Научная статья на тему 'Противоречия и конфликты современного российского образования'

Противоречия и конфликты современного российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4902
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОРЕЧИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / СОЦИАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / ВИДЫ КОНФЛИКТОВ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ / CONTRADICTION / SOCIAL CONFLICT / SOCIAL CONSENSUS / TYPES OF CONFLICTS / CONFLICT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулич Мария Михайловна

Статья посвящена исследованию противоречий и конфликтов в современном российском образовании, определению возможностей управления конфликтными ситуациями. Исследование проведено с использованием институционального и системного подходов, фундаментальных положений, касающихся социальных конфликтов и социального согласия, предложенных в трудах социологов. Проведен историко-социологический анализ социальных конфликтов и социального согласия в образовании. Конфликты в образовании предстают как результат развития противоречий, присущих этому социальному институту. Предложены и проанализированы основные конфликты в современном российском образовании. Рассмотрены пути достижения согласия между субъектами взаимодействия в развитии системы российского образования и образовательном процессе. Конфликт в образовании анализируется как управляемый процесс. Выявлены основные противоречия в системе «общество-образование». Обоснована авторская классификация видов конфликтов в образовании. Конфликты в образовании рассмотрены во взаимосвязи с согласием. Приведены некоторые данные эмпирического исследования, в рамках которого изучалось отношение к конфликтам. Реализация практических мер в соответствии с выделенными автором видами конфликтов будет способствовать повышению качества обучения школьников и студентов, окажет позитивное влияние на функционирование и развитие современного российского общества. Материалы, приведенные в статье, могут быть полезны социологам, педагогам, менеджерам образования и всем интересующимся конфликтами и возможностями разрешения конфликтных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулич Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contradictions and conflicts of the contemporary Russian education

The article considers the contradictions and conflicts of the contemporary Russian education focusing on the opportunities for conflict management. The research is based on the institutional and system approaches, in particular on the sociological conceptions of social conflict and social cohesion. The author conducted a historical and sociological analysis of social conflicts and social cohesion in the educational sphere, and such conflicts seem to be the result of the contradictions inherent in this social institution. The article identifies basic types of conflicts in the Russian education, and the ways of resolving them by the subjects of the educational system for such conflicts are manageable, especially within the interaction of educational system and society. To verify the proposed typology of conflicts in the contemporary Russian education the author conducted an empirical study to develop a system of practical measures that will help to improve the quality of learning of pupils and students, and will have a positive impact on the functioning and development of the contemporary Russian society. Thus, the article may be useful to sociologists, teachers, educational managers and readers interested in the specifics of social conflicts and the ways for resolving conflict situations.

Текст научной работы на тему «Противоречия и конфликты современного российского образования»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

ПРОТИВОРЕЧИЯ И КОНФЛИКТЫ

СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.М. Акулич

Кафедра общей и экономической социологии Тюменский государственный университет ул. Семакова, 10, Тюмень, Россия, 625000

Статья посвящена исследованию противоречий и конфликтов в современном российском образовании, определению возможностей управления конфликтными ситуациями. Исследование проведено с использованием институционального и системного подходов, фундаментальных положений, касающихся социальных конфликтов и социального согласия, предложенных в трудах социологов. Проведен историко-социологический анализ социальных конфликтов и социального согласия в образовании. Конфликты в образовании предстают как результат развития противоречий, присущих этому социальному институту. Предложены и проанализированы основные конфликты в современном российском образовании. Рассмотрены пути достижения согласия между субъектами взаимодействия в развитии системы российского образования и образовательном процессе. Конфликт в образовании анализируется как управляемый процесс. Выявлены основные противоречия в системе «общество—образование». Обоснована авторская классификация видов конфликтов в образовании. Конфликты в образовании рассмотрены во взаимосвязи с согласием. Приведены некоторые данные эмпирического исследования, в рамках которого изучалось отношение к конфликтам. Реализация практических мер в соответствии с выделенными автором видами конфликтов будет способствовать повышению качества обучения школьников и студентов, окажет позитивное влияние на функционирование и развитие современного российского общества. Материалы, приведенные в статье, могут быть полезны социологам, педагогам, менеджерам образования и всем интересующимся конфликтами и возможностями разрешения конфликтных ситуаций.

Ключевые слова: противоречие, социальный конфликт, социальное согласие, виды конфликтов, управление конфликтом.

Современный период развития российского образования характеризуется трансформациями и преобразованиями, требующими научного осмысления, определения направленности и тенденций, противоречий и конфликтов. Образование как важнейший социальный институт претерпевает в современных условиях сущностные структурные и функциональные изменения [15].

Конфликты, возникающие в процессе функционально-ролевых отношений между учителями и учениками, межпоколенческие конфликты рассмотрены в ра-

ботах Дж. Карабель, А. Хэлси «Личность и социальные конфликты», С. Боулз «Школьное образование в капиталистической Америке», Г. Джинтис и др. [9. С. 71—73].

Следует отметить, что противоположностью конфликта является согласие. Социальное согласие в социологии определяется как состояние, процесс и признак взаимодействия между социальными субъектами. «Социальное согласие — это характеристика состояния и взаимодействий между социальными субъектами, находящимися в единстве, имеющими сходные, совпадающие ценности, потребности, интересы и цели, при которых социальная система обладает солидарностью, сплоченностью, интеграцией, упорядоченностью, стабильностью и устойчивостью, сохраняется как целостность» [13. С. 41—42]. Нарушение согласия ведет к конфликту, а конфликт в конечном счете приводит к новому согласию. Полярность согласия или конфликта является явлением временным, благодаря усилиям одной или нескольких сторон конфликта она со временем сглаживается. Конфликт возникает тогда, когда люди не могут и не умеют договариваться, а это случается не так уж редко. Согласие направлено на созидание, конфликт — на разрушение, переход конфликта в согласие знаменует разрушение старого и созидание нового, хотя это новое не всегда лучше старого.

Понятие конфликта широко используются в социологической науке. Существует множество его дефиниций.

Можно согласиться с определением конфликта, приведенным Е.М. Бабосо-вым. «Конфликт социальный (от латинского топАю^ — столкновение) есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов» [2. С. 55]. В целом конфликт есть всегда противостояние, столкновение сторон, убеждений, ценностей, интересов, целей и сил.

М. Вебер, рассматривая образование во взаимосвязи с социальной стратификацией, как известно, назвал профессию и образование в качестве важного критерия социального статуса. Образование является сложным социальным институтом, обладающим единством и противоречиями. Сущность конфликта можно рассмотреть через противоречие, а согласия — через единство. Единство образования и отдельных его частей, элементов проявляется в консенсусе, порядке, солидарности, сотрудничестве, сплоченности, толерантности, доверии и т.д. Противоречия в образовании проявляются в напряженности, конфликтах, коррупции и т.д.

Современная система российского образования обладает многими противоречивыми тенденциями. Разрешение имеющихся в образовании противоречий и конфликтов требует глубокого анализа организации и разделения труда, системы ролей и статусов, распределения власти и управления, регулирования изменений, выявления базовых ценностей. Система образования обеспечивает интеллектуальное и профессиональное развитие личности, создавая тем самым профессиональ-

ную среду общества в целом. Присоединение Российской Федерации к Болонско-му процессу (сентябрь 2003 г.) привело к существенным изменениям в системе образования. Осуществлена интеграция образовательных систем, обеспечен высокий уровень компьютеризации образовательного процесса, введены новые требования к образованию и новые формы контроля качества образования. Происходящие изменения способствовали возникновению противоречия традиционных и инновационных форм обучения, образовательных программ, норм и ценностей. Традиционная система российского образования и формирующаяся новая российская система образования оказались в отношениях противоречия. Это способствовало появлению разнообразных конфликтов, в том числе и таких, которых не было в предшествующий период. В этой связи имеется необходимость и насущная потребность изучения и определения специфики конфликтов в образовании на всех его уровнях.

На уровне взаимодействия «общество—образование» можно выделить следующие противоречия, приводящие к появлению конфликтов в образовании.

1. Между основными положениями концепции новой образовательной политики (стратегии развития системы образования) и существующей реально образовательной системой.

2. Между уровнем финансового и материально-технического обеспечения системы образования и требованиями ее развития.

3. Между модернизационными целями и модернизационным потенциалом образования.

4. Между структурными компонентами образования как системы, а также между взаимодействующими субъектами процесса образования.

5. Между ожиданиями населения и реальной практикой реформирования российского образования.

6. Между высшим профессиональным образованием и рынком труда.

Конкретными причинами конфликтов в образовании являются закрытие учебных заведений по различным причинам, социально-трудовые конфликты, проблемы материального характера, с которыми сталкиваются учебные заведения, неудовлетворенность работников образования материальным вознаграждением, функционально-ролевые отношения между учащимися и учителями (преподавателями), межпоколенческие различия в образовательных и иных ценностях.

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАНИИ

В системе современного российского образования существуют различные типы и виды конфликтов. В соответствии с субъектами взаимодействия в образовательном пространстве можно выделить следующие виды конфликтов.

Конфликт «государство — вуз(ы), колледж(и), школа(ы)». В условиях модернизации такие конфликты закономерны и неизбежны. Реорганизация и закрытие вузов в связи с несоответствием государственным требованиям ведут к возникновению указанных конфликтов. Особенностью этих конфликтов является то, что они носят латентный характер. Современное реформирование системы образова-

ния в России вызывает несогласие с методами и формами его осуществления. Педагогические коллективы в значительной степени не понимают сути реформ, смысла и необходимости их проведения. Это значительной степени способствует повышению уровня конфликтности учебных заведений и государства. Предупреждение таких конфликтов достигается посредством информационной и разъяснительной работы с привлечением СМИ, использованием возможностей Интернета. Важное значение в этом процессе имеют дискуссии, проводимые на государственном уровне, учет Министерством образования и науки РФ мнения вузовской, школьной общественности, общественных объединений, имеющихся в системе образования.

Конфликт «вуз (колледж, школа) — общество» связан непосредственно с процессом обучения и его результатами. Здесь можно выделяются следующие противоречия:

— отставание интеллектуального и творческого уровня выпускаемых учеников и специалистов от потребностей современного общества;

— недостаточная гибкость образования в вопросах подготовки личности определенного типа, менталитета, мировоззрения и специалистов необходимого профиля, обладающего определенными компетенциями;

— несоответствие подготовки специалистов потребностям рынка труда, перепроизводство одних специалистов (юристы, экономисты) и недопроизводство других (инженерных, рабочих специальностей);

— несоответствие подготовки выпускников школ требованиям вуза по ряду параметров.

Разрешение этих противоречий возможно посредством постепенного формирования адекватной потребностям общества и учебных заведений законодательной базы, создание системы эффективного исполнения и контроля. В условиях российской действительности было бы важно сохранение достижений и традиций отечественной системы образования. В частности, организация практики студентов, формирования у школьников, учащихся и студентов как широкой эрудиции, так и широты мышления, дисскутирования. «Институт образования представляет собой своеобразную «социальную лестницу», точнее, «социальный лифт», с помощью которого индивиды могут занимать более высокие социальные позиции» [16. С. 154].

При исследовании конфликтов типа «государство — вуз, колледж, школа» и «вуз (колледж, школа) — общество» необходимо учитывать, что наиболее жестко, нежели другие конфликты, связаны с дисфункциями образования как социального института. При анализе данных конфликтов важно учитывать, что: «дисфункции — это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы. Существует также эмпирическая возможность нефункциональных последствий, которые просто безразличны для рассматриваемой системы» [14]. «В любой момент явление может иметь, как функциональные, так и дисфункциональные последствия» [12. С. 428]. Дисфункции можно понимать как некачественное выполнение функции по различным причинам. Отметим, что

в ситуации, когда дисфункциональные последствия начинают преобладать над функциональными, нарастает напряженность и конфликтогенность. Можно сказать, что именно дисфункции образования как социального института приводят к возникновению и развития конфликтов данного типа.

Конфликт «ректорат (директорат колледжей и школ) — вузовский коллектив (коллектив колледжа, школьный коллектив)» связан, главным образом, с компетентностью руководителя, наличием у него управленческих талантов, со стилем руководства и социально-психологическим климатом в коллективе. Конфликты такого типа разрешаются сложно, требуют усилий и руководителя и коллектива, а иногда и кадровых перестановок. Важная роль в профилактике таких конфликтов принадлежит подбору и расстановке кадров. Согласие между руководством и коллективом достигается тогда, когда имеются общие мировоззренческие представления и ценностные установки, четко определены функции и роли, разумно распределены роли и ответственность, установлен порядок и налажен эффективный контроль деятельности.

Конфликт «преподаватель (учитель) — преподаватель (учитель)» связан в первую очередь с организационной иерархией и индивидуально-психологическими особенностями профессорско-преподавательского или учительского коллектива. Основаниями для подобного рода конфликтов могут быть различия в ценностных ориентациях и мировоззренческих установках, в том числе и межпоко-ленческого характера; различия в уровне профессионализма, компетентности, авторитете; различия в умении владеть аудиторией, способах и методах работы с аудиторией; различия в коммуникативных способностях, умении общаться с коллегами, учитывать мнение другого преподавателя (учителя); различия в общей культуре и нравственности личности, проявляющейся в поведении и общении. Согласие здесь достижимо на основе взаимного уважения, толерантности, понимания общих интересов и целей.

Конфликт «преподаватель (учитель) — студент, учащийся (школьник)». Эти конфликты также многообразны и многоаспектны. Типичными являются следующие причины конфликтов: социальные причины (негативные аспекты развития современного российского общества); социально-образовательные причины (сложности реформирования российской системы образования); территориально-образовательные причины (особенности развития образования в отдельном регионе, области, городе, селе и т.д.); вузовские (школьные и т.д.) причины (низкая эффективность учебного процесса, загруженность «бюрократической работой» преподавателей, а также нередко отсутствие желания учиться и низкая базовая подготовка учеников и студентов.

Согласно данным, полученным в ходе одного из опроса учащихся школы, конфликты между учителем и учеником чаще всего возникают по причинам: неинтересного ведения урока учителем (38%); неподготовленного домашнего задания (36,6%); пропуска уроков (36,3%) [4. С. 95]. Однако в современной ситуации студенты вузов, наоборот, оценивают ситуацию с отношением преподавателей к своей работе как меняющуюся в лучшую сторону (41%) [8].

Как достичь согласия в этой системе отношений? В российском менталитете присутствует важная для развития образования и отношений типа «преподаватель (учитель) — студент, учащийся (школьник)» черта, а именно, отношения к ученикам как детям, к студентам это происходит реже. Такое отношение позволяет установить не только уважительные, но и доверительные отношения, которые, в свою очередь, могут существенно влиять на отношение к учебе, одноклассникам или одногруппникам, самому себе. В современной действительности, когда образование становится услугой, такие отношения вытесняются, становятся более «холодными», направленными на конкретную цель, некоторую отстраненность, большую дистанцированность друг от друга данных субъектов образовательного процесса.

Конфликт «студент (учащийся) — студент (учащийся)». Это один из наиболее распространенных конфликтов в учебных заведениях. Причем по мере взросления частота, степень жестокости и агрессивности данных конфликтов может снижаться далеко не всегда. Это зависит от многих факторов и причин, социально, экономического, политического, духовного плана.

Причинами конфликтов подобного рода могут быть различия в ценностных установках, представлениях и смыслах, целях, различный уровень жизни семей, особенности района проживания и т.д. (центр, окраина, криминогенный район и т.д.) Поводом может послужить, на первый взгляд, совершенно незначимое событие. Согласие порой достигается сложно, с привлечением администрации, родителей и органов власти. Так, например, в школах США школьные конфликты стали перерастать в ситуации, угрожающие жизни человека, связанные с ростом числа огнестрельных убийств на территории школ, а также продолжением проблем, появившихся в 80-е гг. XX столетия. Согласно данным шестого ежегодного национального опроса родителей о состоянии их детей в 2012 г. большими проблемами, отягощающими здоровье подростков, явились: наркотики (33%), «бу-линг» или школьное насилие (29%), алкоголь (23%), подростковая беременность (23%) [7]. Это свидетельствует о том, что конфликты и проблемы, появившиеся в школе более сорока лет назад, актуальны и по сей день.

Конфликт «администрация — родители». Основными причинами данного рода конфликтов являются недовольство родителей требованиями, предъявляемыми к ученикам и учебному процессу, организацией учебного процесса, уровнем подготовки учеников к ЕГЭ и т.д., недовольство администрации воспитанием детей в семье, подготовкой их к освоению школьной программы, сборами средств на нужды школ. Согласие достигается посредством целенаправленной работы с родителями, регулярном и качественном проведении родительских собраний, обеспечении прав учеников (студентов).

Конфликт «преподаватель (учитель) — родитель(и)». Такие конфликты в школе встречаются гораздо чаще, нежели в колледжах и тем более вузах. Отличаются высоким уровнем личностного восприятия и переживания, порой большим эмоциональным накалом, часто несдержанностью в оценках и тоне. Согласие достигается справедливым отношением к ученикам (студентам), равенством требо-

ваний, предъявляемых к ним, доброжелательностью и заинтересованностью учителя (преподавателя) в успехах ученика (студента). В этом случае родители тоже довольны, а конфликты возникают уже в большей мере по психологическим причинам.

В реальной практике человеческих отношений существуют различные конфликты учащейся и студенческой молодежи, влияющие на поведение ученика (студента), в том числе и в учебном заведении. Это следующие конфликты:

Конфликт «ученик (студент) — общество». Подобного рода конфликты детерминированы тем, насколько успешно молодой человек проходит процесс социализации. В основном такой конфликт характерен для трудных подростков, детей из неблагополучных семей и является последствием сложной семейной ситуации. Успешность интеграции молодого человека (учащегося, студента) в общество зависит от многих обстоятельств, как личностного, так и социального плана. Например, встреча такого молодого человека с интересным для него взрослым, который сможет повлиять на его мировоззрение, может оказаться судьбоносной. Таким значимым взрослым может оказаться руководитель, педагог, тренер и т.д.

Конфликт «ученик (студент) — референтная группа». Молодые люди тесно связаны с другими членами референтной группы. Референтная группа может быть как позитивной, так и негативной. Это во многом определяет, станет человек конфликтным или толерантным, спокойным, доброжелательным. Студенческая группа, школьный класс являются референтными группами для ребенка или молодого человека. В этой связи педагогики должно знать о состоянии морально-психологического климата в группе, классе и более широких студенческих и школьных сообществах. Проводить целенаправленную работу по повышению уровню комфортности отдельных членов. Методы могут применяться самые различные от индивидуальных бесед до коллективных встреч.

Конфликт «ученик (студент) — семья». Семья и образование как социальные институты тесно связаны друг с другом. Трудно переоценить роли и значение семьи в воспитании личности, как и учебного заведения, в особенности школы. При осмыслении конфликтов, возникающих в учебном заведении, но истоки имеющих в семье, необходимо учитывать, что семья одновременно является социальным институтом и малой социальной группой. Семья как первичная социальная группа имеет первостепенное влияние на личность.

Семейный конфликт вытекает прежде всего из особенностей взаимодействия между супругами, а далее между супругами и детьми, другими родственниками. Содержание семейного конфликта детерминировано многими факторами, связанными с причинами и условиями возникновения, особенностями протекания и разрешения конфликта. Семейные конфликты возникают по самым различным основаниям и поводам: отношения полов и поколений, семейного лидерства и доминирования, образа и уровня жизни семьи, распределения доходов и расходования семейных средств, распределения домашних обязанностей, механизмов принятия и сущности принятых решений по поводу семейной жизни, особенностей воспитания детей, интеллектуальных, культурных и досуговых предпочтений и т.д. Семейные конфликты проявляются в форме бойкота, ссор, рукоприкладства.

Ярким проявлением семейных конфликтов является конфликт «отцов и детей». В семье, в которой ее члены не умеют слушать и слышать друг друга, договариваться и учитывать особенности семейной жизни, конфликты возникают достаточно часто и по многим причинам и поводам. Сложные семейные конфликты трудно разрешаются и заканчиваются разводом супругов и тяжелыми последствиями для детей.

Конфликты в семье оказывают разрушающее воздействие на психико-эмо-циональное состояние детей, которое, в свою очередь, негативно влияет на поведение, отношение к учебе, способствуют эмоциональной подавленности ребенка, повышают уровень конфликтогенности. Важно, чтобы ученик или студент, переживший ситуацию развода родителей, нашел поддержку и получил внимание близких людей, друзей, одногруппников или одноклассников, учителей или преподавателей, а в некоторых случаях и руководителей.

В этой связи повышается роль психологов, друзей, учителей (преподавателей) в нивелировании, сглаживании последствий семейных конфликтов, оказание поддержки помощи студенту (учащемуся), в семье которого конфликтные отношения. Важно организовать постоянное взаимодействие учебного заведения и семьи по различным вопросам школьный жизни, да во многом, там, где это необходимо, и студенческой. По многочисленным исследованиям, проводимым в нашей стране, семьях входит в тройку базовых ценностей россиян. В целом исследованию семейных конфликтов посвящены труды многих ученых: [3; 10; 17].

КОНФЛИКТ И СОГЛАСИЕ КАК ПРОЦЕССЫ

Конфликт имеет определенную длительность, определенные временные рамки. Существует два аспекта социального конфликта: статический и динамический. Статический — характеризует субъекты конфликта и отношения между ними, условия и факторы конфликта, причины и особенности конфликтной ситуации. Динамический — требует изучения интересов, целей и задач субъектов конфликта, побудительных сил и особенностей его развития. Динамика конфликта предстает как совокупность ответных реакций на стимулы, по схеме «стимул—реакция».

Согласие и конфликт могут быть долговременными (принципиальное согласие или принципиальный конфликт, в основе которых ценностные представления и убеждения), среднесрочными по продолжительности (целевое согласие или целевой конфликт) и кратковременными (в основе — ситуативные потребности, интересы, эмоции).

Согласие и конфликт обладают некоторой протяженностью, имеют пространственные границы. Они могут ограничиваться отдельной социальной группой или межличностными отношениями, а могут охватывать большие группы людей, объединенных в рамках большого пространства, в том числе и всего человечества. Уровень интенсивности конфликта или согласия может быть высоким, средним, низким. Конфликт проходит следующие стадии (этапы).

1. Латентный период. Это период возникновения объективной проблемной ситуации, скрытое состояние намечающегося конфликта.

2. Проявление (начало конфликта) — это первые акты противодействия сторон.

3. Активный (открытый) период — инцидент, эскалация конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта.

4. Послеконфликтный период — частичная нормализация отношений оппонентов; полная нормализация их отношений.

5. Разрешение конфликта как прекращение действий, направленных друг против друга субъектами конфликта [6. С. 60—62].

Аналогичные стадии проходит и согласие. Вместе с тем существуют и другие классификации этапов возникновения и развития конфликта.

1. Начальный этап. Он характеризуется определенным соотношением согласия и конфликта в обществе, степенью сплоченности, солидарности и напряженности, уровнем реализации потребностей и интересов.

2. Инициирующий этап. Здесь происходит развитие консенсуального процесса как внутри противоположных взаимодействующих групп, так и между ними.

3. Этап согласований. На нем взаимодействие социальных субъектов предполагает согласование целей, интересов. Вырабатывается стратегия действий по достижению согласованных целей и интересов.

4. Этап согласованных действий и взаимодействий. Согласие между взаимодействующими сторонами закрепляется в форме договоров, соглашений, резолюции, которые становятся руководством к действию.

5. Конфликтный этап. На нем противоречивые ценности взаимодействующих субъектов приобретают смыслообразующий характер.

6. Этап выхода из конфликта и начало формирования нового согласия. Участники взаимодействия, находящиеся в единстве, постепенно осознают разрушительную силу конфликта. Это становится основой для поиска новых оснований формирования согласия [13. С. 52—55].

В повседневной жизни складывается по большей части отрицательное отношение к конфликтам. Конфликт рассматривается как нежелательное, негативное явление, иногда возникает конфликтофобия. Такое отношение в целом оправдано, поскольку конфликт действительно требует больших эмоциональных, духовных, а также экономических, политических усилий. Однако конфликт может помочь разрешить тягостное, мучительное согласие, дать новые импульсы к жизни.

В американской конфликтологии популярен следующий сценарий (метод «выигрыш — проигрыш»). В конфликте должен быть выигравший и проигравший (победитель и побежденный) — Я не должен проиграть — Значит, проиграть должен ты — Но проигравшие могут причинить неприятность и представляют собой угрозу. Следовательно, если ты выражаешь недовольство своим проигрышем, ты есть зло. Этот сценарий, приводимый во многих источниках, ориентирован на достаточно агрессивное поведение в конфликте. Но вместе с тем и остро ставит проблему умения достигать согласия. В приведенном примере отсутствуют основы для достижения согласия, поскольку с тем, кто есть «зло», договориться невозможно или очень сложно.

Конфликт и согласие находятся в диалектическом отношении, то есть согласие при определенных условиях переходит в конфликт, а конфликт, напротив, в согласие. Применение метода синергетики позволяет утверждать, что в точке бифуркации всегда множество выборов, ведущих в конечном счете к согласию или конфликту.

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ И СОГЛАСИЕМ

Отношение и реакция людей на конфликт различна: от наблюдателя до активного участника. В зависимости от ситуативных особенностей возникновения и разворачивания конфликта применяются следующие основные стили разрешения конфликта: уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс. Характеристика стилей и их применения рассмотрены Д.Г. Скотт в ее работе «Конфликты, пути их преодоления».

Оптимальный и наиболее эффективный стиль поведения в конфликте — это сотрудничество, позволяющее получать выгоду, отстаивая свои интересы, учитывая при этом и интересы другой стороны. Уклонение позволяет избежать конфликта, но при этом и интересы свои не только невозможно реализовать, а иногда и просто их обозначить. В процессе приспособления одна из сторон обычно доминирует, другая подстраивается. Это бывает выгодно, если субъект не имеет достаточных сил и ресурсов для борьбы. При компромиссе один из субъектов конфликта уступает другому или они уступают друг другу. Выгода при этом может быть односторонней или взаимной.

Конфликт и согласие представляют собой регулируемые и управляемые процессы, конфликт можно предупредить и предотвратить. Наибольшее значение при этом имеют нравственные нормы поведения людей. Практически любой конфликт так или иначе затрагивает нравственные представления о добре и зле, правильном и неправильном поведении, чести и достоинстве, справедливости и порядочности, вознаграждении и наказании и т.п. В системе образования имеется целый арсенал средств и методов правового и культурного характера, при помощи которых регулируются и разрешаются разного рода конфликты.

Конфликтная ситуация может регулироваться и религиозными нормами. Это особенно характерно для мировых религий, в которых религиозные правила распространяются на широкую область гражданской жизни — брак, семью, обучение и др. Основные способы разрешения конфликтов, достижения и сохранения согласия: дискуссия, переговорный процесс, компромисс, уступка, развитие партнерства и сотрудничества на взаимовыгодной основе. В образовательной среде особую роль может играть дискуссия, позволяющая обосновать и аргументировать свои позиции, научиться учитывать мнение и аргументы коллег. В отношениях между преподавателями (учителями) и коллегами важно в большей мере развивать партнерство, а между преподавателями (учителями) и студентами (учащимися) и сотрудничество.

При разрешении конфликта можно руководствоваться различными стратегиями. Широкую известность получило учение Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием, близкие к нему учения М. Ганди, М.Л. Кинга. Принципы М. Ганди переведены в различных вариантах, приведем один из них: «Измените себя. Управляйте собой. Простите и забудьте. Вы не сможете ничего добиться, пока не начнете действовать. Думай о настоящем моменте. Все мы люди. Проявите настойчивость. Увидьте хороших людей и помогайте им. Будьте собой, пребывайте в гармонии со своим „я". Продолжайте расти и развиваться» [5].

Р. Акофф и Ф. Эмери выделяют три основных типа стратегии управления конфликтами: устранение конфликта, разрешение конфликта, решение конфликта. При этом вносятся изменения, при которых участники перестают конфликтовать [1. С. 195—199]. А.М. Магдеев, В.Р. Мухадинов предлагают следующие стратегии: восстановительная дискуссия, круг по решению проблемы, конфликтологическая программа, семейная конференция [11]. Данные стратегии возможны, однако следует отметить, что при построении классификации способов разрешения конфликта были применены различные критерии, основания. Так, конфликтологическая программа вполне может включать остальные виды стратегий, как иные, не указанные авторами (социологические исследования, управленческие решения, митинги и забастовки и т.д.).

Важная роль в осмыслении сути конфликтов, определении путей и способов достижения согласия принадлежит социологическим исследованиям. Результаты социологических исследований позволяют определить уровень конфликтогенно-сти, выявить субъектов и причины, условия, факторы конфликтов, найти оптимальные способы достижения согласия, принять адекватные ситуации управленческие решения.

В заключение приведем некоторые данные, полученные в ходе социологического исследования, проведенного в 2015 г. при участии автора (руководитель проекта Куцев Г.Ф.). Опрошено 910 учителей юга Тюменской области. Основная масса учителей считает себя людьми неконфликтными и малоконфликтными. Так, 60,7% респондентов ответили, что они никогда не вступают в конфликты и являются неконфликтными, а еще 29,7% конфликтуют редко и только с отдельными членами коллектива, с определенными людьми иногда конфликтуют 9,6%. При этом самостоятельно решить конфликтный вопрос предпочитают 60,5 респондентов, при помощи руководителя — 17,4% опрошенных. Обсуждают конфликтную ситуацию с коллегами 21,0% респондентов. Анализ результатов исследования показал, что учителя старше 65 лет не обращаются к руководству по поводу конфликтных ситуаций, предпочитают решить ее самостоятельно (50,0%) или обсудить с коллегами (33,3%). В целях сравнения отметим, что в возрастной группе менее 30 лет эти показатели распределились соответственно 20,4%, 61,2% и 16,4%. Таким образом, можно сказать, что молодые учителя рассчитывают на помощь руководителя по разрешению конфликта, учителя старше 65 лет стремятся избегать обсуждения своей конфликтной ситуации с руководителем.

В организации и эскалации конфликтов принимают или не принимают участие люди, обладающие определенными качествами. Примечательно, что при ответе на вопрос: «Какими качествами должен обладать современный педагог», респонденты указали в числе других качеств такие, как стремление к самосовершенствованию (55,1%), высокий культурный уровень (49,1%), толерантность (47,3%), способность понимать и сопереживать (43,8%), гуманизм (20,3%). Наличие данных качеств у учителей во многом способствует снижению уровня конфликтогенности в школах Тюменского региона. Хотя следует отметить, что показатель уровня гуманизма оказался относительно низким, что требует дополнительного изучения и целенаправленной работы в этом направлении. Профессионализм (глубокое знание своего предмета) — 67,0% должен сочетаться и с высоким уровнем гуманизма.

В целом важно отметить, что конфликты в современном российском образовании обусловлены многими условиями и факторами, требуют их дальнейшего изучения, целенаправленной профилактической работы и дальнейшей разработки механизмов их разрешения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Акофф Р., Эмери Ф.О. О целеустремленных системах. М., 1974.

[2] Бабосов Е.М. Основы конфликтологии. Минск, 2007.

[3] Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. М., 2009.

[4] Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социологические исследования. 1994. № 3 С. 94—98.

[5] Ганди М. Ненасильственное сопротивление. URL: http://www.vitamarg.com/article/people/ 3077-mahatma-gandhi.

[6] Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002.

[7] Дмитриева О. Образ жизни американских школьников: анализ на основе статистических исследований. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main? textid=3520&level1=main&level2=articles.

[8] Жизнь российского студента: векторы перемен. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236& uid=113566.

[9] Иванова В.А., Осипов А.М. Теории конфликтов в современной социологии образования // Вестник Новгородского государственного университета. 2005. № 3.

[10] Калашникова В.А. Психодиагностики конфликтных отношений в семье // Современные научные исследования. Вып. 1. Концепт, 2013. URL: http://e-koncept.ru/2013/53583.htm.

[11] Магдеев AM, Мухадинов В.Р. Предупреждение и разрешение педагогического конфликта: традиции и инновации // Интеграция образования. 2009. № 1.

[12] Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996.

[13] Охотникова М.М. Социология согласия. Тюмень, 2000.

[14] Пузaновa Ж.В. Проблемы организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика общественного развития. 2014. № 18.

[15] Пузaновa Ж.В., Дaвыдoвa А.В. Система высшего образования: основные характеристики и эволюция // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2014. № 3.

[16] Сорокин П. Социальная мобильность. М., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[17] Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1989.

CONTRADICTIONS AND CONFLICTS OF THE CONTEMPORARY RUSSIAN EDUCATION

M.M. Akulich

General and Economic Sociology Chair Tyumen State University Semakova str., 10, Tyumen, Russia, 625000

The article considers the contradictions and conflicts of the contemporary Russian education focusing on the opportunities for conflict management. The research is based on the institutional and system approaches, in particular on the sociological conceptions of social conflict and social cohesion. The author conducted a historical and sociological analysis of social conflicts and social cohesion in the educational sphere, and such conflicts seem to be the result of the contradictions inherent in this social institution. The article identifies basic types of conflicts in the Russian education, and the ways of resolving them by the subjects of the educational system for such conflicts are manageable, especially within the interaction of educational system and society. To verify the proposed typology of conflicts in the contemporary Russian education the author conducted an empirical study to develop a system of practical measures that will help to improve the quality of learning of pupils and students, and will have a positive impact on the functioning and development of the contemporary Russian society. Thus, the article may be useful to sociologists, teachers, educational managers and readers interested in the specifics of social conflicts and the ways for resolving conflict situations.

Key words: contradiction; social conflict; social consensus; types of conflicts; conflict management.

REFERENCES

[1] Ackoff R., Emeri F.E. O tseleustremlennyh sistemah [On Purposeful Systems]. M., 1974.

[2] Babosov E.M. Osnovy konfliktologii [Basics of Conflictology]. Minsk, 2007.

[3] Volkov B.S., Volkova N. V. Konfliktologija [Conflictology]. M., 2009.

[4] Voronin G.L. Konflikty v shkole [Conflicts at school] // Sociologicheskie issledovanija. 1994. № 3.

[5] Gandhi M. Nenasil'stvennoe soprotivlenie [Nonviolent Resistance]. URL: http://www.vitamarg.com/article/people/3077-mahatma-gandhi.

[6] Dmitriev A. V. Social'nyj konflikt: obshhee i osobennoe [Social Conflict: General and Special Features]. M., 2002.

[7] Dmitrieva O. Obraz zhizni amerikanskih shkol'nikov: analiz na osnove statisticheskih issledovanij [American schoolchildren lifestyle: Analysis based on statistical data]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3520&level1 = main&level2=articles.

[8] Zhizn' rossijskogo studenta: vektory peremen [Russian students life: Vectors of change]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113566.

[9] Ivanova V.A., Osipov A.M. Teorii konfliktov v sovremennoj sociologii obrazovanija [Theories of conflict in the modern sociology of education]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2005. № 3.

[10] Kalashnikova V.A. Psihodiagnostiki konfliktnyh otnoshenij v sem'e [Psychodiagnostics of conflict relations in the family]. Sovremennye nauchnye issledovanija. Vyp. 1. Koncept, 2013. URL: http://e-koncept.ru/2013/53583.htm.

[11] Magdeev A.M., Muhadinov V.R. Preduprezhdenie i razreshenie pedagogicheskogo konflikta: tradicii i innovacii [Prevention and resolution of pedagogical conflicts: Traditions and innovations]. Integracija obrazovanija. 2009. № 1.

[12] Merton R. Javnye i latentnye funktsii [Manifest and latent functions]. Amerikanskaja socio-logicheskaja mysl': Teksty. Pod red. V.I. Dobren'kova. M., 1996.

[13] Ohotnikova M.M. Sociologija soglasija [Sociology of consent]. Tjumen, 2000.

[14] Pиzаnovа Zh.V. Problemy organizacii obrazovanija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Problems of organizing educational system for children with disabilities]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2014. № 18.

[15] Pиzаnovа Zh.V., Davydоvа A.V. Sistema vysshego obrazovanija: osnovnye harakteristiki i evo-ljucija [Higher education system: Fundamental characteristics and evolutionary processes]. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Sociologija. Ekonomika. Politika. 2014. № 3.

[16] Sorokin P. Social'naja mobil'nost' [Social Mobility]. M., 2005.

[17] Sysenko V.A. Supruzheskie konflikty [Spousal Conflicts]. M., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.