Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ МАРКЕТИНГА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ.'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ МАРКЕТИНГА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
Контент-маркетинг / цифровой маркетинг / коммуникации / чат-бот / digital коммуникации / искусственный интеллект / Интернет вещей / social media marketing.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Сабир Самир

В статье рассматриваются современные тенденции развития цифрового маркетинга и его перспективы. Проанализированы востребованные и перспективные инструменты digital-маркетинга. Успех бизнеса сегодня сильно зависит от технологий, и предприниматель должен иметь возможность передавать клиенту данные с применением удобного для него канала коммуникации и в любой момент времени. Это могут быть как привычные формы коммуникации: интернет-портал, колл-центр, электронная почта, либо голосовые и чат-боты, позволяющие быстро и в удобном формате получить нужную информацию. В нашем, стремительно меняющемся мире, привычные маркетинговые инструменты и рекламные эффекты уже не дают желаемого результата и на смену консервативным методам приходят цифровые виды маркетинга и рекламы. Современный маркетинг приобрел много направлений: контент-маркетинг, social media marketing, поисковый маркетинг, performance marketing, email маркетинг и другие, которые говорят об эволюции сферы маркетинга и о её цифровизации. В эпоху развития цифровой экономики предприятиям и компаниям необходимо применять инновационный подход в решении поставленных задач, проводить эксперименты с производственными технологиями, использовать цифровой маркетинг и цифровую рекламу для продвижения нового продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ МАРКЕТИНГА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ.»

УДК 338.1

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ МАРКЕТИНГА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ.

ГАДЖИЕВ САБИР САМИР

докторант кафедры Экономика, БГУ, Баку, Азербайджан

Аннотация: В статье рассматриваются современные тенденции развития цифрового маркетинга и его перспективы. Проанализированы востребованные и перспективные инструменты digital-маркетинга. Успех бизнеса сегодня сильно зависит от технологий, и предприниматель должен иметь возможность передавать клиенту данные с применением удобного для него канала коммуникации и в любой момент времени. Это могут быть как привычные формы коммуникации: интернет-портал, колл-центр, электронная почта, либо голосовые и чат-боты, позволяющие быстро и в удобном формате получить нужную информацию. В нашем, стремительно меняющемся мире, привычные маркетинговые инструменты и рекламные эффекты уже не дают желаемого результата и на смену консервативным методам приходят цифровые виды маркетинга и рекламы. Современный маркетинг приобрел много направлений: контент-маркетинг, social media marketing, поисковый маркетинг, performance marketing, email маркетинг и другие, которые говорят об эволюции сферы маркетинга и о её цифровизации. В эпоху развития цифровой экономики предприятиям и компаниям необходимо применять инновационный подход в решении поставленных задач, проводить эксперименты с производственными технологиями, использовать цифровой маркетинг и цифровую рекламу для продвижения нового продукта.

Ключевые слова: Контент-маркетинг, цифровой маркетинг, коммуникации, чат-бот, digital коммуникации, искусственный интеллект, Интернет вещей, social media marketing.

Введение. Благодаря развитию инновационных цифровых технологий и появлению интернета, произошла адаптация маркетинга под цифровые технологии, в связи с чем определились новые направления маркетинга: цифровой и интернет-маркетинг. Главная задача цифрового-маркетинга - обеспечить максимальное присутствие бизнеса в сети и достичь максимального коммерческого результата. Целью интернет-маркетинга является привлечение новых клиентов, фиксирование их контактов для коммуникации, автоматизация продаж, изучение потребностей целевой аудитории для улучшения продукта, быстрая и эффективная коммуникация с потенциальными клиентами. Эти направления тесно связаны между собой, так как используют одни и те же коммуникационные технологии: мобильные приложения, цифровое телевидение, SMS, MMS, QR-коды. Все эти виды технологий работают посредством коммуникаций в интернете. Основными направлениями в работе цифрового маркетинга является массовый перевод деятельности компаний в интернет. Это предполагает создание корпоративных сайтов, интернет-магазинов, мобильных приложений, рекламу товаров и услуг в социальных сетях, блогах, форумах, организацию мероприятий, конкурсов, акций, с целью продвижения продукта.

Результаты исследование: Стартовой площадкой в поиске идей через Интернет являются пользователи. За их потребностями можно следить с помощью опросов клиентуры, групповых обсуждений в чатах и форумах, подсчетом посещаемости страниц сайтов и социальных сетей. В исследовании анализировалась связь между пользователями социальных сетей и продвижением брендов в сетях. Были определены отрасли бизнес-деятельности, которые за последний год, больше всего воспользовались услугами social media marketing, рекламируя свой продукты на цифровых платформах (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Отрасли бизнеса, использующие SMM для продвижения продуктов в

интернете.

Представители указанных отраслей бизнеса активно используют social media marketing для продвижения

Данные были взяты из Statista.Inc за 2021год и приведены в процентном соотношении. Высокие показатели по некоторым отраслям бизнес-деятельности, говорят об активности интернет-пользователей, которые являются потенциальными клиентами маркетологов. За последние пять лет реклама в интернете полностью интегрировала на платформы или в социальные сети. Это связано с тем, выросла популярность социальных сетей, что в свою очередь привело к увеличению числа интернет-пользователей. Отдельно следует отметить рост числа пользователей интернетом за период пандемии. За эти два года число интернет-пользователей увеличилось на 17%, а это означает рост числа потенциальных клиентов маркетологов. На конец 2021 года число пользователей социальными сетями в мире составила 4.20 миллиарда [1]. Самыми популярными у маркетологов являются такие социальные сети как Facebook, Instagram, YouTube. На период 2020-2021годов, общее число маркетологов, пользующихся этими платформами для продвижения своих продуктов и услуг, приведено на диаграмме 2 (в процентах). Данные приведены из отчетов stat.gov.az.

Диаграмма 2. Общее число маркетологов, использующих социальные сети.

ЧИСЛО МАРКЕТОЛОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ПОПУЛЯРНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ (В % ОТ 100)

34%

По мировой статистике, 2.7 млрд рекламодателей, использует Facebook из-за широты охвата пользовательской аудитории [2]. По статистике в Азербайджане потенциальными клиентами рекламодателей на Facebook считается взрослое население в возрасте от 24 до 64 лет, это те, которые, хотя бы один раз в день посещают свою страницу на Facebook. Большую роль в продвижении товара, играет гендерное распределение пользователей по их предпочтениям. Если за 2017-2019 годы основными пользователями платформ были женщины, то в пандемический и постпандемический период эта картина изменилась. Возросло число мужчин, пользующихся интернет-платформами, соответственно выросло

число покупателей из числа мужского населения. В таблице 1 приведены данные по гендерному распределению пользователей в социальных сетях за 2021 год [3]. Данные взяты из отчетов stat.gov.az

Таблица 1. Гендерное распределение пользователей в социальных сетях.

Платформа (соцсеть) Общее число пользователей в процентах Число женщин в процентах Число мужчин в процентах

Facebook 100 43.5 56.5

Instagram 100 48.4 51.6

YouTube 100 45,8 54.2

За прошедший год прибыль от рекламы в указанных социальных сетях по всему миру составила соответственно в Facebook-28.3 млрд долларов, Instagram-26 млрд долларов, YouTube-5.6 млрд долларов США. Анализируя эти данные, можно сделать вывод, что потенциальные покупатели, ориентирующиеся на рекламу в интернете, являются пользователям популярных платформ и сетей. Кроме того, имеет место разделение на возрастные категории. За продвижением бренда для интернет-пользователей от 18 до 34 лет рекламу размещают на YouTube, 90% покупателей изучают информацию о продукте и бренде именно на YouTube, 70% зрителей совершили покупку у бренда после просмотра контента на YouTube. Для пользователей от 34 до 55 лет и старше, реклама размещается на Facebook. 85% потенциальных покупателей реагируют на рекламу в этой сети. 26% пользователей этой платформы, после просмотра рекламы совершили покупку. Статистика по Instagram показывает, что возрастная категория пользователей определяется в очень широком диапазоне от 12 до 55 лет. На диаграмме 3 указаны возрастные группы пользователе в процентном соотношение от 100.

Таблица 3. Возрастные группы пользователей instagram за 2021 г.

За последние два года (2020-2022г), Instagram стал одной из важных платформ по продвижению. Для некоторых отраслей бизнеса монетизация составляет 90% именно на этой платформе [4]. Концепция и стратегия цифрового маркетинга, представляет собой комплекс мер, направленный на привлечение внимания интернет-пользователей к конкретной компании через социальные сети. Одной из наиболее развитых в сфере выстраивания коммуникаций с пользователями соцсетей является технология чат-ботов. Боты активно заполоняют маркетинговую сферу и сферу продаж. Их работа основывается на деятельности нейронной сети, и они являются продуктом технологии искусственный интеллект (ИИ). «Чат-бот» — это сервис, с которым пользователи могут взаимодействовать через интерфейс чата и сегодня лучшим примером является Facebook Messenger, очень популярный в Азербайджане среди маркетологов. Несмотря на то, что этот продукт ИИ был внедрен в коммуникации не так давно, «сервис чат-бот» востребован во многих бизнес-отраслях Азербайджана. Первая финансовая чат-бот система интернет-банкинга Rabitabot заработала в Rabitabank в Азербайджане в начале 2020 года. А первым банком, предоставившим банкинг-услуги в WhatsApp приложении стал Банк Республика. Банки в Азербайджане используют своих «умных помощников» с применением мессенджер-приложений WhatsApp, Telegram, Viber [5]. Для облегчения работы с социальными структурами, в период пандемии был запущена система ASAN bot. Целью запуска ASAN чат-бота является более удобная передача информации гражданам о государственных услугах, предлагаемых службой в формате 24/7 [6]. За период пандемии произошел инновационный технологический прорыв, был создан сайт covid-19.isim.az, онлайн-чат, где диагностировать болезнь на основе алгоритма CDC помогал чат-бот. Кроме того, было создано несколько цифровых приложений, использующих информационную систему чат-бот: «§akarli Diabet», «Ürayinizi Qoruyun», «Tütündan imtina Et», «Saqlam Qida» при Министерстве здравоохранения Азербайджана. Часть программ были созданы в партнерстве с разработчиками компьютерных систем или в виде стартапов [7]. Помимо предоставления полной информации об услуге или продукте, онлайн доступности в формате 24/7, следует подчеркнуть и экономический эффект от использования продуктов системы ИИ - это снижение затрат на содержание колл-центров. За счет того, что не нужен большой штат консультантов, происходит прямая экономия в оплате труда. Косвенная же экономия достигается благодаря отсутствию необходимости проводить регулярные тренинги для всего персонала. Достаточно «обучить» только одного бота, и затем эти знания ввести в программу остальных роботов. Еще одним примером использования digital-маркетинга в Азербайджане могут служить предоставляемые организациями и онлайн-продавцами услуги и продукты, посредством рекламы в приложениях Facebook Messenger и WhatsApp. Сюда можно отнести весь спектр онлайн-продаж, в том числе и online sale and delivery of food. Методика интернет-маркетинга в Азербайджане применяется многими компаниями, предоставляющими транспортные услуги. Например, Uber, Bolt, London taxi, City taxsi, Ok taxi, Baku taxi, 166 taxi - эти транспортные компании, работают в условиях жесткой конкуренции. Стратегия этих компаний включает в себя быструю доставку «от двери до двери» по низкой цене. Главным в стратегии подобных компаний является то, что они дают возможность клиенту распоряжаться своим времен. Анализируя деятельность компании, а сегодня уже экосистемы Uber, можно заметить, что по сравнению с 2009 г (год её создания), компания очень заинтересована в цифровом маркетинге, это связано с большой конкуренцией. За последнее время эта заинтересованность возросла, так как в период пандемии и локдауна (ограничения по времени) в Азербайджане, компания обеспечивала быструю доставку пассажиров и заказов за умеренные цены и что самое важное, обеспечивало безопасную поездку. Реклама в социальных сетях давала информацию о высоком уровне гигиены и систематической дезинфекции салонов автомобилей транспортной компании Uber. Можно сказать, что социальные сети стали их самым большим источником маркетинга на тот период, так как почти все пользователи Uber бывают доступны онлайн. Больше всего реклама этой

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

цифровой экосистеме, в Азербайджане представлена в социальных сетях Facebook и Instagram, так как большинство интернет-пользователей в Азербайджане отдают предпочтение этим сетям. По статистике, количество пользовательских аккаунтов Facebook составляет 58,3,5%, Instagram пользователей составляет 39,7%. Это данные от Global Stats за 2021 год по Азербайджану [8]. Существенное влияние на развитие цифрового маркетинга в Азербайджане оказывают контент-маркетинг и internet of things (IoT). Билл Гейтс сказал, что «контент — это король рекламы», а специалисты компания Advance Azerbaijan, стараются сделать королями и компанию, и потребителя. Стратегия компания Advance Azerbaijan определена в трех направлениях: маркетинг, творчество, технологии. Заслуживающим внимания явлением в Азербайджане можно считать растущий интерес к Интернету вещей. В Азербайджане Эти услуги оказывает первая лаборатория интернета вещей, созданная представительством Microsoft. Основной целью лаборатории под названием Microsoft Lab является повышение эффективности цифрового маркетинга, привлечение молодых специалистов и стартаперов к осуществлению перспективных инновационных проектов, а также в лаборатории можно будет разработать различные решения и реальные прототипы в сфере IoT [9].

Выводы: Самой главной тенденцией развития инновационного маркетинга на современном этапе является его цифровизация. При создании цифровой рекламы важно понимать на какой цифровой платформе её продвигать. Современные аспекты маркетинговой рекламы позволяют упрощать коммуникации и ускорять процессы, видеть результаты в режиме реального времени. Профессиональный и грамотный подход к пониманию специфики применения в маркетинге цифровых технологий, позволит сделать маркетинговый процесс эффективным по рентабельности для компаний и информационно-полезным для потребителей.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Электронный ресурс: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire

2. Электронный ресурс: https://www.stat.gov.az/source/information society//

3. Электронный ресурс: https://www.azstat.org/MESearch/search?departament=24&lang=az

4. Электронный ресурс: https://www.Statista.com/topics/3196/social-media-usage-in-the-united-states/

5. Электронный ресурс: https://banco.az/ru/news/internet-banking-budushchee-za-nim

6. Электронный ресурс: https://az.sputniknews.ru/20200319/azerbaijan-asan-bot-zapusk-423447468.html

7. Электронный ресурс: https://media.az/society/1067789630/v-strane-sozdan-internet-chat-bot-pomogayuschiy-diagnostirovat-covid-19/

8. Электронный ресурс: https ://www.uber. com/ru-AZ/newsroom/

9. Электронный ресурс: https://mincom.gov.az/ru/view/news/590/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.