Научная статья на тему 'Актуальные вопросы управления обеспеченностью услугами здравоохранения'

Актуальные вопросы управления обеспеченностью услугами здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
170
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / СТАНДАРТЫ / РЕГИОН / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МИКРОУРОВЕНЬ / МЕДИЦИНСКИЙ ОКРУГ / ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КООРДИНАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / STRATEGY / RESTRUCTURING / STANDARDS / REGION / COOPERATION / MICROLEVEL / MEDICAL DISTRICT / TYPE OF ECONOMIC DEVELOPMENT / LEADING ORGANIZATION / COORDINATION PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чередникова Анна Сергеевна

Данная статья посвящена проблемам управления обеспеченностью услугами здравоохранения в современном динамичном экономическом пространстве, с высокой плотностью информационной составляющей и большим числом влияющих внешних переменных. В этих условиях административная вертикаль «центр-регион» теряет свою жесткость. Несмотря на значительные инвестиции в отрасль здравоохранения в последние несколько лет, финансирование все еще является недостаточным, а требования к качеству и доступности в соответствии с требованиями территориальных, государственных программ развития отрасли, современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи достаточно высоки. На основании анализа проведенных Минздравом и Правительством Российской Федерации мероприятий по структурному преобразованию отрасли здравоохранения, возникает понимание в необходимости новых совместных управленческих решении уже на уровне полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представителей администрации муниципальных образований, некоммерческих общественных организаций. Автором предложено новое понятие «медицинский округ», дано определение медицинского округа, определены параметры классификации медицинских округов по типам экономического роста, введено понятие ведущая медицинская организация в составе медицинского округа, координационная площадка медицинского округа. Определены функции и перечень участников координационных площадок медицинских округов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чередникова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of management of health services availability

This article is devoted to problems of management of services of health care security in modern dynamic economic space, with a high density of information component and a large number of the influencing external variables. In these conditions the administrative vertical "center region" loses the rigidity. Despite considerable investments into branch of health care in the last some years, financing still is insufficient, and requirements to quality and availability according to requirements of territorial, state programs of development of branch, modern procedures and standards of delivery of health care are rather high. On the basis of the analysis of actions were carried out by Ministry of Health and the Government of the Russian Federation for structural transformation of branch of health care, there an understanding in necessity new joint administrative decisions already at a level of authority of executive authorities of subjects of the Russian Federation, representatives of administration of municipalities, non-profit public organizations is arises. The author offered the new concept "medical district", given definition of the medical district, determined parameters of classification of medical districts by types of economic growth, introduced the concept the leading medical organization as a part of the medical district, a coordination platform of the medical district. Functions and the list of participants of coordination platforms of medical districts are defined.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы управления обеспеченностью услугами здравоохранения»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/117EVN315.pdf DOI: 10.15862/117EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/117EVN315)

УДК 338

Чередникова Анна Сергеевна

Комитет по здравоохранению Ленинградской области

Россия, Санкт-Петербург1 Главный специалист E-mail: atcher@mail.ru

Актуальные вопросы управления обеспеченностью услугами здравоохранения

1 191024, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 113

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам управления обеспеченностью услугами здравоохранения в современном динамичном экономическом пространстве, с высокой плотностью информационной составляющей и большим числом влияющих внешних переменных. В этих условиях административная вертикаль «центр-регион» теряет свою жесткость. Несмотря на значительные инвестиции в отрасль здравоохранения в последние несколько лет, финансирование все еще является недостаточным, а требования к качеству и доступности в соответствии с требованиями территориальных, государственных программ развития отрасли, современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи достаточно высоки. На основании анализа проведенных Минздравом и Правительством Российской Федерации мероприятий по структурному преобразованию отрасли здравоохранения, возникает понимание в необходимости новых совместных управленческих решении уже на уровне полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представителей администрации муниципальных образований, некоммерческих общественных организаций. Автором предложено новое понятие «медицинский округ», дано определение медицинского округа, определены параметры классификации медицинских округов по типам экономического роста, введено понятие ведущая медицинская организация в составе медицинского округа, координационная площадка медицинского округа. Определены функции и перечень участников координационных площадок медицинских округов.

Ключевые слова: стратегия; структурная перестройка; стандарты; регион; взаимодействие; микроуровень; медицинский округ; тип экономического развития; ведущая организация; координационная площадка.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Чередникова А.С. Актуальные вопросы управления обеспеченностью услугами здравоохранения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/117EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/117EVN315

Стратегия развития российского здравоохранения впервые была изложена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Целью разработки Концепции являлось определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В Концепции обозначены современные тенденции развития российского общества такие как:

• повышение эффективности деятельности государственных институтов -снижение политических и экономических рисков ведения предпринимательской деятельности;

• внедрение в процесс государственного управления современных методов и механизмов стратегического планирования и управления по результатам и их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода;

• преодоление отрицательной демографической динамики, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения.

В Концепции указано, что уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, что предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются: сокращением численности населения и уровня занятости в экономике; низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.

На этом фоне возрастает роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития общества.

В Концепции заявлено, что уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13,9 тыс. долларов США в 2007 году (42 процента от среднего уровня государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития) до, более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году (70 процентов). [1].

Такие высокие заявленные в Концепции показатели невозможно достигнуть без укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости, смертности, увеличения продолжительности жизни, улучшения качества жизни.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки, создание условий для участия медицинских организаций различных организационно-правовых форм в обязательном медицинском страховании.

В последние годы государством сделаны существенные инвестиции в отрасль здравоохранения. Увеличилось финансирование программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, проведена

программа модернизации здравоохранения, профинансированы долгосрочные целевые программы поддержки отдельных направлений развития в отрасли (приоритетный национальный проект «Здоровье», федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы), долгосрочная целевая программа «Развитее села»), утверждена государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации с 2013-2020 гг. [8].

В части развития программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи следует отметить, что начиная с 2013 года активно развивается переход на одноканальное финансирование в системе обязательного медицинского страхования с включением всех статей расходов в структуру тарифа. Формируется нормативно-правовая база в здравоохранении - как в части пересмотра и утверждения новых порядков и стандартов оказания медицинской помощи, так и в части нормативного регулирования взаимоотношений региона с центром, закреплении ответственности за организацию здравоохранения в субъекте Российской Федерации. Разработаны планы мероприятий и соглашения между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительствами субъектов об обеспечении обязательного достижения в 2014-2018 годах целевых показателей (нормативов) оптимизации сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, определенных дорожными картами «Изменения в областях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения, трехсторонние соглашения по территориальным программам здравоохранения между Минздравом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

С 2013 года идут значительные структурные преобразования в системе оказания медицинской помощи:

• развитие трехуровневой системы оказания медицинской помощи;

• совершенствование схем маршрутизации в соответствии с порядками оказания медицинской помощи;

• перенесение акцента на первичное звено - рост объемных показателей и разделение первичной медико-санитарной помощи по формам ее оказания с максимальным приближением ее к месту проживания граждан;

• развитие стационарзамещающих технологий - дневного стационара всех типов и повышением его технологического уровня; [7]

• приоритет развития высокотехнологичной медицинской помощи в условиях стационара;

развитие санитарной-авиации, телемедицины предоставления медицинских услуг;

развитие частно - государственного партнерства; [3]

и передвижных форм

• привлечение малого бизнеса в предоставлении медицинских услуг, способствование развития конкурентной среды и повышение качества медицинской помощи. [5]

Интересным является показатель - доля финансового обеспечения программы государственных гарантий от величины валового внутреннего продукта, что составило в 2013 году 3,0 % (в 2012 году - 2,7 %).

В период с 2012-2014 гг. Минздравом Российской Федерации проведена программа модернизации здравоохранения. Общее Финансирование программы по расходам федерального бюджета и бюджета ФФОМС составило, 694 млрд. рублей. Основная задача при разработке и реализации программ модернизации здравоохранения субъектов РФ была направлена на обеспечение условий для реализации гражданами прав в области охраны здоровья - существенное улучшение качества и доступности медицинской помощи. [9].

Период реализации программных мероприятий по модернизации здравоохранения являлся переходным для отрасли в целом и был направлен на достижение уровня материально-технического и кадрового ресурсного обеспечения здравоохранения, соответствующего требованиям современных стандартов медицинской помощи и обеспечивающего создание необходимых условий для равнодоступной и качественной медицинской помощи населению на территории Российской Федерации.

В настоящее время действует программа развития здравоохранения в Российской Федерации (далее - Программа). Программа определяет цели, задачи, основные направления и основные мероприятия развития здравоохранения в Российской Федерации, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности на период с 2013-2020 гг. Общей суммой финансирования мероприятий Программы составляет: 6 067 519 580,1 тыс. руб.

Целью Программы обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

В Программу включены следующие подпрограммы:

Подпрограмма 1. "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";

Подпрограмма 2. "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;

Подпрограмма 3. "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины";

Подпрограмма 4. "Охрана здоровья матери и ребенка";

Подпрограмма 5. "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям";

Подпрограмма 6. "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям";

Подпрограмма 7. "Кадровое обеспечение системы здравоохранения";

Подпрограмма 8. "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья";

Подпрограмма 9. "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья";

Подпрограмма 10. "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан";

Подпрограмма 11. "Управление развитием отрасли".

Однако, несмотря на такие значительные мероприятия по реструктуризации в здравоохранении в целом, не все тенденции дали положительный эффект.

Сохраняется значительный разрыв при сравнении расходов на здравоохранение в % от валового внутреннего продукта в части европейских стран, в частности в Германии финансирование в % от валового внутреннего продукта выше Российского на 8,5 %, а в Италии на 6,2 %.

Несмотря на то, что оптимизация предполагала действия, при которых достигается наилучшее состояние системы в целом, комплекс проведенных мероприятий во многих регионах в основном ограничивался только мерами по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников, что в итоге привело к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций, в первую очередь проявляющихся ухудшением качества жизни населения., ростом на 3,7% числа умерших в стационарах, увеличением на 2,6% внутрибольничной летальности больных. [6].

В ходе оптимизации регионы провели активное сокращение численности медработников. По данным Росстата, их число снизилось за год на 90 тыс. человек при сохранении высокого уровня совместительства - около 140%. Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей - более 19 тыс. человек. Было отмечено, что на уровень зарплаты медработников большое влияние оказывает высокий процент внутреннего совместительства, который составляет четверть от всего фонда оплаты труда. Это означает, что доложенный рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более.

Анализ эффективности предоставляемых населению услуг показал, что проведение оптимизационных мероприятий не сопровождается в полной мере приближением государственных и муниципальных организаций к месту жительства граждан. [4].

В защиту проводимой Минздравом Российской Федерации политики развития здравоохранения, следует отметить, что изменения в стране такого масштаба, как Россия с большим числом удаленных регионов, спецификой национального самосознания различных народностей, постоянными внешнеполитическими вмешательствами с целью ограничения укрепления страны требует не трех-пяти лет проведения реформ, а как в западных странах-десятилетия с формированием поколения заботящегося о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний.

Конечно, при таких масштабах реорганизации системы здравоохранения и принятия большого числа сопутствующих нормативных актов, разъяснительных документов, достаточно трудно скоординировать взаимодействия «центр-регионы». Существует проблема нормативного и информационного «вакуума» в организации оказания медицинской помощи на уровне субъектов. Налицо необходимость более тонкой настройки организационного перехода от макроуровня к микроуровню с формированием новых подходов к управлению услугами здравоохранения с целью осуществление качества и доступности медицинской помощи населению региона.

В свете данного утверждения актуально на уровне субъектов Российской Федерации сформировать наиболее оптимальные организационные схемы распределения услуг здравоохранения на территории субъекта между медицинскими организациями различных форм собственности, с целью рационального использования существующих ресурсов и мощностей этих организаций. [2].

Автором предлагается понятие медицинского округа субъекта Российской Федерации как объекта управления здравоохранением.

Медицинский округ - медико-организационное пространство, сформированное различными медицинскими организациями, расположенными на территориях нескольких муниципальных образований, которое определяются уполномоченным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья.

Состав медицинского округа может устанавливаться на основании численности населения, прикрепленного к медицинским организациям, входящим в состав медицинского округа.

В состав каждого округа входит ведущая организация медицинского округа, функция которой закрепляются за многопрофильной больницей второго уровня, имеющей достаточную мощность для организации оказания жителям округа специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. [10].

На базе ведущей медицинской организации медицинского округа организуются межрайонные отделения и центры в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. За ведущей медицинской организацией медицинского округа могут закрепляться функции организационно-методического сопровождения оказания медицинской помощи по отдельным профилям в пределах медицинского округа.

В зависимости от исходной позиции и вектора развития территории, медицинские округа могут иметь следующую типологизацию в соответствии с типом экономического развития: медицинский округ инерционного типа развития, форсированного типа развития, округ инновационного типа развития. Медицинские округа могут иметь переходный тип экономического развития - иннерционно-форсированный, форсировано-инновационный.

На базе каждого округа формируется координационная площадка, куда входят главный врач ведущей медицинской организации округа, главные врачи и директора медицинских организаций различных форм собственности, расположенных на территории округа, представители местной администрации районов, представители некоммерческих общественных организаций.

Такие координационные площадки могут осуществлять отдельные функции организации, планирования, учета, контроля, и регулирования на уровне медицинского округа при управлении обеспеченностью услугами здравоохранения.

Динамично меняющиеся условия жизни общества, информационная осведомленность населения, возрастающий спрос на качественную и доступную медицинскую помощь в условиях внешнеполитического кризиса и рецессии экономики государства, требуют предложения качественно новых менеджерских подходов в решении вопроса обеспеченности медицинскими услугами уже на уровне субъектов Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакулина Л.Ю., Беляева Т.П. Экономика. Учебник для вузов М.: Питер, 2013. -368 с.

2. Андрюшина Н.А. Проблемы и опыт совершенствования управления и повышения эффективности функционирования учреждений и предприятий социальной сферы. II Всероссийская научно-практическая конференция. 19-21 ноября 2003 г. - 340 с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарики, 2003. -528 с.

4. Кадыров Ф.Н. Экономические методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений. - М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2007. - 496 с.

5. Кардаиская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб. для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. - 439 с.

6. Колчина О.А. Анализ формирования и реализации федеральных целевых программ // Интернет-журнал «Известия ЮФУ. Технические науки».-2012.-№8(133). Режим доступа: http: http://izv-tn.tti.sfedu.ru/?p=4172, свободный. Загл. с экрана.- Яз рус., англ.

7. Миняев В.А., Вишняков Н.И. Общественное здоровье и здравоохранение, Учебник для студентов. - М.: «МЕДпресс-информ», 2003 г. - 528 с.

8. Пирогов М.В., Андреева Е.Н. Особенности финансирования медицинских организаций в 2013 году, Журнал «ГЛАВВРАЧ». - 2013. - №10. М.: «Просвещение».

9. Фраймович В.Б. Модернизация экономического управления развитием организаций социальной сферы России / В.Б. Фраймович. - СПб.: Астерион, 2011. - 452 с.

10. Чухраев А.М., Фраймович В.Б., Овсянников А.М. Управление развитием медицинских комплексов ключевой компетенции в российском здравоохранении (методология и опыт проектирования систем эффективного управления). - СПб.: Человек, 2014. - 264 с.

Рецензент: Главный специалист - главный терапевт Комитета по здравоохранению Ленинградской области, доцент кафедры «Общеврачебной практики (семейной медицины)», ПСПбГМУ им. И.П. Павлова, кандидат медицинских наук.

Cherednikova Anna Sergeevna

Health Committee of the Leningrad region Russia, Saint-Petersburg E-mail: atcher@mail.ru

Topical issues of management of health services availability

Abstract. This article is devoted to problems of management of services of health care security in modern dynamic economic space, with a high density of information component and a large number of the influencing external variables. In these conditions the administrative vertical "center region" loses the rigidity. Despite considerable investments into branch of health care in the last some years, financing still is insufficient, and requirements to quality and availability according to requirements of territorial, state programs of development of branch, modern procedures and standards of delivery of health care are rather high. On the basis of the analysis of actions were carried out by Ministry of Health and the Government of the Russian Federation for structural transformation of branch of health care, there an understanding in necessity new joint administrative decisions already at a level of authority of executive authorities of subjects of the Russian Federation, representatives of administration of municipalities, non-profit public organizations is arises. The author offered the new concept "medical district", given definition of the medical district, determined parameters of classification of medical districts by types of economic growth, introduced the concept the leading medical organization as a part of the medical district, a coordination platform of the medical district. Functions and the list of participants of coordination platforms of medical districts are defined.

Keywords: strategy; restructuring; standards; region; cooperation; microlevel; medical district; type of economic development; leading organization; coordination platform.

REFERENCES

1. Abakulina L.Yu., Belyaeva T.P. Ekonomika. Uchebnik dlya vuzov M.: Piter, 2013. -368 s.

2. Andryushina N.A. Problemy i opyt sovershenstvovaniya upravleniya i povysheniya effektivnosti funktsionirovaniya uchrezhdeniy i predpriyatiy sotsial'noy sfery. II Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. 19-21 noyabrya 2003 g. - 340 s.

3. Vikhanskiy O.S., Naumov A.I. Menedzhment: Uchebnik. - M.: Gardariki, 2003. -528 s.

4. Kadyrov F.N. Ekonomicheskie metody otsenki effektivnosti deyatel'nosti meditsinskikh uchrezhdeniy. - M.: ID «Menedzher zdravookhraneniya», 2007. - 496 s.

5. Kardaiskaya N.L. Prinyatie upravlencheskogo resheniya: Ucheb. dlya vuzov. — M.: YuNITI, 1999. - 439 s.

6. Kolchina O.A. Analiz formirovaniya i realizatsii federal'nykh tselevykh programm // Internet-zhurnal «Izvestiya YuFU. Tekhnicheskie nauki».-2012.-№8(133). Rezhim dostupa: http: http://izv-tn.tti.sfedu.ru/?p=4172, svobodnyy. Zagl. s ekrana.- Yaz rus., angl.

7. Minyaev V.A., Vishnyakov N.I. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie, Uchebnik dlya studentov. - M.: «MEDpress-inform», 2003 g. - 528 s.

8. Pirogov M.V., Andreeva E.N. Osobennosti finansirovaniya meditsinskikh organizatsiy v 2013 godu, Zhurnal «GLAVVRACh». - 2013. - №10. M.: «Prosve shcheni e».

9. Fraymovich V.B. Modernizatsiya ekonomicheskogo upravleniya razvitiem organizatsiy sotsial'noy sfery Rossii / V.B. Fraymovich. - SPb.: Asterion, 2011. - 452 s.

10. Chukhraev A.M., Fraymovich V.B., Ovsyannikov A.M. Upravlenie razvitiem meditsinskikh kompleksov klyuchevoy kompetentsii v rossiyskom zdravookhranenii (metodologiya i opyt proektirovaniya sistem effektivnogo upravleniya). - SPb.: Chelovek, 2014. - 264 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.