Научная статья на тему 'Генерал шарль де Голль и его приоритеты во внешней политике Франции'

Генерал шарль де Голль и его приоритеты во внешней политике Франции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
10842
1057
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пономаренко Л. В.

Статья посвящена внешнеполитическому курсу известного лидера XX в., основателя V Республики во Франции генералу де Голлю. Рассматривается становление и основные принципы внешней политики, главным лозунгом которой было «величие Франции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General de GauEe and His Priorities in the French Foreign Policy

The article concerns the foreign policy course of the well-known leader of the XXth century, the founder of the Fifth Republic in France, general de Gaulle. The main principles of his foreign policy known under the slogan «Prosperity of France» are stressed.

Текст научной работы на тему «Генерал шарль де Голль и его приоритеты во внешней политике Франции»

ГЕНЕРАЛ ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ И ЕГО ПРИОРИТЕТЫ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ФРАНЦИИ

Л.В. ПОНОМАРЕНКО

Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Статья посвящена внешнеполитическому курсу известного лидера XX в., основателя V Республики во Франции генералу де Голлю. Рассматривается становление и основные принципы внешней политики, главным лозунгом которой было «величие Франции».

В 2000 г. исполнилось 110 лет со дня рождения одного из выдающихся государственных деятелей мира, «самого знаменитого» из французов XX в. Шарля де Голля.

Шарль де Голль родился 22 ноября 1890 г. в аристократической семье. Его отец преподавал философию и литературу, мать была глубоко религиозной женщиной. Пятеро детей воспитывались в строгости. Понятия Нация и Родина в семье были превыше всего. С раннего детства Шарлю внушали, что его предназначение состоит в том, чтобы хранить высокий духовный облик нации.

Среднее образование де Голль получил в коллеже иезуитов, история стала его любимым предметом. В 1912 г. закончил престижное высшее военное училище Сен-Сир, храбро сражался на фронте в годы первой мировой войны, был трижды ранен, побывал в плену.

В межвоенный период окончил Высшую военную школу, но уже в 20-е гг. деятельность де Голля вышла за рамки офицерской службы: он публикует статьи, выступает с докладами, пишет книги. В военных кругах его имя получило широкую известность в связи с публикацией книг «На острие шпаги», «Франция и ее армия», «За профессиональную армию». В своей книге «За профессиональную армию», написанной в 1934 г., де Голль предлагает программу реформ французской армии, поднимает вопрос стратегии и тактики, при этом раскрывает неразрывную связь между внешней политикой и военной организацией. Все то, что выходило из-под пера де Голля, непременно носило отпечаток личных эмоций, а текст изобиловал не скучными формулами, а словами и цитатами известных поэтов, писателей, философов.

Вторая мировая война перевернула всю его жизнь. В 1940 г., отважно сражаясь на фронте, он получил звание бригадного генерала. Потрясенный национальной катастрофой — оккупацией Франции гитлеровцами, он, боевой генерал, отказался подчиниться оккупационным властям и объединил вокруг себя французское Сопротивление, основав в Лондоне организацию «Свободная Франция» (позже «Сражающаяся Франция»), которая боролась против гитлеровцев на стороне союзников. С этого момента можно вести речь о двух самостоятельных линиях во внешней политике Франции — правительства Виши и деголлевского движения.

Генерал направил свои усилия на овладение французскими колониями, развернув антифашистскую пропаганду. На его призыв откликнулись заморские владения Экваториальной Африки (Чад, Конго, Убанги-Шари, Габон, Камерун). Таким образом «Свободная Франция» получила территориальную базу. После

высадки англо-американских войск в Северной Африке в июне 1943 г. де Голль переезжает в Алжир и создает там Французский комитет национального освобождения, переименованный летом 1944 г. во Временное правительство. В качестве главы правительства генерал приступает к решению внешнеполитических задач, нацеленных на укрепление Франции на мировой арене. Он активно проводит курс на сближение с СССР. В беседе с советским послом в Лондоне И.М. Майским в конце января 1942 г. де Голль отмечал, говоря о себе, как это часто бывало в третьем лице: « В области внешней политики де Голль считает необходимым франко-советский союз, который нужен Франции, как с политической, так и с иных точек зрения»1. 24 ноября 1944 г. генерал де Голль вылетел в Москву, где Сталин оказал ему горячий прием. В ходе визита был подписан договор о союзе и взаимной помощи между СССР и Францией. По этому поводу генерал заявил: « Для Франции и России быть объединенными — значит быть сильными, быть разъединенными — значит находиться в опасности. Действительно, это непреложное условие с точки зрения географического положения, опыта и здравого смысла»2.

Если бы Шарль де Голль решил сделать карьеру дипломата, она бесспорно ему удалась. В этой связи не случайно, что одной из его настольных книг была книга Макиавелли «Государь». Вероятно под ее влиянием генерал считал, что «человека нельзя представить себе без изрядной доли хитрости, твердости, гордости и эгоизма».

Мы вспоминаем о де Голле как об искусном дипломате, который умел расположить к себе даже тех, кто не симпатизировал ему. Делая резкие заявления в адрес генерала де Голля, премьер-министр Великобритании У. Черчилль писал о нем: «...решающим в наших отношениях был один момент. Я не смог считать, что он представляет полоненную и повергнутую Францию или Францию, которая имела право сама свободно решать свою судьбу. Я знал, что он не является другом Англии. Но я всегда признавал в нем дух и идею, которые на всем протяжении истории будут сопутствовать понятию «Франция». Я понимал его заносчивое поведение и восхищался им, хотя оно меня возмущало... Всегда, даже когда он вел себя наихудшим образом, казалось, что он олицетворяет Францию — великую нацию с ее гордостью, авторитетом, честолюбием»3. Под его руководством, Франция, поверженная гитлеровской Германией, униженная предательством собственных правителей, поднялась в ряд победителей во второй мировой войне, стала одной из 5 великих держав — постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Главная задача де Голля, казалось, решена — 24 августа танки генерала Лек-лерка ворвались в восставший Париж, ликующие парижане встретили де Голля в качестве главы Временного правительства. Он участвовал в разработке основ IV Республики, но разойдясь в политических взглядах с основными партиями, ушел в отставку. Казалось, карьера Шарля де Голля завершилась. Он отошел от дел, удалился в свое имение Коломбэ-ле-дез-Эглиз и посвятил себя написанию «Военных мемуаров».

Решающий момент наступил в начале 1958 г., когда генералу было уже 67 лет, а Франция увязшая в войне в Алжире, вновь оказалась на пороге национальной катастрофы. «Сегодня, когда на страну вновь надвигаются испытания, пусть она знает, что я готов взять на себя властные полномочия в Республике»4, — был ответ де Голля. Автор биографической монографии H.H. Молчанов справедливо отмечал, что де Голль стремился к славе, но не ради самой этой славы, а «ради служения идеалу вечной Франции, который он носил в своем сердце»5.

1 июня 1958 г. де Голль выступил с краткой правительственной речью и запросил чрезвычайных полномочий, в сентябре был проведен референдум, который одобрил новую конституцию. Так родилась V Республика, существующая и поныне во Франции. В декабре 1958 г. де Голль стал ее первым президентом.

Деголлевская внешняя политика, базирующаяся на доктрине национальной независимости и «величия Франции», рождалась в процессе очищения от наслоений прошлого.

Де Голль, возглавивший Пятую Республику с момента ее рождения, выдвинул лозунг «величия Франции», который, будучи обращен к национальной гордости французов, призван был получить максимально широкую поддержку в стране и тем самым придать внешней политике общенациональное звучание. Вовне этот лозунг явился прямой заявкой на активное участие Франции в решении важнейших международных проблем. Получив реальную возможность претворить свои идеи в жизнь, де Голль наметил конкретные пути возвращения Франции былого величия. Среди них — обеспечение безопасности Франции в Западной Европе, чему должно было способствовать недопущение возрождения германского рейха, сотрудничество с Западом и Востоком на основе независимости, перестройка отношений с колониями ради сохранения того, что еще можно сохранить, создание западноевропейской организации, способной превратиться «в одну из трех мировых сил» (наряду с США и СССР). Все эти линии получили свое, по началу довольно робкое, но затем все более устойчивое развитие, стали основными направлениями внешней политики Пятой Республики.

Придя к власти, он сформулировал свою внешнеполитическую стратегию таким образом: «мое намерение состоит не в том, чтобы освободить Францию от Атлантического союза, сохранение которого, на мой взгляд, необходимо как крайняя предосторожность, а в том, чтобы вывести ее из интеграции, осуществленной НАТО под американским командованием; завязать с каждым государством Восточного блока, и в первую очередь с Россией, отношения, нацеленные на разрядку напряженности, а в дальнейшем — на согласие и сотрудничество, аналогично поступить с Китаем, когда для этого наступит время; наконец, снабдить Францию мощным ядерным оружием, чтобы никто не смог напасть на нас, не рискуя получить сокрушительный ответ»6.

Первой на очереди была Алжирская проблема. Ее исключительная болезненность была обусловлена рядом факторов: Алжир с 1830 г. входил в состав Французской империи. Часть алжирского населения (около 1,5 млн чел.), ведущая происхождение от европейских поселенцев, считала Алжир заморским продолжением Франции. Жестокая война, которая унесла 1 млн. жизней, продолжалась. Де Голль пришел с твердым намерением остановить войну и вместе с Фронтом национального освобождения Алжира, «совместно найти почетный конец продолжающимся сражениям»7. Мирная инициатива генерала была поддержана в арабском мире, однако французские «ультра» пытались надавить на де Голля, но президент твердо продолжал взятый курс.

Одновременно на повестке дня стоял вопрос о колониях в Тропической Африке. На референдуме 1958 г. генерал предложил им автономию, объединившись с метрополией во франко-африканское сообщество. В своих мемуарах де Голль отмечал, что пойти на предоставление независимости нелегко «человеку моего возраста и формации», воспитанному на подвигах колониальной эпохи. «Каким же моральным испытанием, отмечал он, — было отказаться от нашей власти, свернуть наши знамена и закрыть большую книгу нашей истории»8. При всей ностальгии по империи, именно президенту де Голлю пришлось сделать этот решительный шаг.

Неурегулированность проблем, доставшихся Франции после крушения ее обширной колониальной империи, тяжким грузом давила на любые усилия по нормализации жизни в стране и разработки курса французской внешней политики. Операция по урегулированию алжирской проблемы, растянувшаяся на три с лишним года, высветила многие важные черты, характерные для стратегии и тактики де Голля. Это, прежде всего, приоритет интересов нации перед всеми иными соображениями. Де Голль исходил из того, что перед лицом важнейших задач нация обязана быть единой, тогда как классы, партии, экономические кланы лишь ее составляющие элементы. Французские марксисты, а вслед за ними советские историки, утверждали, что голлизм выражает потребности государственно-монополистического капитализма. В действительности нельзя не согласиться с известным российским исследователем В.П. Смирновым, который оп-

ределяет голлизм особенно военного времени не классовым, а национальным движением, объединившим различные классы «во имя общенациональной цели» — освобождение и обновление Франции»9.

Родившееся вместе с Пятой Республикой Франко-африканское сообщество было явной попыткой сохранения африканских владений с помощью формально юридических уступок. Но эта реформа никого не удовлетворила. Уже в 1960 г. Парижу пришлось пойти на признание независимости африканских членов сообщества, которое, таким образом, перестало существовать. Правда, то, что реальный разрыв колониальных отношений оказался возможным и прошел относительно безболезненно в Тропической Африке, объяснялся в значительной степени войной в Алжире, прочно сковавшей силы Франции. Война не давала де Голлю желанной свободы для проведения той внешней политики, которая отвечала бы поставленной им задаче возрождения национального величия. 18 марта в Эвиане были подписаны соглашения, оформившие прекращение войны и предоставление независимости Алжиру.

Теперь де Голль полностью мог посвятить себя проблемам внешней политики. На определенном этапе в качестве самостоятельного направления обозначилась политика разрядки в Европе как важнейший фундамент безопасности Франции наряду с независимой национальной обороной. Это потребовало налаживания отношений с развивающимися странами — бывшими колониями с учетом некоторых из законных интересов. Франция вступила в полосу постепенной «деколонизации» собственных умонастроений и политики. Идея национальной независимости конкретизировалась как в отношениях с НАТО и США, так и в ходе «европейского строительства». Главной целью внешней политики Франции стало закрепление за Францией роли мировой державы, способной эффективно отстаивать свои интересы на международной арене и, когда это оказывается возможным, задавать тон.

17 сентября 1958 г. де Голль обратился к Эйзенхауэру с меморандумом, предлагавшим создать в НАТО трехсторонний директорат с участием США, Англии и Франции для обсуждения и принятия совместных решений по мировым проблемам и для разработки стратегии. Не получив удовлетворения своих требований, демонстрируя невозможность достичь договоренности с США и Англией, де Голль делает крутой поворот и начинает принимать меры по обретению Францией независимости в области обороны и к перестройке ее отношений с интегрированной военной системой НАТО. Необходимость этой перестройки диктовалась, в частности, курсом на создание собственных стратегических ядер-ных сил.

Параллельно с действиями, направленными на сокращение французского участия в интегрированной военной структуре НАТО, велась работа над созданием французских ядерных сил. Решение по разработке ядерного оружия было принято еще во времена Четвертой республики, в 1956 г. Но практическая работа по реализации этого проекта была осуществлена под руководством де Голль. В отличие от Великобритании, Франция разработала ядерное оружие независимо от США и отказалась поставить сюи ядерные силы под какой бы то ни было контроль США или НАТО, придав им сугубо национальный характер. В 1964 г. вступили в строй первые эскадрильи французских атомных бомбардировщиков.

Превращение Франции в ядерную державу, несомненно, усиливало ее военную мощь по отношению к неядерным странам, особенно соседним. Создатели французских ядерных сил мыслили их, конечно, и как «силы сдерживания» по отношению к тому, кого французский генштаб всегда считал потенциальным противником, то есть к социалистическим государствам. Обладание ядерным оружием, а вслед за этим и мирной ядерной технологией рассматривалось де Голлем и как залог возрождения независимости Франции. Вместе с тем, еще в 1965 г. де Голль публично заявил о намерении Франции покончить с субординацией, квалифицируемой как «интеграция» в рамках Североатлантического договора. 21 февраля 1966 г. на очередной пресс-конференции де Голль заявил о

намерении Франции «восстановить нормальное положение в том, что касается суверенитета, при котором все, что является французским, будь то земля, небо, море или вооруженные силы, а также любой иностранный элемент, который оказался бы во Франции, больше не подчиняются никому, кроме одних только французских властей»10. В письме де Голля президенту США Л. Джонсону от 7 марта 1966 г., а затем в меморандумах французского правительства странам-членам НАТО от 10 марта 1966 г. вопрос о выходе Франции из интегрированного командования НАТО был поставлен официально, конкретно и детально, вплоть до сроков осуществления требуемых Францией мер по выведению ее вооруженных сил из-под командования НАТО и ликвидации на французской территории всей инфраструктуры НАТО (путем либо перевода в другие страны, либо передачи под французский суверенитет)11.

Решение де Голля о выходе из интегрированной структуры НАТО сыграло поистине историческую для самой Франции роль: она приобрела свободу решения о том, в каких обстоятельствах, в какой момент, против кого и где применять французские вооруженные силы, освободилась от угрозы автоматического вовлечения в чужой военный конфликт. Именно в этом суть акции де Голля, поставившей Францию в особое положение в западном лагере.

Следует отметить, что Франция не покинула НАТО. Она сохранила за собой место в политических структурах, и в первую очередь в атлантическом совете, а также в так называемых «гражданских» институтах НАТО.

Наряду с обновлением отношений с Соединенными Штатами, в число первостепенных задач, поставленных де Голлем с целью выведения Франции в ряды мировых держав, входила выработка самостоятельной, наиболее отвечающей французским национальным интересам линии в так называемом «европейском строительстве». В 1960 г. де Голь заявил: «Наша задача заключается в том, чтобы объединить Европу, а это значит объединить европейские народы, следствием чего станет объединение государств»12. В ходе своей конфронтации с Соединенными Штатами из-за НАТО де Голль стремился выступать от лица Западной Европы, а точнее, — Шестерки государств — членов «Общего рынка». Де Голль отводил видное место в своих планах созданию «малой Европы» в составе 6 стран — участниц ЕЭС, призванной отражать специфические европейские интересы и проводить самостоятельную политику, опираясь на сообщество в экономическом плане, а в военном — на ядерные силы Франции. Впервые он изложил свои идеи политического союза стран Западной Европы в ходе переговоров с Аденауэром в июне 1960 г., а вскоре довел их до сведения других членов сообщества. Через развитие всестороннего сотрудничества между этими странами и используя соответствующие специализированные органы, он предлагал прийти к европейскому политическому единству, а в дальнейшем к созданию конфедерации самостоятельных государств.

Для разработки структур союза шести западноевропейских государств был создан комитет, названный по фамилии его французского председателя «комитет Фуше». Подготовленный им проект предусматривал их совместную политику в области международных отношений, обороны, экономики и культуры. Внесенный в апреле 1962 г. на обсуждение министров иностранных дел Шестерки, этот проект не прошел из-за возражений Бельгии и Голландии.

Создание таможенного союза сначала шести, а с 1973 г. девяти стран Западной Европы и особенно учреждение единого сельскохозяйственного рынка имели для Франции важное экономическое значение как средство модернизации промышленности и обеспечения гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем ЕЭС, перерастающее в экономический и валютный союз, мыслилось французскими правящими кругами как база политического сообщества, в свою очередь трансформирующегося в «европейский союз», т. е. политическое объединение с соответствующими общими политическими институтами, вплоть до «совместной обороны». Однако де Голль, который видел в малой Европе еще один фактор утверждения величия Франции и укрепления ее меж-

дународных позиций, стремился направить «европейское строительство» таким образом, чтобы, во-первых, Франции принадлежала в нем если не доминирующая, то, во всяком случае, ведущая роль. А во-вторых, речь шла не о слиянии входящих в сообщество государств, как предлагал министр иностранных дел Бельгии Поль —Анри Спаак13, а о конфедеративном объединении суверенных государств по голлистекой формуле «Европа государств», что предполагало неприятие Францией наднациональных институтов. И, наконец, в-третьих — де Голль мечтал о «европейской Европе», т. д. независимой от США, и отвергал попытки растворения «малой Европы» в так называемом атлантическом сообществе, идею которого выдвинул президент США Дж. Кеннеди. Другими словами, и на этом направлении главной целью голлистской внешней политики было подчеркивание специфической роли Франции.

Попытки де Голля навязать свою линию «европейского строительства» не прошли бесследно. 30 января 1966 г. в Люксембурге был достигнут компромисс по принципу принятия решений. Была достигнута договоренность о том, что в совете министров ЕЭС следует «прилагать усилия к тому, чтобы добиться по важным вопросам единогласия». Принцип единогласия, как известно, позволяет не допустить принятия решений, противоречащих национальным интересам. Решительно воспротивился де Голль и попыткам атлантизации «европейского строительства» путем вступления в ЕЭС Великобритании на условиях, которые устраивали бы се и США, но не устраивали бы Францию.

Ведя борьбу за «европейскую Европу» против Вашингтона и Лондона, против «европеистов» из Брюсселя и Амстердама, де Голль пытался опереться на ось Париж — Бонн. Он исходил из того, что ФРГ нуждается в политической поддержке Франции, прежде всего в германском вопросе, но не собирался добиваться дружбы Бонна любой ценой. Известные пределы той поддержки, которую Франция соглашалась оказать Бонну, были поставлены де Голлем с самого начала: уже на пресс-конференции 25 марта 1959 г. он прямо предупредил Бонн, что он против постановки под вопрос установленных державами — победительницами германских границ «на западе, востоке, севере и юге». Это означало признание прежде всего границы между ГДР и Польшей по Одеру-Нейсе. 28 апреля 1959 г. министр иностранных дел Франции Морис де Мюрвиль в Национальном собрании высказался за «сохранение в Западном Берлине французского, американского и британского присутствия и нынешнего юридического статуса», что фактически означало непризнание притязаний Бонна на превращение Западного Берлина в одну из земель ФРГ.

Франция воспротивилась и открытию ФРГ какого-либо доступа к ядерному оружию, в том числе путем подключения ее к англо-американскому плану «многосторонних ядерных сил». Впоследствии эти позиции неоднократно подтверждались правительствами Пятой Республики.

Франко-западногерманское сотрудничество принесло свои плоды в «европейском строительстве». Европейское экономическое сообщество развивалось в жестокой борьбе интересов, переживало глубокие кризисы и периоды застоя, раздиралось неразрешимыми противоречиями и неизбежными тенденциями. Вместе с тем оно постепенно обретало плоть в формах, в основном утраивающих Францию. В 1966 г. были приняты решения, обеспечивающие создание общего сельскохозяйственного рынка одновременно с промышленным.

Перестройка французской внешней политики на ее основных направлениях («третий мир», НАТО, «европейское строительство», также отношения с СССР) привела к неизбежному столкновению интересов Франции и США и обострению франко-американских отношений. Ко всему прочему, Франция возглавила сопротивление стран ЕЭС американской торговой экспансии, особенно в том, что касается доступа американской сельскохозяйственной продукции на рынок Шестерки.

В 1965 г. де Голль поднял руку на всемогущество доллара, поставив под сомнение его валютные привилегии и потребовав перестройки международной

валютной системы Запада на путях возвращения к золоту в качестве ее основ. Это решение сопровождалось практическими мерами: 7 января 1965 г. Банк де Франс выдвинул требование к американскому казначейству об обмене значительной части французских долларовых резервов на золото. Речь шла о конверсии в золото 300 млн. долл. Из общей суммы, достигавшей 1,3 млрд долл. Тем самым золотая часть резервов банка поднималась с 74 до 80%, а США были поставлены в весьма затруднительное положение. Смысл французских решений и в этой области сводился к укреплению независимости Франции, а не к тому, чтобы просто досадить своему американскому союзнику.

В конце жизни де Голль заметил: «Я всегда ощущал, что объединяет народы, населяющие Европу: все они принадлежат к белой расе, исповедуют христианство, ведут сходный образ жизни. Они взаимодействовали в течение долгого времени в политической, экономической, культурной, научной и технических сферах, поэтому совершенно естественно для них объединится, имея в центре мира свой характер и свою организацию». Какую? Возможно, конфедерация. Этот термин употреблялся де Голлем постоянно, но не являлся единственным. 22 июня 1951 г. он утверждает: «Мы за европейскую федерацию»14. Неважно, федерация или конфедерация, речь идет о союзе между государствами, которые делегируют общей организации «часть их суверенитета в стратегической, экономической и культурных областях» (25 февраля 1953 г.)15. Можно обвинить де Голля в том, что он слишком рано решил положить конец зависимости Европы от США и понапрасну беспокоил своих соседей. Но в дальнейшем его стратегические планы нашли воплощение в жизнь.

Индивидуальность де Голля отложила отпечаток на всю внешнюю политику. Генерал Франции часто принимал неординарные решения. Уже с 1963 г. де Голль начал подвергать все более и более открытой критике политику США в Азии, а с 1964 г. Франция признала КНР. В следующем, 1965 г. Париж отозвал французских представителей из руководимого США военно-политического блока СЕАТО, который служил опорой для американцев в развязанной ими войне против Вьетнама. В 1967 г. Франция прекратила всякое участие в деятельности СЕАТО. Это было сделано, прежде всего, из нежелания разделять с Соединенными Штатами ответственность за агрессию против Вьетнама, от которой де Голль отговаривал в свое время президента Дж. Кеннеди, а потом отмежевался в своем заявлении от 29 августа 1963 г. С этого момента требование прекратить американское вмешательство во Вьетнам становится постоянным элементом французской внешней политики. В ряде документов 1966 г. (наибольшую известность получила речь дс Голля в Пномпене 1 сентября) Франция подтвердила свое неприятие американской войны во Вьетнаме, отвергла военное решение, высказалась за политическое урегулирование, выдвинув в качестве предварительного условия вывод американских войск16.

Одним из важных изменений явилась переориентация ближневосточной политики Франции на поддержку арабских стран. Это произошло после войны, развязанной Израилем в июне 1967 г. Де Голль был единственным крупным западным руководителем, который прямо предостерег израильское правительство против нападения на арабские страны. Франция выступила за урегулирование на Ближнем Востоке на основе осуществления резолюции Совета Безопасности ООН № 242 от 22 ноября 1967 г. Генерал наложил эмбарго на поставку французской военной техники всем странам, участвующим в конфликте, но это ударило главным образом по Израилю.

Переориентация ближневосточной политики позволяла укрепить и расширить французские позиции в арабском мире с его нефтью, другими важными сырьевыми ресурсами, рынком, в том числе рынком оружия, этой весьма крупной статьи французского экспорта.

Позитивные повороты французской политики в отношении Алжира, Вьетнама, Ближнего Востока и других стран и районов привели к укреплению политических позиций Франции в развивающихся странах. Опираясь на связи с этими страна-

ми, Франция увереннее почувствовала себя в других мировых делах. Более последовательной становилась ее линия на дистанцирование от Соединенных Штатов, что имело решающее значение для положения Франции в мире.

Совершив в 1964 г. турне по 16 странам Латинской Америки, де Голль везде клеймил политику США. Это не могло не вызвать раздражения у американского руководства. Раздражение американцев вызвало также то, что он не нашел времени заехать в США, хотя президент Дж. Кеннеди ожидал встречи с ним. В Вашингтоне были весьма недовольны посещением им провинции Квебек в Канаде, где перед ликующей толпой канадских французов он выкрикнул лозунг «Да здравствует свободный Квебек». Это привело к французскому скандалу в Канаде, в США были возмущены его вторжением в их вотчину17.

Для генерала де Голля понятие Европа включала в себя не только Западную Европу, но «Европу от Атлантики до Урала», неотъемлемой частью которой бы была Россия, так часто он называл СССР. С детства он сохранил в памяти «народный энтузиазм» при посещении Франции русским царем в 1896 г. во время становления «сердечного согласия» между двумя странами18. Генерал дважды посещал Советский Союз: первый раз в 1944 г. в качестве главы Временного правительства, второй раз спустя 22 года, как Президент V Республики. В годы его президентства франко-советские отношения поднялись на достаточно высокий уровень.

Во французской литературе, публицистике Шарля де Голля ставят в один ряд с великими людьми Франции, проводят аналогии с Наполеоном.

Сравнивая де Голля с Наполеоном, бывший посол во Франции Ю.В. Дубинин в своей книге справедливо замечает: «Наполеон оставил Францию после себя обескровленной и поверженной, а де Голль вывел Францию на первый план созидательной международной политики. При этом не следует опускать одно важное обстоятельство: вражда с Россией оказалась роковой для Наполеона. В то же время дружба де Голля с нашей страной помогла возвеличить Францию»19.

В облике Шарля де Голля видно главное качество государственного деятеля — державносте Его внешнеполитическая стратегия возвеличила Францию.

ПРИМЕЧАНИЯ

I Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны. 1941—1945. В 2-х тт. Т. 1. - М., 1983, с. 69.

*\

Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны 1941—1945. Документы и материалы. — М., 1959, с. 395.

•5

Черчилль У. Вторая мировая война. Т. 2. — М., 1991, с. 602.

4 Gaulle Ch. de. Discours et messages. V. 2. — P., 1970, p. 223.

5 Молчанов H.H. Генерал де Голль. — М., 1980, с. 322.

6 Gaulle Ch de. Memoirs d’Espoir. Le Renouveau 1958—1962. — P., 1970, p. 284.

7 Gaulle Ch. de. Discours et messages. V. 3., p. 228.

8 Gaulle Ch. de. Memoirs d’Espoir. Le Renouveau 1958—1962. — P., 1970, pp. 42—43.

9 Смирнов В.П. Голлизм в годы войны. Шарль де Голль 1890—1970. — М., 2000, с. 27.

10 L’annee politique, économique, sociale et diplomatique en France 1966, — P., 1967, pp. 226—271.

II Ibid.

12 Gaulle Ch. de. Discours et messages. V. 3. — P., 1971, p. 427.

13

См.: Богуславская O.B. Шарль де Голль и Поль-Анри Спаак: две концепции «Европы отечеств». Шарль де Голль 1890—1970. — М., 2000, с. 182—199.

14 Gaulle Ch. de. Memoirs d’Eepoir. Le Renouveau 1958—1962. — P., 1970, p. 196.

15 Ibid.

16 См.: Черкасов П.П. Франция и Индокитай, 1945—1975 (эволюция французской политики в Индокитае). — М., 1976, с. 91—98, 99—100, 140—141.

17 Ерофеев В.И. Встречи с де Голлем. Шарль де Голль 1890—1970. — М., 2000, с. 124.

Шарль де Голль. Военные мемуары. Призыв. — М., 1957, с. 30.

19 Дубинин Ю.В. Дипломатическая быль. Записки посла во Франции. — М., 1997, с. 167—168.

GENERAL DE GAULLE AND HIS PRIORITIES IN THE FRENCH FOREIGN POLICY

L.V. PONOMARENKO

World History Chair Peoples’ Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklay st., 117198 Moscow, Russia

The article concerns the foreign policy course of the well-known leader of the XXth century, the founder of the Fifth Republic in France, general de Gaulle. The main principles of his foreign policy known under the slogan «Prosperity of France» are stressed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.