Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / UNTERNEHMERTUM / KLEINE UNTERNEHMEN / MITTELSTäNDISCHE UNTERNEHMEN / WIRTSCHAFTLICHE ENTWICKLUNG / HERSTELLUNG

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анаева З.К., Хайдаева С.И.

В статье рассматриваются проблемы развития малых форм предпринимательства в современной России. Авторы видят их в том, что на сегодняшний день российский малый бизнес сконцентрирован на продвижении продукции зарубежных производителей и не работает на инновационное развитие отечественной экономики. Предлагаются варианты решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF BUSINESS IN MODERN RUSSIA

Der Artikel befasst sich mit dem Problem der Entwicklung von kleinen Unternehmen im modernen Russland. Die Autoren sehen, wie sie in der Tatsache, dass heute die russische kleine Unternehmen auf die Förderung der Produkte ausländischer Hersteller konzentriert und funktioniert nicht auf die innovative Entwicklung der Volkswirtschaft. Wir bieten Lösungen für die Probleme.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

4. Клочков В.В. Экономика: учебное пособие для вузов. — М.: ИНФРА-М. — 2014.

УДК 658.5

Анаева З.К., к. э. н.

доцент Хайдаева С.И. бакалавр

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Россия, г. Грозный Z.K. Anaeva, candidate of economical science

associate professor S.I. Haidaeva bachelor Chechen State University Russia, The Chechen Republic, city Grozniy ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ

РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития малых форм предпринимательства в современной России. Авторы видят их в том, что на сегодняшний день российский малый бизнес сконцентрирован на продвижении продукции зарубежных производителей и не работает на инновационное развитие отечественной экономики. Предлагаются варианты решения выявленных проблем.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, малый бизнес, средний бизнес, экономическое развитие, производство.

PROBLEMS OF BUSINESS IN MODERN RUSSIA

Abstract. Der Artikel befasst sich mit dem Problem der Entwicklung von kleinen Unternehmen im modernen Russland. Die Autoren sehen, wie sie in der Tatsache, dass heute die russische kleine Unternehmen auf die Förderung der Produkte ausländischer Hersteller konzentriert und funktioniert nicht auf die innovative Entwicklung der Volkswirtschaft. Wir bieten Lösungen für die Probleme.

Keywords: Unternehmertum, kleine Unternehmen, mittelständische Unternehmen, wirtschaftliche Entwicklung, Herstellung.

Малый бизнес является составной частью развитой экономики. Он должен выполнять ряд функций, которые позволяют экономике гармонично развиваться. Именно малый бизнес является проводником эффективных инноваций в массовое производство. За счет небольшого парка оборудования и немассового выпуска продукции, предприятия сферы малого бизнеса затрачивают не столь значительный объем финансовых средств и времени на изменение технологического процесса, чем крупные,

таким образом, выявляются наиболее эффективные инновации. В случае отрицательного результата, потери предприятия сферы малого бизнеса не будут столь велики, как у крупных и крупнейших предприятий. Также помимо апробационной функции, сфера малого бизнеса способствует диверсификации производства, за счет освоения новых перспективных ниш. Предприниматели, организуя свой бизнес, идут на риск ради получения прибыли и самореализации. Результатом таких усилий являются новые малые компании, которые внедряют и осваивают самые передовые технологии, превращают идеи в продукты реального сектора экономики. [1]

Малый бизнес в России неравномерно развит территориально: 30% предприятий сконцентрировано в Центральном федеральном округе, к которому отнесен город Москва. Более равномерное распределение предприятий сферы малого бизнеса, позволит развивать реальный сектор экономики, а также повышать уровень инновационной активности во всех федеральных округах, особенно где расположено значительное количество крупных промышленных предприятий.

Основная доля малого бизнеса приходится на сферу торговли - 41%, затем идет малый бизнес в сфере операций с недвижимостью - 18%, промышленное производство - 10%, строительство - 6%.

Остальные отрасли не превышают 2%. Можно сделать вывод, что в настоящее время в России малый бизнес не выполняет основных функций по диверсификации производства и внедрению эффективных инновационных проектов, а лишь выступает посредником между производителем, как правило, зарубежным, так как российская промышленность не выдерживает мировой конкуренции, и отечественным потребителем. Малый бизнес развивается в сфере быстрого оборота капитала и не участвует в сфере научных разработок. Это негативно сказывается на развитии экономики, так как значительно снижает ее инновационный потенциал, а, следовательно, и конкурентоспособность на мировом рынке. [2]

Анализ структуры оборота малых предприятий по отраслям экономики показал, что торговля в структуре оборота малых предприятий составляет 67% всего оборота малых предприятий, и, соответственно, поступления в бюджеты различных уровней осуществляются от перепродажи импортных товаров, а не продукции собственного производства. Производственная сфера по количеству малых предприятий составляет 10,3%, в структуре оборота их доля всего 8,7%. То есть малый бизнес в России выступает посредником между зарубежными производителями и российскими потребителями, способствуя тем самым развитию экономик стран производителей.

Невыполнение основных функций малого бизнеса - диверсификации производства и продвижения инновационных продуктов в массовое производство пагубно сказывается на экономическом развитии страны. Сведение роли малого бизнеса до посреднических функций и продвижения

на рынок зарубежных продуктов неизбежно ведет к падению уровня развития реального сектора экономики, к потере конкурентных преимуществ, к замедлению темпов развития научного сектора и к окончательной потере связей между производственным и научным сектором.

[4]

В сфере кредитно-денежной политик необходимо проведение политики увеличения кредитов с целью оживления производства при помощи дополнительных кредитов. Это достигается за счет снижения процентных ставок за кредиты. Однако в период кризиса налогово-бюджетная политика государства направлена на повышение налогового бремени, так для предприятий сферы малого бизнеса обязательные отчисления в социальные фонды были увеличены в 2 раза, что негативно сказалось на его развитии, особенно в реальном секторе экономики.

Анализ динамики числа малых предприятий по видам экономической деятельности подтверждает неэффективность государственной политики развития малого бизнеса в наукоемких отраслях и в реальном секторе экономики. [3]

Для того чтобы малый бизнес действительно оказывал положительное влияние на развитие экономики и способствовал укреплению конкурентоспособности российской продукции особенно ее реального сектора, общее число малых предприятий по стране должно быть не менее 2-3 млн, примерно равномерно распределенных территориально. В каждом округе, необходимо развивать малые формы предпринимательства именно в той отрасли экономики, которая эффективно развивается и учитывает характерные особенности территории. Также необходимо распространение малого бизнеса во всех отраслях экономики, за исключением естественных монополий.

Использованные источники:

1. Симкина Л.Г. Экономическая теория. 2-е изд. СПб: Питер, 2011.

2. Современная экономическая теория. / Под ред. Дж. Харвея. М.: Юнити-Дана, 2012.

3. Тамбовцев В.Л. Право и экономическая теория. Учебное пособие для вузов. -М.: ИНФРА-М. 2012.

4. Экономика. / Под ред. Р.П. Колосовой. М.: Норма, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.