ГРИГОРЬЕВ И. А.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ
ШАРЛЯ ДЕ ГОЛЛЯ
Аннотация. Статья посвящена социально-экономическим и политическим воззрениям генерала Шарля де Голля. Рассмотрены факторы, повлиявшие на формирование идей, которые впоследствии перешли в политическое течение - голлизм.
Ключевые слова: Шарль де Голль, голлизм, власть, величие, Франция, конституция.
GRIGORIEV I. A.
SOCIO-ECONOMIC AND POLITICAL VIEWS OF CHARLES DE GAULLE
Abstract. The article considers the socio-economic and political views of General Charles de Gaulle. The author studies the factors that had influenced the formation of ideas, which subsequently became the ideological basis of the political movement of Gaullism.
Keywords: Charles De Gaulle, Gaullism, power, majesty, France, constitution.
Образование Пятой Республики во Франции, существующей по сей день, неразрывно
связано с именем величайшего француза XX века Шарля де Голля. Рассматривая приход
генерала де Голля к власти, не стоит думать, что его появление на исторической арене было
простым совпадением. В силу личностных волевых качеств, убеждений и взглядов, а также
сложившейся ситуации во Франции во время Второй мировой войны, генералу было
уготовано сыграть ведущую роль в развитии страны: как во время, так и после войны. Шарль
де Голль имел все, что требуется политику: социальную базу, благоприятные условия,
личный талант, высокую политическую культуру, представленную в таком идейном течении
как голлизм. Основатель и первый президент Пятой Республики во Франции всегда сетовал о
величии Франции: «В моем воображении Франция предстает как страна, которой, подобно
сказочной принцессе или Мадонне на старинных фресках, уготована необычайная судьба»
[1, с. 23]. Так напишет де Голль в своих мемуарах: «...Франция лишь в том случае является
подлинной Францией, если она стоит в первых рядах...Франция, лишенная величия,
перестает быть Францией» [1, с. 23]. Воспитанный в духе монархизма, в духе патриотизма,
генерал был подавлен началом Второй мировой войны. Франция была разгромлена. Вести
войну или капитулировать? Правительственный кабинет под предводительством маршала
Петена отдал страну в руки оккупантов. Устанавливается режим Виши. 22 июня 1940 года
Третья Республика прекратила свое существование. Не о каком величии Франции не могло
быть и речи. На ком же лежала ответственность в падении страны? Само собой, на самом
1
политическом режиме. Вот как описывает сложившуюся ситуацию де Голль: «В то время, когда встал вопрос, от которого зависело настоящее и будущее Франции, парламент не заседал, правительство оказывалось недееспособным принять единодушное решение, президент Республики не поднимал свой голос даже в Совете министров в защиту высших интересов страны. В конечном счете, развал государства лежал в основе национальной катастрофы» [1, с. 99].
Для генерала де Голля наступает нелегкий период борьбы за восстановление величия Родины. Борьба шла по всем направлениям. Приходилось воевать на поле боя с немецкими войсками, вести борьбу за власть внутри движения «Свободная Франция», отстаивать интересы страны на мировой политической арене, помогать союзникам. В этот тяжелый период и начинает окончательно вырабатываться будущая политика Пятой Республики, которая получит название голлизм.
Как же складывалась идея голлизма? Истоки политической концепции уходят корнями в детство де Голля. Основы формирования личностных качеств и убеждений, как известно, начинают закладываться в детском возрасте в семье. Для того чтобы понять истоки складывания характера будущего генерала следует обратить внимание на то, в какой атмосфере воспитывался Шарль де Голль. Из истории семьи, к уважению к которой приучали всех детей, известно об истоках рода де Голлей, на протяжении веков помогавших королям «создавать» Францию. Еще в 1210 году славный король Филипп-Август пожаловал Ришару де Голлю ленное владение в Эльбеже. Особенно заметный след оставил участник Столетней войны шевалье мессир Жеан де Голль, правитель Орлеана. Участвовал в известном сражении при Азенкуре и отказывается перейти на службу к английскому королю, теряет свои владения и обосновывается в Бургундии; король Франции вознаграждает его за верность и наделяет владением в Кьюзери. К началу XVIII века предки Шарля де Голля превращаются из представителей «дворянства шпаги» в «знать мантии». Наместники, советники парламентов, судебных учреждений, прокуроры сменяют друг друга в фамильном списке [6, с. 20]. В семье де Голлей очень уважали историю семьи и Франции. С установлением в стране Третьей республики в семье поселилась грусть по монархическому прошлому Франции, а новый гимн «Марсельеза» считался богомерзкой песней.
Так же немаловажным фактором складывания воззрений Шарля де Голля на политику
является его увлечение философией, поэтому следует посмотреть на идеи итальянского
мыслителя Николой ди Бернардо Макиавелли. Задумку Макиавелли можно представить в
трех тезисах: первый - в основе развития истории лежат «материальный интерес и сила»,
второй - он отмечал противоречивость интересов народных масс и правящих классов,
2
вследствие чего у власти должен был стоять сильный человек, способный подавить волнения в стране; суть третьего тезиса заключается в идеи «цель оправдывает средства» [5, с. 17]. То, в какой мере де Голль воспринял эти идеи, показала история развития Франции в послевоенный период. Естественно, что идеи Макиавелли следует рассматривать с позиции эпохи и времени.
Вторая Мировая война закончилась. Все страны, участвующие в войне, начинают заниматься разрешением внутренних проблем. В руках генерала находится обезображенная боями Франция. В своих мемуарах он напишет: «Никто за рубежом больше не считает, что мы играем одну из первых ролей в мире. Но и внутри Франции ее состояние можно описать как груды руин» [2, с. 289]. Треть всего национального достояния Франции была уничтожена. Не было ничего, чего бы ни коснулась война. Разумеется, наибольший урон был нанесен населенным пунктам, городам, было разрушено множество зданий. Сам генерал приводит такую сводку: «В ходе боев 1940, а затем бомбардировок нашей территории союзниками было полностью разрушено 500 000 домов, 1 500 000 серьезно пострадали. В пропорциональном отношении больше всего было разрушено заводов, что являлось еще одним препятствием для возрождения экономики.. .Инженеры, которых я спрашивал, к какой дате будет завершено восстановление наших сооружений и коммуникаций, отвечали «Потребуется двадцать лет!». Везде наблюдается нехватка орудий труда, удобрений, саженцев, хорошего посевного материала.» [2, с. 301]. Экономическое положение страны де Голль описывает так: «В целом, оккупация обошлась нам в 2 000 миллиардов франков в ценах 1938 года, то есть в 80 000 миллиардов на сегодняшний день» [2, с. 301].
Как в таких обстоятельствах можно было достичь цели - величия Франции? Как
привести идею в жизнь? Первым составным элементом идеологии голлизма была
выдвинутая де Голлем идея «национального величия» Франции. В мемуарах генерал
напишет: «.Благодаря присущим стране географическим особенностям, благодаря гению
населяющих ее рас, благодаря окружающим ее соседям эта нация обрела свойственный ей
определенный характер, который заставляет французов и француженок в любую эпоху
зависеть от своих отцов и нести ответственность за своих потомков» [3, с. 9]. Генерал считал,
что нации совершенно необходимо осознавать «национальное величие», могущество и
гордость. Прежде всего, это было связано с политической и социальной депрессией в
обществе, после поражения Третьей республики и установления режима Виши. «За годы
гнета именно вера во Францию, надежда на нее постепенно вели французов к
Сопротивлению и освобождению. Снова работали те же силы для того, чтобы помешать
разрушению и начать восстановление страны. Сегодня ничто другое не годится, когда речь
3
идет о том, чтобы идти к могуществу и величию» [2, с. 248]. Подъем национального духа, духа патриотизма, несомненно, важен в политики де Голля. Именно на волне поднятия патриотизма у населения после освобождения страны, генералу удается установить временное правительство во главе с собой. Правительство провело ряд очень важных социально-экономических мероприятий. Женщины получили право голоса на выборах -впервые в истории Франции. Правительство де Голля восстановило профсоюзные свободы, увеличило заработную плату на 40 - 50 %, утвердило оплачиваемые отпуска, ввело систему семейных пособий для многодетных матерей, страхования по болезни, беременности, старости. С окончанием периода временного правительства и становлением Четвертой республики, генерал уходит с политической арены. Править страной с кабинетом, собранным из различных представителей партий, он не мог. Четвертой республики было уготовано недолго оставаться на плаву. После падения Четвертой республики во Франции, и становления Пятой республики, идея национального величия принимает иной оборот. Теперь, когда большая часть социальных вопросов решена, когда народ всецело поддерживает нового президента, де Голль говорит о том, что величие может выражаться в независимой национальной политики, а сама внешняя политика страны должна быть направлена на защиту интересов нации. Еще во время боевых действий во время Второй мировой войны де Голль выступал за соблюдение национальных интересов Франции, даже если его политика шла в разрез с планами союзников. Генерал указывал, что глава государства обязан вести независимый внешнеполитический курс и никак не следовать интересам других государств. В связи с этим тезисом де Голль и голлисты затрагивали проблемы международных отношений, а вернее сказать, вопрос о том, какую роль в развитии международных, биполярных, на тот момент развития, отношениях должна занимать Франция [4, с. 87]. Выступая за соблюдение национальных интересов, голлисты говорили о создании блока западноевропейских государств. По их мнению, в биполярном мире мог бы существовать и третий игрок, который бы уравновешивал силы. В мире, где идет тихая вражда между двумя сверхдержавами, остальные страны либо занимают ту или иную сторону, либо ведут собственную политическую линию. Касательно колониального вопроса голлисты считали нужным предоставить некоторым территориям право автономии, при этом Франция должна выступать в роли учителя, оставляя за собой право поддержания порядка в зависимых странах, решения вопросов экономики и внешней политики [4, с. 88].
Но что являлось бы постоянным гарантом величия страны? Кто мог соблюдать
национальные интересы после самого генерала. Прежде всего, как заявлял де Голль: у руля
государства должен находиться сильный правитель, гарант «величия» государства. По
4
мнению генерала де Голля во главе государства всегда должна стоять «сильная личность со светлой головой, которая будет выражать сознание и честь нации, и гарантировать ее судьбу» [3, с. 15]. Де Голль отмечает, что такой человек «решительно становится хозяином действий, потому что, когда он вмешивается в них, они подчиняются ему. Находясь на высоте положения, он добивается успеха, а если ему не удается выиграть, он берет на себя все тяготы, перенося их не без некоторого горького удовлетворения. Этот борец, который находит в самом себе источник энергии и свою точку опоры, игрок, который больше стремится к успеху, чем к выигрышу, и платит свой долг собственными деньгами. Человек характера придает действию благородство» [1, с. 24]. По мнению де Голля, такая личность должна пользоваться властью как монарх. По сути это должна быть личная диктатура, прикрытая той или иной формой правления. Не стоит думать, что глава государства выражал бы интересы только определенных групп населения. Напротив, генерал де Голль отмечал, что глава обязан выражать только национальные интересы, а не желания какого - то класса или партии. Глава государства - арбитр, примиряющий классовые и партийные интересы. Поэтому глава назначается не партией, а избирается народом [3, с. 14.] Возникает вопрос представительства государства: парламент или политические партии? Де Голль представляет это так: политическим партиям отводится небольшая роль представительства интересов различных классов и групп, а вот ответственную роль представителя государства и нации генерал отводит на главу государства. Так вторая глава Конституции 1958 года посвящена полномочиям президента Пятой Республики. Даже визуально чувствуется разница между полномочиями президента, парламента и правительства. Пятнадцать статей конституции определяют полномочия президента, в десяти статьях расписаны полномочия парламента, и лишь в четырех говорится о правах правительства [5, с. 29]. Статья 5 конституции 1958 года четко говорит о роли президента. Являясь гарантом конституции, президент следит за тем, чтобы она уважалась. Президент обеспечивает регулярное функционирование органов власти. Он является хранителем национальной независимости, целостности территории. Конституция предоставляет президенту право выражать национальный суверенитет. Таким образом, эта статья конституции значительно расширяет права президента Республики, по сравнению с тем как это было прежде. Содержание всех последующих статей второго раздела конституции является следствием данной статьи.
Большой интерес представляет 8 статья Конституции. Она предоставляет право
президенту Республики назначать и смещать премьер - министра и по предложению
последнего назначать и смещать членов правительства. По сути, эта статья предоставляет
право контроля главой государства над исполнительной властью. Исполнительная власть
5
всецело подчиняется главе государства, а не парламенту. Сам же парламент лишен права формирования правительства и, следовательно, контролировать его. 8 статья конституции Пятой Республики положила конец парламентскому режиму. Передача главе государства права формировать и распускать правительство обеспечила политическую стабильность в стране. Сам генерал наметил ее еще в период Четвертой республики: «Для того, чтобы государство стало действительно инструментом национального единства французов, выразителем высших интересов страны и преемственности в деятельности нации, я считал необходимым, чтобы правительство создавалось не парламентом, иными словами политическими партиями, а стоящим над ними политическим деятелем, получившим мандат непосредственно от нации в целом и способным выражать его волю, решать и действовать»
[3, с. 12].
Наибольшей важностью обладает статья 16 конституции, в которой говорится об
чрезвычайных полномочиях президента страны. Данная статья является объектом
политических споров между сторонниками и противниками режима Пятой Республики.
Согласно этой статье президент Республики получает право в случае серьезной опасности,
степень которой определяется им же, объявить чрезвычайное положение в стране и взять
всю полноту власти в свои руки. Данная статья долгое время являлась предметом острых
политических дебатов. Давайте подробнее остановимся на важности этой статьи. Если
вспомнить тяжелое поражение Франции в начале Второй Мировой войны, то нужно
отметить, что основной вклад в развал страны внес именно слабый политический режим. На
тот момент в стране была следующая ситуация: армия разгромлена, немецкие войска
приблизились к столице, политическая верхушка находится в смятении. Был ли выход?
Разумеется, да. Шарль де Голль напишет позднее в своих мемуарах: «Для того чтобы вновь
взять бразды правления в свои руки, ему (Полю Рейно) нужно было вырваться из
водоворота, перебраться в Африку и начать там все снова... Но для этого ему необходимо
было принять ряд чрезвычайных мер: сменить главное командование, сменить маршала
Петена и добрую половину министров, покончить с некоторыми влияниями, примириться с
оккупацией Франции.» По сути необходимо было провести ряд чрезвычайных мер,
которые в стране редко применялись. Возникает вопрос: достигли бы все эти усилия успеха,
если в стране было бы введено чрезвычайное положение? Ответ очевиден. Франция к началу
войны обладала большими территориями: речь идет о колониях. Если пала метрополия, то
войну можно вести с колониальной Африки, ибо, как материальные, так и людские ресурсы
позволяли это сделать. Как покажет история, генерал де Голль отлично продумал этот ход и
применил все эти ресурсы для освобождения страны. Иными словами, если бы на тот момент
6
правительство не поддалось бурей трагических событий, то у Франции, как и у всех союзников, были бы большие шансы закончить войну раньше. 16 статья конституции Пятой Республики обеспечила дальнейшую судьбу Франции на случай крупномасштабной войны.
Третья составная часть идеологии голлизма - социально-экономическая политика в духе реформизма. Эта часть политики появляется в конце войны, когда назревает острая необходимость реформ. В этот период во Франции идет мощный подъем народно -демократических сил. Общество требовало преобразований. В обстановке, когда происходил мощный всплеск интереса к коммунистической партии, де Голль понимает, что для того чтобы удержать власть стране нужны реформы. Разрабатывая социально - экономическую доктрину, генерал и его сторонники выдвинули идею «ассоциации труда и капитала», т. е. установления системы «ассоциирующей» лиц, обеспечивающих работу предприятия [4, с. 89]. В основе идеи лежал контракт, заключаемый между главами предприятий, которые представляли капитал, и представителями персонала, рабочими. Подписывая контракт, рабочий становился своеобразным акционером, чей вклад, т.е. труд уравнивался по важности и значению с вкладом капитала, а вознаграждение в той или иной мере зависело от производительности и прибыли. Сохранялась частная собственность на предприятии и власть руководителя [5, с. 112] Идея ассоциации была довольно типичным явлением, в духе буржуазного реформизма.
Помогла ли политическая линия генерала Шарля де Голля вывести Францию на
мировой уровень? Несомненно. Несмотря на то, что после принятия конституции 1958 года
Франция начала терять свои колонии, ситуация в метрополии только улучшалась.
Установление сильной диктатуры де Голля помогло стране выйти из политического кризиса,
когда один «призрачный» кабинет сменял другой. Партии, которые на протяжении долгого
времени не могли прийти к общему согласию по поводу ведущего на тот момент алжирского
кризиса, были отодвинуты на второй план, позволив новому президенту самостоятельно и в
короткие сроки урегулировать конфликтный вопрос. В своих мемуарах генерал напишет
«.результаты, достигнутые на протяжении первых четырех лет моего правления, кажутся
мне ободряющими. Четыре года назад наша страна задыхалась в тисках ужасных
политических конвульсий; я хотел заставить ее выбрать такое государство, которое имело бы
главу, правительство, равновесие и авторитет. Это сделано!» [3, с. 271]. После проведенных
реформ генералу удалось помешать стране продолжать проливать кровь как в случае с
Алжиром, удалось помешать стране тратить деньги, усугубляя экономическое положение.
Шарль де Голль стремился заменить бывшую колониальную Империю необходимой
ассоциацией народов, некогда входивших в ее состав. Ему это удалось. В области
7
социальных реформ, проведенных в стране, стоит отметить, что они были необходимыми. Жилищная проблема, проблема школ, больниц, средств связи, заработных плат были тяжелым бременем Четвертой Республики во Франции. Естественно, чтобы найти поддержку в глазах народа генерал незамедлительно проводит ряд реформ по улучшению жизни населения. Это предотвратило нарастание недовольства внутри страны.
Касательно экономического прогресса стоит привести цитату самого генерала: «Я хотел избавить страну от безразличия к экономическим вопросам, от финансового дефицита, хронического падения франка, от социального застоя, мешавших прогрессу, который был необходим для процветания и могущества Франции. Я хотел, чтобы современная экономика Франции действительно развивалась по плану, чтобы ее бюджет был уравновешен, чтобы ее валюта имела неоспоримо твердый курс, чтобы распахнулась дверь для изменения отношений между ее детьми путем участия всех в деятельности предприятий. Франция достигла этого!» [3, с. 271].
ЛИТЕРАТУРА
1. Шарль де Голль. Военные мемуары. Призыв (1940-1942). - М.: ACT, Астрель, 2003. -815 с.
2. Шарль де Голль. Военные мемуары. Спасение (1944-1946). - М.: ACT, Астрель 2004. - 799 с.
3. Шарль де Голль. Мемуары надежд (1958-1962). - М.: Прогресс, 2000. - 340 с.
4. Арзаканян М. Ц. Де Голль и голлисты на пути к власти. - М.: Высшая школа, 1990. -196 с.
5. Ибрашев Ж. У. Политическая концепция Ш. де Голля. - Алма-Ата, 1971. - 130 с.
6. Молчанов Н. Н. Генерал де Голль. - М.: Международные отношения, 1980. - 502 с.
7. Наумова Н. Н. Голлизм в оппозиции: Партия «Объединение французского народа» в политической жизни IV Республики 1947-1955. - М.: Изд-во Москов. ун-та, 1991. -185 с.