4. Лушкин С. А. Некоторые аспекты инвестирования строительства жилья на долевой основе / С. А. Лушкин // Экономика строительства. - 2001. - № 7. - С. 18.
5. Цылина Г. А. Институциональная структура современного рынка ипотечного кредита и ее тенденции / Г. А. Цылина // Жилищное строительство. - 2000. - № 11. - С. 21.
6. Цылина Г. А. Ипотечное кредитование и риски / Г. А. Цылина // Жилищное строительство. - 2001. - № 5. - С. 5.
7. Матюгина Э. Г. О рынке жилья / Э. Г. Матюгина // Жилищное строительство. - 2001. -№ 1. - С. 8.
References
1. Zhukov L.M. Problemy fmansirovaniya investitsiy v Rossii. Ekonomika stroitelstva. 2002, no. 1, р. 27.
2. Mezhdunarodnyy opyt zhilishchno-ipotechnogo kreditovaniya: doklad fonda «Institut eko-nomiki goroda». Spravochno-informatsionnaya sluzhba «Ipoteka». Available at: http://www.ipoteka.cosa.ru.
3. Shcherbinin A.G. Zarubezhnyy opyt privlecheniya investitsiy v stroitelstvo zhilya. Nedviz-himost i investitsii. Pravovoe regulirovanie. 2003, no. 1.
4. Lushkin S.A. Nekotorye aspekty investirovaniya stroitelstva zhilya na dolevoy osnove. Ekonomika stroitelstva. 2001, no. 7, р. 18.
5. Tsylina G.A. Institutsionalnaya struktura sovremennogo rynka ipotechnogo kredita i ee ten-dentsii. Zhilishchnoe stroitelstvo. 2000, no. 11, р. 21.
6. Tsylina G.A. Ipotechnoe kreditovanie i riski. Zhilishchnoe stroitelstvo. 2001, no. 5, р. 5.
7. Matyugina E.G. O rynke zhilya. Zhilishchnoe stroitelstvo. 2001, no. 1, р. 8.
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Гаврилина Наталья Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент
Астраханский государственный технический университет
414025, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 16
E-mail: GavrilinaN.E@mail.ru
В статье рассматриваются важнейшие вопросы функционирования Единого экономического пространства и перспективы создания Евразийского экономического Союза как важнейшего объединения государств на постсоветском пространстве. Автор рассматривает важнейшие показатели экономического развития стран-участников Таможенного Союза, приводит данные по уровню развития экономики и интеграции в различные сферы экономики. В статье приводятся точки зрения ведущих ученых-экономистов стран СНГ, занимающихся изучением вопросов проблем и перспектив создания Евразийского экономического Союза. Автор затрагивает основные правовые, экономические и политические стороны сотрудничества в рамках Единого экономического пространства и создания на его базе Евразийского экономического Союза.
Ключевые слова: интеграция, таможенный союз, Единое экономическое пространство, внешняя торговля, экспорт товаров, национальные хозяйства.
POSSIBLE WAYS OF PROGRESS AND PROSPECT OF THE EUROASIAN ECONOMIC UNION
Gavrilina Natalya Ev., Ph.D. (Economics), Associate Professor
The Astrakhan State Technical University
16 Tatishchev st., Astrakhan, 414025, Russia
E-mail: GavrilinaN.E@mail.ru
In article the major questions of functioning of Uniform economic space and prospect of creation of the Euroasian economic Union as major association of the states on the postsoviet space are considered. The author considers the major parameters of economic progress of the countries of-participants of the Customs Union, cites data on a level of development of economy and integration
into various areas of economy. In article the points of view of the leading scientific-economists CIS countries, questions of problems engaged by studying and prospects of creation of the Euroasian economic Union are resulted. The author mentions the basic legal, economic and political sides of cooperation within the limits of Uniform economic space and creation on its base of the Euroasian economic Union.
Keywords: Integration, the Customs union, Uniform economic space, Foreign trade, Export of goods, National facilities.
В настоящее время в отношениях внутри Таможенного Союза наметились значительные позитивные изменения, характеризующиеся расширением экономических связей, разработкой новых вариантов сотрудничества, мерами по унификации правовой базы. Динамика изменений в мировой геополитике и геоэкономике сегодня нарастает. Вызовам современности, безусловно, наиболее успешно отвечает интеграция -процесс соединения экономических потенциалов государств с целью получения эффекта развития для национальных экономик. Истекшее десятилетие убедительно показало востребованность и жизненную силу ЕврАзЭС, которое продемонстрировало такие весомые конкретные достижения, как создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, учреждение Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС. Уверенными темпами формируется Единое экономическое пространство.
Сергей Глазьев, ответственный секретарь Комиссии Таможенного Союза, ведущий специалист в области доктор экономических наук, профессор, академик РАН, считает, что «формат Единого экономического пространства, который мы на сегодня имеем, в значительной мере вырос из тех изначальных идей, которые закладывались в это образование. Оно дает нам общий рынок товаров, услуг, капитала и труда. Фактически сейчас мы уже построили классический общий рынок в настоящий момент на три государства - Россию, Казахстан и Беларусь. Этот общий рынок в основе своей имеет Таможенный союз, который означает беспрепятственное передвижение товаров на всей единой таможенной территории, где действует единый универсальный механизм таможенного и торгового регулирования, санитарного, ветеринарного, фи-тосанитарного контроля, в ближайшее время будет построен единый механизм технического регулирования. Единая таможенная территория между тремя государствами функционирует уже год как образование с общим таможенным тарифом и общей системой мер торгового регулирования. Прошло полгода после введения в действие Таможенного кодекса и отмены таможенного контроля по отношению к товарам, произведенным внутри Таможенного союза или прошедшим таможенную очистку. Так вот, за эти полгода функционирования таможенной территории мы получили к уровню 2009 г. (сравниваем сентябрь - декабрь 2010 г. с сентябрем - декабрем 2009 г.) рост товарооборота примерно на 30 %. При этом во взаимной торговле рост носит по-настоящему взрывной характер. Скажем, объем торговли Казахстана с Россией за этот период вырос в два раза, с Белоруссией - в полтора. Причем в большей степени речь идет о поставке казахских и белорусских товаров в Россию. Вывоз из России растет меньшими темпами, но в целом оборот взаимной торговли за полугодие работы Таможенного союза вырос на одну треть. Мы получили и увеличение объема собранных импортных пошлин примерно на треть к уровню предыдущего года - т.е. наблюдается очень хорошая динамика. Отрадно, что рост взаимной торговли идет опережающими темпами. Это означает, что Единое экономическое пространство (разрушенное 20 лет назад) восстанавливается. Особенно быстро идет рост пограничной торговли, который сдерживался наличием таможенного контроля. И этот процесс будет продолжаться, поскольку многие предприятия только сейчас начинают понимать, какие преимущества дал им ТС» [2].
С устранением торговых барьеров экономика стран ЕЭП начинает работать как в одном государстве. Такое мнение Президент Беларуси Александр Лукашенко высказал в интервью межгосударственной телерадиокомпании «Мир» [6]. Президент Беларуси подчеркнул экспортоориентированность белорусской экономики. «И если нам устраивались барьеры при поставках продукции, как это было с Россией, то наша
экономика несла серьезный ощутимый ущерб», - сказал он [5]. «Эти барьеры больно били по нашей экономике. Сегодня этого нет, в основном нет, - сказал глава государства. - Бывает, что еще кое-кто хотел бы какие-то извлечения, какие-то новые правила установить для чего-то. На это наложилось вступление России в ВТО. Здесь мы еще, может быть, не все проблемы видим, но чувствуем, что здесь будут проблемы. Но они преодолимы. Рано или поздно мы бы к этому пришли». «Но этих барьеров нет. Субъекты хозяйствования могут свободно торговать на этом пространстве, появилась свобода для бизнеса, предприятий. То есть, экономика начинает работать как в одном государстве. Согласитесь, это дорогого стоит. И это Беларусь получила так же, как это получили и Россия и Казахстан». В настоящее время Россия и Беларусь вышли на совершенно новый уровень стратегического партнерства. «Объем взаимной торговли за минувший год достиг 38 млрд долл. Это беспрецедентная цифра за всю историю российско-белорусских отношений, в том числе в рамках Союзного государства. Беларусь и Россия с 1998 по 2011 г. аккумулировали в союзном бюджете и направили на решение общих проблем почти 40 млрд российских руб. За счет совместных средств полностью или частично было профинансировано 56 совместных программ. Кроме того, ежегодно реализуется около двух десятков мероприятий в сфере культуры, образования, спорта, информации, социальной политики. Если на начальном этапе союзного строительства совместные программы предусматривали поддержку отдельных предприятий и отраслей, научных коллективов, восстановление производства значимых видов продукции, то сейчас они направлены в основном на создание и развитие передовых направлений науки, техники и технологий. Сегодня уже мало кто вспоминает прогнозы некоторых скептиков, что союз Беларуси и России растворится в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
Союзная интеграция приносит конкретные, ощутимые результаты.
Инвестиции в будущее Союзное государство и Таможенный союз, ЕЭП не конкурируют, а дополняют друг друга. Именно на это обратил внимание и премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович во время переговоров с Дмитрием Медведевым. Руководитель белорусского правительства выразил уверенность в том, что объем взаимной торговли между странами будет расти, а опыт, накопленный в Союзном государстве, будет полезным при становлении Евразийского экономического союза. В Союзном государстве есть то, чего пока нет в ЕЭП, - единый бюджет, прорывные совместные программы, инновационные проекты, высокий уровень гуманитарного и военно-технического сотрудничества. Все это хороший залог успеха, а те программы, которые обсуждаются, - реальный механизм инвестиций в будущее. С этим согласился и Дмитрий Медведев. Он пообещал приложить все усилия для развития и процветания Союзного государства и отметил, что для России интеграция с Беларусью остается ключевым приоритетом» [1].
Следует отметить значительные изменения в лучшую сторону в экономических взаимоотношениях России и Беларуси за последние 2-3 года. Улучшился инвестиционный климат в Беларуси, появились новые совместные проекты в сфере наукоемких технологий, расширились торговые связи. «Беларусь открыта для интеграции с Россией во всех сферах. Она будет рада видеть российских партнеров в качестве и акционеров, и новых собственников на рынке недвижимости, а также в инфраструктурных, сетевых, отраслевых и других проектах. Россия в свою очередь рассчитывает на реализацию совместных с Беларусью проектов в сфере автомобиле- и машиностроения. Сейчас стороны обсуждают возможность создания совместного холдинга «Росбелавто» на базе активов КамАЗа и МАЗа. Дмитрий Медведев выразил надежду на то, что эти переговоры завершатся в краткосрочной перспективе. Позиции сторон по созданию СП во многом согласованы, заметил он. Однако остаются вопросы, которые подлежат уточнению, ведь при реализации проекта предстоит соблюсти баланс интересов обеих стран и компаний. Михаил Мясникович также надеется на скорейшее создание совместного холдинга. Основные подходы определены, а детали будут отработаны, выразил уверенность премьер-министр. По единогласному мне-
нию сторон, именно совместные транснациональные корпорации должны стать одной из главных движущих сил белорусско-российского сотрудничества. Они смогут производить современную конкурентоспособную продукцию, востребованную не только на территории Таможенного союза, но и за его пределами. И во многом успех этой работы зависит от инновационных проектов, которые Беларусь и Россия выполняют и будут выполнять в различных областях, в том числе в сфере информационно-коммуникационных, нано- и биотехнологий, квантовой физики. Это те направления, которые не только определяют развитие экономики, но и укрепляют безопасность государств [1].
В современном мире интеграционные процессы - это необходимость, подсказанная жизнью, продиктованная временем и обусловленная экономическими реалиями. Механизм интеграции «тройки» был запущен в январе 2010 г. Именно тогда начал функционировать Таможенный союз, который стал первым и очень важным шагом на пути к более углубленной форме интеграции - Единому экономическому пространству. И вот уже с 1 января 2012 г. ЕЭП работает. Беларусь, Казахстан и оссия переходят на новую ступень интеграции, предполагающую свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы, что, несомненно, укрепит позиции каждой страны в конкурентной борьбе на международном рынке продукции и услуг. Создание Единого экономического пространства - это не просто следующий шаг, это этап интеграции трех государств, который должен заложить прочную основу для Евразийского экономического союза. Следующий этап-создание Евразийского экономического союза. «Евразийский экономический союз может появиться уже с 2015 г., эта дата, скорее всего, будет соблюдена, сообщила министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая. Логично, что такому объединению понадобится и общая валюта. «Здесь главное -не повторять ошибок европейской интеграции», - подчеркнула министр. По мнению Валовой, создание общей валюты должно исходить из внутренней необходимости стран-участников нового объединения стран, но никак не из принципов внешней защиты, как это было при создании Евросоюза. Для успешных интеграционных процессов необходимо подтягивать правовое поле. «Инвестиционный комфорт для сближения экономик создадут незыблемость права собственности, современные судебная и налоговая система», - подчеркнул председатель Госдумы Сергей Нарышкин. По его словам, для этого нужна профессиональная правотворческая работа. «И Государственная Дума усилит мониторинг уже принятых законов, поскольку интеграционные процессы необходимо продолжать» [4]. Следует отметить, что существует ряд важнейших аспектов, которые следует отметить как важнейшие на пути создания Единого экономического пространства. «Создание Единого экономического пространства и, в последующем, Евразийского экономического союза предполагает формирование его общейстратегии развития. Без этого предусмотренная соглашениями по ЕЭП координация макроэкономической и антимонопольной, политики, регулирование финансовых рынков и естественных монополий, госзакупок, предоставления промышленных и сельскохозяйственных субсидий, также как и осуществляемое в настоящее время внешнеторговое регулирование не может осуществляться обоснованно и эффективно. Необходимо разработать и принять решением Высшего органа ТС методику стратегического планирования, предусматривающую порядок подготовки долгосрочного прогноза и среднесрочной концепции экономического развития, а также реализующей ее системы мер регулирования внешней торговли, технического и таможенного регулирования, макроэкономической, промышленной, сельскохозяйственной и антимонопольной политики, межгосударственных целевых программ и ориентиров для институтов развития ЕврАзЭС (ЕАБР, ЦВТ, Антикризисный фонд). Для их реализации необходимо формирование наднациональной финансовой системы Таможенного союза. С учетом опыта реализации аналогичных задач в ЕС целесообразно перейти к формированию бюджета Комиссии, доходная часть которого может образовываться за счет части собираемых импортных пошлин
исходя из потребностей финансирования расходной части. В состав последней наряду со сметой Комиссии могли бы включаться расходы на финансирование межгосударственных целевых программ и институтов развития ЕврАзЭС [3]. Таким образом, Россия, Беларусь, Казахстан в настоящее время переходят на новую модель сотрудничества, открывающую значительные перспективы инновационного развития и достижения уровня ведущих мировых держав. Для этого у наших стран есть значительный потенциал и политическая воля руководства, столь необходимые в современных геополитических условиях.
Список литературы
1. Белявская О. Новый этап единения / О. Белявская // Экономика Беларуси. - 2012. -№ 3. - С. 83-88.
2. Глазьев С. Хорошее рядом. Таможенный Союз / С. Глазьев // Независимое обозрение. -
2011. - 22 февраля.
3. Глазьев С. Доклад «О выполнении планов формирования Таможенного союза, установленных решениями Межгоссовета ЕврАзЭС» / С. Глазьев. - 2012. - 2 апреля.
4. Маркелов Р. У Евросоюза появится конкурент / Р. Маркелов // Российская газета. -
2012. - 16 октября.
5. Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. - Режим доступа: http://www.cis.minsk.by, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
6. Официальный сайт ЕврАзЭС. - Режим доступа: http://www.evrazes.com, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус.
References
1. Belyavskaya O. Novyy etap edineniya. Ekonomika Belarusi. 2012, no. 3, рр. 83-88.
2. Glazev S. Khoroshee ryadom. Tamozhennyy Soyuz. Nezavisimoe obozrenie. 2011, 22 February.
3. Glazev S. Doklad «O vypolnenii planov formirovaniya Tamozhennogo soyuza, usta-novlennykh resheniyami Mezhgossoveta EvrAzES». 2012, 2 April.
4. Markelov R. U Evrosoyuza poyavitsya konkurent. Rossiyskaya gazeta. 2012, 16 October.
5. Mezhgosudarstvennaya programma innovatsionnogo sotrudnichestva gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv naperiod do 2020 g. Available at: http://www.cis.minsk.by.
6. Ofitsialnyy saytEvrAzES. Available at: http://www.evrazes.com.
РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ (ФИНАНСОВЫЙ И НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТЫ)
Усачева Любовь Вениаминовна, доцент
Астраханский государственный университет
414026, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: kaspregion@inbox.ru
В статье анализируется начавшаяся в 2010 г. реформа государственных (муниципальных) учреждений. Рассматривается правовой статус казенных, новых бюджетных и автономных учреждений. Дается сравнительная характеристика их финансовых полномочий, а также выявляются особенности уплаты ими отдельных налогов. Приводится определение целевых поступлений в соответствии с налоговым законодательством.
Казенные учреждения, новые бюджетные учреждения, автономные учреждения, бюджетная смета, государственное задание, целевое финансирование.
THE REFORM OF STATE (MUNICIPAL) ENTERPRISES (THE FINANCIAL AND TAX ASPECTS)
Usacheva Lyubov V., Associate Professor
Astrakhan State University
20а Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia
E-mail: kaspregion@inbox.ru