Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА РОССИИ / РЕГИОНЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Курамшин Р.С.

Данная статья посвящена исследованию особенностей социально-экономических перспектив регионального развития в России. Мировая экономика и потребительская культура населения в мире в целом и в России, в частности, стремительно меняются. Информатизация и высокие технологии повлекли изменения во всех сферах жизнедеятельности. В сложившейся ситуации совершенствование механизма регионального развития, в том числе с применением метода прогнозирования является, на наш взгляд, наиболее результативным фактором целеполагания). Реализация единой региональной политики должна быть направлена на достижение ключевых социально - экономических показателей по развитию регионов, рассматривая его как неотъемлемую часть стратегии социально-экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC PROSPECTS FOR REGIONAL DEVELOPMENT

The article is devoted to studying features of the socio-economic prospects of regional development in Russia. The world economy and consumer culture of the population in the world in general and in Russia in particular are rapidly changing. Informatization and high technologies have influenced the way of life in all spheres. In these conditions, improving the mechanisms of regional development and forecasting methods to achieve it is characterized as one of the most important issues of the regional economy. In these conditions, the development of a unified regional policy should be aimed at achieving the key goals set by the Russian government in its attempt to improve national regions, considering it as an integral part of the country's socio-economic development strategy.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

2021, №1

ISSN 2078-9661

УДК 338.23

Курамшин Р. С.

Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Сургутский государственный университет», г. Сургут, Россия

Социально-экономические перспективы регионального

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию особенностей социально-экономических перспектив регионального развития в России. Мировая экономика и потребительская культура населения в мире в целом и в России, в частности, стремительно меняются. Информатизация и высокие технологии повлекли изменения во всех сферах жизнедеятельности. В сложившейся ситуации совершенствование механизма регионального развития, в том числе с применением метода прогнозирования является, на наш взгляд, наиболее результативным фактором целеполагания). Реализация единой региональной политики должна быть направлена на достижение ключевых социально - экономических показателей по развитию регионов, рассматривая его как неотъемлемую часть стратегии социально-экономического развития страны.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, региональное развитие, экономика России, регионы, региональная политика, территориальные разногласия. Образец цитирования: Курамшин Р.С. Социально-экономические перспективы регионального развития // Гуманитарный научный журнал. 2021. №1. С. 158-165. DOI: https://doi.org/10.24412/2078-9661-2021-1-023

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Kuramshin R. S. Socio-economic prospects for regional development

Abstract. The article is devoted to studying features of the socio-economic prospects of regional development in Russia. The world economy and consumer culture of the population in the world in general and in Russia in particular are rapidly changing. Informatization and high technologies have influenced the way of life in all spheres. In these conditions, improving the mechanisms of regional development and forecasting methods to achieve it is characterized as one of the most important issues of the regional economy. In these conditions, the development of a unified regional policy should be aimed at achieving the key goals set by the Russian government in its attempt to improve national regions, considering it as an integral part of the country's socio-economic development strategy.

Key words: socio-economic development, regional development, Russian economy, regions, regional policy, territorial disagreements.

For citation: Kuramshin R. S. Socio-economic prospects for regional development // Humanitarian scientific journal. 2021. №1. P 158-165. (In Russ.) DOI: https ://doi.org/10.24412/2078-9661-2021-1-023

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Постановка проблемы. В современных условиях функционирования рыночной экономики все больше отмечаются различия в уровнях развития регионов страны, вызванные, с одной стороны, неблагоприятными

развития

природно-климатическими условиями территории, общественно-географическим положением, историческими особенностями, а с другой, -несовершенством существующей региональной политики, которая должна была бы учитывать интересы регионов в контексте правительственных приоритетов и создавать условия для продуктивного использования существующих преимуществ регионов как основы обеспечения и улучшения их конкурентоспособности.

Таким образом, в РФ необходима целенаправленная политика по уменьшению территориальных разногласий распределения экономических и социальных ресурсов между регионами РФ. Один из вариантов решения этих вопросов является разработка комплексных программ развития территорий. Региональные программы развития территории являются основой программно-целевого метода управления региональным развитием, представляет собой систему элементов механизма регионального управления, которая направлена на реализацию долгосрочных целей социально-экономического развития страны и ее регионов на основе использования имеющихся ресурсов.

Актуальность проведения исследования применения регионального программирования в РФ приобретает особое значение, поскольку преимущества программного подхода к управлению региональными процессами особенно ощутимы в условиях внедрения рыночных правил хозяйствования, когда динамика и тенденции экономического роста еще не получили постоянства.

Анализ предыдущих исследований. Исследование теории и практики формирования и реализации государственной региональной политики, механизмов государственного программирования и планирования, в том числе стратегического, отводилось главное место в трудах известных российских и зарубежных ученых, в частности Г.Атаманчука, А.Богданов,а Д.Гвишиани, Р.Гриффина, У.Ешби, Р.Кини, В.Кнорринга, Б.Литвака, М.Мескон, Г.Райт, Т.Саати, Л.Сморгунова, А.Соловьева, Ю.Тихонравова, Г.Щедровицького и др. Региональные исследования программирования, их влияние на региональное развитие, классификации программ и формирования стратегий ведения региональной политики рассматривались в трудах Б.Бабина, М.Долишнего, Данилишина, С.Дорогунцова, Ф.Заставного, И.Лукинова, К.Мезенцева, И. Михасюка, В.Павлова, Н.Паламарчук, С.Пирожкова, М.Пистуна, В.Поповкин, В. Савченко, В.Федорова, О.Шаблия и др.

Однако на сегодняшний день проблема значительных территориальных диспропорций социально-экономического развития в РФ стоит довольно остро и требует приоритетного формирования дееспособного механизма реализации региональной политики через актуализацию программирования регионального развития.

Цель работы: исследование особенностей социально-экономических перспектив регионального развития в России.

Мировая практикой доказано, что процессы интеграции в мировые хозяйственные отношения и регионализации невозможны без привлечения методов стратегического планирования. Разработчики стратегии прежде определяют миссию региона, выделяют оптимальное количество стратегических целей, используют SWOT-анализ и другие методы. В качестве определяющих ориентиров при выборе стратегических целей служат природно-ресурсный, производственный, инфраструктурный и трудовой потенциалы регионов [4, с.39]. На основе выбранной стратегии разрабатывается уже программа с конкретными действиями по выполнению основных задач (рис.1).

Региональное программирование - это инструмент реализации плановых идей, который позволяет ориентировать экономику через регулярный и комплексное воздействие на структуру согласно варианту социально-экономического развития в пределах рыночного механизма. Региональное программирование является неотъемлемой составляющей эффективного ведения региональной политики [2, с.90].

Целью создания региональных программ является повышение уровня и качества жизни населения, приближение их к мировым стандартам, обеспечение экономической, социальной и экологической безопасности территории.

Региональная программа должна состоять из таких структуроформирующих элементов, как:

- четко представленная цель (или система целей),

- ясно определенный перечень мероприятий, осуществление которых необходим для достижения поставленных целей,

- оценка всех видов ресурсов, необходимых для обеспечения определенных программных мероприятий,

- исполнительный раздел, содержащий перечень задач, доведенных до конкретных исполнителей программы с определением сроков выполнения задач [1, с.122].

Порядок разработки программных и прогнозных документов определен в Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Настоящим определяются правовые, экономические и организационные основы формирования:

- целостной системы прогнозных и программных документов экономического и социального развития РФ,

- отдельных отраслей экономики,

- отдельных административно-территориальных единиц как составной части общей системы государственного регулирования экономического и социального развития государства.

Законом устанавливается общий порядок разработки, утверждения и исполнения указанных прогнозных и программных документов экономического и социального развития, а также права и ответственность участников государственного прогнозирования и разработки программ экономического и социального развития РФ [2].

Рис.1 Общая схема реализации программных мероприятий

Поскольку главным критерием программ развития регионов является, прежде всего, их территориальная определенность, то это обусловливает и их особенности - прежде всего региональную ориентацию, содержание, принципы разработки, отбор показателей и документов.

Учитывая географическое положение территории, характерные природные и экономические особенности конкретного региона, населения и систему расселения территории такие программы чаще, чем другие, являются социально ориентированными, отвечают интересам населения. Их разрабатывают в большинстве случаев, когда необходимо ускорить экономическое развитие определенного региона, повысить эффективность использования уже освоенных ресурсов или выявить новые, усовершенствовать социальные структуры [6, с.36].

Большинство программ, которые разрабатывались и разрабатываются в РФ, имеют узконаправленный отраслевой или областной характер: каждая область разрабатывает определенные программы, где обозначены пути решения отдельных вопросов, при этом и таких, которые наблюдаются в соседних областях. Поэтому важнейшей задачей является реализация программ межобластного уровня, благодаря которым будут решаться:

- вопросы освоения и использования ресурсов в зонах общих интересов, скоординированного развития научно-производственных и производственно-технологических комплексов,

- формирование производственной и транспортной инфраструктуры, развития региональных товарных рынков и информационных структур,

- формирование промышленно-финансовых групп,

- повышение качества жизни населения и тому подобное [5, с.49].

В России уже разработаны программы развития многих регионов, однако большинство из них из-за отсутствия финансирования, правильной организации работы и контроля за реализацией основных задач программ и их подпрограмм реализуются частично или остаются просто проектами.

Основные социально-экономические задачи, которые должны были быть выполнены в процессе реализации региональных программ:

- повышение жизненного уровня населения;

- обеспечение продуктивной занятости экономически активного населения;

- обеспечение эффективного развития отраслей специализации региона - сельского и лесного хозяйства, пищевой и легкой промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, приборостроения, добычи и переработки минералов;

- технологическое переоборудование и модернизация производства, его экологизация;

- приведение структуры и состояния промышленного производства в соответствие с ресурсной базы и потребностями в промышленной продукции;

- совершенствование структуры сельского хозяйства, возрождение по выращиванию традиционных полесских культур - льна-долгунца и картофеля, создание и развитие мощной зоны мясного скотоводства;

- развитие перерабатывающих отраслей (создание новых предприятий, расширение и техническое переоснащение действующих предприятий по полной переработке и хранению сельскохозяйственной продукции), формирования регионального хозяйственного комплекса с учетом рационализации экономических связей и их расширение по территории региона;

- увеличение наукоемких предприятий по выпуску электронной техники, электробытовых и других товаров народного потребления;

- ликвидация последствий радиационного загрязнения вследствие аварий и прочих ЧС;

- улучшение экологической ситуации в регионе [3, с.220].

Чтобы решить проблему реализации комплексных программ, нужно, прежде всего, создать режим экономического благоприятствования

распространению государственной поддержки региональных программ, в частности их финансирования, в большинстве случаев является препятствием реализации программ на практике. Исходя из реалий экономической ситуации в нашей стране, было бы наивно надеяться на полное финансирование региональных программ за счет государственного бюджета. Поэтому, наверное, целесообразнее регламентировать долю государственных ассигнований в общем объеме финансирования, установив ее, например, в размере около 30%. Гарантируя ее соблюдения, государство автоматически нивелировало бы чрезмерные финансовые нужды регионов, а проблему оптимального внутрирегионального распределения государственных средств можно было бы решить в процессе формирования программных мероприятий и соответствующих согласительных процедур [3, с.222].

Параллельно с государственным бюджетом источниками финансирования региональных программ должны быть местные бюджеты, внебюджетные фонды, собственные средства предприятий и организаций, иностранные инвестиции.

Главным аспектом институционального обеспечения государственной региональной политики РФ является несформированность системы институтов (органов, учреждений), способных во взаимодействии и координации осуществлять эффективную реализацию задач региональной политики. На общегосударственном уровне речь идет об отсутствии центрального органа исполнительной власти с достаточными полномочиями для проведения региональной политики. Одновременно отдельные функции по регулированию регионального развития рассредоточены по разным министерствам, которые имеют свои региональные подразделения, входящие в состав местных органов исполнительной власти. В связи с этим возникает особенно важная и очень сложная проблема координации деятельности неспециализированных органов власти и консолидации их действий в русле общегосударственной политики [1, с.143].

Следовательно, необходимо создать более совершенную организационную структуру по созданию и реализации комплексных программ. Для управления процессами разработки и реализации региональных программ межобластного и меньшего масштаба целесообразно создавать специальные программные комиссии в структуре местных органов власти. Последние должны составлять перспективные индикативные планы социально-экономического развития, в основе которых бы закладывались прогнозы будущих программ, рассматривались возможные сценарии решение проблемных ситуаций, для чего потом разрабатывались соответствующие программы. Сегодня такие программы могли бы быть направлены, например, на охрану окружающей среды,

создание технологических парков (технополисов) и зон свободного предпринимательства, освоения местных рекреационных или минерально-сырьевых или иных природных ресурсов, рекультивации земель и др.

Региональные программы областного или районного значения, не требующие внимания со стороны правительства, могли бы разрабатываться по заказу соответствующих органов регионального управления и финансироваться из местного бюджета или внебюджетного регионального фонда соответствующего уровня. Если к данной проблеме проявят интерес иностранные фирмы, то в рамках действующего законодательства для реализации программы могут быть привлечены иностранные инвестиции. Также важным элементом управления в сфере регионального программирования является создание системы контроля за выполнением основных задач программы. Данная функция позволит вовремя выявить нарушения и принять соответствующие меры для исправления ситуации. Основные этапы мониторинга представлены в табл. 1.

Таблица 1. Основные этапы организации системы мониторинга [6]

Этапы Основные шаги

Планирование Определение потребностей в информации, источников и способов ее получения. Составление сметы расходов, связанных с осуществлением мониторинга и сбором информации.

Подготовка Разработка и апробация документов для сбора и фиксации данных. Составление должностных инструкций с определением полномочий участников процесса мониторинга. Подготовка персонала, ответственного за осуществление мониторинга.

Сбор данных Постоянный сбор данных. Контроль за деятельностью системы мониторинга.

Анализ и сравнение данных Сравнение собранных данных с определенными плановыми значениями индикатора, установление различий. Поиск причин отклонений и определения вариантов решения проблем.

Отчетности Документирование собранных данных и результатов анализа. Отчетности перед инициаторами осуществления данной программы.

Использование результатов Использование результатов мониторинга для совершенствования управления и реализации программы.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что проблема регионального развития в России связана с первоочередной необходимостью устранения необоснованного неравенства социально-экономического положения регионов, необходимостью освоения природных ресурсов, поддержания экологического баланса, совершенствования территориальной структуры страны и др.

2021, №1

ISSN 2078-9661

По этой причине в современных условиях большое внимание уделяется актуальности изучения и использования новых эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, например, путем прогнозирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

1. Белокрылова О. С., Киселева Н. Н., Хубулова В. В. Региональная экономика и управление. Учебное пособие. М. — М.: Альфа-М, Инфра-М. 2016. 240 с.

2. Куликова Л.И., Гошунова А.В.. Учет инвестиций в человеческий капитал. - М.: Проспект, 2018. - 192 с.

3. Магомедов Р.Ш. Способность государственных программ выполнять роль инструмента стратегического управления региональным и отраслевым развитием // Управление развитием крупномасштабных систем MLSD'2017 : материалы Десятой междунар. конф. / Ин-т проблем упр. им. В.А. Трапезникова РАН ; под общ. ред. С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. - Москва, 2017. - С. 220-222.

4. Региональная экономика / Под ред. Плисецкого Е.Л., Глушковой В.Г. - 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019

5. Рыкалина О. В. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации. — М.: Инфра-М. 2016. 226 с.

6. Сухарев О. С. Региональная экономическая политика. Институты, структурно-организационные изменения, реиндустриализация. — М.: Ленанд. 2014. 144 с.

Об авторе:

Курамшин Ринат Салаватович - магистрант, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет», г. Сургут, Россия

Научный руководитель: Морозков Владимир Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры экономических и учетных дисциплин СурГУ, г. Сургут, Россия

Библиографический список

- 459с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.