УДК 332.13
Караева Екатерина Николаевна
кандидат эконических наук,
доцент кафедры менеджмента и управления
народным хозяйством Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ
e_e_n@rambler. ru
Томилина Юлия Владимирована
старший преподаватель кафедры менеджмента
и управления народным хозяйством Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ
Ekaterina N. Karaeva
Candidate of the Economic Sciences,
Associate professor of management and management of a national economy
of the Russian academy of national economy and
public service at the President of Russian Federations
Yuliya V. Tomilina
senior teacher of chair of management and management of a national economy of the Russian academy of national economy and public service at the President of Russian Federations [email protected]
Социально-экономические предпосылки формирования развития
региональных кластеров
Social and economic prerequisites of development of regional clusters
Аннотация. В статье нализируется набор социально-экономических факторов, влияющих на развитие региональных кластеров. Использована методика построения корреляционного графа, с помощью которого определены факторы, в наибольшей степени влияющие на уровень совокупных доходов населения в регионе. На основе SWOT - анализа определены сильные и слабые стороны регионального социально-экономического развития, а также возможности и угрозы. Акцентировано внимание на ключевых направлениях социально-экономического развития региона.
Ключевые слова: региональный кластер, социально-экономическое развитие региона, Орловская область, корреляционный граф, SWOT - анализ
Abstract. The set of the socio-economic factors influencing development of regional clusters is analyzed. The technique of creation of the correlation count by which the factors which are most influencing level of the cumulative income of the population in the region are defined is used. On the basis of SWOT - the analysis are defined strong and weaknesses of regional social and economic development, and
also opportunity and threat. The attention is focused on the key directions of social and economic development of the region.
Keyword:. regional cluster, social and economic development of the region, the Oryol region, the correlation count, SWOT - the analysis
Развитие кластеров для региональной экономики сегодня играет важнейшую роль, а кластерный подход рассматривается в качестве одного из основных в процессе развития региона. Стоит отметить, что преимущество данного подхода очевидно. Это и возможности вовлекать инновации в производственный процесс, интегрируя научные и производственные предприятия, и достаточно показательные конкурентные преимущества, и перспектива развития мобильного малого бизнеса.
Среди основных направлений содействия развития кластеров необходимо отметить институциональное развитие системы управления экономикой региона, развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и обеспечение благоприятных условий дальнейшего регионального развития, в том числе усиление потенциала социально-экономической сферы, индикатором развития которой, в первую очередь, являются состояние и перспективы демографической ситуации, уровень и качество жизни населения, показатели состояния и использования кадрового потенциала, уровень развития системы образования.
Рассмотрим перечень приведенных показателей с целью определения социально-экономических возможностей развития региональных кластеров в Орловской области.
Демографическая ситуация характеризуется рядом нерешенных проблем, главной из которых является естественная убыль населения, хотя и при незначительном её снижении по сравнению с предыдущими периодами. В целом в период с 2002 по 2012 г.г. естественная убыль снизилась почти в 2 раза (с 10%о до 5,2%о)[3]. Стоит отметить и такие демографические проблемы, как старение населения, достаточно высокий процент инвалидизации, активный отток трудоспособного населения за пределы региона в поисках лучших условий труда. Показатель ожидаемой продолжительности жизни в Орловской области на настоящий момент складывается ниже общероссийского - на уровне 69,51 лет.
В целом по региону сложилось отрицательное сальдо миграции (-1 416 человек), на что значительное влияние оказал миграционный отток населения при передвижении из одного субъекта Российской Федерации в другой. Среди основных причин, вызвавших необходимость переезда, мигранты в возрасте 14 лет и старше отмечали работу, а также личные, семейные обстоятельства. Значительное число покидающих регион направляется в Белгородскую и Московскую области, г. Москву. Преобладающими причинами оттока трудоспособного населения из городской местности является стремление повысить уровень и качество жизни.
В то же время, учитывая, что одной из основных причин миграционного движения в мире, обеспечивающей практически 30% всех миграционных потоков, является учеба, наличие на территории Орловской области
значительного количества образовательных учреждений способствует сохранению стабильной доли населения студенческого возраста, в том числе за счет притока иногородних студентов.
Таким образом, основными демографическими особенностями Орловской области являются:
- высокий уровень естественной убыли населения
- высокий показатель коэффициента общей смертности
- значительная доля населения старше трудоспособного возраста
- показатель общего коэффициента рождаемости ниже общероссийского.
Уровень и качество жизни населения Орловской области характеризуется
средними позициями среди других регионов России и ЦФО. Согласно данным Облстата, уровень среднедушевых доходов населения на конец 2013 года составил порядка 18045 рублей, что по номинальному исчислению превысило уровень 2012 года на 7,7% [3]. Среднегодовой темп роста доходов за последний пятилетний период составил 118,8%. Однако, по-прежнему остается проблема дифференциации и наличия бедности. Так, доля граждан, проживающих в регионе и имеющих доход ниже величины прожиточного минимума, не опускается ниже 10% (около 87тысяч человек), хотя относительно 2008 года их численность сократилась почти на 50 тысяч [4]. Причины бедности населения в регионе имеют, как правило, либо экономический, либо социальный характер. В перечень экономических причин бедности, в первую очередь, стоит включить незанятость трудоспособного населения, особенно тех его представителей, которые относятся к категориям уязвимых на рынке труда (инвалиды, молодежь без опыта работы, лица предпенсионного возраста, многодетные родители или родители- одиночки) или потеряли работу из-за неблагоприятных тенденций, сложившихся в определенных сферах деятельности. Причины социальной бедности - недостаточная социальная поддержка нуждающихся граждан, высокая иждивенческая нагрузка, неравный доступ населения к социальным услугам. Однако именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения региона к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи, что не может не отражаться на экономических показателях и перспективах дальнейшего экономического развития.
В настоящее время продолжают сохраняться необоснованные территориальные различия в уровне социально-экономического развития, которые отрицательно сказываются на темпах экономической динамики и создают неравные условия функционирования рыночной экономики. В одних случаях они вызывают нерациональную миграцию населения, слабую приживаемость, отток трудовых ресурсов из перспективных в экономическом отношении районов, затрудняя освоение их экономического потенциала. В других случаях, наоборот, они становятся причиной низкой социальной и территориальной мобильности, относительно слабой общеобразовательной и профессиональной подготовки населения, неполного и нерационального использования трудовых ресурсов.
Помимо производственно-экономического аспекта, территориальные различия в социальном развитии оказывают влияние и на такие показатели как: уровень рождаемости и смертности, заболеваемость и средняя продолжительности жизни, длительность активного трудоспособного периода, иждивенческая нагрузка, напряженность на рынке труда, уровень бедности и уровень среднедушевых доходов.
Анализ регионального рынка труда позволяет определить следующие тенденции. Численность экономически активного населения в 2013 году составила 394,1 тыс. человек (на 3 тыс. человек больше соответствующего показателя 2012 года), а численность граждан, занятых в экономике, увеличилась на 0,9 тыс. человек - до 371,1 тыс. человек, численность безработных граждан на рынке труда области - на 2,1 тыс. человек - до 23 тыс. человек. При этом наибольший удельный вес в общий численности безработных занимают работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности -примерно 14%, квалифицированные работники промышленных предприятий, транспорта и строительства - 14,2%, а неквалифицированные рабочие - 12,2% [2]. Усугубляет ситуацию и сложившаяся чрезмерная дифференциация отраслевого размера заработной платы. Так, самый высокий уровень заработной платы сложился, по традиции, в финансовой сфере и превышает уровень среднеобластной (16888,0 руб.) в 2,2 раза, то есть составляет 36,6 тыс. рублей. При этом работники сферы культуры в среднем получают не более 9,9 тыс. рублей, а отсюда и характерный для региона дисбаланс на рынке труда.
Однако нельзя не отметить тот факт, что в экономике области создаются новые рабочие места (около 2,2 тыс. в течение 2013 года), наибольшее число из которых - в административном центре, а по видам экономической деятельности - на предприятиях обрабатывающих производств - 736 единиц; в торговле -421; в сельском и лесном хозяйстве - 395; в организациях, предоставлявших прочие коммунальные социальные и персональные услуги -194; в сфере здравоохранения - 122; в строительстве - 113; в образовании - 107 единиц [2].
Необходимо отметить и то, что в Орловской области занятое население характеризуется высоким образовательным уровнем: 29,0 % имеют высшее профессиональное образование (включая послевузовское), 23,2 % - среднее профессиональное образование. Наибольший удельный вес занятых, имеющих высшее профессиональное образование, отмечался в финансовой деятельности (59,1 % всех занятых финансовой деятельностью), в государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном страховании (57,3 %) и в образовании (52,6 %). Да и в целом кадровый потенциал региона можно оценить достаточно высоко. В области действует многоуровневая система образования, основанная на использовании современных методик и программ. В высших учебных заведениях области на начало текущего учебного года обучалось больше 40 тысяч студентов, в начальных профессиональных учреждениях - более 6 тысяч учащихся, а в средних профессиональных - более 12 тысяч [1].
В итоге можно отметить, что представленные, как негативные, так и вполне положительные характеристики ряда социально-экономических показателей дают право утверждать, что развитие региональных кластеров в области возможно и перспективно при определенных обстоятельствах. Для более убедительных выводов можно воспользоваться инструментами SWOT-анализа, который позволит определить сильные и слабые стороны развития социально-экономической сферы в Орловской области, а также возможности и угрозы.
Таблица. SWOT-анализ развития социально-экономической сферы Орловской области_
Сильные стороны Слабые стороны
-рост денежных доходов населения и заработной платы; -рост занятости и снижение напряженности на региональном рынке труда; - создание новых рабочих мест -достаточно высокий квалификационный уровень занятого населения; -развитая система профессионального образования - реализация на территории области ряда целевых программ в социальной сфере (государственная программа «Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации в Орловской области», «Содействие занятости населения орловской области до 2017 года», «Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области на 2013-2020г.г» и др.). - естественная убыль населения в регионе, старение населения и отрицательное миграционное сальдо - высокий уровень заболеваемости и инвалидизации в обществе; - наличие достаточно высокого уровня бедности в регионе; - высокая межотраслевая дифференциация в оплате труда; - проблемы трудоустройства на региональном рынке труда, особенно среди отдельных категорий граждан (молодежь, инвалиды, женщины с малолетними детьми, лица предпенсионного возраста и др.).
Возможности Угрозы
- рост уровня продолжительности жизни; - сокращение численности малоимущего населения; - сокращение дифференциации в оплате труда; - перспективное трудоустройство молодых специалистов, обучающихся в учебных заведениях области. - снижение численности трудоспособного населения, отток в соседние регионы и столицу; - дефицит собственных трудовых ресурсов на региональном рынке труда; - усиливающийся дисбаланс на региональном рынке труда.
Результаты представленного анализа дают возможность определить перспективные направления развития социально-экономической сферы
региона, что создаст условия для дальнейшего развития экономики в целом, в том числе в разрезе кластеров.
Такими направлениями должны стать:
- укрепление демографической ситуации в области;
- повышение уровня и качества жизни населения региона;
- улучшение условий функционирования регионального рынка труда.
Для улучшения демографической ситуации необходимо:
- добиться сокращения уровня смертности и повышения рождаемости путем создания комплексной системы профилактики факторов риска заболеваний, улучшения материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, сокращения уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также сокращения уровня материнской и младенческой смертности, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, укрепление здоровья населения, существенное снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни;
- активизировать привлечение мигрантов путем содействия переселению соотечественников и привлечения выпускников орловских высших учебных заведений на постоянное место жительства в Орловскую область, а также разработки и внедрения региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации мигрантов к новым условиям жизнедеятельности.
Для повышения уровня жизни населения региона необходимо:
- содействовать росту доходов населения, включая пенсионное обеспечение;
- развивать систему адресной государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной помощи
- создавать условия для эффективного использования трудовых ресурсов в регионе.
Функционирование регионального рынка и его дальнейшее развитие должно:
1.Обеспечить условия для эффективной занятости, в том числе по средствам реализации региональных программ занятости населения. Так, в Орловской области в государственную программу «Содействие занятости населения Орловской области до 2017 года» включены мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, а также по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
2. Организовать стратегическое регулирование миграционных процессов. Процесс миграции частично компенсирует естественную убыль населения, однако имеет ряд негативных последствий как экономического, так и социального характера. Этот процесс должен жестко регулироваться со стороны государственных органов. В первую очередь, необходимо
препятствовать процессам нелегальной миграции и повысить эффективность регулирования процессов внутренней миграции.
3. Формировать эффективный региональный рынок труда, которому будут характерны следующие черты:
- минимизация теневых доходов;
- внедрение эффективных инструментов исчисления заработной платы, позволяющих адекватно оценивать трудовой вклад работника на каждом рабочем месте и существенно стимулировать наиболее квалифицированных и эффективных работников;
- развитие предпринимательской активности среди безработного населения;
- развитие занятости отдельных групп населения, особо нуждающихся в поддержке (молодежь, женщины, инвалиды, лица предпенсионного возраста и
др.);
- развитие системы дополнительного образования;
- решение проблем информационной недоступности и неразвитой инфраструктуры.
Поводя итог, стоит отметить, что развитие кластеров в региональной экономике приведет, однозначно, к росту и повышению эффективности функционирования региональной экономической системы, а предпосылки развития региональных кластеров в Орловской области можно оценить как вполне удовлетворительные и перспективные в использовании. Литература
1. Инвестиционная стратегия Орловской области до 2020 года.
2. Мониторинг регистрируемого рынка труда, оказания государственных услуг в сфере занятости населения Орловской области // режим доступа http://orel.regiontrud.ru
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Орловской области //режим доступа http://orel.gks.ru/
4. Приложение к распоряжению Правительства Орловской области от 02декабря 2013года №435-р
Literature
1. Investment strategy of the Orel region until 2020
2. The monitoring registered labour market, the provision of state services in the sphere of employment of the population of the Oryol region's / http://orel.regiontrud.ru
3. Official site of the Federal state statistics service in the Oryol region's / http://orel.gks. ru/
4. Appendix to order of the Government of Oryol oblast from Becerra 2013 №435-r