Научная статья на тему 'Социально-экономический эффект от развития системы образования и рынка труда профессиональных кадров'

Социально-экономический эффект от развития системы образования и рынка труда профессиональных кадров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / LABOR MARKET / EDUCATIONAL SERVICES MARKET / INTERACTION MECHANISM / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIOECONOMIC EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роков Антон Иосифович, Ледовская Карина Александровна

В данной статье проведен анализ системы образования и рынка труда профессиональных кадров, а также социально-экономические эффекты, которые можно получить от их устойчивого развития. Были исследованы схемы взаимодействия системы образования и рынка труда, обусловлена важность рабочей силы для современной экономики. На основе исследований принципов и механизмов взаимодействия рынка труда с образовательной средой были рассмотрены проблемы сетевого взаимодействия трудовых субъектов с органами власти и предложено использование проекта по повышению их эффективности на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic effect of development of education system and labor market of professional personnel

This article analyzes the education system and the labor market of professional personnel, as well as the socio-economic effects that can be obtained from their sustainable development. The scheme of interaction between the education system and the labor market was investigated, the importance of labor for the modern economy was determined. Based on studies of the principles and mechanisms of the interaction of the labor market with the educational environment, the problems of network interaction of labor entities with authorities were considered and the use of a project to increase their effectiveness at the regional level was proposed.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический эффект от развития системы образования и рынка труда профессиональных кадров»

Том 8, № 2 (2020) Business Strategies

DOI: 10.17747/2311-7184-2020-2-39-44

(«D

Социально-экономический эффект от развития системы образования и рынка труда профессиональных кадров

Роков Антон Иосифович

Научный сотрудник кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами, ФГ-БОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21.

e-mail: rokovanton2020@gmail.com Ледовская Карина Александровна

Студентка, ГУМРФ им. адмирала Макарова, 198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7. e-mail: karinaled1997@gmail.com

Аннотация. В данной статье проведен анализ системы образования и рынка труда профессиональных кадров, а также социально-экономические эффекты, которые можно получить от их устойчивого развития. Были исследованы схемы взаимодействия системы образования и рынка труда, обусловлена важность рабочей силы для современной экономики. На основе исследований принципов и механизмов взаимодействия рынка труда с образовательной средой были рассмотрены проблемы сетевого взаимодействия трудовых субъектов с органами власти и предложено использование проекта по повышению их эффективности на региональном уровне.

Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, механизм взаимодействия, устойчивое развитие, социально-экономический эффект.

Rokov Anton, Ledovskaya Karina

Annotation. This article analyzes the education system and the labor market of professional personnel, as well as the socio-economic effects that can be obtained from their sustainable development. The scheme of interaction between the education system and the labor market was investigated, the importance of labor for the modern economy was determined. Based on studies of the principles and mechanisms of the interaction of the labor market with the educational environment, the problems of network interaction of labor entities with authorities were considered and the use of a project to increase their effectiveness at the regional level was proposed.

Keywords: labor market, educational services market, interaction mechanism, sustainable development, socioeconomic effect.

Развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к трансформации общества, а существующие знания нуждаются в значительных преобразованиях, что невозможно осуществить без перестройки действующей системы образования, учитывая потребности экономики в профессиональных кадрах.

Политические и социальные тенденции в области высшего образования во всем мире, прежде всего в развитых странах, заключаются в расширении доступа населения всех социальных уровней к образовательным услугам. В одной только Западной Европе функционирует свыше 2500 высших учебных заведений, где проходят обучение практически 18 миллионов студентов практически из всех стран мира [16].

Система высшего образования с политической точки зрения направлена на снижение социально-экономического неравенства в условиях жесткой стратификации населения. Экономические аспекты образования заключаются в социально-экономическом эффекте и росте качества жизни населения. Для достижения таких глобальных целей необходимо решить конфликты интересов между различными социальными группами и провести институциональные преобразования в действующей системе образования, допустив к нему максимальное количество людей, что практически невозможно в российской действительности. Развитие рыночных подходов к организации национальной системы образования и рынка труда профессиональных кадров создает барьеры для людей с ограниченным материальным достатком и порождает сильную социальную напряженность в обществе [18].

Уровень развития системы образования определяет конкурентоспособность национальной экономики любого государства и социальное положение общества, например качество жизни населения. Однако взаимосвязь рынка труда и системы образования приводит к возникновению множества неразрешенных вопросов. Проблема подтверждается противоречиями между наличием профессиональных кадров на рынке и реальными потребностями национальной экономики в них. Именно дисбаланс специалистов с высшим образованием и наличия специальностей не позволяет говорить об экономическом равновесии на макроуровне.

Socio-economic effect of development of education system and labor market of professional personnel

электронный научно-экономический журнал стр 40

Главный фактор, который влияет на социально-экономическое развитие, - это люди. Именно от человеческого фактора зависит успех как на уровне хозяйствующего субъекта, так и на национальном, так что рабочие, обеспечивающие производство, должны обладать соответствующей квалификацией, мотивацией и быть компетентными в своей области [7].

Можно сделать вывод, что, учитывая кризисные явления, в которых находится Российская Федерация, необходимо более эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы [7; 8]. Именно рынок труда оказывает прямое влияние на процессы воспроизводства рабочей силы, учитывая необходимость в трудовых ресурсах. Распределение и перераспределение рабочей силы позволяет активизировать мобильность профессиональных кадров и обеспечивает стимулирование роста производительности труда на национальном уровне [2].

Наблюдается значительный переизбыток, например, таких специальностей, как управленцы, юристы, экономисты, а также несоответствие действующей системы образования потребностям национальной экономики, практически полное отсутствие унифицированных требований к профессиональной подготовке определенных специалистов со стороны высших учебных заведений, работодателей и так далее.

На практике наблюдается отсутствие устойчивых связей между образовательными учреждениями и потенциальными работодателями, что приводит к дефициту профессиональных кадров определенных специальностей и создает сложности при трудоустройстве интеллектуальных ресурсов [1; 11].

Управление любого уровня должно стремиться к развитию интеллектуального капитала и не допускать его утечки для обеспечения роста производительности деятельности [5]. С точки зрения хозяйствующего субъекта, развитие современных экономических отношений привело к тому, что влияние на рыночную стоимость организации материальных активов значительно сократилось и уступило нематериальным, которые и определяют интеллектуальный капитал хозяйствующего субъекта [6].

Интеллектуальный труд стал способствовать созданию конкурентных преимуществ в экономике, а интеллектуальная собственность стала представлять собой совокупность личных прав ее создателей, закрепленных законодательно [4].

Интеллектуальный капитал можно представить как духовную составляющую рабочей силы, определяющую способность индивида к труду. Как субъект рынка труда, профессиональные кадры обладают определенными компетенциями и качественными характеристиками. От развития системы образования зависит качество способностей кадров и рост стоимости их труда. Можно сказать, что рабочая сила формирует рынок труда и является «поставщиком» своих умственных и физических навыков. На рис. 1 предлагается рассмотреть взаимодействие системы образования с рынком труда профессиональных кадров.

Рис. 1. Схема взаимодействия системы образования и рынка труда Составлено авторами на основе: [2]; [8]; [10].

электронный научно-экономический журнал стр 41

Несмотря на значительное количество научных трудов, в которых рассматриваются пути сбалансированности рынков труда и образовательных услуг, механизм взаимодействия данных рынков требует дальнейшего его изучения.

С точки зрения Р. Вольфа и Д. Барсамиана [19], систему образования сложно считать рыночным процессом, а учреждения профессионального образования должны выступать не просто субъектом, предлагающим продукт в виде образовательного документа, который имеет определенную ценность на рынке труда. Приобретенные знания и навыки, подтвержденные полученными образовательными документами, не могут являться достаточным или необходимым условием для получения специальности.

Усложняются образовательные процессы усилением влияния гуманистических ориентиров, которые требуют выработки совершенно новых компетенций от рынка труда. Социальная работа в образовании должна оказать прямое влияние на самоактуализацию личности и увеличить его интеллектуальные возможности в условиях повсеместной глобализации [12; 14].

Наблюдается возрастание издержек системы высшего образования вследствие его интернационализации, а также роста потребностей работодателей, тогда как квалификация специалистов не соответствует требованиям. Данные обстоятельства серьезно омрачают и без того сложную ситуацию по недоступности социальных лифтов, а высокооплачиваемые рабочие места достаются наиболее обеспеченным слоям общества. Рост социальной напряженности и деградация рынка труда лишь одни из негативных последствий недоступности образования всем слоям населения.

Для получения социально-экономических эффектов необходимо сделать систему образования более доступной для широких слоев населения, чему препятствует его коммерциализация. Большинство населения России не обладает достаточным количеством финансов для получения качественного образования. Таким образом, рассмотрение образования со стороны рынка не будет приносить достаточную интеллектуальную ренту в перспективе, рост доходов населения будет незначительным, а социальная напряженность только увеличится.

Можно выделить следующие тенденции национальной системы образования [3; 10]:

- несоответствие материально-технической базы профессионального образования современным требованиям;

- сильная отсталость учебно-методической базы не дает возможности повысить качество образовательных процессов;

- кадровый состав профессиональных преподавателей зачастую не соответствует своей квалификации;

- слабый уровень финансирования образовательных программ, сильный уровень бюрократизации и большой объем коррупции;

- неразвитая нормативно-правовая база ставит барьер к возможности финансирования образовательных процессов со стороны частного сектора;

- несоблюдение интересов системы профессионального образования и рынка труда;

- слабый уровень развития научно-исследовательских проектов в образовании.

Данные проблемы являются серьезными, однако их решение является необходимым условием построения цифровой экономики. Именно реформирование образовательной среды позволит получить социально-экономический эффект и обеспечит переход к постиндустриальному обществу. Для успешного реформирования необходимо разрабатывать эффективные проекты, управление которыми следует подчинить наиболее инновационным методам [9].

Социально-экономический эффект от развития национальной системы образования и рынка труда станет необходимым явлением перед построением экономики знаний. Стоит отметить, что на взаимосвязь рынка труда и системы образования влияют не только экономические, политические, правовые и социальные факторы, но и психологические. Именно учет психологических аспектов, которые на данный момент в большей части игнорируются, позволит повысить эффективность образовательного процесса в профессиональных учреждениях [17].

В общем виде институциональную структуру системы профессионального образования можно представить в виде взаимодействий следующих элементов [1; 3]: субъектов образовательных процессов (индивидуумы, государства, хозяйствующие структуры); уровень мобильности субъектов; действующая законодательная база и так далее. Особенно стоит выделить субъекты образовательных услуг, так как именно они диктуют объем и характер спроса на образование, а также объем предложения со стороны профессиональных учреждений.

Систему профессионального образования или рынок образовательных услуг можно рассматривать как систему социально-экономических отношений между профессиональными учреждениями и потребителями с целью продажи и покупки образовательных услуг. В современных условиях рынок образовательных услуг является, с одной стороны, самостоятельным рыночным образованием, с другой - составной частью рынка капитала, так как знания, навыки и умения являются формой человеческого капитала. Именно человеческий капитал становится важным элементом функционирования рынка труда [1].

Рынок труда находится в постоянной динамике, которая претерпевает значительные изменения в зависимости от: состояния национальной экономики; наличия трудовых ресурсов; спроса и предложения на профессиональные кадры; уровня оплаты труда, социальной динамики общества и так далее.

Взаимодействие рынка труда и системы образования необходимо рассматривать с учетом определенных принципов, которые можно разделить на четыре крупные категории: универсальные, управления, организационные и коммуникационные. На рис. 2 подробно перечислены принципы, которыми необходимо руководствоваться при построении моделей получения социально-экономического эффекта.

электронный научно-экономический журнал

Том 8, № 2 (2020) ВизтеББ 8^ед1е5

стр 42

Рис. 2. Принципы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг Составлено авторами на основе: [8]; [10]; [13].

Можно сказать, что максимизация эффективности функционирования рынка труда в условиях цифровой трансформации экономики возможна лишь с разработкой механизмов его взаимоувязки с национальной системой образования. Национальная система образования находится под сильным влиянием как общемировых тенденций, так и особенностей развития самого государства.

Процессы, протекающие в образовании и на рынке труда, имеют прямую связь с благополучием территориальных объединений, где они функционируют Кризисные условия, в которых находится Россия, создали сложную ситуацию для регионов, а именно невозможность достижения баланса между доходами и расходами. Данный факт привел к росту безработицы, увеличению объемов теневой экономики и кредиторской задолженности, сокращению доступных финансовых ресурсов и прочим неблагоприятным факторам [15].

Социально-экономический эффект для страны возможно максимизировать при обеспечении устойчивого развития всей экономической системы и создания устойчивой сетевой связи между отдельными субъектами рынка труда, на котором имеются специалисты соответствующей квалификации. Однако на рынке труда имеет место развитие множества конфликтных ситуаций. Пример проблем сетевого взаимодействия рынка труда с органами власти рассмотрен на рис. 3.

Отсутствие профессиональных

Рис. 3. Проблемы сетевого взаимодействия с органами власти Составлено авторами на основе: [1]; [3]; [13]

Конфликты на рынке труда усложняют возможности грамотного взаимодействия с образовательной средой. Для повышения эффективности такого взаимодействия предлагается использовать разработку проектов на уровне региона. Примерный план действий проектной деятельности в данном направлении рассмотрен на рис. 4.

электронный научно-экономический журнал

Том 8, № 2 (2020) ВизтеББ 8^ед1е5

стр 43

Рис. 4. Проект повышения эффективности взаимодействий рынка труда и системы профессионального образования Составлено авторами на основе: [2]; [13].

Реализация проектов повышения эффективности взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования должна учитывать особенности территориальных объединений. Подготовка трудовых кадров соответствующей квалификации необходимо увязать с их потребностью со стороны работодателей. Научные и общественные организации должны наладить систему отношений с хозяйствующими субъектами на основе построения оптимальных проектов.

Функционирование механизма рассматриваемых рынков необходимо обеспечить с условием целенаправленных государственных мер на уровне макроэкономического регулирования. Согласование взаимодействий между профессиональными учреждениями, органами власти и хозяйствующими субъектами позволит создать взаимовыгодные отношения в долгосрочной перспективе.

Список литературы

1. Андросова И. В. Специфика образовательных услуг в системе общественных отношений // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 458-461.

2. Борисенко М. В. Рынок рабочей силы как результат взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда // Вестник Института экономических исследований. 2017. № 4 (8).

3. Бухтаяров А. А. Формирование механизма взаимодействия рынков труда и образовательных услуг // Фундаментальные исследования. 2008. № 7. С. 112-113.

4. ДмитриевН.Д. Актуальные проблемы и перспективы развития института прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации // Частное право в эволюционирующем обществе: традиции и новации. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 324-327.

5. ДмитриевН. Д. Оценка интеллектуального капитала организации с помощью выявления его экономического потенциала // Технологическая перспектива: новые рынки и точки экономического роста. - СПб: Издательство «Астерион». 2018. С. 627-634.

6. Дмитриев Н. Д. Оценка интеллектуального капитала организации с помощью выявления его экономического потенциала // Экономика и управление: сборник научных трудов СПбГЭУ. - Санкт-Петербург. 2018. С. 115-123.

7. ДмитриевН. Д. Проблемы повышения производительности труда в Российской Федерации в условиях кризиса // Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий. - Вологда. 2019. С. 111-115.

8. ДубаневичЛ. Э. Рынок труда и рынок образовательных услуг: проблемы взаимодействия // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современной науки: экономика, психология и право». 2014. С. 142-145.

электронный научно-экономический журнал стр 44

9. Жильцов С. А, Антонова А. Е., Пономарева Е. А, Романов А. А, Украинцев С. Д. Роль управления проектами в цифровой экономике // Экономика и предпринимательство. 2019. № 7 (108). С. 688-693.

10. ПеревозчиковаН. А, Василенко Т.Д. Концептуальные основы механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник Института экономических исследований. 2018. № 1 (9).

11. Роков А. И., Бакина Е. С., Ледовская К А. Инвестиции в человеческий капитал как фактор успешного развития организаций и общества в эпоху цифровой экономики // Стратегии бизнеса. 2020. № 1. С. 27-30.

12. СудаковаН. Е. Философия культуры в контексте глобализации: коммуникация как путь к самоидентификации личности в культуре и образовании // Вызовы глобального мира. Вестник ИМТП. 2015. № 2 (6). С. 91-95.

13. ТягловС. Г., ЗмиякС. С. Управление качеством подготовки квалифицированных работников как ключевая проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // JER. 2015. № 2.

14. Цыренова В. Б., Литвинова Ж. Б. Педагогические ориентиры социальной работы в системе образования // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности». 2019. С. 268-269.

15. Basarovskiy O. A, DmitrievN. D, Ways to improve interbudgetary relations in the Russian Federation // Modern Science. - М.: «Институт стратегических исследований». 2019. № 4-1. С. 71-73.

16. European tertiary education register (ETER). Database of higher education. European Commission. 2018. URL: https://www.eter-project.com/#/home (дата обращения: 22.12.2019).

17. GladilinaI., YumashevA. V., Avdeeva T. I., FatkullinaA. A., & GafiyatullinaE. A. Psychological and pedagogical aspects of increasing the educational process efficiency in a university for specialists in the field of physical education and sport. Espacios, 2018, 39 (21).

18. Kromydas T. Rethinking higher education and its relationship with social inequalities: Past knowledge, present state and future potential // Palgrave communications. 2017. Vol. 3. № 1. URL: https://www.nature.com/articles/s41599-017-0001-8 (дата обращения: 22.12.2019).

19. WolffR., BarsamianD. Occupy the economy: Challenging capitalism. San Francisco: City lights publishers. 2012. 190 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.