Научная статья на тему 'Формирование целевых показателей в процессе интегративного взаимодействия медицинских организаций в федеральных округах (на примере офтальмологической помощи)'

Формирование целевых показателей в процессе интегративного взаимодействия медицинских организаций в федеральных округах (на примере офтальмологической помощи) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ / MANAGEMENT / HEALTH CARE / HEALTH PROTECTION SYSTEMS IN FEDERAL REGIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Овсянников А. М.

В статье рассматриваются проблемы эффективного экономического управления и механизма взаимодействия медицинских организаций различного подчинения в федеральных округах при оказании специализированной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Овсянников А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TARGET INDEXES IN THE PROCESS OF INTEGRATIVE COOPERATION BETWEEN MEDICAL ORGANIZATIONS (ON EXAMPLE OF OPHTHALMIC MEDICAL CARE)

This paper deals with problems of efficient economic management and mechanism of cooperation between medical organizations with different subordination degree in federal regions while rendering specialized medical care.

Текст научной работы на тему «Формирование целевых показателей в процессе интегративного взаимодействия медицинских организаций в федеральных округах (на примере офтальмологической помощи)»

УДК 61(4+7).7(470.6) Кубанский научный медицинский вестник № 2 (137) 2013

А. М. ОВСЯННИКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ (НА ПРИМЕРЕ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ)

Санкт-Петербургский филиал ФГБУ «MHTK «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России,

Россия, 1922S3, г. Санкт-Петербург, ул. Ярослава Гашека, 21. E-mail: alex@mntk.spb.ru

В статье рассматриваются проблемы эффективного экономического управления и механизма взаимодействия медицинских организаций различного подчинения в федеральных округах при оказании специализированной помощи.

Ключевые слова: управление, здравоохранение, системы охраны здоровья в федеральных округах.

A. M. OVSYANNIKOV

FORMATION OF TARGET INDEXES IN THE PROCESS OF INTEGRATIVE COOPERATION BETWEEN MEDICAL ORGANIZATIONS (ON EXAMPLE OF OPHTHALMIC MEDICAL CARE)

St. Petersburg branch FSBI «The academician S. N. Fyodorov IRTC «Eye microsurgery» of the Minzdrava of Russia, Russia, 192283, St. Petersburg, Yaroslav Gashek street, 21. E-mail: alex@mntk.spb.ru

This paper deals with problems of efficient economic management and mechanism of cooperation between medical organizations with different subordination degree in federal regions while rendering specialized medical care.

Key words: management, health care, health protection systems in federal regions.

Реализация государственной программы развития здравоохранения до 2020 г. требует разработки моделей функционирования системы охраны здоровья населения. Целенаправленная деятельность по усилению межрегиональной интеграции ресурсов здравоохранения должна основываться на общем стратегическом замысле развития здравоохранения в пределах федеральных округов Российской Федерации. Однако проблема разработки моделей системы здравоохранения в пределах федеральных округов России остается неразработанной. Решение этой проблемы имеет большое методологическое и научно-прикладное значение для формирования общей модели функционирования всей системы российского здравоохранения.

Разработка моделей систем охраны здоровья в федеральных округах РФ должна основываться на принципах перехода от борьбы с медицинскими недугами к сбережению здоровья населения округа, от управления на основе министерских предписаний - к выбору собственных территориальных программ стратегического развития охраны здоровья в федеральных округах, от достижения задаваемых результатов - к анализу реальной ситуации, от административного управления - к общественно-государственному управлению развития систем охраны здоровья, от финансового обеспечения функционирования отдельных медицинских организаций - к финансированию интегративных сетевых медико-социальных комплексов ключевой компетенции, ориентированных на улучшение результатов охраны здоровья граждан в федеральных округах РФ.

В докладе о состоянии здоровья в мире за 2010 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) также делает акценты на создании сети медицинских учреждений, основанной на партнёрских взаимоотно-

шениях с организациями и частными лицами в районе и округе. В центре сети рекомендуется поставить медицинское учреждение, предоставляющее полный спектр диагностических, лечебных, реабилитационных и сопутствующих услуг. Причем предлагаемые услуги должны включать меры по профилактике и укреплению здоровья, а также усилия по борьбе с факторами, способствующими ухудшению здоровья.

Основные рекомендации ВОЗ по развитию систем здравоохранения сводятся к следующему:

- возложить на поставщиков медицинских услуг всю полноту ответственности за состояние здоровья определённой группы населения - как больных, так и здоровых, тех, кто обращается, и тех, кто не обращается за консультациями;

- усилить роль поставщиков первичной помощи в качестве координаторов взаимодействия с другими уровнями медицинской помощи, наделив их административными полномочиями и покупательной способностью.

Таким образом, координационная роль (кураторство) превращает совокупность медицинских организаций в интегративный медицинский комплекс (ИМК), в рамках которого отношения между учреждениями первичной помощи и другими учреждениями основаны не на иерархическом подчинении и направлении пациентов в вышестоящие региональные лечебные учреждения, а на сотрудничестве и координации деятельности со всеми медицинскими центрами, находящимися на данной территории.

Учреждения первичной помощи становятся в этом случае посредником между территорией и другими уровнями системы здравоохранения, помогая пациентам ориентироваться в лабиринте медицинских служб

!

Определение количественных значений целевых показателей развития здравоохранения города

1

Рис. 1. Алгоритм формирования целевых показателей интегративного медицинского

офтальмологического комплекса

Кубанский научный медицинский вестник № 2 (137) 2013

Кубанский научный медицинский вестник № 2 (137) 2013

и мобилизуя поддержку других учреждений, направляя туда больных или приглашая специалистов.

Координирующая функция создаёт институциональную базу для мобилизации всех секторов в целях охраны здоровья населения региона.

Важным условием эффективной работы ИМК является персонификация отношений, создающих базу для принятия участниками ИМК взаимных обязательств.

В ИМК действуют механизм управления, для которого характерны горизонтальные связи с партнёрами, и специальный механизм координации. Горизонтальные отношения и свобода в организационно-правовом оформлении действий участников ИМК определяют условия его высокой эффективности.

Использование модели формирования ИМК, предложенной нами, предполагает, что основным объектом анализа становятся уже взаимодействие между организациями или группами организаций, варианты организации партнёрства между ними.

При этом главные усилия должны быть направлены на сохранение различий между партнёрами (и тем самым разнообразие их ресурсов) при одновременном признании ими коллективных ценностей и стремлении к достижению общих целей путём активного включения в процессы принятия решений и объединения ресурсов.

Партнёрство в рамках ИМК не только компенсирует слабые стороны вступающей в него организации и тем самым обеспечит ей новые конкурентные преимущества, но и усилит совместные конкурентные позиции и конкурентное давление партнёров на их общих соперников при ослаблении конкуренции между собой.

Высокий рыночный потенциал конкурентного напряжения в ИМК создаёт условия и предпосылки для реализации всех основных характеристик саморазви-вающейся структуры: распознавание изменений во внешней среде, формирование системы лидерства и командной работы, постоянное развитие персонала. Всё это постепенно создаст долгосрочное конкурентное преимущество ИМК, состоящее в умении эффективно реализовывать функцию своего саморазвития.

Процесс управления взаимодействием участников ИМК, оказывающих офтальмологическую помощь населению в регионе, нами предлагается рассматривать как моделирование деятельности медицинских цен-

тров и других хозяйствующих субъектов, где в качестве входных характеристик используются базовые показатели качества и доступности офтальмологической помощи, а в качестве выходных - целевые показатели оказания офтальмологических услуг, опережающие целевые установки региональной программы повышения качества жизни населения.

Цель исследования - формирование целевых показателей в процессе интегративного взаимодействия медицинских организаций в федеральных округах (на примере офтальмологической помощи).

Материалы и методы

Алгоритм формирования целевых показателей развития ИМК приведён на рисунке 1.

Для определения целевых показателей оказания офтальмологических услуг обратимся к индикаторам практической сферы офтальмологической помощи населению. Как правило, пациенты помимо предъявления различных жалоб на орган зрения отмечают, что в результате болезни стало «трудно жить». Эти жалобы согласуются с понятием «качество жизни», которое подразумевает самооценку человеком своего физического, психологического и социального благополучия.

Основными причинами снижения качества жизни являются:

- необходимость лечиться;

- необходимость избегать ситуаций, ведущих к эмоциональному напряжению;

- ограничение трудовой активности;

- ограничение физических нагрузок;

- ограничения в проведении досуга, занятиях физкультурой и спортом, ведении домашнего хозяйства, питании, половой жизни.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в последнее время наблюдается нарастающий с годами рост ухудшения зрения населения. Так, если в 1990-2000 гг. ежегодный прирост пациентов офтальмологических клиник составлял 4-5% от численности населения мира, то в 2000-2010 гг. он составил уже 7%. При этом такие заболевания, как катаракта, глаукома, да и другие, значительно помолодели. Сегодня в больницах с такими заболеваниями можно встретить пациентов 30-35-летнего возраста. Причиной этого яв-

250

200

200

162

ГГГ1 ■

1990 1995 2000 2005 2010 2020

■ слепые ■ слабовидящие

82

Рис. 2. Динамика роста офтальмологических заболеваний за последние 20 лет

Целевые региональные показатели оказания населению офтальмологической помощи участниками ИМК

№ п/п Наименование целевого регионального показателя Обозначение целевого Показателя

1 2 3

Удельный вес численности офтальмологических пациентов, нуждающихся

во врачебных услугах, к общей численности населения. В том числе:

1 - требующих амбулаторных видов лечения П1

2 - с заболеваемостью катарактой и глаукомой П2

3 - с тяжелыми формами офтальмологических заболеваний П3

4 - с офтальмологическими онкозаболеваниями П4

5 - с детской офтальмологической заболеваемостью П5

Снижение численности офтальмологических пациентов, нуждающихся

в офтальмологических услугах. В том числе:

6 - требующих амбулаторных видов лечения П6

7 - с заболеваемостью катарактой и глаукомой П7

8 - с тяжелыми формами офтальмологических заболеваний П8

9 - с офтальмологическими онкозаболеваниями П9

10 - с детской офтальмологической заболеваемостью П10

Удельный вес излеченных офтальмологических пациентов в общей

численности офтальмологических пациентов. В том числе:

11 - требующих амбулаторных видов лечения П11

12 - с заболеваемостью катарактой и глаукомой П12

13 - с тяжелыми формами офтальмологических заболеваний П13

14 - с офтальмологическими онкозаболеваниями П14

15 - с детской офтальмологической заболеваемостью П15

Увеличение численности излеченных офтальмологических пациентов.

В том числе:

16 - требующих амбулаторных видов лечения П16

17 - с заболеваемостью катарактой и глаукомой П17

18 - с тяжелыми формами офтальмологических заболеваний П18

19 - с офтальмологическими онкозаболеваниями П19

20 - с детской офтальмологической заболеваемостью П20

Удельный вес вновь выявленных пациентов с ранними стадиями

офтальмологических заболеваний к общей численности офтальмологиче-

ских пациентов, нуждающихся во врачебных услугах, в том числе:

21 - требующих амбулаторных видов лечения П21

22 - с заболеваемостью катарактой и глаукомой П22

23 - с тяжелыми формами офтальмологических заболеваний П23

24 - с офтальмологическими онкозаболеваниями П24

25 - с детской офтальмологической заболеваемостью П25

Снижение численности вновь выявленных пациентов с ранними стадиями

офтальмологических заболеваний, в том числе:

26 - требующих амбулаторных видов лечения П26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 - с заболеваемостью катарактой и глаукомой П27

28 - с тяжелыми формами офтальмологических заболеваний П28

29 - с офтальмологическими онкозаболеваниями П29

30 - с детской офтальмологической заболеваемостью П30

Количество излеченных пациентов с различными патологиями органа

зрения, которым оказана высокотехнологичная помощь. В том числе:

31 - требующих амбулаторных видов лечения П31

32 - с заболеваемостью катарактой и глаукомой П32

33 - с тяжелыми формами офтальмологических заболеваний П33

34 - с офтальмологическими онкозаболеваниями П34

35 - с детской офтальмологической заболеваемостью П35

Кубанский научный медицинский вестник № 2 (137) 2013

Кубанский научный медицинский вестник № 2 (137) 2013

1 2 3

Количество излеченных пациентов с различными патологиями органа

зрения, которым оказана специализированная помощь. В том числе:

36 - требующих амбулаторных видов лечения П36

37 - с заболеваемостью катарактой и глаукомой П37

38 - с тяжелыми формами офтальмологических заболеваний П38

39 - с офтальмологическими онкозаболеваниями П39

40 - с детской офтальмологической заболеваемостью П40

Количество вновь выявленных пациентов с ранними стадиями

офтальмологических заболеваний, в том числе:

41 - требующих амбулаторных видов лечения П41

42 - с заболеваемостью катарактой и глаукомой П42

43 - с тяжелыми формами офтальмологических заболеваний П43

44 - с офтальмологическими онкозаболеваниями П44

45 - с детской офтальмологической заболеваемостью П45

46 Уменьшение количества операционных и послеоперационных осложнений П46

при оказании населению офтальмологической помощи

47 Количество офтальмологических пациентов, получивших медицинскую П47

помощь в соответствии со стандартами медицинской помощи

■ пролеченных ■ нуждающихся в лечении (на очереди)

Рис. 3. Динамика роста офтальмологической помощи в Санкт-Петербургском филиале ФГБУ МНТК «Микрохирургия глаза» за последние 20 лет

ляются компьютеризация общества и распространение в последние годы мобильной связи и других электронных средств передачи информации, влияющих на мозг человека.

На рисунке 2 приведены данные ВОЗ по динамике офтальмологических заболеваний за последние 20 лет.

На рисунке 3 приведены данные по динамике офтальмологических вмешательств за последние 20 лет в одном из федеральных медицинских центров оказания специализированной офтальмологической помощи.

Как видно из рисунков, происходит стабильное нарастание непролеченных офтальмологических пациентов. Отсюда очевидна главная цель в области офтальмологии: обеспечить максимальное излечение пациентов, как минимум до величины ежегодного прироста, повышение их качественного уровня жизни с последующей полноценной интеграцией в общество.

Для выполнения этой цели в процессе управления взаимодействием участников ИМК, оказывающих офтальмологическую помощь населению в регионе, необходимо учитывать как минимум цели по излечению наиболее массовых офтальмологических заболеваний.

Результаты и обсуждение

В таблице приведены рекомендуемые целевые региональные показатели оказания населению офтальмологической помощи участниками ИМК.

Представляется целесообразным сопоставлять фактически достигаемые и целевые показатели оказания населению офтальмологической помощи по формулам:

ПО = ,

О Пцр

где: По - показатель оценки деятельности офтальмологических организаций, входящих в ИМК;

ПФР - фактическое значение показателя в регионе, взятое за оценочный период;

ПЦР - значение целевого регионального показателя.

Оценку результатов деятельности участников предлагается проводить путем сопоставления фактических значений показателей не только с целевыми, но и с базовыми значениями показателей.

При проведении оценки по каждому показателю оценивается средний индекс его изменения. В качестве базовых принимаются средние значения показателей за период предыдущей оценки либо значение показателей в году, предшествующем оценочному периоду.

Расчеты средних индексов по показателям, за базу которых приняты средние значения за предыдущий период, выполняются по формуле:

где У - средний индекс оценочного показателя,

П0 - среднее значение показателя за предыдущий период,

Пбаз - среднее значение показателя за оценочный период.

Для достижения поставленных целевых показателей потребуется реализация у участников ИМК мероприятий, направленных на решение следующих основных задач:

- координация, организация и проведение совместных мероприятий всеми участниками ИМК по профилактике офтальмологических заболеваний, в том числе на ранних стадиях;

- мониторинг и анализ основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности при офтальмологических заболеваниях;

- информационное обеспечение лечебно-профилактических учреждений, входящих в ИМК, и населения по вопросам организации оказания помощи, лечения и профилактики офтальмологических заболеваний, предотвращения слепоты и слабовидения;

- организация формирования и реализации региональных целевых программ, направленных на снижение офтальмологической заболеваемости;

- обеспечение мероприятий по своевременной профилактике и лечению заболеваний органов зрения на ранних этапах;

- координация у всех участников ИМК лечебной и консультативной работы по диспансерному наблюдению больных с офтальмологическими заболеваниями;

- разработка современных методов профилактики, диагностики и лечения офтальмологических заболеваний и внедрение новых медицинских технологий, разрешённых в установленном порядке;

- внедрение и осуществление высокотехнологичных терапевтических и хирургических видов медицинской офтальмологической помощи;

- организация работы по раннему выявлению и отбору больных с офтальмологическими заболеваниями, нуждающихся в оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

- организация лечебной и консультативной работы лечебно-профилактических учреждений, применяющих лазерные офтальмологические методы лечения;

- осуществление стационарного и организация амбулаторного этапов диспансерного наблюдения и лечения больных с офтальмологическими заболеваниями;

- оснащение современным оборудованием организаций ИМК;

- обеспечение доступности офтальмологической помощи в регионах ИМК;

- внедрение и использование в офтальмологической практике ИМК современных инновационных технологий (микроинвазивных, бесшовных, с малым разрезом, бесконтактных диагностических приборов, щадящих и стационар-замещающих), сокращающих сроки реабилитации пациентов, и более быстрая интеграция их в общество с новым качественным уровнем жизни;

- создание в учреждениях ИМК условий для скорейших клинических испытаний и внедрения собственных пилотных проектов инновационных разработок и технологий лечения органов зрения в современных условиях;

- создание в учреждениях ИМК условий для повышения квалификации, совершенствования и подготовки специалистов всех уровней для оказания высококачественной офтальмологической помощи на разных стадиях её выявления.

При выполнении поставленных задач предполагается достижение участниками ИМК поставленных целевых показателей при оказании населению офтальмологической помощи.

Необходимо отметить, что ни одна система целевых показателей не может быть абсолютизирована. Важность того или иного целевого показателя определяется в первую очередь практическими задачами и возможностью реально использовать тот или иной показатель для реального повышения качества и доступности офтальмологической помощи населению в том или ином региональном центре.

Предложенная автором модель формирования ИМК позволяет реализовать стратегию саморазвития регионального здравоохранения по оказанию офтальмологической помощи, инициировать создание механизмов, рычагов, использующих эффект коллективных действий, тем самым создаёт предпосылки для решения задач обеспечения повышения качества и доступности офтальмологической помощи населению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Скворцова В. Будни реформ здравоохранения // Новая газета. - 2010. - № 22.

2. Улумбекова Г. Э. Здравоохранение в России: что надо делать. М.: издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.

3. Фраймович В. Б. Модернизация экономического управления развитием организаций социальной сферы России. - СПб: Астерион, 2011.

4. Порядок оказания плановой медицинской помощи населению РФ при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 27.02.10 № 115 Н.

5. The world health report 2010: primary health care now more than ever.

Поступила 27.10.2012

Кубанский научный медицинский вестник № 2 (137) 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.