Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1826
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / ПАНДЕМИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОНОМИКА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пак А.В., Фадеева Е.А.

Данная статья посвящена социально-экономическим последствиям COVID-19. В тексте статьи рассматриваются основные проблемы, с которыми столкнулась экономика государств в связи с пандемией. Рассмотрено влияние пандемии на туризм, на средний и малый бизнес, а также влияние COVID-19 на сферу образования. Российскую экономику ждет рецессия, соответствующая по длительности спаду мировой экономики. По мнению авторов, масштабы и социальные последствия данного спада могут быть снижены для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пак А.В., Фадеева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC

This article focuses on the socio-economic impact of COVID-19. The text of the article examines the main problems faced by the economies of states in connection with the pandemic. The impact of the pandemic on tourism, medium and small businesses, as well as the impact of COVID-19 on the education sector is considered. The Russian economy is in for a recession that matches the duration of the global economic downturn. According to the authors, the scale and social consequences of this decline can be reduced for Russia.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19

А.В. Пак, студент

Е.А. Фадеева, канд. пед. наук, доцент

Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-2-58-60

Аннотация. Данная статья посвящена социально-экономическим последствиям COVID-19. В тексте статьи рассматриваются основные проблемы, с которыми столкнулась экономика государств в связи с пандемией. Рассмотрено влияние пандемии на туризм, на средний и малый бизнес, а также влияние COVID-19 на сферу образования. Российскую экономику ждет рецессия, соответствующая по длительности спаду мировой экономики. По мнению авторов, масштабы и социальные последствия данного спада могут быть снижены для России.

Ключевые слова: COVID-19, пандемия, экономические проблемы, экономика, туристический бизнес, дистанционное образование, социально-экономические последствия пандемии.

2020 год стал годом пандемии COVID-19. Эпидемия остановила весь мир, оставив всех людей по домам, привела к мировому кризису и ясно дала понять, что нынешняя модель мировой экономики уже устарела и не в состоянии реагировать на вызовы XXI века. Пандемия коронавируса серьезным образом повлияла на текущие социально-экономические процессы как в глобальном, так и в национальных масштабах и, несомненно, окажет сильное влияние на их развитие в будущем. На данный момент правительства находятся в поиске баланса между спасением жизней людей и сохранением экономики стран мира. Ведь в связи с пандемией пришлось разорвать цепь поставок многих предприятий, остановить работу производств, магазинов, салонов. Упала выручка от продажи продукции и услуг, снизились доходы от рекламы, сократились подписки. Из-за пандемии COVID-19 странам пришлось приостановить работу всех предприятий, за исключением тех, которые занимаются производством и продажей товаров первой необходимости.

Влияние пандемии на экономику стран

В первую очередь новая коронавирус-ная инфекция внесла изменения в отрасли, подразумевающие непосредственный контакт с потребителем: торгово-

развлекательные центры, кинотеатры, театры, салоны красоты, парикмахерские, магазины непродовольственных товаров, предприятия общественного питания, спортивные залы, бассейны, медицинские центры, а также предприятия легкой промышленности. Пострадали транспортные предприятия. Почти в два раза сократился пассажиропоток, а по ряду направлений и вовсе были отменены перевозки. Но несмотря на то, что национальные границы были закрыты, процесс экспорта продукции машиностроения и химической промышленности не был приостановлен. Но наряду с предпринимаемыми мерами поддержки малого и среднего бизнеса в части реализации национальных проектов возрастает значение нефинансовых мер, стимулирующих деятельность частного сектора, улучшение делового и инвестиционного климата, таких как совершенствование и цифровизация государственного управления и документооборота, дерегулирование, реализация дорожной карты по трансформации делового климата, консультационная поддержка экспортеров.

Негативные последствия пандемического кризиса особо ощутимы в малом и среднем бизнесе. Об этом свидетельствует уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, что около 4,5 миллиона индивидуальных предпринимателей

и предприятий малого и среднего бизнеса прекратили свое существование за время пандемии. Большинство предпринимателей (69%) сошлись во мнении, что влияние пандемии коронавируса на российскую экономику будет максимально негативным.

Они считают, что в первую очередь пострадают сферы общественного питания и туризма, на втором месте - сферы торговли и услуг. Значительные убытки понесут рынки транспорта и развлечений. Каждый пятый предприниматель считает, что пострадают все без исключения отрасли, 85% предпринимателей указали, что распространение коронавируса негативно повлияло на финансовые показатели их организаций. Под наибольшим ударом оказался малый бизнес: особенно ощутимы негативные последствия в компаниях с численностью сотрудников до 100 человек (их отметили 87% предпринимателей), в компаниях со штатом более 100 человек негативные последствия отмечали чуть реже (78%).

Влияние пандемии на туристический бизнес

Как известно, для множества стран международный туристический бизнес является основным источником доходов, который напрямую влияет на рост экономической составляющей страны. Доходы от туризма используются для развития иных секторов экономики: транспорта, здравоохранения, образования. Благодаря туризму появляются новые вакансии, строятся отели для удовлетворения высокого спроса на проживание, а также укрепляются международные отношения. Но эпидемия коронавируса ограничила возможность процветания туристического бизнеса, запретив гражданам перемещение. Многие полюбившиеся россиянам туристические направления оказались под всемирным запретом. Авиакомпаниями были отменены рейсы в Италию, Испанию, Францию, Германию, Израиль, ограничено авиасообщение с Китаем и Ираном. При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать тот факт, что для некоторых стран туризм является сезонным. Так, по данным Ассоциации туроператоров Рос-

сии, к концу летнего сезона 2020 года 30% работающих в регионах малых и средних туркомпаний могут уйти с рынка. За время пандемии COVID-19 туризм сильно пострадал, и миллионы рабочих мест оказались в опасности в одном из самых трудоемких секторов экономики.

Социальная сфера

А вот, социальная сфера в условиях пандемии коронавируса испытывает повышенные нагрузки. По моему мнению наиболее существенные последствия пандемии образовались в сфере образования. После объявления карантина в стране большинство учебных заведений перешло на дистанционный формат обучения. Как показал первый месяц работы в дистанционном режиме, в лучших условиях с точки зрения обеспечения качества учебного процесса оказались те учебные заведения, которые и ранее серьезно занимались развитием электронной образовательной среды и дистанционного образования. Вторую группу составили вузы, которые имели определенный задел и смогли наладить у себя лишь минимально необходимые технологии онлайн-образования. Но есть вузы, которые не смогли адаптироваться к цифровому формату образования и организации своей деятельности, в результате чего там сильно пострадало качество учебного процесса. С одной стороны, пандемия способствовала ускоренной реализации цифровых технологий в учебном процессе. Но с другой стороны, она имеет свои подводные камни. Во-первых, преподавательским кадрам пришлось в ускоренном режиме приобретать новые для многих из них компетенции. Однако после пандемии работа по обеспечению готовности преподавательских кадров к работе в электронной среде должна стать планомерной и целенаправленной.

Во-вторых, это слабый Интернет, особенно в сельской местности. Уровень проникновения Интернета в России находится на отметке 76%. Периодические перебои связи, отсутствие необходимых серверных мощностей в ряде вузов и школ, нестабильное соединение даже между различными частями одного региона показали необходимость ускорения реализации фе-

дерального проекта «Цифровая образовательная среда». Образовательной сфере необходимы значительные государственные вложения в современное, бесперебойное оборудование для обеспечения стабильного, высокоскоростного Интернета, способного работать при любых нагрузках. Важно иметь в виду, что независимо от пандемии развитие онлайн-образования является одним из основных глобальных трендов, который содержит в себе как возможности, так и угрозы. С учетом его развития необходимо анализировать и последовательно наращивать конкурентоспособность российского образования в цифровой среде, которая, как известно, не имеет границ.

Заключение. Российскую экономику в целом с высокой вероятностью ждет рецессия, соответствующая по длительности продолжительности спада мировой экономики. Тем не менее масштабы спада, и особенно его социальные последствия, могут быть существенно снижены для России. Формирование антикризисного фонда объемом 300 млрд рублей в 2020 г. и 200 млрд рублей в 2021 г. для поддержки отраслей экономики и граждан на фоне ситуации с коронавирусом должно на всех уровнях власти вести к принятию конструктивных управленческих решений и эффективному использованию каждого рубля. Только тогда можно выполнить в полном объеме меры поддержки экономики и

социальной защиты населения.

Библиографический список

1. Почти 70% российских компаний пострадали из-за пандемии коронавируса. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/28/05/2020/5ecf711b9a7947324d1448cf

2. Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-negotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi/

3. Как пандемия и запреты на полеты повлияют на туризм. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/12/03/2020/5e69d3819a79476aebe6edd2

SOCIO-ECONOMIC IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC A.V. Pak, Student

E.A. Fadeeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Volgograd State Technical University (Russia, Volgograd)

Abstract. This article focuses on the socio-economic impact of COVID-19. The text of the article examines the main problems faced by the economies of states in connection with the pandemic. The impact of the pandemic on tourism, medium and small businesses, as well as the impact of COVID-19 on the education sector is considered. The Russian economy is in for a recession that matches the duration of the global economic downturn. According to the authors, the scale and social consequences of this decline can be reduced for Russia.

Keywords: COVID-19, pandemic, economic problems, economy, tourism business, distance education, socio-economic consequences of the pandemic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.