Научная статья на тему 'Социально-экономические отношения и феномен доверия в современном ритейле'

Социально-экономические отношения и феномен доверия в современном ритейле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТЕЙЛ / КОМПАНИИ-ПОСТАВЩИКИ / РОЗНИЧНЫЕ ТОРГОВЫЕ СЕТИ / RETAIL / SUPPLY COMPANIES / TRADE RETAIL CHAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедзянова Рузиля Маратовна

В работе представлен анализ взаимоотношений между ведущими участниками рынка, занятыми в секторе розничной торговли, рассмотрена роль доверия в сфере рыночных взаимодействий. Приведен анализ экспертного интервью, проведенного в компаниях-поставщиках и розничных торговых сетях г. Тюмени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic relations and phenomenon of trust in the modern retail

The article deals with relationship between the leading markets actors involved in the retail sector, examines the relevance of trust in the market interactions. The author analyzes the expert interviews conducted in some supply companies and retail trade systems of Tyumen.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические отношения и феномен доверия в современном ритейле»

УДК 316.334.2

Ахмедзянова Рузиля Маратовна

Akhmedzyanova Ruzilya Maratovna

Старший преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и логистики Финансово-экономического института Тюменского государственного университета dom-hors@mail.ru

Senior Lecturer of the Management, Marketing and Logistics Department, Financial and Economic Institute, Tyumen State University dom-hors@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ФЕНОМЕН ДОВЕРИЯ В СОВРЕМЕННОМ РИТЕЙЛЕ [1]

SOCIO-ECONOMIC RELATIONS AND PHENOMENON OF TRUST IN THE MODERN RETAIL [1]

Аннотация:

Summary:

В работе представлен анализ взаимоотношений между ведущими участниками рынка, занятыми в секторе розничной торговли, рассмотрена роль доверия в сфере рыночных взаимодействий. Приведен анализ экспертного интервью, проведенного в компаниях-поставщиках и розничных торговых сетях г. Тюмени.

The article deals with relationship between the leading markets actors involved in the retail sector, examines the relevance of trust in the market interactions. The author analyzes the expert interviews conducted in some supply companies and retail trade systems of Tyumen.

Ключевые слова:

ритейл, компании-поставщики, розничные торговые сети.

Keywords:

retail, supply companies, trade retail chain.

Хорошо выстроенная и эффективно работающая система, в которой учувствуют компании-поставщики и торговые сети, обеспечивает возможность быстро, удобно и с минимальными ресурсными затратами приобретать нужные товары. Однако активное изменение структуры торговых организаций порождает ряд противоречий, лежащих в основе взаимоотношений ведущих участников рыночных взаимодействий.

В работе представлен анализ экспертного опроса, проведенного в компаниях-поставщиках и торговых сетях продуктов питания и бытовой техники и электроники Тюмени, в ходе которого было опрошено 30 менеджеров компаний-поставщиков и торговых сетей. Целью являлась характеристика взаимоотношений компаний-поставщиков и розничных торговых сетей на потребительском рынке г. Тюмени [2].

Согласно результатам экспертного опроса менеджеров компаний-поставщиков и менеджеров торговых сетей, процесс заключения договорных отношений проходит достаточно просто. При этом можно выделить следующие тенденции. С крупными западными сетями или поставщиками в нашем регионе работает еще не так много участников рынка. А те, кто сотрудничают, как правило, это крупные компании, отмечают, что заключать договорные отношения с ними очень сложно. Эксперты говорят о том, что такого рода партнеры достаточно жестко выставляют свои условия сотрудничества и не стремятся их обсуждать. Также можно проследить прямую зависимость характеристики процесса заключения договорных отношений от размеров компании. Чем меньше компания-поставщик, тем более сложным для нее представляется сотрудничество с сетевыми форматами. В качестве причин, объясняющих данное явление, эксперты выделяют невозможность предоставить необходимое количество товара в сетевые магазины, поскольку, как правило, сети стремятся дать полную товарную линейку во всех торговых точках.

На основании полученных данных можно сделать выводы о том, что, в первую очередь поставщики заинтересованы в сотрудничестве с розничными сетями и их интерес к партнерским отношениям гораздо сильнее. Эксперты, работающие в компаниях-поставщиках, достаточно часто упоминают о трудностях работы с торговыми сетями, однако при этом стремятся работать именно с ними по нескольким причинам. Во-первых, это большие объемы поставок и, во-вторых, расширение территории, на которой товар будет представлен.

Для характеристики прочности и стабильности партнерских отношений на рынке, экспертам был задан вопрос относительно того, согласятся ли они сменить своих постоянных деловых партнеров на новых, которые смогут предложить им более выгодные условия сотрудничества. При этом совмещать работу со старыми партнерами невозможно. Большинство экспертов ответили, что они скорее продолжат работу со своими постоянными партнерами, что подчеркивает ценность стабильности среди участников рыночных взаимодействий. Кроме того, это под-

тверждается и незначительным числом партнеров, отношения с которыми закончились в течение года. Экспертам было предложено определить долю деловых партнеров, с которыми были прерваны отношения в 2012 г. В результате самым популярным ответом стал «0 %». Эксперты указали, что сотрудничают со всеми, с кем подписали контракт в 2011 г. или с 90 % из них. При этом в среднем, около 10 % партнеров было отнесено к числу недобросовестных, что вполне может говорить о стабильности и надежности партнерских отношений на потребительском рынке. Также, в среднем, с 50-60 % деловых партнеров взаимоотношения продолжаются более 5 лет как со стороны розничных сетей, так и со стороны компаний-поставщиков.

Относительно условий заключения договорных отношений, особое внимание компании-поставщики обращают на надежность партнеров, большой объем закупок и гибкость политики розничной компании. Эти же условия выделяют представители различных торговых форматов. Стоит отметить, что среди экспертов, работающих в сфере ритейла, гибкой политике партнера предпочитают успешный предыдущий опыт работы с ним.

Интересным является факт того, что выгодные условия закупок являются не столь важным критерием отбора деловых партнеров для поставщиков. В рамках экспертного интервью представители компаний, поставляющих продукцию, говорили о том, что они заинтересованы в поставках на выгодных условиях, но при сотрудничестве с ритейлерами, это достаточно сложно осуществить. По их мнению, все контракты, заключаемые с торговыми сетями, имеют достаточно жесткие условия. Соответственно, поставщики не считают их выгодными.

Основываясь на полученных данных, можно подчеркнуть, что закупочная цена товара не является определяющим фактором при взаимодействии. Немаловажной для участников потребительского рынка является надежность делового партнера. При этом наличие неформальных связей, то есть хороших знакомых среди сотрудников компаний-партнеров отметили только несколько экспертов. Скорее всего, это положительная тенденция, позволяющая говорить о профессионализме участников рынка.

В рамках многих исследовательских проектов партнерские отношения между участниками рынка характеризуются через показатели феномена доверия, среди которых, учет деловыми партнерами интересов друг друга, соблюдение неформальных договоренностей и формальных правил ведения бизнеса, поддержание открытых коммуникаций и своевременное предоставление обратной связи. Недостаток доверия представляет серьезную опасность для участников рынка. В первую очередь, это может произойти из-за нарушения или несоблюдения деловых соглашений, что, в свою очередь, влечет за собой множественные издержки. Возникают расходы, связанные со сбором дополнительной информации о настоящих или потенциальных партнерах, а также убытки, образовавшиеся в результате некорректного построения стратегии или неэффективного распределения ресурсов. Риск убыточной деятельности приводит к поиску и постоянному обновлению деловой информации.

Как компании-поставщики, так и розничные сети стремятся максимально точно прописать в договорных соглашениях взаимные обязательства. Однако участники рынка отмечают, что это не всегда представляется возможным, в связи с чем часто возникает необходимость заключения неформальных соглашений.

Понятие социального капитала, введенное П. Бурдье, согласно современной экономической социологии, характеризует ведущих участников рынка. Оно складывается именно через установление и поддержание связей со своими деловыми партнерами, которые формируются через ожидание того, что другие агенты будут выполнять свои обязательства без применения санкций. Реальные контрактные отношения между участниками рынка, как правило, характеризуются неполнотой заключаемых соглашений и договоров. Это связано, в первую очередь, с тем, что предусмотреть все условия заключения контрактов практически невозможно или это требует больших затрат от участников рынка. В результате формальные правила и соглашения часто оказываются неэффективными. В этом случае доверие дополняет их. Участники рынка, совершая сделки, опираются на свой предыдущий опыт и с большей вероятностью вступают в партнерские отношения с теми, с кем уже имели дело ранее, убедившись в их надежности [3, с. 35].

При обсуждении конфликтных ситуаций, возникающих на рынке, эксперты отмечают, что конфликты с партнерами имеют место быть, но относятся, как правило, к вопросам «рабочего характера» и разрешаются путем переговоров. По данным опроса, нарушение сроков поставки является основной причиной для появления напряженности в деловых отношениях. Кроме того, представители розничных сетей достаточно часто говорили о претензиях к компаниям-поставщикам, связанных с товарным ассортиментом и его качеством. Менеджеры компаний-поставщиков отметили, что не всегда выполняются договоренности по размещению товара на полках магазина, -иногда его не оказывается в торговых точках, что приводит к противоречию по корректному

- lB -

оформлению заявок на поставки и оформлению документов, в целом; в частности, некорректно оформленная сопроводительная документация или отсутствие необходимых сертификатов.

Причины таких противоречий заключаются в разногласиях интересов, которые преследуют деловые партнеры. Так, например, компании-поставщики стремятся представить весь товарный ассортимент на полки магазинов и торговых сетей. А те, в свою очередь, хотели бы работать только с теми товарными категориями, которые пользуются спросом у потребителей. Часто участвующие в исследовании эксперты говорили, что поставщик, желая сотрудничать с сетью, предлагает ей либо самый известный товар, либо самый дорогой. При этом он не учитывает, что розничные сети работают в разных форматах, и товары, которые они продают, должны соответствовать определенным требованиям.

Тем не менее, эксперты единогласно высказались по поводу оптимального для них средства разрешения спорных ситуаций в пользу переговоров со своими деловыми партнерами. В качестве альтернативных вариантов были выделены применение штрафных санкций и невозобновление договора поставки после истечения срока его действия.

Дальнейшие исследования помогут характеризовать текущее состояние сектора розничной торговли и проанализировать специфику взаимоотношений между ключевыми участниками рынка, что является необходимым условием выработки рекомендаций для их регулирования.

Ссылки и примечания:

1. Работа выполнена при финансовой поддержке НИР по госзаданию № 9-12 «Разработка и апробация методики измерения социального капитала как фактора модернизации региона».

2. Благодарим проф. В.В. Радаева за предоставленную им возможность использовать базовые элементы его методики в нашем исследовании.

3. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М., 2003. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.