Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансформация экономики / система / экономическая система / рыночная система / маркетинг / transformation der wirtschaft / das system / das wirtschaftssystem / marktsystem / marketing

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анаева З.К.

Статья посвящена вопросу трансформации социально-экономической системы. Рассмотрена эволюция концепций маркетинга и появление современной концепции индивидуализированного маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS OF ECONOMIC TRANSFORMATION

Der Artikel konzentriert sich auf die Transformation des sozioökonomischen Systems. Die Entwicklung von Marketingkonzepten und die Entstehung des modernen Konzept der individualisierten Marketing.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»

Финансы и статистика, 2012.

2. Ларионов И.К. Экономическая теория. М.: Дашков и К., 2012.

3. Матвеева Т.Ю., Никулина И.Н. Основы экономической теории. М.: Дрофа, 2013.

4. Основы экономической теории / Н.П. Костеров. М.: Академия; Московские учебники, 2012.

УДК 338.24

Анаева З.К., к. э. н.

доцент Хайдаева С.И. бакалавр

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Россия, г. Грозный Z.K. Anaeva, candidate of economical science

associate professor S.I. Haidaeva bachelor Chechen State University Russia, The Chechen Republic, city Grozniy СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Аннотация. Статья посвящена вопросу трансформации социально-экономической системы. Рассмотрена эволюция концепций маркетинга и появление современной концепции индивидуализированного маркетинга.

Ключевые слова: трансформация экономики, система, экономическая система, рыночная система, маркетинг.

SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS OF ECONOMIC TRANSFORMATION

Abstract. Der Artikel konzentriert sich auf die Transformation des sozio-okonomischen Systems. Die Entwicklung von Marketingkonzepten und die Entstehung des modernen Konzept der individualisierten Marketing.

Keywords: transformation der wirtschaft, das system, das wirtschaftssystem, marktsystem, marketing.

Прежде чем говорить об экономических системах и проблемах их трансформации необходимо рассмотреть вопросы существования систем в общефилософском смысле. Система в философии - это совокупность элементов и подсистем, находящихся в отношениях и связях между собой и составляющих определенную целостность. Философское исследование системности впервые появляется у Аристотеля.

Системный подход - это методологическое направление в науке, основной задачей которого является разработка методов исследования и

конструирования сложноорганизованных объектов, а также представляет собой теоретическую основу системного анализа. Системный анализ и системный подход лежат в основе научных изысканий таких ученых, как М. Месарович, Я. Такахара, Р. Акофф, Р. Калман, Э. Ласло, Ю.А. Урманцев и др. Системный анализ используется в исследовании искусственных систем, в т. ч. социально-экономических. Причем в таких системах важная роль принадлежит деятельности человека. Таким образом, всякое изменение системы приводит к изменению деятельности, в том числе трансформацию хозяйственной деятельности. [2]

В общенаучном смысле система всегда развивается. Развитие предполагает накопление и разрешение противоречий, снятие которых либо эволюционно, либо революционно. Революционные изменения - резкий переход количественных изменений к качественным, в социально-экономическом смысле революционные изменения носят характер общенациональных кризисов. Следовательно, трансформация может носить как эволюционный, так и революционный характер.

Итак, переход системы - это многостороннее и сложное явление, требующее всестороннего изучения. Состояние перехода означают широкий комплекс неустойчивых процессов. Поэтому любые переходные явления, вне зависимости от их содержания, выводят систему из динамической устойчивости, создавая условия для неравновесного состояния. [1]

Трудно не согласиться с О.В. Кожевиной в том, что по завершении очередного периода истории совсем не обязательна подготовка следующего, возможна долгая пауза или равномерное нарастание количества и качества перемен без образования структурной целостности в социальном времени. В этом заключается феномен трансформации.

В трансформационном процессе можно выделить две основных стадии: первая - оценка существующего положения общества, как кризисного, после чего возникает потребность в новом самоопределении общества; вторая - необходимость ликвидационных мероприятий через разлом устаревшего и формирование нового общественного строя.

Согласно В.В. Сорокину, возникновение всеохватного системного кризиса свидетельствует о начале переходного процесса. Системный кризис является доказательством исчерпания возможностей дальнейшего общественного развития. Он является той гранью критического состояния социально-экономической системы, за которой может последовать либо крушение, либо возрождение системы в новом качестве. [3]

О. Сорочан само понятие «общественные трансформации» рассматривает как преобразования исходных социальных состояний (форм, систем), которые носят объективно - субъективный характер. Объективное в трансформационных процессах обусловлено их исторической необходимостью и «заданностью». Причиной социально-экономических преобразований являются противоречия, неразрешимые в исходном состоянии социально-экономического отношения или хозяйственной

системы, либо институциональной структуры, которые блокируют их устойчивое функционирование. Субъективное в трансформационных процессах связано с действиями многочисленных субъектов, которые руководствуются разнообразными установками и интересами. При этом господствующие интересы оказывают значительное влияние на выбор форм и способов изменений, а также их масштабы. [4]

Профессор О. Сорочан выделяет внутрисистемные и системные трансформации. Внутрисистемные трансформации происходят в пределах существующего социального порядка, не уничтожая его основ. Исторический опыт показывает, что эффективные преобразования «внутри системы» способны повысить ее жизнестойкость. К примеру, в рамках социализма - введение НЭП в советской системе хозяйствования; прорыночное реформирование административной системы; на уровне развитых рыночных систем - модификация института частной собственности; социальная переориентация экономики. Системные трансформации знаменуют переход от «старой», исчерпавшей свои возможности системы, к «новой», дееспособной и устойчивой в данной среде.

Следует обратить особое внимание на системные трансформации в их исторической ретроспективе. Преобразование социально-экономической системы в этом смысле характеризуется рядом признаков: качественным скачком; двойственностью переходных процессов (разрушение - созидание); повышенной неустойчивостью экономики,

сосуществованием хозяйственных форм из прошлой и будущей экономических систем и «промежуточных» форм; глубокой конфликтностью и непредсказуемостью развития, бифуркацией (разветвлением) системы.

Процесс трансформации может затянуться на несколько десятков и даже сотен лет, в ходе истории достаточно долго могут существовать промежуточные социально-экономические системы. В ряде случае способы хозяйствования свойственные старой социально-экономической системе переходят в рамки новой и «безболезненно» функционируют вместе с другими способами, либо порождают противоречия, вызывая дальнейшее разрушение системы. Итак, изменения социально-экономических систем можно считать неотвратимым и необходимым качеством развития. Поэтому рыночная система также подвержена трансформации и в ходе истории с неизбежностью перейдет к другим более совершенным системам.

Важным направлением теории трансформации является теория технико-экономических укладов С.Ю. Глазьева. Данная теория предполагает, что технико-экономическая жизнедеятельность имеет витально-рациональный характер (предотвращение собственного летального исхода наиболее рациональным способом), вектор которого -последовательный переход от начального к последующим технико-экономическим укладам. Если первый уклад (1770-1830 гг.) сопряжен с механизацией и концентрацией производства на фабриках, масштабы

которой возрастают на втором этапе (1830-1880 гг.), то третий этап (18801930 гг.) характеризуется доминированием универсальных технологий, стандартизацией производства и урбанизацией образа жизни социума, который на четвертом этапе (1930-1980 гг.) одновременно с массово-серийным производством создает глобальную систему телекоммуникаций. Пятый этап (1980/1990-2030/2040 гг.) связан с развитием новых информационных, коммуникативных и транспортных инфраструктур. [4]

Новый технико-экономический уклад, всегда охватывает лишь малую часть экономики, быстро вытесняя старые уклады. Поэтому, «свободный рынок» труда охватывает незначительную часть работников. Пройдя определенный рубеж, новый технико-экономический уклад становится быстро «обыденным» (старым), работники соответствующих профессий из разряда уникальных переходят в массовые, появляется новые технологии и профессии, цикл повторяется. Важным аспектом теории технико-экономических укладов является также освещение проблемы глобализации социально-экономических процессов. Согласно С.Ю. Глазьеву глобализация социальных и производственных отношений резко повышает разнообразие духовных и предметных потребностей людей, возможных сфер применения их интеллекта и труда.

Итак, в результате изучения представленной темы, был сделан вывод, что изменение системы приводит к трансформации деятельности человека, в том числе и его маркетинговой деятельности.

Рассматривая функционирование любой компании, использующей маркетинг, встают вопросы:

1. Какой философией руководствуется компании в своей деятельности.

2. Как урегулировать противоречивые интересы организации, потребителей и общества в целом.

Очевидно, что в деятельности любой компании, должна лежать тщательно продуманная философия эффективной и социально ответственной деятельности.

Организация может взять одну из пяти существующих на настоящий момент концепций маркетинга: производственную, товарную, сбытовую, маркетинговую традиционную и социально ответственного маркетинга.

В рамках трансформирующейся социально-экономической системы зародилась концепция индивидуального или индивидуализированного маркетинга, которая еще не нашла широкого распространения среди сообщества маркетологов. Согласно концепции индивидуализированного маркетинга, продукция и коммуникация формируются с учетом потребностей отдельных клиентов. Этот подход получил распространение в результате практики изготовления индивидуальных заказных изделий сбыт без посредников, Интернет-магазины, прямой маркетинг, сетевой маркетинг - продажа дорогостоящих товаров, страхование и др. То есть, каждый клиент находится во главе угла хозяйствующего субъекта с целью удовлетворения в полной мере потребностей, причем и тайных, и несформулированных.

Использованные источники:

1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория. М.: Юриспруденция, 2012.

2. Боумол Дж., Блайндер А. Экономикс: принципы и политика. М.: Юнити-Дана, 2012.

3. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жаннин П.А. Экономика. М.: Академия, 2011.

4. Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2013.

УДК 330.341

Анаева З.К., к. э. н.

доцент Хайдаева С.И. бакалавр

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Россия, г. Грозный Z.K. Anaeva, candidate of economical science

associate professor S.I. Haidaeva bachelor Chechen State University Russia, The Chechen Republic, city Grozniy УСИЛЕНИЕ РОЛИ ИНФОРМАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация. Ретроспективный анализ динамики, структуры и объема торгов на российских биржах с 2011 по 2015г. позволил установить доминирующую роль информации в экономической деятельности. В статье показано, что информация в экономической деятельности является важным индикатором оценки международного имиджа российского фондового рынка.

Ключевые слова: экономическая деятельность, информация, производство, экономическая система, информационность.

STRENGTHENING THE ROLE OF INFORMATION IN THE ECONOMIC ACTIVITY

Abstract. Eine retrospektive analyse der dynamik, struktur und volumen des handels an russischen börsen 2011-2015. erlaubt die dominierende rolle von informationen in der wirtschaftlichen aktivität zu etablieren. Der artikel zeigt, dass die informationen in der Wirtschaftstätigkeit ist ein wichtiger indikator für die beurteilung der internationalen image des russischen aktienmarktes .

Keywords: wirtschaftsaktivitäten, information, produktion, wirtschaftssysteme, informationen.

Теоретической основой информационной экономики становятся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.