• погашение государством заказчикам стро- Однако в этом случае государство может допу-ительной продукции процентов по кредитам, стить финансирование строительства за счет полученным ими для финансирования строи- дополнительной эмиссии денежной массы, по-тельства; скольку эти деньги будут не «выброшены»
• финансирование государством строитель- непосредственно на рынок, а переданы пред-ства автомобильных и железных дорог, вокза- приятиям для обеспечения строителей сы-лов, аэродромов, каналов, гостиниц, социаль- рьем, материалами, техникой и транспортом, ных объектов и других сооружений общегосу- При таких условиях рост денежной массы, дарственного значения. обеспечивая работой строителей и смежные
Внедрение всех предложенных мероприя- производства, вызовет только умеренную ин-
тий требует значительных расходов из госу- фляцию и позволит уменьшить глубину эко-
дарственного бюджета, которые в нынешней номического спада и ускорить выход из кри-
экономической ситуации трудно осуществить. зиса.
Список литературы
1. Валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/wp/130116/tabl0-2.xls
2. Ввод в действие зданий жилого и нежилого назначения в Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru / free_doc / new_site /business / Stroit/ stroil 11 .xls
3. Ввод в действие жилых домов в Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/busi-ness/stroit/stroil31.xls
4. Средние цены приобретения основных строительных материалов, деталей и конструкций подрядными организациями в динамике за 2011-2016 гг. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi
5. Индекс цен производителей на строительную продукцию по РФ в 2011-2015 гг. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/
6. Хусаинов Э. Мнение: Ждать ли армагеддона на рынке недвижимости России в 2016 году. URL: http://realty.rbc.ru /experts/18/12/2015/562949998665640.shtml
7. Геодакян А. Более 20 застройщиков в России находится в процессе банкротства. URL: http://realty.rbc.ru/articles /26/08/2015/562949996809082.shtml
8. Ипотечное кредитование в цифрах. Статистика выдачи ипотечных кредитов. URL: http://rusipoteka.ru/ipoteka_v_ros-sii/ipoteka_statitiska/
9. Факторы, ограничивающие производственную деятельность строительных организаций. URL: http://www.gks.ru / free_doc / new_site /business / Stroit/ stroi2 9g.htm
© H. А. Косарлукова, Б. В. Волков
Ссылка для цитирования:
Косарлукова Н. А., Волков Б. В. Влияние экономического кризиса на развитие строительной отрасли на современном этапе
// Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный
архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2016. № 1-2 (15-16). С. 86-90.
УДК 331.5
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА В. К. Лихобабин, А. Г. Уразалиева
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет
Статья посвящена исследованию проблемы социально-экономических особенностей регионального рынка труда. Выделены особенности, которые обуславливают социально-экономическое положение региональной экономики. Сформулированы направления повышения эффективности управления региональным социально-экономическим развитием.
Ключевые слова: экономика, рынок, труд, развитие, занятость, финансирование, безработица, заработная плата, конкурентоспособность, валовая продукция.
THE SOCIO-ECONOMIC FEATURES OF THE REGIONAL LABOR'S MARKET V. K. Lihobabin, A. G. Urazalieva
Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering
The article is devoted to problems of socio-economic characteristics of the regional labor market. The features are determined the socio-economic situation of the regional economy. The ways of increasing of efficiency of management of regional socio-economic development are formulated.
Keywords: economy, market, labor, development, employment, financing, unemployment, wages, competitiveness, gross output.
Развитие областных рынков труда в РФ началось с возникновения государственного рынка труда. В эпоху СССР все вопросы областной дифференциации рынков труда разрешали мето-
дами плановой экономики, то есть принудительным распределением жителей согласно рабочим местам, государственно укрепленным степенью зарплаты. Считалось, что формирова-
ние экономики по областному плану способно гарантировать абсолютную занятость граждан и защитить их от безработицы. Однако на практике оказалось, что загруженность в экономике оказалась излишней, что привело к многочисленным высвобождениям сотрудников из организаций при переходе государства к рыночной экономике.
Развитие рынка труда всякого отдельно взятого государства своеобразно. Всеобщая направленность формирования рынка труда подобна формированию товарного рынка. Однако особенность функционирования рынка труда определена отличительными чертами государственного менталитета и исторического формирования. И в любом конкретном периоде развития и формирования рынка труда особенность функционирования изменяется. Она находится в зависимости от ценностей государственной экономики, от специфики формирования экономики и от уровня вовлеченности государства в мировое хозяйство. На каждой стадии формирования рынок труда как составная часть финансовой системы государства содержит собственные характеристики развития.
В XXI в. действуют три базисные модели рынка труда: государственный рынок труда, локальные рынки труда и внутренние рынки труда предприятий. Выявим данные модели и специфику их функционирования. В РФ право любого гражданина на деятельность законодательно зафиксировано еще в прошлом веке (ст. 37 Конституции РФ), и в XXI столетии его не отменяли. Вследствие этого на рынке труда все имеют одинаковые права на осуществление собственных возможностей.
Деятельность областного рынка труда сопряжена с особенностью развития экономически активного населения, исторически сформировавшейся занятости жителей. Формирование рынка труда в регионах РФ обуславливается квалификацией их хозяйства, состоятельностью минерально-сырьевой базы, инвестиционной привлекательностью территории, степенью федеральной помощи. От того, в какой мере качественно применяется трудовой потенциал территории, зависят и его социально-экономические показатели.
Внешние проявления критических ситуаций на региональном рынке труда определяются в первую очередь социальным и профессиональным составом трудовых ресурсов региона в целом и безработных в частности. Так, ухудшение положения с занятостью в промышленных отраслях (угледобыча, машиностроение, текстильная промышленность) может отразиться на политической и социальной жизни страны. Напротив, в регионах с низкой плотностью насе-
ления, невысоким уровнем его социальной активности или же с высоким уровнем вторичной занятости (например, районы Севера) социальные конфликты маловероятны.
Региональный аспект занятости населения отражает его участие в трудовой деятельности, которое выражается как отношение количества занятых граждан к общей численности населения региона. При этом фиксируется зависимость уровня занятости населения от демографической ситуации, то есть от рождаемости, смертности и естественного прироста населения.
Основные причины традиционны: отсутствие мощной индустрии, ориентация на благоприятные агроклиматические условия, а также высокая доля граждан молодого возраста, ежегодно пополняющих трудовые ресурсы, но не имеющих возможности реализовать себя в производственной деятельности.
Характерная черта отечественного рынка труда - укрепление его региональной доминанты, поскольку развитие рынка труда сместилось на областной уровень.
Рынок труда в микроэкономике - это область развития спроса и предложения на энергию рабочей силы. При его помощи осуществляется реализация рабочей силы на определенный период и выбор персонала на неточный период [1, с. 46].
Рынок труда в макроэкономике - главная составляющая традиционной системы занятости. Основные аспекты его оценки - шесть показателей [2, с. 12]:
1) степень занятости жителей - отношение количества занятого населения к общей численности населения:
Уз = О ■ 100 %, (1)
где Уз - величина занятости; Чз - количество занятого населения;Чн - общее количество людей;
2) степень общей безработицы - согласно Международной организации труда (МОТ), это отношение совокупного числа нетрудоустроенных к числу экономически активного населения (в %):
Уоб = (Чоб/Чзан ) ■ 100 %, (2)
где Уоб - уровень общей безработицы; Чоб - общая численность безработных; Чзан - количество экономически активного населения;
3) степень фиксируемой безработицы - отношение числа нетрудоустроенных, к числу экономически активного населения:
ур6 = (Чзан) ■100 %, (3)
где Урб - степень фиксируемой безработицы; Чрб - количество зарегистрированных безработных; Чзан - количество экономически активного населения;
4) часть безработных, которые долгое время (более года) ищут работу, в общем количестве безработных (в %):
Ддб = О'100% (4)
где Ддб - доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более; Чдб - численность безработных, ищущих работу более года; Чоб - общая численность безработных;
5) часть трудящихся неполное рабочее время, находящихся в отпусках по инициативе администрации, в общей численности работающих в данных организациях (в %):
Днз
= /'Чнз)
100 %,
(5)
где Днз - часть работающих неполный рабочий день и находящихся в отпусках по инициативе администрации; Чнз - численность работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации; Чр - общая численность работающих;
6) коэффициент интенсивности на рынке труда - отношение общего числа безработных к численности вакантных должностей в фирмах:
Кнрт = (Ч°б) '100 %, (6)
где Кнрт - коэффициент напряженности на рынке труда; Чоб - общее количество безработных; Чв - количество вакантных мест в фирмах.
Что касается направленности формирования отечественного рынка труда, то на него воздействует государственная политическая деятельность. В настоящий период одна из тенденций в данной области - совершенствование экономической сферы. Это предполагает, в общем, преодоление сырьевой направленности российской экономики и увеличение конкурентоспособности общенародного хозяйства посредством введения новых технологий. Таким образом, необходимо увеличение качества рабочей силы и рост производительности функциониро-
вания государственного рынка труда. Мировой опыт заявляет, что это возможно лишь при совокупном росте степени занятости. При этом численность населения РФ идет на убыль, возрастает количество граждан старшего трудоспособного возраста: их в стране более 33 млн человек, что составляет 23 % населения государства. В экономике России занято 14,5 млн пенсионеров, что составляет 18 % всех трудящихся, то есть работает каждый третий пенсионер. Таким образом, люди пенсионного возраста в РФ ведут активный образ жизни и вносят посильный вклад в формирование экономики государства.
В РФ региональные рынки труда существенно дифференцированы в плане финансового формирования, что предполагает значительную разницу в структуре спроса и предложения рабочей силы, главным образом, по профессионально-квалификационному признаку. Локальный рынок труда характеризуется определенной степенью автономности - это элемент народно-хозяйственного рынка конкретного административно-территориального образования, ориентированного в системе поселений, в рамках которого достигается тот или иной уровень сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Под автономностью понимают самостоятельность относительно иных территориальных рынков труда, направленность в концепции поселений значит тяготение комплексов рабочих мест организаций и предприятий к конкретным населенным пунктам.
Ключевые областные вопросы в сфере труда и занятости связаны с состоянием рынков труда в разных субъектах РФ. Рассмотрим ключевые характеристики социально-экономического развития Астраханской области за 2015 г. (табл. 1) [3].
Таблица 1
Основные показатели социально-экономического развития Астраханской области за 2015 г.
Показатели Единица измерения 2015 г.
Астраханская област ь РФ
Валовой региональный продукт % 100,3 96,3
Индекс промышленного производства в % к соотв. периоду пред. года 106,8 96,7
Валовая продукция сельского хозяйства млн руб. 32 310,0 4 740,5
Темп к периоду предыдущего года % 103,2 102,9
Инвестиции в основной капитал млн руб. 85 633,8 х
Темп к периоду предыдущего года % 85,0 94,5
Объем работ по виду деятельности «Строительство» млн руб. 25 711,4 х
Темп к периоду предыдущего года % 71,8 90,1
Ввод в действие жилья тыс. кв. м 440,1 х
Темп к периоду предыдущего года % 95,6 103,4
Грузооборот всех видов транспорта млн тонно-км 14435,3 4186,2
Темп к периоду предыдущего года % 89,8 99,5
Оборот розничной торговли млн руб. 157972,4 22351,6
Темп к периоду предыдущего года % 91,0 91,2
Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к пред. году 95,8 96,5
Среднемесячная заработная плата руб. 24103,1 33094,0
Темп к периоду предыдущего года % 104,9 105,1
Реальная заработная плата % 90,6 90,7
Индекс потребительских цен (за период) % 115,81 115,9
Уровень зарегистрированной безработицы (к экономически активному населению), на конец периода % 1,1 1,2
Социально-экономическое развитие Астраханской области за 2015 год можно охарактеризовать как стабильное. ВРП в регионе вырос на 3 %, в РФ - снизился на 3,7 %. Индекс промышленного производства в области превзошел 100 % (106,8 %); если сравнить с РФ, произошло уменьшение на 3,3 %. Объем производства валовой продукции сельского хозяйства 103,2 %. В сельском хозяйстве в настоящее время активно используют технологии капельного орошения, тем самым обеспечивается развитие семеноводства.
По области за счет всех источников финансирования освоено 85,0 % инвестиций в основной капитал к аналогичному периоду 2014 г.
Количество работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составляет 71,8 % к уровню соответствующего периода прошлого года. Ввод в действие жилья составляет 95,6 %. Показатель грузооборота - 89,8 %.
Оборот розничной торговли показал результат 157 972,4 млн рублей, что в товарной массе на 9 % меньше, чем в предыдущем году.
Оборот розничной торговли на 95,6 % формировался торгующими фирмами и ИП, которые осуществляли деятельность в стационар-
ной торговой сети (вне рынка); доля розничных рынков и ярмарок составила 4,4 %.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в Астраханской области в 2015 г. составили 95,8 % по отношению к предыдущему году, а в РФ - 96,5 %. Среднемесячная заработная плата составила 24 103,1 руб. (возросла на 4,9 %). Реальная зарплата составила 90,6 %. Индекс потребительских цен в Астраханской области - 115,81 %, в РФ - 115,9 %.
В региональный центр занятости обратилось почти 29 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,1 % экономически активного населения области.
Одно из главных направлений улучшения социально-экономического развития региона - разработка стратегии развития области до 2020 г.
Стратегия социально-экономического развития региона - сложная система целей развития области как субъекта РФ с постановкой задач и обоснованием средств их осуществления.
Цель данной стратегии - организация на территории региона удобных ситуаций для жизни, работы и отдыха, которые обеспечивают согласованное совмещение интересов личности, общества и государства.
Направления повышения уровня и качества жизни ___населения Астраханской области___
1. Разработка и реализация стратегии демографического развития, направленной на сокращение естественной убыли населения, повышение рождаемости и сокращение смертности.
2. Разработка и реализация активной миграционной политики, направленной на восполнение естественной убыли населения в трудоспособном возрасте, на снижение демографической нагрузки.
3. Обеспечение всеобщего доступа к качественному образованию.
4. Повышение качества и доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения.
5. Обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых категорий населения.
6. Формирование единого культурного пространства и обеспечение равного доступа к культурным ценностям Астраханской области.
7. Развитие туризма, физической культуры и спорта.
8. Повышение качества условий проживания и коммунального обслуживания, выравнивание параметров обслуживания населения во всех населенных пунктах Астраханской области.
9. Обеспечение функционирования потребительского рынка товаров и услуг, удовлетворение потребности населения в качественных и безопасных товарах и услугах.
10. Снижение уровня безработицы, повышение профессионализма и
конкурентоспособности трудовых ресурсов, формирование цивилизованного рынка труда.
11. Улучшение экологической обстановки в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения Астраханской области.
Рис. 1. Основные направления улучшения качества жизни населения региона
Стратегические задачи, которые направлены на достижение результата назначенной стратегической цели, - это формирование обстоятельств для создания конкурентоспособной экономики, позволяющей обеспечить стабильное экономическое развитие региона, и на этой основе организация условий для роста уровня и качества жизни населения Астраханской области.
Решение задачи по организации ситуаций для повышения качества жизни населения региона будет обеспечено реализацией направлений
общих действий органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований региона. Эти направления представлены на рис. 1.
Главное условие для достижения стратегической цели - создание условий развития конкурентоспособной экономики, которая позволит гарантировать стабильное финансово-экономическое развитие региона и рост результативности местного управления (рис. 2).
Условия повышения эффективности государственного управления
Развитие связи и телекоммуникаций, направленное на уменьшение дифференциации муниципальных образований Астраханской области по уровню развития связи, обеспечение доступности услуг связи, телевидения и Интернета населению Астраханской
_области_
Развитие предпринимательской деятельности в целях создания условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, и увеличение вклада малых предприятий в валовой региональный продукт и доходы
_консолидированного бюджета Астраханской области_
Развитие инновационной деятельности, имеющее своей целью формирование системы, обеспечивающей коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, включение в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности,
_увеличение производства инновационной и наукоемкой продукции_
Создание и развитие промышленных округов в целях сглаживания дифференциации в уровнях экономического развития муниципальных образований Астраханской области посредством улучшения инвестиционного климата и создания условий для развития конкурентоспособных промышленных производств и сопутствующего сервиса
Развитие транспортно-логнстической системы в целях формирования единой транспортной системы Астраханской области и наиболее полного использования _«транзитной» функции региона_
Повышение эффективности государственного управления Развитие агропромышленного комплекса Инвестиционная политика
Рис. 2. Условия формирования конкурентоспособной экономики
Улучшение качества жизни возможно по трем основным направлениям:
1) удовлетворение социально-значимых потребностей населения;
2) коррекция ценностно-целевых ориента-ций человека, формирование разумных человеческих потребностей;
3) рост, возвышение потребностей населения.
Возможные модели управления процессами
улучшения качества жизни могут быть направлены на: выживание людей, их адаптацию к меняющимся социально-экономическим условиям, социальную самореализацию.
Успешное управление процессами повышения качества жизни населения возможно на основе принципов единства социальной и эконо-
мической политики, баланса экономической эффективности и социальной защиты населения, стандартизации социальной самореализации, дифференцированного подхода, адресной социальной поддержки, социального выравнивания городских территорий, программно-целевого принципа, рационального использования ресурсов, социального партнерства, компаративно-состязательного принципа, обратной связи, научно-методического обеспечения.
Осуществление установленных стратегических задач находится в зависимости от возможности правительства региона создать результативные условия принятия и осуществления решений, направленные на достижение стратегической цели.
Список литературы
1. Семкина Н. И. Обществознание : учеб.-метод. комплекс. М., 2010.
2. Яковлева А. В. Экономическая статистика : учеб. пособие. М. : ИЦ РИОР, 2011. 350 с.
3. Основные показатели социально-экономического развития Астраханской области за 2015 год / министерство экономического развития Астраханской области. URL: https://minec.astrobl.ru/section/osnovnye-pokazateli-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya
© В. К. Лихобабин, А. Г. Уразалиева
Ссылка для цитирования:
Лихобабин В. К., Уразалиева А. Г. Социально-экономические особенности регионального рынка труда // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2016. № 1-2 (15-16). С. 90-95.
УДК 656.071.4
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫМИ КОМПАНИЯМИ
Ю. И. Убогович, А. Б. Пучков
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет
Изучена история организации и периоды развития производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества «Грузовая компания «Армада». Проведена оценка динамики основных технико-экономических показателей работы компании за несколько лет.
Проанализирована организационная структура управления производственными и административными подразделениями порта. Исследованы достоинства и недостатки сложившейся структуры управления компанией. Намечены перспективы развития инфраструктуры порта и пути повышения эффективности системы управления АО «Грузовая компания «Армада».
Ключевые слова: система, организация, структура управления, грузовая компания, порт, развитие, инфраструктура, эффективность.
THE EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION AND THE EFFECTIVENESS OF THE CONTROL'S SYSTEM OF THE FREIGHT COMPANIES Y. I. Ubogovich, A. B. Puchkov
Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering
The history of the organization is studied and periods of industrial and economic activities of the S. A. "Cargo company "Armada". The dynamic's evaluation of the main technical and economic indicators of the company for several years is realized.
The organizational arrangement of the production and administrative port departments is analyzed. The advantages and disadvantages of management structure of the company are studied. The development prospects of the port infrastructure and ways to improve the effectiveness of the control system S. A. "Cargo company "Armada" are described. Keywords: system, organization, management structure, Cargo Company, port, development, infrastructure, efficiency.
Выгодное геополитическое положение Астраханской области, расположенной на пересечении транспортных торговых путей между Европой и Азией, обусловило создание несколько сот лет назад в дельте реки Волги морского порта. С середины 90-х гг. прошлого столетия в Астраханской области как пограничном район, активное развитие получили порты, специализировавшиеся на перевалке генеральных грузов в экспортном направлении, а также на перевалке импортных контейнеров.
Акционерное общество «Грузовая компания «Армада» в современном виде было создано в декабре 1997 г. и представляет собой крупный портовый терминал с мощной производственной базой. Динамическому развитию порта способствовало и создание в 2000 г. международного транспортного коридора «Север - Юг», но история зарождения и становления компании началась полвека назад.
В конце 50-х гг. XX в. на правом берегу реки Волги началось строительство Астраханского целлюлозно-картонного комбината [АЦКК], инициатором которого был генеральный секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев. Комбинат планировался для осуществления переработки местного камыша, поступающей древесины, щепы и тростника на картон и бумагу. Для работников комбината, кроме промышленного предприятия, был построен городок с необходимыми объектами социальной инфраструктуры.
Комбинат начал работу в 1961 г. Сырье принимали железнодорожным и водным транспортом, для этого были введены в эксплуатацию биржа сырья с причалами для разгрузки щепы, тростника и причалом штучных грузов. В 1986 г. АЦКК был реорганизован в ПО «Астраханбум-пром», а в 1992 г. - в ОАО «Астраханбумпром». В результате приватизации государственная собственность предприятия перешла в частную форму: владельцем 51 % акций стал трудовой