Научная статья на тему 'Социально-экономические особенности и организационные формы подготовки предпринимательских кадров из числа заключенных: Российский опыт'

Социально-экономические особенности и организационные формы подготовки предпринимательских кадров из числа заключенных: Российский опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ / ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В РОССИИ / ПОДГОТОВКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ / ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГ / VOCATIONAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / PRISONS / CORRECTIONAL SYSTEM / VOCATIONAL PROGRAMS FOR PRISONERS / PROGRAMS ON BUSINESS IN RUSSIA / ENTREPRENEURSHIP TRAINING / VOLGA FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнов Сергей Александрович

Система исполнения наказаний России подвержена процессу динамичной и непрерывной реорганизации. Одной из основных целей Концепции УИС Российской Федерации до 2020 года является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам. По мнению авторов, получение образования является наиболее действенным в решении проблемы исправления, развития и последующей социальной адаптации после освобождения. В статье рассмотрены особенности формирования и реализации профессиональных программ для заключенных в пенитенциарной системе России. Рассмотрен опыт реализации национальных программ по предпринимательству для заключенных и лиц, вышедших на свободу. Определены основные причины отсутствия в исправительных заведениях программ обучения заключенных предпринимательским навыкам по Приволжскому федеральному округу по итогам 2014 года. Систематизированы факторы, влияющие на эффективность развития предпринимательства (в том числе обучения предпринимательству) в пенитенциарных учреждениях Приволжского федерального округа по итогам 2014 года. Определены основные способы мотивации заключенных к трудовой деятельности и желанию повышать уровень своего образования, используемые в пенитенциарных учреждениях Приволжского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FORMS OF EDUCATIONAL PROCESS CONNECTED WITH THE INOVATIVE MODEL OF PENAL OFFICERS TRAINING

Russian penal system is subject to a dynamic and continuous process of reorganization. One of the main objectives of the MIS Concept of the Russian Federation until 2020 is to reduce the recurrence of crimes committed by persons otbyvshimi penalty of deprivation of liberty, by improving the efficiency of social and psychological work in prisons and development of post-penitentiary assistance to such persons. The authors believe that education is the most effective in dealing with corrections, and the subsequent development of social adaptation after release. The article describes the features of the formation and implementation of vocational programs for prisoners in the penal system of Russia. The experience of the implementation of national programs for entrepreneurship for prisoners and persons released from prison. The main reasons for the lack of correctional institutions of education programs concluded entrepreneurial skills in the Volga Federal District on the results of 2014. The factors affecting the efficiency of enterprise development (including entrepreneurship training) in prisons in the Volga Federal District, according to the results in 2014. The main ways to motivate inmates to work and a desire to raise the level of their education, used in penal institutions of the Volga Federal District.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические особенности и организационные формы подготовки предпринимательских кадров из числа заключенных: Российский опыт»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.147:343

ББК Ч448.026.843+Х409.02 ГСНТИ 14.37.09; 14.43.43 Код ВАК 13.00.08

Грязнов Сергей Александрович,

кандидат педагогических наук, подполковник внутренней службы, начальник кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации; 443022, г. Самара, ул. Рыльская, 24в; е-mail: sagryaznov@yandex. ru.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ИЗ ЧИСЛА ЗАКЛЮЧЕННЫХ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное образование; профессиональная подготовка; пенитенциарные учреждения; уголовно-исполнительная система; профессиональные программы для заключенных; программы по предпринимательству в России; подготовка предпринимательских кадров; Приволжский федеральные округ..

АННОТАЦИЯ. Система исполнения наказаний России подвержена процессу динамичной и непрерывной реорганизации. Одной из основных целей Концепции УИС Российской Федерации до 2020 года является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам. По мнению авторов, получение образования является наиболее действенным в решении проблемы исправления, развития и последующей социальной адаптации после освобождения. В статье рассмотрены особенности формирования и реализации профессиональных программ для заключенных в пенитенциарной системе России. Рассмотрен опыт реализации национальных программ по предпринимательству для заключенных и лиц, вышедших на свободу. Определены основные причины отсутствия в исправительных заведениях программ обучения заключенных предпринимательским навыкам по Приволжскому федеральному округу по итогам 2014 года. Систематизированы факторы, влияющие на эффективность развития предпринимательства (в том числе обучения предпринимательству) в пенитенциарных учреждениях Приволжского федерального округа по итогам 2014 года. Определены основные способы мотивации заключенных к трудовой деятельности и желанию повышать уровень своего образования, используемые в пенитенциарных учреждениях Приволжского федерального округа.

Gryaznov Sergey Aleksandrovich,

Candidate of Pedagogy, Lieutenant Colonel of Internal Service, Head of Department of Management and Information Technology Support Activities of Penal System, Sаmaгa Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Sаmara, Russia.

MODERN FORMS OF EDUCATIONAL PROCESS CONNECTED WITH THE INOVATIVE MODEL OF PENAL OFFICERS TRAINING

KEYWORDS: vocational education, vocational training, prisons, correctional system, vocational programs for prisoners, programs on business in Russia, Entrepreneurship Training, Volga Federal District.

ABSTRACT. Russian penal system is subject to a dynamic and continuous process of reorganization. One of the main objectives of the MIS Concept of the Russian Federation until 2020 is to reduce the recurrence of crimes committed by persons otbyvshimi penalty of deprivation of liberty, by improving the efficiency of social and psychological work in prisons and development of post-penitentiary assistance to such persons. The authors believe that education is the most effective in dealing with corrections, and the subsequent development of social adaptation after release.

The article describes the features of the formation and implementation of vocational programs for prisoners in the penal system of Russia. The experience of the implementation of national programs for entre-preneurship for prisoners and persons released from prison. The main reasons for the lack of correctional institutions of education programs concluded entrepreneurial skills in the Volga Federal District on the results of 2014. The factors affecting the efficiency of enterprise development (including entrepreneurship training) in prisons in the Volga Federal District, according to the results in 2014. The main ways to motivate inmates to work and a desire to raise the level of their education, used in penal institutions of the Volga Federal District.

Ф

инансовые затраты на содержа- печении, фактически не принося для общение осужденных являются одной ства никакой пользы и ничем не компенси-из проблем современной России, так как не руя расходы на свое содержание [5]. участвующие в осуществлении предприни- Труд продолжает играть важную роль мательской деятельности осужденные на- при исполнении многих видов наказаний. ходятся на полном государственном обес- Проблема привлечения к труду осужден-

© Грязнов С. А., 2015

ных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, остается актуальной [10].

Следует отметить, что многие из отбывавших срок не могут найти себе достойного применения на свободе, так как не обладают достаточным уровнем знаний и профессиональных навыков [1].

Профессиональное образование и подготовка заключенных в нашей стране регулируется ст. 108 УИК РФ [14]. В ИУ организуется обязательное начальное профессиональное образование или подготовка заключенных, не имеющих профессии, по которой заключенный может работать не только в исправительном учреждении, но и после выхода на свободу.

Инвалиды первой или второй группы, заключенные мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет получают профессиональную подготовку по желанию. Заключенные, которые отбывают пожизненное лишение свободы, получают профессиональную подготовку на производстве.

Заключенные в российских тюрьмах отдают предпочтение таким специальностям, как юриспруденция, экономика, маркетинг, менеджмент, социология [15].

Развитие рыночной экономики в условиях общественного разделения труда привело к обособлению и существованию различных отраслей и подотраслей. В системе профессионального образования для ее инновационного развития стали выделять в самостоятельную подсистему деловое образование по подготовке предпринимательских кадров. На сегодняшний день в России эта подсистема, пусть пока и не в полную силу, функционирует и в уголовно-исполнительной системе, в которой бизнесу обучают заключенных.

В качестве примера можно привести программу обучения осужденных основам предпринимательства в исправительной колонии № 26 Волгоградской области, которая официально носит название «Ресоциа-лизация лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы: создание экспериментальной образовательной площадки». Она стартовала в январе 2014 г. и продолжалась 10 месяцев. «Для заключенных курсы по предпринимательству - это не столько возможность найти работу после освобождения, сколько помощь личности в поиске своего места в обществе», - отмечает профессор Волгоградского государственного университета Сергей Панкратов [7]. Бизнес-курсы были организованы благодаря автономной некоммерческой организации «Международный центр подготовки кадров».

В рамках программы заключенные прослушали теоретический курс, посетили семинарские занятия. В заключение сдали традиционные экзамены, по результатам

которых получили свидетельство о прохождении бизнес-обучения.

Очередные трехмесячные курсы по основам предпринимательской деятельности были организованы в 2014 г. в Усть-Лабинской 12-й колонии-поселении (Краснодарский край). Программа успешно функционирует уже несколько лет благодаря краснодарской региональной благотворительной общественной организации «Здоровое поколение» и фонду Олега Дерипаска «Вольное дело».

На курсах заключенные получили знания по предпринимательству, основам маркетинга, юриспруденции, прошли психологические тренинги по восстановлению личности, повышению самооценки, ресоциали-зации, познакомились с основами психологии ведения бизнеса. Авторы трех лучших бизнес-планов получили материальную поддержку в виде технических средств и оборудования для открытия своего бизнеса [13].

Обучение предпринимательству заключенных в России, как показывает практика, носит «точечный» и пока экспериментальный характер. Нами проведено практическое исследование причин, которые не позволяют этой сфере в УИС развиваться, а также проблем, связанных с низким уровнем тюремного предпринимательского потенциала.

В ходе исследования нами было проведено анкетирование 161 начальника исправительных учреждений, подведомственных УФСИН России по Приволжскому федеральному округу.

Анализ анкет показал, что по состоянию на 2014 г. лишь в 19 исправительных учреждениях Приволжского федерального округа из 161 имеются программы по обучению заключенных основам предпринимательской деятельности. Лидерами по количеству таких программ являются Пермский край (в трех ИК), Самарская (в трех ИК), Нижегородская (в двух ИК), Ульяновская (в двух ИК) области и Удмуртская Республика (в двух ИК) (см. диаг. 1).

Например, исправительные учреждения Самарской области (ИК № 15, 25), Нижегородской области (ИК №2) активно взаимодействуют с российским отделением «Европейской ассоциации обучения заключенных в тюрьмах» (СГА). Нижегородская область является тем регионом, в котором дистанционные образовательные услуги для осужденных динамично развиваются. СГА и ГУФСИН России выступают главными организаторами, которые придают импульс этому развитию [11]. В исправительном учреждении ФКУ ИК №2 ГУФСИН России по Нижегородской области действует образовательная программа при поддержке фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» [8].

Диаграмма 1. Наличие в исправительном заведении программ обучения заключенных предпринимательским навыкам по Приволжскому федеральному округу по итогам 2014 года.

Источник — авторский

■ обучение проводится по специальностям, востребованным в ПК

■ отсутствие необходимой материально-технической базы в ИК

■ отсутствие желания у заключенных обучаться би знесу

■ полученные знания могутприменятъся в преступной деятельности

■ отсутствие учебных учреждений, программ и штатных специалистов

■ повышенный спрос рабочих специальностей на рынке труда

■ отсутствие нормативной базы, существующей практики в других ИК

■ ни зкий уровень базового образования заключенных

ограниченный срок отбывания наказания заключенными

■ обучение предпринимательству не является целью ИК

Диаграмма 2. Основные причины отсутствия в исправительных заведениях программ обучения заключенных предпринимательским навыкам по Приволжскому федеральному округу по итогам 2014 года. Источник — авторский

Основными причинами отсутствия в пенитенциарных учреждениях Приволжского федерального округа программ обучения заключенных предпринимательским навыкам были названы следующие (см. диаг. 2):

- отсутствие учебных учреждений, учебных программ и штатных специалистов, обучающих заключенных основам предпринимательской деятельности;

- обучение проводится по тем специальностям, которые на текущий момент востребованы в исправительном учреждении (в основном, рабочим специальностям);

- отсутствие нормативной базы, образца, рекомендаций, существующей практики в других исправительных учреждениях по организации бизнес-программ для заключенных;

- отсутствие необходимой материально-технической базы в исправительном учреждении;

- повышенный спрос на рабочие специальности на рынке труда;

- отсутствие желания у заключенных обучаться бизнесу;

- полученные осужденными знания могут применяться в преступной деятельности после выхода на свободу;

- низкий уровень базового образования заключенных исправительного учреждения;

- ограниченный срок отбывания наказания заключенными в исправительном учреждении;

- обучение предпринимательству не является целью исправительного учреждения.

Данные диаграммы 2 свидетельствуют о том, что основные причины отсутствия в исправительных заведениях программ обучения заключенных предпринимательским навыкам видятся в отсутствии учебных заведений, а также специальных программ бизнес-обучения для заключенных (37%). Однако, помимо причин, не зависящих от самих исправительных учреждений, выделяется причина внутреннего характера: нацеленность на обучение заключенных тем профессиям, которые востребованы в месте отбывания наказания (21%). С одной сторо-

ны, в условиях, когда система профессионального образования в тюрьмах России находится в стадии реформирования, получение рабочей профессии - важный шаг в помощи заключенным по поиску работы после освобождения. С другой стороны, такой подход к образованию не учитывает желаний осужденных и не предоставляет им выбора.

Поэтому необходимо понимать, что система наказания и морального стимулирования нуждаются в изменениях, которые позволят осужденным с первых дней пребывания в местах лишения свободы эффективно трудиться [4].

Перечисленные нами основные причины отсутствия в исправительных заведениях Приволжского федерального округа программ обучения заключенных предпринимательским навыкам можно сгруппировать в три категории:

- не зависящие от исправительного учреждения (внешние причины);

- зависящие или частично зависящие от исправительного учреждения (внутренние причины);

- зависящие от социально-демографического портрета осужденных (личностные причины).

Из диаграммы 3 видно, что основные причины, сдерживающие подготовку предпринимательских кадров из числа заключенных, носят внешний характер (61%). На сегодняшний день российские вузы по экономическому профилю, благотворительные организации, частные лица (крупные бизнесмены и владельцы корпораций) и, наконец, государство не готовы организовать комплексные программы обучения предпринимательству в тюрьмах, которые будут носить постоянный характер и позволят получить заключенным бизнес-образование.

Этот факт подтверждается также ответами начальников исправительных учреждений, подведомственных УФСИН России по Приволжскому федеральному округу, на вопрос анкеты «От кого в большей степени зависит эффективность развития предпринимательства (в том числе обучения предпринимательству) в пенитенциарных учреждениях?» (табл. 1, диаг. 4).

Диаграмма 3. Виды причин отсутствия в исправительных заведениях программ обучения заключенных предпринимательским навыкам по Приволжскому Федеральному округу по

итогам 2014 года, %. Источник: авторский.

Таблица 1

Ответы на вопрос анкеты «От кого в большей степени зависит эффективность развития предпринимательства (в том числе обучения предпринимательству) в пенитенциарных учреждениях?» начальников исправительных учреждений, подведомственных УФСИН России по

От От

От положения От государства От руководящего заключенных и

России в на состава их

Субъекты Федерации мировом сообществе, кол-во ответов федеральном уровне, кол-во ответов региональных властей, кол-во ответов пенитенциарных учреждений, кол-во ответов квалификации, кол-во ответов

Кировская область 0 11 0 6 0

Нижегородская область 0 14 4 9 0

Оренбургская область 0 3 0 4 2

Пермский край 0 16 3 8 1

Пензенская область 0 7 3 2 0

Республика Башкортостан 0 4 0 7 0

Республика Марий Эл 0 4 2 5 0

Республика Мордовия 1 4 0 9 0

Республика Татарстан 0 7 5 6 0

Самарская область 1 7 0 7 0

Саратовская область 0 8 3 5 0

Удмуртская Республика 0 5 1 5 0

Ульяновская область 0 6 5 5 0

Чувашская Республика 0 5 1 2 0

Итого 2 101 27 89 3

Источник — авторский.

Диаграмма 4. Факторы, влияющие на эффективность развития предпринимательства (в том числе обучения предпринимательству) в пенитенциарных учреждениях Приволжского федерального округа по итогам 2014 г. Источник — авторский

Эффективность развития предпринимательства (в том числе обучения предпринимательству) в пенитенциарных учреждениях Приволжского федерального округа в основном, по мнению опрошенных, зависит от государства на федеральном уровне (46% опрошенных). Руководящий состав пенитенциарных учреждений также оказывает значительное влияние на развитие предпринимательства в тюрьмах (40%). При этом на сегодняшний день многие руководителей ИК, от которых во многом зависит процесс обучения, настроены скептически и даже настороженно по отношению к подобного рода бизнес-программам. Дело в том, что статистические показатели и материалы исследований по рецидивистской преступности в России свидетельствуют о расширении контактов рецидивистов с «предпринимателями» «теневой экономики». Наличие подобного рода связей подтверждают сами рецидивисты, которые опрашивались в разных колониях страны [2, с. 112]. В свете этого руководители исправительных учреждений боятся, что основы экономической и финансовой грамотности будут способствовать росту экономических преступлений в будущем. Выходом из такой ситуации видится не ограничение осужденных в плане получения бизнес-образования, а базирование таких курсов на программах духовно-

нравственного воспитания с активным привлечением религиозных организаций к этому процессу. Например, служение Церкви в исправительных учреждениях многих зарубежных стран (Италия, Финляндия, Шотландия и др.) осуществляется в соответствии с законодательством и активно поддерживается государством [12].

Для организации эффективных программ по подготовке предпринимательских кадров из числа заключенных необходимо комплексное и эффективное взаимодействие исправительных учреждений не только с учебными заведениями, но и с внешней средой (государственными структурами, региональными властями, благотворительными, религиозными, некоммерческими организациями и фондами).

В то же время необходимо постоянное поощрение лиц, находящихся в заключении, к получению бизнес-образования, не только со стороны самих заключенных, но и со стороны руководства исправительных учреждений.

В ходе анкетирования начальников исправительных учреждений, подведомственных УФСИН России по Приволжскому федеральному округу, выявлены основные способы мотивации заключенных к трудовой деятельности и желанию повышать уровень своего образования (табл. 2, диаг. 5.).

Таблица 2

Основные способы мотивации заключенных к трудовой деятельности и желанию повышать уровень своего образования, используемые в пенитенциарных учреждениях Приволжского

федерального округа

Материальное поощрение за добросовестный труд, кол-во ответов Условно-досрочное освобождение за примерное поведение, кол-во ответов Улучшение условий содержания заключенных, кол-во ответов Дополнительные длительные и краткосрочные свидания, кол-во ответов Дополнительные посылки, передачи, бандероли, кол-во ответов

Кировская область 9 14 0 0 0

Нижегородская область 10 13 1 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оренбургская область 2 7 0 0 0

Пермский край 12 15 0 1 1

Пензенская область 5 5 0 1 1

Республика Башкортостан 2 8 1 1 1

Республика Марий Эл 5 3 0 0 0

Республика Мордовия 12 6 0 0 0

Республика Татарстан 3 6 0 1 1

Самарская область 8 9 0 0 0

Саратовская область 9 9 0 1 1

Удмуртская Республика 6 9 1 1 1

Ульяновская область 9 6 0 0 0

Чувашская Республика 6 6 1 0 0

Итого 98 116 4 7 7

Источник — авторский.

Диаграмма 5. Основные способы мотивации заключенных к трудовой деятельности и желанию повышать уровень своего образования, используемые в пенитенциарных учреждениях Приволжского федерального округа. Источник — авторский

Условно-досрочное освобождение за примерное поведение (50% опрошенных), а также материальное поощрение за добросовестный труд (42%) выступают главными способами мотивации заключенных к трудовой деятельности и желанию повышать уровень своего образования, используемыми в пенитенциарных учреждениях Приволжского федерального округа. Личностные мотивы (желание самореализоваться, повысить свой уровень образования, получить дополнительные знания и навыки) в условиях современных российских тюрем не являются актуальными. Такое положение дел связано не только с личностью заключенного, но и с пониманием им того, что после выхода на свободу получить работу с судимостью довольно сложно в силу менталитета российских работодателей, а также неутешительной статистики по рецидивной преступности.

Статистика МВД РФ за первый квартал 2013 г. свидетельствует о том, что каждое второе преступление (48%) было совершено лицами, ранее совершавшими действия преступного характера и осужденными к лишению свободы. Другими словами, каждый второй преступник - рецидивист. По неофициальной статистике, уровень рецидивной преступности в РФ составляет 2/3 от общего количества, совершаемых преступлений [6].

С одной стороны, вина за повторные и последующие преступления ложится непосредственно на лицо, его совершившее. С другой стороны, нельзя не учитывать причины, толкающие бывших заключенных на новые преступления. Постпенитенциарная дезадаптация лиц, вышедших на свободу, сочетается, как правило, с возникающими проблемами при поиске работы и жилья. В настоящее время проблема трудоустройства лиц, отбывших наказания, не решена в должной степени. Следовательно, внедрение программ обучения в местах лишения свободы и расширение их направленности - один из путей выхода из такого рода ситуации и снижения рецидива.

Для того, чтобы программы подготовки предпринимательских кадров из числа заключенных в исправительных учреждениях России приносили желаемые результаты, на наш взгляд, им должны быть присущи следующие качества: - актуальность, которая подразумевает включение в программы таких обучающих курсов, изучение которых познакомит заключенных с реальными шагами, особенностями и трудностями осуществления предпринимательской деятельности;

- рациональность, т. е. способность разработанных программ реализовывать-ся и давать ожидаемый максимальный эффект в зависимости от имеющихся ресурсов (финансовых, кадровых, материально-технических, информационных и т. д.);

- согласованность, которая подразумевает реализацию организаторами и спонсорами программ по предпринимательству для заключенных единых целей и задач;

- целостность, т. е. способность программ обеспечить полноту состава действий (обучение, наставничество, мотивация, консультационные услуги после освобождения, помощь в поиске жилья и т. д.);

- контролируемость, которая подразумевает промежуточный анализ достигнутых результатов по поставленным в программах целям и задачам, а также оперативную корректировку программ по мере необходимости;

- открытость, т. е. возможность привлекать к созданию и реализации программ желающих (как физических, так и юридических лиц) внести свой вклад в процесс обучения заключенных бизнесу;

- бескорыстность, которая подразумевает искреннее желание организаторов и исполнителей бизнес-программ (особенно начальников исправительных учреждений) помочь заключенным в получении профессии, развитии предпринимательских способностей и поиске своего места в обществе после освобождения.

Таким образом, программы профессионального обучения заключенных предпринимательству способствуют развитию их способностей и приобретению востребованных знаний на рынке труда, снижают антисоциальные действия со стороны обучающихся заключенных, увеличивают перспективы успешной ресоциализации осужденных, способствуют снижению вероятности рецидива.

Как отмечает В. Т. Волов, у обучающихся осужденных, в отличие от необучающих-ся осужденных, имеется позитивная личностная направленность в будущее, которую они связывают с образованием, получаемой профессией, перспективами повышения своего профессионального и образовательного уровня на свободе [3].

Социальная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является многосторонним процессом, включающим в себя способность достижения социальной, профессиональной и психологической устойчивости [9].

При активном взаимодействии педагогов исправительных учреждений, преподавателей учебных учреждений, успешных бизнесменов, специалистов социальной работы, представителей различных конфессий значительно возрастет положительный эффект от реабилитации, реадаптации и качественной профессиональной подготовке заключенных с целью их последующего трудоустройства и улучшения благосостояния. В процессе обучения предпринимательству в исправительных учреждениях необходимо применять индивидуально ориентированный подход в сфере профес-

сионального обучения и перевоспитания заключенных, опираясь на принципы соблюдения прав заключенных.

В процессе обучения заключенных основам предпринимательства необходимо развивать интерес осужденного к получению профессионального образования в исправительном учреждении, не только применяя материальные формы мотивации, но и раскрывая позитивные аспекты законопослушной жизни. Необходимо, чтобы сотрудники исправительных учреждений, преподаватели, бизнес-тренеры и социальные работники проявляли заботу о заключенных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеевская А. О. Дистанционное образование в пенитенциарных учреждениях США // Ведомости уис. 20l5. да 4. С. 2-5.

2. Бытко Ю. И. Учение о рецидиве преступлений в российском уголовном праве: история и современность : моногр. Саратов, 20l2.

3. Волов В. Т. Управление социализацией осужденных в системе высшего образования в условиях исправительного учреждения : дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.08. M., 20l0.

4. Калашников Г. M. Анализ систем мотивации труда осужденных // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. Ж l (57). С. 136-13S.

5. Калашников Г. M. Предпринимательская среда и предпринимательская деятельность с рамках уголовно-исполнительной системы // Уч. зап. Тамб. отд-ния РоСMУ. 20l3. да l. С. l24-l27.

6. Коршунов А. Тюрьмы России и их влияние на формирование рецидивной преступности // Познавательный открытый журнал. 20l3. 22 мая. URL: http://познавательный•рф/all/tyurmy-rosi-i-ih-vlijanie-na-formirovanie-recidivnoi-prestupnosti.html.

7. Лукашев Я. Волгоградских заключенных научат азам бизнеса. 20l4. 25 янв. URL: http:// radiovesti.ru/ article/show/article_id/ ^i676.

S. Официальный сайт фонда Олега Дерипаска «Вольное дело». URL: http://volnoe-delo.ru.

9. Петрова Е. А. Организация трудоустройства лиц, освобождаемых из мест лишения свободы // Ведомости уис. 20l5. да 4. С. 3S-40.

10. Савинкин Н. В. Правовые последствия отказа осужденных к лишению свободы от предоставляемой работы в период отбывания наказания / / Ведомости УИС. 20l5. да 3. С. 50-53.

11. СГА продолжает активное сотрудничество с пенитенциарными учреждениями Нижегородской области. URL: http://tumen.bezformata.ru/listnews/sga-prodolzhaet-aktivnoe-sotrudnichestvo/l6236474/.

12. Скоморох О. Пастырское служение в тюрьме. URL: http://otechnik.narod.ru/skomorcvp_l.htm.

13. Степанова А. Заключенные станут предпринимателями // Деловая газета. Юг. 20l4. l2 мая.

14. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : от 08.0l.l997 : N° l-ФЗ : (ред. от 0S.03.20l5).

15. Учиться и в тюрьме не поздно. URL: http://www.ckofr.com/obrazovaniye/S5-uchitsya-i-v-tyurme-ne-pozdno.

LITERATURE

1. Alekseevskaya A. O. Distantsionnoe obrazovanie v penitentsiarnykh uchrezhdeniyakh SShA // Vedomosti UIS. 20l5. да 4. S. 2-5.

2. Bytko Yu. I. Uchenie o retsidive prestupleniy v rossiyskom ugolovnom prave: istoriya i sovremennost' : monogr. Saratov, 20l2.

3. Volov V. T. Upravlenie sotsializatsiey osuzhdennykh v sisteme vysshego obrazovaniya v usloviyakh ispravitel'nogo uchrezhdeniya : dis. ... d-ra sotsiol. nauk : 22.00.0S. M., 20l0.

4. Kalashnikov G. M. Analiz sistem motivatsii truda osuzhdennykh // Vestn. Tamb. un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2008. да l (57). S. l36-l3S.

5. Kalashnikov G. M. Predprinimatel'skaya sreda i predprinimatel'skaya deyatel'nost' s ramkakh ugolovno-ispolnitel'noy sistemy // Uch. zap. Tamb. otd-niya RoSMU. 20l3. да l. S. l24-l27.

6. Korshunov A. Tyur'my Rossii i ikh vliyanie na formirovanie retsidivnoy prestupnosti // Poznavatel'nyy otkrytyy zhurnal. 20l3. 22 maya. URL: http://poznavatel'nyy.rf/all/tyurmy-rosi-i-ih-vlijanie-na-formirovanie-recidivnoi-prestupnosti.html.

7. Lukashev Ya. Volgogradskikh zaklyuchennykh nauchat azam biznesa. 20l4. 25 yanv. URL: http:// radiovesti.ru/ article/show/article_id/ l2l676.

S. Ofitsial'nyy sayt fonda Olega Deripaska «Vol'noe delo». URL: http://volnoe-delo.ru.

9. Petrova E. A. Organizatsiya trudoustroystva lits, osvobozhdaemykh iz mest lisheniya svobody // Vedomosti UIS. 20l5. да 4. S. 38-40.

10. Savinkin N. V. Pravovye posledstviya otkaza osuzhdennykh k lisheniyu svobody ot predostavlyaemoy raboty v period otbyvaniya nakazaniya / / Vedomosti UIS. 20l5. да 3. S. 50-53.

11. SGA prodolzhaet aktivnoe sotrudnichestvo s penitentsiarnymi uchrezhdeniyami Nizhegorodskoy oblasti. URL: http://tumen.bezformata.ru/listnews/sga-prodolzhaet-aktivnoe-sotrudnichestvo/l6236474/.

12. Skomorokh O. Pastyrskoe sluzhenie v tyur'me. URL: http://otechnik.narod.ru/skomorcvp_l.htm.

13. Stepanova A. Zaklyuchennye stanut predprinimatelyami // Delovaya gazeta. Yug. 2014. 12 maya.

14. Ugolovno-ispolnitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii : ot 08.01.1997 : № 1-FZ : (red. ot 08.03.2015).

15. Uchit'sya i v tyur'me ne pozdno. URL: http://www.ckofr.com/obrazovaniye/85-uchitsya-i-v-tyurme-ne-pozdno.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. А. П. Чудинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.