Научная статья на тему 'Социально-экономический феномен очереди как прообраза современных социальных сетей'

Социально-экономический феномен очереди как прообраза современных социальных сетей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1177
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ОЧЕРЕДИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Джанджугазова Елена Александровна

В статье рассматривается социально-экономический феномен очереди, подчеркивается ее роль и значение как регулятора времени и межличностных отношений. Используя метод сравнительного анализа, автор предлагает исследовать очередь в историческом контексте: от очередей «хвостов» в 1917г. до советских очередей за дефицитом, переходя впоследствии к социальным сетям как к прообразу очередей и новому социально-технологическому феномену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический феномен очереди как прообраза современных социальных сетей»

ХРОНОТОП

Социально-экономический феномен очереди как прообраза современных социальных сетей.

Socio-economic phenomenon of the queue as a prototype of modern social networks

E. Dzhandzhugazova Джанджугазова Е.А.

В статье рассматривается социально-экономический феномен очереди, подчеркивается ее роль и значение как регулятора времени и межличностных отношений. Используя метод сравнительного анализа, автор предлагает исследовать очередь в историческом контексте: от очередей - «хвостов» в 1917г. до советских очередей за дефицитом, переходя впоследствии к социальным сетям как к прообразу очередей и новому социально-технологическому феномену.

The article considers the queue socio-economic phenomenon, there are emphasized its role and importance as time and interpersonal relationships control. Using the method of comparative analysis, the author proposes to explore the queue in the historical context - from the "tails" in 1917 to Soviet deficit queues , later moving on to social networking sitess as a prototype of the queues and the new social and technological phenomenon.

Ключевые слова: феномен очереди, информационные потоки, социальные коммуникации, социальные сети.

Keywords: queue phenomenon, information flows, social communication, social networking sites.

Очередь как регулятор времени и межличностных отношений

Вся человеческая жизнь во всем ее многообразии с неизбежными проблемами, радостями, страстями, заботами и тяготами свободно укладывается в рамках трех составляющих: времени, пространства и информации. При этом информация, подобно кровеносной системе всего глобального коммуникационного процесса, становится его сутью, живой тканью и энергией. В процессе жизни человек совершает множество действий: учится, работает, общается, отдыхает, развлекается, познает новое и конечно ждет. Ожидание как некое психологическое состояние организует нашу жизнь, нацеливая на достижение результата, выраженного обычно в достижении какого-либо блага. Сам процесс ожидания, как правило, упорядочен и структурирован во времени. Он, по сути, представляет собой один из принципов организации человеческой жизни, который принято называть очередью, или «хвостом». Очередь - это, несомненно, интересный социально-экономический и культурный феномен, пронизывающий весь жизненный путь человека от момента рождения до ухода из жизни.

Мы ждем «своего часа» в карьере, простаиваем в пробках, выстраиваемся в огромный "хвост" на выставку, ждем своей очереди сказать слово на совещании или банкете, ожидаем ответа на запросы, жалобы и многое другое. Как правило, человек сам определяет очередность своих действий, а, следовательно, очередь становится неотъемлемой частью его жизни, вносящей в нее порядок и целенаправленность. Вместе с тем, несмотря на тотальный характер, мы воспринимаем очередь как сугубо бытовое явление, не уделяя достаточного внимания ее социально-экономическому значению, которое значительно возросло в наше высокотехнологичное информационное время. Рассматривая очередь как часть всей социальной системы, можно выделить разные формы ее проявления:

1. Очередь как показатель порядка.

2. Очередь как форма организации.

3. Очередь как вариант «особого типа» общения.

4. Очередь как признак социальной общности.

5. Очередь как способ получения новой информации, опыта, способствующего развитию или, наоборот, деградации человека. [6]

Первые две формы проявления затрагивают организационный аспект этого сложного явления, в то время как остальные сосредоточены на коммуникативно-информационной сущности очереди, указывая на возникновение проблемы ее влияния, на сознание и образ мышления людей.

Говоря об особом общении, которое формирует атмосфера очереди, важно подчеркнуть, что обычно это общение единомышленников, идущих к одной цели. Именно в этих условиях максимально четко проявляется самоорганизация и сплоченность ее членов. Для многих людей, особенно для тех, у кого социальная активность по разным причинам недостаточная, очередь становится важнейшим условием проявления чувства справедливости, собственного достоинства и гражданской позиции.

Очередь сплачивает и объединяет, дает возможность участвовать в общественной жизни, рассуждать по сущностным животрепещущим вопросам, выражать собственное мнение и даже быть услышанным другими людьми. Вместе с тем очередь способна конструировать внутри себя иерархические группы, организованные по признаку социального статуса или отношения к тому или иному профессиональному сообществу, формируя в своих рядах «элиту», «середнячков» или «неудачников». [1]

Нельзя не отметить важное свойство очереди информировать, передавать опыт и даже содействовать развитию или, напротив, деградации. Сама очередь, способная аккумулировать и передавать информацию, по существу, выступает своеобразной информационной волной, которая может, подобно

мембране, усиливать информационный поток, передавая его во внешнюю среду. Каждый человек в этой социально-информационной конструкции есть элемент, принимающий и передающий информацию, он самопроизвольно создает необходимый или заданный волновой эффект. Кроме того, очередь - это в определенной мере своеобразный индикатор, раскрывающий суть какого-либо временного периода.

Очередь в координатах времени

Очереди в советское время стали объектом живого интереса многих исследователей. О специфических особенностях советской очереди живо и образно писал Хедрик Смит в своем знаменитом бестселлере «Русские», изданном на Западе в 1970—х. Обычная очередь сильно впечатлила американского репортера, отметившего ее «внутреннюю динамику», «скрытый магнетизм» и «своеобразный этикет». [8]

Публицист И.Земцов в своей работе «Энциклопедия советской жизни», выпущенной в США, приводит удивительную статистику очередей в советский период. В частности, советские граждане проводили в очередях 800 млрд. часов в год - что примерно равнялось рабочему времени 40-45 млн. человек в год, т.е. более трети работоспособного населения тратило свое продуктивное время в очередях. [12] Очередь стала неотъемлемым атрибутом в жизни людей, она структурировала, распределяла, направляла, информировала, лишая людей свободного времени и деформируя личность.

В 1950-80-х г.г. формируется так называемая география и логистика очередей, растет миграция населения в крупные города за товарами. Самым мощным центрами притяжения становятся крупные города. В 1970-х годах по московским очередям можно было изучать географию СССР. В московских очередях москвичей было не более четверти, жителей Центральной России около трети, оставшуюся нишу занимали жители отдаленных регионов и союзных республик. Всем еще памятны «колбасные поезда» из Рязани,

Владимира, Горького (Нижний Новгород), Кирова и пр. атрибуты «советского шопинга».

Очередь в те времена выполняла роль своеобразной социальной ниши или особого сообщества людей, ожидающих очередного блага в спонтанных, административных, товарных, «живых» или «бумажных» очередях. Некоторые административные очереди за квартирой, земельным участком или машиной длились годами и даже десятилетиями, порождая и поддерживая феномен «невидимой» очереди, длящейся вечно. Психологическая реальность таких социальных ожиданий не ориентировала человека на настоящее. Советский человек был психологически ориентирован на будущее, светлая картина которого была заранее известна, оставалось только запастись терпением и ждать. В этой связи очередь выступала своеобразным маршрутом этого долгого пути к процветанию.

В крайне идеологизированном советском обществе исторический процесс интерпретировался как хронотоп очереди с поочередно меняющимся первобытно-общинным строем, рабовладельческим, феодальным, капиталистическим. А в обозримом будущем должен быть построен коммунизм как апогей общественного развития и самая прогрессивная ступень общественной эволюции. Остроумно обыгрывал эту тему популярный анекдот: в Древнем Риме рабы-демонстранты несут лозунг: "Да здравствует феодализм - светлое будущее человечества!". [10]

И здесь совершенно очевидным становится факт, что «идея» очереди очень созвучна идее «справедливости», так как общий контекст общения в очереди строился на обсуждении вопросов справедливости и порядка. Очередь объединяет людей единым целеполаганием, структурой и правилами поведения, т.е. каждый, кто составляет очередь, подчиняется общим, инициируемым ею правилам «справедливости». Вместе с тем очередь - это ситуативное и принудительное соединение людей, которые, с одной стороны, раздражены друг против друга, а с другой, сосредоточены на

общем круге интересов и целей. Отсюда и смешанное чувство соперничества и солидарности, соединение индивидуального и коллективного, сопровождающееся ежеминутной готовностью сомкнуть ряды за общее дело. Этим объясняется и решительная энергия очереди, жесткая стальная спираль, которой питает коллективная энергия целеполагания, сочетающаяся с мягкой аморфной силой индивидуализма.

Вынужденная праздность людей, составляющих очередь, как бы подчиняется силе навязанного им общего дела. Коллективное единство, которое определяется таким делом, не является единством единомышленников, а выступает примером своеобразного интерактивного единомыслия, формирующего особое социальное сообщество, которое в дальнейшем на фоне информатизации становится основой для формирования целой группы социальных сообществ, построенных на сетевых технологиях и волновом эффекте. Признавая важное социальное значение очереди и отношение к ней как к атрибуту российской и советской истории, можно в определенном смысле рассматривать историю нашей страны как историю очередей, меняющуюся под воздействием социальных перемен. Такие изменения легко проследить на примерах жизни простых людей в разные исторические периоды.

Февраль 1917г.

«Очереди - Хвосты» или как правительство сломало свою голову о хвост.

В феврале 1917г. возникли трудности в снабжении хлебом в Петрограде, они были вызваны срывом графика грузовых перевозок по причине снежных заносов. Слухи о скором введении карточек на хлеб привели к его исчезновению, чего раньше никогда не случалось. У хлебных лавок выстроились длинные очереди - «хвосты». Так на почве слухов и возникшего по их причине дефицита вспыхнули локальные беспорядки. На

самом деле, муки в городе было достаточно, но вредные слухи, распространяемые в том числе в очередях, сделали свое дело - возникла паника и искусственный ажиотаж, вызвавший в конечном итоге беспорядки и волнения. Неспокойно было и в Москве: толпы людей стали собираться в центре, заливая пространство от Метрополя до Александровского сада, от Охотного ряда до Красной площади. Единственной категорией москвичей, которую не увлек за собой поток спешивших к Городской Думе, оказались люди, стоявшие в очередях за хлебом, но они оставались на месте потому, что боялись остаться без хлеба, а не потому, что не сочувствовали революционной толпе, так как очереди, или «хвосты», стали местом самой действенной антиправительственной агитации. [13]

Газета «Утро России» дала удивительно точный и динамичный репортаж тогдашних событий:

«Великий день. Пахнет в воздухе весной и историей. Тысячные толпы стремятся на Красную площадь.

И только хвосты на своих местах. Каждая минута приносит новые известия, новые перемены.

Хвосты стоят недвижимо. Их обходят.

Кто-то бросает крылатое: «Правительство сломало свою голову о хвост». С перекрестков исчезли городовые.

Хвосты волнуются. Еще бы! Вчера в одни руки выдавали по четыре французских хлеба. Многие идут на площадь, покончив свои дела в хвосте; идут, держа под каждой рукой по две булки.

Новости сыплются ежеминутно.

Среди хвостов тоже новости. Вчера в первый раз в Москве появились... керосиновые хвосты».

1970-80 е.

Советские очереди

Середина 1970-х в СССР стала эпохой очередей, ставших не только приметой времени, но и особым информационным ресурсом, который принято называть «сарафанным радио». Эффективность этого

коммуникационного канала нельзя недооценивать, а специфику следует глубоко изучать. Блестящий пример описания нравов советской очереди приводится в романе И. Штемлера «Универмаг». [9]

«За час до открытия толпа закупорила все парадные подъезды бывшего Конногвардейского общества. К десяти она уже не умещалась на широком тротуаре, сползла на мостовую и залила противоположную сторону. Одна и та же картина изо дня в день. Правда, в начале месяца толпа бывает скромнее, но к концу его неудержимо разрастается, ширится, смелеет...

Цыганки в цветном тряпье и сапогах. Узбеки в тюбетейках и китайских плащах. Небритые молчаливые кавказские парни в широких кепи. Женщины в туго повязанных темных русских платках... За этим авангардом — граждане с портфелями, с сумками, с вытянутыми, недовольными лицами. Они брезгливо поглядывают на непроницаемые спины первого эшелона, обмениваясь мнениями о спекулянтах, из-за которых честному труженику и к прилавку не пробиться.

- Удивил! — ухмыляется кто-нибудь из впереди стоящих. — Подумаешь, он инженер! Я тоже, может быть, инженер, но молчу.

- Почему ругаешься, мать? — произносит толстый узбек в тюбетейке. — Почему я спекулянт? Я трудовой человек. За ковром приехал. Дочку замуж отпускаю. Ночь здесь сидел, чуть не замерз... В Ташкенте такой ковер, честное слово, как золото. А откуда у меня золото?

- Может быть, вы и труженик, — охотно вступает в разговор пожилая женщина. — Только как сюда ни приду, глаза бы не глядели.

- А что, милая, сама-то каждый день сюды шастаешь? — с подковыркой спрашивает бабка в темном боевом платке.

Все дружно смеются. И вновь привычно и беззлобно принимаются обсуждать, почему сюда засылают ковры, а в Ташкент меховые тулупы.

- Сам покупал, в командировке был. За сто рублей, — доказывает худой русоголовый гражданин.

- Политика, да, — соглашается золотозубый кавказец в кепи. — Хотят, чтобы поезда пустые не ходили. Народ едет туда-сюда...

Постепенно тема разговора захватывает всех...

Политико-экономические вопросы решаются в толпе определенно и бескомпромиссно. Все всё понимают. За всё отвечают. В ней нет учителей и учеников. Общие заботы сплачивают всех в крепчайшее братство покупателей. И заботы, если говорить всерьез, государственной важности. Даже цыганки стоят притихшие...

Приведенные примеры показывают, как очередь, являющаяся социальным феноменом, становится важным коммуникационным ресурсом, способным не только передавать, но и генерировать новую информацию. В настоящее время в условиях рыночной экономики дефицит как первопричина

очереди практически искоренен, но метод распространения информации -«сарафанное радио», активно используется социальными медиа, получившими название социальных сетей.

Как идея «очереди» перекочевала в современные социальные сети

Термин «социальная сеть» был впервые введен Джеймсом Барнзом (James Barnes) в 1954 г. Социальная сеть (от англ. social networking service) - это платформа, предназначенная для построения и организации социальных коммуникаций на основе обмена информацией. [2]

Характерной особенностью социальной сети является ее содержание, или контент, наполняемый самими участниками сети в форме непрерывного общения между собой. В настоящее время роль и значение соцсетей носит универсальный характер. Социальные сети используются не только для развлечения и общения. Их возможности востребованы бизнесом, политическими структурами и широко используются в образовании как качественно новый способ получения разнообразной информации.

В настоящее время существует большое количество разнообразных онлайн-сервисов, которые можно отнести к «социальным сетям». Это: Facebook, Twitter, ВКонтакте, Мой Мир, Instagram, Одноклассники, Фотострана, YouTube, LiveJournal, Дневник.ру, Привет.ру, Qzone, Mixi и многие другие. Регулярные опросы, проводимые в Рунете, констатируют, что около 70% пользователей Интернета знают о существовании соцсетей и пользуются ими. [7]

Виртуальную социальную сеть можно также рассматривать как социальную структуру Интернет-среды, узлы которой составляют организации или отдельные люди, между ними формируются корпоративные, служебные, семейные, дружеские связи и в том числе основанные на общих интересах, хобби и увлечениях. Изучение и оценка деятельности соцсетей возможна разными методами и в том числе на основе применения

сравнительного анализа, однако наиболее распространенным методом является экспертная оценка, позволяющая исследователю сделать выводы на основе личного участия в сетевой дискуссии. В этой связи можно выделить два подхода к определению экспертной оценки:

1. Пассивный - построение экспертной оценки на основе наблюдения за организацией построения и дискуссией в соцсети («гостить в сети»).

2. Активный - построение экспертной оценки на основе прямого участия в дискуссиях и процессах формирования соцсети («жить в сети»).

К основным критериям оценки социальных сетей можно отнести следующие: количественные параметры (число участников и групп), топологию сети, совокупный социальный капитал, объем генерируемой полезной информации, тематика и активность обсуждений, суммарное психологическое состояние участников («дружелюбие сети»), качественные параметры (число известных людей и профессионалов, принимающих участие в дискуссиях) и пр. Однако все эти критерии не универсальны. Так, например, для крупных и популярных сетей, как «Мой мир» и «Одноклассники», важен критерий топографии и социальный капитал сети, т.к. они показывают, как выстраивается и наращивается социальная активность. В «Моем мире» точками притяжения информации являются так называемые «звезды» сети -это интересные блоги, вокруг которых формируются зоны социальной активности. В «Одноклассниках» зоны активности выстраиваются вокруг интересных и знакомых фотографий, привлекающих внимание людей, которые узнают на них самих себя, своих близких, вспоминают о событиях, изображенных на них. Для социальных сетей профессионалов будут важны качественные характеристики и тематика обсуждений, в то время как для малых сетей будет важно суммарное психологическое состояние участников. [7]

Сам поэтапный процесс формирования социальной сети отражает степень социальной активности, повторяющий классическую кривую жизненного цикла Т. Левитта: «всплеск интереса» - «зона сомнения» -«устойчивый рост» - «стабильность» - «спад».

Наиболее интересным этапом для исследователей является начальный этап роста, характеризующийся притоком энергии, обусловленный человеческим любопытством, ностальгией, желанием найти новых или старых друзей, профессиональными интересами и пр. В этой связи важны два системообразующих элемента соцсетей - идея и сообщество.

Идея социальной сети должна быть очень сильной и пассионарной, а сообщество устойчивым и приверженным идее сети, только в этом случае сеть будет иметь длительные временные перспективы. Для углубления понимания важно соотнести два довольно близких социальных феномена: старого - очереди и нового - социальной сети.

В первом в качестве идеи выступает общественное благо, а сообщество формируется на основе ключевой мотивации. Кто-то стоял в очереди, чтобы получить какое-то благо, кто-то чтобы продать свое место, а кто-то, чтобы поучаствовать в создании очереди, подобно «Авдотьюшке» - героине рассказа Фридриха Горенштейна «С кошелочкой». Этот образ «типичной продовольственной старухи», широко известный в советской действительности, но не учитываемый официальной статистикой. [4]

В случае с социальными сетями к двум этим важным элементам можно прибавить третий - волновой эффект, позволяющий пропагандировать идею и широко транслировать информацию. Вместе с тем «волновой эффект» был свойствен и очереди. Он существовал в форме информационной волны охватывающей всю очередь, однако как самостоятельный элемент социальных коммуникаций волновой эффект сформировался в современных условиях развития информационных технологий и создания сети Интернет.

Социальные сети и «волновой эффект»

Волновой эффект, возникающий в социальных сетях описали Дженнифер Аакер и Энди Смит в своей книге «Эффект стрекозы: Все об улетных промо-кампаниях в социальных сетях». Они сформулировали свое отношение к реализации творческого потенциала людей посредством социальных сетей. Многочисленные сетевые коммуникации, по мнению исследователей, должны быть организованы в форме «волнового эффекта», основанного на передаче конструктивного импульса большому количеству людей и получению обратной связи. [11]

Волновой эффект передачи импульса позволяет популяризировать идею, развить интерес к ней и стимулировать активность через интерес пользователей сети к прорывной идее, важному событию, необычному факту и пр. В социальных процессах волновой эффект обеспечивает передачу конструктивного импульса большому количеству людей через социальное взаимодействие. В этом случае даже малые дела и обычные на первый взгляд события, в конце концов, могут привести к большим изменениям, которые могут быть как позитивными, так и негативными. Для того чтобы достичь позитивных сдвигов, действие, находящееся в эпицентре, должно быть наполнено созидательным смыслом! Ярким примером может служить активизация познавательного интереса к каким-то интересным событиям, объектам, мероприятиям и пр. Привлечение людей для того, чтобы они оставили «клик» или «лайк» на каком-то фото, - это во всех смыслах пустое занятие. Но социальная сеть - это инструмент и им тоже нужно научиться пользоваться продуктивно. Все это подчеркивает необходимость использования социальной сети для создания чего-либо значимого на основе согласованных действий («Эффект стрекозы»).

Стрекоза - единственное насекомое, способное лететь в любом направлении с одинаковой скоростью, так как все ее четыре крыла работают согласованно. Этот эффект хорошо прослеживается в действии социальных

сетей, где наглядно демонстрируется важность совместных действий. Задействованная энергия вовлеченности способна продвигать идеи и решать сложные задачи. Интересные решения, которые генерируют способные и целеустремленные люди, объединяют их в группы единомышленников. Феномен этого эффекта в том, что обычно все эти люди лично незнакомы и живут в разных частях страны или планеты, но их объединяет общая цель, которую они хотят достичь сообща. Однако энергия вовлеченности не возникает на пустом месте. Очень важно рассказать большому числу людей захватывающую историю, вложив в нее всю страсть убеждения, сделав свой рассказ эмоционально насыщенным и заразительным. [5]

Ярким примером позитивного использования волнового эффекта в социальных сетях является популяризация самодеятельных народных маршрутов, составленных и продвигаемых самими пользователями сети.

В качестве примера предлагается рассмотреть процесс продвижения в социальной сети "ВКонтакте" некоммерческого студенческого проекта -экскурсионного продукта по городу Рязань «Дыхание вечной жизни».1 Специально созданной группе был представлен проект экскурсионного маршрута с целью вызвать живой интерес и получить отзывы потенциальных потребителей о проектируемом туристском продукте.

1 Проект студентов РЭУ им. Г.В Плеханова. Журавлевой А. и Трубецкой Т.

Главная страница группы, посвящённая обзорной экскурсии по Рязани, в

социальной сети "ВКонтакте"

вчера в 20:55 | Комментировать Мне нравится V 14

5апуа Робинзонаду

тг^>> Добрый денедорогие друзья! Мы хотели бы предложить Вам интереснейшую экскурсию по городу, ЁШНбЕ который многие по праву называют душой всей России, а именно по Рязани, чьи природные и ОпНпе архитектурные ландшафты таят в себе удивительное очарование и особую магию, что обязательно найдёт отклик в сердцах тех, кто сумеет ею проникнуться.

Показать полностью...

вчера в 19:26 Мне нравится V 19

Комментарии, оставленные потенциальными потребителями

Мэрия Горбунова

Здравствуйте! А на какую возрастную категорию рассчитана экскурсия? вчера в 19:36 Ответить

Дарья Странадко

Подскажите, какова продолжительность поездки? вчера в 19:36 Ответить

Экскурсионный маршрут по Рязани

Мария, наша экскурсия рассчитана на широкий круг лиц, начиная от детей дошкольного возраста (в сопровождении родителей) и заканчивая лицами пенсионного возраста. Мы не называем никаких возрастных ограничений, эта поездка подойдет совершенно для всех.

вчера в 19:43 Марии Ответить Экскурсионный маршрут по Рязани

Дарья, продолжительность экскурсии (включая дорогу] составит примерно целый день для тех, кто начнёт свой путь из столицы вместе с нашим экскурсоводом.

вчера в 19:44 Дарье Ответить

Lizaveta Slotina

Предусмотрено ли посещение села Константинове? Или экскурсия только по Рязани?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вчера в 19:47 Ответить

Boris Semenikhin

Здравствуйте! Насколько возможно посетить все достопримечательности Рязани за один день?

вчера в 19:4В Ответить Экскурсионный маршрут по Рязани

Lizaveta, наш экскурсия рассчитана всего на один день, поэтому в нее не входит посещение села Константинове, но в дальнейшем мы планируем увеличить количество дней нашей поездки и тогда обязательно включим данную достопримечательной в наш экскурсионный тур.

Ечерэ в 19:53 Lizaveta Ответить

Экскурсионный маршрут по Рязани

Boris, наш маршрут состоит из таких объектов показа, как монумент Победы, памятник Евпатию Коловрату, здание бывшего дворянского собрания, гимназия № 2, памятник Олегу Рязанскому, Рязанский Кремль, памятник Сергею Есенину и музей воздушно-десантных войск (с посещением).

вчера в 19:59 Boris Ответить

Аркадий Карасёв

Здравствуйте, а сколько человек может быть в группе? вчера в 20:01 Ответить

Вопросы от лиц, ставших участниками нашей группы

В.пад Атигаев

Красиво:

три часа на:а: Ответить

Комментировать..

Экскурсионным маршрут по Рязани в сообществе обновилась фотография

вчера е 13:22 | Комментировать

Мне нравится ▼ 14

Комментарии лиц, нашедших предложение довольно интересным

В заключении можно отметить, что в настоящее время, когда настоящее тесно смыкается с будущим, необходимо научиться исследовать и продуктивно использовать традиционные явления, которые способны становиться основой для развития технологий будущего. Это утверждение наглядно подтверждается глубокой смысловой связью традиционных

очередей с современными онлайн-сервисами, к которым можно отнести

«социальные сети».

Литература

1. Богданов К.А. «Советская очередь: социология и фольклор». http://www.booksite.ru/localtxt/pov/ sed/nev/nost/ 12.htm.

2. Вебер К.С., Пименов А.А. «Сравнительный анализ социальных сетей». Вестник ТГУ, т.19, вып.2, 2014. с. 634-636.

3. Будрайтскис И. «две очереди». http://www.redflora.org/2013/07/blog-post.html.

4. Горенштейн Ф. С кошелочкой // Русские цветы зла. Сб. М., 1997. С. 141.

5. Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование. М.: издательский центр «Академия» (издание 2-е дополненное), 2016, с. 267.

6. Пряжников Н.С. «Очередь как смыслообразующее начало». Журнал «социальный психолог», №2, 2009. с. 49-67.

7. Сазонов В. М. Сравнительный анализ социально-сетевых проектов. http://v-school .narod.ru/PAPERS/analiz.doc

8. Хедрик Смит «Русские» (Искусство быть потребителем). http://www.ereading.club/chapter.php/1023647/15/SSSR_glazami_sovetologov. html

9. Штемлер И. «Универмаг». М., «Молодая гвардия», 1984, с.304.

10. Эпштейн М. Бог деталей. Эссеистика 1977-1988.- М.: Издание Р.Эллина, 1998. http : //magazines . russ.ru/volga/1999/4/truapsh.html

11. Aaker, J., Smith, A., 2010. The Dragonfly Effect: Quick, Effective, and Powerful Ways To Use Social Media to Drive Social Change. Jossey-Bass, р.р. 240.

12. Zemtzov I. Encyclopedia of Soviet Life. New Brunswick; London, 1991. P. 261.

13. http://statehistory . ru/books/Vladimir--Ruga_Povsednevnaya- zhizn-Moskvy--Ocherki-gorodskogo-byta-v-period-Pervoy-mirovoy -voyny/13. (дата обращения; 21.04.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.