Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
127
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ползуновский вестник
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Абызов Р. М., Шелепова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Р.М. Абызов, Е.В. Шелепова

В ситуации глубокого системного кризиса развития российской государственности особое внимание как показатель развития общества в целом вызывает преступность несовершеннолетних, постоянно растущая и пополняющаяся за счет деяний, совершенных безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними гражданами нашего общества.

Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ в 2001 г. в очередной раз признала, что детская безнадзорность является следствием современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией общества.

Среди многих неблагоприятных факторов, характеризующих нынешнее положение семей группы риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-экономические, психологические и криминальные процессы. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков. Социальная характеристика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних требует обращения к факторам, лежащим в плоскости общественных отношений общеправового, экономического, психологического, нравственного характера. Семья, несомненно, играет важную роль в жизни общества. Она, как и любой общественный организм, развивается и видоизменяется вместе с обществом, по-своему реагируя на вызов времени, отвечая на общественные потребности и сама формируя их. Особо значительные негативные изменения в сфере семейных отношений, повышение их конфликтности определили экономический кризис российского общества и государства, происшедший после распада Советского Союза.

Именно в период осуществления реформ российское Правительство вынуждено было признать, что «при проведении экономических реформ, сопровождающихся снижением уровня жизни населения, не были приняты во внимание последствия их влияния на положение детей, не проведены в необходимом объеме компенсационные и защитные меры» [1, с. 69].

В настоящее время в России 42 млн. семей, каждая шестая из них - молодая. 24 млн. (56%) семей имеют несовершеннолетних детей, 22 млн. из их числа (90%) относятся к категории бедных и поэтому имеют право на детское пособие. Но реальные материальные возможности государства не позволяют обеспечить выплату пособий такому количеству семей. В связи с этим постоянно возникают задолженности и задержки по выплатам пособия. В этих условиях родить либо не родить ребенка, бороться за его жизнь либо способствовать уходу из жизни стало проблемой не только морального или правового, но и экономического свойства. Рождение, кормление, обучение, лечение и в целом воспитание ребенка являются сегодня для абсолютного большинства родителей делом слишком дорогим. Более половины молодых семей (53%) можно отнести к категории самых нуждающихся. Эти данные подтверждаются анализом результатов мониторинга уровня жизни населения Российской Федерации, проведенного экспертным научным советом при Комитете Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по труду и социальной политике [2]. Самая высокая концентрация бедности -в многодетных семьях, что вызывает неблагоприятные явления, деформацию образа жизни. Семьи стали хуже питаться, значительно уменьшилось количество детских садов, нужда стала устойчивой реальностью для миллионов людей. Эти негативные процессы повлекли за собой всплеск суицидов, социальных болезней, рост преступности,

ухудшение здоровья населения, тенденцию к беспризорности и сиротству детей.

Резкие колебания в материальной обеспеченности населения, ориентированного на определенный стандарт потребляемых благ, установившийся в обществе, при невозможности их удовлетворения законным способом развивают массовую неудовлетворенность, создают ситуацию для совершения антиобщественных действий. Многие граждане вынуждены постоянно думать о хлебе насущном, искать различные, в том числе и криминальные, пути, чтобы прокормить своих детей, сохранить им жизнь и здоровье и самим не умереть от голода.

В России сегодня 2 млн. неграмотных детей, 50% семей с детьми из-за отсутствия средств не могут приобрести лекарства. Растет число детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. Ежедневно 12 млн. детей в стране недоедают. Все они нуждаются в материальной помощи, всех их надо накормить, обуть и одеть.

Обычным явлением для российского общества в последние годы стала «кризисная семья». Она реально представляет собой один из наиболее опасных факторов риска для жизни и здоровья детей. Число таких семей непрерывно увеличивается. Особо наглядно об этом свидетельствуют масштабы социального сиротства, когда в семье складывается обстановка, при которой дети оказываются брошенными своими родителями.

Источниками социального сиротства являются добровольный или принудительный отказ родителей от своего несовершеннолетнего ребенка или утеря родителями своего ребенка. Ежегодно около 10 тыс. родителей лишаются родительских прав и более 2,5 тыс. детей забирают у родителей без лишения их родительских прав, поскольку нахождение ребенка в родной семье представляет угрозу его жизни и здоровью. Между детьми, живущими в семье и уже потерявшими ее, находятся беспризорные и безнадзорные дети. А это еще от 3 до 12% детей, фактически не имеющих семьи и по этой причине нуждающихся в экстренной помощи.

В условиях происходящих перемен оказались демонтированными или ослабленными те институты, процессы и общественные нормы, которые в большинстве случаев обеспечивали относительно плавный переход од-

ного поколения к другому, а также надежное и уверенное продвижение от школы к трудоустройству и работе, стабильность которой была надежно защищена правовыми нормами. Следует полагать, что на безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних в первую очередь оказывают влияние такие факторы, «как распад экономики, материальное расслоение населения, снижение уровня доходов; разложение семьи как института социализации детей; ослабление социальной защиты несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности; интенсификация криминогенной зараженности окружения несовершеннолетних» [3, с. 23].

Сохраняется устойчиво высокий уровень числа родителей (опекунов, попечителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних и состоящих по этой причине на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Очевидно, что количественный «пик» приходится на период, характеризующийся крайне нестабильной экономической ситуацией, негативными процессами в области трудовой занятости, значительным снижением уровня жизни российских семей. При этом фактически каждый двухсотый ребенок в стране оказывается не просто лишенным поддержки семьи, а подвергается материальным, физическим и моральным ограничениям и лишениям со стороны родителей или лиц, заменяющих их.

Среди факторов, влияющих на беспризорность несовершеннолетних, обращает на себя внимание устойчивая тенденция к распространению так называемого пассивного посягательства на права и интересы ребенка со стороны родителей или лиц, их заменяющих, выражающаяся в злостном невыполнении соответствующих обязанностей. Кроме того, мы отмечаем высокий удельный вес фактов вовлечения детей родителями и лицами, их заменяющими, в пьянство, попрошайничество, хулиганство и другие противоправные деяния.

В ходе нашего исследования были проанкетированы 460 несовершеннолетних, относящихся к трем группам: дети, состоящие на учете в ПППН; дети, проживающие в приюте; дети, находящиеся в ЦВИНП. Все эти дети вовлекались своими родителями в противоправные формы поведения. Так, в бро-

дяжничество вовлекалось 30% опрошенных несовершеннолетних, в попрошайничество -20%, в кражи - 35%, в проституцию и хулиганство - по 7%, в разбои - 9%, в пьянство -5%, наркоманию - 1% (показатели процентов здесь и далее могут превышать суммарно 100%, так как несовершеннолетние указывали несколько видов форм поведения).

Анализируя полученные показатели, мы приходим к выводу о том, что наиболее подвержены вовлечению в противоправную деятельность несовершеннолетние дети, состоящие на учете в ПППН (49%). Фактически речь идет о насаждении асоциальных привычек и вполне осознанном со стороны взрослых формировании асоциальной модели поведения ребенка, хотя 51% несовершеннолетних этой группы указали, что взрослые не вовлекали их ни в какую противоправную деятельность, они совершали данные деяния по собственному желанию.

Наиболее тяжелой формой нарушения прав детей, несомненно, следует считать жестокое обращение.

Понятие жестокого обращения с детьми включает в себя физическое и психическое насилие обязательно с элементами жестокости, иногда особой жестокости, в том числе в форме пренебрежения интересами и нуждами ребенка, в результате чего возникает угроза его жизни, здоровью, психическому и социальному развитию.

Представляется, что помимо физического, сексуального, психического насилия к жестокому обращению с детьми относится и пренебрежение основными нуждами ребенка, его потребностями в заботе, эмоциональной теплоте, питании, одежде.

Социально-экономическая и политическая нестабильность в обществе усиливает негативные тенденции в развитии семейных отношений. В течение последних лет в России наблюдается увеличение неполных семей за счет разводов, внебрачной рождаемости и вдовства, семей с отчимами. А на практике и в теории уже давно доказана связь безнадзорности несовершеннолетних с распадом семей и неблагополучной обстановкой в них. При этом указываются разные комплексы, отрицательно действующие на несовершеннолетних. В таких семьях возникает брешь в организации контроля над поведением детей, снижается уровень и интен-

сивность помощи в учебе; создается напряженная атмосфера внутри и вокруг семьи; легкомысленное или аморальное поведение оставшегося с детьми родителя; ухудшение материально-бытовых возможностей семьи.

Отечественные и зарубежные криминологи в своих исследованиях делают вывод о том, что безнадзорность и беспризорность детей и подростков как причины преступности несовершеннолетних связаны с бедностью, обнищанием населения. Как справедливо указывает Ю.М. Антонян, «нельзя забывать, что бедное общество бедно и духовно, что является одной из главных причин нынешнего высокого уровня безнравственности и преступности. Особенно неблагополучно социально-экономическое положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, которой почти наглухо закрыт доступ к модным и престижным вещам, обладающим в их глазах огромной притягательной силой. Это может их толкать на совершение краж, грабежей, разбоев и хулиганских действий» [4, с. 141].

Одним из мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей. Из-за этого зловещего явления дети усваивают скверные привычки, сами в последующем воспроизводят этот семейный порок. Постоянное общение с криминально настроенными членами семьи также отражается на направленности преступных посягательств несовершеннолетних. Нами были выявлены противоправные формы поведения, совершаемые родителями несовершеннолетних безнадзорных и беспризорных детей.

Так, на алкоголизм родителей указали 80% опрошенных несовершеннолетних, на наркоманию - 5%, на побои других членов семьи - 34%, на хулиганство - 4%, разбои -3%. Суммарное превышение процентов объясняется тем, что были указаны все известные детям формы противоправного поведения своих родителей.

Как видно, самыми распространенными деяниями являются алкоголизм, побои остальных членов семьи, кражи. По нашему мнению, низкие показатели других деяний объясняется тем, что об остальных формах поведения родителей дети могли просто не знать, так как среди опрашиваемых -

большая группа несовершеннолетних до 12 лет, которые не в полной мере осознают происходящее вокруг них. В семье, где царит эмоциональный холод между родителями, дети растут в условиях безразличия, отсутствия любви, доброты со стороны родителей, в обстановке психологического отчуждения. Отсутствие душевного тепла, внимания, доброты со стороны родителей способствует в значительной степени появлению таких личностных качеств, как духовная опустошенность, холодность, жестокость, лживость, которые определяют мотивацию ухода из семьи несовершеннолетних детей и подростков.

Наиболее зримым проявлением безнадзорности является бродяжничество подростков. Нередко они уходят из дома, стремясь, как им кажется, наиболее легким путем разрешить жизненные трудности, связанные с нарушением эмоциональных связей с родителями, конфликтными ситуациями в семье. И они тем легче покидают дом, чем меньше душевных уз связывают их с родителями. Выходя из конфликтных ситуаций или не умея погасить конфликт между собой, родители вымещают агрессию на детях.

На вопрос нашего исследования «Сколько раз вы уходили из дома?» от несовершеннолетних были получены следующие ответы: уходил 2-3 раза - 16%; уходил 4-5 раз - 7%; уходил 10 раз - 10%; уходил много раз -22%; уходил очень много раз - 17%.

Проанализировав полученные результаты, можем сделать вывод: очень часто в семье ребенок чувствует себя незащищенным, нелюбимым и ненужным, и именно поэтому он идет на улицу в поисках таких же «ненужных семье» детей. Однако как бы ребенку ни было плохо в семье, он хочет жить дома с родителями, поэтому иногда возвращается домой, чтобы отдохнуть от улицы, помыться, выспаться и поесть, и остается там до очередного крупного конфликта в семье. На наш вопрос «Хотели бы вы вернуться домой?» более 70% детей дали положительный ответ.

Среди причин возникновения конфликтов в семье проанкетированные безнадзорные несовершеннолетние назвали следующие: низкая успеваемость в школе; нежелание помогать по дому; грубость, непослушание; неодобрение товарищей; употребление спиртного, токсических веществ, наркотиков;

их противоправное поведение; раздражительность родителей; пьянство родителей; половая распущенность родителей; употребление родителями наркотиков.

К основным причинам ухода из дома безнадзорные и беспризорные дети отнесли: плохое материальное положение - 20%; отсутствие жилья у родителей - 8,5%; лишение родительских прав - 16%; пьянство родителей - 80%; удовольствие быть на свободе - 16%; «за компанию» - 6%. Также были названы и такие причины: не кормили - 16%; выгнали из дома - 10%; сексуальное домогательство (отчимом) - 11%; родители заставляют воровать, бродяжничать - 4%; родители отказались от меня - 1%; сам не хочу жить дома - 1%; сильно били (отчим) - 7%; нет никаких родственников - 9%; сам не знаю причин - 15%. Все вышеназванные детьми причины наглядно показывают отношение родителей к своим несовершеннолетним детям. Вместо заботы, понимания и любви они встречают негативное отношение к себе. Инстинктивное желание восполнить дефицит любви и ласки, недополученной в родительской семье, толкает подростков к ранним половым контактам.

Так, на вопрос «Имеете ли вы опыт половой жизни?» обследуемые несовершеннолетние ответили следующим образом:

1. Группа несовершеннолетних, состоящих на учете в ПППН:

- «не скажу» - 16%, из них: 11% - мальчики, 5% - девочки;

- с 11-12 лет - 9%, их них: 5% - мальчики, 4% - девочки;

- с 13-14 лет - 12%, из них: 10% - мальчики, 2% - девочки;

- с 15-17 лет - 13%, из них: 5% - мальчики, 8% - девочки.

2. Группа несовершеннолетних, проживающих временно в приюте:

- «не скажу» - 8%, из них: 3% - мальчики, 5% - девочки;

- с 7-8 лет - 5%, все девочки;

- с 9-10 лет - 5%, все девочки;

- с 11-12 лет - 6%, их них: 1% - мальчики, 5% - девочки;

- с 13-14 лет - 10%, из них: 5% - мальчики, 5% - девочки;

- с 15-17 лет - 8%, из них: 3% - мальчики, 5% - девочки.

3. Группа несовершеннолетних, содержащихся в ЦВИНП:

- «не скажу» - 1%, все мальчики;

- с 7-8 лет - 4%, все мальчики;

- с 9-10 лет - 3%, все мальчики;

- с 11-12 лет - 10%, все мальчики;

- с 13-14 лет - 24%, из них: 21% - мальчики, 3% - девочки;

- с 15-17 лет - 6%, все девочки.

При изучении полученных показателей закономерно встает вопрос: почему же в первой и третьей группах процентные показатели мальчиков превышают процентные показатели девочек? Ответ следует искать в количественном соотношении проанкетированных мальчиков и девочек. В первой группе мальчиков оказалось в 2 раза больше, а в третьей - в 10 раз больше (ввиду специфики места нахождения несовершеннолетних). Поэтому, на наш взгляд, самые достоверные данные отражены в ответах детей и подростков, временно находящихся в приюте для несовершеннолетних. Анализируя ответы детей данной группы, мы видим, что почти во всех возрастных категориях преобладает показатель девочек, кроме категории 13-14-летних. Это объясняется тем, что девочки являются более эмоциональными, психологически зависимыми от родителей, к ним чаще применяется насилие сексуального характера, их чаще вовлекают в занятия проституцией (матери или отцы в том числе).

В криминологической литературе много внимания уделяется возможным социальным причинам возникновения у детей психических нарушений, связанных с социальным статусом семьи. Исследования ученных показывают, что у несовершеннолетних частота психических нарушений неявно зависит от социального статуса семьи, например определяемого по профессии отца. Хотя обнаружено, что правонарушения подростков, а также нахождение их в безнадзорном и беспризорном состоянии, часто встречаются в семьях, где родители или заменяющие их лица занимаются неквалифицированным или малоквалифицированным ручным трудом, однако эта тенденция характерна главным образом для семей с самым низким социальным статусом. А социальный статус семьи, прежде всего, связан с районом проживания, относящимся к низкому социальному статусу. В основе этого явления лежит целый комплекс причин, в частности

то, что там сосредоточиваются бедные, «трудные семьи», поскольку в престижных районах жилье слишком дорогое. Авторы попытались определить социальный статус семей, обследованных безнадзорных и беспризорных детей и подростков. Проанализировав полученные показатели, мы пришли к выводу о том, что безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние проживают в семьях с низким социальным статусом. В их семьях родители являются в основном рабочими (39%) или не имеют вообще никакой постоянной работы, а занимаются случайными заработками (27%). Следовательно, эти родители очень мало уделяют времени и внимания своим детям - это позволяет им совершать противоправные деяния; эти родителей в 49% случаев сами вовлекают своих детей в совершение противоправных деяний, в том числе в бродяжничество, попрошайничество, кражи, хулиганство и проституцию. Доходы, полученные несовершеннолетними от данных видов деятельности, иногда являются единственными средствами существования всей семьи, при этом, как правило, родители забирают деньги у детей и тратят их на алкоголь.

Однако социальный статус семьи зависит не только от места ее проживания, места работы или рода занятий родителей, но и от образования близких родственников, окружающих несовершеннолетнего. При анкетировании несовершеннолетних безнадзорных и беспризорных детей мы просили указать образование их близких родственников старшего возраста, которые могли бы присматривать за ними в отсутствие родителей и получили следующие показатели: взрослые члены семьи имеют неполное среднее образование у 14% несовершеннолетних; среднее - у 19%; среднее специальное - у 17%; незаконченное высшее - у 2%; высшее - у 5%; не знали образование взрослых - 35% детей.

Как показывают полученные данные, большинство родителей имеют неполное среднее, среднее, среднее специальное образование. На наш взгляд, это говорит о том, что родители сами, имея среднее образование, не настаивали на получении образования своими детьми. Именно поэтому большинство безнадзорных и беспризорных детей и подростков плохо учатся в школе или вообще не посещают ее. Дети же, находящиеся в приюте, в большинстве случаев не зна-

ют об образовании своих родителей, что является следствием разрыва родственных связей между детьми и родителями. Таким образом, развал экономики в стране, отказ от многих социальных средств защиты семьи и детей привели к резкой смене ценностей, социальных норм, нравственных установок общества, подорвали казавшиеся незыблемыми устои традиционной российской семьи. В ней произошла коренная ломка многих устоявшихся традиций. Несомненно, именно семейные отношения - это первое звено, влияющее на безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних. Положение самой семьи есть или достижение, или провал социальной политики государства и общества [2, с. 25].

При рассмотрении причин и условий социальных отклонений несовершеннолетних следует иметь в виду, что они детерминированы в первую очередь отсутствием целостной государственной молодежной политики, а также должной государственной политики в отношении российской семьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России: Материалы первоначального доклада Российской Федерации Комитету по правам ребенка / Сост. Ю.Е. Лапин, Е.М. Рыбинский и др. - М., 1993.

2. Мониторинг уровня жизни населения Российской Федерации. Бюллетень №11. - М., 2002; Бюллетень №13. - М., 2003.

3. Федотов А.И. О состоянии преступности несовершеннолетних и исполнении законов о защите прав детей // О задачах органов власти и общественных организаций по выявлению, учету и устройству безнадзорных детей: Материалы Нижегородского областного межведомственного совещания (19 февраля 1999 г.). - Н. Новгород, 1999.

4. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. - М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.