Научная статья на тему 'Социально-экономические и культурные предпосылки модернизации библиотечного дела в Тамбовской губернии (1917-1928 гг. )'

Социально-экономические и культурные предпосылки модернизации библиотечного дела в Тамбовской губернии (1917-1928 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
386
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМБОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ / БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО / МОДЕРНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА / TAMBOV PROVINCE / LIBRARY SCIENCE / MODERNIZATION OF LIBRARY SCIENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ураева Ирина Викторовна

В статье рассматриваются социально-экономические и культурные предпосылки, под влиянием которых происходило развитие библиотечного дела Тамбовской губернии с 1917 по 1928 г. Представлены условия формирования учреждений культуры в советский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC AND CULTURAL PRECONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE LIBRARY SCIENCE IN THE TAMBOV PROVINCE (1917-1928)

In article social and economic and cultural preconditions under the influence of which there was a development of a library science of the Tambov province from 1917 to 1928 are considered. Conditions of formation of cultural institutions during the Soviet period are presented.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические и культурные предпосылки модернизации библиотечного дела в Тамбовской губернии (1917-1928 гг. )»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МОДЕРНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ (1917-1928 гг.)

И. В. УРАЕВА

В статье рассматриваются социально-экономические и культурные предпосылки, под влиянием которых происходило развитие библиотечного дела Тамбовской губернии с 1917 по 1928 г. Представлены условия формирования учреждений культуры в советский период.

Ключевые слова Тамбовская губерния, библиотечное дело, модернизация библиотечного дела.

После февральских и октябрьских событий 1917 г. культура все более и более становилась частью официальной партийной и государственной пропаганды. Наибольшее внимание оказывалось тем учреждениям культуры, которые обладали широким диапазоном воздействия: органам печати, кино, клубам, библиотекам.

Библиотеки рассматривались важнейшим элементом социокультурного развития общества. Они должны были взаимодействовать с различными государственными и общественными структурами, отдельными гражданами, заниматься вопросами науки, образования, культуры и искусства. Библиотеки оказывали существенное влияние на формирование информационной и культурной среды региона, способствовали сохранению и развитию духовной и национальной культуры населения.

Процессы культурной модернизации, развивавшиеся в Тамбовской губернии, шли в русле общегосударственных, но имели и свою специфику, обусловленную социально-экономической, политической и культурной ситуацией в губернии.

1 марта 1918 г. губернский съезд Советов провозгласил власть Советов в Тамбовской губернии и избрал исполком (исполнительный комитет) губернского Совета. С этого момента жизнь Тамбовского края стала быстрыми темпами изменяться, что, прежде всего, проявилось в обострении социально-экономической и политической ситуации: наблюдалось сокращение экономического производства, ухудшение хозяйственного и продовольственного положения городов, существенная трансформация всех сфер культурной жизни.

Ситуация в губернии долгое время оставалась нестабильной в связи с событиями гражданской войны и повстанческими действиями, наносившими

серьезный урон развитию промышленности, сельского хозяйства, культуры [2].

Тамбовская губерния к моменту установления советской власти являлась типично аграрной провинцией как с экономической, так и с демографической точек зрения и одновременно не отличалась высоким уровнем образования (из каждых 100 жителей 84 были неграмотны) [7]. Отсюда, принимая во внимание катастрофическое состояние экономики России в первые годы новой власти, становится понятным особое отношение главы советского государства.

В послереволюционный период заметно изменился социальный состав населения и при этом были практически ликвидированы наиболее образованные, культурные слои: не было крупных капита-ловладельцев, были уничтожены бывшие царские офицеры, что также существенно влияло на культурное развитие губернии в целом и на библиотечное дело в частности. К примеру, в библиотеках нашли свое отражение новые группы читателей.

Советская культурная модернизация строилась на основе политики национализации. Дворянские усадьбы, бывшие в дореволюционный период центрами духовной культуры провинции, в большинстве своем были просто разграблены и уничтожены. В Тамбовской губернии огромная часть усадебных коллекций известных дворянских родов (Загряжских-Строгановых, Воронцово-Болдыревых, Боратынских, Чичериных, Волконских и др.) была разграблена и сожжена.

Некоторые частные собрания послужили основой для создания и открытия новых библиотек. Следует отметить, что процесс проведения национализации позволил спасти книги из помещичьих усадеб от уничтожения. Впоследствии многие спа-

сенные собрания легли в основу библиотечных фондов [4, л. 23].

Экономические условия культурной модернизации в первое десятилетие советской власти формировались новой экономической политикой государства. Эта политика была рассчитана на преодоление разрухи, восстановление промышленности и сельскохозяйственного производства. Несмотря на провозглашение государственного финансирования, наблюдался постоянный дефицит средств и в период военного коммунизма, и в период нэпа.

Постепенно к 1927 г. были восстановлены посевные площади, сократилось число безлошадных и бескоровных крестьянских дворов [22]. По мере индустриализации в сельскую местность стало поступать значительное количество техники. Так, весной 1928 г. на полях Тамбовщины работало свыше 900 тракторов [21].

Развитие сельского хозяйства, его постепенная техническая модернизация требовали от крестьян освоения новых знаний в области агрономии и техники, что ставило определенные задачи перед системой образования и культурно-просветительной работы на селе. Неслучайно поэтому в губернии в 1920-е гг. выходило довольно значительное число периодических изданий, адресованных сельчанам (о чем подробнее будет сказано ниже). С большей частью выходивших изданий население могло познакомиться в библиотеках и избах-читальнях губернии.

Значение городов, оказывающих влияние на культурную модернизацию губернии, постепенно возрастало. На развитие культуры городов воздействовали изменения, произошедшие в области промышленности. Производственная пропаганда, как одно из основных направлений в работе библиотек, тесным образом была связана с развитием народного хозяйства. Промышленность в Тамбовской губернии до Октябрьской революции была представлена мелким производством в основном по переработке сельскохозяйственного сырья. Роль губернии в обрабатывающей и добывающей промышленности была ничтожно мала. После установления советской власти в экономике губернии произошли серьезные изменения: постепенно стали развиваться машиностроение и химическая промышленность.

Таким образом, в губернии в 1920-е гг. происходило формирование рабочего класса как опоры новой власти и проводника ее политических идей. Рабочие, связанные с промышленным производством, организованные в крупные коллективы, более активно, чем крестьяне воспринимали и осваивали новые культурные ценности, которые были им доступны во многих культурно-просветительных уч-

реждениях, в том числе и в библиотеках. Да и основная масса учреждений культуры сосредотачивалась в городах, в связи с чем была более доступна именно рабочим.

Государственный характер культурной модернизации обусловил создание специальных органов государственного и партийного управления этой деятельностью. В Тамбове были созданы Совет по народному образованию, губернский отдел народного образования, включающий подотделы: общий, школьный, дошкольного воспитания, внешкольный, музейный, театральный, национальных меньшинств. На местах в составе губернских, уездных, городских и волостных исполкомов были образованы соответствующие органы Наркомпроса.

Развитие культуры строилось на усилении идеологического контроля над обществом, формировании новой коммунистической идеологии. Поэтому одним из ведущих направлений внедрения новых идей и взглядов в массы стала публикация и распространение печатных изданий под контролем партийных органов. В частности, Наркомпрос подчинялся отделу агитации и пропаганды ЦК партии -Агитпропу.

Губернское отделение по распространению периодической печати начало действовать с 1 ноября 1918 г., в июле 1919 г. было создано губернское отделение Российского телеграфного агентства (РОСТА), 16 сентября 1919 г. - Союз журналистов, в июле 1920 г. - губернское отделение государственного издательства [14].

Особое значение играет тот факт, что основная масса периодических и продолжающихся публикаций поступала в фонд общедоступных библиотек. Но из-за недостатка бумаги и отсутствия средств на типографские расходы тиражи изданий были невелики и большинство из них быстро закрывалось.

Основу книгоиздательства составляла агитационная литература, представленная в библиотеках, на уличных стендах в виде листовок и брошюр для крестьян. В 1918-1920 гг. на Тамбовщине было издано 143 листовки и 46 брошюр, печаталось также большое число различных воззваний, плакатов.

Внедрение в сознание населения коммунистических идей предполагало разрушение старой религиозной, православной идеологии. В политику коммунистической партии входила активная борьба с религией, разрушение православия. До Революции

1917 г. церковные библиотеки создавались в целях духовного воспитания населения. Не случайно, в тот период было создано большое количество духовно-нравственной литературы, которая в новых условиях не совпадала с советской идеологией. Поэтому атеистическая работа занимала одно из ве-

дущих мест в политической деятельности местного аппарата власти, что нашло отражение в распространении антирелигиозной пропаганды в библиотеках.

Губком РКП(б) разослал всем укомам (уездным комитетам) единую программу антирелигиозного просвещения, реализация которой осуществлялась различными методами: разрушением храмов, травлей священнослужителей, закрытием религиозных школ, уничтожением икон и церковных книг и других ценностей.

К концу 1927 г. были ликвидированы все монастыри Тамбовской епархии, ее духовные учебные заведения, социальная структура, количество храмов снизилось не менее чем на 40 % от дореволюционного числа.

В рамках культурной модернизации ведущим направлением в 1920-е гг. стала ликвидация неграмотности среди взрослого дееспособного населения. В Тамбове губернскую комиссию по ликвидации неграмотности возглавил В. А. Антонов-Овсеенко. Ликвидация неграмотности объявлялась обязательным делом, уклоняющиеся от обучения рассматривались как дезертиры, лишались продовольственных карточек и привлекались к принудительным работам. В первые годы нэпа тяжелое материальное положение страны заставило сократить расходы на просвещение, что затрудняло ликвидацию безграмотности.

Перелом в ходе ликвидации неграмотности наступил в 1923 г., когда было создано массовое добровольное общество «Долой неграмотность!» (ОДН), которое в процессе своей деятельности активно взаимодействовало и с библиотеками. Оно ставило своей целью широкую агитацию, непосредственную работу по индивидуальному и групповому обучению, создание пунктов ликвидации неграмотности. На местах, в губерниях и уездах организовывали отделения ОДН, на предприятиях и в учреждениях -ячейки. На первом Всероссийском совещании общества (1924 г.) было принято решение о том, что губернские отделения общества организовывались в каждой губернии. Уездное отделение общества создается при наличии 10 ячеек в уезде [5, л. 1]. Всего в Тамбовской губернии функционировало четыре уездных отделения общества: в Козлове, Лебедяни, Липецке, Борисоглебске [5, л. 48].

Культурная модернизация затронула и систему образования. Формирование «нового человека», «убежденного коммуниста» начиналось с самого раннего возраста. До революции дошкольное воспитание в стране осуществлялось практически только в рамках семьи, так как частных яслей было мало и существовали они в основном в

городах. После революции возникла идея создания «народных» детских садов, открытие которых являлось предпосылкой для создания детских отделений при уездных, центральных городских и волостных библиотеках.

Все учебные заведения были переданы в ведение Наркомпроса, под руководством которого осуществлялась разработка новых школьных программ, включающих изучение истории установления советской власти, разъяснение Конституции и т. п. Создание учебных заведений формировало у пользователей потребность в учебной книге, читательский запрос развивался в соответствии с учебной программой. Начальное обучение осуществлялось в школах двух ступеней: первая (пять лет) - для детей от 8 до 13 лет, вторая (четыре года) -от 13 до 17 лет.

Всего за 1918-1927 гг. в губернии было построено школ на 12 583 ученических мест. За годы первой пятилетки было сооружено детских дошкольных учреждений на 716 мест [18, с. 118]. Несмотря на материальные трудности сеть образовательных учреждений постепенно расширялась, следовательно, увеличивалось количество библиотек, открывавшихся при них.

В январе 1928 г. Тамбовский губисполком принял постановление о введении всеобщего обязательного начального обучения в губернии [19, с. 46].

По мере развертывания хозяйственного и культурного строительства возрастало значение кадров, имеющих среднее специальное образование. В Тамбовской губернии к 1928 г. было открыто пять педагогических техникумов с трехлетним сроком обучения (в Тамбове, Лебедяни, Борисоглебске, Мор-шанске, в с. Новикове), ветеринарно-зоотехнический, строительный, медицинский, музыкальный техникумы в Тамбове и лесной - в Липецке, организованы школы фабрично-заводского ученичества и профтехшколы по профилю текстильной (в Мор-шанске, Рассказове) и металлообрабатывающей (в Тамбове, Липецке, Борисоглебске) промышленности [11, с. 15; 14, с. 15]. Во многих селах действовали школы крестьянской молодежи, где учащиеся получали, наряду с общеобразовательной подготовкой, необходимые знания по агрономии и зоотехнике. Первые такие школы появились в с. Большая Липовица, Сурава, Пахотный угол, Токаревка, Ста-роюрьево, Байловка, Калугино, Оржевка.

По данным губоно, к февралю 1928 г. в Тамбовской губернии насчитывалось 10 техникумов, 9 профшкол, 6 учебных мастерских, 5 школ фабрично-заводского ученичества. Это позволяет утверждать, что система среднего специального образования в губернии была достаточно развитой.

После революции 1917 г. на Тамбовщине стало развиваться высшее образование. В октябре

1918 г. был открыт Тамбовский университет (27 октября 1918 г.). В 1919 г. в губернии были открыты следующие высшие учебные заведения: сельскохозяйственный институт в Борисоглебске (25 марта 1919 г.) и институт народного образования (ИНО) в Тамбове (май 1919 г.) [12, с. 367]. Институт народного образования готовил учителей I и II ступеней, работников по дошкольному воспитанию и инструкторов по трудовому воспитанию, сельскохозяйственный - агрономов. Для обеспечения учебного процесса в высших учебных заведениях были открыты библиотеки.

2 ноября 1919 г. при Тамбовском университете был открыт вечерний рабочий факультет (рабфак), задачей которого являлась подготовка студентов для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях [1, с. 348]. С 1921 г. рабфак действовал в качестве самостоятельного вуза вплоть до 1930 г., когда на его базе был открыт Тамбовский агропеда-гогический институт.

Однако в начале 1920-х гг., в связи с хозяйственной разрухой, в стране началось закрытие провинциальных вузов. Летом 1921 г. губисполком, губпрофсовет (губернский совет профессиональных союзов), VII губернский съезд Советов неоднократно ставили вопрос о дальнейшем развитии Тамбовского университета, но, несмотря на это, 1 сентября 1921 г. он был закрыт [8, с. 38].

По инициативе врачей губернии был открыт Тамбовский бактериологический институт - Тамбовский институт эпидемиологии и микробиологии. Институт представлял собой исследовательское учреждение, включающее отделения: пастеровское, оспенное (приготовление оспенного детрита), вакцинное, сывороточное, аналитическое, патологоанатомическое, заразное отделение.

Значительную роль в научной жизни губернии сыграли работы выдающегося русского естествоиспытателя И. В. Мичурина. На основе разработанной им селекционно-генетической теории в г. Козлове была развернута интенсивная научно-исследовательская работа по выведению новых сортов плодовых и ягодных растений. Первичной базой исследований послужил основной питомник И. В. Мичурина, в 1918 г. превращенный в государственное хозяйство, на базе которого в 1928 г. была создана селекционно-генетическая станция плодово-ягодных культур [16, с. 154; 17, с. 87].

Кроме этого, для изучения опыта ведения сельского хозяйства были организованы Тамбовская (Чакинская) и Шатиловская опытные станции, луговая селекционная станция в с. Маруси-

но, Каменно-Степная им. В. П. Докучаева (ст. Таловая).

Состояние культурно-просветительных учреждений в некоторой степени определяло развитие библиотечного дела Тамбовской губернии. В этот период читателей становилось больше, их запросы были иные, чем в дореволюционное время. Однако в это время еще существовали социальные сословия, сформировавшиеся в Российской империи, которые привыкли обходиться личными книжными собраниями. Теперь в иных исторических условиях им приходилось удовлетворять свои читательские запросы в библиотеках, созданных новой государственной властью.

Сеть государственных учреждений культуры подверглась модернизации. Она формировалась на основе национализации. Объявив театры, кинотеатры, концертные залы, книжные магазины и другие учреждения сферы культуры общественной собственностью, государство получило реальные рычаги для реализации своей культурной политики [13, с. 35].

Особое внимание уделялось клубам, которые открывались при различных учреждениях и предприятиях. За 1918-1927 гг. в губернии было построено клубных учреждений на 8683 места. Содержание работы клубов включало развитие художественной самодеятельности и организацию культурного досуга населения, кроме того, их деятельность была направлена на повышение производительности труда и уровня технических и научных знаний [24; 25, с. 2].

Значительные преобразования в первое десятилетие советской власти произошли и в развитии музыкальной культуры Тамбовского края. В 1918 г. все музыкальные учреждения были переданы в ведение Наркомпроса.

Развитие музыкальных традиций на Тамбовщине связано с именами автора советских песен, «мастера хоровой музыки, собирателя народных песен» Д. С. Васильева-Буглая [21, с. 166]; пианиста, дирижера и педагога С. М. Старикова; композитора А. Г. Сметанина.

Под художественным руководством С. М. Старикова в губернском центре в 1921-1925 гг. работал оперный театр, в котором были поставлены оперы П. И. Чайковского, Ш. Гуно, М. П. Мусоргского, Р. Леонкавалло, П. Масканьи, оперетты И. Штрауса, Г. А. Джонса, Р. Планкетта и других композиторов [3, с. 62]. По инициативе С. М. Старикова были открыты специальные музыкальные школы для детей и взрослых в Тамбове, Моршанске, Кирсанове, Инжавино (всего 42 школы). В Тамбове был создан также государственный симфонический оркестр.

Единственным учебным заведением, выпускающим музыкальные кадры для г. Тамбова и губернии, являлось Тамбовское музыкальное училище, в библиотеку которого пользователи могли обращаться за нотными изданиями. В 1922 г. оно было переименовано в музыкальный техникум, усилиями педагогов которого Тамбовская губерния была признана центром одного из пяти музыкальных округов России, образовавшихся в 1919 г. В состав Тамбовского музыкального округа вошли Воронежская, Курская, Орловская и Брянская губернии [10, с. 189].

В 1927 г. А. А. Харьковым был основан академический хор Мичуринского дома работников просвещения, значительную роль в деятельности которого сыграли хормейстеры Б. Н. Ирхин, Е. Н. Родионова, В. П. Терехов, А. И. Котмамбекова, концертмейстер Г. В. Лысова [23, с. 22].

Произошли изменения в театральной жизни Тамбовской губернии. В 1918 г. актером А. Арту-новским был создан «Первый свободный советский театр».

Крупным событием в театральной жизни Тамбова стало открытие 6 февраля 1921 г. нового театра, которому вскоре было присвоено имя А. В. Луначарского. Он состоял из оперного и драматического коллективов [9, с. 80].

С 1918 г. оживляется творчество художников Тамбовского края, что связано преимущественно с коммуной художников «Творчество», возникшей в г. Козлове по инициативе А. М. Герасимова - впоследствии первого президента Академии художеств СССР. Первая тамбовская студия художников во главе с Ф. А. Масловым - организатором и руководителем художественной школы и художественнопедагогических курсов - представляла собой «трудовую артель», в которой функционировали отделы: декоративно-живописный, портретный, музейно-реставрационный, художественно-плакатный,

вывесочный и др. [14, с. 171] При подотделе искусств губнаробраза (губернского отдела народного образования) в марте 1920 г. была организована секция изобразительных искусств.

Важным событием стало основание в 1925 г. в Тамбове отделения Ассоциации художников революционной России, где начинали свой творческий путь художники Н. А. Отнякин и В. П. Белоцветова.

Внимание населения привлекал и кинематограф, первый сеанс которого состоялся в Тамбове 29 мая 1897 г. в зале Дворянского собрания. Советское кино начиналось с идеологизированной хроники по заказу В. И. Ленина: парадов, митингов, субботников, фильмов о закладке памятника К. Марксу в Москве и вскрытии мощей Сергия Радонежского.

Первые игровые советские фильмы вышли на экраны Тамбова в 1921 г., к 1923 г. в губернии насчитывалось 8 кинотеатров, киноустановки имелись также в рабочих клубах. В Тамбовской губернии в 1923 г. действовали 25 клубов с киноустановками, в 1925 г. - 43 [23, с. 233], что говорит о заметном развитии кинопроката.

В целом развитие музыкального, актерского искусства, кино повлияло на уже сформированные соответствующие культурные читательские запросы части населения. Также это оказало влияние на формирование новых читательских интересов, которые появились в новых исторических условиях.

После революции модернизировалась архивная и музейная сеть, советским правительством создавались государственные музейные и архивные фонды.

Период 1918-1924 гг. стал временем начала формирования музейной сети Тамбовской губернии. В 1918 г. музеи были переданы в ведение Нар-компроса. В мае 1918 г. при губернском отделе народного образования был создан подотдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины, возглавляемый известным краеведом, профессором П. Н. Черменским, первостепенной задачей которого стало спасение художественных ценностей музейного значения, организация их учета и хранения.

С 1918 г. открывались новые музеи: Тамбовский научный, Тамбовский художественный, Липецкий историко-археологический, Козловский естественнонаучный музей им. К. А. Тимирязева, Козловский художественный исторический, Кирсановский народный, музей в усадьбе Б. Н. Чичерина Караул.

В апреле 1918 г. был основан один из самых оригинальных и интересных музеев - Моршанский историко-археологический музей, созданный на базе коллекций археолога и краеведа П. П. Иванова и размещавшийся в здании бывшего мануфактурного магазина купцов Кавериных [1, с. 351].

В 1928 г. произошло создание губернского научного музея, в основу которого легли коллекции музея Тамбовской ученой архивной комиссии и художественного музея [6, с. 7]. Всего в 1920-е гг. в Тамбовской губернии действовало восемь музеев (к 1928 г. осталось шесть). В некоторых из них (например, в музее в усадьбе «Караул», в Тамбовском научном, Тамбовском художественном музеях) имелись библиотеки, фонды которых включали литературу по истории, искусству, культуре, краеведению [20, с. 29].

Архивное дело как часть культурной сферы Тамбовщины также приобрело государственный характер. В ноябре 1918 г. была создана особая ар-

хивная комиссия, принявшая от Тамбовской ученой архивной комиссии исторический архив, содержащий 14 фондов, чем было положено начало концентрации архивных документов и организации государственного архива в г. Тамбове. В 1919 г. образовался Тамбовский губернский архив, разделенный в 1925 г. на два: Тамбовский губернский архив Октябрьской революции и Тамбовский губернский исторический архив. В 1928 г. они были реорганизованы в окружные [15, с. 6].

Рассматриваемый период можно охарактеризовать как время ломки социальной структуры империи и формирования социальной структуры советского государства. Все процессы, происходившие в культурной сфере, осуществлялись в рамках полного государственного контроля, что не могло не отразиться на развитии библиотечного дела.

Литература

1. Алленова В. А. История Тамбовского краеведения (XIX в. - 30-е г.ХХ в.): монография. Тамбов, 2002.

2. Баранов В. П. Крестьянское восстание в Тамбовской губернии, 1920-1921 гг. Тамбов, 1991.

3. Блинкова И. С. Из истории развития музыкально-театрального творчества на Тамбовщине // Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края. Тамбов, 1997. С. 61-63.

4. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 403.

5. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 987.

6. Головащенко В. А. Из истории Тамбовского краеведческого музея (По материалам ГАТО) // Сборник научных трудов Тамбовского областного краеведческого музея. Тамбов, 2001. С. 5-13.

7. Есиков С. А. Демографическая ситуация и социальная характеристика Тамбовской деревни в период НЭПа (1921-1928 гг.) // Гуманитарные науки: проблемы и решения. СПб., 2003. С. 220-232.

8. Есиков С. А. Из истории Государственного университета в Тамбове (1918-1921 гг.) // Вопросы исторического краеведения Тамбовской области. Тамбов, 1988. С. 36-38.

9. Зимина И. Е. Островский на тамбовской сцене // Тамбов: история, современность, перспективы. Тамбов, 2007. С. 79-81.

10. Казьмина Е. О. Музыкальная культура Тамбовского края: вехи развития // История Тамбовского края: избранные страницы. Тамбов, 2004. С. 189-210.

11. Климкова М. А. «По наряду из Розряду...». Очерки из истории культуры Тамбовского края. Тамбов, 2004.

12. Культурная жизнь в СССР: 1917-1927. Хроника. М., 1975.

13. Культурная политика России: история и современность. М., 1998.

14. Культурное строительство в Тамбовской губернии. 1918-1928. Воронеж, 1983.

15. Малинина В. С. Архивы губернии и области // 60 лет Тамбовской области, 200 лет Тамбовской губернии. Тамбов, 1997. С. 4-7.

16. Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Тамбовская область. М., 1978.

17. Мичуринск / под ред. Р. В. Воротникова. Воронеж, 1969.

18. Пеньков В. Ф. Из практики осуществления культурной революции в Тамбовском крае (1926-1932 гг.): историко-политологический аспект проблемы // Общественно-политическая жизнь российской провинции XX век. Тамбов, 1997. С. 109-119.

19. Свиридов А. И. Культурное строительство на Тамбовщине в годы первой пятилетки // Вопросы исторического краеведения Тамбовской области. Тамбов, 1987. С. 45-47.

20. Силин В. Ф. Музеи Тамбовской губернии и их современное состояние // Известия Тамбовского общества изучения природы и культурны местного края. 1925. № 1. С. 29-31.

21. Страницы истории Тамбовского края. Воронеж, 1986.

22. Тамбовская область за 50 лет Советской власти. Тамбов, 1967.

23. Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004.

24. Ураева И.В. Развитие библиотечного дела Тамбовской губернии в контексте тенденций культуры (1917-1928 гг.) // Вестник Тамбовского университета. Приложение к журналу. Тамбов, 2009. С. 101-128.

25. Янов В. Из деятельности Центрального рабочего клуба в Козлове // Тамбовская правда. 1923. 17 марта. С. 2.

* * *

SOCIAL AND ECONOMIC AND CULTURAL PRECONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE LIBRARY SCIENCE IN THE TAMBOV PROVINCE (1917-1928)

I. V. Urayeva

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In article social and economic and cultural preconditions under the influence of which there was a development of a library science of the Tambov province from 1917 to 1928 are considered. Conditions of formation of cultural institutions during the Soviet period are presented.

Key words: Tambov province, library science, modernization of library science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.