Научная статья на тему 'Прогнозирование социально-экономического развития Астраханской области'

Прогнозирование социально-экономического развития Астраханской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ПРОГНОЗ / FORECAST / РАЗВИТИЕ / ПЕРИОД / PERIOD / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / РЕГИОН / REGION / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНЕ / THE ECONOMIC SITUATION IN THE REGION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / АНАЛИЗ / ANALYSIS / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богдалова Елена Вячеславовна, Уразалиева Амина Газизовна

Статья посвящена исследованию проблемы повышения эффективности управления социально-экономической системой региона. Выделены факторы, которые обуславливают конкурентоспособность региональной экономики. Сформулированы направления повышения эффективности управления региональным социально-экономическим развитием.The article is devoted to problems of increase of management efficiency socio-economic system of the region. The factors that determine the competitiveness of the regional economy. Directions of increase of efficiency of management of regional socio-economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование социально-экономического развития Астраханской области»

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

УДК 338.1

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Е. В. Богдалова, А. Г. Уразалиева

Астраханский инженерно-строительный институт

Статья посвящена исследованию проблемы повышения эффективности управления социально-экономической системой региона. Выделены факторы, которые обуславливают конкурентоспособность региональной экономики. Сформулированы направления повышения эффективности управления региональным социально-экономическим развитием.

Ключевые слова:экономика, прогноз, развитие, период, общество, регион, планирование, экономическая ситуация в регионе, мотивация, анализ,управление.

FORECASTING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ASTRAKHAN REGION E. V. Bogdalova, A. G. Urazalieva

Astrakhan Institute of Civil Engineering

The article is devoted to problems of increase of management efficiency - socio-economic system of the region. The factors that determine the competitiveness of the regional economy. Directions of increase of efficiency of management of regional socio-economic development.

Keywords: economy, forecast, growth, period, society, region, planning, the economic situation in the region, motivation, analysis, management.

Спрос на планирование и прогнозные разработки существует постоянно, так как всегда любопытно заглядывать в будущее и в соответствии с этим строить планы [1].

Прогнозные разработки - это научный прогноз возможного состояния, направленностей и отличительных черт формирования управляемого объекта на перспективу, на базе выявления и верной оценки стабильных отношений между прошлым, настоящим и будущим [2].

Прогнозирование - одна из функций управления, вместе с анализом, организацией, планированием, мотивацией. Инициативные потребители планирования и прогнозирования соответствующих экономических показателей - огромное количество агентов рынка, домашние хозяйства, органы государственного и территориального управления [3].

Одним из актуальных направлений прогнозирования становления общества считается социально-экономическое прогнозирование. Это научная дисциплина, объект которой - социально-экономическая система, а предмет - знание допустимых состояний функционирующих объектов в будущем, изучение методов разработки экономических прогнозов [4].

Результативность решений, принимаемых на федеральном уровне, будут зависеть от того, как эти решения реализуются в регионах. В данной взаимосвязи увеличивается значение региональных прогнозов становления субъектов РФ, учитывающих воздействие на социально-экономическое формирование надлежащих зон как

федеральной социально-экономической политики, так и региональных особенностей [5].

Прогнозирование социально-экономического развития региона - это предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, которое призвано устанавливать направления развития регионального комплекса и его структурных частей [6].

На базе результатов прогнозных расчетов формулируются цели, задачи и мероприятия, которые представлены на рис. 1 [7].

В настоящее время основной элемент функционирующей концепции планирования развития региона в социальной и экономической сферах - это краткосрочные прогнозы, формируемые на основе текущих целей и задач, направленные на совершенствование социально-экономической политики в регионе [8]. Среднесрочные прогнозы учитываются при разработке программ государственного развития на трехлетнюю перспективу. В основе долгосрочных прогнозов лежат концепции, где определяются основные стратегические направления развития региональной системы.

Особое внимание при эффективном планировании социально-экономического развития региона должно быть уделено человеку, который является и фактором производства, наравне с землей и капиталом, и главной целью процесса экономического развития [9].

Для определения и последующего прогнозирования эффективного социального развития, количественной оценки уровня общественного

развития используются самые разные показатели, которые представлены на рис. 2 [10].

Повышение качества и количества используемых потребителем услуг и благ, а также рост степени удовлетворения культурными и материальными ценностями прямо пропорционально зависят от качества жизни населения [11].

При научном планировании социально-экономического развития в настоящее время необходимо обладать точной и актуальной информационной базой, которая учитывает региональные особенности.

Главные функции социально-экономического прогнозирования показаны на рис. 3 [12].

Рис. 1. Основные направления прогнозирования социально-экономического развития региона

Рис. 2. Количественная оценка уровня общественного развития

Рис. 3. Функции социально-экономического прогнозирования

Итак, прогнозные значения являются основой формирования направлений и ценностей будущих операций. В текущий период значимость прогнозирования социально-экономического развития территорий России связана с Указом Президента РФ № 596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике» [13]. Чтобы принимать эффективные управленческие и административные решения, необходима ин-

формационно-аналитическая база для составления качественного прогноза социально-экономического развития. В теории существует более 100 методов прогнозирования, однако на практике чаще всего используют не более 25.

Основные показатели социально-экономического развития Астраханской области за период 2014 - январь-сентябрь 2015 г. представлены в таблицах 1 и 2 [14].

Таблица 1

Основные показатели социально-экономического развития Астраханской области за 2014 г.

Единица измерения 2014 г.

Показатели Аст раханская област ь РФ

Валовой региональный продукт % 102,4 100,6

Индекс промышленного производства в % к соотв. периоду предыд. года 101,5 101,7

Валовая продукция сельского хозяйства млн руб. 30341,1 х

Темп к периоду предыдущего года % 101,4 103,7

Инвестиции в основной капитал млн руб. 112 630,0 х

Темп к периоду предыдущего года % 80,7 97,3

Объем работ по виду деятельности «Строительство» млн руб. 38 664,4 х

Темп к периоду предыдущего года % 76,7 95,5

Ввод в действие жилья тыс. кв. м 611,6 х

Темп к периоду предыдущего года % 102,8 114,9

Грузооборот всех видов транспорта млн тонно-км 19227,3 х

Темп к периоду предыдущего года % 94,6 100,1

Оборот розничной торговли млн руб. 165 223,0 26 118,9

Темп к периоду предыдущего года % 103,7 102,5

Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к предыд. году 104,8 99,0

Среднемесячная заработная плата руб. 24468,7 32600,0

Темп к периоду предыдущего года % 107,5 109,2

Реальная заработная плата % 100,1 101,3

Индекс потребительских цен (за период) % 107,4 107,8

Уровень зарегистрированной безработицы (к экономически активному населению), на конец периода % 1,0 1,1

Таблица 2

Основные показатели социально-экономического развития Астраханской области

за январь-сентябрь 2015 г.

Показатели Единица измерения Январь-сентябрь2015 г.

Астраханская област ь РФ

Валовой региональный продукт % 100,9 96,2

Индекс промышленного производства в % к соотв. периоду предыд. года 108,8 96,8

Валовая продукция сельского хозяйства Темп к периоду предыдущего года млн руб. % 24 793,9 102,2 3 512,9 102,4

Инвестиции в основной капитал Темп к периоду предыдущего года млн руб. % 71 832,8 90,7 х 94,2

Объем работ по виду деятельности «Строительство» Темп к периоду предыдущего года млн руб. % 21 192,9 81,4% х 91,7

Ввод в действие жилья Темп к периоду предыдущего года тыс. кв. м % 344,2 100,8 х 107,0

Грузооборот всех видов транспорта Темп к периоду предыдущего года млн тонно-км % 12776,6 89,1 х 98,9

Оборот розничной торговли Темп к периоду предыдущего года млн руб. % 128735,4 92,0 19973,3 91,5

Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к предыд. году 97,3 96,7

Среднемесячная заработная плата Темп к периоду предыдущего года руб. % 25053,3 105,5 33078,0 105,4

Реальная заработная плата % 91,1 91,0

Индекс потребительских цен (за период) % 115,8 115,9

Уровень зарегистрированной безработицы (к экономически активному населению), на конец периода % 1,0 1,2

Основным показателем является валовой региональный продукт, который увеличился почти на 1 %. Индекс промышленного производства также вырос почти на 9 % по сравнению с 2013 г.

Развитие нашей области в социальной и экономической сферах в 2014 г. было стабильным, однако индекс промышленного производства снизился за счет ряда видов экономической деятельности, которые представлены на рис. 4.

Из таблицы 1 видно, что валовой региональный продукт увеличился на 2,4 % по сравнению с 2013 годом, индекс промышленного производства увеличился на 1,5 %, продукция сельского хозяйства увеличилась на 1,4 % по сравнению с 2013 г.

Виды экономической деятельности, оказавшие влияние на снижение индекса промышленного производства, представлены на рис. 4.

<-1 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

\ ■ N

Производство транспортных средств и оборудования Металлургическое производство Производство машин и оборудования

Рис. 4. Виды экономической деятельности, оказавшие влияние на снижение индекса промышленного производства

Производство транспортных средств и оборудования занимает 7,4 % в общем объеме промышленного производства. В отрасли судостроения индекс производства снижен до 91,5 % в связи с сокращением валовой продукции судостроения на региональных судостроительных заводах из-за очень высокой базы соответствующего периода прошлого, 2013 года.

Металлургическое производство занимает около 2,3 % в общем объеме промышленного производства (по объемам отгруженной продукции). Однако по итогам 2014 г. индекс промышленного производства по данному виду деятельности снижен на 55,3 %. В настоящее время осуществляется пробное производство теплоизолированных труб для жилищно-коммунальной сферы.

Производство машин и оборудования занимает 4,4 % в общем объеме промышленного производства. По данному виду деятельности отмечено снижение на 19,7 %. Сократилось производство станков металлорежущих и кузнечно-

Целевые значения Программы социально-

прессовых машин (на 30 %) в связи со снижением объема заказов по поставке данной продукции по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Долгосрочная цель социально-экономического развития региона - это рост конкурентоспособности Астраханской области как в масштабах страны, так и в Каспийском регионе. Это обеспечит повышение устойчивости развития региона путем разработки сценариев корпоративной и информационно-технологической модернизации, создания условий для повышения качества жизни и работоспособности населения.

В качестве индикаторов достижения стратегической цели Программы социально-экономического развития на 2015-2019 гг. принимаются целевые ориентиры и их целевые значения, отраженные в таблице 3.

Цель Программы достигается путем решения тактических задач, которые представлены на рис. 5.

Таблица 3

экономического развития на 2015-2019 гг.

Наименование целевого ориентира главной цели Целевые значения целевых ориентиров

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении, лет 72 73 74 74,5 75

Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума ко всему населению, % 11,3 11,0 10,7 10,5 10,2

Реальные денежные доходы населения, % к уровню 2013 г. 110,6 117,3 124,9 133,4 142,5

ВРП на душу населения, тыс. руб. 315,6 414,7 503,7 564,5 642,4

Темп роста производительности труда в регионе к уровню 2011 г., % 150,4 190,3 224,8 241,7 260,8

Рис. 5. Текущие задачи Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2015-2019 гг.

Планируемые результаты реализации программы социально-экономического развития на 2015-2019 гг. показаны на рис. 6.

В последние годы на социально-экономическое развитие Астраханской области повлияли благоприятные внешние условия. В промышленности было осуществлено множество крупномасштабных инвестиционных проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из основных направлений эффективного развития и доступности государственных и муниципальных услуг для населения является применение информационных технологий, которые должны в полной мере использоваться при предоставлении государственных и муниципальных услуг, для повышения открытости органов государственной власти.

Результатом внедрения и реализации проекта «Электронное правительство» стало повышение качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг, сокращение альтернативных издержек населения и предприятий. снижение коррупционной составляющей в деятельности органов государственной власти.

Функцией органов исполнительной власти региона является реализация всех оперативных, то есть тактических задач управления.

Улучшение качества жизни населения и уменьшение уровня бедности, а также положительные перемены в экономике и социальной сфере Астраханской области и станут основным результатом реализации комплекса поэтапных действий Программы (рис. 7) [15].

------Направления реализации

С Программы социально-экономического ) — развития на 2015-2019 гг. _______

В сфере туризма будет создан туристический кластер, сформирована высокоэффективная система информационно-рекламного продвижения; туристского продукта АО. что обеспечит укрепление позиций региона как уникального туристического центра на юге России. Ежегодный поток туристов в АО увеличится до 4.05 млн человек.

В агропромышленном комплексе повысится качество жизни сельского населения путем улучшения инфраструктурного обустройства сельских территорий, увеличится объем производства и повысится качество сельскохозяйственной продукции для

обеспечения продовольственной безопасности региона

Рыбохозяйственный комплекс перейдет на новую инновационно-технологическую платформу и научно-образовательный

модуль

В рамках регионального судостроительного кластера будет функционировать особая экономическая зона промышленно-

производственного типа

Будет модернизирована транспортная система, что в долгосрочном периоде будет способствовать максимально полной реализации транзитного потенциала региона и увеличению создаваемой добавленной стоимости при предоставлении

гран спортно-логнстич е скнх услуг

Будет осушествлен переход строительного сектора на современную технологическую базу: созданы новые энергоэффектнвные предприятия, обеспечивающие выпуск инновационных строительных материалов, а также повысится инвестиционная

привлекательность строительного комплекса

В нефтегазовом секторе произойдет закрепление области на новых растущих макрорегиональных рынках (сервисных услуг, технологий нефтегазодобычи, нефтехимии) за счет создания благоприятных институциональных условий для инвестирования и необходимой промышленной и инновационно-технологической инфраструктуры

Снизится антропогенная нагрузка на окружающую среду, газификация региона будет доведена до 90 %. что приведет к снижению объемов потребления электрической энергии на 2-3 %.

Рис. 6. Механизм реализации Программы социально-экономического развития на 2015-2019 гг.

Рис. 7. Результаты реализации Программы социально-экономического развития на 2015-2019 гг.

Основой формирования актуальной программы развития территорий является эффективное социально-экономическое планирование. Органами государственной власти региона на основе анализа предыдущего и текущего состояния экономики вырабатываются прогноз-

ные значения отраслевых региональных показателей развития экономики региона, выполняется подробный анализ целей и альтернатив экономического и социального развития, определяются пути решения важных проблем, рассмотренных выше.

Список литературы

1. Басовский Л. Е. Планирование и прогнозирование в рыночной экономике. М. : ИНФРА-М, 2010. 260 с.

2. Карлина Е. П., Максимова Т. Н. Социально-экономическое формирование региона: теоретическая и практическая части. Астрахань, 2011. 158 с.

3. Кондратьев Н. Д. Прогнозирование и планирование. Проблемы экономического роста. М. : Экономика, 2011. 95 с.

4. Ксенофонтов М. Ю. Теоретические и практические основы долгосрочного планирования // Проблемы прогнозов. 2012. № 2. С. 35-52.

5. Розанова Т. Г. Экономика области: теоретическая и практическая части. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2013. 360 с.

6. Самуэльсон П. Экономика организаций : пер. с англ. М. : Прогресс, 2010. 541 с.

7. Курс социально-экономической статистики / под ред. д. э. н., проф. М. Г. Назарова. URL: http:www.bibliotekar.ru/econom-icheskaya-statistika/index.htm

8. Салин В. Н., Шпаковская Е. П., Калашникова М. И. и др. Практикум по социально-экономической статистике / Финансовая академия при Правительстве РФ ; каф. статистики. [Б.М.] : [Б.И.], Б.Г.

9. Хасаев Г. Р., Цыбатов В. А. Технологии планирования и прогнозных разработок регионального развития: опыт формирования и применения // Проблемы прогнозирования. 2002. №3. С. 65-84.

10. Теоретические аспекты долгосрочного макроэкономического планирования и прогноза / под ред. Ю. В. Яковца. М. : МФК, 2011.

11. Холланд С. Прогнозирование и смешанная экономика // Вопросы экономики. 2013. № 1.

12. Яременко Ю. В. Экономические основы. М. : Центр исследований и статистики науки, 2010. 344 с.

13. О долгосрочной государственной экономической политике : указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 596. URL: http://base.garant.ru/70170954/

14. Основные показатели социально-экономического развития / Министерство экономического образования Астраханской области. URL: https://minec.astrobl.ru/section/osnovnye-pokazateli-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya

15. Программа социально-экономического развития Астраханской области на 2015-2019 годы / Министерство экономического образования Астраханской области. URL: https://minec.astrobl.ru/site-page/programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-astrahanskoy-oblasti-na-2015-2019-gody

© Е. В. Богдалова, А. Г. Уразалиева

Ссылка для цитирования:

Богдалова Е. В., Уразалиева А. Г. Прогнозирование социально-экономического развития Астраханской области

// Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский инженерно-строительный

институт. Астрахань : ГАОУ АО ВПО «АИСИ», 2015. № 4 (14). С. 72-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.