Научная статья на тему 'Социально-экономические основы интеграции России и республики Беларусь. Проблемы и возможности'

Социально-экономические основы интеграции России и республики Беларусь. Проблемы и возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ ТОВАРОВ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилина Наталья Евгеньевна

В статье рассматриваются важнейшие вопросы интеграции России и Республики Беларусь в условиях мировой экономики. Автор проанализировал все положительные стороны и проблемы интеграции с политической, экономической и социальной точки зрения. В статье приводятся точки зрения ведущих ученых-экономистов, занимающихся изучением вопросов проблем и перспектив создания Единого экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаврилина Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические основы интеграции России и республики Беларусь. Проблемы и возможности»

9. Фоков А. П. О Концепции Таможенного кодекса Таможенного Союза / А. П. Фоков // Таможенное дело. - 2010. - № 1. - С. 12-16.

10. Ювачев Д. Эхо Масимова. ВВП и золотовалютные резервы могут быть хорошими, а жизнь у простого человека - плохой / Д. Ювачев // Центральная Азия. - Режим доступа: http://www.rbc.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

References

1. Zakon Respubliki Kazahstan «Ob inostrannyh investicijah v Respublike Kazahstan» ot 08.01.2003 g. № 373-2 [The law of the Republic of Kazakhstan "About foreign investments in the Republic of Kazakhstan" from 08.01.2003 of No. 373-2]. Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan [Collection of the legislation of the Republic of Kazakhstan], available at: http://www.pavlodar.com.

2. Ivin V.V. Napravlenija razvitija tamozhennogo administrirovanija v kontekste sozdanija Tamozhennogo sojuza [The directions of development of customs administration in a context of creation of the Customs union], Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik [Russian external economic messenger], 2010, no. 6, pp. 24-31.

3. Nazarbaev N.A. Evrazijskij sojuz: ot idei k istorii buduwego [Euroasian union: from idea to future history], Izvestija [News], 2011, no. 4, p. 6.

4. Panfilova V. Rubl' protiv tenge [Ruble against tenge], Nezavisimaja gazeta [Independent newspaper], available at: http://www.ng.ru.

5. Available at: http://www.Kremlin.ru.

6. Solozobov Ju. Rossija i Kazahstan: moment istiny [Russia and Kazakhstan: truth moment], Agenstvo politicheskih novostej [Agency of political news], available at: http://www.apn-nn.ru.

7. Syzdykov A. Prizrachnyj «Bajterek» [Illusive "Bayterek"]. Juridicheskaja gazeta Kazah-stana [Legal newspaper of Kazakhstan], 2012, no. 2, p. 12.

8. Torgovo-jekonomicheskoe sotrudnichestvo Rossijskoj Federacii s respublikoj Kazahstan. Minjekonomrazvitija Rossii. Torgovo-promyshlennaja palata Rossijskoj Federacii. 2012 [Trade and economic cooperation of the Russian Federation with the Republic of Kazakhstan. Ministry of Economic Development and Trade of Russia. Commercial and industrial chamber of the Russian Federation. 2012], available at: http://www.tpprf.ru.

9. Fokov A.P. О Koncepcii Tamozhennogo kodeksa Tamozhennogo Sojuza [About the Concept of the Customs code of the Customs Union], Tamozhennoe delo [Customs business], 2010, no. 1, pp. 12-16.

10. Juvachev D. Jeho Masimova. VVP i zolotovaljutnye rezervy mogut byt' horoshimi, a zhizn' u prostogo cheloveka - plohoj [Masimov's echo. The simple person can have good gross domestic product and gold and foreign exchange reserves, and life - bad]. Central'naja Azija [Central Asia], available at: http://www.rbc.ru.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Гаврилина Наталья Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент

Астраханский государственный технический университет

414025, г. Астрахань, ул. Татищева, 16

E-mail: gavrilinan.e@mail.ru

В статье рассматриваются важнейшие вопросы интеграции России и Республики Беларусь в условиях мировой экономики. Автор проанализировал все положительные стороны и проблемы интеграции с политической, экономической и социальной точки зрения. В статье приводятся точки зрения ведущих ученых-экономистов, занимающихся изучением вопросов проблем и перспектив создания Единого экономического пространства.

Ключевые слова: интеграция, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, внешняя торговля, экспорт товаров, Евразийская интеграция.

SOCIAL AND ECONOMIC BASES OF INTEGRATION OF RUSSIA AND THE REPUBLIC OF BELARUS. PROBLEMS AND POSSIBILITIES

Gavrilina Natalia E., Ph.D. (Economics), Associate Professor

Astrakhan State Technical University

16 Tatishchev st., Astrakhan, 414025, Russia

E-mail: gavrilinan.e@mail.ru

The major problems of integration of Russia and the Republic of Belarus in the conditions of world economy are considered. The author has analysed all positive sides and problems of integration from the political, economic and social point of view. The points of view of the leading academic economists, engaged in studying problems and prospects of formation of Common economic space are resulted.

Keywords: Integration, The Customs Union, Common economic space, Foreign trade, Export of goods, Eurasian integration.

В настоящее время тема евразийской интеграции особенно актуальна. Этому вопросу уделяется особое внимание со стороны лидеров России, Беларуси и Казахстана. Вопрос о едином пространстве социально-экономических процессов при сохранении культурной самобытности и особенностей развития ставился президентом Казахстана Н. Назарбаевым еще в 1990-е гг. прошлого века, однако в то время политические элиты на постсоветском пространстве были заняты решением совсем других задач. В те годы вопрос о целесообразности социально-экономической интеграции воспринимался совершенно неоднозначно. Однако прошло время, изменились экономика и политические процессы, в рамках взаимоотношений государств СНГ стали преобладать рациональные мотивы к объединению и формированию единого экономического и правового пространства.

Беларуси, России и Казахстану следует предпринять значительные усилия для создания мощного экономического союза, способного отвечать на глобальные вызовы современного мира с его экономическими и политическими проблемами. Та экономическая ситуация, которая на сегодняшний день складывается в мире, потребует большей консолидации как при проведении макроэкономической политики, так и при дальнейшем продвижении вперед всех национальных экономик. Мир стоит на пороге глубочайших экономических преобразований. Задача государств Евразийского Содружества - суметь правильно оценить перспективы и использовать все возможности для построения эффективной модели совместного политического и экономического пространства.

Как пишет в своей статье известный ученый-экономист С. Глазьев: «Структурная составляющая глобального кризиса определяется сменой технологических укладов и соответствующих им длинных волн экономического роста. Выход России из такого кризиса связан с обновлением и структурной перестройкой экономики на основе нового технологического уклада. Предпринимаемые в настоящее время стимулирующие меры общего характера дают лишь временные эффекты смягчения рецессии. Как только государство начинает сворачивать программы господдержки, возникает новая волна спада.

После структурной перестройки экономики ведущих стран, которая продлится еще три - пять лет, начнется новая длинная волна экономического роста. Баланс негативных и позитивных эффектов будет определяться скоростью роста новых производств, компенсирующих сжатие устаревающей части экономики.

Исследования свидетельствуют о том, что для успешного выхода на новую волну подъема экономике необходим достаточно мощный инициирующий импульс, позволяющий сконцентрировать имеющиеся ресурсы на перспективных направлениях становления нового технологического уклада» [3].

Недавно в Пекине завершился саммит Шанхайской организации сотрудничества. Президент России Владимир Путин в своем выступлении отметил, что создание Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси и формирование Единого эконо-

мического пространства в рамках ЕврАзЭС является одним из основных успехов экономического развития региона на современном этапе и подчеркнул важность наращивания взаимодействия ШОС и ЕврАзЭС.

Интеграция на постсоветском пространстве необходима и весьма перспективна с точки зрения политической и экономической ситуации в мире. Создаваемый общий рынок становится более привлекательным для взаимных и иностранных инвестиций; предпринимателям обеспечиваются условия для производства конкурентоспособной продукции и модернизации предприятий. Все это придает импульс к ускорению развития экономики и созданию новых рабочих мест, увеличению доходов и, соответственно, возможностей взаимодействия бизнеса и органов государственного управления. В создаваемом Едином экономическом пространстве бизнес будет иметь равный режим доступа на общий рынок трех стран, предприниматели смогут свободно выбирать, где им регистрировать свои предприятия, без ограничений продавать товары и предоставлять услуги на территории любого из государств ЕЭП, иметь доступ к инфраструктуре в области энергетики, транспорта и коммуникаций. Наша ближайшая задача - полная реализация потенциала Таможенного союза и Единого экономического пространства, чтобы в будущем на их основе перейти к созданию Евразийского экономического союза. По мнению Председателя Правления Евразийского делового совета, депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации М.В. Слипенчука, предпринимательское сообщество стало более продуктивно взаимодействовать с национальными и межгосударственными структурами, вырабатывать консолидированную позицию относительно работы в новых условиях, а также участвовать в законотворческой деятельности Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Безусловно, объединение этих государств на постсоветском пространстве не может и не должно оцениваться однозначно положительно. Ряд проблем существует в экономике России и Беларуси, финансовая система которой испытала значительные потрясения в 2011 г. По мнению академика С. Глазьева, ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза, преимущество этой организации состоит в объединении особенностей экономик входящих в него стран. Сочетание этих национальных преимуществ дает новое качество, полагает С. Глазьев. Причем он уверен, что единое экономическое пространство больше других выгодно именно Беларуси, чья экономика ориентирована на внешнюю торговлю. Ведь любой барьер сразу бьет по конкурентоспособности республики. Она больше других стремится к объединению, потому что больше других теряет вследствие дезинтеграции, заявил академик в интервью «Российской газете». Правда, он признал, что создание единого экономического пространства так же, как и Таможенного союза, всегда связано с поиском баланса интересов [4]. Есть ряд вопросов и проблем, которые можно и нужно решать на уровне политических элит. И конечно, основополагающим моментом становится обеспечение устойчивости экономического роста на едином экономическом пространстве. Ключевая идея формирования антикризисной стратегии заключается в опережающем становлении базисных производств нового технологического уклада и скорейшем выводе российской экономики на связанную с ним новую длинную волну роста. Для этого необходима концентрация ресурсов в развитии составляющих его перспективных производственно-технологических комплексов, что требует целенаправленной работы национальной финансово-инвестиционной системы, включающей механизмы денежно-кредитной, налогово-бюджетной и валютной политики [3].

Не менее привлекателен Евразийский союз и в политическом, а также социальном плане. Но, справедливости ради, надо сказать, что политический аспект может быть в немалой степени как силой притяжения, так и отталкивающим фактором. Комментируя идею и пути создания Евразийского союза, директор Института стран СНГ К. Затулин отметил: «Мое мнение - идея создания Евразийского экономического союза была высказана вовремя, но реализация ее пошла как-то наперекосяк. Главное препятствие: это принцип "одна стран - один голос", применяемый без учета реального вклада экономик и потенциала участников. Наши соседи должны освобо-

диться от страхов, что их пытаются задушить в объятиях России. Это, с одной стороны, а, с другой, России надо смелее и четче высказать и обосновать мысль о неизбежности интеграции и ее практической пользе. В конечном счете, славословие абстрактному равноправию равносильно тому, что 10 русских равны одному белорусу или казаху. Формирование союзнических отношений должно изначально отражать реальное состояние дел - то есть, необходима пропорциональность, предусматривающая одновременно защиту интересов стран-участниц».

Безусловно, политические аспекты сотрудничества по значимости не уступают, а, быть может, и превосходят экономические. Как отметил Е. Примаков в своем выступлении на заседании «Меркурий-клуба» в январе этого года: «Одним из наших завоеваний 2011 г. стало создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Проложен путь к общему экономическому пространству, обеспечивающему свободу передвижения в пределах этих стран, капиталов, рабочей силы, услуг. Соответствующие документы уже подписаны, и есть серьезное основание считать, что они будут исполнены. Получила развитие идея Евразийского экономического союза, предполагается, что он должен заработать уже в 2015 г.

Уроки кризиса в ЕС должны послужить тому, чтобы достигнутый интеграционный успех не стал кратковременным. Очевидно, контрпродуктивно торопиться с расширением трехстороннего российско-белорусско-казахстанского объединения, которое является базой Евразийского экономического союза. Очевидно и другое: в развитии интеграционного процесса на постсоветском пространстве не обойтись без наднациональных структур, в пользу которых должна отойти часть суверенитета государств-участников интеграционного объединения - без этой неизбежности интеграция застрянет лишь на начальном этапе. И еще один, как представляется, важный вывод: разноскоростная экономическая интеграция не противоречит потребности широкого охвата стран СНГ военным сотрудничеством, развития Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)» [7].

Возвращаясь к экономическим аспектам интеграции, следует отметить, что сегодня участники Таможенного союза, так же как и международные эксперты, уже однозначно утверждают, что международное интеграционное образование работает на благо каждой страны и ее партнеров. Увеличивается товарооборот между тремя странами. За январь-октябрь 2011 г. экспорт белорусских товаров в страны Таможенного союза увеличился в 1,4 раза почти до 12 млрд долл., импорт из России и Казахстана вырос на 40,2 % до 20,1 млрд долл. Поставка товаров в Россию возросла на 41,2 % и составила 11,4 млрд долл, импорт - на 42,3 % до 19,9 млрд долл. Экспорт из Казахстана стал больше на 34,6 % и составил 534,1 млн долл., импорт из этой страны сократился на 58,5 % до 118,7 млн долл. Положительное сальдо внешней торговли товарами с Казахстаном за 10 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2010-го выросло в 3,7 раза и составило 415,4 млн долл. Следует отметить, что формат интеграционного объединения позволяет достичь высокого уровня экономических и политических отношений с учетом мирового опыта. В настоящее время можно быть конкурентоспособными, только объединившись на новых принципах и используя для продвижения вперед все возможности Евразийского экономического пространства.

Список литературы

1. Байнев В. Красный свет для инноваций / В. Байнев // Наука и инновации. - 2011. -№ 9 (103).

2. Глазьев С. Зачем нужен Таможенный союз? - Евразийский деловой совет / С. Глазьев. -Москва, 2010.

3. Глазьев С. Как оседлать волну / С. Глазьев // Независимая газета. - 2012. - б февраля.

4. Глазьев С. Общий бонус и частные перспективы / С. Глазьев // Экономическая газета. -2010.-9 августа.

5. Горбатов А. Ошибка мнений и интересов / А. Горбатов. - Режим доступа: //http://www.newsland.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

6. Панина Т. Безграничные границы / Т. Панина // Российская газета. -2010.-28 июля.

7. Примаков Е. 2011 год: взгляд в будущее / Е. Примаков // Российская газета. - 2012. -16 февраля.

8. Сноиков Н. Важный фактор экономического роста / Н. Снопков // Экономика Беларуси.-2012.-№ 1.

References

1. Bajnev V. Krasnyj svet dlja innovacij [Red light for innovations], Nauka i innovacii [Science and innovations], 2011, no. 9 (103).

2. Glaz'ev S. Zachem nuzhen Tamozhennyj sojuz? - Evrazijskij delovoj sovet [Why the Customs union is necessary? - Euroasian business council], Moscow, 2010.

3. Glaz'ev S. Как osedlat' volnu [How to ride out a wave], Nezavisimaja gazeta [Independent newspaper], 2012, 6 fevralja.

4. Glaz'ev S. Obwij bonus i chastnye perspektivy [General bonus and private prospects], Jeko-nomicheskaja gazeta [Economic newspaper], 2010, 9 avgusta.

5. Gorbatov A. Oshibka mnenij i interesov [Error of opinions and interests], available at: http://www.newsland.ru.

6. Panina T. Bezgranichnye granicy [Boundless borders], Rossijskaja gazeta [Russian newspaper], 2010, 28 ijulja.

7. Primakov E. 2011 god: vzgljad v buduwee [2011: prospection], Rossijskaja gazeta [Russian newspaper], 2012, 16 fevralja.

8. Snopkov N. Vazhnyj faktor jekonomicheskogo rosta [Important factor of economic growth], Jekonomika Belarusi [Economy of Belarus], 2012, no. 1.

ЭКОНОМИКА

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЬЕКТОМ НА ОСНОВЕ РАЗЛИЧНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ

Якимчук Светлана Васильевна, доктор экономических наук, профессор

Белгородский государственный университет 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 E-mail: Yakimchukl995@mail.ru

Заболотная Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, старший преподаватель

Белгородский университет кооперации, экономики и права 308023, г. Белгород, ул. Садовая, д. 116а E-mail: znv6240@gmail.com

Стратегия - это не только осознанное решение относительно миссии, целей, задач и методов их решения, но и реализация взгляда на бизнес как на нескончаемый процесс, достижение поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По существу, стратегия есть набор правил для принятия управленческих решений, которыми хозяйствующий субъект руководствуется в своей деятельности, основываясь на различных инновационных подходах.

Ключевые слова: стратегия, управление, хозяйствующий субъект, социальная защита.

DEVELOPMENT OF BUSINESS ENTITY MANAGEMENT STRATEGY BASED ON DIFFERENT INNOVATIVE APPROACHES

Yakimchuk Svetlana ID.Sc. (Economics), Professor

Belgorod State University

85 Pobeda st., Belgorod, 308015, Russia

E-mail: Yakimchukl995@mail.ru

Zabolotnaya Natalia V., Ph.D. (Economics), Senior Lecturer

Belgorod University of Cooperation, Economics and Law 116a Sadovaya st., Belgorod, 308023, Russia E-mail: znv6240@gmail.com

Strategy is not only a conscious decision about the mission, goals, objectives and methods of their solution, but also a realization of view on business as a never-ending process, achievement of the goals by coordinating and distributing resources of the company. Essentially, strategy is a set of rules for management decisions, by which the business entity is guided in their work based on the different innovative approaches.

Keywords: Strategy, Management, Business entity, Social protection.

В экономической литературе понятие стратегии и связанно с его использованием идеи, которые пришли в экономическую науку из военной сферы. Понятие «стратегия» стало неотъемлемым элементом мировоззрения людей. Стратегия придает смысл всему тому, что можно сегодня назвать нормой рационального поведения, относится ли это к организации или же к отдельному человеку.

В любой организации, независимо от «среды обитания», есть определенная стратегия производственно-коммерческой деятельности. Это подход к принятию решений, затрагивающих жизненные интересы данной организации, порядок распределения ресурсов, система производственно-коммерческих приоритетов, способы разрешения конфликтных ситуаций, т.е. системный выбор, который делает организация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.