Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ / ЗАБОЛЕВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Ю.И., Белогорцева Ю.А.

В статье рассмотрены и проанализированы основные задачи модернизации российского здравоохранения. В статье описывается реализация целей развития системы здравоохранения. Даны рекомендации и предложения по повышению уровня устойчивости и совершенствованию системы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC BENEFITS OF INNOVATION IN HEALTH CARE

The article describes and analyzes the main problems of modernization of Russian health care. There are the implementation of the development goals of the health system. The recommendations and suggestions was given to improve the stability and the health care system.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

(■>. Лебланк Р.. Гмлиес Д. Совет директоров - взгляд изнутри. Принципы формирования. Управление. Анализ эффективности. М. :АЛЬПИНА, 201)7

Электронные источники:

I.Опрос членов совета директоров.-РУУС. 2012.-С. 14// www.pwc.com/us/CemerForBoardGovcriiance

«Опрос членов совета директоров 2012». PWC. 2012. 2.litlp:// gtmarket.ru/files/news/4412/Russian_Boards_Survcy_2012.pdf

3.littp: <www.lukoil.ru/matcrials/doc AGSM_2012/ 2011 %20Corp%20Gov%20Rep_rus.pdf

4. http://www.bank-rf.ru/cgi-bin/analytics/view.cgi7id 123

5. www.rosneft.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

[loi рова Ю.И., к.э.н.. профессор, заместитель декана кафедры «Международные экономические отношения» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Ьс.ююрщ'ва Ю.А., студентка факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУВПО «Финансовый Университет

при Правительстве Российской Федерации»

И статье рассмотрены и проанализированы основные задачи модернизации российского здравоохранения В статье описывается реализация целей развития системы здравоохранения. Даны рекомендации и предложения по повышению уровня устойчивости и совершенствованию системы здравоохранения.

Ключевые слова: здравоохранение, инновационная модель, развитие медицины, заболевания.

SOCIO-ECONOMIC BENEFITS OF INNOVATION IN HEALTH CARE

Petrova V.. Ph.D.. professor, dean deputy. International economic relations chair. Financial University under the Government of the Russian

Federation

Belogortseva Y., student. State and municipal management faculty. Financial University under the Government of the Russian Federation

The article describes and analyzes the main problems of modernization of Russian health care. There are the implementation of the development goals of the health system The recommendations and suggestions was given to improve the stability and the health care system

Keywords: healthcare, innovation model, the development of medicine, disease.

Охрана здоровья населения составляет одну из основ конституционного строя России. Право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в Конституции Российской Федерации (статья 41).

Задачи превращения России в глобального лидера мировой экономики. выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют новые требования к системе здравоохранения. С одной стороны, растет ценность здоровья в системе приоритетов общества, возникают новые медицинские и социальные технологии, связанные с изменениями в демографической структуре населения. С другой - благодаря развитию медицинских технологий существенно повышаются возможности реально влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют значительные успехи в борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые в развитых странах.

Система здравоохранения пока еще не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество.

Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, неодолимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профи-мктикн. диагностики и лечения заболеваний (включая восстановительное), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.

Реализация целей развития системы здравоохранения предпо-мгает решение следующих приоритетных задач:

• обеспечение государственных гарантий оказания гражданам Ч-сп.татиой медицинской помощи в полном объеме;

• модернизация системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования:

• повышение эффективности системы организации медицинской помощи:

• улучшение лекарственного обеспечения граждан;

• развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников и со-

инне системы повышения мотивации к качественному труду;

• совершенствование системы охраны здоровья населения:

• реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" I к>9 - 2012 годы), основными направлениями которого являются:

• оказание профилактической помощи населению:

• развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи:

• повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи, оказываемой населению, в том числе больным с сосудистыми и онкологическими заболеваниями, а также пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, включая высокотехнологичную медицинскую помощь;

• совершенствование службы крови.

Решение указанных задач позволит улучшить здоровье и качество жизни населения. Предполагается обеспечить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения не менее чем в 1,4 раза, от несчастных случаев, отравлений и травм - примерно в 2 раза, снизить показатели младенческой и материнской смертности до показателей развитых стран, уменьшить в 1.5 раза заболеваемость социально значимыми заболеваниями.

Планируется примерно в 1.3 раза увеличить объем амбулаторной помощи, в первую очередь профилактической, позволяющей выявлять заболевания на ранних стадиях, значительно повысить эффективность использования коечного фонда (увеличить оборот и занятость койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре и т.д.). обеспечить в полном объеме потребность населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

Улучшение показателей здоровья населения и деятельности организаций системы здравоохранения будет обеспечиваться на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава.

Для достижения запланированных показателей предусматривается за 2008 - 2020 годы увеличить долю государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте с 3,6 процента до не менее 5,2 - 5,5 процента (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте составит около 10 - II процентов, что сопоставимое показателями передовых иностранных государств).'

Совершенствование системы здравоохранения - одно из основных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития страны, а состояние здоровья населения -главная цель этого развития. Модернизация системы здравоохранения направлена. в первую очередь, на обеспечение доступной н качественной медицинской помощи для широких слоев населения.

INNOVATIVE ECONOMY I №5-6 2013 I 17

Ограничение доступности и снижение качества медицинской помощи неминуемо приведет к негативным социально-политическим последствиям, потребует чначительных дополнительных затрат на восстановление утраченного трудового потенциала российского общества.

Состояние здоровья населения Совершенствование системы здравоохранения России, неблагоприятная демографическая ситуация в регионах, недостаточная эффективность системы отечественного здравоохранения требуют ресурсных инвестиции и. в большей степени, кадровых ресурсов.

Главная цель модернизации российского здравоохранения -повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе повышения эффективности использования ресурсов и возрождения профилактической направленности в здравоохранении.

Современная концепция модернизации системы здравоохранения предполагает системное направление усилий и ресурсов на финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение процесса реструктуризации здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью на основе приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, профилактики, укрепления службы охраны материнства, отцовства и детства, совершенствования подготовки и переподготовки специалистов в соответствии с потребностями отрасли, улучшения лекарственного обеспечения граждан, развития медицинской науки.

Псе это преследует одну стратегическую цель - улучшение состояния здоровья населения страны.

Основными задачами модернизации здравоохранения являются:

■ изменение принципов финансирования здравоохранения на основе ежегодно утверждаемого федерального минимального подушевого норматива финансирования (с учетом территориальных коэффициентов);

• обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи:

• обеспечение необходимой нормативно-правовой базы развития здравоохранения:

• расширение хозяйственной самостоятельности организаций здравоохранения;

• реформирование системы оплаты труда медицинских работников с учетом качества их деятельности:

• модернизация системы обязательного медицинского страхования;

• повышение эффективности функционирования государственной и муниципальной систем здравоохранения:

• создание систем управления качеством медицинской помощи;

• внедрение современных подходов к кадровому обеспечению отрасли:

• укрепление материально-технической базы медицинских организаций:

• удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи:

• усиление профилактической направленности здравоохранения. ориентация на сохранение здоровья здорового человека и укрепление института семьи как основы философии современного общества;

• поддержка медицинской науки и ее ориентация на решение проблем доступности и качества медицинской помощи;

• создание на базе развития фармацевтики и биотехнологий принципиально новых >ффективных методов профилактики, диагностики и лечения.лекарственных средств и диагностических препаратов нового поколения;

Реализация указанных задач возможна через федеральную целевую программу «Развитие здравоохранения Российской Федерации», одно из основных мест в которой должны занять мероприятия по укреплению первичной медико-санитарной помощи, обеспечению населения высокотехнологичными видами медицинских услуг н развитие профилактического направления в здравоохранении.

В программе целесообразно предусмотреть возможность создания национальных служб по лечению наиболее значимых заболеваний (онкологическая, сердечнососудистая, травматолого-ортопе-дическая. днабетологическая) с разработкой единых (общероссий-

ских) подходов к диагностике, лечению и реабилитации пациентов.

Система предусмотренных программой мер должна также включать вопросы дополнительного лекарственного обеспечения населения, органи ицни реабилитационных больниц и восстановительного лечения в специализированных санаториях за счет средств социального страхования.

26 ноября 2013 года в РАНХнГС состоится экспертный круглый стол «Будущее медицинского страхования» на базе интерактивной дискуссионной площадки «Эффективное здравоохранение», в рамках которого будут обсуждаться актуальные вопросы системы медицинского страхования и поиска оптимальных путей решения задач в этой сфере.

Увеличение продолжительности жизни, старение населения, рост благосостояния общества и развитие сектора услуг делают здравоохранение одной из важнейших отраслей современной экономики. В большинстве стран растет доля расходов на здравоохранение в ВВП При этом во всех государствах значительная часть граждан недовольна тем, как организована система здравоохранения. Универсальных рецептов успешных реформ пока нет.

Российская система здравоохранения, несмотря на ряд позитивных изменений, в последние годы подвергается обоснованной критике со стороны потребителей услуг, медицинского сообщества и независимых экспертов. Нашей стране только предстоит выбрать оптимальную на данном этапе исторического развития модель здравоохранения. Какой она будет: бюджетной или страховой? Насколько необходимо использовать мировой опыт, а где учитывать российскую специфику? Какие механизмы оплаты медицинской помощи способствуют повышению качества и доступности медицинского обслуживания, а какие лишь «раздувают» затраты? В чем роль государства: в формировании «правил игры» или в непосредственном оказании медицинской помощи?2

Однако в последние годы инновации затронули сферу здравоохранения в России. Особую роль в этом сыграл приоритетный национальный проект «Здоровье», направленный на решение таких первоочередных задач, как профилактика, кадровая политика, состояние материально-технической базы, развитие первичной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. В его рамках реализовано создание сети региональных сосудистых центров, сети современных перинатальных центров. Это позволяет оказывать экстренную медицинскую помощь с использованием высоких технологий. Следующим шагом в развитии здравоохранения должно стать распространение новых технологий и подготовка квалифицированных специалистов, способных решать задачи инновационного развития.

В 2010 г. был принят пакет из двух законов об инновационном центре «Сколково». Законодательно закреплены пять направлений, по которым осуществляется исследовательская деятельность на территории центра. Одно из них медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств. Идет поэтапное реформирование законодательной базы здравоохранения Приняты федеральные законы «Об обращении лекарственных средств». «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Инновационная модель развития здравоохранения предусматривает единство науки, образования и практики, международное партнерство с ведущими странами и научными центрами, охрану интеллектуальной собственности, развитие государственно-частного партнерства.'

При разработке инноваций в общественном секторе нужно учитывать общие тенденции жизни и развития общества: старение населения. наличие или отсутствие кризисных явлений. Создание новых инновационных продуктов идет рука об руку с новшествами по предоставлению услуг. Поэтому талантливые руководители с творческим потенциалом должны подходить к решению вопроса системно: проводить анализ инновационного продукта, выбирать схему предоставления данного продукта клиенту, изменять структуру организации и схему предоставления услуги.

Сегодня развития инновационной экономики России, в том числе в здравоохранении является одной из стратегических задач государственной политики.Одним из пяти главных направлений деятельности определены медицинские технологии, в первую очередь, диагностическое оборудование, а также лекарственные средства. Создана правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. председателем которой является Владимир Путин.

18 ИЧШУАПУЕ ЕСОЫОМУ | №5-6 2013 |

При поддержке государства развивается медицинское направление в технопарках, среди которых следует выделить Курчатовский. Зеленоградский и Обнинский. В них разрабатываются новые методы лечения, лекарственные средства и оборудование, в том числе с применением нанотехнологий.

Закон о федеральном бюджете на трехлетний период 2011 -2013 гг. в числе важнейших задач включает разработку и внедрение инструментов поддержки инноваций. Расходы на реализацию федеральных целевых программ по приоритетному направлению «Инновационное развитие н модернизация жономикн» на 2011 год запланированы в сумме более 600 млрд рублей. Это составляет 65% в общем объеме расходов на федеральные целевые программы.'

Идет поэтапное реформирование законодательной базы здравоохранения. Приняты федеральные законы «Об обращении лекарственных средств», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В целях реализации договоренностей, достигнутых в ходе переговорного процесса о присоединении России к ВТО. были внесены изменения в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», направленные на дополнительную охрану интеллектуальной собственности и защиту прав фармацевтических производителей - разработчиков лекарственных средств.

Данные изменения установили шестилетний запрет на получение. разглашение, использование в коммерческих целях данных о результатах доклинических, клинических исследований, представленных заявителем при регистрации лекарственного препарата, без согласия заявителя. Такая охрана интеллектуальной собственности является мировой практикой и создает благоприятные условия для привлечения инвестиций в фармацевтическую промышленность.

Активно обсуждаются новые базовые отраслевые законопроекты «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». «Об образовании в Российской Федерации».

В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится внесенный правительством РФ законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и Налоговый кодекс РФ в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности». Разрабатывается проект федерального закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации».

Инновационная модель развития здравоохранения предусматривает единство науки, образования и практики, международное партнерство с ведущими странами и научными центрами, охрану интеллектуальной собственности, развитие государственно-частного партнерства.

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики н социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рын-ках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы

для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

Инновационное развитие российской экономики в 2008 -2020 годах будет проходить в 2 этапа, различающиеся по условиям. факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства.

Первый этап (2008 - 2012 годы) базируется на реализации и расширении rex глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика. транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресур-сов).Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.

На первом этапе будут достигнуты расходы на здравоохранение (частные н государственные расходы) - 5,2 - 5.4 процента валового внутреннего продукта.

На втором этапе - расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) - 6,7-7 процентов валового внутреннего продукта.

Развитие после 2020 года будет направлено на закрепление лидирующих позиций России в мироном хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

За пределами 2020 года накопленный потенциал знаний и капитала. соответствующий передовым экономикам мира, определит сохранение тенденций устойчивого социально-экономического развития страны с опорой на инновационные высокотехнологичные сектора экономики и сектор услуг как основные движущие силы экономического роста. К 2030 году валовой внутренний продукт может вырасти по сравнению с 2007 годом в 3,8 раза, а валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности достичь 51 тыс. долларов США (в иенах 2005 года).

Исходные условия и макроэкономические показатели инновационного развития экономики до 2020 года*

Концепция базируется на инновационном сценарии, которым наряду с использованием конкурентных преимуществ как в традиционных секторах, так и в новых наукоемких секторах и экономике знаний предполагается прорыв в повышении эффективности человеческого капитала, развитии высоко- и срсднетехнологичных производств и превращении инновационных факторов в основной источник экономического роста.Темпы роста экономики до 2020 года составят 106.5 процента в год.

Литература:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р). Приложение N I

2. Приложение N 2 к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Р Ф на период до 2020 гола

3. Борэова О.Г. Доклад // Инновации в здравоохранении России: современность, международная практика и обмен опытом: материалы международной конференции. 24 февр. 2011 г. - М„ 2011.

4. Медико-технический портал "Академия"- http:// www.amtn.info

5. Официальный портал Эффективное здравоохранение - http:/ /www.viablehcalthcare.ru

Таблица I. Макроэкономические показатели инновационного развития экономики до 2020 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2007 год 2008 - 2010 годы 2011 - 2015 годы 2016 - 2020 годы

Расходы на здравоохранение, в процентах к валовому внутреннему продукту, - всего 4,2 4.7 5.5 6,2

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением равительетва РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р). Приложение N 1 Официальный портал Эффективное здравоохранение - http://www.viablehealthcare.ru

'Борзова О.Г. Доклад// Инновации в здравоохранении России: современность, международная практика и обмен опытом: материалы международной конференции. 24 февр. 2011 г. - М.. 2011.

'Медико-технический портал «Академия» - www.amtn.info

'Приложение N 2к Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года

INNOVATIVE ECONOMY | №5-6 2013 | 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.