Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КИНОБИЗНЕСА В РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КИНОБИЗНЕСА В РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТРИБУТОР / КИНОТЕАТР / КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова О.С., Абдуллаев Р.А.

В данной статье рассмотрены основные аспекты развития кинобизнеса в России в конце XX - начале XXI века. Данная работа представляет собой исторический обзор социально-экономического развития кинематографической сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF THE CINEMATOGRAPHIC BUSINESS IN RUSSIA AT THE END OF THE XX - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

This article examines the main aspects of the development of film business in Russia in the late XX - early XXI century. This work is a historical overview of the socio-economic development of the cinematographic sphere.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КИНОБИЗНЕСА В РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА»

УДК 338.012

Новикова О.С. аспирант 1 курс

Крымский инженерно-педагогический университет Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий Россия, Республика Крым, г.Симферополь Научный руководитель: Абдуллаев Р.А,. д.э.н., профессор СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КИНОБИЗНЕСА В РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Аннотация: В данной статье рассмотрены основные аспекты развития кинобизнеса в России в конце XX - начале XXI века. Данная работа представляет собой исторический обзор социально-экономического развития кинематографической сферы.

Ключевые слова: дистрибутор, кинотеатр, кинематографическая сфера.

Novikova O.S. post-graduate student of the 1-st year Crimean Engineering and Pedagogical University Faculty of Economics, Management and Information Technologies

Russia, Republic of Crimea, Simferopol Supervisor: Abdullaev R.A., doctor of economics, professor SOCIO-ECONOMIC PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF THE CINEMATOGRAPHIC BUSINESS IN RUSSIA AT THE END OF THE XX - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY Annotation: This article examines the main aspects of the development of film business in Russia in the late XX - early XXI century. This work is a historical overview of the socio-economic development of the cinematographic sphere. Key words: distributor, cinema, cinematographic sphere. Триумфальное шествие «Синематографа» братьев Люмьер началось в 1886 году, а уже 1898 годом датируется появление первых российских фильмов. Более чем за 100 лет индустрия кино проникла во многие сферы жизни людей. Актуальность выбранной темы определяется, главным образом, важностью кинематографа, как для культуры, так и для национального хозяйства страны в целом.

Для начала следует отметить, что преобразование кино в сферу деятельности и бизнеса в условиях рыночной экономики произошло в России относительно недавно. Данный процесс начался в конце 1980-х гг. с попыток проведения модернизации киноотрасли. В рамках этого получили свое научное обоснование идеи новой организации индустрии: увеличение хозяйственной автономности студий, комбинирование государственного и общественного управления предприятиями, строительство кинотеатров-

многозальников, формирование постоянной зрительской аудитории. Данные идеи получили возможность практического внедрения, в рамках чего была создана система, при которой наряду с госучреждениями разрешалась организация независимых (коммерческих) студий и кинотеатров. С целью взаимодействия данных организаций был создан «Союзкинорынок» -прототип современного кинорынка. Задачей его работы стало создание условий для осуществления сделок между дистрибьюторами и кинотеатрами, что позволило бы сделать прокат фильмов самоокупаемым [4]. Несмотря на очевидное новшество данных идей и принятых мер, доминирующая роль государственной собственности в кино была сохранена и желаемый эффект полностью достигнут не был.

После распада Советского Союза кинопромышленности был нанесен наиболее болезненный удар. В 1991 г. в стране было выпущено рекордное количество фильмов - более 350, что связывают с ускоренной реализацией кинокартин, которые по тем или иным причинам не добрались до широкого проката в СССР [2]. В последующие годы наблюдается столь же резкий спад: в 1992 г. выпуск опустился до уровня середины 1970-х гг. и составил приблизительно 140 фильмов, в 1994 г. - уже 75, а в 1996 г. - всего 30 фильмов, что на данный момент является абсолютным минимумом в истории кинобизнеса России.

Отрицательная тенденция наблюдалась и в сфере показа. Так, посещаемость на душу населения в 1989 г. находилась на уровне 11-12 билетов на человека, а в 1991 г. данный показатель упал до 6 билетов на человека, в 1993 г. установился на уровне 2. Помимо этого уменьшалось и количество кинотеатров: в 1987 г. насчитывалось 4865 постоянных кинотеатров и более 153000 киноустановок, в 1991-1992 гг. количество кинотеатров и киноустановок составило около 2000 и 40000 штук соответственно.

В кризисное время важную роль на себя принял Комитет Российской Федерации по кинематографии (Госкино). Этот орган поддерживал сохранность архивов и музеев, осуществлял помощь кинофестивалям и производству.

Биргит Бимерс отмечает, что система кинобизнеса, фактически, держалась на «самозаказе», поскольку государство продолжало финансировать отрасль на старых советских принципах - на основе безвозмездного субсидирования и без обратной связи с потребителями [5]. Вместе с тем, образовавшуюся в результате либеральных преобразований пустоту на рынке быстро заполняли небольшие частные компании. По разным источникам в 1991 г. в стране было от 200 до 400 независимых студий [4]. Новые предприниматели в кинематографической сфере быстро обнаружили более перспективную с точки зрения краткосрочной прибыли область деятельности - дистрибуцию. Частные дистрибьюторы заняли ту нишу, которую не смогли занять государственные компании: начали работу с

иностранными фильмами, многие из которых были недоступны в советские годы и после распада СССР стали востребованными.

Вышеприведённые тенденции в сочетании с огромным уровнем неопределенности в отрасли и рынком, не имеющим должного контроля, привели к расширению теневого сектора экономики и развитию «видеопиратства». После падения «железного занавеса» и проведения рыночных реформ ожидалось, что в России установятся долгосрочные партнерские отношения с западными прокатчиками и, в частности, с американскими мейджорами (ведущими компаниями в дистрибуции). Но видя рост сбыта нелицензионного контента, суперстудии в лице МРАА в 1991 г. объявили эмбарго на ввоз в Россию голливудских кинокартин.

Во второй половине 1990-х гг. были предприняты первые серьезные попытки вывода кинопромышленности из кризиса, к которым можно отнести:

- создание Российской антипиратской организации (РАПО) в 1997 г.;

- принятие Федерального закона «О государственной поддержке кинематографа Российской Федерации» [1];

- открытие современного кинотеатра «Кодак Киномир»;

- формирование основной финансовой схемы проката - 50/50, которая работает и сейчас;

- распространение новых технологий кинопоказа.

Все это заложило основы той модели отечественной кинематографической сферы, которая сформируется в конце 2000-х гг.

В первое десятилетие XXI века впервые после распада СССР отечественный кинематограф, поддерживаемый растущими доходами от кинопроката и подъемом киносети, встал на путь интенсивного развития. При этом следует отметить, что в начале нового тысячелетия практически все отрасли кинематографической сферы получили новый виток развития. Так, в исследовании компании «Нефавильм» приводятся примеры показчиков, которые в 2007-2009 гг. активно применяли стратегию роста, - это «Каро Фильм», «Кронверк Синема», «Синема Инвест» и другие [3]. В результате сформировались крупные кинотеатральные сети. Рост количества современных кинотеатров в 2004-2007 гг. составил примерно 43% (с 477 до 682). А в 2016 г. их число составило более 1200 штук (около 4170 залов.

Создание современных киносетей, техническое перевооружение индустрии, интеграция и образование крупных коммерческих организаций -все это привело к созданию в начале XXI в. особой модели кинобизнеса России. Таким образом, в результате социально-экономического развития кинобизнеса в России в период конца XX начала XXI века была создана система, при которой ключевую роль в финансовом обеспечении отрасли играет дистрибуция, в рамках которой иностранный контент занимает ведущие позиции. При этом в стране были созданы все основные рыночные институты для успешного развития кинобизнеса.

Использованные источники:

1.О государственной поддержке кинематографа Российской Федерации. Федеральный закон РФ № 126-ФЗ от 22 августа 1996 г. (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10135918/ (дата обращения: 16.02.2017).

2.Боярский А., Гусейнова С. Кино плодово-выгодное // Коммерсантъ Деньги, №1-2 (808-809), 17.01.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1565265.

3.Киноиндустрия Российской Федерации. Исследование компании «Невафильм», при участии «Rfilms», для европейской аудиовизуальной обсерватории. - Б/м, ноябрь 2016. 130с.

4.Кудрявцев С. Кинопрокат // Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Интернет-проект MegaBook.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=579279 (дата обращения: 10.04.2014).

5.The American Film Industry / edited by Balio T. - Madison, Wisconsin: The University of Wisconsin Press, 2011. 653p.

Новицкий В.В. магистрант Южный федеральный университет

Россия, г. Таганрог Никишина А.Ю. магистрант Южный федеральный университет

Россия, г. Таганрог Корсакова Т.В., д.п.н., доцент, профессор Южный федеральный университет

Россия, г. Таганрог ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ МАРКЕТОЛОГА Этикой маркетинга называется соблюдение порядочного отношения к тем, с кем сотрудничает организация, начиная от клиентов, заканчивая каналами сбыта и поставщиками. Даже если мероприятия разрешены законом, они могут осуждаться со стороны общественности и вызывать негатив. К таким нарушениям можно отнести соглашения об эксклюзивной торговле, которые стимулируют развитие монополий, принуждения к приобретению товаров и услуг, наблюдение за интимной жизнью людей для маркетинговых исследований, просроченные поставки, недокомплектацию, плохое реагирование на поступающие жалобы, чёрный PR.

Понятие этики маркетинга имеет неразрывную связь с понятием профессиональной этики. К профессиональной этике относится совокупность конкретных нравственных обязанностей, принципов и поведенческих норм, реализующихся во взаимоотношениях сотрудников компании в процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.