Научная статья на тему 'Министерство внутренних дел Франции о внутриполитическом кризисе осени 1962 г'

Министерство внутренних дел Франции о внутриполитическом кризисе осени 1962 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
257
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / РЕЖИМ ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ / ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / РЕФЕРЕНДУМ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / INTERIOR MINISTRY / POLITICAL CRISIS / FRENCH FIFTH REPUBLIC / CHARLES DE GAULLE / POLITICAL STRUGGLE / PUBLIC OPINION / REFERENDUM / PARLIAMENTARY ELECTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кукаркин Павел Александрович

В статье рассматривается реакция Министерства внутренних дел Франции на развернувшийся в стране осенью 1962 г. политический кризис. На основе архивных документов, которые впервые вводятся в научный оборот, проанализировано, как это ведомство трактовало политическую ситуацию, оценивало состояние общественного мнения и действия политических партий. Исследование показало, что оппозиция, сложившаяся против президента Франции Шарля де Голля со стороны большинства политических партий, не воспринималась в Министерстве внутренних дел как угроза действующей власти, а обстановка в стране как кризисная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

French Interior Ministry on Domestic Crisis in Autumn 1962

The articles examines the reaction of French Interior Ministry to the political crisis of autumn 1962. Using archival documents that have never been investigated before, the author analyses how the Ministry interpreted political situation and evaluated public opinion and activities of political parties. Research has shown that the opposition against French President Charles de Gaulle, which was formed by majority of political parties, was not perceived as a threat to the regime, and the situation in the country was not considered critical.

Текст научной работы на тему «Министерство внутренних дел Франции о внутриполитическом кризисе осени 1962 г»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2009. № 5

П.А. Кукаркин

(аспирант кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки

исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ФРАНЦИИ

0 ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ ОСЕНИ 1962 г.

В статье рассматривается реакция Министерства внутренних дел Франции на развернувшийся в стране осенью 1962 г. политический кризис. На основе архивных документов, которые впервые вводятся в научный оборот, проанализировано, как это ведомство трактовало политическую ситуацию, оценивало состояние общественного мнения и действия политических партий. Исследование показало, что оппозиция, сложившаяся против президента Франции Шарля де Голля со стороны большинства политических партий, не воспринималась в Министерстве внутренних дел как угроза действующей власти, а обстановка в стране — как кризисная.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел, политический кризис, режим Пятой республики во Франции, Шарль де Голль, политическая борьба, общественное мнение, референдум, парламентские выборы.

The articles examines the reaction of French Interior Ministry to the political crisis of autumn 1962. Using archival documents that have never been investigated before, the author analyses how the Ministry interpreted political situation and evaluated public opinion and activities of political parties. Research has shown that the opposition against French President Charles de Gaulle, which was formed by majority of political parties, was not perceived as a threat to the regime, and the situation in the country was not considered critical.

Key words: Interior Ministry, political crisis, French Fifth Republic, Charles de

Gaulle, political struggle, public opinion, referendum, parliamentary elections.

* * *

Осенью 1962 г. Франция стала ареной крупных политических событий. К этому времени в оппозиции президенту Шарлю де Гол-лю оказалось большинство партий. Помимо обвинявших де Голля в установлении режима «личной власти» Французской коммунистической партии (ФКП), небольшой Автономной социалистической партии, преобразованной в 1960 г. в Объединенную социалистическую партию (ОСП), левых политических деятелей Ф. Миттерана и П. Мендес Франса, а также крайне правых пужадистов, недовольных предоставлением независимости Алжиру, в течение первых четырех лет Пятой республики против президента выступили почти все остальные партии. В 1959 г. социалистическая партия (СФИО)1, а в 1960 г. радикальная партия отказались участвовать

* Кукаркин Павел Александрович, тел. 939-32-88, e-mail: pavel.kukarkin@gmail.com.

1 От франц. Section française de l'Internationale Ouvrière, SFIO.

в правительстве голлиста М. Дебре. В мае 1962 г. о своем несогласии с политикой президента заявили правоцентристское «Движение народных республиканцев» (МРП) и правый «Национальный центр независимых и крестьян» (СНИП)2. Опираясь в Национальном собрании только на голлистский «Союз за новую республику» (ЮНР), который не имел большинства мест в нижней палате парламента, де Голль потерял возможность проводить задуманную им политику. Намечавшееся с весны 1962 г. столкновение между президентом и оппозицией произошло осенью того же года.

22 августа противники независимости Алжира из Организации секретной армии (ОАС) организовали покушение на де Голля в парижском пригороде Пти-Кламар. Чудом избежав смерти, президент воспользовался ситуацией, чтобы провести конституционную реформу, вводившую избрание главы государства всеобщим голосованием3. «Чтобы наша Республика продолжала быть единой, не теряла своей эффективности и пользовалась народной поддержкой... мой преемник на посту президента должен получать свои полномочия напрямую от граждан», — заявил де Голль в телеради-ообращении 20 сентября 1962 г.4 Он предложил изменить Конституцию при помощи референдума. Избрание президента всеобщим голосованием усиливало авторитет главы государства и увеличивало независимость исполнительной власти от законодательной.

Против проекта конституционной реформы выступили все крупные партии, за исключением ЮНР. Они возражали против избрания президента всеобщим голосованием и против вынесения вопроса о конституционной реформе на референдум в обход пар-ламента5. Однако оппозиционные партии не представляли собой

2 О формировании оппозиции де Голлю в 1959—1962 гг. см.: Смирнов В.П. Франция в ХХ веке. М., 2001. С. 259—260; Berstein S., Milza P. Histoire de la France au XX siècle. Bruxelles, 1995. Р. 889—894.

3 В период Третьей и Четвертой республик президент избирался парламентом. Согласно Конституции 1958 г., президент Франции избирался коллегией из 80 тыс. выборщиков, состоявшей из членов парламента, генеральных советов, собраний заморских территорий и представителей муниципальных советов.

4 Gaulle Ch. de. Discours et messages. P., 1970. Vol. 4. P. 22.

5 Статья 89 Конституции 1958 г., озаглавленная «Об изменении [конституции]», предусматривает вынесение конституционной реформы на референдум только после того, как проект будет принят «обеими палатами парламента в одинаковой формулировке» (La Constitution de la Vème Republique // Documents d'Etudes de Droit Constitutionnel. 1996. N 4. P. 13). Уверенный, что оппозиционно настроенный парламент не одобрит проекта конституционной реформы, де Голль вынес ее сразу на референдум, опираясь на ст. 11 Конституции, согласно которой «президент республики... может предложить на референдум любой закон, относящийся к организации государственных органов власти» (Ibid. Р. 5). Спор о законности действий президента до сих пор продолжается (Nguyen Le Mong. La constitution de la Vème République. P., 1989. Р. 355; DuhamelO. Droit constitutionnel. P., 1999. P. 105—106).

единой силы. Социалисты, радикалы, МРП и независимые объединились в «Картель нет», призывая избирателей голосовать против конституционной реформы6. Коммунисты и ОСП, также осуждавшие действия президента и призывавшие к единству действий оппозиции, не вошли в «Картель нет» в силу давних идеологических и политических разногласий с МРП и независимыми. Отдельно с критикой конституционной реформы выступили пу-жадисты.

Оппозиция выдвинула вотум недоверия правительству, за который 5 октября 1962 г. проголосовало абсолютное большинство депутатов Национального собрания. Однако вместо того, чтобы принять отставку премьер-министра, де Голль воспользовался своим конституционным правом распустить Национальное собрание и назначил новые выборы. На референдуме, состоявшемся 28 октября, конституционная реформа была одобрена 62,2% проголосовавших избирателей и вступила в силу 7 ноября. А на состоявшихся 18 и 25 ноября внеочередных парламентских выборах победили сторонники де Голля. ЮНР вместе с лояльными голлистам независимыми республиканцами, отколовшимися в ходе предвыборной кампании от СНИП, получили абсолютное большинство мест в Национальном собрании.

Референдум по изменению Конституции и парламентские выборы 1962 г. не раз оказывались в центре внимания французских и отечественных исследователей. Французские историки и политологи изучали события осени 1962 г. как составную часть процесса становления Пятой республики и как важный этап политической борьбы7. Советские исследователи, отталкиваясь от публицистических работ французских коммунистов8, оценивали первые годы Пятой республики как период становления режима «личной власти», сопровождавшегося укреплением позиций монополистического капитала9. Современные российские исследователи сделали

6 Переговоры о совместных действиях между этими четырьмя партиями шли еще с начала сентября, однако окончательно союз был оформлен только 10 октября (Guillaume S. «Le cartel des non» // Parlements], Histoire et politique. Р., 2004. Р. 49—50).

7 Le référendum d'octobre et les élections de novembre 1962. P., 1965; Sur S. La vie politique en France sous la V République. P., 1977. P. 151—174; Avril P. La Vs République: histoire politique et constitutionnelle. P., 1987. P. 64—73; Chapsal J. La vie politique sous la Ve République. P., 1987. P. 238—241; Rémond R. Notre siècle. 1918—1988. P., 1991. P. 559—563; Berstein S., Milza P. Histoire de la France au XX siècle. Bruxelles, 1995. P. 889—897; Winock M. La fièvre hexagonale. Les grandes crises politiques 1871—1968. P., 2001. P. 325; и др.

8 См., напр.: Клод А. Голлизм и крупный капитал. М., 1961.

9Рубинский Ю.И. Пятая Республика (политическая борьба во Франции в 1958— 1963 годах). М., 1964. С. 330—337; Ибрашев Ж.У. Политическая концепция Шарля де Голля. Алма-Ата, 1971; Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. М., 1974. С. 388; Круто-голов М.А. Президент Французской Республики. М., 1980. С. 49—72; Развитие государственно-монополистического капитализма во Франции и идеологическая борьба. Алма-Ата, 1982; Чернега В.Н. Буржуазные партии в политической системе Франции. Третья — Пятая республики. М., 1987. С. 24—29; и др.

акцент на изучении политической борьбы и деятельности пар-тий10. Несмотря на это, многие аспекты событий осени 1962 г. еще не были освещены историками. В частности, неизвестно, как реагировало на эти события французское Министерство внутренних дел — одно из важнейших государственных учреждений. Привлеченные нами для исследования архивные документы этого министерства дают возможность понять, как оно воспринимало развернувшуюся во Франции политическую борьбу11.

Одной из основных функций Министерства внутренних дел любой страны является поддержание общественного порядка. Во Франции оно отвечало еще и за организацию и проведение выборов, осуществляло надзор за деятельностью религиозных общин, контроль над иммиграцией, информировало правительство о положении в стране. На местах административные и информационные функции были возложены на префектов, возглавлявших администрацию департамента, и на Центральное управление общей информацией МВД (Direction centrale des Renseignements Généraux, далее — ЦУОИ). Это ведомство отвечало за «сбор и централизацию информации политического, социального и экономического характера, необходимой для деятельности правительства»12. В начале 1960-х гг. ЦУОИ насчитывало около трех тысяч сотрудников, рассредоточенных по всей территории метрополии13. Из департаментских отделений Центрального управления в министерство ежедневно поступали отчеты, которые служили основой для составления сводок о ситуации в стране. Сотрудники ЦУОИ часто присутствовали инкогнито на демонстрациях, партийных собраниях, получали данные от своих информаторов и из прессы14. Полученные материалы предоставлялись министру внутренних дел, премьер-министру и в канцелярию президента. В отличие от других источников информации, которыми пользовалась исполнительная власть, информационные службы МВД стремились обобщить сведения о ситуации в стране, выделяя, по их мнению, наиболее важные.

10 См.: Арзаканян М.Ц. Генерал де ГГолль на пути к власти. М., 2001. С. 222; Она же. Де Голль и голлисты на пути к власти. М., 1990; Смирнов В.П. Указ. соч. С. 259—263.

11 Автор выражает искреннюю благодарность отделу национальных архивов при МВД Франции и его главе С. Манвилю, а также отделу истории ХХ в. национальных архивов Франции за предоставленную возможность работать с архивами Министерства внутренних дел.

12 Décret n 51—1314 du 17 novembre 1951 portant règlement d'administration publique relatif à l'organisation de l'administration centrale du ministère de l'Intérieur // Journal officiel de la République Française. Lois et décrets. 1951. 18 nov. P. 11444.

13 В каждом департаменте находилось одно или несколько отделений ЦУОИ. Об организации информационных служб МВД см.: Ministère de l'Intérieur. La Sûreté Nationale. Р., 1963. Р. 7.

14 Vié J.-E. Mémoires d'un directeur des Renseignements généraux. P., 1988. Р. 60—63.

Как же представляли положение в стране информационные службы Министерства внутренних дел и как они оценивали состояние общественного мнения и борьбу партий?

МВД о характере политической борьбы осенью 1962 г.

Осенью 1962 г. между де Голлем и оппозицией шла ожесточенная борьба. Так, один из лидеров «Картеля нет», президент сената радикал Гастон Моннервиль, обвинил правительство, выдвинувшее проект конституционной реформы, в «должностном преступлении»15. В адрес де Голля также звучали жесткие высказывания. Центральный печатный орган СФИО газета «Попюлер де Пари» предостерегала от установления де Голлем личной власти, диктатуры и бонапартизма16. Член Центрального Комитета ФКП и главный редактор центрального печатного органа коммунистов «Юманите» Р. Андрие писал, что режим личной власти, который де Голль стремится усилить принятием на референдуме конституционной реформы, «несет в себе опасность фашизма»17. На страницах правой газеты «Фигаро» события осени 1962 г. назывались «кризисом»18, такую же характеристику дал им известный философ Раймон Арон19. В действительности использование понятия «кризис» в отношении событий осени 1962 г. спорно, поскольку, несмотря на обострение политической борьбы, они не сопровождались какими-либо массовыми выступлениями.

Тем не менее информационные службы МВД внимательно следили за ситуацией. Первая сводка появилась в отчетах ЦУОИ 6 сентября под заголовком «Радикалы и социалисты против референдума». Там указывалось, что ряд представителей радикалов и СФИО «открыто заявляют о своей оппозиции вероятной конституционной реформе»20. Особо рассматривались позиции лидеров радикалов Мориса Фора и Жоржа Бонне, которые высказались против избрания президента всеобщим голосованием, а также против «руководителей социалистической партии», заявивших о своей оппозиции «любой попытке вынесения проблемы (прямого избрания президента. — П.К.) на суд избирателей»21.

ЦУОИ зафиксировало, таким образом, зарождение со стороны радикалов и социалистов организованной оппозиции планам пе-

15 Le Monde. 1962. 1 oct.

16 Le Populaire de Paris. 1962. 26 sept.

17 L'Humanité. 1962. 19 sept.

18 Le Figaro. 1962. 6—7 oct.

19 Ibid. 15 oct.

20 Synthèse quotidienne d'information sur la situation politique, économique et sociale. 1962. 6 sept. // Centres des Archives Contemporains (далее — CAC). Fonds 19800280. Article 221.

21 Ibidem.

ресмотра Конституции, хотя в начале сентября было еще не ясно, какие именно действия намеревается предпринять де Голль. В целом в первой половине сентября ЦУОИ освещало преимущественно события политической жизни Франции, не связанные с конфликтом между президентом и оппозицией. Так, например, отслеживались изменения в руководящих органах СФИО, пропагандистская борьба ФКП против ОАС, реакция коммунистов и ОСП на поездку де Голля в ФРГ с 4 по 9 сентября 1962 г. Только после телерадио-обращения 20 сентября, в котором президент объявил о намерении изменить Конституцию путем референдума, ЦУОИ сосредоточилось на освещении событий, связанных с референдумом, а затем — с парламентскими выборами.

Параллельно в МВД поступали отчеты префектов, обращавших внимание центрального аппарата на обострение политической ситуации в стране. Так, префект департамента Сена в отчете от 20 октября писал, что большинство партий выказало «сильную враждебность» проекту реформы22. Префект департамента Ланды подчеркнул накал политической борьбы: «В отличие от предыдущих референдумов23, политическая жизнь в департаменте оживилась: противники конституционной реформы пользуются любыми средствами пропаганды, распространяя афиши и листовки, а также проводя многочисленные собрания»24. Нарастание оппозиции, зафиксированое префектами на местах, было отмечено и в центральном аппарате МВД. В докладной записке о политической ситуации в стране накануне референдума, подготовленной отделом выборов и политических исследований МВД на основании отчетов префектов и документации ЦУОИ, говорилось, что «впервые (с 1958 г. — П.К.) правительственный проект столкнулся с активной оппозицией»25. Таким образом, МВД не закрывало глаза на обострение политической ситуации, но и не драматизировало ее. Для характеристики происходящего в стране информационные службы этого ведомства использовали не понятия «кризис» или «долж-

22 La Préfecture de la Seine. Référendum du 28 octobre 1962 — Prévisions. 20 octobre 1962 // CAC. Fonds 19780654. Article 9.

23 Имеются в виду референдум 28 сентября 1958 г., утвердивший Конституцию Пятой республики, референдум 8 января 1961г. по вопросу о самоопределении Алжира и референдум 8 апреля 1962 г., на котором французы одобрили Эвианские соглашения. На все трех референдумах инициативы де Голля находили поддержку у подавляющего большинства французов: у 82,6% в 1958 г., у 75,26 в 1961 г. и у 90,81% в апреле 1962 г.

24 La Préfecture des Landes. Référendum du 28 octobre 1962. 19 octobre 1962 // CAC. Fonds 19780654. Article 9.

25 Bureau des Elections et des Etudes politiques. Ministère de l'Intérieur. Prévisions sur les résultats à attendre du référendum du 28 octobre 1962. 23 octobre 1962 // Centre Historique des Archives Nationales (далее — CHAN). F/1cII/641.

ностное преступление», а такие нейтральные формулировки, как «предвыборная кампания», «голосование» или «политическая борьба»26.

Как заметил историк М. Винок, событие является кризисом не только тогда, когда происходит ряд значимых происшествий, но и тогда, когда современники считают происходящее кризисом. «Феномен кризиса не сводится к взрывоопасному столкновению фактов; кризис может существовать в силу субъективного восприятия современниками события»27. Для партий «Картеля нет» одним из основных показателей наличия кризисной ситуации было совершенное де Голлем, по их мнению, нарушение Конституции, которое заключалось в вынесении вопроса о конституционной реформе на референдум в обход парламента. Другие политические силы, в первую очередь коммунисты и ОСП, протестовали против «установления диктатуры»28. Возникает вопрос, чем с точки зрения МВД были события осени 1962 г. — серьезным политическим кризисом или одним из эпизодов повседневной политической борьбы?

Информационные службы МВД, наблюдая за политической ситуацией осенью 1962 г., делали акцент на иных проблемах — состоянии общественного мнения и борьбе партий.

Изучение общественного мнения

Исход противостояния между де Голлем и оппозицией во многом зависел от результата референдума. 18 октября 1962 г. де Голль в своей речи заявил, что, голосуя за конституционную реформу, французы оказывают поддержку президенту. Он угрожал уйти в отставку, если законопроект будет отвергнут или большинство в его пользу окажется «слабым, незначительным, неуверенным»29. Под вопросом оказались и изменение способа избрания президента, и сам пост главы государства. В этой ситуации Министерство внутренних дел уделяло большое внимание изучению общественного мнения, пытаясь предвидеть, как проголосуют французы на референдуме, намеченном на 28 октября.

В начале 1960-х гг. МВД считало главным показателем общественного мнения деятельность участников политической и социальной жизни — партий, профсоюзов, политических клубов, известных

26 Тем не менее нельзя сказать, что информационные ведомства МВД не использовали такой термин, как «кризис», для характеристики ситуации в стране. Например, события мая 1958 г., когда ультраколониалисты подняли в Алжире мятеж, повлекший падение Четвертой республики, ЦУОИ называло кризисом (Minist re de l'Int rieur. Direction Centrale des Renseignements G n raux. R pertoire des centres d'int rts // CHAN. F/7/15586).

27 WinockM. Op. cit. Р. 413.

28 L'Humanit. 1962. 11 oct.

29 Gaulle Ch. de. Discours et messages. P., 1970. Vol. 4. P. 36.

общественных деятелей. Описание их позиций являлось традиционным подходом к анализу настроений общества.

В то же время во Франции уже более двадцати лет проводились социологические опросы населения. Первое связанное с этим специализированное учреждение, Французский институт общественного мнения (ИФОП), был основан еще в 1938 г.30 ИФОП издавал ежеквартальный журнал «Зондаж», в котором публиковались результаты опросов. Однако в годы Четвертой республики и в первые годы Пятой опросы использовались прежде всего для маркетинговых исследований, тогда как политики и журналисты практически их не заказывали и не придавали значения их результатам. Исследования политической жизни Франции методом опроса общественного мнения проводились ИФОПом либо по собственной инициативе, либо по заказу отдельных ученых из Фонда политических наук (Г. Мишля, Ж. Шарло, Ж.-Л. Пароди и др.)31. Как общепризнанный метод анализа общественного мнения опросы утвердились только перед президентскими выборами 1965 г. По словам политологов П. Брешона и А.-К. Саломон, в 1965 г. «впервые опросы общественного мнения стали неотъемлемой частью политической жизни»32. По мнению французского политолога Л. Блондье, основу для распространения опросов населения заложили события осени 1962 г., поскольку в это время изменилось восприятие феномена общественного мнения политиками. «Мнение партий больше не отождествлялось с общественным мнением, а парламент перестал отражать различные его течения», — пишет исследователь33.

Трансформация представления об общественном мнении, происходившая в течение первых лет Пятой республики, затронула МВД. Его информационные службы прибегли к доселе не применявшемуся этим ведомством методу опросов населения.

16 октября 1962 г. префектам метрополии34 был направлен циркуляр, подписанный министром внутренних дел Р. Фреем, где давалось

30 О распространении во Франции метода опроса общественного мнения см.: BlondiauxL. La fabrique de l'opinion: une histoire sociale des sondages. P., 1998; CayrolR. Sondages: mode d'emploi. P., 2000; Antoine J. Histoire des sondages. P., 2005.

31 Проследить постепенное освоение французскими политологами метода опроса можно по публиковавшимся Фондом политических наук обзорным исследованиям о выборах, в которых с течением времени опросы все больше использовались для анализа политической ситуации и объяснения результатов (Le référendum de septembre et les élections de novembre 1958. P., 1960; Le référendum d'octobre et les élections de novembre 1962. P., 1965).

32 Bréchon P., Salomon A-C. L'avènement des sondages et des enquêtes: éléments pour un bilan // Les élections présidentielles en France: quarante ans d'histoire politique / Sous la dir. P. Bréchon. P., 2002. Р. 109.

33 Ibidem.

34 По состоянию на 1962 г. Французская метрополия была разделена на 90 департаментов, в каждый из которых назначался префект, являвшийся представителем исполнительной власти.

поручение составить «подробный прогноз результатов референ-дума»35. При этом министр особо подчеркнул, на основании каких данных прогноз должен быть составлен: «Прошу вас провести опросы общественного мнения в различных социальных группах и не довольствоваться обычными сведениями, собираемыми у политических нотаблей»36.

Циркуляр руководства МВД был по-разному воспринят на местах. Ряд префектов, заявляя, что они проводили опросы, на самом деле продолжали использовать традиционный подход. Например, префект департамента Морбиан Ж.-П. Руа считал, что за конституционную реформу на референдуме проголосуют 73% избирателей. По его словам, этот прогноз «основан на опросах, проведение которых было поручено отделению Службы общей информации»37. Однако продолжение отчета показывает, что на самом деле прогноз основывался «на результатах предыдущих референдумов и на оценке изменения расклада политических сил в департаменте»38. Показателем этого изменения Ж.-П. Руа считал не мнение опрошенных избирателей. «Политическая ситуация определяется заявлениями партий и политиков о своей позиции», — писал префект, переходя к рассмотрению позиций политиков и партий, действовавших в департаменте39.

Квантитативной базой его прогноза являлись итоги предыдущих голосований. Однако осенью 1962 г. ряд префектов считали применение такого подхода недостаточным. Так, префект департамента Гар отмечал, что «результаты предыдущих выборов... не позволяют составить прогноз исхода референдума 28 октября»40. Действительно, ситуация перед референдумом 8 апреля 1962 г. по ратификации Эвианских соглашений существенно отличалась от политической борьбы по проекту конституционной реформы. В апреле 1962 г. все партии, включая ФКП, либо призывали поддержать де Голля, либо объявляли свободное голосование, как это сделал СНИП. Против ратификации Эвианских соглашений выступали только ультраколониалисты — сторонники ОАС. Осенью 1962 г. ситуация была иной. По свидетельству префекта, в департаменте Гар «все парламентарии, за исключением г-на Гамеля, депутата от ЮНР», призывали «голосовать против конституционной

35 Ministère de l'Intérieur. Service des affaires politiques. Circulaire télégraphique n° 634 // CHAN. Fonds F/1cII/641.

36 Ibidem.

37 Préfecture de Morbihan. Rapports de prévisions sur le scrutin du référendum du 28 octobre 1962. 19 octobre 1962 // CAC. Fonds 19780654. Article 9.

38 Ibidem.

39 Ibidem.

40 Préfet du Gard. Référendum du 28 octobre 1962 — Prévisions. 19 octobre 1962 // CAC. Fonds 19780654. Article 9.

реформы»41. Не имея, таким образом, возможности составить прогноз на основе результатов предыдущего референдума, префект департамента Гар организовал «опросы общественного мнения, согласно которым в департаменте 52%, т.е. большинство, должно было поддержать выставленный на референдум проект»42. К отчету прилагалась таблица с результатами опросов. Сотрудники префектуры опросили 217 избирателей (124 мужчины и 93 женщины). Мужское население в своем большинстве (54,47%) собиралось проголосовать «против», тогда как 58,06% женщин заявили, что проголосуют «за»43. Несмотря на методологическую ограниченность и отсутствие репрезентативной выборки, опыт префекта департамента Гар являлся попыткой противопоставить с помощью нового метода мнение населения мнению политической элиты департамента.

Помимо департамента Гар эксперименты, схожие с опросами общественного мнения, проводились в департаментах Приморские Альпы, Вьенна, Кот-д'Ор, Изер, Савойя, Рона, Луара, в то время как на остальной территории префекты, по всей видимости, оставались верны традиционному подходу.

Префект департамента Луара М. Гримо выделил в своем отчете проблему неподготовленности сотрудников префектуры к проведению опросов населения. Он писал: «Поскольку их проводили не специалисты, а также в силу того, что опрошено было совсем немного людей, эти опросы нельзя считать репрезентативными (50% сказали "да", 50% — "нет"). В результате составить представление о том, как будут голосовать избиратели на референдуме, нам позволили многочисленные беседы, которые проводил я и сотрудники префектуры с различными людьми»44. Несмотря на требование руководства МВД проводить опросы и даже несмотря на то, что ряд префектов предприняли попытки в этом направлении, прогнозы результатов референдума, которые поступали в МВД из департаментов осенью 1962 г., были основаны прежде всего на мнении префектов.

Основываясь на их отчетах, а также на документации ЦУОИ, отдел политических исследований МВД 23 октября 1962 г. подготовил докладную записку о политической ситуации накануне референдума. Там указывалось, что «префекты проводили опросы в различных социальных группах и выявили господствующие тенденции»45. Сделанный на основе их отчетов прогноз (66,4% от числа

41 Ibidem.

42 Ibidem.

43 Ibidem.

44 Préfecture de la Loire. Prévisions pour le référendum. 19 octobre 1962 // CAC. Fonds 19780654. Article 9.

45 Ministère de l'Intérieur. Bureau des Elections et des Etudes politiques. Prévision pour le référendum du 28 octobre 1962. 23 octobre 1962 // CHAN. Fonds F/IcII/641.

явившихся избирателей или 50,6% от их общего числа должны были поддержать де Голля) оказался недалек от истины: 62,2% или 46,6% соответственно проголосовали «за». Возможность победы оппозиции казалась информационным ведомствам МВД маловероятной. «Составить прогноз результатов референдума особенно сложно в условиях развернувшейся политической борьбы, но это касается не самого ответа на поставленный перед страной вопрос ("да", скорее всего, победит), а процента, которого достигнет утвердительный ответ», — говорилось в прогнозе министерства46.

Однако точность прогноза МВД в основном была обусловлена не проведением опросов населения, а экспертизой префектов, которые сумели почувствовать настроение избирателей. Тем не менее даже ограниченное применение префектами опросов осенью 1962 г. свидетельствовало том, что руководство МВД начало прибегать к новым методам, поскольку главным выразителем общественного мнения все больше становились не политические (партии, клубы, деятели) и социальные (профсоюзы, религиозные группы) институты, а население с учетом возраста, пола, профессии, политических предпочтений.

Освещение борьбы партий в сводках МВД

Победой де Голля на референдуме не закончилось его противостояние с оппозицией. Впереди были еще парламентские выборы. В этой связи Министерство внутренних дел на протяжении всего изучаемого периода уделяло большое внимание развернувшейся борьбе партий. Освещая ее, информационные службы МВД затронули деятельность всех политических сил, от крайне левых до крайне правых. Прежде всего, это ведомство интересовал «Картель нет» — новое образование, от успехов которого в наибольшей степени зависело распределение мест в будущем парламенте.

Партии, впоследствии образовавшие «Картель нет», привлекли особое внимание ЦУОИ еще в начале сентября, когда в МВД отметили, что у СФИО и радикалов возникла точка соприкосновения — оппозиция принятию реформы путем референдума в обход парламента. 12 сентября в отчете ЦУОИ о политической ситуации появились сведения о радикалах. Согласно этим сведениям, с оппозиционными лозунгами и призывами к объединению оппозиции выступали не только лидеры партии, но и департаментские отделения. В отчете говорилось: «Все отделения (партии радикалов. — П.К.) уже высказались за широкий демократический союз, который сплотил бы всех без исключения политиков от Республиканского центра до Объединенной социалистической партии.

46 Ibidem.

Отделения требуют, чтобы партия высказалась однозначно против избрания президента Республики всеобщим голосованием»47. С этого времени проблема формирования широкой оппозиции конституционной реформе оказалась в центре внимания ЦУОИ. В сводке от 20 сентября под заглавием «Партии и проект конституционной реформы» рассматривались и возможность такого объединения, и препятствия этому. В документе отмечалось, что глава фракции независимых в Национальном собрании Бертран Мотт, выступая на партийном собрании в департаменте Верхний Рейн, поддержал идею избрания президента всеобщим голосованием. Он заявил, что «его отделение не против персонализации власти, если у парламента будут реальные полномочия, позволяющие ограничивать личную власть»48. Напротив, другой член партии независимых, Ги Пети, решительно возражал против конституционной реформы. Отмечая противоречивость высказываний лидеров независимых, сводка МВД также указывала на негативное отношение членов СФИО и ОСП к идее конституционной реформы.

Сближению партий оппозиции способствовало телерадиообра-щение президента 20 сентября, в котором, как уже говорилось, он официально заявил, что намеревается провести конституционную реформу путем референдума. Анализируя реакцию политиков на эту речь де Голля, ЦУОИ подчеркнуло: «Большинство руководителей традиционных партий сразу после выступления президента снова выразили свое несогласие и указали на недостатки, присущие, по их мнению, концепциям генерала де Голля»49. Под «традиционными» партиями ЦУОИ подразумевало СФИО, радикалов, РП и независимых, объединившихся в начале октября в «Картель нет». Комментируя последствия выступления де Голля, ЦУОИ считало, что теперь не только социалисты и радикалы, но и МРП с независимыми готовы объединиться в оппозиционном движении.

Информационные службы МВД отслеживали процесс сближения «традиционных» партий не только на национальном, но и на уровне низовых ячеек партий. Ведь для того чтобы «Картель нет» окончательно оформился, необходима была поддержка департаментскими отделениями инициатив, исходящих от лидеров партий. 4 октября ЦУОИ подчеркнуло, что «формирование фронта "нет"» и широкого союза в перспективе выборов остается основной задачей оппозиции конституционной реформе»50. В сводке перечислялись инициативы департаментских отделений партий. Так, например,

47 Synthèse quotidienne d'information... 1962. 12 sep. // CAC. Fonds 19800280. Article 221.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48 Ibid. 20 sep. // Ibidem.

49 Ibid. 21 sep. // Ibidem.

50 Ibid. 4 oct. // Ibid. Article 222.

говорилось, что в департаменте Жиронда независимые «намереваются создать коалицию против ЮНР, в которую войдут МРП, радикалы и социалисты»51.

Наблюдая за формированием «Картеля нет», ЦУОИ уделило большое внимание анализу его внутренних противоречий. В сводке от 4 октября отмечалось, что, выступив против президента, независимые и партия МРП оказались в затруднительном положении: «В МРП, и прежде всего в рядах независимых, многие задумываются над сложностью предвыборной кампании, в ходе которой избирателям придется отдать предпочтение или им, или главе государства»52.

Вопрос о том, окажется ли прочным союз социалистов и радикалов с МРП и независимыми, вышел на первый план после референдума 28 октября. На этом референдуме 37,75% избирателей проголосовали против конституционной реформы. Если бы партии «Картеля нет» на парламентских выборах набрали столько же голосов, сколько им удалось собрать на парламентских выборах 1958 г.53, де Голль, как и накануне событий осени 1962 г., снова лишился бы поддержки большинства в Национальном собрании. Надеясь на реванш за поражение на референдуме, социалисты, радикалы, МРП и независимые готовились к заключению предвыборных соглашений друг с другом. Анализируя кампанию перед парламентскими выборами, ЦУОИ подчеркивало отсутствие единства в рядах «Картеля нет». Оно показывало, что МРП и независимые склонялись к союзу с ЮНР, тогда как некоторые социалисты были готовы пойти на союз с ФКП. Так, в сводке от 2 ноября отмечалось, что отделение партии независимых в департаменте Кот-д'Ор собирается заключить предвыборное соглашение с голлистами, мотивируя свой фактический выход из «Картеля нет» стремлением «подчиниться народному вердикту», вынесенному французами на референдуме 28 октября54.

Напротив, генеральный секретарь СФИО Ги Молле 12 ноября 1962 г. в ходе выступления по радио заявил, что «скорее поддержит во втором туре коммуниста, нежели голлиста»55. Это заявление раскололо «Картель нет», поскольку МРП и независимые, в рядах которых были особенно сильны антикоммунистические настроения, предпочитали сблизиться с ЮНР, нежели пойти на союз с ФКП. В первом туре парламентских выборов, состоявшемся 18 ноября,

51 Ibidem.

52 Ibidem.

53 На парламентских выборах 1958 г., проходивших 23 и 30 ноября, партии, вошедшие в 1962 г. в «Картель нет», набрали 49,1% голосов, получив в сумме 269 депутатских мандатов, тогда как голлисты набрали во втором туре 27,9% и получили 198 мест в Национальном собрании (Dictionnaire de Gaulle. P., 2006. P. 421).

54 Synthèse quotidienne d'information... 1962. 21 sep.

55 Le Monde. 1962. 17 nov.

партии выступали отдельными списками. Во втором туре соглашения между ЮНР, независимыми и МРП были массовыми, тогда как соглашения между социалистами и правыми носили единичный характер. На смену «Картелю нет», объединившему СФИО и радикалов, правоцентристское МРП и правый СНИП, пришел союз МРП, независимых и ЮНР на правом фланге политического спектра; на левом же фланге наметилось сближение социалистов, коммунистов и ОСП, хотя говорить о союзе или единстве действий левых партий было еще рано56. Неспособность партий «Картеля нет» выступить совместно на парламентских выборах означала тенденцию к биполяризации политических сил Франции57. Растущие разногласия в «Картеле нет» были отмечены информационными службами МВД. В сводке от 15 ноября, озаглавленной «Трудности "Картеля нет"», ЦУОИ сообщало, что в департаменте Эна кандидаты от МРП, стремясь избежать избрания кандидатов от левых партий, «намереваются перед вторым туром заключить соглашение на департаментском уровне между кандидатами ЮНР и независимыми»58. А в сводке о подготовке левых партий к выборам констатировалось, что «все чаще активисты СФИО и партии радикалов присутствуют на собраниях коммунистов и одобряют заявления ораторов»59. Однако такие случаи были все же исключением. В докладной записке ЦУОИ от 21 ноября 1962 г. говорилось, что заявление Ги Молле о возможной поддержке коммунистов было неоднозначно воспринято в рядах социалистов: «Предложения о сотрудничестве, которые делает социалистам Коммунистическая партия, по-разному воспринимаются в департаментских отделениях СФИО»60. В департаментах Изер, Атлантическая Луара, Морские Альпы, Пюи-де-Дом, Воклюз и Ньевр «соглашения между ФКП и СФИО более чем вероятны, в других же местах заключение предвыборных союзов не произойдет»61.

Анализируя взаимоотношения внутри «Картеля нет», одной из основных сил оппозиции, ЦУОИ пришло к выводу, что объединение являлось «неоднородным, разобщенным и сиюминутным»62. Мож-

56 По мнению историка Р. Ремона, заявление Г. Молле носило чисто тактический характер — лидер СФИО стремился увеличить количество депутатов СФИО за счет заключения отдельных предвыборных соглашений с коммунистами. Однако инициатива имела «большое историческое значение: была нарушена пятнадцатилетняя изоляция ФКП» (RémondR. Op. cit. P. 561).

57 Dictionnaire de la vie politique française au XXe siècle. P. 310.

58 Synthèse quotidienne d'information... 1962. 15 nov. // CAC. Fonds 19800280. Article 223.

59 Ibid. 12 nov. // Ibidem.

60 Ministère de l'Intérieur. Service de l'organisation administrative et des affaires publiques. Election législatives: situation avant le deuxième tour de scrutin. 21 novembre 1962 // CHAN. Fonds F/IcII/583.

61 Ibidem.

62 Bureau des Elections et des Etudes politiques. Ministère de l'Intérieur. Physionomie du scrutin du référendum du 28 octobre 1962. 29 octobre 1962 // CHAN. F/1cII/641.

3 ВМУ, история, № 5

33

но предположить, что в представлении информационных служб МВД «Картель нет», не сумев создать прочной коалиции, не был способен дестабилизировать ситуацию в стране.

Помимо «Картеля нет» активное участие в политической борьбе принимала Коммунистическая партия. Несмотря на существенное сокращение своего электората с приходом де Голля к власти в 1958 г. (на парламентских выборах 1958 г. коммунисты потеряли, по сравнению с выборами 1956 г., более миллиона голосов, набрав чуть менее 4 млн), ФКП оставалась одной из наиболее влиятельных политических партий в стране. Она осуждала Конституцию 1958 г. и находилась в постоянной оппозиции де Голлю. Осенью 1962 г. коммунисты выступили с резкой критикой проекта конституционной реформы. На страницах своего центрального печатного органа, газеты «Юманите», они предупреждали об опасности «эволюции режима в сторону диктатуры»63. Лидеры партии Морис Торез, Вальдек Роше и Жак Дюкло в своих выступлениях призывали избирателей ответить «нет» на референдуме64. В ходе кампании, предшествовавшей парламентским выборам, коммунисты заявляли о необходимости добиться поражения голлистов и образовать «правительство демократического союза»65, под которым они понимали союз между ФКП и СФИО.

Для информационных служб Министерства внутренних дел наблюдение за коммунистами было одним из приоритетных направлений. Ж.-Э. Вие, возглавлявший в 1955—1961 гг. ЦУОИ, в своих мемуарах подчеркивал, что ведомство в первую очередь следило за ФКП, поскольку считало, что коммунисты «представляют угрозу для режима»66. Деятельности коммунистов уделялось большое внимание и осенью 1962 г., но не столько в связи с референдумом 28 октября, сколько в связи с другими проблемами. Так, в сводке ЦУОИ от 6 сентября освещалась «борьба коммунистов против ОАС», организация коммунистами демонстраций против ультраколониалистов совместно с Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ). 12 сентября ЦУОИ описывало «яростную кампанию, развернутую коммунистами против политики главы государства по вопросу о сближении между Францией и ФРГ»67. Наконец, деятельности ФКП была посвящена сводка ЦУОИ от 28 сентября, в которой рассматривались меры, принимавшиеся коммунистами для привлечения на свою сторону репатриантов из Алжира68.

63 L'Humanité. 1962. 19 sept.

64 Ibid. 12, 20 oct.

65 Ibid. 17 nov.

66 Vié J.-E. Mémoires d'un directeur des Renseignements généraux. P., 1988. Р. 104.

67 Synthèse quotidienne d'information... 1962. 12 sep.

68 Летом—осенью 1962 г. из Алжира, ставшего в июле независимым государством, в метрополию переехала большая часть французского населения бывшей колонии. О проблеме переезда и интеграции репатриантов см.: Jordi J.-J. 1962: l'arrivée des Pieds-Noirs. P., 1995.

В связи с референдумом и парламентскими выборами ФКП появляется в отчетах ЦУОИ в середине ноября, когда возможность заключения предвыборных соглашений между коммунистами и социалистами становится все более вероятной. Так, в сводке от 12 ноября 1962 г. отмечалось, что «Коммунистическая партия и ОСП возлагают большие надежды на второй тур, перед которым... во многих избирательных округах будут заключены предвыборные соглашения с левыми и крайне левыми партиями»69.

Однако, по мнению информационных служб МВД, даже при условии заключения предвыборных соглашений с социалистами, коммунисты не смогли бы значительно увеличить свое представительство в Национальном собрании по сравнению с 1958 г., когда они получили только десять депутатских мест. Префект Парижа М. Папон, оценивая последствия заявления Ги Молле, «позволившего отделению СФИО в департаменте Сена начать переговоры с коммунистами о взаимном снятии кандидатур во втором туре»70, писал, что, несмотря на инициативу генерального секретаря партии социалистов, количество голосов, поданных за коммунистов, вряд ли возрастет: «Две трети избирателей, обычно голосующих за социалистов, не последуют рекомендациям лидера партии, руководствуясь, как и большинство левых избирателей, антикоммунистическим рефлексом»71.

Таким образом, в представлении информационных служб МВД накануне парламентских выборов, «Картель нет», вследствие внутренних противоречий не представлял единой силы, а ФКП, несмотря на возможность сближения с социалистами, не могла оказать существенного влияния на исход голосования из-за антикоммунизма части левого электората социалистов. Прогнозируя результаты второго тура парламентских выборов72, который состоялся 25 ноября 1962 г., в МВД ожидали, что ФКП получит 22 депутатских мандата, СФИО — 58, радикалы и различные группы левого центра — 39, МРП и СНИП — 49, голлисты — 254 и поддерживавшие президента независимые республиканцы — 3573. Таким образом, в МВД полагали, что сторонники де Голля завоюют абсолютное большинство

69 Synthèse quotidienne d'information... 1962. 20 sep. // CAC. Fonds 19800280. Article 223.

70 Préfecture de Police. Elections legislatives (18—25 novembre 1962). Prévisions // CHAN. Fonds F/IcII/583.

71 Ibidem.

72 Прогноз результатов второго тура парламентских выборов делался на основе итогов первого тура с учетом заключения соглашений между кандидатами между двумя турами. Опросы общественного мнения для прогнозирования результатов парламентских выборов 1962 г. еще не проводились.

73 Ministère de l'Intérieur. Prévisions chiffrées pour le second tour du scrutin. 23 novembre 1962 // CHAN. Fonds F/IcII/583.

мест в Национальном собрании. Результаты парламентских выборов отчасти подтвердили этот прогноз. По итогам голосования гол-листы вместе с поддержавшими их независимыми республиканцами получили 269 депутатских мандатов, т.е. абсолютное большинство мест, хотя и меньше, чем предвидело ЦУОИ. Улучшила свое положение СФИО, сумевшая добиться избрания 65 депутатов, т.е. на 21 больше, чем в 1958 г. ФКП получила 41 место, более чем в четыре раза увеличив свое представительство в нижней палате парламента. Радикалы заняли в Национальном собрании 26 депутатских кресел. Большие потери понесли МРП и независимые: вместе они получили всего 55 мандатов. Если в 1958 г. за них голосовало более 5 млн избирателей, то в 1962 г. за правые неголлистские партии было подано менее 2 млн голосов74.

Таким образом, информационные службы МВД правильно предсказали победу сторонников де Голля и значительное ослабление МРП и независимых в результате парламентских выборов. В то же время был явно недооценен потенциал Коммунистической партии, которой удалось провести в Национальное собрание почти в два раза больше депутатов, чем рассчитывало Министерство внутренних дел. Однако для его информационных служб этот просчет не имел большого значения, поскольку усиление ФКП не меняло

расклада сил в нижней палате парламента.

* * *

Подводя итоги, можно сказать, что Министерство внутренних дел внимательно следило за ходом политической борьбы, развернувшейся осенью 1962 г. ЦУОИ и префекты систематически освещали деятельность партий и состояние общественного мнения. Проведенные впервые опросы населения дали МВД уверенность в победе де Голля на референдуме. Было положено начало практике широкого использования таких опросов для прогнозирования результатов выборов и референдумов. Оппозиция де Голлю со стороны большинства политических партий не воспринималась в этом министерстве как угроза действующей власти, а обстановка в стране — как кризисная.

Верно отметив перегруппировку политических сил и уловив трансформацию феномена общественного мнения, информационные службы МВД продемонстрировали способность адаптироваться к изменениям политической системы Франции.

Список литературы

1. Арзаканян М.Ц. Генерал де Голль на пути к власти. М., 2001.

2. Арзаканян М.Ц. Де Голль и голлисты на пути к власти. М., 1990.

74 Dictionnaire de Gaulle. P. 421.

3. ИбрашевЖ.У. Политическая концепция Шарля де Голля. Алма-Ата, 1971.

4. Клод А. Голлизм и крупный капитал. М., 1961.

5. Крутоголов М.А. Президент Французской Республики. М., 1980.

6. Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. М., 1974.

7. Развитие государственно-монополистического капитализма во Франции и идеологическая борьба. Алма-Ата, 1982.

8. Рубинский Ю.И. Пятая Республика (политическая борьба во Франции в 1958—1963 годах). М., 1964.

9. СмирновВ.П. Франция в ХХ веке. М., 2001.

10. Чернега В.Н. Буржуазные партии в политической системе Франции. Третья — Пятая республики. М., 1987.

11. Antoine J. Histoire des sondages. P., 2005.

12. Avril P. La Ve République: histoire politique et constitutionnelle. P., 1987.

13. Berstein S., Milza P. Histoire de la France au XX siècle. Bruxelles, 1995.

14. Blondiaux L. La fabrique de l'opinion: une histoire sociale des sondages. P., 1998.

15. Bréchon P., Salomon A-C. L'avènement des sondages et des enquêtes: éléments pour un bilan // Les élections présidentielles en France: quarante ans d'histoire politique / Dir. P. Bréchon. P., 2002.

16. CayrolR. Sondages: mode d'emploi. P., 2000.

17. Chapsal J. La vie politique sous la Vî République. P., 1987.

18. Dictionnaire de Gaulle. P., 2006.

19. Dictionnaire de la vie politique française au XXe siècle. Р., 2003.

20. Duhamel O. Droit constitutionnel. P., 1999.

21. Gaulle Ch. de. Discours et messages. P., 1970. Vol. 4.

22. Guillaume S. «Le cartel des non» // Parlement[s], Histoire et politique. Р., 2004.

23. Jordi J.-J. 1962: l'arrivée des Pieds-Noirs. P., 1995.

24. La Constitution de la Vème Republique // Documents d'Etudes de Droit Constitutionnel. 1996. N 4.

25. Le référendum d'octobre et les élections de novembre 1962. P., 1965.

26. Le référendum de septembre et les élections de novembre 1958. P., 1960.

27. Nguyen Le Mong. La constitution de la Vème République. P., 1989.

28. RémondR. Notre siècle. 1918—1988. P., 1991.

29. Sur S. La vie politique en France sous la V République. P., 1977.

30. Vié J.-E. Mémoires d'un directeur des Renseignements généraux. P., 1988.

31. Winock M. La fièvre hexagonale. Les grandes crises politiques 1871—1968. P., 2001.

Поступила в редакцию 15.05.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.