Научная статья на тему 'Социально-экономические особенности создания мер поддержки малого и среднего бизнеса в сельских поселениях Российской Федерации'

Социально-экономические особенности создания мер поддержки малого и среднего бизнеса в сельских поселениях Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
меры поддержки / предпринимательство / малый бизнес / средний бизнес / сельское поселение / городское поселение / support measures / entrepreneurship / small business / medium business / rural settlement / urban settlement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шутов Иван Александрович, Судоргин Олег Анатольевич

Рассмотрена проблема поддержки малого и среднего предпринимательства в сельских поселениях Российской Федерации. На примере разработанных в Вавожском районе Удмуртской Республики мер поддержки предпринимательства продемонстрирована эффективность привлечения региональных органов власти к созданию объектов малого и среднего бизнеса в сельских поселениях. На основе анализа статистических данных авторами показано, что реализуемые в районе меры поддержки малого и среднего бизнеса имеют потенциал к сохранению и развитию сельских поселений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шутов Иван Александрович, Судоргин Олег Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic Features of Creating Measures to Support Small and Medium-sized Businesses in Rural Settlements of the Russian Federation

The study examines the problem of supporting small and medium-sized businesses in rural settlements of the Russian Federation. Using the example of entrepreneurship support measures developed in the Vavozhsky district of the Udmurt Republic, the authors demonstrated effectiveness of attracting small and medium-sized businesses to the creation of facilities in rural settlements. Based on the analysis of statistical data, the authors show that the measures implemented in the district to support small and medium-sized businesses have the potential to preserve and develop rural settlements.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические особенности создания мер поддержки малого и среднего бизнеса в сельских поселениях Российской Федерации»

#

Вестник РУДН. Серия: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

RUDN Journal of Public Administration

ISSN 2312-8313 (print), ISSN 2411-1228 (online)

2024 Том 11 No 1 150-156

http://journals.rudn.ru/ publicadministrationy

DOI: 10.22363/2312-8313-2024-11-1-150-156 EDN: XGJZTO

Научная статья / Research article

Социально-экономические особенности создания мер поддержки малого и среднего бизнеса в сельских поселениях Российской Федерации

И.А. Шутов1 В И, О.А. Судоргин2 Е>

'Российский университет дружбы народов,

117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

2Государственный университет управления, 109542, Российская Федерация, Москва, Рязанский просп., д. 99

И wanjacoml7@gmail.com

Аннотация. Рассмотрена проблема поддержки малого и среднего предпринимательства в сельских поселениях Российской Федерации. На примере разработанных в Вавожском районе Удмуртской Республики мер поддержки предпринимательства продемонстрирована эффективность привлечения региональных органов власти к созданию объектов малого и среднего бизнеса в сельских поселениях. На основе анализа статистических данных авторами показано, что реализуемые в районе меры поддержки малого и среднего бизнеса имеют потенциал к сохранению и развитию сельских поселений.

Ключевые слова: меры поддержки, предпринимательство, малый бизнес, средний бизнес, сельское поселение, городское поселение

Заявление о конфликте интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. История статьи:

Поступила в редакцию: 10.12.2023. Принята к публикации: 10.01.2024. Для цитирования:

Шутов И.А., Судоргин О.А. Социально-экономические особенности создания мер поддержки малого и среднего бизнеса в сельских поселениях Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2024. Т. 11. №> 1. С. 150-156. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2024-11-1-150-156

© Шутов И.А., Судоргин О.А., 2024

1® ®@ This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ■ ^ https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/legalcode

Socio-economic Features of Creating Measures to Support Small and Medium-sized Businesses in Rural Settlements of the Russian Federation

Ivan A. Shutov1 © S, Oleg A. Sudorgin2©

RUDN University,

6 Miklukho-Maklaya st., Moscow, 117198, Russian Federation

2State University of Management,

99 Ryazansky prospect, Moscow, 109542, Russian Federation

S wanjacom17@gmail.com

Abstract. The study examines the problem of supporting small and medium-sized businesses in rural settlements of the Russian Federation. Using the example of entrepreneurship support measures developed in the Vavozhsky district of the Udmurt Republic, the authors demonstrated effectiveness of attracting small and medium-sized businesses to the creation of facilities in rural settlements. Based on the analysis of statistical data, the authors show that the measures implemented in the district to support small and medium-sized businesses have the potential to preserve and develop rural settlements.

Keywords: support measures, entrepreneurship, small business, medium business, rural settlement, urban settlement

Conflicts of interest: The authors declare no conflicts of interest. Article history:

The article was submitted on 10.01.2023. The article was accepted on 10.01.2024. For citation:

Shutov I.A., Sudorgin O.A. Socio-economic Features of Creating Measures to Support Small and Medium-sized Businesses in Rural Settlements of the Russian Federation. RUDN Journal of Public Administration. 2024;11(1):150-156. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2024-11-1-150-156

Исторически сложилось, что сфера малого и среднего предпринимательства имеет большую социально-экономическую значимость в развитии экономики стран, поскольку данный вид экономической деятельности имеет ряд следующих особенностей: низкий стартовый капитал, большая скорость оборота ресурсов. Кроме того, данный сектор экономики является источником решения иных социально-значимых вопросов, таких как: обеспечение занятости населения, рост экономических показателей страны и возможности внедрения инноваций.

В рамках сегодняшней экономической ситуации в стране стоит отметить, что в условиях рыночной экономики происходит «смешение советских методов хозяйствования с новыми предпринимательскими методами» [1]. Однако, согласно зарубежным и отечественным исследованиям, в России возможности малого и среднего бизнеса используются не в полном объеме [2-3]. По данным Института экономики роста имени Столыпина, в среднем в развитых странах вклад сектора МСП в ВВП составляет 48 %, в России — 21,9 %. Кроме того, по численности субъектов МСП на 100 человек Россия уступает европейским

странам [4]. Исходя из этого, наблюдается необходимость в разработке программ для стимулирования к открытию малого и среднего бизнеса.

К внутренним проблемам развития предпринимательства также стоит отнести неравномерность количества предприятий малого и среднего бизнеса в разных регионах страны. Преимущественно формирование предприятий данного типа происходит в уже экономически развитых субъектах страны — городах и городских поселениях центральной части России.

Формирование и развитие малого бизнеса в сельских поселениях не вызывает широкого интереса, поскольку влечет за собой большие риски, при аналогичных условиях открытия объекта предпринимательства. Исходя из этого в сфере малого и среднего бизнеса ситуация на сегодняшний день характеризуется внутренней миграцией населения из сельского поселения в городское, что приводит к «вымиранию» сельских территорий, обладающих экономическим потенциалом для создания сельскохозяйственного, продовольственного и иных видов малого и среднего бизнеса.

Основным преимуществами открытия объекта предпринимательства в городском поселении принято считать высокий поток клиентов, удобные логистические возможности, большое количество поставщиков. Однако наряду с преимуществами возникают и недостатки, связанные с высокой себестоимостью производства, арендной платой, высокими требованиями потребителей к предоставляемым товарам и услугам, при наличии иных конкурентноспособных производителей. В связи с этим значительную роль играют задачи маркетинга и изучения потребительского поведения [5]. В то же время в сельских поселениях процесс производства аналогичного продукта будет иметь более низкие затраты, характеризоваться невысоким стартовым капиталом и являться более конкурентоспособным, особенно при решении запросов местного населения в результате предпринимательской деятельности.

Однако перечисленные факторы не способствуют повышению интереса к созданию объектов малого и среднего бизнеса на сельских территориях. Решение данного вопроса требует принятия внутренних региональных мер, создающих иные, отличные от особенностей создания предпринимательства в городских поселениях способы поддержки. Так, реализуемые на сегодняшний день в сельских поселениях регионов страны программы государственной поддержки имеют потенциал к привлечению открытия бизнеса, способны уменьшить отток населения из сельской местности [6-7].

Опыт создания местных мер поддержки предпринимательства широко используется в сельских районах Удмуртской Республики. Созданные программы развития и поддержки предпринимательских начал в Вавожском районе демонстрируют отличные результаты развития сельского поселения. Исходя из данных о количестве населения в районе стоит отметить тенденцию к уменьшению численности населения (табл. 1). Данное явление обусловлено в первую очередь учебной миграцией населения в возрасте 16-18 лет.

Таблица 1

Численность населения Вавожского района 2019-2022 гг.

ч

о

га Ч О

* ï; * I

ф с?

^ m ф 2 . о = ч

гагаф

IIT

га Ч

Ï S

Ф Ф

с; 5 ф о о « ç гагаф

IIT

сс га m о Ч

0 ф

1

ч

ф

а О

.о I-

U

о

s

ф

га

Ч

*

О CL

.а I-

u

0

1 I-

а ф S О

s Е; z з

I ю

I >

ф m I-

u ф

I-

U

ш

I-

U

о а

а с

M

X Л

s* I6'

iü о SE &

I-

u

ä г s É J3

s >

2019 15096 14888 14992 142 193 -51 -157 -208

2020 14888 14810 14849 172 248 -76 -2 -78

2021 14810 14598 14704 166 262 -96 -116 -212

2022 13889 13827 13858 -60 565 567 -2 -62

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Данные согласно результатам переписи населения 2020 г.

The population of the Vavozhsky district 2019-2022

Table 1

Year Population at the beginning of the year, ppl. The population at the end of the year, ppl. The average annual population, ppl. Birth rate Mortality Natural increase / decrease Migration increase / decrease Total growth (+), decrease (-)

2019 15096 14888 14992 142 193 -51 -157 -208

2020 14888 14810 14849 172 248 -76 -2 -78

2021 14810 14598 14704 166 262 -96 -116 -212

2022 13889 13827 13858 -60 565 567 -2 -62

Source: Data according to the results of the 2020 census.

Согласно докладу главы Вавожского района от 2023 г. уровень зарегистрированной безработицы от экономически активного населения на 01.01.2023 г. составил 0,87 % (62 человека), что меньше на 24,3 % к уровню 2021 г. (1,15 % или 83 чел.). Снижение уровня безработицы в районе в первую очередь связано с реализацией в Удмуртской Республике подпрограмм «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», «Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики» [8].

В 2022 г. благодаря социальным контрактам открыто 9 новых ИП и 22 зарегистрировались самозанятыми. Общая сумма составила 7,1 млн руб. (2021 г. — 4 ИП и 5 самозанятых на общую сумму 1,5 млн руб.).

На период начала 2023 г. на территории района осуществляют свою деятельность 2 средних и 54 малых предприятий. Кроме этого, осуществляли свою деятельность 273 индивидуальных предпринимателей и 460 самозанятых [9]. Таким образом, промежуточная ситуация по вопросу малого и среднего предпринимательства на сентябрь текущего года имеет следующие показатели: 266 индивидуальных предпринимателя, 53 юридических лица (организации и предприятия) и 601 физическое лицо, использующие налог на профессиональный доход (самозанятые граждане) [10-11].

Статистические данные подтверждают, что реализуемые в районе меры поддержки малого и среднего бизнеса имеют потенциал к сохранению и развитию сельских поселений. Также стоит отметить, что период 2021 г. является моментом начала активной реализации разработанных и широко применяемых на сегодняшний день мер поддержки предпринимательства.

На основании вышеизложенных данных стоит отметить важную роль наличия возможности получения региональных (местных) мер поддержки предприятиями малого и среднего бизнеса. Тенденция развития программ поддержки предпринимательства в сельских поселениях способна изменить отношение к данным территориям как к экономически-потенциальным, привлекательным для ведения бизнеса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вовченко Н.Г., Черненко О.Б., Чернышева Ю.Г., Куринова Я.И. Анализ экосистемы поддержки малого и среднего предпринимательства и ее место в структуре предпринимательской экосистемы региона // Статистика в современном мире: методы, модели, инструменты: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2021. С. 202-206.

2. Горбунова Е.А., Шаныгин С.И. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в регионах России // Экономика. Право. Инновации. 2022. № 1. С. 4-12. http:// dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2022-1-4-12

3. Лопатинская Ю.А., Ильина К.Н. Влияние внешних факторов на малый бизнес. Сравнение малого и среднего бизнеса и их преимущества // Вектор экономики. 2019. № 1 (31). С. 85.

4. Блейман Н. Экономика малых дел. Как государство стимулирует предпринимательство // РБК Плюс. URL: https://plus.rbc.ru/specials/malyj-i-srednij-biznes-gospodderzhka-predprinimatelstva-v-rossii?ysclid=lnxi0r3kom462417078 (дата обращения: 10.10.2023).

5. Игнатовский Я.Р., Иванов В.Г. Айтрекинг: потенциал для применения в государственном управлении, политическом брендинге и планировании избирательных кампаний // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2020. № 2 (7). С. 155-160. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2020-7-2-155-160

6. Bakanach O.V., Dubrova T.A., Esenin M.A., Blinova S.V. Small Entrepreneurship in Russia: Development Trends, Structural Changes, Rating Assessment of Regions // International Review of Management and Marketing. 2016. 6 (S5). P. 227-234.

7. Шарыгин М.Д., Кротов И.И. Основные факторы территориальной организации малого предпринимательства // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 9. С. 155-168.

8. Постановление от 27.02.2023 г. № 173 «О внесении изменений в постановление Администрации Вавожского района от 21.07.2014 г. № 705 «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для устойчивого экономического развития».

9. Доклад Главы Вавожского района «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов за 2022 г. и их планируемых значениях на 3-летний период». 04.05.2023. URL: https://vavozhskij-r18.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_ files/41/297/Doklad_Glavy_Vavozhskogo_rayona_za_2022_god.pdf (дата обращения: 10.10.2023).

10. Постановление от 25.02.2022 г. № 285 «О создании Совета по поддержке малого предпринимательства и развития конкуренции при Главе муниципального образования «Муниципальный округ Вавожский район Удмуртской Республики».

11. Постановление от 25.02.2022 г. № 286 «О создании межведомственной комиссии по вопросам соблюдения трудовых прав, снижения неформальной занятости и легализации доходов участников рынка труда на территории муниципального образования «Муниципального округа Вавожский район Удмуртской Республики».

REFERENCES

1. Vovchenko N.G., Chernenko O.B., Chernysheva Yu.G., Kurinova Ya.I. Analiz ekosistemy podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva i ee mesto v strukture predprinimatel'skoi ekosistemy regiona [Analysis of the Ecosystem of Support for Small and Medium-sized Businesses and Its Place in the Structure of the Entrepreneurial Ecosystem of the Region]. Statistika v sovremennom mire: metody, modeli, instrumenty. Materialy VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Rostov-na-Donu; 2021: 202-206 (In Russ.).

2. Gorbunova E.A., Shanygin S.I. Features of the Development of Small and Medium-sized Businesses in Russian Regions. Ekonomika. Pravo. Innovatsii. 2022;1:4-12. http://dx.doi. org/10.17586/2713-1874-2022-1-4-12 (In Russ.).

3. Lopatinskaya Yu.A., Il'ina K.N. Vliyanie vneshnikh faktorov na malyi biznes. Sravnenie malogo i srednego biznesa i ikh preimushchestva [The Influence of External Factors on Small Business. Comparison of Small and Medium-sized Businesses and Their Advantages]. Vektor ekonomiki. 2019; 1 (31): 85 (In Russ.).

4. Bleiman N. Ekonomika malykh del. Kak gosudarstvo stimuliruet predprinimatel'stvo [Economics of Small Business. How the State Stimulates Entrepreneurship]. RBC Plus. URL: https://plus.rbc.ru/specials/malyj-i-srednij-biznes-gospodderzhka-predprinimatelstva-v-rossii?ysclid=lnxi0r3kom462417078 (accessed: 10.10.2023) (In Russ.).

5. Ignatovskiy Ya.R., Ivanov V.G. Eye Tracking: Potential Applications for Public Management, Political Branding and Election Campaigns. RUDN Journal of Public Administration. 2020; 2 (7): 155-160. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2020-7-2-155-160 (In Russ.).

6. Bakanach O.V., Dubrova T.A., Esenin M.A., Blinova S.V. Small Entrepreneurship in Russia: Development Trends, Structural Changes, Rating Assessment of Regions. International Review of Management and Marketing. 2016; 6 (S5): 227-234.

7. Sharygin M.D., Krotov I.I. Osnovnye faktory territorial'noi organizatsii malogo predprinimatel'stva [The Main Factors of the Territorial Organization of Small Business]. Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. 2014;9:155-168 (In Russ.).

8. Postanovlenie ot 27.02.2023 g. № 173 «O vnesenii izmenenii v postanovlenie Administratsii Vavozhskogo raiona ot 21.07.2014 g. № 705 «Ob utverzhdenii munitsipal'noi programmy «Sozdanie uslovii dlya ustoichivogo ekonomicheskogo razvitiya» [Resolution No. 173 dated 02/27/2023 "On Amendments to the Resolution of the Administration of the Vavozhsky district dated 07/21/2014 No. 705 "On Approval of the municipal program 'Creating conditions for sustainable economic development'"]. (In Russ.).

9. Doklad Glavy Vavozhskogo raiona «O dostignutykh znacheniyakh pokazatelei dlya otsenki effektivnosti deyatel 'nosti organov mestnogo samoupravleniya munitsipal 'nykh, gorodskikh okrugov i munitsipal 'nykh raionov za 2022 god i ikh planiruemykh znacheniyakh na 3-letnii period» [Report of the Head of the Vavozhsky district "On the Achieved Values of Indicators for Evaluating the Effectiveness of Local Government Bodies of Municipal, Urban Districts and Municipal Districts for 2022 and Their Planned Values for a 3-Year Period"]. 04.05.2023. URL: https://vavozhskij-rl8.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/41/297/Doklad_Glavy_

Vavozhskogo_rayona_za_2022_god.pdf (accessed: 10.10.2023) (In Russ.).

10. Postanovlenie ot 25.02.2022 g. № 285 «O sozdanii Soveta po podderzhke malogo predprinimatel'stva i razvitiya konkurentsii pri Glave munitsipal'nogo obrazovaniya «Munitsipal 'nyi okrug Vavozhskii raion Udmurtskoi Respubliki» [Resolution No. 285 dated 02.25.2022 "On the Establishment of the Council for the Support of Small Business and the Development of Competition under the Head of the municipal formation 'Municipal District of the Vavozhsky district of the Udmurt Republic'"] (In Russ.).

11. Postanovlenie ot 25.02.2022 g. № 286 «O sozdanii mezhvedomstvennoi komissii po voprosam soblyudeniya trudovykh prav, snizheniya neformal'noi zanyatosti i legalizatsii dokhodov uchastnikov rynka truda na territorii munitsipal'nogo obrazovaniya «Munitsipal'nogo okruga Vavozhskii raion Udmurtckoi Respubliki» [Resolution No. 286 dated 02.25.2022 "On the Establishment of an Interdepartmental Commission on the Observance of Labor Rights, Reduction of Informal Employment and Legalization of Income of Labor Market Participants in the Territory of the Municipality of the Municipal District of the Vavozhsky District of the Udmurt Republic"] (In Russ.).

Информация об авторах:

Шутов Иван Александрович — магистрант кафедры государственного и муниципального управления Российского университета дружбы народов (ORCID ID: 0009-0000-7709-4218) (e-mail: wanjacom17@gmail.com).

Судоргин Олег Анатольевич — доктор политических наук, директор НИИ Управления цифровой трансформацией экономики Государственного университета управления (ORCID ID: 0000-0001-7670-7238) (e-mail: svis@mail.ru).

Information about the authors:

Ivan A. Shutov — Master Student at the Department of Public Administration and Municipal Management, RUDN University (Russian Federation) (ORCID ID: 0009-0000-7709-4218) (e-mail: wanjacom17@gmail.com).

Oleg A. Sudorgin — Doctor of Political Sciences, Director of the Economy Digital Transformation Management Research Institute, State University of Management (Russian Federation) (ORCID ID: 0000-0001-7670-7238) (e-mail: svis@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.