16. Штомпка П. Социология социальных изменений / пер с англ. под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996.
17. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // СОЦИС. 1994. № 5. С. 142-147.
18. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / пер. с нем. Л. Ю. Пантиной. М.: РОССПЭН, 2002.
19. Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
SOCIAL-ECONOMIC TOOLS OF POPULATION S SOCIAL PROTECTION
А. А. Расковалов
Принципы социальной защиты и ее механизмы, представленные в статье, позволяют создать представление о системе экономических, организационных, административных и правовых мер, осуществляемых обществом, другими социальными институтами, которые призваны предотвращать неблагоприятные воздействия на людей со стороны социальной среды и смягчать последствия таких воздействий.
A. A. Raskovalov
Social protection and its tools presented in the article, help to create a picture about the system of economic, organizational, administrative and legal measures implemented by society, by other social establishments that ought to prevent unfavorable influence on people by social sphere and to moderate its consequences.
Ключевые слова: система социальной защиты населения, потребности общества, права, меры социальной поддержки, объективные и субъективные показатели, учреждения и организации.
Keywords: system of populations social protection, needs of society, legal rights, measures of social support, objective and subjective data, establishments and organizations.
Переход российского общества к социально ориентированной рыночной экономике требует создания целостной, многообразной и эффективной системы социальной защиты, включающей экономические и правовые гарантии обеспечения основных прав граждан - законодательно закрепленные государственные формы и уровни удовлетворения потребностей разных групп населения. В настоящее время к числу социальных гарантий относятся:
• права, закрепленные конституцией: на труд и льготы, связанный с его условиями, на образование и медицинское обслуживание, на отдых, на жилище;
• права, устанавливаемые законодательными и нормативными актами: минимальная заработная плата, уровень пенсионного обеспечения, стипендий, пособий социального страхования, пособий отдельным категориям населения.
Необходимо не только сохранение этих гарантий, но и наполнение их новым содержанием, укрепление финансовой базы и, что принципиально важно, - дополнение их новыми. Существуют государственные и негосударственные формы социальной защиты населения. К государственным формам социальной защиты относятся: доступное здравоохранение, льготы, доступное образо-
вание, пенсионное обеспечение, система социального обслуживания и предоставление социальных услуг, меры социальной поддержки граждан. К негосударственным формам относятся: добровольное социальное страхование, благотворительность, частные системы здравоохранения. Таким образом, социальная защита включает три основные формы - социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь [1].
По нашему мнению, методы социальной защиты в России строятся на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности населения. Важнейшим среди социальных нормативов является минимальный потребительски бюджет. Он представляет собой систему социальных нормативов, выражающих сложившиеся в обществе представления о минимальном общественно необходимом уровне потребления, обеспечивающем удовлетворение наиболее насущных потребностей.
Его общий объем соответствует уровню номинального дохода, который дает возможность удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм потребления, покрывающих энергетические
затраты и потребность организма в основных питательных веществах, необходимых для жизнедеятельности взрослых, для роста и развития детей. Доходы также должны быть достаточными для обеспечения минимальных потребностей в необходимых предметах одежды, обуви, предметах культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, основных видах услуг.
В данной работе мы опираемся на следующее определение: социальная защита представляет собой систему мероприятий, осуществляющихся государством и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Традиционно технологии разработки минимального потребительского бюджета формировались на чисто статистической, нормативно-статистической и нормативной базе, то есть на информационно-методических основах [2].
Статистический подход предполагал использование данных обследований бюджетов населения с уровнем доходов ниже средних. Исходя из них определялось конкретное количество входящих в бюджет материальных благ и услуг и расходов на них. Значительно более распространенным является нормативно-статистический подход. Он предполагает разработку научно обоснованных нормативов для продуктов питания и наиболее важных услуг, прежде всего жилья, и оценки расходов на удовлетворение других видов потребностей по статистическим данным с учетом настоятельности различных потребностей, определяемых на базе тех же статистических закономерностей и экспертных оценок.
При исчислении прожиточного минимума до начала 1990 г. минимальный прожиточный бюджет, который должен был лечь в основу социальных гарантий, разрабатывался практически чисто нормативным методом, с использованием статистической информации в качестве вспомогательной. Бюджет включал приблизительно 300 разновидностей различных товаров и услуг, объединенных в «потребительские корзины»: продукты питания, гардероб, предметы бытового и хозяйственного назначения общесемейного пользования, предметы санитарии и гигиены, лекарства, социально-культурные услуги, содержание детей в дошкольных учреждениях и т. п.
Поскольку потребности разных групп населения различны, нормативы потребления по конкретным продуктам определялись по различным демографическим группам населения: детей по четырем возрастным группам, трудоспособных мужчин и женщин, пенсионеров, жителей города и деревни, семей разного состава. Для количественного определения норм потребления использовались данные специальных научных исследований, статистические данные, экспертные оценки. Традиционные методики, совпадающие в этом плане с общепринятыми мировыми положениями, предполагали использование в расчетах прейскурантных цен.
Создаваемая в настоящее время в РФ система социальной защиты населения во многом базируется на опыте
наиболее развитых зарубежных стран с рыночной экономикой. Однако если в России ее основные элементы создаются одноразово, на законодательной основе и в основном на государственной экономической базе, то в большинстве других стран система социальной защиты явилась результатом достаточно длительного развития и отличается множеством форм и экономических источников. В то же время системы социальной поддержки имеют и общие, обусловленные основными особенностями социализированной экономики характеристики, что позволяет творчески заимствовать опыт других стран. Рассмотрим с этой точки зрения основные элементы системы социальной защиты.
Минимальный потребительский бюджет - нормативная основа системы социальной защиты населения. Перечислим конкретные функции, с которыми это связано.
Прежде всего, объем минимального потребительского бюджета является той границей, которая определяет низкий уровень жизни.
Все лица, уровень дохода которых ниже его, автоматически должны быть объектами социальной защиты и иметь право на помощь общества, так как они попадают в категорию бедности. Бедность - это состояние, вызванное недостатком материальных ресурсов в течение определенного отрезка времени и в такой степени, что ведение нормального образа жизни и наличие условий жизни, которые являются привычными или, по крайней мере, поощряются или принимаются в обществе, становится невозможным или чрезвычайно затруднительным.
Черта бедности - минимальный уровень реальных доходов, позволяющий гражданам данной страны в данный период времени при данном уровне цен покрывать расходы на удовлетворение самых основных материальных потребностей, то есть обеспечить прожиточный минимум.
Прожиточный минимум - минимальный набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимый для обеспечения основных физиологических потребностей человека.
Согласно данным Росстата, в 2011 г. около 16,5% российского населения имело доходы ниже прожиточного минимума, а по расчетам специалистов Института социально-экономических проблем народонаселения и субъективным оценкам населения, реальная доля бедных в России - примерно в 2 раза выше. За 2000-2011 гг. коэффициент фондов, характеризующий уровень неравенства в доходах, увеличился с 13,9 до 17,9 раза [3].
Дифференциация доходов от собственности и расходов на приобретение недвижимости и сбережения - чрезвычайно высокая. В частности, дифференциация доходов от собственности превышает дифференциацию предпринимательских доходов примерно в 5 раз, а дифференциацию доходов от оплаты труда - примерно в 9 раз. При этом дифференциация предпринимательских доходов превышает дифференциацию доходов за счет оплаты труда примерно в 1,7 раза.
На наш взгляд, эти обстоятельства являются источником ненормально высокой дифференциации расходов на
покупку непродовольственных товаров и оплату услуг. 20% наиболее обеспеченного населения потребляет около 60% всех непродовольственных товаров - в 47 раз больше, чем потребляют 20% наименее обеспеченного населения. И они же потребляют примерно 65% всех платных услуг - в 65 раз больше, чем 20% наименее обеспеченного населения, на долю которого приходится около 1% всех платных услуг.
Таким образом, скрываемые и не учитываемые доходы не смягчают картину неравенства и бедности, так как львиная доля неофициальных доходов достается богатым и только увеличивает неравенство, а доходы за счет собственности и предпринимательства составляют истинную подоплеку социально-экономической поляризации российского общества между полюсами богатства и бедности.
Экономическая бедность в России обусловливается: низкой оплатой труда, особенно в бюджетных секторах экономики; низкой производительностью труда и, соответственно, низкой оплатой труда в ряде внебюджетных отраслей; значительной задолженностью по оплате труда в связи с несоблюдением работодателями своих обязательств; высокой долей дотационных регионов среди всех субъектов РФ [4].
В общей структуре факторов, определяющих неравенство по уровню благосостояния, место жительства является основным. Наибольший вклад в общую и экстремальную бедность вносят депрессивные регионы и сельские поселения. Поселенческие различия в уровне и качестве жизни проявились в том, что сельские жители составляют 40% от общей численности бедного населения, что практически в 1,5 раза превышает численность сельских жителей в общей численности населения.
Население территорий с экономикой, ориентированной на добычу природных ресурсов, живет, в основном, за счет заработной платы; есть субъекты Федерации, где социальные трансферты составляют практически треть всех денежных ресурсов населения. В Москве и других крупных городах скрытые от наблюдения доходы имеют высокий удельный вес.
Экономический рост привел к увеличению спроса на рабочую силу, повышению оплаты труда, сокращению задолженности по заработной плате и социальным пособиям. За 2005-2011 гг. уровень безработицы в целом по России снизился с 10,6% до 7,6%, однако региональная дифференциация остается слишком высокой: от 0,8% в Москве до 65-74% в Республиках Ингушетия и Чечня [3].
Сложившийся уровень заработной платы не обеспечивает зачастую даже ее основополагающую функцию -воспроизводственную. Уровни бедности сильно различаются по регионам. Так, уровень бедности в разных регионах в 2011 г. варьировался от 5,5% до 38,4%, различаясь в 7 раз. В бедных регионах более низкие зарплаты и более высокая безработица. Региональные экономические контрасты чрезвычайно велики: душевой валовой региональный продукт (ВРП) Тюменской области почти в 13 раз выше показателя Ингушетии. Средний показатель пяти регионов-лидеров в 5,5 раз выше душевого ВРП пяти регионов-аутсайдеров.
Таким образом, делая выводы, целесообразно отметить следующее:
1. Низкий уровень оплаты труда, не обеспечивающий прожиточный минимум работника, является очевидным аспектом формирования бедности трудоспособного населения. Несмотря на ярко выраженную связь между уровнем развития региона и его бедностью, главным передаточным механизмом между изменениями в экономической структуре региона и его социально-экономическими условиями является рынок труда.
2. В результате роста территориальных экономических диспропорций и свертывания механизмов социального выравнивания региональные различия в нашей стране на уровне доходов и их бедности стали намного сильнее.
3. Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует создания целостной, многообразной и эффективной системы социальной защиты, включающей экономические и правовые гарантии обеспечения основных прав граждан - законодательно закрепленные государственные формы удовлетворения жизненных потребностей разных групп населения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хасбулатова О. А., Эрмиш И. Г. Модернизацион-ные аспекты системы социальной защиты населения // Женщина в российском обществе. 2010. № 3. С. 3-8.
2. Ахмадинуров Р. М. Проблема социальной защиты населения на рынке труда // Социальная политика и социология. 2009.№ 3. С. 154.
3. Крякалов И. С. Монетизация: Назад дороги нет // Парламент. газ. 2011. № 5.
4. Афанасьев С. А. Социальное страхование: время модернизации // Вестн. гос. соц. страхования. 2010. № 6. С.12-16.