Научная статья на тему 'Социально-экономические конфликты в современном обществе'

Социально-экономические конфликты в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3555
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕРЕСЫ / INTERESTS / КОНФЛИКТ / CONFLICT / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SOCIAL SAFETY / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Недобега Елена Александровна

В статье рассмотрены особенности социально-экономических конфликтов и их роль в развитии общества на примере Украины. Социально-экономические конфликты возникают между участниками государственного управления, корпоративных отношений и обществом из-за различий в их интересах и потребностях. В результате неразрешенных конфликтов наблюдается снижение уровня социальной безопасности страны. Для того, чтобы конфликты имели позитивное влияние на развитие общества, следует наладить диалог между сторонами конфликта через сотрудничество и взаимодействие и максимально придерживаться принципов гармонизации интересов и социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-ECONOMIC CONFLICTS IN A MODERN SOCIETY

In the report features of social-economic conflicts and their role in society development are considered by the example of Ukraine. Social-economic conflicts arise between participants of public administration, corporate relations and society as a result of distinctions in their interests and requirements. Unresolved conflicts result in decrease in level of social safety of the country. In order to make conflicts influece society development positively, it is necessary to adjust interaction between conflict parties through cooperation and to adhere to the principles of harmonization of interests and social responsibility.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические конфликты в современном обществе»

УДК 316.48

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Е.А. Недобега

Восточноукраинский национальный университет им. Владимира Даля E-mail: l_grechishkina@mail.ru

В статье рассмотрены особенности социально-экономических конфликтов и их роль в развитии общества на примере Украины. Социально-экономические конфликты возникают между участниками государственного управления, корпоративных отношений и обществом из-за различий в их интересах и потребностях. В результате неразрешенных конфликтов наблюдается снижение уровня социальной безопасности страны. Для того чтобы конфликты имели позитивное влияние на развитие общества, следует наладить диалог между сторонами конфликта через сотрудничество и взаимодействие и максимально придерживаться принципов гармонизации интересов и социальной ответственности.

Ключевые слова: интересы, конфликт, общество, развитие, социальная безопасность, социальная ответственность.

SOCIAL-ECONOMIC CONFLICTS IN A MODERN SOCIETY

EA. Nedobega

Volodymyr Dahl East Ukrainian National University E-mail: l_grechishkina@mail.ru

In the report features of social-economic conflicts and their role in society development are considered by the example of Ukraine. Social-economic conflicts arise between participants of public administration, corporate relations and society as a result of distinctions in their interests and requirements. Unresolved conflicts result in decrease in level of social safety of the country. In order to make conflicts influece society development positively, it is necessary to adjust interaction between conflict parties through cooperation and to adhere to the principles of harmonization of interests and social responsibility.

Key words: interests, conflict, society, development, social safety, social responsibility.

Введение

Динамические изменения, которые произошли в ХХ в. в экономической, политической, научно-технической, социально-культурной среде, привели к возникновению общемировых проблем человечества и конфликтов как на международном, так и на национальном уровнях. Особенно остро эта проблема проявляется в молодых государствах, странах с трансформационной экономикой и в периоды кризисных явлений.

Украина имеет недостаточный уровень развития производственных взаимоотношений и значительно отстает от развитых стран, потому и не может обеспечить достойный жизненный уровень населения, решить социальные проблемы. К сожалению, доходы большей части украинского населения находятся на уровне прожиточного минимума и ниже. Более того, за годы независимости наблюдается значительное ухудшение демографиче-

© Недобега Е.А., 2013

ской ситуации. Численность имеющегося населения в Украине на 1 июня в 2012 г. составляла 45565,9 тыс. чел. (при том, что еще 10 лет назад эта цифра равнялась 52000 тыс. чел.). Эта информация вынуждает всерьез задуматься над вопросом, что ожидает в дальнейшем нашу страну.

Реалии экономического и социального развития Украины свидетельствуют о недостаточной степени стабильности национальной экономики, ее конфликтности и склонности к разбалансированию. В этих условиях возрастает роль и обусловливается необходимость рассмотрения вопроса социально-экономических конфликтов в современном обществе.

1. Анализ последних исследований и публикаций

Понятие «конфликт» происходит от латинского сопШСш и означает столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное противоречие, острый спор, который приводит к борьбе. Однако хотелось бы отметить, что еще не сложилось единого общепризнанного подхода к определению конфликта. Не вдаваясь детально в характеристику концепций конфликтологии, рассмотрим некоторые из существующих подходов.

По мнению Л. Козера [2, с. 39], конфликт является одним из видов социального взаимодействия, это «борьба за ценности и претензии на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят вред или устраняют своих соперников». А. Здравомыслов [2, с. 39] определяет конфликт как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, форму отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противоположными ценностями и нормами, интересами и потребностями. Конфликт также представляется [4, с. 32] как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкого сообщества противоречивости процесса взаимодействия и отношений, отличий, а то и несовместимость интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.

Конфликт [4, с. 36] - это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборствующих и взаимоувязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

Конфликт [3, с. 158] можно определить как наиболее деструктивный способ развития и завершения противоречий, которые возникают в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности. Кроме конфликта, социальные противоречия могут завершаться и решаться путем сотрудничества, компромисса, уступки или избежания. Как сказал Р Аккофф [1, с. 57], «там, где есть выбор, конфликт вероятен, там, где нет выбора, не может быть никаких противостояний».

Чаще всего, говоря о конфликте, его ассоциируют с агрессией, враждебностью, спорами, угрозами, т.е. рассматривают как нежелательное явление, которого следует по возможности избегать или пытаться решить как можно скорее. Однако конфликт можно и нужно рассматривать и с позитивной стороны, поскольку он выступает в качестве стимула к развитию региона, предприятий и организаций, групп и отдельного человека. Если конфликт

рассматривать в системе социальных отношений, возникает понятие социального конфликта [6, с. 13], представляющего собой процесс, в котором индивид или группа индивидов стремятся к достижению собственных целей путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы индивидов.

Конфликты в экономике возникают в связи с противоречиями между сторонами, когда их интересы не совпадают относительно производства, распределения, потребления и обмена ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, технологическими, инновационными, информационными и др.). Это конфликты, которые связаны с рыночной конкуренцией, с отношениями предприятий и различных структур государственного управления, конфликты внутри предприятий и организаций и т.п.

Невзирая на достаточное количество научных трудов в отрасли конфликтологии, проблема определения роли социально-экономических конфликтов в развитии общества по-прежнему актуальна. Поэтому целью данного исследования является определение социально-экономического конфликта, причин и направлений решения конфликтов.

Учитывая вышеприведенные трактовки, социально-экономические конфликты можно определить как разновидность конфликтов, которые возникают между участниками государственного и местного управления, корпоративных отношений и обществом относительно удовлетворения определенных интересов или потребностей (рис. 1). Экономические и социальные интересы сложно разграничить, поскольку от уровня экономического развития напрямую зависит уровень социального развития общества, а соответственно и уровень конфликтности. Чем будет лучше благосостояние каждого человека, тем меньше будет вероятность возникновения конфликтных ситуаций и противоречий.

Из определения конфликта ясно, что одним из важных его признаков является противоположность интересов. Именно интересы [5] являются реальной причиной деятельности социальных субъектов, направленной на удовлетворение определенных потребностей; лежат в основе непосред-

2. Изложение основного материала исследования

Интересы человека

Интересы региона

Интересы

Интересы

предприятий

государства

Рис. 1. Конфликты в социально-экономической среде

ственных побуждений, мотивов, идей и т.п.; определяются положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений.

При этом интересы и потребности не являются тождественными понятиями. Если потребность - это необходимость для человека чего-либо, то интерес является осознанием потребностей и возможности или невозможности их удовлетворения с учетом социальных условий и собственных потребностей, которые реализуются в определенной целенаправленной деятельности [7, с. 66].

Интересы человека связаны, прежде всего, с обеспечением его социальной безопасности, которая уже рассматривалась в нашей работе [8, с. 172-173] как состояние защищенности жизнедеятельности человека и удовлетворение его потребностей. К сожалению, в Украине наблюдается недостаточный уровень социального развития, о чем свидетельствуют отрицательные показатели рождаемости (в 2012 г. численность населения сократилась на 106046 чел. по сравнению с 2011 г.), увеличение миграционных потоков (на 18172 чел. в 2012 г. по сравнению с 2011 г.), низкий уровень доходов населения и т.п. В Украине по данным Института демографии и социальных исследований НАН Украины 24 % населения не дотягивает до общегосударственных средних стандартов жизни, а 16 % вообще живет за чертой бедности. При этом речь идет об общегосударственных стандартах, если же за основу взять европейские стандарты, то за чертой бедности окажется примерно 80 % населения Украины. Характерной особенностью является то, что за чертой бедности живут люди, которые имеют постоянное место работы, но получаемых доходов недостаточно для удовлетворения физиологических потребностей.

Одним из наиболее проблемных вопросов является также реформирование системы здравоохранения. В результате проведенных реформ не удовлетворяются в полном объеме потребности населения в доступной, высококачественной и эффективной медицинской помощи. Согласно данным рейтинга, составленного агентством «Bloomberg», по уровню здоровья своих граждан Украина занимает 99-е место в мире.

Исходя из приведенных фактов, можно говорить о том, что в Украине социальное развитие находится на низком уровне. Социальные проекты и реформы, которые разрабатываются и внедряются в жизнь, являются эффективными преимущественно на бумаге, в действительности же население страны не живет, а выживает. В результате наблюдается деградация и вымирание нации, высокий уровень преступности и коррупции.

Как уже упоминалось ранее [9, с. 185], интересы предприятий и органов государственной власти Украины имеют много общих точек пересечения, которые в большинстве своем являются основой развития общества и в то же время вызывают конфликт социально-экономических интересов, поскольку главной задачей предприятия является максимизация прибыли (не всегда законным путем), а задачей органов власти - увеличения доходной части государственного и местных бюджетов за счет налоговых поступлений.

О конфликте интересов между субъектами хозяйствования и органами власти свидетельствует тот факт, что в рейтинге экономической свободы

2013 г. Украина заняла 161-е место из 177 стран, получив 46,3 балла из 100 возможных [14]. Значение Индекса экономической свободы Украины в течение последних 9 лет имеет негативную тенденцию, поскольку с 2006 г. этот показатель уменьшился почти на 10 баллов. При этом наибольшее падение наблюдается по показателю финансовой свободы (с 66-го места в 2008 г. на 130-е в 2013 г.). Существенно ухудшились показатели фискальной свободы (93-е место), свободы от коррупции (149-е место), свободы инвестиций (154-е место).

Налоговая сфера является одной из наиболее конфликтных. По подсчетам Всемирного банка украинский бизнес в той или иной форме выплачивает 135 различных налогов. Это самый высокий показатель в мире. Неудивительно, что количество налоговых споров в административных судах постоянно увеличивается. Бюджетообразующие налоги, такие как налог на прибыль и НДС, составляют основной объект споров. В таких спорах часто предметом являются операции, в которых фиктивные субъекты хозяйствования выступают либо контрагентами налогоплательщиков, либо же включены в качестве посредников в цепочку движения товара от производителя или импортера к налогоплательщику [12]. Кроме того, достаточно распространены дела по обращению налоговых органов о взыскании налогового долга. В последнем случае, налогоплательщик зачастую узнает о том, что он что-то не доплатил государству, только после того как получит результаты налоговой проверки. То есть добросовестный по своей сути плательщик налогов в силу своей недостаточной осведомленности в тонкостях налогового законодательства и бухгалтерского учета попадает в неприятную ситуацию, сам того не желая и не подозревая о существовании проблем [12].

В целом наиболее проблемные факторы для ведения бизнеса в Украине представлены на рис. 2 [13]. Как видим, помимо проблем в налоговой сфере значительно усложняют существование украинского бизнеса такие факторы, как нестабильность государственной политики, коррупция, неэффективность работы чиновников, инфляция и т.п. Все эти факторы приводят к возникновению конфликтных ситуаций и низкому уровню социально-экономического развития страны. По результатам 2012 г. Украина является одним из наиболее коррумпированных государств мира. В опубликованном очередном ежегодном рейтинге, проведенном международной общественной организацией Transparency International, Украина заняла 144-е место в списке 176 стран. Точных данных о том, сколько государство теряет поступлений в бюджет из-за коррупции в налоговой сфере, нет, однако, по приблизительным подсчетам различных организаций, эта сумма превышает 70 млрд грн.

Как утверждалось ранее [10, с. 82], для решения социально-экономических конфликтов между предприятиями и органами власти должна быть двусторонняя заинтересованность, т.е. со стороны государственных и местных органов власти необходимым видится всестороннее стимулирование и поддержка своих производителей, а со стороны предприятий - соблюдения принципов корпоративной социальной ответственности. Однако часто наблюдается противоположная ситуация, когда из-за отсутствия эффек-

Налоговая политика

Нестабильность государственной политики

Коррупция

Налоговые ставки Неэффективность работы чиновников (в т.ч. разрешительной системы) Инфляция

Нестабильность местной и государственной власти

Доступ к финансированию Низкая квалификация рабочей силы Неразвитая инфраструктура Региональная таможенная политика

Доступ к земельным ресурсам

Ограничительное трудовое законодательство

Преступность и кражи Валютное регулирование

0 5 10 15 20

%

Рис. 2. Наиболее проблемные факторы для ведения бизнеса

тивных инструментов для решения конфликтов напрасно тратятся и время, и средства. Подобные неудачи приводят к неспособности как предприятиями, так и органами власти осуществлять любые изменения, в результате чего тормозятся все процессы социально-экономического развития общества.

Лучшим способом разрешения любых конфликтов, несомненно, является их предотвращение. Однако, если это абсолютно невозможно, то нужно хотя бы уменьшить их вероятность. Для реализации этой цели можно предложить концепцию развития всех субъектов, которая основывается на принципах самоорганизации, самоуправления и самоограничения (рис. 3).

Рис. 3. Концепция развития общества

Принцип самоорганизации проявляется через программу гармонизации общественных отношений, которая включает изменчивые во времени приоритеты, интересы, ценностные ориентиры, мотивы и цели относительно постоянных во времени законов организации [11, с. 169].

Принцип самоуправления означает самостоятельность в управлении своими делами. Принцип самоограничения является, пожалуй, одним из определяющих в этой концепции, поскольку выражает способность субъекта отказаться от удовлетворения какой-либо потребности для достижения более высокой цели. На это способны немногие, нужно четко осознавать, для чего это нужно.

В результате соблюдения вышеуказанных принципов возникает саморегулирующаяся система, которая при условии соблюдения принципов корпоративной социальной ответственности может стать основой социальной безопасности, а значит и социально-экономического развития общества. До тех пор пока обеспечение достойного уровня каждого отдельного человека, уважение его прав и свобод не станут приоритетом, говорить о каких-либо существенных положительных изменениях не приходится.

Заключение

Социально-экономические конфликты постоянно сопровождают нашу жизнь и играют важную роль в обеспечении развития общества. Разрешение конфликтов может иметь как отрицательные, так и положительные последствия. Для того чтобы эти конфликты имели положительное влияние на развитие всех субъектов хозяйствования, следует наладить эффективный диалог между сторонами конфликта (например, между органами местной власти и предприятиями), который бы способствовал достижению «баланса интересов» этих сторон. Это возможно сделать при условии соблюдения принципов корпоративной социальной ответственности не только субъектами хозяйствования, но и органами государственной и местной власти. Безусловно, «баланс интересов» является идеальной моделью взаимоотношений, которая практически недостижима, но к этому надо стремиться, чтобы обеспечить высокий уровень социально-экономического развития общества. Достойный уровень жизни населения должен стать целью экономической и социальной политики государства и целью функционирования каждого субъекта хозяйствования.

Литература

1. Акофф Р. Акофф о менеджменте / пер. с англ.; под ред. Л.А. Волковой. СПб.: Питер, 2002. 448 с.

2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2009. 304 с.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 528 с.

4. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. 240 с.

5. Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/gl_social/

6. Цыбульская М.В., Яхонтова Е.С. Конфликтология / Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003. 100 с.

7. Ылоус В.С. Синергетика та самооргашзащя в економiчнiй дiяльностi: навч. поаб. К.: КНЕУ 2007. 376 с.

8. Недобега О.О. Податкова политика як компонента системи сощально'1 безпеки Укра'ни // Пподаткова полггика: стратепя сощального розвитку: монографiя / [колектив авторiв] за наук. ред. Т.В. Калшеску. Луганськ: вид-во СНУ iм. В. Даля, 2013. С. 170-178.

9. Nedobega Y. Conflicts of interests of companies and regional governments in Ukraine // Confligo: Conflict in a Society in Transition: monography / [Edited by Doris A.Segal and Istvan Andras]. Hungary: Dunaujvaros College Press, 2011. P 183-199.

10. Недобега О.О. Соцiально-економiчнi конфлшти у забезпеченш податково'1' самодостатносл регюшв // Мехашзми забезпечення податково'1 самодостатностк монографiя / [Колектив авторiв] за наук. ред. Т.В. Калшеску. Луганськ: вид-во СНУ iм. В. Даля, 2011. С. 77-86.

11. Калтеску Т.В., Л1хоносова Г.С., Кирилов О.Д., Наталенко М.О. Сощально-економiчнi каталiзатори шноващйно! активностi пiдприeмств: монографiя. Луганськ: вид-во СНУ iм. В. Даля, 2012. 288 с.

12. Бондарева А. Законодательные изменения в налогообложении прибыли - налоговая революция или эволюция? [Электронный ресурс]. URL: http://ubr.ua/ finances/taxes/zakonodatelnye-izmeneniia-v-nalogooblojenii-pribyli-nalogovaia-revoluciia-ili-evoluciia-245336/

13. Наиболее проблемные факторы для ведения бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://competitiveukraine.org/uploadfiles/reports/files/6_chapter_4_rus.pdf

14. Украина - одна из последних в Рейтинге экономических свобод [Электронный ресурс]. URL: http://www.epravda.com.ua/rus/news/2013/01/11/355596/

Bibliography

1. Akoff R. Akoff o menedzhmente / per. s angl.; pod red. L.A. Volkovoj. SPb.: Piter, 2002. 448 p.

2. AncupovA.Ja., Baklanovskij S.V. Konfliktologija v shemah i kommentarijah: ucheb. posobie. 2-e izd., pererab. SPb.: Piter, 2009. 304 p.

3. AncupovA.Ja., ShipilovA.I. Slovar' konfliktologa. 2-e izd. SPb.: Piter, 2006. 528 p.

4. Vorozhejkin I.E., Kibanov A.Ja., Zaharov D.K. Konfliktologija: uchebnik. M.: INFRA-M, 2004. 240 p.

5. Slovar' po obshhestvennym naukam. Glossarij.ru. [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// slovari.yandex.ru/dict/gl_social/

6. Cybul'skaja M.V., Jahontova E.S. Konfliktologija / Mosk. mezhdunar. in-t jekonometriki, informatiki, finansov i prava. M., 2003. 100 p.

7. Bilous VS. Sinergetika ta samoorganizacija v ekonomichnij dijal>nosti: navch. posib. K.: KNEU, 2007. 376 p.

8. Nedobega O.O. Podatkova politika jak komponenta sistemi sociabnoi bezpeki Ukraini // Ppodatkova politika: strategija social>nogo rozvitku: monografija / [kolek-tiv avtoriv] za nauk. red. T. V Kalinesku. Lugans>k: vid-vo SNU im. V Dalja, 2013. P. 170-178.

9. Nedobega Y. Conflicts of interests of companies and regional governments in Ukraine // Confligo: Conflict in a Society in Transition: monography / [Edited by Doris A.Segal and Istvan Andras]. Hungary: Dunaujvaros College Press, 2011. P 183-199.

10. Nedobega O.O. Social>no-ekonomichni konflikti u zabezpechenni podatkovoi sa-modostatnosti regioniv // Mehanizmi zabezpechennja podatkovoi samodostatnosti: monografija / [Kolektiv avtoriv] za nauk. red. T. V Kalinesku. Lugans>k: vid-vo SNU im. V. Dalja, 2011. P. 77-86.

11. Kalinesku Т.У., Lihonosova G.S., КтО O.D., Natalenko М.О. Social>no-ekonomichni katalizatori mnovadjnoi aktivnosti pidpriemstv: monografija. Lugans>k: vid-vo SNU im. V. Dalja, 2012. 288 р.

12. Bondareva А. Zakonodatel>nye izmenenija V nalogooblozhenii pribyli - nalogovaja revoljucija Ш jevoljucija? [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ubr.ua/finances/taxes/ zakonodatelnye-izmeneшia-v-nalogooЫojeшi-pribyH-nalogovaia-revoluriia-iH-evoluciia-245336/

13. Naibolee problemnye faktory dlja vedenija biznesa [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// competitiveukraine.org/uploadfiles/reports/files/6_chapter_4_rus.pdf

14. Ukraina - odna к poslednih V Rejtinge jekonomicheskih svobod ^к^шп^] resurs]. URL: http://www.epravda.com.ua/rus/news/2013/01/11/355596/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.