Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ»

Проблемные статьи

В. Д. РОЕК, А. И. КОРБАКОВА. 1991 УДК 613.6-058:338.2

В. Д. Роек, А. И. Корбакова СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ

НИИ труда Госкомтруда СССР, Москва; НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва

В СССР среднегодовая численность работающих, включая колхозников, составляет около 130 млн человек, из них 25,4 млн заняты в промышленности. По данным ВЦСПС, 14,7 млн человек получают определенные льготы и компенсации в связи с работой во вредных условиях труда. Однако не все работающие, подвергающиеся неблагоприятному воздействию факторов производственной среды, имеют такие льготы и компенсации. По данным различных источников информации, в СССР около 30 млн человек работают в условиях повышенных уровней шума, вибрации, запыленности химических веществ, охлаждающего и нагревающего микроклимата, умственного и физического напряжения. Все это приводит к возникновению профессиональных заболеваний и отравлений, увеличению заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ).

С учетом численности работающих во вредных условиях труда показатель профессиональной заболеваемости в стране высок и составил в 1987 г. 12 на 10 000 работающих во вредных условиях труда.

За последние 20 лет число больных с хроническими профессиональными заболеваниями составило 2,6 на 100 обследованных, а количество инвалидов — 1,4 %, т. е. более половины больных с профессиональными заболеваниями становятся инвалидами. С учетом наблюдающихся тенденций есть основания ожидать дальнейшего повышения профессиональной заболеваемости.

Следует отметить, что наблюдавшиеся раньше высокие темпы снижения уровня профессиональных заболеваний и отравлений к 80-м годам замедлились, затем наступил период стабилизации, а в 1986 г. впервые зарегистрировано увеличение количества профессиональных заболеваний на

2,7 %, в 1987 г.— на 2,6 %.

По различным данным, от 20 до 40 % заболеваний с ВУТ может быть связано с воздействием неблагоприятных условий труда.

Сугубо ориентировочные расчеты, выполненные в НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР показали, что народное хозяйство из-за заболеваний с ВУТ теряет в год около 20 млрд руб. Если учесть и экономические потери, обусловленные профессиональными заболевания-

ми, то эта цифра значительно возрастает, так как, например, один случай пневмокониоза обходится государству от 25 до 30 тыс. руб., вибрационной болезни — около 11 тыс. руб. и т. д. К сожалению, из-за отсутствия регистра в стране нет учета всех профбольных (регистрируются только вновь выявляемые случаи), поэтому нельзя подсчитать общий экономический ущерб.

Создавшееся положение в определенной степени связано с тем, что в стране отсутствует стройная система планирования, координации научно-исследовательских работ (НИР), внедрения их результатов в практику. Не созданы правовые и экономические основы повышения ответственности руководителей предприятий за условия труда и состояния здоровья работающих.

Создание в полном объеме системы, интегрирующей все ведомства, заинтересованные в ускорении научно-технического прогресса и финансово поддерживающие эти исследования, способствовало бы повышению качества НИР, укреплению реальных связей гигиенической науки и профилактического здравоохранения с предприятиями и объединениями, ускорению внедрения результатов НИР в практику, причем не на отдельных предприятиях, а в отрасли в целом. Последнее станет возможным, если предприятия будут экономически заинтересованы в улучшении условий труда и сохранении здоровья работающих. К сожалению, в настоящее время такой заинтересованности нет, а с выходом постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС № 387/23—78 от 3.10.86 «Об утверждении типового положения об оценке условий труда и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» и постановления № 50 от 13.02.85 «Об утверждении нового порядка возмещения предприятиями ущерба, причиненного рабочему увечьем или иным повреждением здоровья», особенно в части продолжения выплаты регрессионного иска больным с профессиональными заболеваниями после достижения ими пенсионного возраста, предприятия вообще перестали даже принимать меры для улучшения условий труда.

В связи с этим представляется целесообразным изменить сложившуюся практику улучшения

условии труда за счет усиления экономических методов и сведения к минимуму административных, ориентировать существующий механизм не на защиту работающих от воздействий неблагоприятных производственных факторов и компенсацию вызываемых ими последствий, а на формирование здоровых условий труда на этапах проектирования и создания новой техники и технологии.

По данным ВЦСПС и Госкомстандарта СССР,

Было бы

о

о

каждый третии проект, каждая третья единица выпускаемого оборудования, каждое четвертое предприятие, вводимое в эксплуатацию, имеют серьезные недостатки в области охраны труда. Большинство сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники выпускается с многочисленными отклонениями от соответствующих норм. Это происходит потому, что разработчики новой техники экономят на средствах, направляемых на улучшение условий труда.

Кроме того, действующая система льгот и компенсаций, как уже указывалось, не только не нацеливает предприятия на оздоровление условий труда, но и действует в противоположном направлении. Это объясняется, с одной стороны, тем, что нормы отчислений на социальное страхование никак не увязаны с условиями труда, а с другой — тем, что система льгот широко используется руководством предприятий как важный фактор закрепления кадров.

Таким образом, сложился и действует своего рода механизм, тормозящий улучшение условий труда как на этапе создания техники, так и в процессе производства. Сегодня экономические рычаги и стимулы, направленные на улучшение условий труда — хозяйственный расчет, цена, себестоимость продукции и прибыль, фонды экономического стимулирования — практически не задействованы.

Поэтому следует прежде всего материально заинтересовать проектные организации и предприятия в формировании здоровых условий труда на этапе проектирования и изготовления машин и оборудования, исключить «выгодность» экономики за счет условий труда. С этой целью, может быть, следовало бы установить для проектных и конструкторских институтов и машиностроительных предприятий в качестве одного из основных показателей качества их работы показатель социальной эффективности новой техники по фактору условий труда. При этом, если новая техника в силу достигнутого уровня технологии все же является источником неблагоприятных производственных факторов, то разработчики и создатели такой техники должны экономически нести ответственность за свой «вклад» и пропорционально последнему возмещать обществу хотя бы часть расходов по компенсации неблагоприятных последствий. Например, обязать их платить из своей прибыли повышенную сумму в государственный фонд социального страхования.

правильным также задействовать для решения указанных проблем и такой мощный экономический рычаг, как цена, и обеспечить тем самым заинтересованность изготовителей в выпуске новой и безопасной техники; надлежит усилить экспертизу проектов в частности соответствия их требованиям охраны труда, повысив ответственность государственных органов, таких как Госстандарт СССР, Минздрав СССР, Госстрой СССР и др. за исполнение возложенных на них обязанностей. С этой целью назрела необходимость создать общесоюзный и отраслевые регистры, включающие перечни оборудования, не соответствующего нормам охраны труда, и оценивать работу органов экспертизы по изменениям численности такого оборудования.

Еще одним барьером на пути улучшения условий труда, как уже упоминалось, является существующая система льгот и компенсаций. По действующему ныне порядку льготы и компенсации представляются на основе списков и перечней производств, профессий, должностей и работ, утверждаемых в централизованном порядке; тем самым они закрепляются за работниками данного производства и данной профессии независимо от фактического состояния условий труда на конкретных рабочих местах. Следует отказаться от действующих в настоящее время централизованных списков и перечней, так как они по своей сути негибки, устарели, консервативны и не могут поспеть за динамикой совершенствования производственных процессов и характера труда.

Наблюдается парадоксальное явление — каждую пятилетку министерства планируют улучшение условий труда для 25—30 % работающих, и в то же время число лиц, получающих льготы, за последние 15—20 лет не только не снизилось, а по большинству министерств значительно возросло.

Вышеизложенное свидетельствует о назревшей необходимости создания новой системы предоставления льгот за неблагоприятные условия труда, которая должна быть тесно увязана с новым хозяйственным механизмом и соответствовать положениям Закона СССР о государственном предприятии (объединении). Систему выплат по социальному обеспечению следует поставить в зависимость от условий труда, заинтересовав тем самым трудовые коллективы в их улучшении.

С этой целью было бы логично на государственном уровне установить для всех отраслей народного хозяйства единую норму отчислений по социальному страхованию для последующей оплаты из единого государственного фонда социального страхования пенсий по старости, больничных листов, выданных в связи с общими заболеваниями, уходом за больным, беременностью и родами и т. д.; другими словами, за счет этого фонда производить выплаты по социальному обеспечению всем работающим независимо от их профессиональной принадлежности.

Для учета отраслевых профессиональных особенностей, и прежде всего условий труда, представляется целесообразным создать отраслевые фонды социального обеспечения. Их формирование надлежит производить за счет дополнительных отчислений предприятий по социальному страхованию путем выделения сумм из хозрасчетного дохода при 2-й модели хозрасчета или из расчетной прибыли при 1-й модели пропорционально числу работающих в неблагоприятных условиях и получающих за это льготы. Целевой характер этого фонда должен предусматривать компенсацию последствий неблагоприятных условий труда, характерных для данной отрасли народного хозяйства: оплату льготных пенсий на период до получения права на пенсию на общих условиях, пенсий по инвалидности вследствие профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве. При этом с целью расширения самостоятельности предприятий и достижения социальной справедливости существующий порядок предоставления льготных пенсий надлежит

изменить. Предоставление пенсий по существующему списку № 1 (право на пенсию при соответствующем стаже и достижении возраста 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин) следует ограничить только теми категориями трудящихся, которым из-за объективных условий невозможно кардинально улучшить условия труда, например на шахтах и рудниках, в некоторых производствах черной и цветной металлургии, химической промышленности и т. д., а также работающим в условиях высокогорья, под водой и в других экстремальных природно-климатических условиях. Поскольку этот вид льгот является наиболее экономически значимым, было бы правильным предоставить такой вид пенсии по строго установленным спискам, утверждаемым Советом Министров СССР. С другой стороны, право определять категории трудящихся по профессиям- с учетом фактического состояния условий труда для определения права на льготную пенсию по существующему списку № 2 (при соответствующем стаже и достижении возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин) можно предоставить объединениям и предприятиям по согласованию с ЦК отраслевого профсоюза. В этом случае норма отчислений по социальному страхованию долж-

на быть гибкой и изменяться пропорционально численности работающих, которые будут получать льготную пенсию, и фактическому состоянию условий труда.

Чтобы дополнительно стимулировать работу по улучшению условий труда на подведомственных предприятиях, отраслевым профсоюзам следует рекомендовать шире использовать предоставленное им право применения регрессных исков по оплате больничных листов за заболеваемость с ВУТ. Взимаемые дополнительные суммы могут быть использованы для расширения строительства и реконструкции профсоюзных здравниц, финансирования исследований в области гигиены, охраны труда и здоровья работающих, их медицинского обслуживания.

На уровне предприятий целесообразно за счет отчислений из йх хозрасчетного дохода при 2-й модели хозрасчета или из отчислений из расчетной прибыли при 1-й модели хозрасчета создавать заводские фонды социального обеспечения. Предлагается проводить оплату из них больничных листов по временной нетрудоспособности из-за несчастных случаев на производстве и по поводу профессиональных заболеваний, а также по поводу заболеваний с ВУТ, связанной с условиями труда, либо по инициативе самих предприятий, либо по регрессным искам профсоюзных организаций.

На региональном уровне надлежит увязать фактическое состояние условий труда на предприятиях и в организациях региона с возможностями территориальных органов здравоохранения по обслуживанию трудящихся, установив дополнительную плату за трудовые ресурсы с учетом численности лиц, занятых на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда, а также получающих льготы и компенсации за неблагоприятные условия труда.

. Предлагаемые меры по повышению экономической заинтересованности предприятий в коренном улучшении условий труда позволят обеспечить социальную защиту трудящихся путем органического сочетания централизованного нормативного руководства этой системой с экономической самостоятельностью и ответственностью самих предприятий.

Поступила 09i.03.89

>

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.