Научная статья на тему 'Социально-экономический кризис в Палестине и зарубежное финансирование: современная ситуация'

Социально-экономический кризис в Палестине и зарубежное финансирование: современная ситуация Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
289
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПАЛЕСТИНЕ / ХАМАС / ПАЛЕСТИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ПАЛЕСТИНЫ / СЕКТОР ГАЗА / SOCIO-ECONOMIC SITUATION IN PALESTINE / HAMAS / PALESTINIAN NATIONAL AUTHORITY / PALESTINE FUNDING / GAZA STRIP

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чистова Анастасия Сергеевна

Статья посвящена анализу социально-экономической ситуации в Палестине и основных иностранных источников финансирования ее бюджета. Данный вопрос рассматривается в контексте разделения палестинского политического поля, которое ставит жителей Сектора Газа в кризисное положение. Последние изменения в денежном финансировании Палестины, стабильность экономики которой в корне зависит от поступлений из-за рубежа, связаны с резким сокращением объемов американской помощи. Однако Палестина также является площадкой для распространения влияния региональных держав, которые путем спонсирования палестинских проектов стремятся укрепить свои позиции на этой территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic crisis in Palestine and foreign financing: current situation

The article is devoted to the analysis of the socio-economic situation in Palestine and the main foreign sources of financing its budget. This issue is considered in the context of the division of the Palestinian political field, which keeps people in Gaza in crisis conditions. Recent changes in the monetary financing of Palestine, economic stability of which fundamentally depends on foreign aid, are associated with a sharp decline in US aid. However, Palestine is also a platform for spreading the influence of regional powers, which seek to strengthen their positions in this territory by sponsoring Palestinian projects.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический кризис в Палестине и зарубежное финансирование: современная ситуация»

Социально-экономический кризис в Палестине и зарубежное финансирование:

современная ситуация

Socio-economic crisis in Palestine and foreign financing: current situation

Чистова Анастасия Сергеевна

Студентка 4 курса Факультет международных отношений Санкт-Петербургский государственный университет

Россия, Санкт-Петербург e-mail: anchist16@gmail.com

Chistova Anastasia Sergeevna

Student 4 term Faculty of International Relations Saint Petersburg State University Russia, Saint Petersburg e-mail: anchist16@gmail.com

Аннотация.

Статья посвящена анализу социально-экономической ситуации в Палестине и основных иностранных источников финансирования ее бюджета. Данный вопрос рассматривается в контексте разделения палестинского политического поля, которое ставит жителей Сектора Газа в кризисное положение. Последние изменения в денежном финансировании Палестины, стабильность экономики которой в корне зависит от поступлений из-за рубежа, связаны с резким сокращением объемов американской помощи. Однако Палестина также является площадкой для распространения влияния региональных держав, которые путем спонсирования палестинских проектов стремятся укрепить свои позиции на этой территории.

Annotation.

The article is devoted to the analysis of the socio-economic situation in Palestine and the main foreign sources of financing its budget. This issue is considered in the context of the division of the Palestinian political field, which keeps people in Gaza in crisis conditions. Recent changes in the monetary financing of Palestine, economic stability of which fundamentally depends on foreign aid, are associated with a sharp decline in US aid. However, Palestine is also a platform for spreading the influence of regional powers, which seek to strengthen their positions in this territory by sponsoring Palestinian projects.

Ключевые слова: социально-экономическая ситуация в Палестине, ХАМАС, Палестинская национальная администрация, финансирование Палестины, Сектор Газа.

Key words: socio-economic situation in Palestine, Hamas, Palestinian National Authority, Palestine funding, Gaza Strip.

Последние 20 лет Сектор Газа живет в условиях деиндустриализации экономики, которая стала зависима от иностранной помощи. По сравнению с 1994 годом, доля обрабатывающего и сельскохозяйственного секторов упала с 27% до 15% от общего ВВП, реальные доходы населения за тот же промежуток времени упали на треть [8]. Такое резкое ухудшение положения населения вызвано последствиями вооруженного переворота в 2007 году боевым подразделением ХАМАС и установления контроля в Секторе Газа. Газа оказалась в международной изоляции, когда даже арабские государства крайне настороженно относились к такому расширению власти движения и готовы были сотрудничать с новым правительством только в случае принятия в ХАМАС более умеренной политики в конфликте с Израилем. Израиль ответил на взятие власти ХАМАС установлением блокады территории Сектора Газа и установил контроль над въездом и выездом, так что жители могли осуществить выезд только через КПП на границе с Египтом. Был установлен полный контроль над внешней экономической жизнью района, так что все поставки продовольствия и снабжение электроэнергией целиком зависят от Израиля.

В марте 2018 года в Газе начались массовые демонстрации, получившие название «Великий марш возвращения» (Great March of Return). По данным Al Mezan Center For Human Rights, с начала протестов в марте

2018 года было убито 185 палестинцев, включая 36 детей, двух женщин и двоих журналистов. Число раненых составило более 14 тыс. человек [1]. Только 14 мая, когда протесты достигли своей кульминации в связи с переносом американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим и по случаю 70-й годовщины Накбы, израильскими военными было убито 59 палестинцев. Тот факт, что в Газу продолжает поступать иностранная помощь, принимается протестующими как поощрение продолжать борьбу.

Демонстрации, характер которых предполагался быть мирным, возникли на почве не ослабляющейся на протяжении 11 лет блокады Сектора Газа. В условиях блокады передвижения людей и товаров и большая часть экспорта и импорта сырья поставлены под запрет. В течение последних 11 лет жители Газы, 70% которых являются зарегистрированными беженцами с земель, ныне принадлежащих Израилю, страдают от разрушительных последствий блокады, к которой добавилось три военных конфликта, также оказавших губительное воздействие на жизненно важную инфраструктуру и социально-экономическую ситуацию. Уровень безработицы в Газе остается одним из самых высоких - около 42% [13], многие люди имеют различные проблемы со здоровьем, но не получают должного лечения и ухода, так как больницам Газы для нормального функционирования попросту не хватает ресурсов, не в последнюю очередь, энергетических. Все поставки продовольствия и снабжение электроэнергией целиком зависят от санкции Израиля. Топливо для единственной электростанции поставляется Израилем и, в меньшей степени, Египтом и Катаром в объеме, которого и при нормальной работе станции не хватает на постоянное обеспечение жителей и промышленности [5]. Ни одно государство не готово становиться инвестором в Газе, а для того, чтобы приспособить КПП Рафах для обслуживания торговых потоков, понадобятся немалые вложения. Поэтому израильский КПП Керем-Шалом и порт Ашод остаются главными воротами для торговых путей, идущих в Сектор Газа.

Еще большая проблема состоит в том, что счета Израилю и Египту за импорт топлива оплачивает ПА. Учитывая тот конфронтационный характер отношений, которые связывают ПА и ХАМАС, прекращение оплаты счетов и тем самым манипулирование поставками электроэнергии являются эффективным методом воздействия и давления на ХАМАС. В 2017 году ПА приостановила оплату счетов, обозначив смысл этой меры следующим образом: если ХАМАС хочет управлять Сектором Газа, пусть контролирует все проблемы на данной территории самостоятельно. За 10 лет управления Сектором Газа ХАМАС так и не удалось наладить более или менее эффективное самостоятельное администрирование энергетических вопросов. В результате отмены финансирования ПА доступ жителей к электричеству сократился до 2-3 часов в день [10]. Это ставит под угрозу больных, поддержание жизни которых зависит от работы медицинской аппаратуры, не говоря уже о достойных бытовых условиях существования жителей. Кроме того, жители Газы испытывают недостаток питьевой воды, так как электроэнергии не хватает для нормальной работы очистных сооружений.

Одним из основных экономических спонсоров Газы является Катар, осуществляющий выплаты напрямую правительству ХАМАС в обход официальной администрации. Действия Катара естественно вызывают раздражение у ПНА, которой хотелось бы максимально усилить давление на служащих и обескровить экономику Газы. Катар также организует и поставки топлива для единственной электростанции Газы. Так, в октябре 2018 было принято решение выделить 60 млн долларов на обеспечение Газы топливом, однако Израиль запретил проезд большей части автоцистерн из-за возобновившихся протестов на границе [2]. Кроме того, кампании по помощи палестинцам организуются и многими неправительственными организациями в Катаре, например, Красным Полумесяцем.

На такие действия Катара находится немало критиков, главным образом, со стороны правительства Западного Берега реки Иордан, которое видит в этой финансовой помощи стремление углубить разделение на палестинских территориях и сорвать все попытки политического объединения, на которое, очевидно, ХАМАС

пойдет только в случае окончательного коллапса экономики Сектора Газа и невозможности продолжать дальнейшее администрирование на этой территории.

Единственный путь покинуть Газу лежит через более или менее действующий КПП Рафах на границе с Египтом. Возможность перемещения через него людей и товаров находится под полным контролем Египта и открывается крайне нерегулярно. В среднем послабления случаются раз в три месяца и длятся лишь несколько дней. При этом количество людей, получающих разрешение на проход, жестко ограничивается. Есть информация, что на границе имеет место коррупция, которая вынуждает палестинцев платить огромные взятки, чтобы покинуть Газу [11]. Сырьевые ресурсы, такие, как, например, топливо для электростанции, пропускаются эпизодически.

Наложенные ограничения привели к распространению нелегальных подземных тоннелей через границу с Египтом. Для большинства жителей это единственный способ оказаться по другую сторону. Кроме того, тоннели используются для контрабанды строительных материалов, топлива, газа, семян и инструментов для сельского хозяйства, одежды и многих других видов товаров и сырья, которые не импортируются в Газу законным образом. Нет оснований отрицать и то, что тоннели могут использоваться и для провоза оружия и снабжения военного подразделения ХАМАС. По данным, приведенным в докладе ЮНКТАД 2015 года, более 1532 тоннелей пролегало через границу под землей до 2013 года, когда они были обнаружены и закрыты. Объем подпольной торговли в Секторе Газа превышал объемы официального товарооборота, поставок сырья через который не хватило бы на те реконструкционные работы, которые были проведены, чтобы восстановить разрушенные здания и инфраструктуру [9]. В ноябре 2018 был обнаружен и нейтрализован тоннель, на 200 метров распространявшийся на территорию Израиля. С октября 2017 это уже 15-й тоннель, разрушенный Израилем. По информации ЦАХАЛ, тоннель протяженностью в километр имел многочисленные ответвления, был оснащен электрической сетью и системой коммуникаций. Разумеется, израильская сторона рассматривает тоннели в первую очередь как источник снабжения террористов материалами для их подрывной деятельности, в официальных выступлениях обращая внимание палестинцев на то, что ХАМАС использует иностранную финансовую помощь не для развития социально-экономической сферы Сектора Газа, а пускает деньги и материалы на нанесение ущерба и подрыва безопасности в Израиле [12]

Что касается Египта, такую напряженность вопрос о границе и подземных тоннелях приобрел после переворота 2013 года, который отрезал доступ Братьев Мусульман к власти. До этого наличие тоннелей в принципе допускалось или игнорировалось правительством. Новое правительство видело в ХАМАС доверенное лицо Братьев Мусульман и обвиняло ХАМАС в поставках оружия и пособнической деятельности при организации террористических атак. Египет, в отличие от Катара, фокусируется не столько на обеспечении экономической стабильности Газы, сколько на контроле безопасности и политического фронта в кооперации с Израилем. Египетские представители традиционно выступали медиаторами в урегулировании конфликтных вопросов между ХАМАС и Израилем, например, в вопросах послевоенного обмена. Однако когда разгорелись военные действия между Израилем и Сектором Газа в 2014 году, Египет, будто бы стремясь наказать ХАМАС, не сразу выступил с мирной инициативой. Египетская общественность, казалось, приняла на веру позицию государства о том, что ХАМАС представляет угрозу безопасности их государства и, следовательно, должен быть максимально ослаблен. Во время операции не происходило массовых демонстраций в поддержку «братьев палестинцев». Однако в новой Хартии ХАМАС, опубликованной в 2017 году, переосмысливаются общие цели движения и опускается упоминание организации Братьев Мусульман в качестве организации-покровителя. Такие изменения встретили положительную реакцию среди официальных египетских лиц и привели к временным послаблениям на границе с Сектором Газа.

Израиль стремится продемонстрировать миру попытки облегчить жизнь населения Газы. Так, в ноябре 2018 было заключено соглашение, по которому Израиль берет на себя предоставление рабочих мест 5 тысячам работников из Газы. С помощью такой меры предполагается смягчить деструктивное влияние массовой безработицы на экономическое положение населения. В Израиле нашлось немало противников такой идеи, так как вместе с нуждающимися в трудоустройстве в Израиль могут проникнуть и опасные элементы, которые попытаются осуществить террористические атаки. Представляется, что в целом создание квот для 5 тыс. работников не принесет чувствительных изменений для населения Газы, среди которых в работе нуждается 364 тыс. человек [6]. Кроме того, предполагалось, что приезжие рабочие будут заняты в самом низкооплачиваемом сельскохозяйственном секторе Израиля, который на данный момент остро нуждается в дешевой рабочей силе. Зарплаты палестинцев, несомненно, существенно ниже зарплат израильтян и других иностранцев на израильском рынке труда.

До настоящего момента речь шла в основном о Секторе Газа, социально-экономическая ситуация в котором наиболее критична. Палестинская Национальная администрация также является реципиентом иностранной помощи. В последнее время она носит весьма нестабильный характер. В августе США снизили финансирование палестинских проектов через Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам (БАПОР) на 200 миллионов долларов, ранее объявив о признании спорного Иерусалима столицей Израиля и переносе туда американского посольства. США, являвшиеся главным спонсором БАПОР заявили, что организация неверно распоряжалась средствами, и поэтому США прекратят выплаты, и в перспективе возможно рассмотрят вариант прямого финансирования ПНА. Чтобы справиться с дефицитом, БАПОР пришлось провести ряд кадровых сокращений и прибегнуть к помощи мирового сообщества. Результатом такой политики стало введение Палестинской национальной администрацией режима жесткой экономии за счет сокращения зарплат и урезания бюджета в некоторых отраслях.

Израиль нередко использует против ПНА такой санкционный метод, как замораживание таможенных перечислений. Так, в феврале 2019 года в Израиле было принято решение привести в силу закон от июля 2018 года, предусматривающий, что из всех палестинских таможенных сборов, собираемых Израилем и перечисляемых далее в ПА, Израиль заморозит сумму равную размеру средств, которые ПА перечисляет палестинским заключенным в израильских тюрьмах и их родственникам. Таким образом, Израиль берет на себя контроль за выплатами средств, составляющих 500 млн шекелей (140 млн долларов) [7]. Эти меры встретили резкую реакцию в ПНА, для которой помощь заключенным и их семьям является принципиальным вопросом. Палестинская администрация приняла решение отказаться от получения всех таможенных перечислений вообще, хотя они составляли большую часть бюджета ПНА. Последствия такого ответа могут сказаться на палестинской экономике только негативно: это приведет к дальнейшему углублению бюджетного дефицита и задержкам в выплате зарплат палестинских служащих.

Саудовская Аравия, несмотря на разногласия во взглядах короля и его наследника, который избирает позицию, более близкую к Соединенным Штатам, пока что продолжает осуществлять денежные выплаты в ПНА. Всего в период с 2000 по 2018 год королевство перевело в Палестину около 6 миллиардов долларов. Таким образом, помощь Катара Сектору Газа сочетается с финансовой опекой Саудовской Аравией Западного Берега реки Иордан. В этом обнаруживается региональная конкуренция Катара и Саудовской Аравии за влияние на палестинских территориях. Финансовая помощь в этом случае, как и во многих других - это политический акт. Так, в ответ на перевод Катаром средств в Газу осенью 2018 года, Саудовская Аравия осуществила трансфер на 60 миллионов долларов на ЗБРИ [2]. Однако было бы наивно полагать, что материальная помощь производится

вне координации с США. Недавние действия администрации Дональда Трампа создали в Палестине финансовый вакуум, который, разумеется, не без санкции США, был заполнен региональными акторами.

В Саудовской Аравии, как и в других странах Персидского залива, существует общая тенденция, которая в общем и целом является простым разрывом между поколениями. Молодые саудиты не разделяют политической ностальгии, которую испытывает, например, сам король и люди его поколения. В частности, новое поколение и принц Мухаммад бин Салман не верят в возможность и необходимость решать палестинский вопрос, который рассматривается ими скорее как обременение для ведения удобной политики. Новое поколение уже не уповает на то, что если единое палестинское государство будет создано, умеренные силы одержат в нем победу над радикалами и фракциями, симпатизирующими Ирану. Именно поэтому Саудовская Аравия полностью прекратила участие в делах ХАМАС, но сохранила неплохие отношения с ПНА, которая всячески стремится демонстрировать свою благожелательность к саудитам. В будущем от Саудовской Аравии, а точнее ее молодых управителей, стоит ожидать более сдержанного отношения к Палестине и особенно тем силам в ней, которые не проявляют особенного стремления договариваться и корректируют свои действия в сторону умеренности только находясь в критическом положении.

Кто в действительности выигрывает от иностранной вовлеченности в социально-экономическую сферу Палестины - эти самые иностранные государства, правительства ПНА и ХАМАС или рядовые палестинцы? Несмотря на то что, казалось бы, денежная помощь отчасти облегчает существование местных жителей, ответ на вопрос все же будет не в их пользу. С одной стороны, материальная помощь из-за границы - в настоящее время единственный источник, который хотя бы отчасти способен нивелировать последствия блокады Газы. Однако, выплачивая деньги напрямую в Сектор Газа, государства тем самым поддерживают легитимность ХАМАС и делают возможным дальнейшее существование его власти в Газе. Таким образом, политическое объединение Палестины по-прежнему отдаляется на неопределенный срок, что означает сохранение изоляции Сектора Газа и продолжение страданий людей.

Ситуация выглядит тупиковой, так как по сути восстановление единства не несет выгоды ни для одной из заинтересованных и способных повлиять на ситуацию внешних сторон. Преимуществом для них будет являться скорее сохранение статуса-кво, чем какая-либо трансформация. Для Египта, Израиля и США, которые выступают гарантом интересов Израиля, первостепенным является вопрос безопасности границ и собственных граждан. Именно поэтому для этих сторон видится необходимым недопущение хаоса на палестинских территориях, который может быть вызван чрезмерной экономической ослабленностью и возникающим из-за нее гневом населения. И именно поэтому Израиль и Египет терпят прямое финансирование организации, которая считается террористической и, хотя и не располагает значительной военной мощностью, все же вредит безопасности на их территориях. На настоящий момент Палестина стала пристанищем для многих радикальных сил, которые не желают примириться с реальностью и современной расстановкой сил и начать движение в сторону мирного устройства.

Список используемой литературы:

1. 116 Protesters Injured, Three Seriously, as Israeli Forces Shoot at Protesters // Al Mezan Center For Human Rights - 03.02.2019/ [Электронный ресурс] // URL: http://www.mezan.org/en/post/23363 (дата обращения -15.02.2019).

2. Adnan Abu Amer. Did PA receive Saudi reward for its support? // Al-Monitor - 27.11.2018 / [Электронный ресурс] // URL: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/11/saudi-arabia-resume-aid-palestinian-authority.html#ixzz5adspM9s1 (дата обращения - 17.02.2019).

3. Ahmad Abu Amer. Why is Qatar helping Hamas in Gaza? // Al-Monitor - 24.10.2018/ [Электронный ресурс] // URL: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/10/palestine-gaza-hamas-qatar-aid-pa-anger.html (дата обращения - 09.02.2019).

4. Al-Mughrabi, N. Qatar to pay aid into Gaza, with Hamas approval// Reuters - 25.01.2019 / [Электронный ресурс] // URL: https://www.reuters.com/article/us-israel-palestinians-qatar-envoy/qatar-to-pay-aid-into-gaza-with-hamas -approval-idUSKCN1PJ22E (дата обращения - 02.02.2019).

5. Gaza: Looming humanitarian catastrophe highlights need to lift Israel's 10-year illegal blockade// Amnesty International - 14.06.2017/ [Электронный ресурс] // URL: https://www.amnesty.org/en/latest/news/2017/06/gaza-looming-humanitarian-catastrophe-highlights-need-to-lift-israels-10-year-illegal-blockade/ (дата обращения -14.02.2019).

6. Israel mulls letting in Gazan workers if area stabilizes // Al-Monitor - 14.11.2018 / [Электронный ресурс] // URL: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/11/gaza-israel-allow-workers-siege-economic-situation.html#ixzz5aWcSa3RY (дата обращения - 16.02.2019).

7. Landau, N., Khoury, Jack. Israel Freezes Transfer of 500 Million Shekels of Palestinian Authority Taxes // Haaretz - 17.02.2019/ [Электронный ресурс] // URL: https://www.haaretz.com/israel-news/israel-freezes-transfer-of-500-million-shekels-of-palestinian-authority-taxes-1.6941078 (дата обращения 17.05.2019).

8. Palestine GDP Annual Growth Rate // Trading Economics - 2018/ [Электронный ресурс] // URL: https://tradingeconomics.com/palestine/gdp-growth-annual (дата обращения - 14.02.2019)

9. Report on UNCTAD assistance to the Palestinian people: Developments in the economy of the Occupied Palestinian Territory // United Nations Conference on Trade and Development - 06.07.2015. С. 13-14 / [Электронный ресурс] // URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdb62d3_en.pdf (дата обращения - 14.02.2019).

10. Sanchez, R. Israel cuts Gaza electricity after Palestinian president says he will no longer pay the bill for Hamas // The Telegraph - 12. 06.2017 / [Электронный ресурс] // URL: https://www.telegraph.co.uk/news/2017/06/12/israel-cuts-gaza-electricity-palestinian-president-says-will/ (дата обращения: 21.01.2019).

11. Shehada, M. Egypt has always held the Palestinians of Gaza in Contempt // Haaretz - 19.02.2018 / [Электронный ресурс] // URL: https://www.haaretz.com/middle-east-news/.premium-egypt-has-always-held-the-palestinians-of-gaza-in-contempt-1.5827868 (дата обращения - 21.01.2019).

12. Staff, T., Ari Gross, J. Netanyahu: Israel systematically dismantling' Hamas's tunneling capability // The Times of Israel - 11.10.2018 / [Электронный ресурс] // URL: https://www.timesofisrael.com/netanyahu-israel-systematically-dismantling-hamass-tunneling-capability/ (дата обращения 12.02.2019).

13. The Occupied Palestinian Territory: An Employment Diagnostic Study // International Labour Organization, Regional Office for Arab States. Beirut: ILO - 2018. С. 40 / [Электронный ресурс] // URL:https://www.ilo.org/beirut/publications/WCMS_624855/lang--en/index.htm (дата обращения - 17.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.