономики промышленных отраслей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.