Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В КБР'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В КБР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шонтуков Т.З., Бекулов Х.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В КБР»

Шонтуков Т.З. студент 4 курса ПМ Бекулов Х.М., Кандидат экономических наук, доцент

КБГАУ Россия, ¿.Нальчик СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В КБР

За последние годы внесены существенные правки к ранее принятым нормативным документам в области использования водных ресурсов на Федеральном, региональном уровнях. Это свидетельствует о назревших проблемах рационального использования водных ресурсов, что определило на современном уровне и необходимость совершенствования государственной водной политики в РФ. Такой подход определил приоритетность в деятельности власти в вопросах реализации Водной стратегии и национальной программы развития водохозяйственного комплекса России [1-4].

Кабардино-Балкарская Республика богата водными ресурсами - это реки, озера, пруды и подземные воды. Речная сеть состоит из 2172 рек и ручеек общей протяженностью 5470 км, из числа которых активно используются 11 основных рек.

В республике эксплуатируются 196 малых водоемов с общим объемом около 50 млн. кубических метров и площадью водной поверхности более 21 км2 , которые эксплуатируются для целей водоснабжения, рыборазведения, орошения и рекреации.

Суммарный водоотбор подземных вод по Кабардино-Балкарской Республике снизился за последние годы с 360 тыс. м3/сутки до 204 тыс. м3/сутки. Ресурсы пресной воды распределены неравномерно, и часто в районах с интенсивной хозяйственной деятельностью ее не хватает. Недостаток и истощение водных ресурсов, их загрязнение - серьезная экологическая проблема, связанная с рядом причин. Деградация природных вод происходит, главным образом, из-за сброса в водоемы недостаточно очищенных или вовсе неочищенных сточных вод.

Водные ресурсы Кабардино-Балкарской Республики достаточны для обеспечения хозяйственно-питьевых нужд населения.

Эксплуатационные ресурсы подземных питьевых вод превосходят перспективные потребности в целом по республике примерно в 20 раз.

В основном качество подземных вод достаточно высокое, содержание нормируемых компонентов в подавляющем большинстве случаев находится в пределах требований государственных стандартов.

По данным отчетности за 2015 год, в республике зарегистрировано 244 водопользователя. Бассейн реки Терек используют 236 водопользователей, из них забор воды из бассейна р. Малка осуществляют 36 водопользователей, из бассейна р. Баксан - 47 водопользователей, из бассейна р.Чегем - 23 водопользователя, из бассейна р.Черек - 34

водопользователя, из бассейна р.Урвань - 30 водопользователей, из бассейна р.Нальчик - 33 водопользователя, из бассейна р.Урух - 17 водопользователей. Из мелких рек: Черек Хуламский, Хеу, Яман-суу, Куркужин, Аргудан, Лескен - 16 водопользователей. Бассейн р. Кума (р. Золка, Мокрая Золка и Первая Золка) используют 7 водопользователей. Бассейн р. Кура - 1 водопользователь. (Рис.1)

Количество водопользователей по бассейну

Терека

>5 О

е;

о £

Ш П I- СО

О о

о

§ 2 * о

С!

о т

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

п оъ --

С 20 --

с>

I

□ Количество рек

□ в % к итогу

<<2-

«Г о,04 о.®

Название рек

Рис.1 Количество водопользователей по бассейну Терека

Родники используются для водоснабжения населения горной части Кабардино-Балкарской Республики. Более 100 выходов родников на дневную поверхность каптированы и зарегулированы в водопроводы, 37 предприятий водопользователей используют для водоснабжения родники.

Использование свежей воды является одним интегрированных показателей водообеспеченности, и факторов, определяющих ее рациональное использование. В данную категорию входит использование забранных из различных источников водных ресурсов для удовлетворения хозяйственных нужд. Сюда не включается оборотное водопотребление, а также повторное использование сточной и коллекторно-дренажной воды. Динамика использования свежей воды в республике с 2005 по 2015гг. имеет тенденцию к снижению. Потребление свежей воды в республике в сравнении с базовым годом сократилось с 463 млн. м3 до 375 млн. м3 или на19,1%. Этот показатель по СКФО составляет 6,3 и по РФ 11,1% к уровню 2005г. [5, с.507].

Другим важным показателем рационального использования водных ресурсов является ее оборотное и последовательное использование.

Он показывает объем экономии забора свежей воды за счет применения систем оборотного и повторного водоснабжения, включая использование сточной и коллекторно-дренажной воды. К оборотному использованию не относится расход воды в системах коммунального и производственного теплоснабжения. Объем оборотной и последовательно используемой воды в республике составляет 17 млн. м3 . Если в среднем по СКФО объем многократного использования снизился на 19 %, то по республике этот показатель имеет темп роста 6,3% и превышает общефедеральный уровень на 3,9 процентных пунктов.

Источниками загрязненные сточных вод являются производственные и бытовые (коммунальные) стоки, сброшенные в поверхностные водные объекты без очистки или после недостаточной очистки и содержащие загрязняющие вещества в количествах, превышающих утвержденный предельно допустимый сброс. В них не включаются коллекторно-дренажные воды, отводимые с орошаемых земель после полива. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты в 2015г. составил 28 млн. м3 , что на 40,4% ниже, чем в 2005г. Ежегодные темпы снижения количества сбросов по РФ составляет около 2, по СКФО 2,7, а по КБР 4,0%.

Сброс воды в природные водные объекты осуществляют 30 предприятий, из них загрязненную воду без очистки сбрасывают 2 предприятия, недостаточно очищенную, прошедшую через систему очистных сооружений - 26.

Для экономии использования свежей воды на 31 предприятии используется система оборотного и повторно-последовательного водоснабжения. В 2015 году это система использовалась на 29 предприятиях, 2 предприятия перепрофилировали технологию производства, и система не использовалась.

Данные по итогам эксплуатации водных ресурсов за 2005-2015гг. показывают, что объем воды в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения имеет тенденцию к увеличению, хотя в структуре водопотребления занимает небольшой удельный вес - всего 6,3%.

Актуальной проблемой в системе водоснабжения республики является потери при транспортировке. По республике этот показатель варьируется в пределах 285 млн. куб метров или 33,4% от забранного объема воды.

На наш взгляд эта проблема не только хозяйственной деятельности водохозяйственных систем, но и имеет негативные социально-экономические последствия (Табл.1).

Таблица 1

Экономический ущерб от потерь воды при транспортировке _потребителю

Показатели Количество, м3 Тариф, руб.на м3 Сумма, млн.руб.

Потери при транспортировке 284000 10,740 3050,16

Снижение прибыли в результате потерь 3050,16

Потери налога в консолидированный бюджет (при упрощенной системе налогообложения) 457,5

Как показали расчеты потери воды при транспортировке, в суммарном выражении составляет 3050,16 млн. руб. Стоимость потерь, в соответствии с Налоговым учетом на предприятии, относят на издержки, в пределах норматива. Таким образом, с увеличением выручки на эту сумму, при прочих равных условиях, прибыль предприятия изменилась бы соответственно, в сторону увеличения. Потери консолидированного бюджета составляют (при упрощенной системе налогообложения) 457,5 млн. руб. Таким образом, устранение потерь при транспортировке воды увеличит доходы бюджета республики на 18,2%. При этом следует полагать, что включение в издержки водоснабжающей организации Водного налога на объем добытой, но потерянной при транспортировке воды, являются дополнительными издержками предприятия, снижающими его доходность2.

Мировое потребление воды составляет сегодня столько же, сколько потребление остальных минеральных ресурсов. Удельное суточное потребление в России на душу населения, включающее нужды населения, нерациональное расходование, утечки и т.п. составляет от 275 до 370 л.

Об имеющихся резервах в экономном использовании водных ресурсов говорит тот факт, что в странах Евросоюза потребление воды находится в пределах 150-200 л. в сутки на человека. Сюда входят: расход воды для питья и приготовления пищи - 5%, для туалета - 43%, душ и ванная - 34%, мытье посуды - 5%, уборка квартиры - 3%, прочие расходы, включая полив газонов и мытье машины - 5%.

Нерешенной проблемой в системе водопользования является несовпадение административного деления территорий с границами речных бассейнов. Это обусловливает необходимость специальных процедур и мер по координации решений, принимаемых на различных уровнях управления. Прежде всего, это согласование организации многоуровневого управления с финансированием водохозяйственных мероприятий на конкретных

2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016) Статья 333.12

территориях, а также на обновление ветхих водопроводов, нашло решение в республиканской Программе [6] (Табл.2).

Таблица 2

Объем государственного финансирования на обновление ветхих __водопроводов (2013-2017гг.)

Источники финансирования Объем с шнансирования (млн. рублей)

Всего 2013 2014 2015 2016 2017

Всего по всем источникам 6340,2 20,0 1833,5 1655,2 1514,0 1317,5

В.т.ч.: республиканский бюджет 90,0 20,0 40,3 0 29,7 0

внебюджетные источники 6250,2 0 1793,2 1655,2 1484.2 1317,5

Как видно из таблицы, на перспективу, доля финансов из республиканского бюджета уменьшается, и основная нагрузка перекладывается на внебюджетные источники.

Для повышения эффективности использования водных ресурсов и управления ими необходимо развитие рыночных отношений и переход от командно - административных методов управления к экономическим методам и рыночным взаимодействиям. Перспективными являются, в частности, следующие мероприятия:

- установка узлов учета воды на магистральных водопроводах, водопроводных станциях и в зонах водоснабжения;

- разработка систем диспетчеризации с автоматическим управлением на центральном диспетчерском пульте, а также внедрение щитов управления на насосных станциях и приводах переменного тока.

Экономические методы управления водопользованием, включают следующие меры:

- платежи за использование фактически полученной воды и сбросы загрязняющих веществ;

- субсидии на минимизацию загрязнения водных объектов;

- льготное налогообложение водопользователей;

- торговлю лимитами сбросов загрязняющих веществ;

- разрешение на выбросы в атмосферу и сбросы в водные объекты.

Следует отметить, что сочетание административных и экономических

методов управления водными ресурсами представляется наиболее рациональным в существующих условиях преобладания государственной собственности на природные ресурсы. При этом осуществляется разграничение полномочий на разных уровнях управления и активизация усилий государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, а

также в привлечении средств для реализации мероприятий по охране водных объектов и защите от вредного воздействия вод.

Сокращение загрязнения водных объектов может быть достигнуто при реализации системы мер, направленных на восстановление качества воды в водоемах, испытавших сверхнормативное антропогенное воздействие. Мероприятия включают:

- улучшение систем очистки сточных вод;

- наведение порядка на водосборных территориях;

- строгое соблюдение установленного законодательством режима хозяйственной деятельности и ограничений природопользования в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос;

- проведение специальных реабилитационных мероприятий, ликвидация негативных последствий гидромелиорации и пр.

Эта деятельность должна проводиться под руководством и при строгом контроле государственных органов управления водным хозяйством и экологического контроля. Однако в полной мере она осуществима только при активном участии органов местного самоуправления, общественности и бизнеса.

Обеспечение заинтересованности бизнеса в таком участии — серьёзная и ответственная экономическая задача, при решении которой, особенно, необходимо использовать зарубежный опыт, поскольку применительно к российским рыночным структурам государственно-частное партнерство недостаточно развито.

Использованные источники:

1.Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О водоснабжении и водоотведении» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015)

2.Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015)

3. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 06.03.2002 № 13-РЗ (ред. от 31.12.2014) «О недрах» (принят Советом Республики Парламента КБР 31.01.2002)

4. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 17.04.2013 № 36-РЗ (ред. от 17.12.2013) «О регулировании отношений в области использования и охраны водных объектов»

5.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 1326 с.

6. Постановление от 07 марта 2012 года № 40-ПП (ред. от 02.07.2013) «О Республиканской целевой программе «Чистая вода» на 2012 — 2017 годы»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.