ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА THE THEORY AND PRACTICE OF BUSINESS
УДК 338.24 ББК 65.291.213 С 91
Н.Ю. Сухина
Кандидат экономических наук, профессор кафедры, заведующая кафедрой экономики и финансового менеджмента Кубанского государственного технологического университета. Тел.: (918) 452 07 55, e-mail:
Р.Р. Апсалямов
Ассистент кафедры экономики и финансового менеджмента Кубанского государственного технологического университета. Тел.: (918) 480 09 99.
Н.П. Артеменко
Ассистент, соискатель кафедры экономики и финансового менеджмента Кубанского государственного технологического университета. Тел.: (918) 637 88 78.
О стратегическом управлении промышленным бизнесом в контуре задач обеспечения долгосрочной конкурентоспособности
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы теоретических и методических основ управления и обеспечения конкурентоспособности промышленного бизнеса в контуре стратегического обеспечения его качественного роста и развития; предложен методический подход к интеграции механизма управления конкурентоспособностью предприятия в общую модель стратегического управления развитием бизнеса с использованием системы сбалансированных показателей; разработана модель организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Ключевые слова: конкурентоспособность, промышленные предприятия,
стратегическое управление, организационно-экономический механизм, профили конкурентоспособности.
N.Yu. Sukhina
Candidate of Economics, Professor, Head of the Economy and Financial Management Department of the Kuban State Polytechnic University, Krasnodar. Ph.: (918) 452 07 55, email: [email protected].
R.R. Apsalyamov
Assistant Lecturer of the Economy and Financial Management Department of the Kuban State Polytechnic University, Krasnodar. Ph.: (918) 480 09 99.
N.P. Artemenko
Assistant Lecturer, Applicant for Candidate degree of the Economy and Financial Management Department of the Kuban State Polytechnic University, Krasnodar. Ph.: (918) 637 88 78.
On strategic management of industrial business in order to ensure longterm competitiveness
Abstract. The paper examines theoretical and methodological fundamentals of management and ensuring industrial businesses competitiveness in terms of strategic ensuring its qualitative growth and development. The authors offer a methodological approach to integration of the management mechanism for enterprise competitiveness in the general strategic management model of business development using the system of balanced indicators. A model of economic-organization mechanism for ensuring enterprise competitiveness was elaborated.
Keywords: competitiveness, enterprise, strategic management, economic-organization mechanism, competitiveness profiles.
Необходимость разработки эффективных подходов и инструментов к управлению конкурентоспособностью предприятий определяется тем, что в условиях развития рыночных отношений и усиления глобальной конкуренции именно конкурентоспособность становится важнейшим инструментом влияния на позиции страны в мировом хозяйстве и важнейшим стратегическим фактором обеспечения продовольственной безопасности в целом по основным базовым продуктам [1]. Поэтому при определении конкурентоспособности промышленных предприятий, стратегических групп и отраслей промышленности должны учитываться основные цели их функционирования, т.е., прежде всего, решение задач качественного удовлетворения растущего уровня потребления продовольственных товаров при условии достижения экономической эффективности субъектов хозяйствования, обеспечивающей им положительную динамику воспроизводственного процесса.
Рассмотрение конкурентоспособности как важнейшего объекта управления и одного из основных показателей, характеризующих качество и динамику развития в дополнение к другим широко используемым экономическим показателям, должно повысить эффективность производственного и стратегического менеджмента на всех уровнях управления в промышленном секторе экономики страны. Стратегический анализ и оценка конкурентоспособности должны найти свое отражение при планировании и реализации государственных целевых программ развития приоритетных отраслей промышленного производства, формирующих продовольственную безопасность, корпоративных программ стратегического развития и антикризисного управления, реорганизации и инновационной реструктуризации бизнеса.
Проведенный анализ теоретических и методических основ управления и обеспечения конкурентоспособности показал, что на современном этапе развития науки и практики недостаточно изучены проблемы повышения конкурентоспособности бизнеса в контуре стратегического обеспечения качественного роста и развития бизнеса [2]. Существующие методические подходы не в полной мере охватывают способы обеспечения конкурентоспособности бизнеса в рамках системы стратегического управления предприятием. Поэтому нами предпринята попытка интегрировать механизм управления конкурентоспособностью предприятия в общую модель стратегического управления его развитием с использованием системы соответствующих показателей. Основу такой интеграции должен составить организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Организационно-экономический механизм управления в общем понимании представляет собой организационно-экономические формы взаимоотношений субъектов управления, возникающие при совершенствовании объектов управления, а также экономические методы и инструменты, которые при этом используются. Обязательными элементами любого организационно-экономического механизма являются субъекты управления, организационные формы их взаимоотношений, объекты управления, экономические методы, результаты управления, описание условий управления [3, 4].
Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия представлен на рисунке 1.
Внутренние и внешние факторы
______ г______
/
тш 1
Конкуренты
созид разру
а- ши-
тели тели
N
I4
Профессионал 1 ые и отраслевь ^
Г% ЛЛЛІ МЛ«Э1 ІІЛІЛ *
о
Инструменты
формирования
конкурентного
поля
Государственн
ая
регулятивная
политика
/
Профили конкурентоспособности
инновационн инвестицио финансовы трудовой
производственны рыночных сырьевой
I
Формирование стратегия развития бизнеса на основе
Обеспечение роста масштабов производства и сбыта продукции
Увеличение производительности и эффективности функционирования
Рост конкурентного статуса, прибыли и стоимости бизнеса
Рисунок 1. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности
предприятия
Описание основных элементов предлагаемого механизма обеспечения конкурентоспособностью приведено в таблице 1.
Таблица 1
Описание элементов механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия
Элемент___________________________Отличительная характеристика
механизма
Субъекты управления В субъекты управления включены конкуренты, профессиональные отраслевые ассоциации, государство. Такое расширение субъектов управления обусловлено желанием учесть влияние конкурентного окружения, государственной регулятивной политики отраслевого развития и возможности лоббирования интересов товаропроизводителей в процессе государственного регулирования
Объекты управления К объектам управления отнесены профили конкурентоспособности, которые обеспечивают интегральную конкурентоспособность предприятия. Профили конкурентоспособности в свою очередь являются инструментом для стратегического позиционирования стратегии развития бизнеса в матрице «масштаб бизнеса/производительность бизнеса», которая является информационным базисом для принятия стратегических управленческих решений в рамках определения вектора долгосрочного развития предприятия
Экономические методы Традиционные экономические методы функционального менеджмента, используемые в практике обеспечения конкурентоспособности дополнены инструментами формирования оптимального для конкретного предприятия конкурентного поля и инструментами государственного регулирования отраслевого развития. Традиционный перечень методов обеспечения конкурентного преимущества дополнен следующими методами и методиками: методика расчета профилей конкурентоспособности; матрица выбора типа стратегического развития; методика выбора вектора стратегического развития бизнеса
Промежуточный результат Представляется в виде измерения профилей конкурентоспособности и позиционировании предприятия в рамках матрицы стратегического выбора «масштаб бизнеса/производительность бизнеса», что позволяет сформировать информационный базис для принятия стратегических решений по поводу направления долгосрочного развития предприятия
Конечный результат Представлен не только максимизацией прибыли, но и показателем стоимости бизнеса - как основного показателя отражающего цель создания бизнеса - его максимальной капитализации. Кроме того, необходимым условием формирования максимальных значений прибыли и капитализации является приращение конкурентного статуса предприятия
Вышеприведенная таблица дает краткую отличительную характеристику элементов предлагаемого экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия. Множество субъектов управления дополнено группой субъектов конкурентов, государством и профессиональными ассоциациями. Все выделенные субъекты обеспечения конкурентоспособности имеют свои специфические интересы, учет и интерференция которых в ходе формирования и использования механизма ее обеспечения должны быть учтены и гармонично интегрированы. Именно стремление обеспечить эффективную интерференцию их интересов позволит смоделировать организационные основы взаимоотношения этих субъектов в ходе обеспечения конкурентоспособности бизнеса.
Интерференция основных интересов субъектов обеспечения конкурентоспособности предприятия позволяет вести их учет и осуществить попытку интеграции в ходе формирования и реализации организационных основ (основ взаимодействия) этих субъектов.
Среди всех субъектов управления конкурентоспособностью центральное место
занимает множество конкурентов.
От взаимоотношений с конкурентами зависит конечный конкурентный статус предприятия, его лидерские позиции на рынке и результаты функционирования. Следовательно, одной из основных задач в ходе формирования механизма обеспечения конкурентоспособности является разработка модели взаимодействия предприятия и его конкурентов на рынке [5].
Описание основных интересов субъектов обеспечения конкурентоспособности приведены в таблице 2.
Таблица 2
Основные интересы субъектов обеспечения конкурентоспособности_____________
Группа субъек- тов Субъекты Основные интересы
Предпри ятие Собственники Рост капитализации бизнеса, обусловленной высоким конкурентным статусом
Топ-менеджеры Рост прибыли и эффективности процессов, как индикатор стоимости топ-менеджера на рынке персонала
Персонал Увеличение заработной платы, квалификационного уровня и условий труда
Конкуре нты Созидатели Рост потребительского сектора экономики, повышение эффективности управления потребительским сознанием, повышение культуры потребления
Разрушители Отрицательные интересы, заключающиеся в агрессивном желании победить в конкурентной борьбе
Плагиаторы Возможность несанкционированного копирования идей и технологий лидеров рынка и отрасли
Подражатели Возможность эффективного бенч-маркинга и снижение рисков инновационной деятельности
Государс тво Федеральный уровень Рост доли вклада отрасли в ВВП страны, повышение производительности и зарплат в отрасли, повышение конкурентного статуса отрасли на международном рынке готовой продукции, оптимизация товарноденежных потоков между страновыми рынками продукции и совершенствование протекционистской и таможенной политик
Региональный уровень Увеличение ВРП, рост отчислений в бюджеты региона, появление отраслей - драйверов роста региональной экономики
Муниципальный уровень Снижение безработицы, наполнение муниципального бюджета, участие бизнеса в социальных инициативах муниципалитетов
Професс и- ональны е ассоциац ии Региональные объединения Защита интересов регионального бизнеса, представление их интересов на федеральном и международном уровне
Отраслевые объединения Защита интересов представителей отрасли
Реализация огранизационно-экономического механизма обеспечения
конкурентоспособности заключается в том, что в условиях конкуренции все субъекты конкурентной борьбы на конкретном рынке реализуют схожие бизнес-процессы,
обусловленные спецификой рыночной релевантности и стратегическим видением руководства холдинга проблем и перспектив роста конкурентоспособности предприятия на этом рынке. Одновременно топ-менеджмент холдинга и предприятия в состоянии изменять, расширять или сужать количество реализуемых бизнес-процессов, регулировать их качество, варьировать их скоростью и осуществлять управленческие воздействия на их эффективность [6].
В определении методического подхода к выбору модели управления конкурентоспособностью предприятий и адекватного ей экономического механизма, прежде всего, следует исходить из принципиальной возможности интеграции интересов и целей собственников, топ-менеджмента и персонала предприятий, позволяющей достичь сбалансированности, как процессов, так и результатов деятельности предприятия для формирования устойчивых конкурентных преимуществ. Такая возможность
предоставляется, на взгляд авторов, в рамках модели “BSC” (система сбалансированных показателей) на основе ее модификации.
Основу системы сбалансированных показателей составляет четырехвекторная модель, в которую включены финансы, персонал, продажи, процессы и клиенты. Все составляющее находятся в причинно-следственной связи. В составляющей «финансы» представлены такие показатели, как чистая рентабельность собственного капитала, прибыльность, рост доходов и удельные издержки, рыночная стоимость компании являются отсроченными индикаторами, свидетельствующими об успехе или провале стратегии компании. «Клиентская составляющая» определяет предложение потребительной ценности для целевых клиентов, выступающее условием, при котором нематериальные активы создают стоимость. «Составляющая внутренних процессов» определяет несколько важнейших процессов, которые имеют решающее значение в воплощении стратегии. «Составляющая обучения и развития» относится к персоналу и характеризует те нематериальные активы, являющиеся наиболее важными для стратегии. Цели этой составляющей задаются видами деятельности и формируют человеческий капитал, информационный капитал и моральный климат, необходимые для поддержки процессов создания стоимости. Все эти элементы должны быть взаимосвязаны и соответствовать основным внутренним процессам и целям [7].
Взаимосвязь вышеприведенных компонентов системы сбалансированных показателей в рамках предлагаемого организационно-экономического механизма является предпосылкой для формирования долгосрочных конкурентных преимуществ промышленного бизнеса. Управление элементами системы сбалансированных показателей при помощи организационных основ и экономических приемов организационно-экономического механизма позволит обеспечить высокую эффективность стратегического управления в контуре обеспечения долгосрочной конкурентоспособности предприятий промышленного бизнеса.
Примечания:
1.Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление: пер. с англ. СПб.: Питер, 2004.
544 с.
2.Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 415 с.
3.Керашев М.А. Экономика промышленного производства. Краснодар: Атриум, 2006.
166 с.
4.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. 485 с.
5.Фатхутдинов РА. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. М.: Интел-Синтез, 2000. 416 с.
6.Шеремет А.Д., Негашева Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: ИНФРА-М, 2008. 208 с.
7.Экономическая стратегия фирмы: учеб. пособие / под ред. А.П. Градова. СПб.: Спец. лит., 2005. 589 с.