Научная статья на тему 'Социально-экономические проблемы организации медицинской помощи'

Социально-экономические проблемы организации медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
300
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / КРИТЕРИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / HI-TECH MEDICAL AID / CRITERIA OF THE HI-TECH MEDICAL HELP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Терентьев Кирилл Сергеевич

Показаны основные тенденции развития здравоохранения. Рассмотрена проблема оказания высокотехнологичной медицинской помощи и разработаны ее критерии. Проведен анализ системы введения в регионах федеральных квот на оказание медицинской помощи в федеральных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Терентьев Кирилл Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS OF ORGANIZATION OF MEDICAL AID

The basic tendencies of development of public health services are shown. The problem of rendering of hi-tech medical aid is considered and its criteria are developed. The analysis of system of introduction in regions of federal quotas on medical aid rendering in federal institutions is carried out.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические проблемы организации медицинской помощи»

УДК 338:61

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

© Кирилл Сергеевич ТЕРЕНТЬЕВ

Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Российская Федерация, кафедра экономики труда и управления персоналом, аспирант, e-mail: k-i-r-i-k@yandex.ru

Показаны основные тенденции развития здравоохранения. Рассмотрена проблема оказания высокотехнологичной медицинской помощи и разработаны ее критерии. Проведен анализ системы введения в регионах федеральных квот на оказание медицинской помощи в федеральных учреждениях.

Ключевые слова: высокотехнологичная медицинская помощь; критерии высокотехнологичной медицинской помощи.

Одной из тенденций развития здравоохранения является насыщение медицинских учреждений дорогостоящим высокотехнологичным оборудованием. Такая ситуация возникла из-за ряда социальных проблем, существующих в обществе, которые требуют осмысления и проработки. С каждым годом появляются новые болезни, которые невозможно лечить обычными препаратами и технологиями, а высокотехнологичного оборудования на местах часто не хватает. В результате нет физической возможности оказать данную помощь всем, кто в ней нуждается, и соответственно, приходится искать пути и способы решения данной проблемы на государственном уровне, т. к. цена на оборудование такого класса исчисляется не одной сотней тысяч рублей. Принимая во внимание последние события, связанные с государственной закупкой томографов по ценам, в 2-3 раза превышающим рыночную стоимость, на наш взгляд, имеет смысл поднять данную проблему на новый уровень. Ни для кого не секрет, что проблема организации высокотехнологичной медицинской помощи в Российском здравоохранении является актуальной. Это обусловлено следующим:

- большими достижениями в области медицинской науки и их непосредственным внедрением;

- к высокотехнологичной помощи большинство населения в нашей стране имеет весьма ограниченный доступ, особенно это касается жителей удаленных от центра регионов;

- отсутствие единой государственной политики, направленной на решение данной проблемы.

Первые шаги в данном направлении сделаны в 1999 г., когда появился совместный приказ Минздрава РФ и РАМН о введении для регионов системы федеральных квот на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных медицинских учреждениях. В нем был определен перечень видов указанной помощи и тех учреждений, которые ее предоставляют, но существует ряд проблем, которые требуют решения на сегодняшний день.

Необходимо отметить следующее:

- помимо оказания высокотехнологичной медицинской помощи в центральных клинических базах страны, ее оказывают и во многих региональных, а также крупных муниципальных медицинских учреждениях;

- объемы оказания данной помощи недостаточны;

- не всегда существует согласованность между этапами ее оказания как вследствие недостаточной подготовленности кадров или иных недоработок на местах, так и из-за недостаточной проектной работы головных медицинских учреждений с территориями;

- отсутствуют критерии отнесения той или иной медицинской помощи к высокотехнологичной, что затрудняет ее планирование и ресурсное обеспечение.

Мы не рассматриваем в статье в качестве единственного способа решения проблемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи возможность привлечения финансо-

вых средств, как из бюджетов всех уровней, так и из внебюджетных источников. Конечно, денежные вливания в данное направление необходимы, но данная работа должна сочетаться с рациональным использованием собственных ресурсов.

Как мы видим, разработка критериев высокотехнологичной медицинской помощи является важным элементом при решении проблем, связанных с организацией ее оказания. Предлагаем в качестве указанных критериев рассмотреть следующие:

- цена;

- уникальность;

- сложность;

- эффективность;

- доступность.

Стоит отметить, что ориентация на федеральный перечень дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи не всегда поможет разобраться с данным вопросом на региональном и муниципальном уровне. К примеру, компьютерной томографии в указанном перечне нет в связи с тем, что не видят особого смысла придавать данному исследованию особый статус в учреждениях федерального подчинения, как правило, и без того насыщенных еще более сложными и дорогими технологиями. Что же касается региональных и крупных муниципальных клиник, имеющих подобную технику, затраты на выполняемые исследования тариф по ОМС часто не покрывает, что приводит к оказанию данных услуг на платной основе. В Саратовской областной клинической больнице в 2008 г. данная услуга стоила 3700 руб. при прожиточном минимуме, утвержденном правительством Российской Федерации 4300 руб. в месяц, что является для большинства людей крайне высокой суммой. То же самое в значительной мере относится и к эндоскопическим операциям, выполняемым в хирургии, травматологии, гинекологии. В травматологии затраты на лечение с использованием аппаратов, фиксирующих костную ткань, стоимость которых составляет 5-7 тыс. руб., зачастую не покрывается средствами ОМС и при этом также не относится на региональном или муниципальном уровне к дорогостоящим видам помощи. В итоге расходы на их приобретение часто несут сами пациенты. Как следствие, отсутствие на региональном и муниципальном

уровне в здравоохранении стоимостных критериев отнесения той или медицинской помощи к дорогостоящей, приводит к ее фактическому переводу в разряд платных услуг, зачастую недоступных для большой категории жителей, что приводит к повышению заболеваемости и смертности.

Следовательно, цена медицинской услуги является одним из главных критериев дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи, и для различных уровней она должна быть различной. В идеале органы управления здравоохранением субъекта Федерации или муниципального образования должны самостоятельно определять стоимостный порог указанной помощи исходя из потребностей в ней населения и ресурсных возможностей ее оказания.

Как бы не прискорбно это звучало, объективная реальность в России такова, что понятие новизны и уникальности применительно к тем или иным медицинским технологиям растягивается на долгие годы, а порой и на десятилетия. Например, в мировой практике шунтирование коронарных артерий достаточно давно применяется в лечении больных с ишемической болезнью сердца. На западе операции по замене тазобедренного сустава является рядовой, в Саратовской области в год делается 35 операций только в областной клинической больнице, не говоря об аналогичных операциях на других суставах. В России данная и многие другие технологии не имеют широкого распространения и по-прежнему имеют статус «новые». Однако при этом основной проблемой, препятствующей активному использованию стентирования, является не только низкая квалификация или недостаток опыта наших специалистов, а в большинстве случаев недостаточное финансирование и обеспечение отрасли.

Если речь идет о технологиях, которые должны использоваться на всех этапах оказания медицинской помощи, то указанный критерий будет иметь разные временные интервалы для медицинских организаций федерального, регионального и муниципального уровней. Например, операция по замене тазобедренного сустава в ведущих клиниках Москвы была передовой и новой 10 лет назад, в Саратовской области активно начала внедряться в 2007 г. в рамках национального проекта здравоохранения и только на базе

Саратовской областной клинической больницы. В этой связи очевидно, что такой критерий, как уникальность (новизна), может иметь только относительное, весьма приближенное значение при определении высокотехнологичной медицинской помощи.

Таким образом, сложность оказываемой медицинской помощи является относительным критерием для отнесения ее к высокотехнологичной. Как и в предыдущих случаях, явно то, что степень сложности конкретных медицинских технологий также является разной для медицинских учреждений федерального, регионального и муниципального уровней.

Теперь рассмотрим такой критерий, как эффективность. Возникает закономерный вопрос: «А должна ли являться эффективность в качестве критерия дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи?» Ведь априори она должна быть таковой. Однако в нашей стране дорогостоящая и / или высокотехнологичная помощь нередко является альтернативой традиционной в части получения лучших результатов, уменьшения вероятности осложнений, сокращения сроков лечения и т. д., т. е. более эффективной.

С учетом изложенного можно сказать, что помощь, которая обеспечивает наибольшую медицинскую и экономическую эффективность, с большой долей вероятности можно отнести к высокотехнологичной. Но и в данном случае трудноразрешимой проблемой будет определение конкретных значений степени указанной эффективности, позволяющих четко дифференцировать дорогостоящую и высокотехнологичную медицинскую помощь. Следовательно, эффективность как критерий указанной помощи в федеральных, региональных и муниципальных медицинских учреждениях, прежде всего, будет зависеть от того, насколько широко там используются современные технологии [1-4].

И, в заключение, рассмотрим последний предложенный нами критерий высокотехнологичной медицинской помощи - доступность. Во многом все рассмотренные выше критерии зависят именно от доступности, и это является его отличительной чертой. Очевидно взаимное влияние доступности и всех перечисленных выше критериев друг на друга. Налицо прямая зависимость - чем ниже

доступность той или иной медицинской технологии, тем более новой она представляется, тем большую стоимость она имеет, тем более выраженной представляется ее эффективность. К сожалению, надо констатировать, что выбранный еще в советском здравоохранении курс на развитие дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи в наиболее крупных клиниках страны явился недостаточно оправданным с точки зрения обеспечения ее максимальной доступности. Данная практика оправдана и отвечает требованиям эффективного использования ресурсов в условиях их выраженного дефицита. В то же время в современных условиях, характеризующихся ростом заболеваемости и смертности населения, эта система демонстрирует свою очевидную несостоятельность, проявляющуюся, как было показано выше, крайне низким удовлетворением имеющихся потребностей в дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи. Становится очевидным, что как только та или иная медицинская помощь становится малодоступной, ее автоматически можно отнести к дорогостоящей и высокотехнологичной. Федеральный перечень услуг включает в себя ту медицинскую помощь, которая малодоступна для большинства населения страны, как на федеральном, так и на региональном уровне, но в то же время указанный перечень отнюдь не исчерпывает все медицинские технологии, доступность которых в различных регионах или муниципальных образованиях также ограничена. При этом основным фактором, обусловливающим указанное ограничение, является недостаток ресурсов - финансовых, материально-

технических, кадровых.

1. Пешкова Х.В. Место Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджетном устройстве России // Медицинское право. 2011. № 1.

2. Чубарова Т.В. Экономика здравоохранения: теоретические аспекты. М., 2008.

3. Бабич A.M., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М., 1998.

4. Герасименко Н.И. Реформа здравоохранения: некоторые итоги и перспективы // Экономика здравоохранения. М., 2011.

Поступила в редакцию 16.04.2012 г.

UDC 338.61

SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS OF ORGANIZATION OF MEDICAL AID

Kirill Sergeyevich TERENTYEV, Saratov State Socio-Economic University, Saratov, Russian Federation, Economics of Labor and Personnel Management Department, Post-graduate Student, e-mail: k-i-r-i-k@yandex.ru

The basic tendencies of development of public health services are shown. The problem of rendering of hi-tech medical aid is considered and its criteria are developed. The analysis of system of introduction in regions of federal quotas on medical aid rendering in federal institutions is carried out.

Key words: hi-tech medical aid; criteria of the hi-tech medical help.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.