Научная статья на тему 'Социально-экономические причины неуплаты налогов'

Социально-экономические причины неуплаты налогов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корольков Владимир Евгеньевич, Якушин Антон Павлович

Достаточно важным представляется анализ социально-экономических причин роста неформальной экономики, а именно не уплаты налогов, в сегодняшней экономической ситуации. В статье приводятся практические примеры, которые способствуют тенденции к неуплате налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические причины неуплаты налогов»

-организация информационного обеспечения (посредством специальных разделов на сайте вуза, оформления стендов).

Для вуза, в котором реализуются индивидуальные технологии обучения, показательным является совмещение студентами учёбы с трудовой деятельностью. Статистика трудоустройства среди студентов очной формы обучения показывает, что ко второму курсу до 20% студентов работают в свободное от учёбы время. То, что не все студенты стремятся работать в период обучения, объясняется как их стремлением полностью посвятить себя учёбе, так и достаточно высоким уровнем материальной обеспеченности. Основной вывод: студенты имеющие потребность в работе, могут найти себя на рынке труда. С большой долей вероятности прогнозируется высокий процент адекватного трудоустройства выпускников по завершению ими учёбы. Зачастую работодатели отказывают в приёме на работу претендентам в связи с отсутствием у них опыта в конкретной сфере деятельности. Выпускники, которые сумели «предъявить» себя за время работы в период студенчества, как правило, востребуются теми же работодателями уже в качестве дипломированных специалистов. Надо отметить, что в ряду факторов, стимулирующих стремление студентов к трудоустройству в период учёбы, важным является материальный. Да и сам факт получения высшего образования молодежь оценивает, прежде всего, как доступ к высококвалифицированному и высокооплачиваемому труду, как гарантию конкурентоспособности на рынке труда. Суммируя сказанное, отметим, что в решении проблемы трудоустройства решающее значение имеет инновационная технология, позволяющая индивидуализировать обучение[4,с.124].

Индивидуализация в свою очередь позволяет обучающимся успешно совмещать учёбу с работой, повышая при этом свой профессиональный уровень. Эффективные методы обучения формируют человека, способного осуществлять самостоятельный поиск информации, её творческое осмысление, дают адаптивный опыт, что позволяет ему адекватно действовать в постоянно меняющихся условиях рынка труда. Список использованной литературы:

1.Социальная политика: учебник/под общ.ред. Волгина Н.А.-М.: «Экзамен», 2002 - 734 с.

2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662 -р. Электронный ресурс: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

3.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011

-2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011г. ^163. Электронный ресурс: http://mon.gov.ru/files/materials/8286/11.02.07-fcpro.pdf.

4.Грицюк М. «^-шники по-прежнему требуются. Росстат будет следить, как

трудоустраиваются выпускники». Российская газета -Федеральный выпуск ^5445 (69) 01.04.2011. Электронный ресурс:http://rg.ru/2011/03/31/studenty

© Зимина Г.А., Гафарова В.А., Балова Н.А., 2015

Корольков Владимир Евгеньевич

кандидат экономических наук, профессор, Якушин Антон Павлович студент, кафедры «государственные и муниципальные финансы» Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, РФ

E-mail: korolkov50@mail.ru.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУПЛАТЫ НАЛОГОВ.

Аннотация

Достаточно важным представляется анализ социально-экономических причин роста неформальной экономики, а именно не уплаты налогов, в сегодняшней экономической ситуации. В статье приводятся

практические примеры, которые способствуют тенденции к неуплате налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Ключевые слова

Налоги, теневая экономика, законодательная база, экономическая политика.

Рассуждая о причине уклонения налогов, автор работы предлагает рассмотреть три финансовые сферы: домохозяйство, организации и государственный сектор (государственные и муниципальные финансы). Конкретным примером служит и сегодняшняя экономическая нестабильность Российской экономики, что подводит к выявлению современных причин уклонения от налогов и выявлению конкретных мер, способных решить данную проблему.

Большая часть домохозяйства уже привыкла к тому, что термин «уклонение от налогов» стал обыденным понятием. За стремлением к максимизации прибыли юридическое лицо предлагает своим работникам выплату заработной платы «по серой схеме», в свою очередь работники также не стремятся уходить из данной сферы. Большая доля зарплаты (например, в алкогольной сфере около 65% выплачиваются в конвертах, а остальные 25% равными платежами на клиентский счёт в банке) не облагается прямым налогом, что экономит соответственно 13%. Несмотря на сэкономленные суммы, работнику не начисляются взносы в страховые и пенсионные фонды, что уменьшает его будущий доход. С одной стороны, налогоплательщик не доверяет начисленные средства пенсионному фонду, и может располагать свой доход в более рискованные активы (ценные бумаги, депозиты), что даст ему большую доходность (на конец 2014 года доходность ПФР составила около 4-5%, а средний фонд управления денежными средствами обеспечил доходность в 20%). Таким образом, убедить налогоплательщика вкладывать в институциональные единицы, как ПФР, не получиться. С одной стороны, и негосударственные фонды кредитуют национальную экономику, вкладывая размещённые финансовые ресурсы клиентов на финансовых и кредитных рынках, с другой стороны и бюджет недополучает дохода с НДФЛ. Другим примером являются страны с англосаксонской системой, где пенсионные накопления формируют сами граждане, а доход, полученный от доходности - облагается налогом. У нас же основная проблема низкой доходности ПФР, и недоверия граждан к пенсионной реформе состоит: в низкой дюрации облигационного портфеля ПФР, нестабильность пенсионных реформ, непрозрачная (до 2013-2014 гг.) структура. Таким образом, неэффективность институциональные единиц, как ПФР, порождает желание скрывать свой доход ради собственного использования (при редких случаях - реинвестирования в более доходные институциональные единицы, организации, активы). Другим практическим примером является валютная выручка, полученная на территории иностранного государства. В соответствии с законодательством, налоговые органы вправе изымать всю выручку (в размере 100%) при неуплате налога, но такие случаи среди физических лиц происходят очень редко. Примером могут являться финансовые пирамиды, брокерские компании («форекс кухни»). Отсюда возникает стремление, из-за пассивности налоговых органов, к уходу от налогообложения. В случае укрытия своего дохода, основную выгоду получает только работодатель (пенсионные накопления не формируются).

В сфере организаций, наиболее актуальной и нашумевшей темой является законы о деофшоризации и закон, о КИК (контролирующие иностранные компании). Сегодняшние крупные компании, за стремление от уплаты налога, контролируются компаниями, зарегистрированными на территории другого государства (Альфа-банком владеет ABH Holdings S.A (Люксембург), Вымпелкомом владеет LetterOne Holdings S.A (Люксембург), Алишер Усманов (№ 3 списка Forebs) управляет активами через USM Holdings Ltd. (Виргинские острова) [3]. Возвращать собственный капитал, и в последующим платить налоги им не позволяют различные ситуации: некоторые компании будут облагаться штрафом в размере более 100 млн. $, большая часть компаний имеет местожительства в другом государстве, и являются нерезидентами, государство не до конца обеспечивает защиту собственности, большие законодательные и экономические риски. Другие же компании, зарегистрированные на территории РФ не уплачивают налоги, поскольку

большое налоговое бремя во время экономической нестабильности и постоянного налогового контроля не позволяет им получать прибыль и развиваться дальше (20% - налог на прибыль, 22% пенсионные отчисления, 5,1% медицинское страхование, 5-10% подать «крыше» а также другие косвенные и прямые налоги, включая штрафы и пени). Другим примером являются инновационные отрасли экономики. Отсутствие грамотной законодательной базы (например, статья 262 НК РФ, не позволяющая списывать расходы на НИОКР спустя год) [1,2]. На 2013 год рентабельность основных инновационных секторов не превышала 8 -9%, а кредитные ресурсы им просто не доступы по таким ставкам [4].

Подытоживая проведённый анализ структуры теневой экономики и причин её возникновения (а значит и как следствие выявление основных причин уклонения от налогов) приведён в таблице № 1.

Таблица 1

Причины и влияние неуплаты налогов

Причина В чём выражается Влияние Методы решения

Законодательная база Несовершенство законов, формальные правила ограничивают ведения бизнеса. Падение стимулов к предпринимательству, рост уклонения от налогов, использование «дыр» в законах. Учитывать мнение бизнеса, открытая структура принятия законов, уделять больше внимание на результативность.

Финансовая неграмотность Незнание домохозяйства о природе налогов, способах рационально использовать финансовые ресурсы. Домохозяйство и финансово неграмотные органы провоцируют рост уклонения от налогов. Знакомство с финансовыми продуктами, более прозрачная и понятная структура.

Экономическая политика Высокие риски провоцируют уклонение от налогов с целью высвободить оборотные ресурсы. Рост налогового мошенничества, создание более изощрённых способов ухода от налогов, кооперирование бизнеса с целью подавления налоговых органов. Выстраивать экономическую политику, которая ориентирована на рост производства, улучшение благосостояния населения.

Пассивность домохозяйства Общество не сильно реагируют на налоговую политику и налоговое мошенничество. Свободно учувствуют в коррупционных и налоговых схемах, не требуют усиление мер контроля и развития налоговой системы. Знакомство домохозяйства с основными налоговыми инструментами, создание некоммерческих организаций и движений за развитие налоговой системы.

Малая поддержка малых и инновационных предприятий. Выделяются не значительные средства для финансирования деятельности малых предприятий, трудность получения субсидий и финансирования. Единственным способом высвобождение ресурсов является нарушение налогового законодательства. Упрощение и усовершенствование стратегий развития малого предпринимательства и развития инноваций на территории РФ.

Неразвитые пенсионные и медицинские системы обеспечения населения. Некачественные медицинские услуги, недоверие населения к пенсионным реформам и пенсионной системе. Стремление со стороны работодателей и работников скрывать свой официальный доход. В этом случае выгоду получает только работодатель. Развитие пенсионной и медицинских систем обеспечения населения, увеличение штрафов и стремление к переходу к «белой» зарплате.

Список используемой литературы:

1. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/

2. Данные федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gsk.ru/

3. Журнал Forbes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://forbes.ru/

4. Индикаторы инновационной деятельности: 2014: статистический сборник. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 472

Корольков В.Е., Якушин А.П., 2015

Никольская Е.Ю.,

к.э.н., доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Зайцева А.А., магистр E-mail: nik_elen@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные понятия, виды качества, методы управления качеством, показатели и критерии оценки уровня качества, а также даны рекомендации по совершенствованию качества обслуживания.

Ключевые слова

Гостиница, техническое качество, функциональное, критерии оценки, методы управления, персонал, проблемы, всеобщее управление качеством, методы оценки качества обслуживания.

Актуальность проблемы обуславливается тем, что в настоящее время индустрия гостеприимства в нашей стране переживает бурное развитие, и стоит задача обеспечения конкурентных преимуществ в предприятиях индустрии гостеприимства. Для этого необходимо выявить методы оценки качества гостиничных услуг.

Рассмотрим основные виды качества услуг. Качество предоставляемых услуг разделяют на техническое и функциональное.

Техническое качество отражает состояние неодушевленных предметов, окружающих клиента в гостинице.

Функциональное качество оценивается, как способность услуги удовлетворять потребности клиентов гостиницы, а также процесс взаимодействия с персоналом при предоставлении услуги.

Необходимо выделить следующие показатели: материально-техническая база; квалификация персонала; уровень сервиса, маркетинг.

Совокупность средств труда, функционирующих в гостиницах, составляет их материально-техническую базу (МТБ), к которой относятся здание, технические сооружения, оснащение, машины, оборудование и транспортные средства.

Качество, количество и состояние материально-технической базы определяет уровень гостиницы и, соответственно, влияет на качество услуг.

Квалификация персонала - человеческий капитал, совокупность знаний, навыков, которыми обладает работник и умение применить их во благо организации. Высококвалифицированный персонал создает отличный имидж предприятию, повышает качество оказываемых услуг и обеспечивает высокую конкурентоспособность.

Маркетинг позволяет определить политику ценообразования и стимулирования продаж, осуществлять эффективное продвижение и рекламную деятельность. Важно отметить, что рекламируемое качество является ожидаемым качеством и должно соответствовать заявленным стандартам.

Управление качеством реализуется посредством применения определенного набора приемов и средств, которые можно классифицировать по четырем сферам: управление качеством, процессом, персоналом и ресурсами.

В развитие теории управления качеством внесли свой вклад такие специалисты в области управления качеством, как Э. Деминг, Дж. Джуран, Р. Косби, И. Ишикава, Т. Тагути.

Ниже представлены некоторые предложения каждого из них, например, 14 принципов Деминга:

1. Сделайте так, чтобы у вас была постоянная цель.

2. Воспримите новую философию управления качеством.

3. Устраните необходимость массового технического контроля.

4. Не заключайте деловых контрактов только на основе стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.